Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией'

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / ДАЧА И ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CORRUPTION / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / CORRUPTION CRIMES / SOCIETY / GIVING AND RECEIVING BRIBES / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Войде Екатерина Георгиевна

В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией. Подчеркивается, что рост количества коррупционных правонарушений, а также высокий уровень их латентности, обуславливают актуальность темы исследования. Обозначены мероприятия, направленные на обеспечение гарантий соблюдения законных свобод и прав личности. Даются формы проявления коррупционной преступности, дается ее характеристика. Перечислены меры, направленные на профилактику, предупреждение и раскрытие коррупционных и экономических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ANTI-CORRUPTION SYSTEM

This article defines the role and place of the internal Affairs bodies of the Russian Federation in the anti-corruption system. It is emphasized that the increase in the number of corruption offenses, as well as the high level of their latency, determine the relevance of the research topic. The measures aimed at ensuring the observance of legal freedoms and rights of the individual are outlined. Measures aimed at preventing and preventing corruption and economic crimes are listed.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10030

ББК 67.51

© Е.Г. Войде, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Екатерина Георгиевна Войде,

преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Аннотация. В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией. Подчеркивается, что рост количества коррупционных правонарушений, а также высокий уровень их ла-тентности, обуславливают актуальность темы исследования. Обозначены мероприятия, направленные на обеспечение гарантий соблюдения законных свобод и прав личности. Даются формы проявления коррупционной преступности, дается ее характеристика. Перечислены меры, направленные на профилактику, предупреждение и раскрытие коррупционных и экономических преступлений.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, коррупционные преступления, общество, дача и получение взятки, Министерство внутренних дел.

ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ANTI-CORRUPTION SYSTEM

Ekaterina Georgievna Voyde,

teacher of the Department of criminology Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. ya. Kikot E-mail: [email protected]

Abstract. This article defines the role and place of the internal Affairs bodies of the Russian Federation in the anti-corruption system. It is emphasized that the increase in the number of corruption offenses, as well as the high level of their latency, determine the relevance of the research topic. The measures aimed at ensuring the observance of legal freedoms and rights of the individual are outlined. Measures aimed at preventing and preventing corruption and economic crimes are listed.

Keywords: corruption, internal Affairs agencies, corruption crimes, society, giving and receiving bribes, the Ministry of internal Affairs.

Citation-индеке в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Войде Е.Г. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией. Криминологический журнал. 2020;(2):49-52.

В настоящее время одной из остро стоящих перед Россией проблем выступает коррупционная преступность. Она затрудняет нормальное функционирование государства, как в целом, так и в отдельных сферах жизнедеятельности.

Согласно утвержденному Положению о Министерстве (п. 11, ч. 84) [4], Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет противодействие коррупционным деяниям в пределах своих непосредственных полномочий. МВД России представляет собой единую централизованную систему, в которую входят: подразделения и организации,

сформированные для осуществления полномочий и выполнения задач, возложенных на МВД России; органы внутренних дел, в том числе и полиция [6]. Что касается органов внутренних дел, то они выступают в качестве основного субъекта профилактики и борьбы с преступностью, включая ее коррупционную составляющую. Подразделения органов внутренних дел непосредственно реализуют цель, направленную на борьбу с коррупционными преступлениями.

Во всех случаях коррупция представляет собой своеобразный эквивалент сделки, при которой одна

сторона предоставляет другой стороне определенные имущественные блага, в то время как другая сторона совершает в пользу первой определенные действия или напротив, воздерживается от их совершения, используя предоставленные ей должностные полномочия.

Важную роль в противодействии коррупционным преступлениям, осуществляемым органами внутренних дел, играет участие лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел на конфиденциальной основе, которые могут служить источниками оперативно-розыскной информации, а также использоваться в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «Оперативное внедрение». При этом в процессе производства оперативно-розыскной деятельности с участием указанных лиц могут использоваться технические средства фиксации информации.

