ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
S.V. Solenaya, S. V. Vishnyakova
Соленая С.В.,
к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Международная торговля и таможенное дело», РГЭУ (РИНХ); доцент кафедры «Таможенные операции и таможенный контроль», Ростовский филиал Российской таможенной академии Е-mail: [email protected] Вишнякова С.В.,
к.э.н., доцент кафедры «Международная торговля и таможенное дело», РГЭУ (РИНХ); доцент кафедры «Таможенная операция и таможенный контроль», Ростовский филиал Российской таможенной академии Е-mail: [email protected].
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
JEL classification: G18
В статье рассмотрены основные проблемы контроля таможенной стоимости, с которыми сталкиваются таможенные органы. Основное внимание при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров уделяется работе в рамках СУР. Рассматривается категорирование участников ВЭД как эффективный метод таможенного контроля. Проанализирована практика категорирования участников ВЭД и результаты контроля таможенной стоимости Южного таможенного управления за 2017 и 2018 годы.
Ключевые слова: таможенная стоимость, ввозимые товары, таможенные органы, контроль таможенной стоимости, система управления рисками, категориро-вание, ЮТУ.
PROBLEMS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF CONTROL OF THE CUSTOMS VALUE OF IMPORTED GOODS IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses current problems of control of the customs value faced by customs authorities. The main attention in controlling the customs value of imported goods is given to work within the framework of the RMS. The categorization of foreign trade participants is considered as an effective method of customs control. The practice of categorizing foreign trade participants and the results of the control of the customs value of Southern Customs Department for 2017 and 2018 are analyzed.
Keywords: customs value, imported goods, customs authorities, control of the customs value, risk management system, categorization, SCD.
Введение
Несмотря на действующее таможенное законодательство, отвечающее всем принципам и нормам международного права и касающееся вопросов таможенной оценки в целом, а также порядка контроля таможенной стоимости товаров, участники ВЭД на практике продолжают предпринимать попытки занижения таможенной стоимости ввозимых товаров. Это обусловлено тем, что первоочередной функцией в законодательстве РФ в области таможенной стоимости является фискальная. А в этом случае такое занижение таможенной стоимости ведет действительно только к недоплате утвержденных таможенных платежей в бюджет нашего государства.
Однако таможенная стоимость является также основой и для контроля за вывозом средств и, следовательно, за уплату импортируемых товаров, и это, помимо фискальной функции, выступает и для контроля за репатриацией валютной выручки.
Соответственно, если рассматривать с данного ракурса таможенную стоимость, где она является актуальной и однозначно важ-
ной, с точки зрения преднамеренного уменьшения декларируемой таможенной стоимости, но и для ее завышения, то есть если происходит значительное повышение реальной стоимостной оценки импортируемого товара, то это однозначно приводит к следующему: при перемещении за пределы РФ (ЕАЭС) товара и заявлении большей ценовой стоимости это позволит незаконно и бесконтрольно выводить капиталы за рубеж, чем следует по сделке, денежную сумму. Это означает, что исследование проблем по контролю таможенной стоимости и с целью уменьшения количества неэффективных дополнительных проверок и сокращения сумм обеспечения таможенных платежей при данном контроле является актуальной темой для таможенных органов (что обеспечит повышение эффективности контроля) и улучшит условия для ведения бизнеса участниками ВЭД.
1. Результаты контроля таможенной стоимости в Южном таможенном управлении за 2017-2018 гг.
В целях обеспечения своевременного поступления в полном объеме уплаченных таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета РФ, а также на основе заявления участника ВЭД из федерального бюджета легитимного сокращения сумм возвращаемых таможенных платежей, ранее уплаченных (взысканных) по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров, отделом контроля таможенной стоимости Южного таможенного управления (далее - ОКТС ЮТУ) на постоянной основе принимается комплекс различных мер.
Регулярно проводится анализ баз данных, в том числе с использованием фактор-
ной модели, на предмет установления фактов недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
В 2018 г. таможенными органами ЮТУ было совершено 31,3 тыс. корректировок таможенной стоимости (далее -КТС), что на 2% больше, чем в 2017 г. (30,7 тыс. КТС). При этом суммы доначисленных таможенных платежей снизились на 23% (с 4,26 до 3,30 млрд руб.). Снижение сумм корректировок в основном обусловлено сокращением объемов декларирования и ростом уровней заявленной таможенной стоимости импортных товаров, а также сокращением объемов декларирования участниками ВЭД, ранее заявлявшими низкий ценовой уровень товаров.
