Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
837
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / таможенный контроль / система управления рисками / система администрирования / эффективность / economic security / customs control / risk management system / administration system / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминова О. А., Качанова Л. С., Афанасьева О. Н., Саадулаева Т. А.

Обеспечение национальной безопасности выступает приоритетной задачей руководства страны. Повышение экономической безопасности и развитие международной торговли предполагает возрастание роли контрольной функции таможенных органов. При обеспечении эффективного таможенного контроля применяется систему управления рисками. Разработана и функционирует система управления рисками основе на субъектно-ориентированной модели. Внедрено трехуровневое дифференцирование риска при категорировании участников ВЭД, а также усовершенствованы подходы к идентификации уровня риска нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД. Рассмотрены критерии отнесения участников ВЭД к категориям низкого, среднего и высокого уровня риска. Проанализирована численность организаций различных категорий риска на III квартал 2021 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузминова О. А., Качанова Л. С., Афанасьева О. Н., Саадулаева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT SYSTEM AS A BASIS IMPROVING CUSTOMS CONTROL

Ensuring national security is a priority task of the country's leadership. The improvement of economic security and the development of international trade presupposes an increasing role of the control function of customs authorities. A risk management system is used to ensure effective customs control. A risk management system based on a subject-oriented model has been developed and is functioning. A three-level differentiation of risk has been introduced in the categorization of foreign trade participants, as well as improved approaches to identifying the level of risk of violation of customs legislation by foreign trade participants. The criteria for assigning participants of foreign economic activity to the categories of low, medium and high risk are considered. The number of organizations of various risk categories for the third quarter of 2021 is analyzed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

RISK MANAGEMENT SYSTEM AS A BASIS IMPROVING CUSTOMS CONTROL

УДК: 339.543 DOI 10.24411/2713-1424-2021-10036

Кузминова О.А., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Качанова Л.С., доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Афанасьева О.Н., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Саадулаева Т.А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Kuzminova O.A., o.kuzminova@customs-academy.ru Kachanova. L.S., l.kachanova@customs-academy.ru Afanasyeva O.N., o.afanasyeva@customs-academy.ru Saadulaeva T.A., t.saadulaeva@customs-academy.ru

Аннотация

Обеспечение национальной безопасности выступает приоритетной задачей руководства страны. Повышение экономической безопасности и развитие международной торговли предполагает возрастание роли контрольной функции таможенных органов. При обеспечении эффективного таможенного контроля применяется систему управления рисками.

Разработана и функционирует система управления рисками основе на субъектно-ориентированной модели. Внедрено трехуровневое дифференцирование риска при категорировании участников ВЭД, а также усовершенствованы подходы к идентификации уровня риска нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД. Рассмотрены критерии отнесения участников ВЭД к категориям низкого, среднего и высокого уровня риска. Проанализирована численность организаций различных категорий риска на III квартал 2021 года.

Annotation

Ensuring national security is a priority task of the country's leadership. The improvement of economic security and the development of international trade presupposes an increasing role of the control function of customs authorities. A risk management system is used to ensure effective customs control. A risk management system based on a subject-oriented model has been developed and is functioning. A three-level differentiation of risk has been introduced in the categorization of foreign trade participants, as well as improved approaches to identifying the level of risk of violation of customs legislation by foreign trade participants. The criteria for assigning participants of foreign economic activity to the categories of low, medium and high risk are considered. The number of organizations of various risk categories for the third quarter of 2021 is analyzed.

Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенный контроль, система управления рисками, система администрирования, эффективность

Keywords: economic security, customs control, risk management system, administration system, efficiency

Введение. Национальные экономические интересы Российской Федерации формируют основу национальной безопасности в рамках обеспеченности продовольственной, сырьевой, финансовой, инфраструктурной, в том числе транспортной, предопределяют тенденции развития секторам и отраслям национальной экономики (промышленность,

научно-техническое развитие, предпринимательство, социальная сфера и инновационное развитие). Повышению национальной безопасности способствуют развитие международной торговли, полнота и правомерность взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, формирование конкурентных преимуществ для участников внешнеэкономической деятельности, рост товарооборота и несырьевого экспорта [1-2]. Перечисленные меры предусматривают соответствие действующей нормативно-законодательной базе, соблюдение характеризующих показателей и целевых индикаторов, правильное и своевременное оформление отчетной документации, что относится к контрольной функции таможенных органов.

Главная цель Федеральной таможенной службы Российской Федерации состоит в повышении уровня экономической безопасности Российской Федерации, создании благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защите отечественных производителей, охране объектов интеллектуальной собственности, а также максимальном содействии внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Таможенный контроль предусматривает комплекс мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ [3].

Таможенный контроль рассматривается как государственная функция, реализуемая как нормативно установленный вид властной деятельности органа государства. Целью таможенного контроля как государственной функции является обеспечение выполнения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС путем выполнения установленных законодательством контрольных мероприятий.

