ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А
Актуальные проблемы криминалистики
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
И.А. Климов,
доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России, профессор кафедры ОРД Московского Университета МВД России
Н.А. Кузмин,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры ОРД
Московского Университета МВД России
А.В. Таиров,
Адъюнкт кафедры ОРД Московского Университета МВД России Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе, рассматриваются и выделяются основные элементы коррупционных преступлений, и дается их криминалистическая характеристика. Обсуждаются основные теоретические и практические проблемы, различные точки зрения ученых и предлагаются свое видение данной проблемы.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, криминалистическая характеристика, субъекты коррупционных преступлений, информационно-аналитическое обеспечение
INFORMATION AND ANALYTICAL
PROVISION OF PREVENTION, DETECTION AND INVESTIGATION OF CORRUPTION CRIMES
I.A. Klimov,
the doctor of jurisprudence, the professor the Deserved lawyer of Russia, professor of HORDES chair of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
N.A. Kuzmin,
candidate ofjurisprudence, deputy chief of HORDES chair Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
A.V.Tairov,
Graduated in a military academy of HORDES chair of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
Annotation. In the work, shall be considered and highlighted the main elements of corruption-related crimes, and gives them criminalistic characteristics. Discusses the major theoretical and practical problems, different points of view of scientists and offered his vision of the problem.
Keywords: corruption, anti-corruption, criminalistic characteristics of subjects of corruption offences, information and analytical support
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
Криминалистическая характеристика преступлений — это совокупность типичных признаков подготовки и совершения преступлений определенного вида, анализ и исследование которых помогают организовать надлежащее расследование по конкретному уголовному делу. [1]
Исходя из принципов необходимости, общности и целостности, выражающих сущность системы преступного деяния как реального явления, можно выделить следующие элементы криминалистической характеристики коррупционных преступле-ний:[2]
а) субъекты взяточничества — взяткодатель, взяткополучатель, посредник и другие соучастники (устанавливаются их личностные и профессиональные качества, служебный статус, должностные или функциональные права и обязанности, характер межличностных отношений и т. д.);
Хочется отметить что, основную часть в структуре подкупающих лиц, проходивших по уголовным делам о коррупционных преступлениях, в связи с хозяйственной производственной деятельностью, составляют: 72,3% — служащие, 27,7% — руководители предприятий и организаций.
Достаточно часто преступная деятельность предпринимается с целью получения преимуществ при распределении заказов на подрядные работы или иные услуги по конкурсу.
Субъектом получения взятки может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К представителям власти согласно разъяснению Пленума Верховного суда РФ (Постановления Пленума Верховного суда от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе») следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
б) предмет взятки — имущество, материальные услуги;
Анализ практики выявления фактов коррупционных преступлений позволяет сделать некоторые выводы. Деньги и ценные бумаги являлись предметом взятки в 82% случаев, в 3,7% дел — продукты, спиртные напитки, в 8,1% случаев — имущество (в том числе недвижимое), а в остальных (6,2%) оказание услуг или предоставление выгод имущественного характера.
Характер предмета взятки может свидетельствовать и о характере взаимоотношений между субъектами коррупционных отношений. Так, ситуативное коррупционное поведение сопровождается взятками небольшого размера, в частности в виде спиртных напитков и продуктов либо небольших сумм наличных денег. Недвижимость же и крупные суммы денег обычно становятся предметом взятки при длящемся характере коррупционных отношений, либо они характеризуют объем и значимость услуг, оказанных за взятку.
Способ, вид и форма материальных услуг обычно связаны со сферой деятельности подкупающего лица. Это обстоятельство позволяет в ходе поисковой деятельности связать воедино характеристику подкупающего (сфера хозяйственной деятельности) и предмет взятки — местонахождения материальных ценностей (вид оказанных услуг и их материальные признаки).
в) физическая деятельность субъектов взяточничества (способы совершения преступления и сокрытия его следов) — действия, направленные на установление контакта и достижение договоренности, дача-получение взятки и ее маскировка, реализация обещанных за взятку действий (бездействий), действия по сокрытию последствий, противодействие суду и следствию и др.;
г) психическая деятельность субъектов взяточничества — мотивация поведения, обусловленная
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
индивидуальными потребностями и обусловившая принятие решений, самооценка и др.;
Мотивация коррупционной деятельности со стороны подкупающего лица не отличается особой оригинальностью и, как правило, заключается в:
• увеличении прибыли;
• обеспечении безопасности получения доходов;
• приобретении преимуществ в конкурентной борьбе;
• монополизации рынка;
• реагировании на экономические трудности;
• стремлении к влиянию и обладанию властью.
Для получателя взятки доминирующими являются следующие мотивы:
• стремление к преимуществам (привилегиям) в виде личного обогащения (перспектива побочных доходов);
• стремление к «компенсации» или оплате своих усилий по службе (субъективное восприятие недостаточности оплаты собственного труда),
• продажность в силу нуждаемости;
• погашение собственных долгов;
• создание материальных преимуществ для третьих лиц (супруги, близких родственников).