Суммы возвращенных таможенных платежей снизились в ЮТУ на 41% по сравнению с 2017 г. и составили 219,42 млн руб. (2017 г. - 371,79 млн руб.), из которых 84,97 млн руб. (или 40%) возвращены по «иным» основаниям, в том числе в связи с применением процедуры отложенного определения таможенной стоимости.
Возвраты, осуществленные на основании судебных решений и по результатам проведения ведомственного контроля, составили 134,45 млн руб., а это примерно на 61% меньше показателя 2017 г. (342,49 млн руб.) [11]. При этом суммы возвратов, осуществленных непосредственно по решениям судов, снизились на 45% и составили 115,11 млн руб. (2017 г. - 209,25 млн руб.), а суммы возвратов, осуществленных по результатам проведения ведомственного контроля, сократились на 85%: со 133,24 до 19,34 млн руб. (табл. 1).
Таблица 1 - Результаты конт
роля таможенной стоимости в 2017-2018 гг.
2017 г. 2018 г. Динамика
Кол-во КТС, тыс. шт. 30670 31316 2%
Сумма доначисленных ТП, тыс. руб. 4257462,00 3298621,76 -23%
Сумма довзысканных ТП, тыс. руб. 4110307,50 3110793,71 -24%
Сумма возвращенных ТП, тыс. руб. 371785,76 219419,49 -41%
в т.ч. по судам 209246,74 115112,34 -45%
в т.ч. по ВК 133241,51 19338,74 -85%
в т.ч. по «иным» основаниям, включая 29297,51 84968,41 190%
отложенную процедуру определения ТС
Итого перечислено в бюджет, тыс. руб. 3738521,74 2891374,22 -23%
В 2018 г. таможнями ЮТУ разработано 1060 целевых профилей рисков (далее - ЦПР), что на 31% больше, чем в 2017 г. (808 ЦПР). Экономический эффект от применения «стоимостных» ЦПР составил 159,99 млн руб. (2017 г. - 124,50 млн руб.). Доходность 1 ЦПР снизилась на 2% по сравнению с 2017 г. и составила 150,94 тыс. руб. (2017 г. - 154,09 тыс. руб.).
При этом решения по таможенной стоимости приняты не по всем товарам, сумма обеспечения по ним составляет 21,38 млн руб. По завершении дополнительных проверок эффективность и доходность ЦПР существенно может увеличиться. Информация о разработанных ЦПР в 2017-2018 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2 - ЦПР, разработанные ОКТС ЮТУ в 2017-2018 гг.
2017 г. 2018 г. Динамика
Кол-во ЦПР, шт. 808 1060 31%
Сумма КТС, тыс. руб. 124502,60 1590944,40 29%
Эффективность 1 ЦПР, тыс. руб. 154,09 150,94 -2%
Дополнительно на обеспечении, тыс. руб. -- 21 379,20 --
Число участников ВЭД в текущем году, которые стали обжаловать решения по таможенной стоимости, сократилось по сравнению с 2017 г. на 42% (со 124 до 72). Количество предъявленных ими судебных исков снизилось на 54% (с 423 до 196),
суммы исковых требований уменьшились на 61% (с 807,24 до 317,84 млн руб.), а количество обжалуемых решений по таможенной стоимости - на 64% (с 2671 до 974) (табл. 3).
Период Общее количество субъектов ВЭД, обжалующих в судебном порядке решения таможенных органов о КТС Общее количество исковых заявлений Общее количество обжалуемых решений (ДТ) Общая сумма исковых заявлений, млн руб.
2017 г. 124 423 2671 807,24
2018 г. 72 196 974 317,84
Динамика -42% -54% -64% -61%
Таблица 3 - Динамика количества участников ВЭД, обжалующих решения таможенных органов о КТС в судебном порядке
Как мы видим из проведенного анализа, присутствуют определенные проблемы в проведении контроля таможенной стоимости.
2. Проблемы контроля таможенной стоимости.
Применяемая при таможенном контроле таможенной стоимости ввозимых товаров СУР не охватывает весь спектр товаров и информации о них. В имеющихся профилях риска не отображаются, например, ограничения по применению метода 1 и не уделяется должное внимание приня-
тию решений по вопросам применения одного из методов по определению таможенной стоимости.
Еще одной распространенной проблемой является нарушение со стороны участников ВЭД, которое заключается в невыполнении обязанности по документальному (правовому) подтверждению достоверности сведений, заявленных в отношении таможенной стоимости [1]. Варианты невыполнения требования о документальном подтверждении достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости, приведены на рисунок 1.
1. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров
2. Таможенный орган направляет требование (решение) об изменении сведений, заявленных в ДТ
Декларантом не представлены запрошенные документы, сведения или объяснения, по которым они не могут быть представлены
Декларантом представлены документы и сведения, но они не устраняют основания для проведения проверки
Рисунок 1 - Невыполнение требований о документальном подтверждении достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости
Факт невыполнения декларантом вышеуказанных требований может быть охарактеризован двумя ситуациями. Декларант в первой ситуации не представил документы и сведения, затребованные таможенным органом, или же представлены объяснения участником ВЭД, по которым они никак не смогут быть представлены; во второй - он представил все имеющееся документы и рассказал все известные ему сведения, однако это никоим образом не устранило основания для проведения проверки. Соответственно, что в первом случае, что во втором должностное лицо таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью участников ВЭД не согласится. Согласно действующему ТК ЕАЭС, в случае непредставлении всего пакета документов в таможенный орган последний имеет право отказать в выпуске товаров [2]. В случае если эти документы не смогут подтвердить заявленные сведения участником ВЭД в соответствии с ТК ЕАЭС, таможенный орган обязан принять решение о внесении таких изменений в сведения, заявленные в ДТ.
Следовательно, еще на этапе прохождения декларирования каждому участнику ВЭД необходимо своевременно подтвердить таможенному органу достоверность заявленных им сведений обо всех условиях, обстоятельствах и особенностях сделки, а также желательно указать приемлемую для
таможенных целей цену товара, поскольку она является главным критерием достоверности [3].
Несвоевременное и неполное получение запрошенных документов и сведений дополнительно указывает на недостоверность таких сведений, какие были заявлены при декларировании товаров. А это существенно увеличивает вероятность того, что таможенный орган с заявленной таможенной стоимостью не согласится. Однако по имеющимся отчетным статистическим данным о контроле таможенной стоимости из всего полученного и обработанного массива импортных таможенных деклараций на товары таможенные органы РФ не соглашаются только в отношении 4% деклараций на товары с заявленной таможенной стоимостью, а в отношении 96% таможенных деклараций таможенная стоимость принимается таможенными органами [4].
В Письме Министерства финансов РФ от 26.10.2017 № 21-101/60407 «Об улучшении качества принимаемых решений по таможенной стоимости» (далее - Письмо Минфина РФ № 21-101/60407) приведен обзор типичных нарушений таможенных органов при принятии решений о внесении изменений в ДТ в части сведений, касающихся таможенной стоимости товаров. Согласно Письму Минфина РФ № 21-
101/60407, такие нарушения выделены в 3 группы:
-нарушения процедуры контроля и корректировки таможенной стоимости товаров;
-нарушения при анализе представленных документов в рамках проводимой дополнительной проверки и обосновании решения о корректировке таможенной стоимости товаров;
-нарушения при определении скорректированной таможенной стоимости товаров и ее расчета [5].
В Письме Минфина РФ № 21 -101/60407 выражается озабоченность тем, что таможенными органами допускаются вышеуказанные нарушения, которые приводят к взысканию не в полном объеме таможенных платежей и к созданию неравных условий для участников ВЭД. Считается, что таможенные органы принимают решения при контроле и внесении изменений в ДТ в части сведений о таможенной стоимости без должного таможенного контроля.
Совершенствование реализации принципа выборочности на основе СУР считается одним из основных направлений развития деятельности таможенных органов. Согласно положениям Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года планируется расширение сферы применения СУР совместно с контролем, основанным на методах аудита, поскольку действия участников ВЭД могут содержать умышленные административные правонарушения и преступления, что будет являться угрозой экономической безопасности РФ [6].
На сегодняшний день считается целесообразным планомерное, то есть постепенное, смещение акцента на субъекта ВЭД как первичного объекта для анализа рисков. Следовательно, нет необходимости несколько раз проверять один и тот же товар, когда можно проверить один раз деятельность участника ВЭД, ответственного за полноту и достоверность предоставленной информации о ввозимых товарах. Внедрение этой системы было заимствовано у зарубежных стран.
В настоящее время продолжается поиск эффективных методов таможенного контроля, а категорирование участников ВЭД является одним из таких методов. Ка-тегорирование означает отнесение организаций к конкретным категориям, которые были определены уровнем риска нарушения ими таможенного законодательства. Цель категорирования заключается в дифференцировании мер таможенного контроля как во время декларирования товаров, так и после их выпуска.
