ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ США ЖУт-т ВЕКОВ ЧЕРЕЗ ИСТОРИКОБЫТОВОЙ ТАНЕЦ
СУДАКОВА Е.
Известно, что XX век отмечен постепенным отходом от позитивистского дробления гуманитарных знаний, от тех или иных форм технологического, экономического, социального или политического детерминизма. Одновременно идет становление новой более универсальной и основательной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества.
Во многих высших, средне-специальных или средних учебных заведениях предпочтение отдается изучению истории и культурологии.
Соединенные Штаты Америки, будучи одной из крупнейших держав современного мира, оказывают разностороннее влияние на важнейшие процессы и тенденции мирового развития и представляют значительный интерес для изучения культуры.
Следует учитывать тот факт, что американская нация образовалась в процессе своеобразной переплавки многих поколений иммигрантов почти со всех уголков земного шара в котле американизации.
В формировании американской нации огромное значение всегда имела и имеет концепция национальной идеи, национального самосознания. Национальные мифы, образы, стереотипы, традиции, обычаи, взятые в совокупности вместе с корректировками, вносимыми развитием цивилизации, реальностями конкретной исторической эпохи, составляют ткань национального самосознания, во многом определяющую поведение, помыслы, идеалы, установки, ориентации людей, как представителей той или иной нации в различных сферах общественной жизни, в отношении своей страны, нации, политической системы, остального мира и, конечно же, своей культуры. Они дают философскую и обыденную значимость фактам повседневной жизни.
Особое значение имело то, что этот процесс формирования единой нации разворачивался на огромном континенте. В течение менее чем 75 лет 13 колоний на атлантическом побережье превратились в огромное государство, в 20 раз превышающее по размерам и населению первоначальное ядро.
Североамериканских колонистов привязывали к метрополии их приверженность английскому искусству, литературе, архитектурным формам, английским вкусам, манерам, традициям и обычаям, а также военно-политические, экономические и иные узы. Жители колоний еще в середине XVIII в. были преданными патриотами Британской империи, однако уже к последней трети XVIII в. в ходе длительного развития в общих чертах сложились некоторые существенные факторы, необходимые для формирования американской нации со специфическим для нее национальным сознанием. Речь идет об общности экономических интересов североамериканских колонистов, противостоящих экономическим интересам Британской империи, общности территории, на которой они совместно проживали уже в течение более полутора столетий, общности языка и т. д. К тому периоду сложились некоторые важные элементы социально-психологической и духовной общности американцев. Война за независимость наполнила материальным содержанием слова одного из отцов-основателей Патрика Генри, сказанные им на первом континентальном конгрессе: «различия между вирджинцами, пенсильванцами, нью-йоркцами и жителями Новой Англии более не существует. Я теперь не вирджинец, а американец». С тех пор бывшие колонисты рассматривали себя не как подданных Британской империи, а как представителей совершенно новой американской нации. Америке, в частности, предстояло утвердить себя в качестве самостоятельной нации, формировать свой образ жизни, создать свою собственную литературу, сугубо американские формы искусства, в том числе и танец, сформировать национальные цели и т. д.
Американское национальное сознание, как отмечает известный историк Г.С. Коммейджер, было «творением самого народа». Его ткань составляли «фермеры, пограничники, рыбаки и охотники, юристы мелких городов, деревенские учителя» и т.
д.2
По мнению ряда буржуазных авторов, у американцев не существовало каких-либо специфических культурных и духовных элементов, которые давали бы основание идентифицировать их как самобытную нацию. В качестве главного аргумента они приводили тот факт, что язык, закон и литература американцев связывали их с Великобританией. Отсутствие же древних традиций и обычаев лишало их исторических корней, которые, например, для народов стран Европы служили мобилизующим началом в переломные моменты истории. Так, по мнению Г.С. Коммейджера, в Старом свете люди были связаны «вековыми традициями», «тысячами приверженностей», «тысячами прецедентов», «тысячами компромиссов» и «тысячами воспоминаний». Американская же нация не знала «традиций, приверженностей или воспоминаний о прошлом»3.
