Научная статья на тему 'МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФТС РОССИИ'

МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФТС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / ВЕЩЕВОЕ ИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Даниил Викторович, Мельник Виктория Вячеславовна

Одной из приоритетных задач в деятельности таможенных органов на сегодняшний день является как обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в целом, так и экономической безопасности в частности. В рамках реализации данной задачи от ФТС России требуется полномасштабное тыловое обеспечение. Система государственных закупок является обязательным элементом функционирования органов государственной власти, средством обеспечения общественных потребностей. Целью исследования является анализ действующей системы закупок в деятельности Главного управления тылового обеспечения и разработка рекомендаций по минимизации рисков в системе закупочной деятельности для обеспечения компетенции Федеральной таможенной службы России. В рамках настоящего исследования были проанализированы особенности тылового обеспечения ФТС России, в частности, направления совершенствования закупочной деятельности ГУТО. Особое внимание уделялось проблемам, связанным с возникновением рисков и предложены решения, способствующие минимизации данных рисков. В рамках выполнения публично-правовыми образованиями основных обязательств, рекомендовано создание прозрачного процесса организации закупок, направленных на эффективный контроль на каждой стадии закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Даниил Викторович, Мельник Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMIZING RISKS IN THE PROCUREMENT SYSTEM OF THE MAIN LOGISTICS DEPARTMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Ensuring the economic security of the Russian Federation is a priority task in the activities of customs authorities. To fulfill the tasks set by the Federal Customs Service of Russia, timely and full-scale logistical support is required. The public procurement system is an obligatory element of the functioning of public authorities, a means of ensuring public needs. The purpose of the study is to analyze the current procurement system in the activities of the Main Logistics Department and develop recommendations for minimizing risks in the procurement system to ensure the competence of the Federal Customs Service of Russia. The features of the organization of logistics in the system of the Federal Customs Service of Russia and, in particular, the directions of improving the procurement activities of the Main Logistics Department are considered. The possible risks associated with the logistics of customs authorities are investigated in detail, as well as ways to minimize them are presented. It is recommended to create an end-to-end procurement cycle, analyze and compare key parameters of contracts in order to ensure that public legal entities fulfill their obligations, as well as the control of each stage of procurement, end-to-end control over its effectiveness.

Текст научной работы на тему «МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФТС РОССИИ»

Научная статья Original article

УДК: 339.543

МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК ГЛАВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФТС РОССИИ

MINIMIZING RISKS IN THE PROCUREMENT SYSTEM OF THE MAIN LOGISTICS DEPARTMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE

OF RUSSIA

Морозов Даниил Викторович, студент 4 курса ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: dv. morozov@customs-academy.ru, тел. +7 (985) 845-11-12

Мельник Виктория Вячеславовна, студентка 4 курса ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: vv.melnik@customs-academy.ru, тел. +7 (917) 566-41-33

Morozov Daniil Viktorovich, 4th year student of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: dv.morozov@customs-academy.ru, tel. +7 (985) 845-11-12

Melnik Victoria Vyacheslavovna, 4th year student of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: vv.melnik@customs-academy.ru, tel. +7 (917) 566-41-33

ГЛ

Столыпинский

вестник

Аннотация. Одной из приоритетных задач в деятельности таможенных органов на сегодняшний день является как обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в целом, так и экономической безопасности в частности. В рамках реализации данной задачи от ФТС России требуется полномасштабное тыловое обеспечение. Система государственных закупок является обязательным элементом функционирования органов государственной власти, средством обеспечения общественных потребностей. Целью исследования является анализ действующей системы закупок в деятельности Главного управления тылового обеспечения и разработка рекомендаций по минимизации рисков в системе закупочной деятельности для обеспечения компетенции Федеральной таможенной службы России. В рамках настоящего исследования были проанализированы особенности тылового обеспечения ФТС России, в частности, направления совершенствования закупочной деятельности ГУТО. Особое внимание уделялось проблемам, связанным с возникновением рисков и предложены решения, способствующие минимизации данных рисков. В рамках выполнения публично-правовыми образованиями основных обязательств, рекомендовано создание прозрачного процесса организации закупок, направленных на эффективный контроль на каждой стадии закупок.