В рамках ФТС России с 2013 г. действует система категорирования зарегистрированных участников ВЭД для формирования в экономике так называемого «зеленого сектора». Участники ВЭД могут быть отнесены к двум категориям: низкий уровень риска («зеленый сектор») и все остальные [7]. Тем самым данная система позволяет отбирать добросовестных участников ВЭД, которых можно контролировать выборочно.
Согласно статистическим данным 2018 г. на долю 336 участников ВЭД, отнесенных к «зеленому сектору», приходилось 7,5% оформленных ДТ и почти 11% от общей суммы перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей, уплаченных при импорте товаров [8].
Анализ практики категорирования участников ВЭД и недостатки «двухка-нальной» системы обусловили поиски новых решений.
ФТС России был проведен эксперимент по категорированию участников ВЭД, импортирующих рыбную продукцию. В ходе эксперимента импортеры были разделены на 5 категорий со следующими уровнями риска: стабильно низкий уровень риска, низкий, умеренный, высокий, очень высокий. В результате эксперимента такое разделение участников ВЭД на категории по уровням риска было признано избыточным, несмотря на то что сложилось две точки зрения относительно существования такого механизма.
С одной стороны, закрытая методика расчета критериев и алгоритма, в соответствии с которым участнику автоматически
присваивается та или иная категория, негативно сказывается на количестве участников, которых заносят в «зеленый сектор». Сторонники данной точки зрения считают, что такая методика должна быть открытой, что позволило бы увеличить количества участников ВЭД, которые бы пользовались преимуществами участников «зеленого сектора». А закрытость указанной информации порождает большое количество споров о том, что такое категорирование является непрозрачным и может вызвать коррупционные действия при включении участников ВЭД в «зеленый сектор» [9].
С другой стороны, закрытость методики расчета критериев и алгоритма отнесения участников ВЭД к той или иной категории считается вполне правильным и обоснованным решением. В случае прозрачности данной информации участники ВЭД могли бы целенаправленно искажать информацию для того, чтобы попасть в «зеленый сектор». Следовательно, возросло бы количество правонарушений, в результате которых увеличились бы потери федерального бюджета РФ.
Результаты
Таким образом, категорирование участников ВЭД при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров имеет ряд проблем, но все же является эффективным, поскольку позволяет осуществлять отбор добросовестных участников ВЭД. Дальнейшая автоматизация данной системы позволила дифференцировать подход к участникам ВЭД, сократить время осуществления таможенного контроля и значительно повысить его эффективность [10].
Для уменьшения количества неэффективных дополнительных проверок и обеспечения контроля таможенной стоимости необходимо минимизировать случаи проведения дополнительных проверок в отношении крупных ретейлеров, участников внешнеэкономической деятельности, чья деятельность отнесена к низкой степени риска, а также участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых ранее проводились проверочные мероприятия, подтвердившие заявленные сведения о таможенной стоимости.
Реалии сегодняшнего времени, сложная геополитическая обстановка в мире, связанные с этим негативные явления в экономике нашей страны диктуют необходимость повышения эффективности таможенного контроля при оценке товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Именно поэтому необходимо использовать имеющиеся возможности, чтобы администрирование таможенной оценки не противоречило нормам международного права и общепринятой международной практике.
Заключение
В целях обеспечения координации деятельности таможенных органов в области осуществления контроля таможенной стоимости товаров необходимо своевременно проводить весь комплекс намеченных мероприятий по единообразному подходу к проведению контроля по таможенной стоимости всех декларируемых товаров, в том числе исключению предпосылок для смещения декларирования в сферу ослабленного контроля. При проведении такого мероприятия необходимо своевременно проводить мониторинг по соблюдению порядка контроля таможенной стоимости товаров со стороны должностных лиц таможенных органов. Но с другой стороны, необходим анализ по выявлению фактов возможного, а также и специального занижения участниками внешнеэкономической деятельности таможенной стоимости товаров, причем он должен делиться и на анализ по перераспределению товарных потоков, сопряженного со снижением уровня таможенной стоимости товаров. При этом постоянная работа должна проходить и в рамках Центра оперативного мониторинга и управления рисками Службы организации таможенного контроля с целью выявления и минимизации рисковых ситуаций. Особое внимание при контроле таможенной стоимости уделять работе в рамках СУР.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Цивелева М.А. Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров / Цивелева, М.А., Буракова, К.Е. // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможен-
ной академии (Юбилейный выпуск к 20-летию журнала): науч.-практ. журнал. - СПб.: Российская таможенная академия, РИО Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала, 2016. - №: 4(60). - С. 51-55
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза): по состоянию на 20.05.2019 // СПС «Консультант-Плюс», 2019.
