Криминалистика, криминология, ОРД
УДК 343.352.4 А.В. Аспидов*
Понятие оперативно-розыскной характеристики преступлений коррупционной направленности в лесопромышленном комплексе
Статья посвящена вопросам оперативно-розыскной характеристики преступлений коррупционной направленности в конкретной сфере лесопромышленного комплекса.
Ключевые слова: коррупция, преступления коррупционной направленности, лесопромышленный комплекс, оперативно-розыскная характеристика.
A.V. Aspidov*. Definition of operative-detective characteristic of corruption-aimed crime in timber industry. This article is devoted to problems of operative-detective characteristic of corruption-aimed crime in particular sphere of timber industry.
Keywords: corruption, corruption-aimed crime, timber industry, operative-detective characteristics.
Российская Федерация по площади лесов занимает первое место в мире. Зелёными угодьями покрыто 809 090 тыс. га, или 70 % территории суши нашей страны. Леса России являются самыми мощными «лёгкими» Земли, ключевым фактором поддержания экологического равновесия на планете. Лес в России - это ещё и источник экономической выгоды, удовлетворяющий потребности индустрии и общества. Однако в некоторых случаях столь важный для нашей страны ресурс подвержен криминальному влиянию зачастую благодаря деятельности тех, кто обязан его защищать.
Прежде чем перейти к содержанию оперативно-розыскной характеристики преступлений коррупционной направленности в лесопромышленном комплексе, представляется уместным напомнить, что же такое оперативно-розыскная характеристика.
История понятия оперативно-розыскной характеристики ведет нас к 1970-м гг. двадцатого столетия. Именно в это время появляются первые публикации, более или менее активные попытки исследовать сущность описания противоправных деяний с позиции оперативно-розыскной деятельности. Однако, несмотря на длительный период исследования, в научной среде так и не появилось единого мнения об определении понятия «оперативно-розыскная характеристика». Анализ научных источников выявил следующие точки зрения.
Д.В. Гребельский под оперативно-розыскной характеристикой понимает «совокупность ряда информационных признаков, упорядоченных и взаимосвязанных между собой, почерпнутых из различных информационных источников, входящих, прежде всего, в криминалистическую, криминологическую, психологическую, социологическую, экономическую и другие характеристики преступлений» [6, с. 73].
B.Д. Ларичев видит оперативно-розыскную характеристику как научно разработанную систему обобщённых данных о наиболее типичных оперативно-значимых признаках преступления, проявляющихся в особенностях объекта преступного посягательства, способах совершения преступления, механизме следообразования преступных действий, а также личностных данных субъекта преступления, знание которых является теоретической и информационной базой для разработки основных методических и тактических приемов выявления и раскрытия преступлений [7].
В.Н. Кнайкин определяет «оперативно-розыскную характеристику преступности как частное учение теории ОРД, исследующее комплексную характеристику преступлений с позиций типичности и повторяемости их поисковых признаков, обусловливающих необходимость применения оперативно-розыскных сил, средств и методов для их выявления, предупреждения и раскрытия». При этом содержание оперативно-розыскной характеристики преступности, по его мнению, составляют
* Аспидов, Алексей Владимирович, заместитель начальника отдела УЭБиПК ГУ МВД России по Пермскому краю, адъюнкт Нижегородской академии МВД России. Адрес: Россия, 614002, г. Пермь, ул. Чернышевского, 7. E-mail: [email protected].
* Aspidov, Alexey Vladimirovich, Deputy head of economic security and countering against corruption department of GA MIA of Russia for the Perm region, adjunct postgraduate studies of the Nizhniy Novgorod Academy of the interior Ministry of the Russian Federation, police Colonel. Address: Russia, 614002, Perm, Chernyshevskogo str., 7. E-mail: [email protected].