Таможенный контроль рассматривается как услуга посредствам которой удовлетворяются потребности граждан и юридических лиц. Целью таможенного контроля как услуги выступает обеспечение законных интересов и потребностей добросовестных участников ВЭД, производителей и потребителей товаров путем минимизации их издержек [4, 5].

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании [4].

Методы исследования. Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню [6, 7].

Система управления рисками (СУР) основана на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу. К нарушениям законодательства при перемещении товаров через таможенную границу относится перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля (недекларирование, контрабанда), а также перемещение товаров с недостоверным декларированием, использованием документов, содержащих недостоверные (ложные, неполные) сведения о товарах, или с использованием поддельных средств идентификации.

Основные результаты исследования. Реформирование государственного администрирования в России и в разных странах мира,

формирует тенденцию сокращения применения традиционных способов администрирования, опирающиеся на правила и авторитет, повышение значимости новых способов, содействующих развитию конкуренции, рыночным отношениям. Основным моментом развития направлений нового государственного управления выступает ориентация деятельности органов власти на удовлетворение запросов граждан как базовой ценности [8, 9].

Для построения и функционирования эффективной СУР предлагается субъектно-ориентированная модель, основанная на распределении участников внешнеэкономической деятельности по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля. Трехуровневое дифференцирование риска при категорировании участников ВЭД выполняется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. № 29н «Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска» (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2020 г., рег. № 58381). Согласно данного нормативного акта проводится анализ деятельности участников ВЭД за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения. В ходе анализа определяется 31 критерий, характеризующий деятельность участников ВЭД. Список критериев представлен в приложении к приказу № 29н от 21 февраля 2020 г. Министерства финансов Российской Федерации. К основным критериям

относятся: осуществление товарооборота с оффшорными зонами, динамика показателей таможенного декларирования, результаты проведенного таможенного контроля, привлечение к административной ответственности, соблюдение валютного законодательства, экспортная ориентированность, результаты категорирования ФНС России.

Категорирование производится по участникам ВЭД в рамках последовательного расчета критериев, на основе расчетов обосновывается категория уровня риска.

Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при наличии следующих блокирующих критериев:

1) неисполнение участником ВЭД обязанностей по представлению документов и сведений при проведении таможенной проверки после выпуска товаров;

2) нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

3) наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока добровольной уплаты административного штрафа согласно вступившему в силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года;

4) наличие неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока исполнения уведомления об уплате таможенных платежей;

5) участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.

К категории высокого уровня риска в III квартале 2021 года отнесено 6 915 участников ВЭД.

Отнесение к данной категории участника ВЭД предусматривает:

- применение мер контроля по любым направлениям;

- расширение перечня применяемых мер таможенного контроля;

- увеличение объема и степени фактического контроля до выпуска товаров.

Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:

1) дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта, предшествует дате начала анализируемого периода либо шести месяцам до даты его окончания при условии, что в отношении участника ВЭД выявлен критерий - отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России;

2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в анализируемом периоде составляет не менее 100 штук;

3) участник ВЭД является юридическим лицом;

4) итоговая оценка деятельности участника ВЭД соответствует значению, установленному для категории низкого уровня риска;

5) не выявлены критерии, предусмотренные для отнесения участника ВЭД к категории высокого уровня риска.

В результате проведенного категорирования на III квартал 2021 года количество организаций низкого уровня риска составило 11 412, на долю которых приходится порядка 75% товарных партий и 85% уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров.

Отнесение к данной категории участника ВЭД предусматривает:

- применение мер контроля по соблюдению запретов и ограничений;

- минимальная частота применения мер контроля по иным направлениям;

- передача сведений подразделениям контроля после выпуска товаров.

Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в

случае, если участник ВЭД не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска. К категории среднего уровня риска III квартал 2021 года отнесено 101 149 участников ВЭД.

Категорирование в рамках среднего уровня предусматривает:

- применение мер контроля по соблюдению запретов и ограничений;

- снижение частоты применения мер контроля по иным направлениям;

- перенос акцентов документального контроля на этап после выпуска товаров.

Выводы и обсуждения. Рассмотренный подход в системе управления рисками, основанных на распределении участников ВЭД по категориям, способен обеспечить дифференцированный подход в рамках таможенного контроля в отношении каждой категории участников. Указанный подход позволяет сократить время оказания таможенных услуг, проведения таможенных операций, а также снизить административное воздействие на таможенные органы.

Литература

1. План мероприятий на период 2021 - 2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года и информация о его исполнении. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda/plan-meropriyatij-na-perюd-2021—2024-godov-po-realizaczii-strategii-razvitiya-tamozhennoj-sluzhby-rossijskoj-federaczii-do-2030-goda-i-informacziya-o-ego-ispolnenii. (Дата обращения: 01.10.2021 г.).

2. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Ратнер А.В. Национальные экономические интересы России в современных геополитических условиях/ Е.Л. Андреева, П.Л. Глухих, А.В. Ратнер // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 21-33. DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.2.

3. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как инструмент реализации таможенной политики // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной молодежной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 120-126.

4. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 85-92.

5. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Богоева Е.М., Липатова Н.Г. Методика расчета латентного эффекта применения системы управления рисками // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2 (31). С. 115123.

6. Словарь таможенных терминов. Режим доступа: https://www.tks.ru/tambook/dict/1000000020#45. (Дата обращения: 01.10.2021 г.).

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). ТК ЕАЭС Статья 310. Проведение таможенного контроля. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/817a57502d7f73e79 8daa585ed3fbff2535fce20/. (Дата обращения: 01.10.2021 г.).

8. Гавриченко А.А. Таможенное администрирование в сфере цифровой экономики /А.А. Гавриченко. В сборнике: Таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике -Брянск: РИСО БГУ, 2019. - 50 - 53 с.

9. Бойкова М.В. Таможенное администрирование в условиях международной интеграции: монография. М.: РИО РТА, 2014. - 163 с.

10. Бондаренко А.М., Курочкин В.Н. Эффективность функционирования хозяйственных обществ и их объединений в АПК: монография. - Зерноград: АЧГАА, 2009.- 268 с.

11. Приказ «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» от 26.09.2003 г. №1069. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901877028. (Дата обращения: 01.10.2021 г.).

12. Бондаренко А. М., Курочкин В. Н. К методике анализа деловой активности и эффективности функционирования сельскохозяйственного холдинга // Вестник аграрной науки Дона. 2009. № 3. С. 100-109.

13. Мантусов В. Б. Инновации таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. - 2018. - № 1.- С. 9-16.

14. Таможенное сотрудничество стран Евразийского экономического союза: монография / Н. Г. Липатова, А. Р. Гладков, Б. И. Кецба, С. Ю. Цыпранюк, Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов; под общ. ред. канд. техн. наук Н. Г. Липатовой. - М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. - 208 с.

Literature

1. Action plan for the period 2021-2024 for the implementation of the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 and information on its implementation. Access mode: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-^s-rossii-do-2030-goda/plan-meropriyatij-na-period-2021---2024-godov-po-realizaczii-strategii-razvitiya-tamozhennoj-sluzhby-rossijskoj-federaczii-do-2030-goda-i-informacziya-o-ego-ispolnenii. (Accessed: 01.10.2021).

2. Andreeva E.L., Glukhikh P.L., Ratner A.V. National economic interests of Russia in modern geopolitical conditions/ E.L. Andreeva, P.L. Glukhikh, A.V.

Ratner // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. No. 6 (36). pp. 21-33. DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.2.

3. Lipatova N. G. Customs control as a tool for the implementation of customs policy // Actual problems of the development of the customs business in the conditions of modern global changes: collection of materials of the IX International Youth Scientific and Practical Conference. Moscow: RIO of the Russian Customs Academy, 2017. pp. 120-126.

4. Lipatova N. G. Customs control as a mechanism for the provision of public services in the field of customs // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2017. No. 4. pp. 85-92.

5. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Bogoeva E.M., Lipatova N.G. Methodology for calculating the latent effect of the risk management system application // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2015. No. 2 (31). pp. 115-123.

6. Dictionary of Customs terms. Access mode: https://www.tks.ru/tambook/dict/1000000020#45 . (Accessed: 01.10.2021).

7. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on 29.05.2019) (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). The EAEU TC Article 310. Conducting customs control. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/817a57502d7f73e79 8daa585ed3fbff2535fce20 /. (Date of application: 01.10.2021).

8. Gavrichenko A.A. Customs administration in the sphere of digital economy / A.A. Gavrichenko. In the collection: Customs administration and economic security in the digital economy - Bryansk: RISO BSU, 2019. - 50 - 53 p.

9. Boikova M.V. Customs administration in the conditions of international integration: monograph. Moscow: RIO RTA, 2014. - 163 p.

10. Bondarenko A.M., Kurochkin V.N. Efficiency of functioning of economic societies and their associations in the agro-industrial complex: monograph. -Zernograd: ACHGAA, 2009.- 268 p.

11. Order "On approval of the Concept of risk Management system in the Customs Service of the Russian Federation" dated 26.09.2003 No. 1069. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/901877028 . (Accessed: 01.10.2021).

12. Bondarenko A.M., Kurochkin V. N. To the methodology of analysis of business activity and efficiency of functioning of agricultural holding // Bulletin of Agrarian science of the Don. 2009. No. 3. pp. 100-109.

13. Mantusov V. B. Innovations of customs regulation of foreign economic activity of the Russian Federation // Bulletin of the Russian Customs Academy. -2018. - No. 1.- pp. 9-16.

14. Customs cooperation of the countries of the Eurasian Economic Union: monograph / N. G. Lipatova, A. R. Gladkov, B. I. Ketsba, S. Yu. Tsypranyuk, E. V. Zhereben, N. A. Tarasov; under the general editorship of Candidate of Technical Sciences N. G. Lipatova. - M.: RIO of the Russian Customs Academy, 2020. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.