ЛИТЕРАТУРА
1. Чернова Г. Ш., Максимова Е. В. Некоторые вопросы, возникающие при обжаловании решений и определений, вынесенных мировым судьей в апелляционном производстве // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2009. № 2.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Омега, 2016.
4. Исаева Р. М. Отдельные современные тенденции процессуальной формы уголовного судопроизводства // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 4.
5. Ковтун Н. Н. Право и факт: новая система координат апелляции в уголовном судопроизводстве // Мировой судья. 2013. № 11.
6. См.: Постановление Конституционного суда РФ от 20.11.2007 года № 13 П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С. Г. Абламского, О. Б. Лобашовой и В. К. Матвеева».
© Хазиев Р. М.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
^ УДК 343 Н. Н. КИСЕЛЕВ, заместитель начальника ка-
федры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
N. N. KISELEV, deputy head of the chair of operative-detective activity of department of internal affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law, docent (Ufa)
О ПРОБЛЕМАХ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ABOUT FIGHT AGAINST CORRUPTION PROBLEMS
Аннотация. В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы, организации оперативно-разыскной деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений коррупционной направленности. Существующие проблемы представлены и рассмотрены автором с учетом его практической деятельности в органах внутренних дел, в том числе и по данной линии работы.
Ключевые слова и словосочетания: преступления коррупционной направленности, взяточничество, оперативно-разыскное мероприятие, оперативный эксперимент, документирование преступных действий.
Annotation. In presented article pressing questions, the organisations of operatively-search activity of departments of economic security and anti-corruption on revealing and disclosing of crimes of a corruption orientation are considered. Existing problems are presented
<N
a a
о о
о «
a
о
^
0 «
u
¥ a -с a
1
0 «
1
£
a «
u
and considered by the author taking into account its practical activities in law-enforcement bodies, including on the given line of work.
Keywords and phrases: crimes of a corruption orientation, bribery, operatively-search action, operative experiment, documenting of criminal acts.
В процессе выявления преступлений коррупционной направленности оперативные подразделения ОВД сталкиваются с определенными проблемами. Практика показывает, что в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия «оперативный эксперимент» в целях проверки первичной информации о вымогательстве взятки создаются такие ситуации (обстоятельства и объекты преступных посягательств), в которых лицо, подозреваемое в подготовке или совершении преступления, находится перед добровольным выбором совершения преступных действий или отказа от них.
При проведении оперативного эксперимента по фактам взяточничества достаточно часто возникает вопрос -как и по каким критериям определить -когда действия оперативных сотрудников и иных участвующих лиц, направленные на изобличение взяточника, являются законными, а когда - противоправными. Речь идет о провокации взятки, подстрекательских действиях сотрудников правоохранительных органов, на принятие предмета взятки.
Провокация взятки в уголовном законе (ст. 304 УК РФ) определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказание ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа [1].
В контексте сказанного А. А. Илюшин отмечает, что признаки состава преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ (провокация взятки), описаны не в полном объеме. Разделяя точку зрения А. А. Илюшина, мы считаем, что признаки состава преступления «Провокация взятки» описаны не в пол-
ном объеме, в частности, использование в тексте такого, не отвечающего смыслу запрета оборота, как «попытка передачи», затрудняет установление точного содержания соответствующего запрета [2].
Высший судебный орган, давая разъяснения о применении данной статьи, ограничил пределы ее действия, указав на обстоятельства, установление которых препятствует вменению соответствующего состава преступления [3]. Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъяснил, что преступление, предусмотренное ст. 304 УК РФ, является оконченным с момента попытки передачи денег или иных материальных ценностей либо попытки оказания услуг ^ имущественного характера. Однако слово «попытка» может быть расценено ® практикой как действие, не завершенное а по обстоятельствам, не зависящим от ^ воли передающего лица.
Многие исследователи указыва- ¡^
ют, что не существует единого мнения о ^
а
сущности и организационно-правовой §
специфике проведения «оперативного Ц
эксперимента», а в области исследова- |
ния понятия «провокация» образовался «
«вакуум» [4, с. 55]. Поскольку наиболее ©
часто оперативные эксперименты про- §
и
водятся в отношении лиц, вымогающих ^
взятки либо участвующих в коммерче- ^
а
ском подкупе, законодатель ввел жест- ^
кие правовые ограничения на проведе- 0
ние такого рода ОРМ, с тем чтобы оно §
не трансформировалось в провокацию. з
Как справедливо отмечают авторы, оперативный эксперимент только
тогда ценен и доказателен, когда лицо, в Л
отношении которого он проводится, на- §
ходится в обычных для него условиях, 05
когда на него не давят привнесенные обстоятельства, не искажают проявлений его воли [5, с. 375].
