УДК 343 ББК 67.4
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10067 © А.Н. Игнатов, А.З. Хун, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ
Александр Николаевич Игнатов,
профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (295053, Республика Крым, Симферополь, ул. академика Х.Х. Стевена, д. 14)
E-mail: [email protected];
Аслан Заурканович Хун, доцент кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук, доцент Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128)
Аннотация. Учитывая общественную опасность и масштабность криминальных форм проявления коррупции, противодействие ее проявлениям в органах внутренних дел является одной из первостепенных задач. В свою очередь, это требует четкого определения объекта превентивного воздействия — категории преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, которую составляет широкий круг преступлений, имеющих как непосредственно коррупционный характер, так и направленных на реализацию и обеспечение преступной коррупционной деятельности.
Ключевые слова: коррупция, использование служебного положения, преступление, сотрудники органов внутренних дел.
CRIMES OF CORRUPTION COMMITTED BY INTERNAL AFFAIRS OFFICERS: DEFINITION OF A CATEGORY
Aleksandr N. Ignatov,
Professor of a Chair of Criminal Law and Criminology, Doctor of Law, Professor
Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (295053, Republic of Crimea, Simferopol, ul. Academica H.H. Stevena, d. 14);
Aslan Z. Hun,
Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology,
Candidate of Law, Associate Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128)
Abstract. Given the public danger and the scale of criminal forms of corruption, counteracting its manifestations in the internal affairs bodies is one of the primary tasks. In turn, this requires a clear definition of the object of preventive impact — a category of crimes of corruption committed by employee of the internal affairs officers, which constitutes a wide range of crimes that are both directly of a corruption nature and aimed at implementing and ensuring criminal corruption activities. Keywords: corruption, use of official position, crime, internal affairs officers.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Игнатов А.Н., Хун А.З. Преступления коррупционной направленности, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел: определение категории. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):97-105.
Статья 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением: дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения во-
преки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных деяний, от имени
или в интересах юридического лица. Несмотря на юридическую определенность за указанным законодательным определением коррупции кроется широкий спектр коррупционных проявлений.
В публичных общественных отношениях всегда одна из сторон наделена властными полномочиями и эту сторону следует признавать субъектом властных полномочий. Субъект властных полномочий доминирует над остальными участниками публичных общественных отношений (физические и юридические лица), по средствам делегированных государству либо органу местного самоуправления народом и населением полномочий, части своих прав и свобод. Реализация функций органов публичной власти осуществляется по средствам наличия аппарата принуждения. Деятельность публичной власти и ее субъектов должна базировать на принципе «разрешено то, что прописано в законе, что не прописано — то запрещено». В реальности коррупция в органах публичной власти — явление системное. Основным фактором системности коррупции в органах публичной власти является ее целостность и взаимосвязь с другими системами и обществом, как метасистемой, выражающаяся в ее негативном влиянии на них и на сами органы публичной власти в том числе [5, с. 163—164].
Традиционно для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, характерны такие проявления коррупции, как:
• получение за свою служебную деятельность или в связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей и услуг, в том числе в завуалированной форме путем выплаты незаконных премий, комиссионных, явно завышенных гонораров, оплаты самому должностному лицу или членам его семьи якобы выполнявшейся работы, поездок под деловым предлогом за границу, приобретения недвижимости за границей, открытия для них счетов в иностранных банках, выдачи беспроцентных долгосрочных кредитов;
• совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним;
• организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения;
• использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо;
• незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;
• использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества;
• использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества;
• «бюрократический рэкет» при регистрации уставов и других учредительных документов создаваемых организацией, лицензировании соответствующей деятельности, оформлении таможенных документов, получении кредитов и т.д. [1, с. 13].
Не меньшую распространенность среди служебных публичных лиц получили такие проявления
коррупции, как:
• использование служебного положения для воздействия на средства массовой информации с целью получения личной и корпоративной выгоды;
• лоббирование при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных групп;
• использование служебного положения для перекачки государственных средств в коммерческие структуры и обналичивания денег
[11, с. 54];
• учреждение органами исполнительной власти коммерческих структур, различных фондов;
• вознаграждение за получение выгодных контрактов;
• установление неправомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
• устройство на работу родственников, друзей, знакомых [8, с. 20—21].
