Столыпинский вестник №1/2022
Научная статья Original article УДК 33.339.544
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ
DEVELOPMENT OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM AS THE ECONOMIC SAFETY MECHANISM OF THE STATE BY RUSSIAN CUSTOMS ADMINISTRATION
Тепцова Нина Андреевна, магистрант кафедры финансового менеджмента, Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» (400015 Россия, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (985) 067-33-77, n.teptsova96@mail .ru
Teptsova N.A. graduate student of the Department of Financial Management, State Fiscal Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy" (400015 Russia, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4), 8 (985) 067-3377, [email protected]
Аннотация
Сегодня, в соответствии со стандартами Киотской конвенции, управление рисками в таможенной службе России — это базисный принцип
Столыпинский вестник
применяемых современных методов таможенного контроля, который дает возможности оптимального использования ресурсов органов таможни, не уменьшая при этом эффективность их контроля, освобождая большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля.
Annotation
In accordance with the standards of the Kyoto Convention risk management system in Russian Customs administration is the core principle of the modern Customs control methods today. It allows optimally to use the resources of Customs administration without reducing the effectiveness of their control, release most of the participants in foreign economic activity from excessive red-tape. Ключевые слова: таможенные органы РФ; система управления рисками; профили риска; самонастраиваемая СУР
Keywords: Customs administration of the Russian Federation; risk management system; risk profiles; adaptive risk management system.
Введение: Таможенные органы РФ призваны обеспечить экономическую безопасность государства (ЭБГ), внедрить механизм повышения эффективности предоставления госуслуг. Деятельность таможенных органов тесно связана с повышенными рисками. От её эффективности зависят полнота поступления в государственный бюджет доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и национальная безопасность страны в части противодействия торговле запрещёнными товарами, отмыванию доходов, вывозу капиталов и международному терроризму [1-2].
Однако развитие мировой торговли и увеличение темпов международной торговли товарами требует максимального ускорения совершения таможенного контроля, и таможенные органы оказываются в ситуации, когда необходимо ускорить проведение всех контрольных мероприятий без снижения их результативности. Применение системы
управления рисками (СУР) в таможенном деле прописано в базовых международных документах в области мировой торговли и таможенного дела. На положениях международных стандартов Всемирной таможенной организации (ВТамО) базируется функционирование большинства таможенных служб мира.
Цель исследования состоит в обосновании вопросов применения и развития на перспективу системы управления рисками в рамках обеспечения таможенными органами страны ее экономической безопасности.
Методы и материалы исследования. При внесении изменений в существующую СУР таможенных органов РФ учитываются опыт работы международных таможенных служб, а также разные подходы, предлагаемые теорией управления рисками, которые возникают в процессе осуществления ВЭД субъектами бизнеса.
В таможенном деле основные понятия и принципы СУР были нормативно закреплены с введением в 2003 г. нового таможенного законодательства [3]. Проделана большая работа по совершенствованию законодательной базы в области СУР. Итогом был Приказ ФТС России № 11 от 11.01.2008 г. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле их актуализации и отмене» [4].
Приказ регламентировал работу в области СУР, раскрыл основания и порядок применения механизма минимизации рисков, которые возникают при таможенном оформлении. Основной инструмент упомянутого механизма при осуществлении должностными лицами органов таможни таможенного оформления и таможенного контроля - профиль риска [5].
В настоящее время дефиниция «профиль риска» прописана в ст.376 ТК ЕАЭС. Она гласит: «профиль риска» - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков» [6].
Результаты исследования и их обсуждение. Результат оценки риска — это основа для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков. Профиль риска — это базовый инструмент СУР, который дает возможности воздействия на риск и его минимизацию [6]. Такие профили имеют место на государственном, субъектном и местном уровнях страны.
Основная задача СУР заключается в выявлении рисков нанесения вреда и устранении или максимальном нивелировании отрицательных последствий вреда путем принятия эффективных управленческих решений.
Современной международной политической и внешнеторговой обстановками постоянно вносятся значительные корректировки в программу развития таможенных органов в РФ. Органами таможни ставятся все новые задачи в направлении обеспечения экономической безопасности страны и, конечно, необходимо дальнейшее совершенствование СУР в сфере таможенного дела с учетом международных стандартов, опыта функционирования национальных таможенных администраций разных стран.
