ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Элеонора Умаровна БАБАЕВА,
профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики СевероЗападного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Вячеслав Николаевич УВАРОВ,
доцент кафедры криминалистики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© Э . У Бабаева, В . Н . Уваров, 2017
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ И ДОКАЗЫВАНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам расследования преступлений коррупционной направленности. Основное внимание уделено обстоятельствам, которые необходимо установить в ходе предварительного следствия, а также способам доказывания достоверности полученных данных о преступлении.
Ключевые слова: преступления коррупционной направленности, получение взятки, действия должностного лица, выгода и убытки.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.33.5.090-098
E. U. BABAEVA,
Doctor of juridical sciences, Docent, North-Western Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Department of Criminal Procedure and
Criminalistics, Professor [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
V. N. UVAROV,
Candidate of juridical sciences, Docent, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Criminalistics Department, Associated Professor
[email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
CIRCUMSTANCES TO BE SETTLED AND PROVIDED FOR INVESTIGATION OF CRIMES OF CORRUPTION DIRECTION
Review. The article is devoted to investigation of corruption crimes. The focus is on the circumstances that need to be installed during the preliminary investigation and on ways of proof of the reliability of the data on crime. Keywords: crimes of corruption, bribery, actions of officials, rewards and losses.
Согласно п . 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным
УНИВЕРСИТЕТА Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию имени o.e. кугафина(мгюА) при расследовании преступлений коррупционной направленности
интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» .
Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г № 147 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016—2017 годы, согласно которому принять конкретные меры антикоррупционной направленности предписано Правительству РФ, руководителю Администрации Президента РФ, председателю президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, Генеральной прокуратуре РФ и Генеральному прокурору РФ, Министерству иностранных дел РФ, Министерству юстиции РФ, руководителям федеральных государственных органов, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, председателю Центрального банка РФ, руководителям Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и другим уполномоченным лицам .
С учетом общественной опасности коррупции борьба с ней идет по всем направлениям, в том числе путем уголовного преследования должностных лиц, совершивших противоправные действия1 .
В разряд «коррупционных» попадают несколько составов преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ . Основным признаком коррупционности преступления является специальный субъект, который действует с использованием своего должностного или служебного положения из корыстной заинтересованности или иных личных побуждений . Однако в коррупционных преступлениях могут участвовать лица, не обладающие должностными или служебными полномочиями . К ним прежде всего относятся субъекты, осуществляющие подкуп чиновников или оказывающие им содействие в совершении противоправных действий
В соответствии с ч . 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовных дел коррупционной направленности чаще всего становятся:
— заявления о преступлении (например, заявления граждан о фактах воспрепятствования их законной деятельности и вымогательстве взяток);
— явка с повинной;
— сообщения контрольно-ревизионных органов по результатам проведенной ими проверки (например, результаты проверок фактов реализации по заниженным ценам наиболее ликвидных объектов, особенно после вложения в
эти объекты бюджетных средств); Ш
— результаты прокурорских проверок; К
— непосредственное обнаружение правоохранительными органами признаков °
преступления в ходе осуществляемой ими оперативно-розыскной деятельности . Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления . Применительно
i
О специфике менталитета российского общества в части восприятия коррупции см . : Комиссаров В. И., Фролова О. Е. Противодействие коррупции: лингвистический и правоприменительный аспекты проблемы // Библиотека криминалиста . 2016 . № 5 (28) .
С . 146—152.
~0
б Р И Д И Ч m П К
п
к к
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
к преступлениям коррупционной направленности должны быть установлены данные, указывающие на наличие признаков специального субъекта (должностного лица), объект и объективную сторону какого-либо из преступлений, входящих в указанную группу. С этой целью проводится проверка информации, которая может стать поводом для возбуждения дела . На этом этапе допустимы выдвижение и проверка некоторых версий относительно произошедшего события, а именно:
а) деяние является преступлением коррупционной направленности, совершенным известным должностным лицом (например, тем, на кого указывает заявитель);
б) деяние является преступлением коррупционной направленности, совершенным неизвестным (неустановленным) должностным лицом;
в) проверяемое деяние не является преступлением коррупционной направленности, так как оно совершено не должностным лицом;
г) преступление коррупционной направленности не было совершено, а имеет место оговор должностного лица;
д) проверяемый факт был неверно оценен заявителем (отдельные слова и действия должностного лица были ошибочно истолкованы, например, как вымогательство взятки) .