Annotation. Ensuring the economic security of the Russian Federation is a priority task in the activities of customs authorities. To fulfill the tasks set by the Federal Customs Service of Russia, timely and full-scale logistical support is required. The public procurement system is an obligatory element of the functioning of public authorities, a means of ensuring public needs. The purpose of the study is to analyze the current procurement system in the activities of the Main Logistics Department and develop recommendations for minimizing risks in the procurement system to ensure the competence of the Federal Customs Service of Russia. The features of the organization of logistics in the system of the Federal Customs Service

of Russia and, in particular, the directions of improving the procurement activities of the Main Logistics Department are considered. The possible risks associated with the logistics of customs authorities are investigated in detail, as well as ways to minimize them are presented. It is recommended to create an end-to-end procurement cycle, analyze and compare key parameters of contracts in order to ensure that public legal entities fulfill their obligations, as well as the control of each stage of procurement, end-to-end control over its effectiveness.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба России, экономическая безопасность, тыловое обеспечение, государственные закупки, государственное имущество, вещевое имущество

Keywords: Federal Customs Service of Russia, economic security, logistics, public procurement, state property, personal property

Введение. Деятельность таможенных органов неразрывно связана с обеспечением экономической безопасности государства. Федеральная Таможенная служба Российской Федерации значительным направлением своей деятельности определяет эффективное развитие инфраструктуры, а так же формирование улучшенного тылового и социального обеспечения. Данное направление деятельности необходимо для обеспечения персонала таможенных органов условиями, которые будут благоприятно воздействовать на осуществление профессиональной деятельности. Эффективность деятельности таможенных органов неразрывно связана с работой тыловой службы, что предъявляет к ней соответствующие требования. [1-3].

Фактически, состояние тыловой службы оказывает влияние на развитие таможенной инфраструктуры, материально-техническое оснащение, а также жизнеобеспечение ее объектов, уровень социально-медицинского обеспечения должностных лиц.

Требования, предъявляемые к состоянию тыловой службы, отражают

стратегические цели повышения эффективности деятельности всего аппарата таможенной службы. Однако, существующие в настоящее время проблемы в данной отрасли подтверждают актуальность исследования темы.

Целью исследования является анализ действующей системы закупок в деятельности Главного управления тылового обеспечения и разработка рекомендаций минимизации рисков в системе закупочной деятельности для обеспечения компетенции Федеральной таможенной службы России.

Материалы и методы исследования. Важной задачей тыловой службы является материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов. Спектр поставляемых в таможенные органы ресурсов чрезвычайно широк: «современные технические средства для проведения таможенного контроля и оформления, ресурсное обеспечение автотранспортными средствами и мобильной спецтехникой, поставка авиационных, морских и речных транспортных средств, обеспечение таможенных органов вооружением и специальными средствами защиты, поставка средств идентификации и, конечно же, вещевое ночной продукции и обеспечение должностных лиц таможенных органов, учитывающее специфику исполнения ими служебных обязанностей, а также обеспечение отдельных категорий должностных лиц таможенных органов продовольственными пайками» [4].

Организационно-методическая работа, включающая разработку и совершенствование нормативно-правовой базы, изучение оптимальных схем поставки ресурсов, обеспечение взаимодействия звеньев тыловой службы -свидетельствует об оперативном и эффективном исполнении обязанностей тыловой службы.

Как известно экономической науке, любое действие или бездействие, будь это предпринимательство или социальная, некоммерческая деятельность или, как в исследуемом случае, даже деятельность тылового обеспечения таможенный органов несет в себе неопределенность, а

следовательно риск [5].

Основные риски, возникающие в рамках деятельности тылового обеспечения таможенных органов связаны, в первую очередь, с недостаточностью данных о предприятиях-поставщиках. Таможенный орган, являясь заказчиком, рискует в данных условиях получить товар (услугу, работу) низкого качества, столкнуться с нарушением сроков, оговоренных в контракте, или же с полным отсутствием поставки товаров [6].

В целях избежания данных рисков, таможенным органам необходимо разработать механизмы, направленные на совершенствование как самого процесса размещения государственного заказа, так и процедурам предшествующим размещению государственного заказа, в частности:

• маркетинговое исследование рынка товара;

• определение качественных и количественных характеристик товара (работы, услуги), определение целесообразных размеров закупаемых партий и интервалов поставки;

• корректное юридическое составление проекта государственного контракта.

Результаты исследования и их обсуждение. Контракт, заключаемый при государственном заказе, приобретает особую значимость, поэтому уже на стадии проекта таможенным органам необходимо определять четкие условия, связанные с количеством и качеством товаров (работ, услуг), санкциями к поставщику при невыполнении условий, форс-мажорными обстоятельствами. Также необходимо обеспечить возможность внесения изменений в условия поставки. В данном случае от поставщиков требуется своевременное предоставление информации о ситуациях, связанных с неисполнением условий договора и возможными рисками, возникающими в рамках исполнения контракта. Таким образом, тщательная подготовка проекта контракта и конкурсной документации способствует минимизации рисков.

