Научная статья на тему 'Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел'

Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4024
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / «ГРУППА РИСКА»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омелин В.Н., Астишина Т.В.

В статье рассматриваются выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Авторами предложена следующая система поисковых признаков коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Также перечислены категории лиц, которых условно можно отнести к «группе риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Омелин В.Н., Астишина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел»

6. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998.

7. Нарусланов Э. Ф. Личность террористов и экстремистов, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама // Юридическая психология. 2015. № 2.

8. Коноплева А. А. Роль международных конфликтов в развитии экстремизма и терроризма (на примере опыта Российской Федерации и Республики Крым). Симферополь, 2015.

9. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 27 июня 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 24.07. 2007 № 211-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

© Сердюк Л. В.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.985.7:343.352-052-057.36(470)

В. Н. ОМЕЛИН, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра № 3 Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор (г. Москва)

V. N. OMELIN, chief scientific officer of the research center № 3 of the Scientific research institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, doctor of law, professor (Moscow)

Т. В. АСТИШИНА, заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутрених дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук (г. Москва)

T. V. ASTISHINA, deputy head of the operational investigation Department of Internal Affairs of the all-russian institute for advanced training of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, candidate of law (Moscow)

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

FEATURES OF THE IDENTIFICATION OF CRIMES CORRUPTION DIRECTION, EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация. В статье рассматриваются выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Авторами предложена следующая система поисковых признаков коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Также перечислены категории лиц, которых условно можно отнести к «группе риска».

Ключевые слова: коррупция, сотрудники органов внутренних дел, «группа риска».

Annotation. The article examines the identification of corruption-related crimes committed by employees of the Internal Affairs bodies. The authors suggest the following system of search signs of corruption crimes committed by employees of the Internal Affairs bodies. Also listed are categories of persons who can be conditionally referred to a «risk group». Keywords: corruption, employees of law-enforcement bodies, «risk group».

В современном российском государстве коррупция имеет серьезные масштабы. Компетентные органы принимают различные меры для противодействия и борьбы с этим негативным социальным явлением. Особенную опасность имеет коррупция в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, на что не раз обращал внимание Президент Российской Федерации. Нарекания к работе правоохранительных органов связаны с неединичными фактами коррупции в системе этих органов.

Коррупция в органах внутренних дел представляет негативное социально-правовое явление, связанное с использованием сотрудниками органов внутренних дел (далее - сотрудник ОВД) своего должностного положения вопреки законным интересам службы, для получения выгод материального характера для себя лично или других лиц противоправным путем.

МВД России придается особое значение работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел. Совершенствуются правовые и организационные основы профилактики коррупционных правонарушений. Несмотря на принимаемые меры по самоочищению органов внутренних дел от сотрудников, совершающих правонарушения и преступления коррупционного характера, уровень коррупции в них остается достаточно высоким, что вызывает беспокойство всего российского общества и руководства государства и порождает недоверие граждан Российской Федерации к органам внутренних дел.

В Уголовном кодексе РФ отсутствует понятие коррупционного преступления. Однако это вовсе не значит, что в нем нет норм об ответственности за коррупционные преступления. Отличительные признаки таких преступлений:

1) совершаются благодаря занимаемому должностному (служебному) положению сотрудника;

2) совершаются вопреки интересам службы;

3) посягают на нормальную работу правоохранительных органов и подрывают их авторитет;

4) существенно нарушают охраняемые законом права, свободы и интересы граждан.

Согласно перечню № 23 Указания Генеральной прокуратуры РФ 65/11 и МВД России № 1 от 1 февраля 2016 г. «О введении в действие перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» преступления коррупционной направленности следует разграничивать на 2 классификационные группы: 1) безусловные преступления коррупционной направленности; 2) преступления коррупционной направленности при соблюдении определенных условий. К числу преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий отнесены составы, предусмотренные ст. 141.1, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст.ст. 289-291, 291.1 УК РФ. Перечень преступлений коррупционной направленности, требующих при квалификации соблюдения определенных условий (корыстный мотив, ис-

пользование служебного положения и т. д.), включает более 60 составов преступлений.