© Аспидов А.В., 2017
Криминалистика, криминология, ОРД
признаки, качества и свойства, учёт которых позволяет более продуктивно применять силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности, то есть: 1) уголовно-правовые признаки конкретного преступления; 2) способ совершения преступления; 3) личность правонарушителя; 4) мотивацию криминального поведения; 5) организованные формы совершения преступления; 6) взаимосвязь места совершения преступления и места жительства.
По мнению К.М. Тарсукова и В.П. Шиенка, понятие оперативно-розыскной характеристики «представляет собой не что иное, как попытку абстрагирования, обобщения сведений о противоправном поведении и выделении за счёт этого закономерностей и тенденций, знание и учёт которых в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий способствует более эффективному решению задач борьбы с преступностью» [5].
Среди учёных в области оперативно-розыскной деятельности нет единого мнения не только о понятии, но и о структуре оперативно-розыскной характеристики. Научная среда вынуждена признать, что большинство элементов оперативно-розыскной характеристики повторяют составляющие иных характеристик преступления. Так, А.Б. Свистильников, анализируя содержание оперативно-розыскной характеристики, отмечает, что многие её структурные звенья дублируют прежде всего компоненты криминалистической характеристики. Это связано, по мнению автора, с тем, что оперативно-розыскная и криминалистические виды деятельности направлены на достижение единой цели - раскрытия преступления [9]. По мнению Ю.М. Худякова, в содержание такой характеристики входят пять элементов: 1) характеристика преступления и его общественной опасности; 2) характеристика способа приготовления к преступлению; 3) характеристика способа совершения преступления; 4) характеристика личности преступников; 5) характеристика поведения преступников после совершения преступления.
С.Н. Иванов, придерживаясь позиции Д.В. Гребельского относительно понятия оперативно-розыскной характеристики преступлений, раскрывая конкретное её содержание, включает в неё следующие элементы: 1) уголовно-правовые признаки (он анализирует эти признаки с чисто уголовно-правых позиций, используя при этом и соответствующую литературу); 2) личность преступников, входящих в состав преступных групп (пол, возраст, национальность); 3) фазы развития преступления (информационно-поисковая (разведывательная), создание условий для реализации преступного замысла; 4) реализация преступного замысла, воспроизводство и расширение преступной деятельности), закономерности преступной деятельности; 5) другие позиции, раскрывающие механизм групповой преступной деятельности [8].
Согласно точке зрения В.М. Атмажитова, оперативно-розыскная характеристика включает в себя два взаимосвязанных блока: а) совокупность сведений о преступности, получаемых из официальных статистических данных, по результатам социологических исследований; б) информация о преступности, получаемая из оперативных источников.
Продолжая развитие мысли об оперативно-розыскной характеристике преступлений коррупционной направленности, представляется вполне разумным упомянуть понятие коррупции. Согласно п. «а» с. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2].
Стоит отметить, что в Уголовном кодексе РФ понятие преступлений коррупционной направленности отсутствует. Согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры РФ №65/11 и МВД России № 1 от 1 февраля 2016 г., к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие следующие признаки: 1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ; 2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей; 3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); 4) совершение преступления только с прямым умыслом [4].
Структура преступлений коррупционной направленности включает в себя составы, предусмотренные гл. 23, 30 УК РФ и совершаемые с использованием служебного положения.
Объект преступлений коррупционной направленности в лесопромышленном комплексе (ЛПК) очень разнообразен. Преступления обозначенной группы посягают на общественные отношения, складывающиеся как в сфере заготовки древесины, охраны, защиты и воспроизводства лесов, деятельности лесоперерабатывающих предприятий, так и в работе органов государственной власти, уполномоченных в области лесных отношений. Рассматриваемые в настоящей статье общественно-опасные деяния ставят под угрозу, делают невозможным выполнение установленных нормативно-правовыми актами порядков и процедур, регламентирующих деятельность ЛПК.
Учитывая ограниченность изложения, предусмотренную форматом статьи, остановимся на оперативно-розыскной характеристике только одного из преступлений коррупционной направленности - получении взятки.