В действительности же романтизированные устные и письменные предания о переезде первых пилигримов через океан, идиллические картины жизни первых поселенцев в диком окружении, пуритане, призывавшие создать в Америке «град на холме» в пример всем другим народам, «день благодарения» и многое другое стали к тому времени прочно укоренившимися национальными символами и мифами, почитаемыми всеми американцами. Конец франко-английской войны 1763 г., завершившейся переходом Канады от Франции к Великобритании и тем самым ликвидировавшей постоянную угрозу американским колониям с Севера, способствовал лишь ускорению процесса кристаллизации основных элементов американской национальной культуры, которые складывались в течение всей их 150летней истории. Поэтому доводы относительно того, что американцы не знали традиций, приверженностей и воспоминаний о прошлом, представляются преувеличенными. К тому же сам Коммейджер - один из лучших знатоков американской истории и американского национального сознания пишет: «Американский характер явился продуктом взаимодействия наследия и среды, каждый из которых характеризовался разнообразием и сложностью. Ибо наследие было не только английским, но и европейским, не только семнадцатого и восемнадцатого веков, но и двух тысячелетий. То, что Америка была детищем Великобритании, было общепризнано, а то, что корни ее культуры и ее институтов восходят к Греции, Риму и Палестине не следовало забывать»4. С этой мыслью нельзя не согласиться, поскольку американцы в подавляющем своем большинстве являются выходцами из европейских стран и в этом смысле являются наследниками культурной традиции Европы.
Как отмечает историк Д. Чэндлер, «XVIII в. ознаменовал интеллектуальное и физическое рождение Америки. XIX в.- эру ее территориального расширения, а XX в. стал свидетелем выдвижения новой нации на мировую арену»5.
Важное влияние на формирование идеи американской нации и национального сознания и культуры оказала так называемая «американизация» следовавших друг за другом волн иммигрантов, изменивших физический, социальный и политический облик страны. Недаром бывший президент Дж. Кеннеди называл американцев «Нацией иммигрантов».
Но при этом, колонисты английского происхождения не только преобладали численно, но и пользовались политической и культурной гегемонией. Как пишет известный историк Дж. Хайем, «подобно голландцам в Нью-Йорке, англичане во всех колониях в период до революции считали себя не иммигрантами, а основателями поселенцев, важной частью, формировавшей колониальное население. Им принадлежали сфера политики, язык, формы труда и поселений, а также многие
умственные привычки, к которым иммигрантам предстояло приспособиться»6. Очевидным признаком английского культурного преобладания явилось утверждение английского языка в качестве главного языка общения между колонистами. «Победа и принятие английского языка утверждал в 1814 г. будущий губернатор Нью-Йорка Де У.Клинтон,- явились главными средствами, переплавившими нас в единый народ и уничтожившими те грубые предрассудки и насильственные враждебности, которые создавали стену отчуждения между жителями одной страны»7.
Примечательной особенностью иммигрантов являлась их тесная сплоченность, опора на добровольный союз. Поэтому процесс культурной адаптации и взаимодействие различных религиозных, этнических и политических организаций не вызывал глубоких противоречий. Это было новым, чисто американским явлением, не имевшим аналога в Старом свете.
При оценке факторов и процессов формирования идеи американской нации, национального самосознания и культуры следует отметить также то, что первоначально Америке предстояло преодолеть комплекс провинциализма в области литературы и искусства. Если американцам легко было убедиться в том, что их национальный гений проявляется, прежде всего, в экономическом прогрессе, то несколько иным было положение в культурной и интеллектуальной сферах. Если в странах Европы культурные, литературные, музыкальные, художественные традиции насчитывали многие века, то этого нельзя было сказать об Америке.
В колониальный период Америка, особенно в области литературы и искусства, зависела от Англии.
В вопросах моды колонисты брали за образцы одежду королевских губернаторов и членов их семей. Не без основания многие как в самой Америке, так и в Европе даже в первые десятилетия XIX в. считали, что Америка не имеет своей оригинальной культуры и искусства.
И действительно, в первые десятилетия существования США по сравнению с высокой европейской культурой американская культура значительно отставала как в плане профессионального мастерства, так и в художественно-эстетическом отношении. Более того, европейцы долгое время не проявляли желания признать американскую культуру как таковую. Сетуя на это, получивший довольно широкую популярность в середине XIX в. журнал «Демократическое обозрение», проводил мысль о том, что статус и авторитет того или иного художника зависят не от его творческих способностей, а от статуса и авторитета его страны. В первом же номере говорилось о том, что «наше сознание находится в рабстве у прошлой и нынешней литературы Англии»8.
