УДК 343.35
Илюшина Кристина Ришатовна, студентка 2 курса магистратуры, ФГБОУ ВО «Стерлитамакский филиал БашГУ», юридический факультет, направление
«Юрист в правоохранительной деятельности» Ишмухаметов Яксагалей Мухаметгалеевич, доцент, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Стерлитамакский филиал БашГУ»
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррупции в органах внутренних дел, которая является одной из самых серьезных проблем для современного мира. Представлены специфические факторы, способствующие совершению преступлений коррупционной направленности в правоохранительных органах. Исследуются признаки коррупционных преступлений, являющиеся вспомогательным элементом для выявления и пресечения подобных деяний.
Ключевые слова: коррупция, преступления, должностное лицо, органы внутренних дел, Российская Федерация.
Annotation: This article discusses the problem of corruption in the internal affairs bodies, which is one of the most serious problems for the modern world. Specific factors contributing to the commission of corruption-related crimes in law enforcement agencies are presented. The article examines the signs of corruption crimes, which are an auxiliary element for the detection and suppression of such acts.
Keywords: corruption, crimes, official, internal affairs bodies, Russian Federation.
В современных общественно-экономических и политических условиях Российская Федерация столкнулась с большим количеством проблем различного характера. Одной из самых серьезных является проблема коррупции, так как именно она представляет наибольшую угрозу обществу, нарушая права и законные интересы как физических, так и юридических лиц. Данная проблема затрагивала публичные интересы страны буквально на всем протяжении становления человеческой цивилизации и государственности.
Коррупция на сегодняшний день приобрела системный характер и проникла в деятельность фактически всех государственных органов. К сожалению, органы внутренних дел не стали исключением. Но если обнаруженные в иных государственных органах коррупционные проявления воспринимаются обществом относительно терпимо, то подобные проявления в органах внутренних дел получают широкий общественный резонанс [2, с. 78].
Это прежде всего связано с тем, что коррупция в органах внутренних дел представляет повышенную общественную опасность, поскольку вследствие коррупции устраняются субъекты, призванные вести борьбу с этим негативным социально-правовым явлением. Обеспечение правопорядка и законности невозможно, если в стране не просто проявляются, но и укрепляются коррупционные отношения в системе правоохранительных органов, ведь это противоречит их деятельности по борьбе с преступностью. Кроме того, подрывается авторитет власти, происходит деформация правосознания граждан, что может повлечь за собой правовой нигилизм. Вследствие того, что сотрудник правоохранительных органов наделен специфическими полномочиями, определёнными знаниями в уголовной сфере и навыками в оперативно-розыскной, следственной деятельности, он имеет возможность осуществлять длительно и безнаказанно какие-либо преступные действия. Следует подчеркнуть, что коррупционные преступления обладают одним из самых высоких уровней латентности среди иных преступлений, так как в данном преступлении нет как таковой потерпевшей стороны, то есть лица, которое было бы заинтересовано в установлении истины и в наказании виновных. Именно поэтому, весьма сложно разоблачить коррумпированного сотрудника органов внутренних дел.
В нашей стране правовой основой, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией, является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 27Э-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт дает определение понятию «коррупция» в статье 1 [4]. Самыми распространёнными деяниями среди перечисленных в законе являются злоупотребление своим служебным положением, а также дача взятки и её получение.
Что касается использования должностным лицом своего служебного положения, то:
- служащий может пользоваться всевозможными фактическими возможностями, вытекающие из его полномочий, которые присущи ему в связи
с занимаемой должностью, профессиональной либо же трудовой деятельностью.
- должностное лицо может использовать какие-либо атрибуты служебного лица. Например, форменную одежу или должностное удостоверение.
- лицо, которое осуществляет служебную деятельность в правоохранительных органах, обладает возможностью применять специальные средства, огнестрельное оружие или технические средства, доступ к которым оно имеет в связи с его работой.
- служащий способен применять собственные познания, умения, а также навыки, но кроме того сведения, которая была получена в процессе его служебной деятельности.
Существуют характерные условия, которые так или иначе содействуют совершению правонарушений коррупционной ориентированности в ОВД [3]. В-первых, определенные несовершенства в подборе и расстановке работников, а также в воспитательной работе с ними. В-вторых, деформирование правосознания конкретных должностных лиц и деятельность преступных группировок, которые обладают коррупционной связью с сотрудниками ОВД.
Для выявления фактов коррупции в системе МВД Российской Федерации сформировано Главное управление собственной безопасности МВД РФ (ГУСБ). ГУСБ - это подразделение полиции, которое обеспечивает и реализовывает функции по противодействию коррупции. Можно выделить свойства коррупционных правонарушений, которые являются вспомогательным элементом для выявления и пресечения подобных деяний Главным управлением собственной безопасности МВД Российской Федерации.
Так, в первую категорию входят признаки, характеризующие индивидуальные свойства должностного лица [1, с. 56]. Например, проживание несоразмерно своим доходам, а именно приобретение дорогих предметов, частые поездки за границу, обучение его близких родственников в престижных учебных заведениях. Помимо этого, в первую группу относятся внезапное
изменение материального благосостояния личности и устойчивые связи с представителями организованной преступности.
Вторая группа признаков коррупционных правонарушений определяет действия служащих ОВД. К ней можно отнести: прекращение работы по уголовному делу или по материалам проверки по вымышленным обстоятельствам; изъятие без необходимого документального оформления и регистрации, хранение в служебных кабинетах, сейфах личных и других документов людей; отказ в осуществлении имеющегося у гражданина права на получение справок, оформление документов; затрудненный доступ на прием к сотруднику ОВД по причине его мнимой занятости.
Третью категорию свойств коррупционных преступлений составляют сведения из различных документов, представляющих оперативный интерес. Например, сберегательные книжки, лицевые счета вкладчика, почтовые переводы, квитанции ломбардов как признаки противозаконного получения денег или ценностей; счета ресторанов, гостиниц, путевки как признаки пребывания в определенном месте, оказанной услуги, предоставленных льгот.
Установление вышеуказанных свойств данных правонарушений во многих случаях представляет существенную сложность и трудоемкость по сравнению с иными преступлениями, учитывая высокую латентность указанной группы преступлений.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что коррупция в органах внутренних дел представляет повышенную общественную опасность, устраняя субъектов, которые призваны стоять на страже закона. Коррупцию невозможно искоренить полностью, однако её количество возможно сократить до минимума. И это необходимо начинать делать с государственных органов путем ужесточения ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера.
Библиографический список:
1. Игнатов А.Н. Меры по укреплению законности и противодействию нарушению прав человека в деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Права и свободы человека в контексте развития современного государства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. 131 с.
2. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Коррупция в органах публичной власти как системное явление // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Российская криминологическая ассоциация. 2015. 361 с.
3. Кучапина К. С. Коррупция в органах внутренних дел: причины, последствия, организация противодействия // Правовая культура. 2011. № 1 (10).
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) "О противодействии коррупции" // "Российская газета", N 266, 30.12.2008.