Наибольшим рискам при размещении заказов подвергаются заказы на строительно-монтажные работы. Это связано со сложностями в выборе объекта строительства и (или) монтажа, проектированием и сдачей их в эксплуатацию. Наиболее эффективным инструментом, способствующим минимизировать данные риски, является процедура экспертизы и страхования рисков.

Страхование строительно-монтажных рисков выступает в качестве обязательного условия при подписании некоторых государственных контрактов. Данная процедура страхования рисков позволяет заказчику минимизировать потери посредством:

• возмещения ущерба объектам, находящимся в процессе строительства или монтажа;

• возмещения ущерба имуществу страхователя на строительной площадке (складские помещения, строительные машины и механизмы и т. п.);

• возмещения ущерба существующим зданиям на строительной площадке, принадлежащим страхователю;

• возмещения вреда, причиненному страхователем третьим лицам при проведении строительно-монтажных работ;

• возмещения непредвиденных расходов, возникающих у страхователя в гарантийный период.

На эффективность деятельности тылового обеспечения таможенных органов значительное влияние оказывают финансовые риски. Данные риски возникают вследствие нарушения процедуры размещения государственного заказа, приводящие к ограничению конкурентного выбора поставщиков, и другим нюансам законодательства, касающихся сферы государственных закупок.

Сокращение бюджетных ассигнований таможенным органам может стать следствием нарушения планов государственных закупок, что напрямую связано с формированием доходов федерального бюджета. Нарушение

процедур размещения государственного заказа, вызванные несвоевременным перечислением на счета таможенных органов денежных средств, приводит к невыполнению плана приобретения товаров (работ, услуг). В целях избежания возникновения указанных рисков необходимо обеспечить эффективную работу деятельности финансовых подразделений таможенных органов.

Проблемы, существующие в данной сфере, требуют от государства проведение работ, связанных, в первую очередь, с разработкой и совершенствованием законодательства в сфере государственных закупок. Также необходимо обеспечение контроля за коррупционной составляющей, разработка мер по минимизации рисков, связанных с поставкой некачественных товаров, увеличение прозрачности процедур размещения государственных заказов и расширение участия в них субъектов малого бизнеса.

В настоящее время, с учетом проблем в данной сфере, актуальным является создание понятия типового государственного контракта и библиотеки типовых государственных контрактов. Это позволит обеспечить единообразие форм документов, необходимых при разработке проекта государственных контрактов.

Объектами типовых контрактов должны выступать стандартизированные товары (работы, услуги). Также это может быть деятельность, связанная с проведением научно-исследовательских работ, приобретением технически сложной продукции, продукции военного назначения и т. д. При этом следует отметить, что данный контракт должен включать в себя перечень условий и порядок применения рекомендательных норм. При реализации сложных проектов, требующих заключение нескольких договоров, должна применяться библиотека типовых государственных контрактов, направленная на обеспечение заказчика пакетом типовых контрактов.

В рамках использования типовых государственных контрактов должен быть установлен порядок определения «коридоров», позволяющих установить отклонения от основных положений в контракте.

Типовые контракты, в связи со своими специфическими особенностями, например, долгосрочные контракты или контракты полного цикла, требуют особого нормативного регулирования, которое обеспечивается государством. В рамках контрактов полного цикла для увеличения заинтересованности исполнителя в своевременной, или досрочной сдаче результатов, необходимо разрабатывать механизмы, способствующие повышению качества как в рамках выполнения работ по созданию объекта, так и робот, связанных с его дальнейшей эксплуатацией.

Данные проблемы наблюдаются не только в Российской Федерации, — это характерная особенность многих государств. Как показывает опыт зарубежных стран, данные проблемы решаются наиболее эффективно путем создания национальных контрактных систем (таблица).