Поэтому естественно, что сразу после революции вопрос о развитии специфически американской культуры выдвинулся на передний план. Так, Р.У. Эмерсон в работе «Американский ученый» (scholar) выражал надежду, что Америка осознает и реализует универсальный человеческий идеал индивидуальной свободы и независимости. Причем, как писал историк литературы Б.Спенсер, для Эмерсона «американский дух был важен не потому, что он был американским, а потому, что он составлял самодостаточную веру в настоящее и будущее»9.
О патриотизме и национальной гордости американцев, переходящих иногда даже в самобахвальство, писал А. де Токвиль: «Все свободные народы гордятся собой, но проявление национальной гордости у всех различно. Американцы в своих отношениях с иностранцами не выносят, по-видимому, ни малейшего осуждения и в то же время ненасытны к похвалам...»10.
Подобные преувеличения во многом являлись результатом того, что долгое непризнание Европой самобытного характера американской культуры и литературы вызывало у части американской интеллигенции ответную реакцию в виде формирования своего рода «культурного» и «литературного» национализма.
Особым образом развивалось и хореографическое искусство. Специфичная танцевальная культура на территории Северной Америки существовала задолго до приезда «белых» колонистов.
Танцы американских индейцев были направлены на воспитание отваги и храбрости, выработки ловкости и наращивания мышечной энергии. Они исполнялись под монотонные напевы одного или нескольких голосов.
Колонисты принесли с собой свою собственную хореографию. В «грубом Новом Свете» не были забыты изящество и благовоспитанность.
В редкие минуты отдыха простые люди предпочитали танцевать вместе со своими соседями и, по возможности, даже отправляли своих дочерей в танцевальные школы для обучения манерам и достижения грациозности.
Зачастую танец присутствовал в драматических постановках любительских и полупрофессиональных трупп уже в первых десятилетиях восемнадцатого века. Чрезвычайно популярными стали джиги и хорнпайпы; вызывали восхищение танцы, исполняемые канатоходцами. Видный исследователь-историк Вальтер Терри был уверен, что шутки и пантомимы Арлекина, Скарамуча и других действующих лиц произошли от старой европейской комедии Дель' Арте11.
Но для профессионального танца и танцоров все было далеко не так уж гладко и легко. Первые постоянные поселенцы, добравшиеся в Америку из Англии, были поборниками кальвинизма, пуританами. Пуритане исповедовали суровую религию, запрещавшую многие развлечения: театр (они закрыли помещение театра на 20 лет при Кромвеле), некоторые виды танцев, искусство скульпторов (разбивали лица каменных святых в своих красивейших церквях), музыку, за исключением духовных церковных гимнов. Европейские колонисты частично перенесли на Американский континент эти правила. В результате многие историки стали полагать, что пуритане были противниками танца. Но это не совсем так.
Появились и другие колонисты - англикане в Вирджинии и Каролине, голландские протестанты в Нью-Йорке (впоследствии Новый Амстердам), квакеры в Пенсильвании, гугеноты в Северной Каролине, моравские братья в Пенсильвании и Северной Каролине, французские и испанские католики в Луизиане. Но доминирующим влиянием по-прежнему пользовались англичане, преимущественно пуритане, абсолютно искренне уважавшие и почитавшие заветы Библии, в которой танец одобрялся. По мнению пуритан, танцы не могли исполняться совместно мужчинами и женщинами, таковые они не признавали и также возражали против танцев, способных вызвать отношения распущенности. Кроме того, не одобрялись танцы, исполняемые профессиональными артистами. Все это определило особый путь становления американской танцевальной культуры.
Вальтер Терри в книге «Танец в Америке» отмечает, что северные колонисты настороженно относились к профессиональным артистам - актерам, певцам, акробатам, танцорам. Запреты, обрушившиеся на театр и танцевальные академии в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии в колониальное и пост революционное время, вероятнее всего, были вызваны повсеместным мнением, что представители театрального мира безнравственны и аморальны, поскольку не могут зарабатывать себе на жизнь в сфере производства, торговли и предоставления связанных с ними услуг. Такая точка зрения, подозревающая в артистах что-то не очень хорошее, в определенной степени дожила и до наших времен.
Так или иначе, пуритане полностью танец не запрещали. Они запрещали лишь некоторые виды танцев. Соответствующие указания были составлены в 1658 г. группой бостонских пасторов в знаменитой работе «Стрела в адрес танца нечестивого и поощряющего смешение лиц разного пола».
