Научная статья на тему 'Дополнительная проверка по вопросам таможенной стоимости: практика проведения, проблемы и возможные пути решения'

Дополнительная проверка по вопросам таможенной стоимости: практика проведения, проблемы и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2142
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS VALUATION / CUSTOMS VALUE CONTROL / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова А.В., Щелкунова Е.В.

Практика рассмотрения споров, связанных с решением о корректирове таможенной стоимости товаров, остается наиболее распространенной и актуальной для таможенных органов России на протяжении последних нескольких лет. В статье проанализирован порядок проведения таможенного контроля таможенной стоимости на этапе дополнительной проверки. Приведен практический пример выявления признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров и принятия решения о назначении дополнительной проверки. Установлены особенности проведения дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости. Выявлены проблемы правового и практического характера, возникающие при проведении дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости: невозможность полно исследовать все обстоятельства сделки при назначении дополнительной проверки при предварительном декларировании, несоответствие требований, установленных порядком проведения дополнительной проверки и требований по-становления Пленума Верховного суда, а также длительные сроки полуения ответов на международные запросы. В статье сформулированы рекомендации и предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агапова А.В., Щелкунова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL VERIFICATION PHASE OF CUSTOMS VALUE CONTROL: PRACTICE OF REALIZATION, PROBLEMS AND POSSIBLE WAYS OF DESITION

The practice of court dispute examination of customs value adjustment decitions is still one of the most widespread and relevant for the Russian Federal Customs Service for the last years. The order of customs value control during the additional verification phase is analyzed in the article. The practical example of revealing the indication of the inaccuracy of customs value and making the desicion of setting the additional verification phase of customs value control is given in the article. The particulars of realizing of setting the additional verification phase of customs value control are established in the article. The law problems and practical problems arising during the additional customs value control verification are discovered in the research paper. Those problems are: impossibility of full research of the transaction circumstances in case of setting the additional verification phase of customs value control; inconsistency between the demands in the procedure of the additional verification phase of customs value control and the demands of the Deсision of the Supreme Court's Plenum; as well as the long terms of getting the answers on international request information. The guidelines for solving them are formulated in the research paper.

Текст научной работы на тему «Дополнительная проверка по вопросам таможенной стоимости: практика проведения, проблемы и возможные пути решения»

ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я П Р О В Е Р К А П О В О П Р О С А М Т А М О Ж Е Н Н О Й С Т О И М О С Т И : П Р А К Т И К А П Р О В Е Д Е Н И Я , П Р О Б Л Е М Ы И В О З М О Ж Н Ы Е П У Т И Р Е Ш Е Н И Я

Агапова Анна Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовой стратегии Университета ИТМО.

Адрес: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49. Е-mail: av_agapova@rambler.ru

Щелкунова Елена Владимировна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и таможенного дела Великолукской ГСХА. Адрес: ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», 182112, Псковская область, г. Великие Луки, проспект Ленина, д. 2. E-mail td@vgsa.ru,

Практика рассмотрения споров, связанных с решением о корректирове таможенной стоимости товаров, остается наиболее распространенной и актуальной для таможенных органов России на протяжении последних нескольких лет. В статье проанализирован порядок проведения таможенного контроля таможенной стоимости на этапе дополнительной проверки. Приведен практический пример выявления признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров и принятия решения о назначении дополнительной проверки. Установлены особенности проведения дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости. Выявлены проблемы правового и практического характера, возникающие при проведении дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости: невозможность полно исследовать все обстоятельства сделки при назначении дополнительной проверки при предварительном декларировании, несоответствие требований, установленных порядком проведения дополнительной проверки и требований постановления Пленума Верховного суда, а также длительные сроки получения ответов на международные запросы. В статье сформулированы рекомендации и предложения по их устранению.

Ключевые слова: таможенная стоимость, контроль таможенной стоимости, таможенные платежи.

A D D I T I O N A L VE R I F I C A T I O N P H A S E O F C U S T O M S V A L U E C O N T R O L : P R A C T I C E O F R E A L I Z A T I O N , P R O B L E M S A N D P O S S I B L E W A Y S O F D E S I T I O N

Agapova, Anna V.

Assosiate Professor of Financial Strategy Department of ITMO University. Address: Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, 49 Kronverksky Pr., St. Petersburg, 197101, Russian Federation. E-mail: av_agapova@rambler.ru

Shchelkunova, Elena V.