При решении вопроса о задержании взяткополучателя с поличным стоит учитывать, что оно может иметь место как до, так и после возбуждения уголовного дела.

На практике же на стадии возбуждения уголовного дела, вопрос о санкционировании оперативно-розыскной проверки взяточничества решается по-разному.

При планировании и подготовке к проведению оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела следует, что может возникнуть необходимость быстрого возбуждения уголовного дела для проведения ряда неотложных следственных действий, таких как задержание в порядке ст. 91 УПК РФ или проведение обыска. В этом случае следователю необходимо осуществлять постоянный контакт с оперативными подразделениями для мониторинга данной ситуации.

Задержание с поличным взяткополучателя не является лишь частью проведения оперативного эксперимента, а представляет собой комплект оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из этого представляется, что следует считать задержание взяткополучателя с поличным как комплекс согласованных оперативно-розыскных и следственных мероприятий, которые направленны на выявление данного преступления.

Как правило, задержание взяткополучателя

оформляется рапортом и актом проведения оперативно-розыскного мероприятия. К ним также прилагаются объяснения взяткодателя и взяткополучателя и иных лиц (понятых), а также фото и видеоматериалы.

При реализации оперативных материалов и задержании взяткополучателя составляется план его осуществления.

Такое задержание достаточно трудоемкий процесс в плане подготовки. В процессе подготовки рекомендуется:

1. Осуществить пометку купюр. В результате такой метки составляется акт, в котором указываются какие купюры какого достоинства и с какими номерами и чем были помечены. Данное действие происходит в присутствии двух понятых.

2. Обеспечить взяткодателя средствами документирования преступного поведения должностного лица. Чаще всего это диктофон или радиомикрофон. Передача данных средств осуществляется также в присутствии понятых, о чем составляется соответствующий акт. При использовании диктофона необходимо перед началом записи опечатать кассету внутри диктофона и проговорить, когда где и какое оперативно-розыскное мероприятие проводится.

3. Осуществить в присутствии понятых и под протокол или акт досмотр взяткодателя по выходу его из помещения дачи взятки с целью удостоверения факта отсутствия переданных ему денежных средств при нем.

4. Осуществлять документирование всего процесса преступного поведения посредством фото или видеосъемки. Использование данных технических средств фиксации необходимо отражать в протоколе или акте оперативно-розыскного мероприятия. Данные фото или видеоматериалы в последующем приобщаются вместе с рапортом об обнаружении признаков преступления.

5. После осуществления задержания взяткополучателя произвести его досмотр и осмотреть изъятые у него купюры, продемонстрировав всем участникам наличие у него купюр, а также меток на данных купюрах и произвести сверку номеров по акту передачи денег с номерами, изъятыми у должностного лица. После всего этого произвести

их упаковку. Также взяткодатель в присутствии понятых под акт возвращает имеющиеся у него технические средства негласной фиксации.

6. Получить письменные объяснения от всех участников оперативно-розыскного мероприятия.

Логично сделать вывод, что использование такого плана действий возможно только при привлечении мнимых взяткодателей или взяткополучателей. Причем такое участие осуществляется в добровольном порядке, а в последующем данные лица выступают свидетелями по уголовному делу. Также свидетелями будут понятые, участвующие в досмотре должностного лица, а также пометке денежных купюр.

Подразделениями экономической безопасности и собственной безопасности, а также Федеральной Службой Безопасности проводится достаточно большой объем работы по борьбе со взяточничеством. Однако, при осуществлении своих полномочий оперативные сотрудники зачастую сталкиваются с оказанием на них давления и противодействия. Ввиду этого я считаю необходимым на законодательном уровне разработать и ввести единую систему правил поведения должностных лиц, которые на корню будут исключать коррупционные проявления. Необходимое влияние будет оказывать и ужесточение мер уголовной ответственности за коррупцию. Также следует учесть общественное мнение, которое порой резко отрицательно высказывается о деятельности подразделений в сфере борьбы с коррупцией, несмотря на видимое снижение масштабов коррупционных преступлений в период с 2010 по 2019 гг., по статьям 285, 290, 291 Уголовного кодекса РФ [2]. Так, например, по статье 285 УК РФ в 2019 г. было зарегистрировано — 2297 преступлений, по статье 290 УК РФ — 3988 преступлений, а по статье 291 УК РФ — 3174 преступления [5].