Допуская возможность совершения взяточничества, мы тем самым не создаем искусственно условий, способствующих предложению или получению взятки, не провоцируем эти действия, а создаем предпосылки для обнаружения уже имевших место фактов вымогательства взятки. Иными словами, такие действия не отражаются на решимости подозреваемых совершить преступление вообще. Создается лишь модель реальной ситуации, что позволяет взять под контроль ее развитие, получить изобличающие доказательства, задержать разрабатываемого с поличным.
При проведении оперативного эксперимента создаются условия свободного выбора для проверяемого (испытуемого) лица, т. е. существования у него альтернативы поведения в опытных условиях данного ОРМ. Оператив-^ ный эксперимент - это всегда создание ^ искусственных условий, сходных с те-;о ми, которые ранее способствовали со-^ вершению преступлений. Если не будут § создаваться искусственные условия, то У это будет не эксперимент, а оперативно-разыскное мероприятие «наблюдение» 1 [6].
^ Основанием проведения опера-
Ц тивного эксперимента является не об-
§ щая предположительная информация о
| возможном противоправном поведении
Ц лица, а информация о конкретном факте
® вымогательства. Поэтому особое вни-
| мание должно быть направлено на
у предварительное установление наличия а
ц противоправного поведения должност-Ц ного лица с целью получения информации о том, что оно инициативно требует § или, более того, вымогает взятку, то ^ есть совершает приготовление к преступлению [7, с. 188]. ^ Из сказанного следует, что опе-
Ц ративный эксперимент необходимо § проводить преимущественно в системе
оперативной комбинации, где в ходе документирования противоправных действий взяткополучателя еще до проведения данного ОРМ основное внимание необходимо сосредоточить на фиксации (документировании) умысла и инициативы на совершение преступления (факта вымогательства, неоднократности совершения, ранее имевших место фактов получения взятки).
При проведении оперативного эксперимента в целях проверки полученного заявления гражданина по факту вымогательства взятки для выявления всех обстоятельств и задержания взяткополучателя, оперативные работники должны тщательно подходить к организации проведения этого мероприятия, и прежде всего, надлежащим образом документально оформить наличие фактов, подтверждающих факт требования незаконного вознаграждения, а также установить неизвестные эпизоды взяточничества, в том числе те, в которых взяткодатель не принимал непосредственного участия.
Во всех случаях оперативно-разыскные мероприятия, проводимые на этом этапе, должны быть направлены на создание предпосылок, позволяющих лицам, вовлеченным в коррупционные отношения, обратиться в правоохранительные органы, а также выявить и сохранить оставленные преступниками материальные следы, которые целесообразно зафиксировать для последующего возможного использования в качестве источников фактических данных, формирующих доказательную базу.
В контексте сказанного необходимо отметить, что специфика методики выявления и раскрытия взяточничества обусловлена тем, что первичные сведения и основной объем фактических данных, которые будут использованы в доказывании, выявляются и фиксируются, как правило, еще до принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела.
В связи с этим организация постоянно действующей системы опера-
тивно-поисковых мер в оперативных подразделениях ОВД, позволяющая выявлять взяточничество, должна обеспечить своевременное поступление ориентирующей оперативно-значимой информации о признаках данных преступлений по следующим направлениям:
1. Выявление лиц, осведомленных о фактах взяточничества, иных преступных действиях должностных лиц, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей и обеспечение благоприятных условий, в которых они могут выступать свидетелями.
2. Выявление и обеспечение сохранности документов, предметов, которые использовались при совершении преступлений или имели прямое или косвенное отношение к преступным действиям и в процессе расследования могут быть признаны вещественными доказательствами.
3. Обеспечение возможности фиксации с применением специальной техники преступных действий проверяемых лиц, с использованием личностных контактов заявителя, свидетелей.
При этом, как показывает практика, раскрытие взяточничества обеспечивается только путем проведения дополнительного комплекса оперативно-разыскных мероприятий, обеспечивающих полноту и действенность первичной информации.
В контексте сказанного важное значение имеет линия поведения субъекта ОРМ - «взяткодателя». Оперуполномоченные должны четко и ясно определить его линию поведения, с тем чтобы исключить из его поведения инициативу на совершение преступления, т. е. провокационную деятельность. Инструктаж и определение линии поведения субъекта, а также проверка ее усвоения должны документироваться с использованием технических средств [8].