Современный период в работе таможенных органов в РФ можно охарактеризовать значительными изменениями, которые направлены на создание комфортных условий для осуществления бизнеса и основаны на рекомендациях ВТамО, иных международных организаций и практике ведущих стран мира в сфере действия СУР.
Фундамент изменений в сфере осуществления таможенных операций, таможенного контроля и управления рисками в этой сфере - это перевод декларационного массива из таможенных постов и региональных таможен в центры электронного декларирования (ЦЭДы). Все оформление в РФ сконцентрировано в 16 таких «фабриках декларирования». Благодаря этому, был разделен документальный и фактический контроль товаров: декларации оформляют в ЦЭДах, а физически груз проверяют на таможенных постах.
Это дает возможности сведения к минимуму уровню внешнего «влияния» на принимаемые решения.
Руководитель ФТС России В.Булавин заявил: «Мы находимся на финишной прямой по пути к практически стопроцентному декларированию в ЦЭДах. Это позволило добиться единообразия выпуска: до реформы один и тот же товар в различных таможнях мог оформляться по-разному, что порождало немало разногласий и критики в наш адрес. Сейчас эта проблема исключена. Теперь потоками документов проще «дирижировать», направляя декларации к свободным инспекторам внутри каждого ЦЭДа. Именно благодаря современным технологиям впервые в истории таможни мы на системном уровне устраняем возможность для коррупционных явлений, разрываем контакт предпринимателя с выпускающим инспектором. Переход на работу через ЦЭДы позволил снизить степень участия инспекторов при таможенном оформлении товарных партий» [7].
Итог вышеуказанных мер и действий - время автоматической регистрации для добросовестных участников ВЭД на таможне - 2 мин., автовыпуска - около 3 мин. На оформление безрисковых партий товаров в среднем тратится не более 4-5 мин. [7].
Постепенно изменяется и само восприятие пункта пропуска на границе: он становится интеллектуальным и будет представлять собой единую информационную систему, куда стекаются данные с инспекционно-досмотровых и весогабаритных комплексов, систем радиационного контроля и иных средств таможенного контроля. Далее эта информация будет автоматически анализироваться, параллельно будут запущены системы электронной очереди и диспетчеризации. Стройная работа всех этих компонентов должна обеспечить безостановочное прохождение пункта пропуска для безрисковых партий товаров.
Создание в России и ЕАЭС единой системы прослеживаемости товаров позволит анализировать цепочки поставок товаров с момента их
выпуска таможней до реализации конечному потребителю в торговой точке. Такая система должна автоматически выявлять факты ввоза, продажи и перепродажи нелегальной продукции.
К концу 2020 г. была создана «электронная таможня», которой присущи: создание АПС «Личный кабинет участника ВЭД», ЕЛС плательщиков таможенных платежей; автоматизация применения СУР; автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров.
Этап, связанный с внедрением элементов СУР в таможенное оформление и таможенный контроль, с формированием Концепции СУР уже завершен, как завершена и реализация методологических и информационно-технических мероприятий. СУР вышла на завершающий этап своего развития - совершенствование механизма [5].
Успешно достигнув поставленных целей в ходе реформ прошедших трех лет, была заложена основа «таможни будущего», осуществляется планирование на более длительный период. Стратегия-2030 -основополагающий документ, по которому будет развиваться служба в ближайшее десятилетие. Целью таможенных органов РФ является полное автоматическое совершение таможенных операций с использованием передовых цифровых технологий. Таможенное администрирование должно стать быстрым и удобным для бизнеса высокотехнологичным процессом [8].
В новых институциональных условиях создание эффективной СУР и ее развитие - необходимое и обязательное требование реформирования таможенной службы с целью эффективного выполнения поставленных задач. При этом принципами создания гибкой автоматизированной и самонастраиваемой СУР в рамках осуществления Стратегии развития таможенных органов РФ до 2030 являются [8]:
- применение искусственного интеллекта; технологии, базирующейся на принципах Data Mining;
- обмен результатами применения СУР с федеральными органами исполнительной власти;
- интеграция сегментов СУР таможенных служб стран-участниц ЕАЭС;
- информационное взаимодействие с бизнесом.
Результатом развития СУР должен стать минимальный уровень проведения таможенного контроля для обеспечения соблюдения законодательства с максимальной эффективностью.