К признакам совершения преступления коррупционной направленности могут быть отнесены следующие действия:
— нарушение должностным лицом обычного порядка выполнения служебных действий;
— нарушение порядка поступления и прохождения документов;
— несоблюдение очередности разрешения вопросов;
— нарушение правил оформления документов;
— нарушение порядка подготовки материалов и их рассмотрения;
— нарушение (ускорение, упрощение и т.д . ) порядка рассмотрения зависящих от должностного лица вопросов;
— несоблюдение действующих требований о полноте представляемых материалов, необходимых для принятия решения;
— волокита (в различных формах проявления) .
На возможную причастность к преступлениям коррупционной направленности могут также указывать такие признаки, как: жизнь подозреваемого должностного лица не по средствам; сведения о наличии у него (его родственников) крупных вкладов, ценностей, дорогостоящей недвижимости; установление конкретных фактов дорогостоящих покупок и т д
В случаях, когда должностные лица живут не по средствам, расходы обычно значительно превышают доходы семьи . Об этом свидетельствуют значительные расходы на оплату жилья, питание, различные виды хобби, содержание детей в престижных детских учреждениях или обучение в коммерческих вузах, посещение определенных мест отдыха, участие в азартных играх, проведение пышных празднеств, дорогостоящее лечение и пр
Не всегда в заявлениях и сообщениях граждан содержится достаточный объем информации, которая позволила бы судить о полноте признаков состава конкретного преступления . На практике имеют место анонимные заявления (письменные
УНИВЕРСИТЕТА Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию имени o.e. кугафина(мгюА) при расследовании преступлений коррупционной направленности
или устные) . В таких случаях следует запросить из организаций, учреждений, предприятий документы, которые могут свидетельствовать о наличии указанных в заявлении фактов, а также получить подробные объяснения от заявителя и иных лиц с уточнением обстоятельств событий, упоминаемых в заявлении . Кроме того, целесообразно запросить информацию от других правоохранительных органов о наличии материалов в отношении названного в заявлении лица, по которым ранее было отказано в возбуждении уголовного дела . При этом следователь обязан принять все меры организационно-тактического характера, чтобы проверяемое лицо не узнало о проводимых действиях .
При проверке информации необходимо учитывать, является ли преступление, о котором сообщается, уже совершенным либо находится на стадии подготовки . В последнем случае, чтобы изобличить должностное лицо, возможно проведение оперативного эксперимента, в рамках которого под оперативным контролем проверяемое лицо совершает преступление, после чего оно может быть задержано с поличным
Задержание подозреваемого с поличным следует производить в том случае, когда в его действиях, которые должны осуществляться под оперативным контролем, будут установлены признаки оконченного преступления . После задержания необходимо произвести:
1) с целью отыскания следов преступления — осмотр места происшествия (это может быть участок пространства внутри помещения, автомобиля или местности, где было задержано проверяемое лицо);
2) личный обыск задержанного лица в порядке ст. 93 и ч . 2 ст. 184 УПК РФ; обыски по месту его жительства и (или) в рабочем кабинете .
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложение ареста на имущество не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя, без получения судебного решения . В последующем необходимо пройти все процедуры по проверке их законности, предусмотренные ч . 5 ст. 165 УПК РФ .
Если в ходе проведения оперативно-тактической комбинации по задержанию лица с поличным проверяемому удалось «сбросить» переданные ему под оперативным контролем предметы (деньги, документы и т.д . ), необходимо попытаться: а) выявить на них следы (пальцев, ладоней рук, биологических выделений); б) описать и изъять выявленные следы с тем, чтобы впоследствии назначить соответствующие судебные экспертизы . Это поможет подтвердить факт контактного ш взаимодействия проверяемого лица с изъятыми предметами . К Собранная информация оценивается с позиции достаточности материалов ° для возбуждения уголовного дела, после чего принимается решение о возбуждении дела либо об отказе в его возбуждении .