Для этого необходимо повышать уровень правовой культуры населения и общественное правосознание, вызывать порицание у общества такого поведения. Случаи выявления таких преступлений и процесс их расследования должен быть открытым и как можно более освещенным [7], для того, чтобы эти случаи были наглядным примером остальным должностным лицам, выступали неким стимулирующим фактором.

Кроме того, необходимо постоянно совершен-

ствовать правовые средства, позволяющие обеспечивать не только законность действий всех без исключения должностных лиц, но и существенно ограничить возможности коррупционного поведения этих лиц [8].

Таким образом, коррупционные преступления в силу причиняемого их совершением материального ущерба, а также того факта, что совершение коррупционных преступлений нарушает права и законные интересы не только граждан и организаций, но и государства и общества в целом, на сегодняшний день представляют собой одну из характеризуемых наибольшей общественной опасностью группу преступлений. Ввиду комплексности коррупции с иными преступными отраслями стоит говорить и о комплексном подходе к борьбе с ней. Одной из существенных мер на наш взгляд также является разработка законодательства и усиление работы по антикоррупционной деятельности в органах управления, усиление оперативных возможностей и обязанностей специальных служб по контролю, за работой правоохранительных органов. А именно: повышение требовательности к правоохранительным органам, осуществляющим борьбу со взяточничеством: усиление индивидуально-аналитической работы, привлечение к уголовной ответственности виновных лиц.

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // СПС КонсультантПлюс.

4. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Рос-

сийской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

5. Показатели преступности России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 19.06.2020).

6. Шелкова А. А. К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 196-198. — URL: https://moluch. ru/archive/304/68606/ (дата обращения: 19.06.2020).

7. Ильичев И. Е. МВД России в системе противодействия коррупции [Электронный ресурс] // И. Е. Ильичев. — ППД. 2019. № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru /article/n/mvd-rossii-v-sisteme-protivodeystviya-korruptsii (дата обращения: 19.06.2020).

8. Правовые средства обеспечения законности и эффективности в сфере государственных закупок Мараев К.Е. Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 228-231.

References

1. "The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the legislation of the Russian Federation on amending the Constitution of the Russian

Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated 05.02.2014 No. 2 -FKZ, dated 21.07.2014 No. 11-FKZ) // SPS ConsultantPlus.

2. "The Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 No. 63-FZ (revised from 18.02.2020) // SPS ConsultantPlus.

3. Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ (as amended on 06.02.2020) "On the Police" // SPS ConsultantPlus.

4. Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 No. 699 (as amended on December 25, 2019) "On approval of the Regulations on the constituent entities of the Russian Federation and territorial bodies of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus.

5. Indicators of crime in Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://crimestat.ru/ offenses_chart (date accessed: 19.06.2020).

6. Shelkova A.A. The system of combating corruption // Young scientist. - 2020. - No. 14 (304). - S. 196-198. - URL: https:// moluch.ru/archive/304/68606/ (date accessed: 19.06.2020).

7. Ilyichev IE Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of counteracting corruption [Electronic resource] // IE Ilyichev. - PPD. 2019. No. 1. - Access mode: https:// cyberleninka.ru/article/n/mvd-rossii-v-sisteme-protivodeystviya-korruptsii (date of access: 19.06.2020).

8. Legal means to ensure legality and efficiency in public procurement

9. Maraev K.E. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018.No. 3.P. 228-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.