Таблица - Перечень функций контрактных систем зарубежных стран [4]

Функции контрактных систем

Регламента

ция и

Государст во Планирова ния обеспечени я государств енных нужд Библио тека типовы х контра ктов методичес кое обеспечени е исполнени я государств енных контрактов Оценка и управл ение рискам и Контро ль исполн ения контра ктов Оценка результ атов контрак тов

США + + + + + +

Великобри тания + + + + + +

Франция + + + + + +

Канада + + + + + +

Норвегия - - - + - -

Австралия + + - - + -

Сингапур + - - - + +

Новая Зеландия + + - - +/- -

Саудовска я Аравия - - - - + +

Тайвань + - - - + +

На основе анализа представленных в таблице данных можно сделать вывод о том, что реализация элементов управления процессом обеспечения государственных нужд применяются во многих государствах. В Великобритании и США сформированы и успешно функционируют целостные национальные контрактные системы, включающие в себя механизмы управления всем жизненным циклом заказа. При этом в странах Европейского Союза достаточно детально регламентированы процедуры размещения публичного заказа, являющиеся обязательными для исполнения всеми странами-членами ЕС.

Выводы. На основе исследования актуальных проблем в данной сфере, а также изучения опыта зарубежных стран можно сделать вывод о необходимости в развитии механизма управления организацией обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет формирования Федеральной контрактной системы.

Ключевым отличием контрактной системы от действующего порядка является реализация механизма прозрачности при организации закупок, анализ и сопоставление ключевых параметров контрактов в целях обеспечения выполнения публично-правовыми образованиями возложенных на них обязательств, а также подконтрольность каждой стадии закупок.

Список использованных источников

1. Бондаренко А.М. Экономическая безопасность государства на основе цифровой трансформации предприятий аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, О.Н. Афанасьева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10597. URL: https://qie.su/selskohozyai stvennye-nauki/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-19/.

2. Бондаренко А.М. Методика совершенствования технико-технологической составляющей экономической безопасности / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, А.Н. Головко, В.П. Скворцов // International agricultural journal. - 2021. - №5. - С. 372-391. D0I:10.24412/2588-0209-2021-10380.

3. Качанова Л.С. Межведомственное взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы при унификации системы управления рисками / Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №29 (134). - С. 1170-1175.

4. Основы организации тылового обеспечения таможенных органов и учреждений ФТС России: учеб. пособие / колл. авт.; под общей ред. С. Г. Комличенко, И. В. Коваленко, А. А. Григорьева, 2009. 444 с.

5. Андрейчук, Е.Л. Управление тыловым обеспечением в таможенных органах: учебное пособие / Е. Л. Андрейчук; Российская таможенная академии, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2013. — 100 с.

6. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. №1918 «Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечения». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 312472/2ff7a8c72de399

4f30496a0ccbb1ddafdaddf518/. Дата обращения: 31.03.2022 г.

7. Бондаренко А.М. Совершенствование технологической составляющей экономической безопасности государства / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, Т.А. Саадулаева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10596 URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-18/.

List of sources used

1. Bondarenko A.M. Economic security of the state on the basis of digital transformation of agricultural sector enterprises / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, O.N. Afanasyeva // Moscow Economic Journal. - 2021. - No.10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10597. URL: https://qje.su/selskohozyaj stvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-19 /.

2. Bondarenko A.M. Methodology for improving the technical and technological component of economic security / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, A.N. Golovko, V.P. Skvortsov // International agricultural journal. - 2021. - No. 5. - pp. 372-391. D0I:10.24412/2588-0209-2021-10380.

3. Kachanova L.S. Interdepartmental interaction of the Federal Customs Service and the Federal Tax Service in the unification of the risk management system / L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, T.A. Saadulaeva // Economics and entrepreneurship. - 2021. - №9 (134). - Pp. 1170-1175.

4. Fundamentals of logistics support for Customs authorities and institutions of the Federal Customs Service of Russia: studies. manual / call. author; under the general editorship of S. G. Komlichenko, I. V. Kovalenko, A. A. Grigorieva, 2009. 444 p.

5. Andreychuk, E.L. Logistics management in customs authorities: textbook / E. L. Andreychuk; Russian Customs Academy, Vladivostok branch.

Vladivostok: Institute of the Vladivostok branch of the Russian Customs Academy, 2013. — 100 p.

6. Order of the Federal Customs Service of Russia of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 1918 dated November 26, 2018 "On Approval of the Regulations on the Main Logistics Department". Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312472/2ff7a8c72de39 94f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518 /. Date of application: 31.03.2022

7. Bondarenko A.M. Improvement of the technological component of the economic security of the state / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, T.A. Saadulaeva // Moscow Economic Journal. - 2021. - No.10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10596 URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-18 /.

© Мельник В.В. Морозов Д.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2022.

Для цитирования: Мельник В.В. Морозов Д.В. Минимизация рисков в системе закупок главного управления тылового обеспечения ФТС России// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.