В течение веков после того, как христианская церковь исключила танцы из своих ритуалов в 13 веке, единственным применением танцев в христианской Европе стало
их исполнение на празднованиях, торжествах и вечерах для облегчения процесса знакомства и общения лиц разных полов, а также «высвобождения добрых животных духов». «Танцы использовались, чтобы обнаружить, находятся ли любовные пары в добром здравии и каково состояние мышц их конечностей, после чего мужчинам позволялось поцеловать своих спутниц, а те, в свою очередь, могли почувствовать, не исходит ли неприятный запах, подобный запаху испорченного мяса, от дыхания целующих, так что в дополнение к другим факторам, характерным для танцев, эта процедура стала существенной для благополучия общества», - писал французский монах Туано Арбо в 1588 г12.
Агнес Де Милл в книге «Американские танцы» пишет о влиянии танца в аристократическом обществе: «Эти манеры при дворе и в танцевальном зале вместе с костюмами и драгоценностями вкупе с впечатлениями от красивых ног играли такую же важную роль для политических честолюбцев, как и сильное лобби в Вашингтоне в наши дни»13.
Повышение роли танцев привело к обязательности у придворных умения красиво танцевать, поскольку в противном случае они просто не были бы допущены ко двору. Стремление занять какой-либо пост в правительстве как в Старом, так и Новом Свете было естественным ввиду реального получения в руки больших властных полномочий. Колониальное мелкопоместное дворянство в Америке стало усердно учиться у мастеров хореографического искусства всем французским формам - вольте, гальярде, canaries (быстрый испанский танец), а гражданское общество пристально отслеживало все то, что исполнялось в поместьях и в больших залах.
В богатых слоях Америки наиболее предпочтительными танцами по своему влиянию и распространенности были английские танцы сельской местности «каунтри» - рядные, круговые (хороводные) и танцы-квадраты. В новой среде они незначительно изменились, требуя больше места, становясь быстрее, продолжительнее, стремительнее и энергичнее.
В Америке танцевальные фигуры выполнялись против часовой стрелки, хотя в старой деревне движения всегда производились по часовой стрелке14. К тому же некоторые наборы танцевальных движений длились 15 минут при непрерывном исполнении. Американцы были выносливыми людьми, способными в полной мере участвовать по вечерам в танцах после тяжелых сельхозработ в течение дня. Подобные танцы сохранились до настоящего времени в форме «каунтри» во всех сельских районах США.
В начале XVII века был популярен американский танец-квадрат с фигурами кадрили и контрданса (running set or square dance), который включает четыре группы танцующих, стоящих лицом друг к другу в квадрате. В XVIII веке танцы на балах стали более утонченными и более изысканными.
Покрой платья и фасон обуви изменился: дама была похожа на изящный хрупкий цветок, она передвигалась небольшими изящными шагами на высоких полупальцах.
Популярными стали ригадон, паспье, буре, джига, а несколько позже - менуэт и гавот, а также вирджиния-рил - американский танец в стиле каунтри-данс, поставленный сэром Роджером Каверли. В танцах, исполняемых на балах, упор делался на тщательно продуманные движения ног, украшенные чередующимися движениями рук, важную роль при этом играли осанка и изысканные манеры. В те времена знание этикета было силой, а не помехой. Этикет культивировался с особым вниманием.
В танцах XVIII века соприкасались лишь кончики пальцев рук партнеров. Агнесс Де Милл упоминает интересный факт: Джордж Вашингтон, «отец Америки», всегда держал правую руку за спиной, чтобы избежать рукопожатий со своими гостями и соседями15. В танце полностью отсутствовали ведущие и ведомые. Нельзя было
позволять себе называть партнера по имени. Главным было сохранение личного достоинства.
Первая американская революция коренным образом изменила понимание этикета. Цениться стали простота и непосредственность. Де Милл пишет, что Бенджамин Франклин оказался во дворе короля Луи XVI без пудры и украшений, без подвесок и драгоценностей, но его замечательные остроумие и мудрость подтолкнули французскую знать к тому, чтобы одеваться проще и умереннее16.