Аспидов А.В. Понятие оперативно-розыскной характеристики преступлений коррупционной...
Взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие [3].
Объективная сторона преступления, регламентированного ст. 290 УК РФ, заключается в получении должностным лицом различного уровня (национальным, иностранным или международной организации) лично или через посредника взятки, которая, в свою очередь, может быть представлена в виде конкретной денежной суммы, ценных бумаг либо иного имущества, а также в виде предоставления указанному должностному лицу иных имущественных прав, оказания услуг, выполнения работ в целях совершения указанным должностным лицом (взяткополучателем) определенных действий или бездействия в пользу лица, давшего взятку (взяткодателя), или лиц, представляемых им, при условии, что указанные действия (бездействие) либо входят в служебные полномочия указанного должностного лица, либо оно способно способствовать указанным действиям (бездействию). К указанным действиям (бездействию) также относится общее покровительство и попустительство по службе, которое будет описано ниже [4].
Содержание объективных признаков получения взятки подробно рассмотрено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Указанным Постановлением ответственность за получение взятки устанавливается на основании ст. 290 УК РФ. Должностное лицо подвергается уголовному преследованию в случаях: совершения деяния в пользу взяткодателя или лиц, представляемых им, если указанное деяние входит в его служебные обязанности; способствования совершению указанных деяний в силу своего служебного положения; наличия факта попустительства или покровительства в службе; также данная статья включает ответственность за общее совершение незаконных деяний должностным лицом [3].
Говоря о входящих в служебные полномочия деяниях должностного лица, Пленум понимает под ними деяния, входящие в служебную компетенцию должностного лица, те, которые указанное лицо может или обязано совершить в силу своих служебных полномочий или обязанностей. Согласно Постановлению, под способствованием указанным деяниям со стороны должностного лица, использующего свое служебное положение и полномочия в пользу взяткодателя или лиц, представляемых им, следует понимать использование указанным должностным лицом своего авторитета или иных возможностей, которые предоставляет занимаемая должность и предоставленные служебные полномочия с целью воздействия на иных должностных лиц в целях способствования совершению ими конкретных деяний, входящих в их служебные полномочия. Указанное воздействие состоит в убеждении или склонении последних к совершению таких деяний путем принуждения, обещаний, уговоров и т.п.
Общее покровительство и попустительство по службе выражается, например, во внеочередном и необоснованном, иногда нарушающем установленный порядок назначении на более высокую должность объекта покровительства (первый случай) или отсутствие должного реагирования со стороны должностного лица на какие-либо нарушения со стороны объекта попустительства (второй случай).
Незаконные деяния, совершённые в целях получения взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ), выражаются в действиях (бездействиях), совершённых должностным лицом при использовании своего служебного положения, но при отсутствии регламентированных законом оснований для таких деяний, совершённых должностным лицом единолично, при регламентированном законом коллегиальном порядке принятия подобных решений или совершения подобных деяний (равно при необходимости согласования указанных деяний и решений с иным должностным лицом или органом, но при отсутствии оного). В целом указанные деяния и решения являются неисполнением служебных обязанностей должностного лица и преследуются в установленном законом порядке [3].
Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, являются лица, относящиеся к должностным либо, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, должностным признается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполнят организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [1].