Анализ перечисленных классификационных групп позволяет отметить приоритетное положение в исследуемом перечне преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий. Указанные составы преступлений регламентируются соответственно в гл. 19, 22-25, 30 УК РФ. Выявление коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, представляется довольно затруднительным в силу самой природы коррупции.

Коррупционное деяние, например взяточничество, относится к тем преступлениям, у которых часто нет потерпевшей стороны (лиц, заинтересованных в установлении истины и наказании виновных). Поэтому и существует весьма небольшой риск возможного разоблачения коррумпированных сотрудников ОВД. Именно эти и другие обстоятельства приводят к тому, что коррупционные деяния обладают одним из самых высоких уровней ла-тентности среди других преступлений.

В ходе исследования сотрудников ОВД 93,3 % опрошенных указало на высокий уровень латентности коррупционных преступлений в ОВД. По мнению большинства опрошенных респондентов (91,5 %), в официальную уголовную статистику коррупционных преступлений, в первую очередь взяточничества, попадает 1-2 % от фактического числа совершенных деяний. Важным фактором, оказывающим влияние на формирование латентности коррупционных преступлений сотрудников ОВД, является сама специфика их профессиональной деятельности.

Проведенный анализ показывает, что довольно часто сотрудники ОВД совершают коррупционные преступления в отношении лиц, нарушивших закон (совершивших преступления, административные правонарушения), которые, опасаясь ответственно-

сти, не сообщают о фактах, совершенных в отношении них сотрудниками ОВД преступлений. Эти лица практически не обращаются с жалобами и заявлениями, поскольку боятся понести установленную законом ответственность. Кроме того, сотрудники ОВД обладают знаниями уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного законодательства, что позволяет им квалифицированно скрывать следы совершенного преступления и, следовательно, избегать ответственности за него.

К специфическим факторам, способствующим совершению преступлений коррупционной направленности в органах внутренних дел, можно отнести:

- недостатки в подборе и расстановке кадров в органах внутренних дел, воспитательной работе с сотрудниками;

- деформация правосознания отдельных сотрудников;

- недостатки в выявлении и документировании противоправной деятельности сотрудников, подозреваемых в коррупционных преступлениях;

- деятельность криминальных группировок, имеющих коррупционные связи с сотрудниками ОВД [1, с. 119-135; 2; 3, с. 219-222].

Анализ практики свидетельствует, что коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками ОВД, проявляются неодинаково. Это обусловлено особенностями выполняемых ими правоохранительных функций. В этом плане интересными представляются данные, отражающие принадлежность сотрудников, совершивших коррупционные преступления, к подразделениям и службам ОВД. Согласно имеющимся данным наибольшее количество сотрудников, совершивших должностные преступления, отмечается в подразделениях, контактирующих с населением: по обеспечению безопасности дорожного движения (553; -2,5 %), уголовно-

го розыска (308; -12 %), участковых уполномоченных полиции (234; -11,7 %) и патрульно-постовой службы (236; +10,9 %). Среди служб максимальный индекс коррупционной пораженности (количество выявленных взяточников в расчете на 1 тыс. личного состава) имеют подразделения ГИБДД (3,4), экономической безопасности и противодействия коррупции (3,1), уголовного розыска (1,3) [4, с. 120-121].

Выявление коррупционных преступлений, изобличение сотрудников ОВД, к ним причастных, являются основными задачами подразделений собственной безопасности. По своей сути подразделения собственной безопасности в системе МВД России представляют собой специальную службу, осуществляющую оперативно-разыскную деятельность, использующую негласные силы, средства и методы по выявлению сотрудников, злоупотребляющих служебным положением, склонных к коррумпированным связям, допускающих нарушения законности.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими организацию и тактику оперативно-разыскной деятельности, подразделения собственной безопасности правомочны осуществлять эту деятельность в полном объеме, установленном Федеральным законом об оперативно-разыскной деятельности (далее - ФЗ об ОРД): организовывать и непосредственно осуществлять привлечение к содействию отдельных лиц, проводить оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 ФЗ об ОРД, вести дела оперативного учета в целях решения задач ОРД.