По делам о расследовании преступлений коррупционной направленности установлению и доказыванию подлежат следующие обстоятельства:
1. Событие преступления, что включает в себя установление места и времени выполнения субъектами конкретных действий или бездействия, направленных на достижение преступного результата . Следственная и судебная практика сви- □
детельствуют: такие преступления, как злоупотребление должностными полно-
р
б
р И
Д И
Ч
m П
К
П К
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
мочиями, нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, превышение должностных полномочий, халатность и взяточничество часто совершаются неоднократно . Поэтому при расследовании необходимо установить все преступные факты, а не только те, которые указаны в заявлении или сообщении о преступлении . Это можно сделать в результате тщательного анализа всей деятельности должностного лица, а иногда и соответствующей организации . При этом расследуются все факты использования должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы, которые имели место в определенный период времени (до выявленных преступных фактов и после их выявления), в конкретном месте . Изучается также характер этой деятельности
2 . Статус должностного лица — совокупность его властных полномочий, прав и обязанностей, предусмотренных законом, иными нормативными правовыми актами . Следует выяснить, не занимает ли лицо государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления, каков круг полномочий, каким видом иммунитета он обладает. При этом необходимо определить полное наименование учреждения, организации, ведомства, подразделения, отдела, в штате которого состоит должностное лицо, полное наименование должности, которую он занимает. С этой целью производятся допросы сотрудников и изучаются положения, инструкции, уставы данной организации, перечень должностей, приказы о назначении .
3 . Компетенция должностного лица . Для этого изучается предусмотренный нормативными правовыми актами перечень обязанностей, осуществляемых данным должностным лицом
4 . Фактически выполняемая должностным лицом работа . Эти сведения могут быть получены при допросах сотрудников, а также в результате изучения договоров об исполнении конкретной работы, документов, содержащих распоряжения, указания, резолюции, выполненные или написанные по указанию должностного лица .
5 . В чем конкретно выразились действия, бездействие при совершении преступления, имело ли место при этом «молчаливое согласие» или бездеятельная заинтересованность . Данные об этом можно почерпнуть из допросов участников процесса, а также из документов .
6 . В чем конкретно выразилось злоупотребление должностным положением, какие личные или служебные связи при этом были задействованы, какие служебные документы в нарушение установленного порядка были изданы . В чем выразились: нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, превышение должностных полномочий, получение, дача взятки и посредничество во взяточничестве, халатность
7 . Какие нормативные правовые акты (законы, подзаконные акты) были нарушены должностным лицом .
8 . Совершались ли преступные действия должностным лицом единолично или в соучастии с иными лицами . Если да, то какова роль каждого из соучастников в совершении преступления .
9 . Каковы мотивы и цели совершенного должностным лицом деяния .
10 . В чем конкретно выражалась выгода должностного лица от совершения им преступных действий
УНИВЕРСИТЕТА Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию имени o.e. кугафина(мгюА) при расследовании преступлений коррупционной направленности
11. Не получали ли должностное лицо или лица, состоящие с ним в родстве или свойстве, какое-либо имущество . Если да, то какое и каков механизм его передачи и получения
12 . Не приобреталось ли на деньги, полученные в результате совершения преступных действий, какое-либо ценное имущество . Если да, то за какую цену и на кого оно было оформлено
13 . Свершались ли с денежными средствами, иным имуществом, полученными в результате преступных действий, какие-либо гражданско-правовые сделки . Если да, то где, когда, на какую сумму, от чьего имени .
14 . Все этапы и иные функциональные элементы механизма коррупционной деятельности, место и роль в ней каждого участника, направления движения денежных средств и иного имущества, полученных в результате этой деятельности .
15 . Какой вред причинен в результате злоупотребления, превышения должностных полномочий, существенного нарушения прав, законных интересов и каковы тяжкие последствия по ч . 1 ст. 285, 286 УК РФ, а также предусмотренные ч . 3 ст. 285, 286 УК РФ тяжкие последствия . При расследовании устанавливается: каким именно государственным или общественным интересам либо законным интересам и правам граждан был причинен вред; кому причинен вред; размер и характер причиненного ущерба — материальный, моральный, вред деловой репутации юридического лица . Оценка степени причиненного деянием вреда и его квалификация производятся с учетом обстоятельств дела, общественно опасных последствий, в том числе размера и значимости материального ущерба, количества потерпевших, степени ущемления их личных неимущественных прав .
16 . Причины и условия, способствовавшие совершению преступления .