В те времена народные танцы в Америке все более и более принимали форму стиля каунтри, как у Роджера де Каверли, но многие люди по-прежнему оставались снобами. Они приглашали из-за границы мастеров танцевального искусства, все еще ощущая себя колонистами. Хотя Америка и обрела независимость, ее население не торопилось расставаться с прежними привычками. Новые танцы и новые формы экспрессии в определенной степени брали свое, но мелкопоместное дворянство продолжало копировать принятые в обществе европейские танцы.
Все европейские танцы (как придворные, так и типа каунтри) имели одну общую характеристику - четко выраженный недостаток физической близости разнополых лиц. На танцплощадке или в танцевальном зале полностью отсутствовало что-либо похожее на обнимание партнеров. Случайные знакомства считались слишком рискованными. И хотя американские танцы ввиду более энергичных движений, возможно, были несколько грубее европейских форм, правила вежливости и галантности продолжали культивироваться среди мелкопоместного дворянства и особенно на границах, где женщин было очень мало.
Неожиданно в Европе после наполеоновских войн произошли значительные изменения. На танцплощадках быстро прижилось изменение положений тел в танцующих парах - мужчина охватывал женщину руками, находясь к ней лицом к лицу, телом к телу. И в Америке, несмотря на революцию, стали делать так же. Американцы продолжали заимствовать все виды искусств и манеры Старого Света.
XIX век стал свидетелем ломки стереотипов, вывода на первый план личности, высвобождения романтической выразительности в науке и искусстве. Мужчины и женщины стали раскованнее.
Но, к примеру, при первом представлении вальса еще в XVIII веке многие увидели риск в столь непривычной позиции танца. В XIX веке танцующие партнеры обнимали друг друга. Естественными были ограничения. Тела на самом деле не соприкасались. Между ними всегда оставалась тонкая полоска света от свечей или газовых ламп. Обнаженная часть руки не касалась обнаженной части тела. Этому всегда препятствовали носовой платочек или перчатка. Кроме того, одежда женщины представляла собой некую разновидность панциря, подобного панцирю ракообразных, но стягивающего тело настолько туго, что она иногда падала в обморок просто из-за того, что не могла дышать. Фактом стала талия размером 36 см. Туалеты богатой женщины в XIX веке были парижскими. Дорогая одежда по возможности украшалась семейными драгоценностями, способными выделить женщину среди других и послужить своеобразной приманкой для мужчин. Соответствующие советы по подбору туалетов и всех необходимых аксессуаров модницам девятнадцатого столетия можно найти у популярного преподавателя танцев XIX в. мистера Хилгрува17.
Танцы XIX века не были столь изысканными и сложными, как танцы XVIII века. Многие из них отражали новые ритмы - вальс, «скоттиш» (шотландский танец), полька, мазурка, галоп, котильон.
Последовательность танцев обычно решалась хозяевами приема и прописывалась на карточках, вручаемых всем гостям. Шаги танцев исполнялись в определенном порядке, и были построены на пяти балетных позициях, характеризующихся выворотными стопами и вытянутыми подъемами.
Постановка бытовых танцев была должным образом раскрыта во многих трудах и заметках по бальному танцу. Алан Додсворз, именитый учитель танцев XIX века оставил следующие требования в главе «Поза» своей книги «Танец и его отношения с социальной жизнью»:
«Верхняя часть тела должна быть слегка наклонена вперед, бедра раскачиваются вперед и назад, вызывая ощущение отрыва пяток от пола; голова смотрит прямо, ноги вытянуты, руки свободно опущены по бокам, локти слегка развернуты, так чтобы руки мягко сгибались»18.
Шаги или рисунки танцев обычно укладывались в определенный порядок, но он мог изменяться по воле ведущего (caller), роль которого часто выполнял скрипач или один из танцоров. Он наблюдал за правильностью исполнения танца и был значимой общественной фигурой, выступал в роли некоего учителя танцев «распорядителя» фигур, шагов и их последовательности выполнения, иногда даже по специально написанным программам19. Время от времени он должен был с ходу давать упреждающие команды танцорам, которые в результате точно знали, что необходимо исполнить далее по ходу танца. В некоторых случаях ведущие вечеров и учителя танцев изобретали собственные па и комбинации, зачастую включавшие использование реквизита, такого как цветочные букетики, блестки, шелковые шарфы20. Самые лучшие распорядители становились знаменитыми за остроумие, находчивость и способность схватывать ритм.