Аналогичной позиции придерживается Б. В. Волженкин, который отмечает, что «иная правовая оценка должна быть дана ситуации, когда должностное лицо по своей инициативе требует или,
более того, вымогает взятку. В этом случае последующие действия оперативных работников, имитирующих дачу взятки такому должностному лицу, - это правомерное оперативно-разыскное мероприятие, преследующее цель выявления и пресечения тяжкого преступления, поскольку к моменту проведения данного оперативно-разыскного мероприятия должностное лицо без какого-либо подстрекательства провоцирующего характера совершило приготовление (покушение) к получению взятки» [9, с. 104].
Таким образом, при проведении оперативного эксперимента в целях проверки полученного заявления гражданина по факту вымогательства взятки для выявления всех обстоятельств и задержания взяткополучателя, оперативные работники должны тщательно подходить к документальному оформлению и организации этого мероприятия, и прежде всего, надлежащим образом документально оформить наличие факта вымогательства взятки.
Деятельность сотрудников под- ^ разделений ОВД, обеспечивающую эф- ^ фективную проверку заявления о вымо- ;о гательстве взятки, можно условно под- ^ разделить на три основных этапа: §
1. Получение и документальное о оформление информации о факте вымо- ^ гательства взятки (работа с заявителем). о^
2. Организация и осуществление ^ комплекса оперативно-разыскных ме- § роприятий по первичной проверке по- § лученной информации и документиро- § ванию действий лиц, причастных к пре- § ступлению. §
3. Подготовка и проведение опе- | ративно-разыскной операции (в рамках ^ ОРМ - оперативный эксперимент) по ^ задержанию «с поличным» проверяемо- ^ го должностного лица. ©
При этом на всех перечисленных § этапах сотрудники оперативных под- ^ разделений должны в полном объеме ^ использовать спецтехнику для выявле- ^ ния и сохранения информации, предме- « тов и документов, имеющих отношение § к преступлению, выявлению и фикса- ^
ции действий лиц, причастных к преступлению. В процессе документирования преступных действий проверяемого, в частности в ходе переговоров и встреч с данным лицом, необходимо осуществлять аудиозапись бесед с ним, под контролем оперативных работников пользоваться необходимыми техническими средствами для фиксации преступных действий этого лица, а также документов отражающих эту деятельность.
Полученная информация о фактах взяточничества требует обязательной первичной проверки в целях уточнения деталей, определения достоверности, наработки дополнительной информации, которая позволит выбрать тактический прием задержания взяточника с поличным, определить удобное место проведения операции (оперативного эксперимента), время ее начала, необходимые средства фиксации значимой информации, количество участников операции и определить их задачи. ^ В процессе проведения первич-
ной оперативной проверки заявления 2 сотрудник, осуществляющий проверку, ^ должен обратить внимание на следую-| щее [10]:
о^ - Является ли лицо, указанное в
^ заявлении, должностным? Каков круг ^ его функциональных обязанностей?
Входит ли вопрос заявителя в его ком-Ц> петенцию?
Ц - Какими нормативными доку-
^ ментами регламентируется механизм ^ разрешения вопроса заявителя? Закон-| ный ли вопрос он пытался решить?
- В каких документах должны
^а отражаться действия или бездействие
^ должностного лица в связи с вопросом
^ заявителя? о
^ - Принятый общий порядок до-^ кументооборота в организации, ведомой стве [11].
^ - Кто из работников органа име-
а ет отношение к документам, отражаю-
§ щим вопрос заявителя? Кто из них мо-
¡Й жет быть вовлечен в незаконную дея-
тельность должностного лица? Где хранятся искомые документы?
- Через связи заявителя изучить его личность, чтобы снизить вероятность клеветы или искажения информации, полученной от него, а также определить его потенциальные возможности в качестве участника проверки заявления.
- Изучить место, определенное должностным лицом для передачи взятки, с точки зрения возможности использования аудио и видеозаписывающей техники, возможности скрытного размещения участников операции, возможности передачи визуальных условных сигналов, т. е. определить возможность эффективно провести (оперативный эксперимент) операцию задержания взяточника с поличным, учитывая силы и средства, которыми располагает оперативное подразделение: выбрать тактический прием задержания взяточника с поличным, определить удобное место проведения операции, время ее начала, необходимые средства фиксации значимой информации, количество участников операции и определить их задачи.
Установить, являлись ли интересы давшего взятку правоохраняемыми, не представляет большой сложности, намного сложнее установить, имело ли место вымогательство взятки. О воздействии на заявителя с целью получения незаконного вознаграждения могут свидетельствовать следующие факты, обязательно отражаемые в протоколе устного заявления:
1) безосновательный отказ либо длящаяся волокита в принятии руководящего решения должностным лицом в удовлетворении законных интересов гражданина;
2) создание искусственных условий, которые могут нанести ущерб интересам заявителя;
3) высказанная угроза причинить вред интересам заявителя при отказе передачи взятки;
4) требование, высказанное заявителю лично должностным лицом либо переданное через посредника, о передаче регулярных или разовой взяток в случае служебной зависимости или подконтрольности;
5) конкретные действия должностного лица, подтверждающие его решимость причинить вред интересам заявителя.