Значимость работы подразделений собственной безопасности возрастает, если учитывать высокую латент-ность преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками ОВД. В связи с этим статистические сведения о рассматриваемых

преступлениях свидетельствуют прежде всего об активности оперативно-служебной деятельности указанных подразделений в выявлении коррупционных преступлений, нежели о действительной их распространенности.

При проведении оперативного поиска особое значение имеет выявление характерных признаков коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Опираясь на научные подходы ученых, признаки коррупционных преступлений можно определить как факты, являющиеся результатом преступных действий лиц, могущих быть причастными к нему, и указывающие с большей или меньшей степенью вероятности на событие коррупционного преступления, место, время, способ и другие обстоятельства, важные для раскрытия преступления указанной категории.

Проведенный анализ юридической литературы [5, с. 80-81] позволил предложить следующую систему поисковых признаков коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД.

Первую группу признаков коррупционных преступлений составляют особенности личностных характеристик субъекта коррупционной деятельности. К ним можно отнести:

- проживание несоразмерно своим доходам (приобретение недвижимости; строительство домов, дач; покупка дорогостоящих предметов, например автомобилей класса «Люкс», предметов антиквариата; частые поездки сотрудника либо членов его семьи за границу; посещение увеселительных заведений; приобретение крупных партий акций предприятий и компаний; обучение близких родственников в престижных учебных заведениях, в том числе за границей и др.);

- необоснованное резкое изменение материального благосостояния сотрудника ОВД;

- устойчивые внеслужебные контакты (связи) сотрудников с лица-

ми, занимающимися предпринимательской деятельностью (особенно на территории, обслуживаемой органами внутренних дел, в котором работает проверяемый сотрудник);

- связи с представителями организованной преступности (встречи с преступными авторитетами и членами их группировок, посещения увеселительных заведений, в которых проводят время указанные лица, и др.);

- характеристика сотрудника со стороны коллег, подчиненных и иных лиц как человека, склонного к решению служебных вопросов в обход установленного действующим законодательством порядка.

Вторая группа признаков коррупционных преступлений характеризует поведение сотрудников ОВД:

- резкое снижение активности работы по уголовному делу или по материалам проверки, потеря к ним интереса;

- прекращение работы по уголовному делу или по материалам проверки по надуманным основаниям;

- изъятие без необходимого документального оформления и регистрации, хранение в служебных кабинетах, сейфах личных и других документов граждан (паспорта, водительские удостоверения и т. п.), деловой документации организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (разрешения, лицензии, контракты, бухгалтерские и другие финансовые документы), а также компьютерных баз данных;

- неправомерное изъятие транспортируемых товаров, других ценностей;

- отказ в реализации имеющегося у гражданина права на получение справок, оформление документов;

- затрудненный доступ на прием к сотруднику ОВД по причине его мнимой занятости;

- устойчивые внеслужебные контакты сотрудников ОВД с представителями коммерческих и криминаль-

ных структур, неизменно влекущие принятие услуг и средств от них;

- необоснованные угрозы уголовной ответственности лицам, в действительности совершившим не преступление, а административное правонарушение;

- демонстрация потерпевшему от происшествия нежелания заниматься его делом в виду сложности последнего или загруженности раскрытием более опасных преступлений;

- использование служебного влияния и контактов при приобретении ценных товаров по минимальным ценам (например, для индивидуального строительства жилья, дач);

- организация бесплатных застолий с владельцами ресторанов, кафе по случаю юбилеев руководителей органов внутренних дел, присвоения специальных званий, государственных наград, профессиональных праздников;

- вступление с участниками уголовного процесса (подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, потерпевшими, адвокатами и др.) в ходе предварительной проверки либо расследования в личные или неофициальные имущественные отношения.

Третью группу признаков коррупционных преступлений составляют сведения из различных документов, представляющих оперативный интерес, которыми являются:

- сберегательные книжки, лицевые счета вкладчика, почтовые переводы, квитанции ломбардов как признаки незаконного получения денег или ценностей;

- счета ресторанов, гостиниц, путевки как признаки пребывания в определенном месте, оказанной услуги, предоставленных льгот и т. д.;

- факты искажения, сокрытия или представления заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной

(трудовой) деятельности (исправление дат, подчистка в служебных документах, перепечатывание документов с последующей подделкой подписей и печатей и т. д.);

- служебные документы, принятые в интересах взяткодателя (распоряжения, протоколы и др.).