Приведенный перечень является общим для всех преступлений коррупционной направленности . При расследовании конкретного преступления, входящего в данную группу, он должен и может быть дополнен с учетом специфики расследуемого преступления
Так, при расследовании взяточничества установлению и доказыванию подлежат следующие обстоятельства:
а) имели ли место факты передачи должностному лицу взятки и получения ее
последним, каковы время, место, способ передачи взятки и меры, принятые
для ее маскировки;
б) с какой целью была получена или дана взятка2 (уточняется, за совершение
каких действий в пользу взяткодателя дана взятка, не дана ли она за склонение
другого должностного лица совершить конкретные действия в интересах ш
взяткодателя); К
□
"О
й Р
Д
Ч
п
К
Конечной целью взяткополучателя является либо получение денег, ценных бумаг, иного имущества, либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, т. е . корыстный мотив . Получение взятки совершается только с прямым умыслом, ибо это незаконный акт. Взяткодатель осуществляет действия по даче или передаче взятки только с прямым умыслом . Посредник может действовать как с прямым умыслом, так и неумышленно . Подробно см . , например: Мо-исеенко М. И. Субъективная сторона посредничества во взяточничестве // Пробелы в □
российском законодательстве . 2014 . № 1. С . 143—147.
П К
в) каков предмет взятки; если в качестве последней переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении;
г) кто является взяткодателем, посредником и взяткополучателем3; выясняется подробная характеристика по месту жительства, работы, учебы;
д) в ходе расследования важно выяснить, носили ли законный характер выполненные должностным лицом в интересах взяткодателя соответствующие действия, нет ли в действиях взяткополучателя признаков других преступлений, если да, то каких именно4;
е) нет ли в действиях взяткодателя, посредника обстоятельств, освобождающих их от уголовной ответственности5;
ж) имеются ли в действиях субъектов взяточничества обстоятельства, отягчающие их вину6;
з) какие причины и условия способствовали взяточничеству.
3 В отношении посредника должны быть установлены его взаимоотношения и связи с взяткополучателем . Относительно взяткополучателя выясняется, как он относится к выполнению должностных обязанностей, имеются ли у него нарушения служебного долга, какой образ жизни ведет, не имеет ли вредных привычек (если да, то какие именно), ведет ли жизнь по средствам и другие данные . Подробно см . , например: Кушни-ренко С. П. Особенности расследования взяточничества : учеб . пособие . СПб . : Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2002.
4 Взяткополучатель в интересах взяткодателя может совершить одно или комплекс преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предусмотренных ст. 159, 159. 1—159.6, 160, 285, 285. 1—285.3, 286, 286. 1, 287, 292, 292. 1, 293 УК РФ . В зависимости от сложности материалов, доказывающих наличие в действиях обвиняемого признаков, указывающих на эти преступления, последние могут расследоваться в рамках одного уголовного дела, возбужденного по признакам ст. 290 УК РФ . В противном случае с соблюдением требований ст. 154 УПК РФ такие материалы выделяются в отдельное производство .
5 В соответствии с примечаниями к ст. 291 и 292 УК РФ эти лица освобождаются от уголовной ответственности, если они активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления либо добровольно сообщили органу, имеющему право возбудить уголовное дело о совершенном ими преступлении . Взяткодатель освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица
6 Для взяткополучателя такими обстоятельствами являются совершение преступного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки, а также получение взятки в крупном размере . Для взяткодателя и посредника отягчающими их вину обстоятельствами являются дача или передача взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в крупном размере . Помимо этого, к таковым следует отнести наличие судимости за аналогичное преступление и неоднократное совершение взяточничества . Подробно см . , например: Халиков А. Н. Должностные преступления: характеристика, расследование, предупреждение (криминалистический аспект) : монография / под ред . В . И . Комиссарова . М . : Юрлитинформ, 2012 .
