Научная статья на тему 'ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
622
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУТЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масникова Кристина Олеговна, Саадулаева Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается институциональное обеспечение финансовой безопасности государства. Через призму правового регулирования финансовой системы РФ описаны функциональные особенности органов государственной власти, уполномоченных на деятельность в обеспечении финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AUTHORITIES AS INSTITUTIONS FOR ENSURING THE FINANCIAL SECURITY OF THE STATE

The article examines the institutional safeguarding of the State’s financial security. The functional features of public authorities authorized to operate in ensuring financial security are described through the prism of legal regulation of the financial system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Научная статья Original article УДК 336.1.07

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

STATE AUTHORITIES AS INSTITUTIONS FOR ENSURING THE FINANCIAL

SECURITY OF THE STATE

Масникова Кристина Олеговна, студент магистратуры кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru,

kristina.masnikova@yandex.ru

Саадулаева Татьяна Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента экономического факультета Российской таможенной академии (140015, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4), тел. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru, cta72@mail.ru

Masnikova Kristina Olegovna, Master's student of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru , kristina.masnikova@yandex.ru Tatiana Anatolievna Saadulayeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management of the Faculty of Economics of the Russian Customs Academy (4 Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, Moscow region, 140015), tel. 8 (495) 559-00-33, ORCID: https://academy.customs.gov.ru , cta72@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается институциональное обеспечение финансовой безопасности государства. Через призму правового регулирования финансовой системы РФ описаны функциональные особенности органов государственной власти, уполномоченных на деятельность в обеспечении финансовой безопасности.

Abstract. The article examines the institutional safeguarding of the State's financial security. The functional features of public authorities authorized to operate in ensuring financial security are described through the prism of legal regulation of the financial system of the Russian Federation.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, финансовая система, институты, органы государственной власти. Keywords: economic security, financial security, financial system, institutions, public authorities.

В современных реалиях все чаще возникает проблема обеспечения безопасности в различных сферах деятельности государства. Например, военной, политической, социальной, экологической, правовой, экономической и иных видов, что в совокупности составляет национальную безопасность государства. Однако, основой обеспечения безопасности государства выступает его именно экономическое развитие. Поэтому финансовая безопасность имеет особое значение в деятельности государства.

«В Российской Федерации экономическая безопасность основывается на различных нормативно-правовых актах и делится на следующие уровни:

- Конституция Российской Федерации. В Конституции указан исчерпывающий список органов ответственных за обеспечение финансовой безопасности;

- Федеральные конституционные законы и законы РФ;

- Указы Президента РФ. В различных подзаконных актах описывается общая концепция национальной безопасности, политика противодействия терроризму

в финансовом секторе, а также специфика взаимодействия органов, в чьей компетенции находится обеспечение финансовой безопасности;

- Акты федеральных органов, утверждающие механизмы обеспечения финансовой безопасности страны;

- Акты других институтов и органов власти, задачей которых является обеспечение финансовой безопасности (например, Акты Центрального Банка Российской Федерации);

- Международные нормативно-правовые акты» [7]

«Финансовая безопасность заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы.»[9] Финансовая безопасность в РФ обеспечивается в рамках функционирования финансовой системы РФ. На рисунке 1 представлена структура финансовой системы РФ, которая отличается многоаспектностью и сложным иерархичным построением.

Рис. 1 Структура финансовой системы РФ3 Исходя из представленного рисунка, можно сделать вывод, что финансовая система включает в себя деление не только на централизованные и децентрализованные финансы, но и для обеспечения своей деятельности имеет

3 Составлено автором. Источник: Бруханова Н. Бюджетная система РФ: конспект лекций

систему органов государственной власти, уполномоченных на осуществление деятельности в сфере обеспечения финансовой безопасности. К таким федеральным органам исполнительной власти можно отнести: ЦБ РФ, Министерство финансов РФ, Казначейство России, Счетную палату РФ, Росфинмониторинг, а также узкоспециализированные органы, такие как ФТС РФ, ФНС РФ и иные.

В соответствии с институциональной теорией Д. Норта институты могут выступать в виде формальных и неформальных ограничений, являться факторами принуждения или же стимулирования, диктовать определённые правила осуществления той или иной деятельности. В аспекте обеспечения финансовой безопасности государства институты выступают в роли посредников для достижения определенной цели государством. За ними закреплены определенные функции, обладают специфическими финансовыми рычагами и механизмами, реализуя систему сдержек и противовесов, а также регламентируют процесс обеспечения финансовой безопасности и взаимодействие с иными институтами. Поэтому органы государственной власти в данном контексте отождествляют с институтами обеспечения финансовой безопасности государства.

В разрезе финансовой безопасности выделяют три группы институтов: общей компетенции, специальной и контролирующей (совещательной). Рассмотрим компетенции данных институтов подробнее.