Следует подчеркнуть, что это далеко не полный перечень признаков коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Установление указанных выше признаков коррупционных преступлений нередко представляет значительную сложность и трудоемкость по сравнению с другими преступлениями, учитывая высокую ла-тентность указанной категории преступлений. Весь комплекс признаков, характеризующих конкретное коррупционное преступление, устанавливается в процессе документирования и расследования. В соответствии с п. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поэтому на выявление таких признаков и нацеливаются силы и средства подразделений собственной безопасности ОВД.

Особое значение имеет выявление лиц из числа сотрудников ОВД, которых условно можно отнести к «группе риска». К данной категории лиц можно отнести сотрудников:

- допускающих нарушения дисциплины и законности, в том числе из числа приверженцев силовых методов воздействия на подозреваемых в совершении преступлений и правонарушителей; стремящихся «расколоть» подозреваемого незаконными методами воздействия; злоупотребляющих служебным положением;

- замеченных в фальсификации служебных документов, подтасовке фактов, укрывательстве преступлений от учета;

- склонных к злоупотреблению спиртными напитками; замеченных в

употреблении наркотических средств или психотропных веществ;

- приобретающих дорогие автомобили, особняки, квартиры, драгоценности, дорогостоящие предметы быта;

- поддерживающих неслужебные связи с представителями криминального бизнеса, лидерами и членами преступных группировок; оказывающих им какие-либо услуги;

- лоббирующих интересы коммерческих структур, учредителями которых являются их родственники и лица из числа близкого окружения;

- осуществляющих сбор служебной информации в интересах юридических, физических лиц за вознаграждения;

- замеченных в неправомерном вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность коммерческих организаций и предприятий;

- осуществляющих вмешательство в ход расследования уголовных дел, а также в процессы производства по делам об административных правонарушениях.

Ценная информация о коррупционных преступлениях или правонарушениях сотрудников ОВД может быть почерпнута из материалов печати и других средств массовой информации. Их следует постоянно изучать и внимательно анализировать, поскольку за фактами бюрократизма, волокиты, незаконных увольнений могут оказываться коррупционные действия.

Сведения о коррупционных преступлениях или правонарушениях сотрудников ОВД могут быть также получены при разведывательных опросах лиц, задержанных за совершение других преступлений либо административных правонарушений. Однако необходимо учитывать, что в данном случае в обязательном порядке должна проверяться версия о возможном оговоре сотрудника ОВД.

Как отмечалось выше, признаки коррупционных преступлений могут

быть получены из различных документов, представляющих оперативный интерес. По содержанию в наиболее общем виде такие документы можно подразделить на:

- организационно-распорядительные (решения, распоряжения (договоры на строительство зданий и ремонт служебных помещений и пр.));

- процессуальные (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного преследования и др.);

- документы по материально-техническому снабжению ОВД (разнарядки на получение товаров, оборудования и т. п.).

Как показывает проведенное исследование, действия, обусловленные взяткой и затрагивающие оформление указанных документов, даже если они

носят законный характер, как правило, отличаются от обычного выполнения служебных обязанностей. Отличие заключается в срочности разрешения вопроса заявителя, процедуре согласования, порядке подготовки и оформления документов.

В процессе выявления коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, при изучении указанных документов необходимо обращать внимание на соблюдение установленной процедуры циркулирования документов и принятие по ним решений (прохождение всех этапов рассмотрения и согласования документов в принятой последовательности и в соответствующие сроки), а также наличие признаков возможного подлога документов.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Варыгин А. Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел: состояние и меры воздействия: учебное пособие. Саратов: Саратовский ЮИ МВД России, 2005.

2. Сторчилова Н. В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

3. Кучапина К. С. Коррупция в органах внутренних дел: причины, последствия, организация противодействия // Правовая культура. 2011. № 1 (10).

4. Калинин А. П., Ларичев В. Д., Елисов П. П., Потовиченко Н. И. Выявление и раскрытие взяточничества, совершаемого должностными лицами органов исполнительной власти: учебное пособие. М., ВНИИ МВД России, 2004.

© Омелин В. Н.

© Астишина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.