Субъективная мотивация как криминогенный фактор личностного характера:
• притеснения по службе, торможение служебного роста;
• личные проблемы (долги и т.д.);
• напряженные отношения с сослуживцами;
• персонально установленные надбавки;
• восприятие служебной деятельности как предпринимательской, стремление к дополнительному заработку;
• завышенные служебные требования;
• завышенные денежные потребности;
• мотивы престижности;
• неадекватная самоидентификация.
д) факты — последствия взяточничества — полученное за взятку благо (право), результат его использования (реализации); — вред (ущерб), причиненный в связи с отчуждением или тратой имущества, использованного для взятки; — фактическое использования взятки и др.;
е) время совершения взяточничества — время достижения договоренности, время дачи-получения взятки и ее маскировки, время сокрытия последствий взяточничества и др.;
ж) место совершения взяточничества — место осуществления предварительных мероприятий, направленных на установление контакта и достижение
договоренности, место дачи, получения предмета взятки, место получения и (или) реализации блага за взятку, место использования предмета взятки и др.
Как показывает практический опыт, перечисленные системные элементы определяют круг обстоятельств, подлежащих установлению по делам данной категории, а также элементы преступного посягательства, которые необходимо учитывать при планировании проведения оперативно-разыскных мероприятий и оценке полноты, всесторонности и объективности, собранных по делу доказательств.
Из указанных элементов криминалистической характеристики более подробного внимания заслуживает рассмотрение способов совершения и сокрытия коррупционных преступлений. Рассмотрим их на примере взяточничества.
С каждым годом способы дачи-получения взяток становятся все более разнообразными. Большое внимание уделяется преступниками маскировке своих действий. В связи с этим успех расследования будет обеспечен тогда, когда оперуполномоченный не ограничится доказыванием только самого факта дачи- получения взятки, но и тщательным образом исследует обстоятельства, которые предшествовали указанному факту, а также действия, преступников, направленные на распоряжение полученной взяткой, ее сокрытие.
Таким образом, под способом совершения коррупционного преступления, доказывание которого необходимо по уголовному делу, следует понимать систему поведения субъекта преступления по подготовке, совершению и сокрытию противоправных действий и бездействия, направленных на достижение преступного результата.[3]
Механизм, совершения преступлений данного вида предполагает действия взяткодателя:
• по изучению обстановки в органе или учреждении, от которого взяткодатель ожидает деятельности в свою пользу, установление должностного лица, от которого может зависеть решение вопроса в интересах субъекта;
• по установлению контактов с взяткополучателем как лично, так и через соучастников;
• по определению условий выполнения служебного действия в интересах взяткодателя-уточнение предмета взятки и его размера, если предметом являются деньги, способа передачи;
• по подысканию предмета взятки или средств на его приобретение, например: получение денег взаймы, продажа имущества или заклад имущества в ломбард, получение ссуды, выделение денежных средств фирмой
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
для передачи должностному лицу в интересах организации;
• по передаче предмета взятки взяткополучателю, либо посреднику, или соучастнику для передачи взяткополучателю;
• по принятию мер для сокрытия следов преступления (маскировка приема- передачи предмета взятки, организация безопасных условий передачи взятки, обеспечение алиби на случай задержания с поличным);
• по получению благ, которых добивался взяткодатель, и их использованию.
В свою очередь преступная деятельность взяткополучателя может состоять из:
• поиска возможного взяткодателя;
• переговоров с взяткодателем лично или через соучастников об условиях взятки;
• действий по вымогательству взятки;
• приема взятки непосредственно от взяткодателя, или через посредника, или через соучастников, либо завуалированным способом;
• действий по сокрытию преступления;
• должностных действий (бездействия) в пользу взяткодателя, в том числе и незаконных.
При совершении преступлений взяткополучатели, нередко, в целях сокрытия следов противоправного деяния, прибегают к различным ухищрениям, знание которых важно для сотрудников оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции при подготовке и производстве оперативно-розыскных мероприятий, в том числе при выборе тактических приемов их проведения.
Поэтому, при подготовке и проведении задержания взяткополучателя с поличным, к осмотру места происшествия, к обыску, необходимо располагать подробными сведениями о месте передачи предмета взятки, способах и местах возможного сокрытия полученной взятки.
Практика показывает, что указанные сведения можно получить при тщательном предварительном обследовании предполагаемого места дачи-получения взятки, при надлежащем аудио-, видео- контроле проводимых мероприятий, при изучении особенностей поведения взяткополучателя.