Кроме того, в юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих, которые по своему сущностному содержанию носят характер коррупционного правонарушения, но не легитимированы в качестве таковых, отнесены:
• использование государственным служащим своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;
• предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на государственную службу и продвижении по государственной службе;
• неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности;
• использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
• требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;
• нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и пр. [9, с. 35—39; 12, с. 52—56; 13, с. 310—325; 14].
Как можем видеть, коррупция проявляется в самых разнообразных сферах властно-публичных отношений, а субъектами коррупционных проявлений, в частности коррупционных преступлений, как наиболее опасной формы проявления коррупции, являются практически все носители властных (в широком понимании) полномочий. К сожалению, коррупция не чужда и правоохрани-
тельным органам, в том числе органам внутренних дел — наиболее многочисленному и многофункциональному в правоохранительной сфере органу [10, с. 228—232].
Выделение отдельных видов преступности по критерию субъекта преступлений является устоявшимся в криминологии методологическим приемом. Личность преступника является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. В ряде случаев личность преступника может быть наделена (как уголовным законом в случае определения специального субъекта преступления, так и фактически, исходя из своего социально-правового статуса и пр.) различными специфическими признаками, которые обусловливают специфику преступного поведения и характер совершаемых преступлений. Именно с этих позиций мы оперируем сегодня понятиями «преступность несовершеннолетних», «преступность мигрантов», «преступность военнослужащих», «преступность сотрудников правоохранительных органов» и т.п., выделяя отдельные виды преступлений исходя из субъективных характеристик лиц, их совершающих. Также следует учитывать, что совершение преступления служебным лицом определяет и специфическую сферу общественных отношений (объект преступления), особенности жертвы преступления, а также механизм совершения преступного деяния и его последствия. Так, например, определение субъекта преступления в качестве основы выделения преступлений, совершаемых работниками правоохранительных органов, как отдельного вида преступлений позволяет объективно познать суть данного явления, рассмотреть и проанализировать специфику указанных преступлений. Существенным признаком данного вида преступлений является совершение преступления с использованием служебного положения (от должностных полномочий до знаний и навыков, которыми владеет работник правоохранительного органа в связи с выполнением своих профессиональных функций). Включение же в данную группу общеуголовных преступлений, совершенных независимо от использования служебного положения, противоречит самой идее выделения преступлений работников ОВД в отдельный вид преступности с присущими ему характерными особенностями [3, с. 7].
Выделение отдельных типов преступников — сотрудников правоохранительных органов, совершивших различные виды преступлений, способствует дальнейшему целенаправленному изучению данной категории преступников с целью эффективной дифференциации соответствующих мер противодействия [4, с. 92—97]. В полной мере это касается исследования совершения сотрудниками органов внутренних дел коррупционных преступлений.
Совершение преступлений лицами, на которых возложены функции обеспечения безопасности и защиты других людей, не только подрывают основы демократического правового государства, препятствуют построению гражданского общества, наносят ущерб авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов власти и управления, ухудшают имидж правоохранительных органов, но и содействуют деформации правосознания граждан, морально развращают общество, приучая его к мысли, что несправедливость и насилие со стороны власти допустимы и естественны, выступают весомым катализатором правового нигилизма в обществе, что крайне отрицательно сказывается на эффективности деятельности по минимизации уровня преступности [2, с. 122]. Именно в силу специфики служебного статуса сотрудники правоохранительных органов в отдельных случаях имеют реальные возможности для осуществления длительной безнаказанной преступной деятельности. Так, сотрудник органов внутренних дел в рамках закона наделен специфическими полномочиями, имеет соответствующие знания уголовного, уголовно-процессуального закона, а также специальные навыки (в том числе оперативно-разыскной деятельности) и умения, которые могут быть использованы как при совершении преступления, так и при сокрытии своего участия в преступлении, следов преступления и т.д. [6, с. 5]. Учитывая общественную опасность и масштабность криминальных форм проявления коррупции, противодействие ее проявлениям в органах внутренних дел является одной из первостепенных задач. В свою очередь это требует четкого определения объекта превентивного воздействия — круга преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.