Как и ранее бал считался большим социальным событием. На балах принимались важные в жизни людей решения: пары связывались обязательствами помолвки или ее прекращения, вступления в брак; там же разрешались многие деловые вопросы. Без умения красиво и элегантно танцевать ни один молодой человек не мог сделать карьеру в армии, в дипломатических кругах или даже в бизнесе, ни одна девушка не могла выйти в свет. Они брали уроки на протяжении всей своей молодости.
Одной из популярных черт бала XIX века было исполнение котильона- танца, в котором несколько пар танцующих бесконечно чередовались и менялись. Иногда этот танец продолжался несколько часов кряду.
Котильон, сочетая в себе танец и игру, позволял мужчине и женщине общаться в пределах соответствующей ситуации.
Практически все танцы, естественно, были европейскими и оставались неизменными вплоть до начала XX века.
Изменения музыкальных стилей в огромной степени повлияли на бытовой танец девятнадцатого века. Разнообразие музыкальных направлений соответствовало всем его стилям и формам. Новое двух шаговое па в XIX веке быстро перешло в «галоп»-бытовой танец, характеризующийся несколькими сменами шага и прыжковыми движениями21.
В результате популярности позиции бок о бок, танцоры начали избегать использования выворотного балетного положения ног, характерного для бытовой хореографии XIX века. Этого опасались многие учителя танцев, которые в своем обучении опирались на законы классического танца.
Учитель танцев Джордж Додуорз (сын Алана Додуорза) возражал против двух шагового па в одном из своих писем:
«Движения «двух шагового» так просты и легки, что любой начинающий с небольшим знанием танцевальных па и с долей уверенности мог бы подхватить танец имея совсем малую практику...»22.
Еще одним музыкальным стилем, оказавшим влияние на бальный танец, был медленный вальс, в дальнейшем известный как «бостон». Его исполняли под сентиментальные баллады, такие как «После бала» Чарльза К. Харриса. С распространением «бостона» возник особый шаг- «бостон дип»- «тонущее» быстрое движение, выполняемое синхронно обоими партнерами. Определенно можно
утверждать, что и местные танцевальные стили, довольно неожиданные и очень красивые, развивались непосредственно на американской почве.
В XIX веке на Среднем Западе в восточной части штата Нью-Йорк и в Новой Англии расположились коммуны религиозной секты шейкеров, которых в какой-то степени можно отнести к театральной сфере, так как они проводили танцевальные церемонии. В Новом Свете шейкеры твердо укрепились во время Американской революции. Их вера была принесена из Англии, ставила барьеры браку и всем сексуальным отношениям, фокусировала внимание на создании в Новом свете безгреховного общества. Точно так же, как их предшественники из древних сект, они свято верили, что ангелы танцевали на небесах и что через танец грех выходит из их тел.
На первый взгляд выглядит странным, как в течение XVIII века религиозное общество, построившее свои ритуалы на танцевальных действиях, могло развиваться в стране, которая была не в состоянии определиться в отношении запретов на танец и в которой влияние пуританских традиций было крайне сильным. Но, прежде всего, следует помнить, что коммуны шейкеров не исполняли предназначенные для демонстрации зрителям народные и популярные танцы. Их танцы не были также и частью службы. Но они происходили из некой духовной сферы (что отмечено в Библейских источниках), обеспечивавшей близость к пуританскому мировоззрению.
Хотя шейкеры не способствовали развитию именно театрального танца, они сохранили в Новом Свете концепцию религиозного танца, берущего начало из христианских, а не языческих источников. А вот в последующих поколениях они уже стимулировали у хореографов двадцатого столетия попытки творческого развития именно театрального танца.
В целом новой стране требовалось придать больше жизненных стимулов для людей, особенно в редкие моменты их отдыха, а также продемонстрировать хоть какие-нибудь свои преимущества перед Старым светом. В то время как танцевальные формы общин шейкеров были изолированы от остальной части Америки, а театральной хореографии приходилось маневрировать между зрительской симпатией и неодобрением правительства, в аристократической среде расцветал бытовой танец. Так, президент Вашингтон и члены его правительства с удовольствием танцевали сами и быстро поняли ценность бытовой хореографии в процессе обучения и воспитания собственных детей. Продолжал развиваться и традиционный народный танец - изучались новые шаги танцев, заимствованных из-за границы. Молодая республика, перейдя из восемнадцатого века в девятнадцатый, слегка преобразовала и излюбленные танцы, такие как «Вирджиния рил», «клог», «Пол Джонс», кекуок».
