Научная статья Original article УДК 336.24
DOI 10.55186/02357801 2022 7 2 5
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И МИНИМИЗАЦИИ УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO IDENTIFY AND MINIMIZE THREATS TO FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY
Абаджян Мариан Мануковна, студент магистратуры кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8-(495)-559-00-33, e-mail: mm.abadzhyan@customs-academy.ru Афанасьева Оксана Николаевна, научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8-(495)-559-00-33, e-mail: o.afanasyeva@customs-academy.ru
Abadzhyan Marian Manukovna, Master's student of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8-(495)-559-00-33, e-mail: mm.abadzhyan@customs-academy.ru
Oksana Nikolaevna Afanasyeva, scientific supervisor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8-(495)-559-00-33, e-mail: o.afanasyeva@customs-academy.ru
Аннотация. В статье рассматривается роль таможенных органов Российской Федерации по обеспечению финансово-экономической безопасности государства, посредством реализации своих функций и задач. Наиболее значимой функцией является фискальная функция, обеспечивающая поступления в госбюджет Российской Федерации. А также в статье рассматривается система управления рисками, которая выявляет и минимизирует угрозы финансово-экономической безопасности в таможенных органах.
Annotation: The article examines the role of the customs authorities of the Russian Federation in ensuring the financial and economic security of the state through the implementation of their functions and tasks. The most significant function is the fiscal function, which provides revenues to the state budget of the Russian Federation. The article also discusses a risk management system that identifies and minimizes threats to financial and economic security by customs authorities in the state.
Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность, угрозы финансово-экономической безопасности, доходы бюджета, фискальная функция, система управления рисками.
Key words: financial and economic security, threats to financial and economic security, budget revenues, fiscal function, risk management system.
Финансово-экономическая безопасность государства определяется через комплексный подход определения состояния таможенно-тарифной,
банковской, денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, финансовой, характеризующееся противостоянием к внешним и внутренним угрозам финансово-экономической безопасности государства, гарантированием финустойчивости, а также эффективное и результативное функционирование государственной экономики.
ФТС России обеспечивает финансово-экономическую безопасность государства, непосредственно выполняя своих функции такие, как: правоохранительная, фискальная, а также регулирующая.
С целью определения направленности деятельности проведем сопоставление функций таможенной службы, которые описаны в ТК ЕАЭС [2], с вызовами и угрозами, которые отображены в Стратегии экономической безопасности, рассмотрев таблицу 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ функций ФТС России и некоторых положений Стратегии
Вызовы и угрозы (по Указу Президента РФ от 13.05.2017 г. №208
«О Стратегии экономической Направленность деятельности
безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [1])
1 пополнение бюджетной части РФ взимание таможенных платежей, контроль
правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат и принятие мер по их взысканию
2 усиление колебаний конъюнктуры обеспечение соблюдения мер таможенно-мировых товарных и финансовых тарифного регулирования, запретов и рынков ограничений, мер защиты внутреннего рынка в
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза
3 коррупция в финансово- противодействие легализации (отмыванию) экономической сфере; существенный доходов, полученных преступным путем, и удельный вес нелегальной экономики финансированию терроризма при проведении
таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
Рассмотрим важнейшие направления деятельности таможенных органов в обеспечении финансово-экономической безопасности Российской Федерации.
№ п/п
Рис. 1. Самые существенные направления участия таможенных органов по обеспечению
финансово-экономической безопасности1
Самой главной функцией ФТС России является фискальная, поскольку таможенные органы формируют бюджет Российской Федерации, из которого осуществляется дальнейшее финансирование жизнедеятельности государства для его полного функционирования. Вследствие этого, благодаря пополнению госбюджета, служба напрямую обеспечивает финансово-экономическую безопасность государства.
На следующих рисунках подробно представлены поступления в доход федерального бюджета по различным видам поступлениям на 2021 г.
■ Налоговые поступления ■ Неналоговые поступления ■ Безвозмездные поступления
Рис. 2. Доходы в федеральный бюджет РФ за 2021 год по видам поступлений, в млрд руб.2
Рассмотрим подробнее по каждому виду поступлений в 2021 году.
1 Составлено автором по [2]
2 Составлено автором на основе данных [10]
■ Налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ
■ Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ
■ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
■ Налоги на прибыль, доходы
■ Иные
Рис. 3. Исполнение бюджета на 2021 год по налоговым поступлениям, в млрд руб.3
■ Доходы от ВЭД
■ Доходы от продажи материальных нематериальных затрат государства
■ Доходы от оказания платных услуг компенсации затрат государства
■ Штрафы, санкции, возмещение ущерба
■ Доходы от использования государственного муниципального имущества
■ Иные
■ Платежи при пользовании природным ресурсами
Рис. 4. Неналоговые поступления в 2021 году, в млрд руб.4
■ Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетов РФ
■ Доходы бюджетов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошшлых лет
■ Прочие безвозмездные поступления
Рис.5. Безвозмездные поступления за 2021 год, в млрд руб.5
12 Составлено автором на основе данных [10]
13 Составлено автором на основе данных [10]
14 Составлено автором на основе данных [10] 14 один зеттабайт — это 1021 байтов
14 Форк (fork с англ. — «развилка, вилка») или ответвление — использование кодовой базы программного проекта в качестве старта для другого, при этом основной проект может как продолжать существование, так и прекратить его.
14 IMatrix - это внутренняя система многомерного хранения данных в оперативной памяти BI сервера, с которой уже работают все инструменты платформы «Форсайт» (виртуальный куб, отчетность, bpm, экспорт/импорт данных и др.)