Как правило, субъектами получения взяток в ЛПК являются руководители районных лесничеств, их заместители и сами лесничие. Но в некоторых случаях правоохранительным органам удается задокументировать противоправные действия должностных лиц региональных министерств, департаментов лесного хозяйства. Изначально взяткополучателями в лесной отрасли являются люди с низким уровнем дохода и материальной обеспеченности. Именно низкий уровень гарантируемой государством заработной платы является одним из основных факторов, детерминирующих противоправное поведение работников лесничеств. Для личности взяткополучателя характерно изменение отношения к законному поведению после получения взятки впервые. Оставшись незамеченными, такие лица переформировывают стандарты служебной деятельности. Наличие у таких людей возможности быстрого увеличения дохода превращает взятку в норму поведения. Отдаленность лесничеств от региональных административных центров
Криминалистика, криминология, ОРД
формируют у взяткополучателей стойкое чувство бесконтрольности и незаметности и, как следствие, безнаказанности за совершённые и планируемые противоправные деяния. Указанные обстоятельства повышают уровень вовлеченности работников лесничеств в преступную деятельность и толкают их на новые преступления в целях незаконного обогащения за счёт лесного ресурса. Способы получения взятки в лесной отрасли разнообразны: от обычной передачи денег взяткополучателю и до сложных вертикально-структурных схем с применением безналичного оборота денежных средств.
Для преступлений коррупционной направленности, совершаемых в лесной отрасли, характерна взаимосвязь с другими общественно-опасными деяниями, в частности незаконной рубкой лесных насаждений. Так, например, совершение одним индивидуальным предпринимателем нескольких незаконных рубок обусловливает получение лесничим или руководителем лесничества взятки от указанного предпринимателя за сокрытие от обнаружения фактов незаконной заготовки древесины.
Итак, на основе изученных точек зрения и нормативных источников справедливо будет понимать под оперативно-розыскной характеристикой преступлений коррупционной направленности в лесопромышленном комплексе совокупность взаимосвязанных сведений, характеризующих их объектовые признаки, механизмы совершения, следообразования и сокрытия следов, способы противодействия проведению ОРМ, личность преступника, в целях определения форм, средств и методов оперативно-розыскной деятельности для последующего выявления и раскрытия указанных преступлений.
Исходя из приведённого определения, в структуру оперативно-розыскной характеристики рассматриваемых преступлений, на наш взгляд, необходимо включить уголовно-правовые признаки, механизмы совершения, механизмы следообразования и сокрытия следов, способы противодействия проведению ОРМ, личность преступника.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 6 июля 2016 г.) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 19.l0.2016).
2. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3. - М., 2009.
3. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 (в ред. от 3 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149092/ (дата обращения: 19.10.2016).
4. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : Указание Генпрокуратуры России № 65/11 МВД России № 1 от 1 февраля 2016 г. - М., 2016.
5. Борин, Б. В. Понятие, определение и значение оперативно-розыскной характеристики преступлений экономической направленности // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 1. - С. 202-205.
6. Гребельский, Д. В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных характеристик преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. - М., 1984.
7. Ларичев, В. Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: вопросы теории и практики в современных условиях // Безопасность бизнеса. -2008. - № 2. - С. 2-7.
8. Ларичев, В. Д. Содержание оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики // Общество и право. - 2013. - № 2 (44). - С. 179-187.
9.Хмыз, А. И. О криминалистической и оперативно-розыскной характеристиках преступлений и их соотношении // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 398. - С. 163-166.
УДК 621.39
Ю.А. Грачёв*, И.Ю. Петров**
Проблемы верификации информации, полученной
при проведении специализированных криминалистических
психофизиологических экспертиз
В статье проведен анализ и изложен авторский взгляд на применение инструментальной и безынструментальной технологий выявления лжи в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова: профайлинг, преступность, полиграф, принципы, технологии.
* Грачёв, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 188510, Санкт-Петербург, ул. Аврова, д. 33.
** Петров, Игорь Юрьевич, старший преподаватель кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 188510, Санкт-Петербург, ул. Аврова, д. 33.
* Grachyov, Yuri Alexandrovich, head of the department of special events and special equipment of the St. Petersburg University of MIA of Russia, Ph.D., assistant professor. Address: Russia, 188510, St. Petersburg, Avrova str., 33.
** Petrov, Igor Yurievich, a senior lecturer in special events and special equipment of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Address: Russia, 188510, St. Petersburg, Avrova str., 33. © Грачев Ю.А., Петров И.Ю., 2017