То, что деятели церкви с неодобрением смотрели на профессиональную сцену, нисколько не мешало людям танцевать. Артистам же приходилось маскировать свои сценические постановки под «лекции» в надежде обойти правила, ограничивавшие деятельность театра. Это и позволило сохранить им сценический танец.
Историко-бытовой танец знакомит с музыкальной и танцевальной культурой разных стран и эпох. Многие сведения о развитии танца можно получить и при изучении других дисциплин: истории, литературы, музыки. На уроках истории и в общеобразовательных, и в средне-специальных, и в высших учебных заведениях слушатели в разделах по культуре получают информацию о развитии театра, который непосредственно был связан с историко-бытовым танцем. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с описаниями танцев (У.Шекспир: «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта»; Л.Н. Толстой: «Война и мир» -великолепное и правдивое описание первого бала Наташи Ростовой, А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). В посвященных описаниям балов строках Баратынского, Одоевского, Бестужева-Марлинского, Пушкина содержатся не только поэтические образы, но и точные примеры времени. Во многих мемуарных источниках мы находим сведения о балах. Например, М.Ф. Каменской - дочери Ф.П. Толстого, М . И . Глинки и др.
Среди многих видов искусств особое место для школьников занимает хореография. Она неразрывно связана с их физической подготовкой, а также естественным образом позволяет приобщить учащихся к сокровищницам мировой истории и культуры. Хореография особенно важна для детей, у которых преобладающим каналом получения информации является кинестетический.
В музыкальных школах на хореографическом отделении, школах искусств, в хореографических ансамблях существует такая дисциплина, как история балета. На этих уроках дети более подробно и обстоятельно знакомятся с теорией и историей хореографического искусства.
Для воплощения многогранных реалистических образов от исполнителя требуется свободное владение актерской техникой и всеми видами сценического танца. Первоначальные знания и навыки в постижении многообразия танцевального языка актеры получают в школе. В число предметов, способствующих всестороннему воспитанию артистов балета, вошел и историко-бытовой танец.
Спектакли на темы русской и зарубежной классической литературы
(«Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Медный всадник»,
«Утраченные иллюзии», «Кавказский пленник», «Золушка» и многие другие), историкореволюционные балеты («Пламя Парижа», «Юность»), героико-эпические
произведения («Аудроне») содержат немало эпизодов и сцен, где главным
выразительным средством стал именно историко-бытовой танец.
Современный балетный репертуар требует от балетмейстеров и исполнителей точных и обширных знаний этого предмета. Постановщики обязаны безошибочно определять эпоху возникновения и расцвета каждого танца, знать, в каких слоях общества он исполнялся, уметь установить связь и зависимость танца от быта и еще многое другое.
Исторический танец должен предстать в спектакле как «воскресшая живопись прошлых эпох». Вот почему при сочинении композиций по мотивам исторических танцев самое главное внимание необходимо уделять их смысловому содержанию.
Эта сложная работа балетмейстера значительно облегчается, когда он имеет дело с артистами, которые еще в стенах школы восприняли исторические танцы не как отвлеченно-абстрактные схемы, а как живой, образный язык прошлых эпох.
Помимо хореографических училищ историко-бытовой танец преподается на балетмейстерском факультете Российской академии театрального искусства (РАТИ). Но если в балетном училище основная задача курса — ознакомление с наиболее типичными формами исторического танца, его элементами и манерой исполнения, то на балетмейстерском факультете студенты овладевают методом сочинения собственных композиций по мотивам историко-бытового танца. Знакомясь со всевозможными танцевальными стилями, подлинными музыкальными источниками, будущие хореографы обогащают свою творческую палитру, учатся воссоздавать картины прошлых эпох. Они привыкают пользоваться историческим танцем как средством образной характеристики. Особенно большое значение придается расшифровке старинных записей танцев и схем. Студенты хореографического отделения РАТИ знакомятся со всеми видами сценического и народного танца, общественно-политическими, историко-театральными и музыкальными дисциплинами. На этом отделении студенты не только детально изучают исторический танец, но и постигают методику его преподавания.
На последнем курсе студенты приобщаются к самостоятельной исследовательской работе. Они восстанавливают танцы прошлых эпох на основе музыкальных, литературных и особенно живописных источников.