Пренебрежение этими правилами на практике приводит к недостижению целей, для решения которых планировалось проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Помимо непосредственной передачи и приема предмета взятки также можно выделить следующие завуалированные способы передачи взятки:
• дарение;
• займ;
• погашение несуществующего долга или прощение действительного долга;
• неравноценный обмен вещей;
• отпуск товаров по льготным (заниженным) ценам;
• под видом выигранного пари;
• заключение фиктивных трудовых соглашений и гражданско-правовых договоров и выплата по ним взяткополучателю или его родным и знакомым (а также доверенным лицам) за якобы выполненную работу, работу по совместительству и т.д.;
• систематическое угощение должностного лица или организация систематического питания за счет взяткодателя или его фирмы (организации);
• выполнение для взяткополучателя безвозмездно или за явно низкую оплату каких-либо работ хозяйственного назначения (ремонт квартиры, автомобиля, изготовление мебели, пошив одежды и пр.);
• пересылка денег по почте лично взяткополучателю или его доверенному лицу;
• внесение взяткодателем денег на счет взяткополучателя или открытие лицевого счета на его имя;
• передача взяткополучателю расчетной (дебетовой) карты на сумму взятки либо приобретение для взяткополучателя корпоративной пластиковой карты с оплатой определенных услуг или товаров на сумму взятки (например, топливные карты);
• оказание материальной помощи;
• деньги в документе, удостоверяющем личность (за прописку в гостинице, инспектору ГИБДД при нарушении правил дорожного движения, при покупке билетов);
• предоставление различных путевок бесплатно или со значительной скидкой;
• использование должностным лицом «своих» коммерческих структур путем опосредованного перепоручения им функций, относящихся к компетенции самого коррумпированного чиновника.
• организация специальных аукционов для должностных лиц с целью приобретения ими автомобилей, антиквариата и других ценностей по минимальным ценам;
• оплата обучения детей и родственников, содержание в элитных детских учреждениях;
• прием вкладов под высокие проценты;
• завышенные гонорары за лекции;
• издание книг неоправданно высоким ти-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
ражом и выплата завышенного авторского вознаграждения;
• передача акций родственникам или доверенным лицам;
• создание специальных фондов;
• финансирование партий, движений, кандидатов на выборные должности.[4]
Наряду с этим сложность для доказывания представляют действия (бездействие), выполняемые в интересах взяткодателей. Они могут выражаться в следующем:
1) поддержка в создании при федеральных и муниципальных предприятиях коммерческих структур, с целью «перекачивания» средств этих предприятий на счета, вновь создаваемых «фирм», лично или опосредованно подконтрольных должностным лицам;
2) передача федеральной и муниципальной собственности по заниженным ценам предпринимательским структурам, минуя продажу через аукционы;
3) списание с собственного баланса предприятий, хранилищ, жилых зданий и внесение их в качестве доли в уставный фонд коммерческих структур, а также реализация этим структурам по заниженным ценам автомашин, механизмов, обмундирования и другого имущества;
4) заключение убыточных для государства коммерческих соглашений (например, сдача в аренду зданий, судов и т.д.) выдача банковских гарантий без закрепления каких-либо ответных обязательств со стороны «партнера», что позволяет ему снимать со счета средства без выполнения работ, поставки товара и т. д.;
5) выдача кредитов и ссуд под якобы перспективные проекты, которые используются как ширма для сокрытия хищений денежных средств;
6) попустительство и сокрытие нецелевого использования кредитов, оказание содействия в перекупке льготных кредитов, выделяемых целевым порядком Государственным банком России на реализацию национальных проектов, развитие хозяйств, поддержку и перепрофилирование предприятий военно-промышленного комплекса и т.д.;
7) содействие в создании фиктивных предприятий, выражающееся в открытии в банке счета без соответствующего юридического оформления и регистрации предприятия, а также переводе клиента на обслуживание в другой банк без приема дел по юридическому оформлению новых счетов и остатков средств по предыдущим счетам банка, ранее обслуживавшего клиента;
8) предоставление служебной информации из банка, налоговой инспекции, прокуратуры, полиции и т.д.;
9) фальсификация материалов документальной
ревизии или аудиторской проверки, заверение фальсифицированных налоговых деклараций;
10) выдача выгодного взяткодателю заключения по результатам служебного расследования, материалам предварительной проверки, уголовному делу;
11) сокрытие либо несвоевременное представление имеющихся материалов либо сведений в интересах подкупающего лица либо организации лично или опосредованно подконтрольной должностному лицу;
12) представление отсрочки внесения платежей в местный бюджет и подачи отчетности, предоставление налоговых или таможенных льгот, льготных лицензий, квот и т. д.;
13) отказ (задержка) в регистрации конкурентов подкупающего лица, отказ в выдаче им лицензий на право заниматься определенной деятельностью, предоставление коррумпировавшей государственного служащего структуре монопольного права торговли, например, нефтепродуктами, редкоземельными элементами и т.д.;
14) содействие методам недобросовестной конкуренции (налоговое, арбитражное, следственно-судебное подавление либо устранение конкурентов).
Поэтому в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий должны быть детально установлены время и место выполнения каждого действия (бездействия), образующего способ совершения преступления каждым из субъектов.
Литература:
1 Аверьянова T.B., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2007.
— С. 339.
2 Аверьянова T.B., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2007.
— С. 341.
3 Егорова Н.Р. Взяточничество и хищения: проблемы квалификации: дисс. ... канд. юрид. наук / Н.Р. Егорова. — М., 2008. — С. 51.
4 Башмаков И.С. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений, совершаемых представителями органов местной власти: дис.... кандидата философ, наук / И.С. Башмаков. — М., 2008.-С. 51.