К институтам общей компетенции следует отнести Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ. На них возложены функции по законодательному обеспечению финансовой безопасности, разработки обеспечения стратегии экономической безопасности, координации деятельности органов государственной власти, реализация конституционных полномочий на всех уровнях власти. [8]

Говоря об институтах специальной компетенции, подразумеваются органы, непосредственно уполномоченные на обеспечение финансовой безопасности

государства. Главным органом является Министерство финансов РФ, которое осуществляет функции по разработки основных направлений бюджетной, денежно-кредитной политики, развитию банковской системы, обеспечивает финансовую стабильность государства, а также координирует деятельность подконтрольных ему органов исполнительной власти, к которым относят ФТС России, ФНС РФ, Гохран России и другие. [5] Они осуществляю свою деятельность в узкой сфере. ФТС России обеспечивает поступление таможенных платежей, взимание таможенных пошлин, осуществляет таможенное регулирование, которое направлено на улучшение инвестиционного климата для участников ВЭД и развитию международной торговли, что в совокупности повышает уровень финансовой стабильности государства. ФНС России отвечает за обеспечения поступлений в доход государства в полном объёме, формируя налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета.

К совещательным институтам относятся Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, Экономический совет при Президенте РФ, Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности и др. [8] В их компетенцию входят обеспечения взаимодействия между органами власти как внутреннее, так и внешнее, информационное обеспечение, анализ предоставленных отчетов и т.д. Также они реализуют некоторые контрольные функции в рамках общей оценки деятельности институтов, их взаимодействия и достижения общей цели, но в большем объеме государственный контроль и надзор за деятельностью федеральных органов исполнительной власти осуществляют Счетная палата РФ, Казначейство России, а также Правоохранительные органы в области финансового права: Генпрокуротура РФ, МВД России и ФБС России (служба экономической безопасности).

Говоря об институциональном обеспечении финансовой безопасности государства, можно сделать вывод, что сформирована система органов государственной власти, обладающих определенными финансовыми рычагами, стимулами и методами, реализация деятельности которых и их взаимодействие

позволяют достичь стратегическую цель. Однако, стоит заметить, что все вышеперечисленные институты являются самостоятельными элементами вне системы финансовой безопасности и регулируют различные узкие сегменты финансовой деятельности государства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 Ш-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. ФЗ от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // СПС КонсультантПлюс

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс

5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

6. Бруханова Н. Бюджетная система РФ: конспект лекций// URL: https://econ.wikireading.ru/33273 (дата обращения 15.04.2021)

7. Бятова А.А. Финансовая безопасность РФ и условия её обеспечения // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-bezopasnost-rossiyskoy-federatsii-i-usloviya-eyo-obespecheniya (дата обращения: 18.04.2021)

8. Институты финансовой безопасности: монография / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Акопян и др.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — Москва: Проспект, 2020. — 246 с.

9. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: учеб. пособие. М.: РАГС, 2018. 154 с

10. Христинюк Ю.Н. Норт Дуглас Сесил и его теория институтов и институциональных изменений // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:href=Mhttps://scienceforum.ru/2019/article/2016029405Mhttps://scienceforum.ru/ 2019/article/2016029405 (дата обращения: 13.04.2021).

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of 21.07.2014 N 11-FKZ) // SPS ConsultantPlus.

2. Federal Law No. 390-FZ dated 12/28/2010 (as amended on 11/19/2020) "On safety" // SPS ConsultantPlus

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 N 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus

4. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 N 208 "On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030" // SPS ConsultantPlus

5. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.06.2004 N 329 "On the Ministry of Finance of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus

6. Brukhanova N. The budget system of the Russian Federation: lecture notes// URL: https://econ.wikireading.ru/33273 (accessed 15.04.2021)

7. Byatova A.A. Financial security of the Russian Federation and the conditions for its provision // Scientific notes of the Tambov branch of RoSMU. 2020. No. 19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-bezopasnost-rossiyskoy-federatsii-i-usloviya-eyo-obespecheniya (accessed: 04/18/2021)

8. Institutes of Financial security: monograph / I.I. Kucherov, N.A. Povetkina, O.A. Hakobyan, etc.; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. — Moscow: Prospect, 2020. — 246 p.

9. Kornilov M.Ya. Economic security of Russia: fundamentals of theory and methodology of research: textbook. manual. M.: RAGS, 2018. 154 p

10. Khristinyuk Yu.N. North Douglas Cecil and his theory of institutions and institutional changes // Proceedings of the VIII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum" URL:href="https://scienceforum.ru/2019/article/2016029405 "https://scienceforum.ru/2019/article/2016029405 (accessed: 04/13/2021).

© Масникова К.О., Саадулаева Т.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2022.

Для цитирования: Масникова КО., Саадулаева ТА. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.