О необходимости тщательного изучения произведений изобразительного искусства говорил еще в XVIII в. знаток хореографии Ж. Новер: «Я желал бы, сударь, в целях успешного развития моего искусства, чтобы те, которые себя предназначают для танца и сочинений действенных балетов, шли по пути, который я прошел. Пусть
они постигнут, наконец, что без любовного изучения изящных искусств они смогут создавать только несовершенные творения, лишенные вкуса, грации, изящества и в то же время смысла...»23.
В сложившихся реалиях современного образования объяснимо желание использовать в работе со школьниками, студентами методику преподавания историкобытового танца на уроках истории и других предметах эстетического цикла на основе культурно-исторического подхода.
В данном случае могут быть созданы условия для освоения новейших достижений развития гуманитарного знания. Стремление следовать логике развития гуманитарных и социально-экономических дисциплин ставит следующие задачи:
1. Показать становление западноевропейской цивилизации, в том числе и США, ее историю, проследить специфические стереотипы сознания и поведения, имеющие определенные материально-вещественные структуры.
Для этого необходимо выявить межпредметные связи с литературой, географией, историей балета, театра, костюма и др.; сформировать представление об образе жизни и ментальности человека данной эпохи с присущими специфическими стереотипами сознания и поведения, нормами морали, материально-предметными структурами.
2. На основании анализа литературы выявить типологические особенности историко-бытового танца в разных эпохах.
Для этого необходимо обучить ориентации в разных эпохах и странах по особенностям хореографии; развить устойчивый интерес к истории хореографии, выработать творческий исследовательский подход.
3. Исследовать динамику мотивации к изучению истории посредством использования историко-бытового танца как учебного материала. Создать необходимый положительный настрой для работы. Сформировать умение работать в коллективе и индивидуально, уважительное отношение друг к другу.
Для успешной работы необходимо организовать работу с документами и историческими источниками с целью получения образного представления о конкретных танцах и составляющих их движениях; с учетом полученных образных представлений сформировать практические умения по выполнению танцевальных движений в хореографических постановках; выявить оптимальные индивидуальные уровни познавательной самостоятельности учеников, студентов и с учетом этого планировать их учебную деятельность и практические роли в постановках на всех этапах урока; через теоретическую подготовку и практические навыки добиться закрепления знаний по истории и другим смежным дисциплинам в целом.
Такого рода работа применима для всех, кто в некоторой степени знаком либо желает познакомиться с хореографией, но прежде всего в учебных заведениях с углубленным изучением предметов эстетического цикла, так как подразумевает опору на уже имеющиеся знания, способность ориентироваться во французской хореографической терминологии, умение расшифровывать записи танцев, знакомство с костюмами различных стран, эпох, социальных слоев.
При проведении уроков по данной тематике в средней школе целесообразно применять следующие методы организации:
• словесный, используется при изложении нового материала - теории историкобытового танца; он подразделяется на устный - непосредственное общение учителя и учеников, печатно-словесный - печатные тексты вместе с устным словом;
• наглядный, используется при демонстрации и разборе многочисленных иллюстраций, видеокадров, при показе некоторых движений и др. Например, показ исторической картины включает различные элементы - предварительную
постановку вопросов, рассмотрение и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы;
• практический, используется при разучивании и демонстрации историкобытовых танцев во время репетиций и концертных выступлений;
• комбинированный объяснительно-иллюстративный метод.
Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В поиск включаются познавательные и практические задачи -работа с документами, иллюстрациями, текстами и др. Также рекомендуется использование письменно-графических приемов работы. Дети могут конспектировать теоретические сведения. Например, при разучивании танцев необходимо уметь составить запись танца, сделать зарисовки движений, костюмов.
Приемы изложения новой темы включают характеристику, сюжетное повествование, объяснение и другое. Возможно сочетание эмпирического и теоретического уровней. Повествование должно быть логически последовательно, связно, образно, доступно. Средства обучения - иллюстрации и картины.
История культуры позволяет выделить периоды исторического развития. Каждый период создает особые доминанты, определяющие ментальность и образ жизни человека данной эпохи. Материально-предметная среда, окружающая человека, находится в неразрывном единстве с поведенческой, деятельной сферой. Предметный мир обладает не только чисто утилитарными, прагматическими характеристиками. Существует «язык» культуры, когда предметный мир наделяется знаковым, символическим кодом определенных смыслов и значений. Предметные реалии создают в своей совокупности «культурный контекст».