Assosiate Professor of Information Technology and Customs Law Dwpartment of Velikolukskaya GSHA.

Address: Velikolukskaya GSHA, 2 prospekt Lenina, Pskov Region, Velikie Luki, 182112, Russian Federation. E-mail td@vgsa.ru,

The practice of court dispute examination of customs value adjustment decitions is still one of the most widespread and relevant for the Russian Federal Customs Service for the last years. The order of customs value control during the additional verification phase is analyzed in the article. The practical example of revealing the indication of the inaccuracy of customs value and making the desicion of setting the additional verification phase of customs value control is given in the article. The particulars of realizing of setting the additional verification phase of customs value control are established in the article. The law problems and practical problems arising during the additional customs value control verification are discovered in the research paper. Those problems are: impossibility of full research of the transaction circumstances in case of setting the additional verification phase of customs value control; inconsistency between the demands in the procedure of the additional verification phase of customs value control and the demands of the Decision of the Supreme Court's Plenum; as well as the long terms of getting the answers on international request information. The guidelines for solving them are formulated in the research paper.

Keywords: customs valuation, customs value control, customs duties.

Вопросы определения таможенной стоимости, а также обоснованности проводимых корректировок таможенной стоимости товаров и в настоящее время остаются одними из наиболее актуальных в сфере таможенного дела. Проблема заключается в том, что от величины таможенной стоимости товаров зависит сумма подлежащих уплате таможенных пошлин (в случае адвалорной ставки), налогов.

Так, практика рассмотрения споров, связанных с обжалованием действий или бездействий таможенных органов в части декларирования и контроля таможенной стоимости, продолжает оставаться наиболее распространенной и актуальной для таможенных органов Российской Федерации на протяжении нескольких лет.

Известно, что по результатам контроля таможенной стоимости принимается одно из двух окончательных решений: либо о принятии таможенной стоимости, либо о ее корректировке. Если окончательное решение по таможенной стоимости принять невозможно, принимается решение о назначении дополнительной проверки.

Рассмотрим, какие убытки несут участники ВЭД в случае, если таможенный орган назначает дополнительную проверку. Как правило, дополнительная проверка может быть сопряжена со следующими расходами участника ВЭД в связи с дополнительными мерами по минимизации рисков, помимо запроса документов и сведений в рамках дополнительной проверки:

1) необходимость внесения суммы обеспечения уплаты таможенных платежей (в некоторых случаях размер обеспечения может быть довольно большим);

2) невозможность реализовать товар клиенту (срыв деловой сделки) или невозможность запустить товар в производственный процесс (простой) в рамках логистической концепции «точно в срок». Пожалуй, этот пункт несет за собой самые большие убытки участника ВЭД;

3) расходы, связанные с судебным процессом, к которым относятся государственная пошлина, выплаты экспертам, специалистам, адвокатам и др. Это возможно в случае обжалования участником ВЭД действий (бездействий) таможенных органов в судебном порядке.

В целях дальнейшего исследования необходимо рассмотреть, какие обстоятельства могут служить поводом для проведения дополнительной проверки и порядок ее проведения.

Технология проведения дополнительной проверки

по вопросам таможенной стоимости

Необходимость проведения дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости таможенными органами возникает при «выявлении ими обстоятельств, указывающих на признаки недосто-

верности или неподтвержденное™ заявленных сведений о таможенной стоимости»1.

Рассмотрим, наличие каких обстоятельств может говорить о признаках недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости (рис. 12).

Выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости с использованием СУР —

Несоответствие сведений в представленных декларантом документах н

■ Взаимосвязь продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами н

Цены декларируемых товаров ниже цен на идентичные или однородные товары:

• при сравнимых условиях их ввоза по данным иностранных производителей. • по данным публикуемых цен из фирменных и специальных источников информации.

Цены декларируемых товаров ниже цен компонентов, из которых ввозимые товары изготовлены ц

<• > Наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости не соблюдена ■ч -■

Рис. 1. Обстоятельства, являющиеся признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости

Из рисунка следует, что признаком недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров в большинстве случаев является выявление таможенным органом более низких цен декларируемых товаров в сравнении с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР).

В рамках СУР таможенными органами разработаны профили рисков по таможенной стоимости, являющиеся инструментом оперативной оценки риска. Проанализировав основания для назначения дополнительной проверки, можно сделать вывод о том, что индикатор риска возможного заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости в большинстве случаев - ценовой показатель «индекс таможенной стоимости» (ИТС), определяемый на основе информации из

1 Таможенный кодекс Таможенного союза. - М. : Проспект, 2015. - От. 69.