3. Агапова А. Анализ изменений в порядке контроля таможенной стоимости товаров в ЕАЭС / А. Агапова // Право и экономика. - 2018. - № 10. - С. 73-79.
4. Береговая М. Стоимость товара следует подтвердить // Обзор прессы. 2018. URL: http://www.tks.ru/reviews/2018/04/ 02/02 (дата обращения 12.08.2019).
5. Письмо Министерства финансов РФ от 26.10.2017 № 21-101/60407 «Об улучшении качества принимаемых решений по таможенной стоимости» // СПС «Консуль-тантПлюс», 2019.
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консуль-тантПлюс», 2019.
7. Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 (ред. от 04.12.2018) «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» // СПС «КонсультантПлюс», 2019.
8. Ежегодный сборник «Таможенная служба в Российской Федерации в 2018 году» [Электронный ресурс]: «Федеральная таможенная служба». URL: http://old.custom s.ru/index .php?option=com content&view=article&id=7995&Itemid= 1845 (дата обращения 12.08.2019).
9. Зубарев С.В. Пути совершенствования контроля таможенной стоимости ввозимых товаров в условиях Евразийского экономического союза / С.В. Зубарев, Л.С. Крючкова // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IV всерос. науч.-практ. конф., 16-
17 нояб.: в 2-х ч. - Ростов-н/Д., 2017. -Ч. I. - С. 69-77.
10. Малый А.А. Актуальные вопросы практики категорирования участников внешнеэкономической деятельности // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: сб. материалов VI Всероссийской научно-практической конференции (часть I). Ростов-н/Д. 2017.: Изд-во Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2017. С.111-121.
11. Ежегодный сборник «Таможенная служба в Российской Федерации в 2017 году» [Электронный ресурс]: «Федеральная таможенная служба» URL: http://old.customs.ru/index.php?option=com content&view=
article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения 12.08.2019).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Tsiveleva M. A. Inaccurate declaration of the customs value of goods / Tsiveleva, M.A., Burakova, K.E. // Scientific notes of the St. Petersburg named after VB Bobkova branch of the Russian Customs Academy (Anniversary issue to the 20th anniversary of the magazine): scientific-practical journal. - Saint Petersburg.: Russian Customs Academy, Publishing department St. Petersburg them. V. B. Bobkova branch, 2016.
2. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union): as of 05/20/2019 // «Consultant Plus».
3. Agapova A. Analysis of changes in the procedure for controlling the customs value of goods in the Eurasian Economic Union / Agapova A. // Law and Economics. - 2018. -№ 10. - p. 73-79
4. Beregovaya M. The price of the goods should be confirmed // Press review. 2018. URL: http://www.tks.ru/re-views/2018/04/02/02 (date of the application 08/12/2019).
5. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation 10/26/2017 No. 21-101 / 60407 «On improving the quality of decisions at customs value» // «Consultant Plus».
6. Order of the Government of the Russian Federation of December 28, 2012 No.
2575-r « On the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2020» // «Consultant Plus».
7. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 12/01/2016 No. 2256 (as amended on 12/04/2018) «On approval of the Procedure for automated determination of the category of risk level of participants in foreign economic activity»// «Consultant Plus»».
8. Annual compilation «Customs Service in the Russian Federation in 2018» [Electronic resource]: «Federal Customs Service » URL: http://old.customs.ru/index.php7op-ti on=com_content&view=arti-cle&id=7995&Itemid=1845 (appeal date 08/12/2019).
9. Zubarev S.V. Ways to improve control of the customs value of imported goods in the conditions of the Eurasian Economic Union / Zubarev S.V., Kryuchkova L.S. // Features of state regulation of foreign economic activity in modern conditions: materials of the
IV All-Russian Scientific and Practical Conference, Nov 16-17 - Rostov-on-Don, 2017. p. 69-77.
10. Malyy A.A. Actual issues of the practice of categorizing participants in foreign economic activity // Features of state regulation of foreign economic activity in modern conditions: collection of materials VI All-Russian Scientific and Practical Conference (part I). Rostov-on-Don 2017.: Publishing house of the Rostov branch of the Russian Customs Academy, 2017. p.111-121.
11. Annual compilation «Customs Service in the Russian Federation in 2017»[Elec-tronic resource]:«Federal Customs Service» URL: http://old.customs.ru/index.php7op-ti on=com_content&view=arti-cle&id=7995&Itemid=1845 (appeal date 08/12/2019).