Законодательного закрепления понятия «коррупционная преступность» и «коррупционные преступления» в законодательных актах России, к сожалению, нет, однако следует отметить, что Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ утвержден перечень (статей Перечень № 23) Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ), (Указание Генпрокуратуры России № 870/11, МВД России № 1 от 27 декабря 2017 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»), используемый при формировании статистической отчетности и содержащий статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, согласно которого к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
4) совершение преступления только с прямым умыслом.
Также в порядке исключения в качестве таковых признаются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения указанными лицами выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного
характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
Сотрудники органов внутренних дел являются лицами, занимающими должности в органах внутренних дел, т.е. являются должностными лицами. При этом сотрудники органов внутренних дел как должностные лица в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ могут иметь данный статус в связи с осуществлением функций представителя власти, а также в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций
Что касается связи преступного деяния со служебным положением субъекта, то использование лицом, в том числе сотрудником органов внутренних дел, своего служебного положения охватывает:
1) использование служебным лицом любых фактических возможностей, которые вытекают из полномочий, присущих ему в связи с занимаемой должностью, профессиональной либо трудовой деятельностью;
2) использование служебным лицом атрибутов служебного лица (служебное удостоверение, форменная одежда и т.п.);
3) использование служебным лицом специальных средств, огнестрельного оружия и прочих орудий и технических средств, доступ к которым служебное лицо имеет, в связи с осуществлением им служебной деятельности (занимаемой должностью, профессиональной либо трудовой деятельностью);
4) использование служебным лицом соответствующих знаний, умений и навыков, а также информации, которыми служебное лицо владеет, в связи с осуществлением им служебной деятельности (занимаемой должностью, профессиональной либо трудовой деятельностью) [7, с. 89—93].
Именно такой подход к пониманию использования лицом своего служебного положения наиболее полно, на наш взгляд, отражает уголовно-правовую и криминологическую сущность категории, так называемых «служебных» преступлений. А в части уголовно-правовой и криминологической оценки преступных коррупционных деяний сотрудников органов внутренних дел позволяет относить к данной категории преступлений в ряде случаев такие
деяния, совершаемые с использованием служебного положения и имеющие корыстную направленность, коррупционный характер которых признан на международном уровне, как, например, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ), принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) и пр.
Совокупность установленных выше признаков позволяет, на наш взгляд, определить круг преступных деяний, которые следует отнести к категории преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, и выделить следующие группы (в соответствии с критериями, определенными Перечнем № 23) преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ:
1) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности без дополнительных условий:
• нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ч. 1 ст. 1411 УК РФ);
• оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ч. 1, 2 ст. 184 УК РФ);
• коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
• посредничество в коммерческом подкупе (ст. 2041 УК РФ);
• мелкий коммерческий подкуп (ст. 2042 УК РФ);
• контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной
техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (п. «а» ч. 2 ст. 2261 УК РФ);
• контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (п. «б» ч. 2 ст. 2291 УК РФ);
• незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
• получение взятки (ст. 290 УК РФ);
• дача взятки (ст. 291 УК РФ);
• посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ);
• мелкое взяточничество (ст. 2912 УК РФ);
2) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при наличии определенных условий:
а) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта коррупционной направленности основного преступления:
• легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);
• легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ);
• приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ);
• организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ч. 3 ст. 210 УК РФ);
б) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности в соответствии с международными актами при установлении факта коррупционной направленности преступного деяния:
• воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ч. 3 ст. 294 УК РФ);
• посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);
• угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);
• принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ);
• заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод ст. 307 УК РФ;
• подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ);
в) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния с корыстным мотивом:
• воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (п. «а», «б» ч. 2, ч. 3 ст. 141 УК РФ);
• фальсификация избирательных документов, документов референдума (ч. 2, 3 ст. 142 УК РФ);
• незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ч. 2 ст. 258.1 УК РФ);
• злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
• нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ);
• внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ);
• превышение должностных полномочий (ч. 1, 2, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ);
• служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
• привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела (ч. 3 ст. 299 УК РФ);
• фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (ч. 2, 4 ст. 303 УК РФ);
г) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел):
• хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (п. «в» ч. 3, ч. 4 ст. 226 УК РФ);
• контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ч. 3 ст. 2261 УК РФ);
• нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 2282 УК РФ);
• хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «в» ч. 2 ст. 229 УК РФ);
• контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 3, 4 ст. 2291 УК РФ);
д) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния долж-
ностным лицом (сотрудником органов внутренних
дел) и с корыстным мотивом:
• незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ);
• незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (п. «б» ч. 3 ст. 228.1, п. «б» ч. 4 ст. 2281 УК РФ);
• незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (п. «б» ч. 2 ст. 2284 УК РФ);
• незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ч. 3 ст. 256 УК РФ);
• незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 258 УК РФ);
• незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 258.1 УК РФ);
• незаконная рубка лесных насаждений п. «в» ч. 2, ч. 3 ст. 260 УК РФ;
• фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (ч. 1, 3 ст. 303 УК РФ);
• организация незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ);
• фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3222 УК РФ);
• фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 3223 УК РФ);
е) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел) с использованием своего служебного положения:
• мошенничество (ч. 3—7 ст. 159 УК РФ);
• мошенничество в сфере кредитования (ч. 3, 4 ст. 1591 УК РФ);
• мошенничество при получении выплат (ч. 3, 4 ст. 1592 УК РФ);
• мошенничество с использованием платежных карт (ч. 3, 4 ст. 1593 УК РФ);
• мошенничество в сфере страхования (ч. 3, 4 ст. 1595 УК РФ);
• мошенничество в сфере компьютерной информации (ч. 3, 4 ст. 1596 УК РФ);
• присвоение или растрата (ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ);
• хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 3, 4 ст. 229 УК РФ);
ж) преступления, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении факта совершения преступного деяния должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел) с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом:
• незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 5 ст. 2281 УК РФ);
з) преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности, относящиеся к преступлениям коррупционной направленности при установлении
факта совершения преступного деяния связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом (сотрудником органов внутренних дел) выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного представления такой выгоды:
• мошенничество (ст. 159 УК РФ);
• мошенничество в сфере кредитования (ст. 1591 УК РФ);
• мошенничество при получении выплат (ст. 1592 УК РФ);
• мошенничество с использованием платежных карт (ст. 1593 УК РФ);
• мошенничество в сфере страхования (ст. 1595 УК РФ);
• мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 1596 УК РФ);
• воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ);
• принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ).
Таким образом, категорию преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, составляет широкий круг преступлений, имеющих как непосредственно коррупционный характер, так и направленных на реализацию и обеспечение преступной коррупционной деятельности.
Литература
1. Волженкин Б.В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998.
2. Игнатов А.Н. Меры по укреплению законности и противодействию нарушению прав человека в деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Права и свободы человека в контексте развития современного государства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017.
3. Игнатов А.Н. Понятие общеуголовной преступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1 (39).
4. Игнатов А.Н. Типология сотрудников правоохранительных органов, совершающих насиль-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ственные преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 20.
5. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Коррупция в органах публичной власти как системное явление // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Российская криминологическая ассоциация. 2015.
6. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А. Криминологическая характеристика и предупреждение незаконного насилия в органах внутренних дел: науч.-практ. пособие. Краснодар, 2017.
7. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А., Венедиктов А.А. К определению содержания и уголовно-правовой оценке понятия «использование служебного положения» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2016. № 1.
8. Костенников М.В. К вопросу о понятии коррупции в российском праве // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2010. № 1 (14).
9. Иванцов С.В., Ивасюк О.Н. Международно-правовые нормы в системе противодействия коррупции в России // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018. № 1.
10. Куракин А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной служ-
бы Российской Федерации // Гражданин и право. 2008. № 2.
11. Иванцов С.В., Уткин В.А. Оптимизация антикоррупционной подготовки сотрудников органов внутренних дел (итоги межведомственной научно-практической конференции, состоявшейся 8 декабря 2017 г.) // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4.
12. Попова В.В. К вопросу о понятиях «коррупция» и «преступления коррупционной направленности» // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3.
13. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учебное пособие / под ред проф. Иван-цова С.В. Москва: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2015.
14. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
15. Служебная дисциплина и формирование антикоррупционного поведения сотрудников ОВД: учебное пособие / под ред. профессора С.Н. Бочарова и профессора С.В. Иванцова. М.: ДГСК МВД России, 2016.
Ж
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Дознание
в органах внутренних дел
Дознание в органах внутренних дел. 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С. Есиной. 2018 г. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.
Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).