2 Составлен на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 105055/

базы данных ДТ ФТС России, данных статистики, официальных спра-вочно-ценовых изданий, сведений, предоставляемых импортерами, производителями, таможенными службами иностранных государств и т. д. «Отличие цены декларируемого товара от ценового показателя товара, имеющегося в таможенных органах при сопоставимых условиях, говорит о вероятном занижении таможенной стоимости, зависимости цены от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено» [2. - С. 65].

Величина ИТС рассчитывается как отношение статистической стоимости товара к количеству товара в физическом выражении (вес брутто, шт.). Следовательно, ИТС выражается в долл./кг или в долл./шт. Показатель ИТС автоматически рассчитывается в декларации на товары после заполнения 35 и 46 граф декларации на товары (ДТ).

В ходе проверки декларации на товары в рамках СУР может быть выявлено отклонение заявленной таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, что является признаком недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости. Такое отклонение выявлено следующим образом.

В соответствии с контрактом, заключенным российской фирмой-импортером «А» с компанией «С», номенклатура товара, соответствующие чертежи, его количество, цена и условия поставки указываются в спецификациях, подписанных обеими сторонами и прилагаемых к каждой поставке, которые являются неотъемлемой частью контракта.

Исходя из дополнительного соглашения к контракту утверждена партия товаров, имеющих один артикул и одну марку по цене от 15 евро/шт. до 200 евро/шт. В соответствии с инвойсом поставлены товары с артикулом и маркой, отличающимися от указанных в дополнительном соглашении по ценам от 30 до 350 евро/шт. Также представлены чертежи на модели товаров, но без указания сведений о лице, производившем проектирование и чертежи.

Из этого следует, что данные инвойса не соответствуют дополнительному соглашению, а в имеющихся чертежах на модели товаров отсутствуют информация о лице, осуществившем проектирование и чертежи (страна), а также стоимость произведенных работ, что указывает на признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров. В этом случае компании «А» назначается дополнительная проверка, в ходе которой таможенным органом запрашиваются дополнительные документы и сведения в целях подтверждения заявленной компанией таможенной стоимости. Однако часто возникают случаи, когда по одному и тому же внешнеторговому контракту ввозится товар, выявляются основания для проведения дополнительной проверки, которая должна быть назначена в обязательном порядке в соответствии с законодательством. По ее результатам принимается решение о при-

нятии таможенной стоимости товаров. Затем ввозится новая партия по этому же контракту, и опять должна быть назначена дополнительная проверка со всеми вытекающими запросами.

В целях упрощения процесса декларирования товаров, характеристики которых не изменяются при каждой поставке, 3 ноября 2015 г. Решением комиссии Таможенного союза были введены изменения, в соответствии с которыми количество проводимых дополнительных проверок по таможенной стоимости может быть ограничено при одновременном соблюдении 6 условий, указанных в законодательстве1. Другими словами, если по результатам дополнительной проверки принимается решение о принятии таможенной стоимости товаров, то на следующие партии товаров по этому же контракту ее назначать не нужно.

К таким условиям относятся:

1) «декларируемые товары и ранее ввезенные товары идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки)»;

2) «при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска декларируемых товаров выявлены те же признаки недостоверности, что и при проведении таможенного контроля таможенной стоимости идентичных им товаров»;

3) «в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам:

- таможенная стоимость заявлена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

- проводилась дополнительная проверка, по результатам которой заявленная таможенная стоимость была принята таможенным органом»;

4) «декларация на товары в отношении декларируемых товаров подана в тот же таможенный орган, что и декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам»;

5) «в декларации на товары в отношении декларируемых товаров заявлен регистрационный номер соответствующей декларации на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам»;

1 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». - П. 11.1. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105055/

6) «срок с даты принятия по результатам дополнительной проверки решения о принятии таможенной стоимости ранее ввезенных товаров не превышает 180 дней»1.

При получении решения о назначении дополнительной проверки срок предоставления декларантом дополнительных документов, сведений и пояснений составляет 60 календарных дней2.

После представления декларантом дополнительных документов, сведений и пояснений должностное лицо таможенного органа не позднее чем через 30 календарных дней со дня, следующего за днем сообщения декларантом таких сведений, принимает решение о принятии таможенной стоимости либо о ее корректировке. Такой срок необходим для анализа таможенным органом представленных документов а также документов, полученных самостоятельно.