УНИВЕРСИТЕТА Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию д/
имени o.e. кугафина(мгюА) при расследовании преступлений коррупционной направленности
Главными в числе коррупциогенных факторов в настоящее время являются: недостаточный контроль за деятельностью должностных лиц, от которых зависит получение каких-либо льгот, имущественных прав и пр ., а также недостаточный контроль и учет документов, отражающих указанную деятельность . Кроме того, обстоятельствами, благоприятствующими совершению должностных преступлений, могут стать:
— отсутствие критики в коллективе;
— подбор и расстановка кадров по принципу личных связей;
— назначение на материально ответственные должности (при имеющемся выборе кандидатур) ранее судимых за корыстные преступления либо скомпрометировавших себя лиц либо явно непригодных для работы;
— поверхностное проведение аудиторских проверок, инвентаризаций, иного контроля, нарушение сроков их проведения или непроведение вообще;
— систематическое проведение инвентаризаций, проверок одними и теми же лицами;
— установление фактов незаконных увольнений или увольнений по малозначительным поводам лиц, вскрывающих недостатки или нарушения прав и интересов граждан
На практике злоупотребления чаще всего возникают вследствие отсутствия в различных ведомствах урегулированного порядка сдачи в аренду помещений, зданий, находящихся в государственной собственности, четких нормативов арендной платы за сдаваемые помещения (с учетом рыночной стоимости квадратного метра арендуемой площади), что позволяет должностным лицам произвольно занижать официально указываемую цену аренды
В сфере выдачи лицензий криминогенными факторами могут быть возможности должностного лица единолично принимать решение о предоставлении лицензии (если такая процедура имеет разрешительный характер), ускорить выдачу лицензии (при длительных сроках рассмотрения заявлений) и т д
Злоупотребления в оперативно-розыскной или следственной деятельности связаны с возможностью должностных лиц самостоятельно освобождать выявленных правонарушителей от ответственности
Сложность для доказывания представляют и действия (бездействие), выгодные правонарушителям, к которым относятся:
1. Оказание содействия и поддержки в создании при федеральных и муниципальных предприятиях коммерческих структур с целью «перекачивания» средств этих предприятий на счета определенных фирм . Ш
2 . Передача федеральной и муниципальной собственности по заниженным це- д
нам коммерческим структурам, без продажи через аукционы . °
3 . Заключение контрактов, убыточных для государства . ^
4 . Попустительство и сокрытие нецелевого использования кредитов, оказание
содействия в предоставлении льготных кредитов, выделяемых на целевые программы (например, поддержку и перепрофилирование предприятий военно-промышленного комплекса), и т д
5 . Попустительство, содействие и непринятие мер к правонарушителям: К
а) консультирование работниками налоговых инспекций и правоохранительных □
органов по вопросам уклонения от уплаты налогов и банковского контроля;
П
К к
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
б) предоставление служебной информации банков, бирж, инвестиционных фондов, налоговой инспекции, прокуратуры, милиции;
в) фальсификация материалов документальных ревизий или аудиторских проверок, удостоверение фальсифицированных налоговых деклараций;
г) инструктаж по поводу поведения в правоохранительных органах, разработка систем защиты от обвинения и мер противодействия следствию .
6 . Отказ в регистрации конкурентов взяткодателя, в выдаче им лицензий на
право заниматься определенной деятельностью, предоставление коррумпировавшей государственного служащего структуре монопольного права торговли, например нефтепродуктами, редкоземельными элементами, газовым оружием, и т. д .
7 . Содействие методам недобросовестной конкуренции на потребительском рын-
ке, выражающееся в юридическом и экономическом подавлении конкурентов взяткодателя (налоговое, арбитражное, следственно-судебное подавление) . Все перечисленные обстоятельства устанавливаются в результате производства следственных действий (допросов подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и др. ), изучения и приобщения к уголовному делу материалов, полученных в оперативно-розыскной деятельности, а также при проведении соответствующих экспертиз .
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабаева Э. У. Расследование преступлений коррупционной направленности : учеб . -метод . пособие / Э . У. Бабаева, О . В . Волохова, Н . В . Кручинина, В . Н . Уваров ; под ред . Е . П . Ищенко . — М . : Юрлитинформ, 2015 .
2 . Багмет А. М. Квалификация и расследование преступлений, связанных с
подкупом : учеб . пособие / А . М . Багмет, В . В . Бычков . — М . : Центр ЮрИнфоР, 2014 .
3 . Комиссаров В. И. Противодействие коррупции: лингвистический и правопри-
менительный аспекты проблемы / В . И . Комиссаров, О . Е . Фролова // Библиотека криминалиста . — 2016 . — № 5 (28) . — С . 146—152 .
4 . Кушниренко С. П. Особенности расследования взяточничества : учебное по-
собие / С . П . Кушниренко . — СПб . : Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2002 . 5. Моисеенко М. И. Субъективная сторона посредничества во взяточничестве / М . И . Моисеенко // Пробелы в российском законодательстве .—2014 . — № 1. — С . 143—147 . 6 . Халиков А. Н. Должностные преступления: характеристика, расследование, предупреждение (криминалистический аспект) : монография / А. Н . Халиков ; под ред . В . И . Комиссарова . — М . : Юрлитинформ, 2012 .