ФТС России по результатам 2021 года пополнила госбюджет на 51% больше (или на 2405 млрд руб.) по сравнению с предыдущим годом, и сумма общих поступлений в бюджет Российской Федерации составил 7156 млрд рублей. Вследствие чего, исходя из рисунков, представленных выше, доля таможенных платежей составила в 2021 г. 28,29%, т. е. более четверти прибыли бюджета.
Для выявления и минимизации угроз финансово-экономической безопасности таможенные органы использует на практике систему управления рисками, которая базируется на международных стандартах ВТамО и принципах риск-менеджмента.
Важнейшие цели употребления в ТО СУР очерчены в п. 3 ст. 378 ТК ЕАЭС[2]:
1) обеспечение эффективности таможенного контроля;
2) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;
3) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации угроз финансово-экономической безопасности государства.
Благодаря системе управления рисками выявляются и минимизируются значительные административные и уголовные преступления [3].
14 Азимов П. Х. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Республике Таджикистан //вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2017. - Т. 11. - №. 2. - С. 159-165.
14 Тохиров, Т.И. Развитие автотранспортной системы региона: опыт республики Таджикистан / Т.И. Тохиров // Вестник ПАГС. - 2013. - С. 38-42.
14 Бобоев, К.О. Эффективность функционирования и развития региональной транспортной инфраструктуры: на материалах Республики Таджикистан: дис. ... канд. экон. наук / К.О. Бобоев. - Душанбе, 2016. - 217 с. 14 Таджикистан в цифрах, 2021 / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2021.
14 Статистический ежегодник Согдийской области. Худжанд, 2021, с. 744.
14 Статистический сборник. Транспорт и связь Республики Таджикистан. Душанбе. 2021 - 44 с.
Несмотря на эффективность и результативность данной системы, она имеет некоторые несовершенства.
Недостаточность автоматизированной системы по анализу и выявлению угроз по отношению к декларированию лицами, пользующимися специальными упрощенными системами; товарам, перемещаемым физическими лицами для личного использования.
Также не малозначимым недостатком является отсутствие единой системы управления рисками, например, карантинно-фитосанитарные, санитарно-карантинные, ветеринарные и таможенные риски выявляют раздельно, что может привести к потерям финансово-экономического плана. Поэтому рационально было бы улучшение СУР с точки зрения всех разновидностей госконтроля.
Исходя из вышесказанного, разрешение перечисленных выше проблемных вопросов посодействует усовершенствованию СУР, минимизируя расходы для таможенных органов, так и для участников ВЭД.
Литература
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".
2. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019).
3. Вербицкая Ю.Н. Проблемы применения системы управления рисками в таможенных органах // Международный научный журнал «Вестник науки» № 1 (10) Т. 2. 2019.
4. Дерягин О.В., Таможенные пошлины как фактор обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Т. 3. 2017.
5. Кузминова О.А., Качанова Л.С., Афанасьева О.Н., Саадулаева Т.А. Система управления рисками как основа совершенствования
таможенного контроля. Научная статья Столыпинский вестник Т. 3 №4. 2021
6. Лихачева, А. А. Классификация угроз экономической безопасности / А. А. Лихачева. — [Текст]: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 147-150.
7. Макроэкономический анализ банковской сферы: учебник / коллектив авторов; под ред. О.Н. Афанасьевой, С.Е. Дубовой. — Москва: КНОРУС, 2018. — 360 с. — (Бакалавриат).
8. Финансовая безопасность России [Текст]: методические материалы / Магомедов Ш. М., Иваницкая Л. В., Каратаев М. В., Чистякова М. В.; Общероссийская общественная орг. "Российская акад. естественных наук". - Москва: Российская акад. естественных наук, 2016.
9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru.
10. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.gov.ru.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 N 208 "On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030".
2. "Customs Code of the Eurasian Economic Union" (as amended on 29.05.2019).
3. Verbitskaya Yu.N. Problems of applying the risk management system in customs authorities // International Scientific journal "Bulletin of Science" No. 1 (10) Vol. 2. 2019.
4. Deryagin O.V., Customs duties as a factor of ensuring financial security of the Russian Federation // Actual problems of aviation and cosmonautics. Vol. 3. 2017.
5. Kuzminova O.A., Kachanova L.S., Afanasyeva O.N., Saadulaeva T.A. Risk management system as a basis for improving customs control. Scientific article Stolypin Bulletin Vol. 3 № 4. 2021.
6. Likhacheva, A.A. Classification of threats to economic security/ A.A. Likhacheva. — [Text]: direct // Young scientist. — 2020. — №2 21 (311). — P. 147-150.
7. Macroeconomic analysis of the banking sector: textbook / collective of authors; edited by O.N. Afanasyeva, S.E. Dubova. — Moscow: KNORUS, 2018. — 360 p.
8. Financial security of Russia [Text]: methodological materials / Magomedov Sh.M., Ivanitskaya L.V., Karataev M.V., Chistyakova M.V.; All-Russian Public Organization "Russian Academy of Sciences. natural sciences". -Moscow: Russian Academy of Sciences. natural Sciences, 2016.
9. Official website of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru.
10. Unified portal of the budget system of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http://budget.gov.ru.
© Абаджян М.М., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" №2/2022
Для цитирования: Абаджян М.М. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И МИНИМИЗАЦИИ УГРОЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №2/2022