Дальнейшее развитие СУР в новых условиях автоматизации и цифровых технологий - приоритетное направление развития таможенных органов и движение к «интеллектуальной таможне» 2030 года. Движение к «интеллектуальной таможне» можно отобразить в виде рисунка [7].
5.
Интеллектуальны й пункт пропуска
4.Оценка уровня риска каждой партии товаров в режиме реального времени
3. Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС
2. Современные платежные решения
1. Семантический анализ электронных разрешительных
документов
Рисунок - Направления реализации создания «интеллектуальной
таможни»
СУР, применяемая в практике работы российской таможенной службы, достигла значительных результатов. При внесении изменений в существующую СУР широко учитывался не только опыт работы
международных таможенных служб, но и разные подходы, предложенные теорией управления рисками, возникающими в процессе деятельности субъектов ВЭД.
На современном этапе развитие СУР направлено на повышении эффективности ее применения в деятельности таможенных органов. В этой связи проводимая таможенными органами работа позволяет в рамках развития СУР пересматривать критерии категорирования и порядок проведения анализа информации о деятельности организаций, осуществляющих ВЭД, в целях содействия развитию приоритетных отраслей экономики и созданию привлекательного инвестиционного климата [9].
Дальнейшее развитие таможенной службы РФ пойдет согласно принятой Стратегии развития до 2030 г., в которой определены целевые ориентиры и главные направления, и задачи развития этой службы на долгосрочную перспективу.
Вывод. Задача своевременного и качественного предоставления таможенных услуг в виде внедрения в деятельность ФТС России современных мировых стандартов по упрощению и гармонизации таможенных процедур в рамках электронной (цифровой) таможни, создание автоматизированной СУР, их контроля на основе методов аудита создают основу полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты интересов отечественных производителей и максимального содействия внешнеторговой деятельности.
Литература
1. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/
2. Качанова Л.С. Мониторинг и оценка уровня финансовой безопасности региона / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №9 (134). - С. 528-531.
3. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45391/
4. Приказы Федеральной таможенной службы. Информационно-правовая база данных РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ipbd.ru/docs/gov/federalnaya-tamozhennaya-sluzhba/prikazy/?page=3
5. Кузминова О.А. Система управления рисками как основа совершенствования таможенного контроля / О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, О.Н. Афанасьева, Т.А. Саадулаева // Столыпинский вестник-2021. - №4. DOI: 10.244122713-1424-2021-10036.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/95bff3c3e7d43c 52b5a973884657f2796374a3fe
7. Интервью руководителя ФТС России В.Булавина НТВ. 25.12.2020 г. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/customsonline.ru/s/5732-fts-rossii-osnovnye-itogi-dejatelnosti-za-11-mesjacev-2020-goda.html
8. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59 b101c046143d08662125b1b4032/
9. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.
References
1. Bondarenko A.M. Improvement of the technological component of the economic security of the state / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, T.A. Saadulaeva // Moscow Economic Journal. . - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/
2. Kachanova L.S. Monitoring and evaluation of the level of financial security of the region / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, T.A. Saadulaeva // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 9 (134). - S. 528-531.
3. Order of the State Customs Committee of the Russian Federation of September 26, 2003 No. 1069 "On Approval of the Concept of the Risk Management System in the Customs Service of the Russian Federation" - [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 45391/
4. Orders of the Federal Customs Service. Information and legal database of the Russian Federation - [Electronic resource] - Access mode: https://ipbd.ru/docs/gov/federalnaya-tamozhennaya-sluzhba/prikazy/?page=3
5. Kuzminova O.A. Risk management system as a basis for improving customs control / O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, O.N. Afanaseva, T.A. Saadulaeva // Stolypin Bulletin - 2021. - No. 4. DOI:10.244122713-1424-2021-10036.
6. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) - [Electronic resource] - Access mode:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 215315/95bff3c3e7d43c 52b5a973884657f2796374a3fe
7. Interview with the head of the FCS of Russia V. Bulavin NTV. December 25, 2020 - [Electronic resource] - Access mode: https://yandex.ruturbo/customsonline.m/s/5732-fts-rossii-osnovnye-itogi-dejatelnosti-za-11-mesjacev-2020- goda.html
8. Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2020 No. 1388-r "Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030" - [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59 b101c046143d08662125b1b4032/
9. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of implementing tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 2. - S. 37-41.
© Тепцова Н.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2022.
Для цитирования: Тепцова Н.А. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2022.