Опрос лиц, названных заявителем в качестве свидетелей, следует проводить с максимальной осторожностью, учитывая их возможные тесные контакты с проверяемым.
Изучая личность взяткополучателя, самое пристальное внимание следует обратить на установление его профессионального уровня, срок работы в данной организации и в занимаемой должности, знание своих должностных обязанностей, порядка принятия решения и его документального закрепления, так как нередко взятки давались только за то, что взяткополучатели «не замечали» упущений, отступлений от правил, допущенных подконтрольными лицами.
Из сказанного можно сделать вывод, что при документировании фактов взяточничества важное значение имеет процесс документирования
умысла на преступление со стороны лица, представляющего оперативный интерес. Умысел на совершение преступления лица, представляющего оперативный интерес, может быть задокументирован в двух следующих случаях:
- при непосредственном проведении оперативного эксперимента;
- при проведении оперативного эксперимента в системе оперативной комбинации.
Оперативными сотрудниками приоритет при наличии определенных условий в процессе документирования преступной деятельности лиц должен отдаваться оперативному эксперименту в системе оперативной комбинации, где умысел на совершение преступления документируется до непосредственного проведения оперативного эксперимента. Следует выявлять и документировать неоднократность совершения лицом преступлений. Особое внимание необходимо уделять при проведении оперативного эксперимента выработке линии поведения субъектами этого ОРМ. В действиях взяткодателя следует исключить инициативу на совершение преступления, т. е. провокационную деятельность [11].
<ч а а
и и
ч
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
2. Илюшин А. А. Оценка доказательств, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий при выявлении взяточничества // СПС «Консультант Плюс».
3. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: постановление Пленума Верховного Суда РФ п. 25 от 10 февраля 2000 г. № 6.
4. Ильиных В. Л., Алферов В. Ю. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный закон // Вопросы применения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: сборник научных трудов. Омский юридический институт; отв. ред. А. Е Чечетина. Омск, 1998.
5. Горяинов К. К. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Яппаров Р. М., Габзалилов В. Ф. К понятию об оперативно-разыскной информации и информационных системах подразделений органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. № 2.
7. Машков С. А. Осуществление ОРД при раскрытии фактов взяточничества. История, теория и практика. Байкальское ГУЭП. Иркутск: Из-во БГУЭП, 2003.
и «
а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
§
и
50
8. Игуменов А. С. О некоторых вопросах информационно-аналитического обеспечения розыска без вести пропавших и установления личности неопознанных трупов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 2.
9. Волженкин Б. В. Служебные преступления. (Библиотека следователя). М.: Юристь,
2000.
10. Игуменов А. С. Актуальные проблемы борьбы с кражами, совершаемыми из складов, баз, магазинов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 2.
11. Миняшева Г. И. Юридическая технология правоприменительных актов: монография. Уфа: УЮИ МВД России, 2012.
© Киселев Н. Н.
УДК 351.74 В. А. КОЛЕСНИКОВ, доцент кафедры управле-
ния в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук, доцент (г. Уфа)
V. A. KOLESNIKOV, associate professor ^air of management in the Internal Affairs Bodies of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate in sociology, docent (Ufa)
В. И. МИХАЙЛОВ, доцент кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридическо-^ го института МВД России, кандидат социологи-
^ ческих наук, доцент (г. Уфа)
^ V. I. MIHAILOV, associate professor ^air of man-
§ agement in the Internal Affairs Bodies of Ufa Law In-
u stitute of the Interior Ministry of Russia, candidate in
sociology, docent (Ufa)
§ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО
Ц ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
I
Ц BASIC PRINCIPLES OF EFFECTIVE PLANNING
g IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
s ©
! Аннотация. В статье анализируются основные принципы организации эффек-
тивного планирования в органах внутренних дел, рассматривается положительная ^s практика разработки плана работы правоохранительного ведомства. ¡^ Ключевые слова и словосочетания: планирование, принципы, управление, этапы
«
разработки плана.
Annotation. The article analyzes the main principles of effective planning in the Min-^ istry of internal Affairs, is considered a positive practice in the development of the plan of ^ work of law enforcement agencies.
s Keywords and phrases: planning, principles, management stages of the development
plan.