Если декларант не представил запрашиваемые документы, сведения и пояснения, то «принимается решение о корректировке таможенной стоимости товаров не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока представления таких сведений»3.

В таком случае должностное лицо таможенного органа рассчитывает скорректированную таможенную стоимость товаров, а также заполняет форму корректировки декларации на товары (КДТ), декларации таможенной стоимости (ДТС) и данные экземпляры КДТ и ДТС направляет декларанту в срок, установленный Решением Коллегии ЕЭК от 10 декабря 2013 г. № 2894.

Порядок такого направления следующий:

Декларант на основании сведений, указанных таможенным органом в решении о корректировке, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган КДТ и ДТС.

Далее должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, ДТС. В случае если КДТ, ДТС заполнены верно, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ и производит соответствующие записи (о принятии таможенной стоимости) в ДТ, КДТ, ДТС.

1 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». - П. 11.1. -URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_105055/

2 Там же. - П. 14.

3 Там же. - П. 21.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии». - П. 23-25. - URL http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105055/

Эти же документы (КДТ, ДТС) заполняются должностным лицом в случаях если:

1) в таможенный орган не была представлена КДТ, ДТС;

2) представленные КДТ и (или) ДТС заполнены ненадлежащим образом.

В таком случае должностное лицо направляет декларанту соответствующие экземпляры КДТ, ДТС:

1) в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении адресату решения (непредставление);

2) по истечении 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения (заполнение ненадлежащим образом).

С учетом вышеперечисленных сведений, а также в соответствии с Порядком проведения дополнительной проверки, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376, был разработан алгоритм проведения дополнительной проверки, приведенный на рис. 2.

Таким образом, при проведении дополнительной проверки у декларанта запрашиваются дополнительные документы и сведения, определяемые должностным лицом с учетом обнаруженных признаков недостоверности задекларированных сведений о таможенной стоимости товаров, а также с учетом особенностей условий внешнеторговой сделки, физических свойств, репутации на рынке и качества ввозимых товаров.

Исходя из этого при истребовании инспектором дополнительных документов и сведений у декларанта необходимо соблюдение следующих условий:

- принятое решение о проведении дополнительной проверки должно быть мотивированным, так как затрагиваются права и законные интересы декларанта, а также удлиняется продолжительность совершения таможенных операций;

- декларанту должно быть сообщено, на чем основывается вывод о возможной недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, а именно, какие конкретные факторы расцениваются таможенным органом как обстоятельства, рассматривающиеся как признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости;

- должен быть определен конкретный перечень запрашиваемых документов и сведений, который должен соотноситься с необходимостью подтверждения тех или иных сведений;

- недопустимо произвольное истребование сведений не имеющих значения для выяснения обстоятельств рассматриваемой сделки.

Отметка во всех листах ДТС + дата, подпись «Дополнительные товары»

Решение о проведении дополнительной проверки (прил. 2 к Порядку КТС) в 2 экз., один из которых остается в таможенном органе, а другой вручается декларанту (таможенному представителю). Срок решения - не позднее одного дня, следующего за днем регистрации ДТ. Запрос не более 60 календарных дней (п. 13) Расчет суммы обеспечения уплаты ТПН (прил. 4 к Решению КТС № 376)

*

Документы представлены Документы не представлены

Рассмотрение документов и принятие решения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня, следующего за днем представления (п. 19 Решения КТС № 376) Принятие решения о корректировке в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока (п. 21 Решения КТС № 376)

4-----~ -->

Решение о принятии КТС

Запись «ТС принята» + дата, подпись на всех ДТС

Решение о корректировке КТС

Решение о КТС (п. 13) вручается или направляется в срок 3 рабочих дней со дня принятия (п. 22 Решения КТС № 376)

Запись «ТС принята» + дата, подпись на всех ДТС

10 рабочих дней со дня получения Решения о КТС (п. 24 Решения № 289)

Декларант представил КТС, ДТС

Проверка - 5 рабочих дней (п. 24, абзац 3 Решения Коллегии ЕЭК 3 289)

Регистрация КДТ, запись «ТС принята» + дата, подпись на всех ДТС

Декларант не представил КТС, ДТС (заполнены ненадлежащим образом). В таможенный орган поступило почтовое отправление с отметкой о невручении адресату

15 рабочих дней со дня поступления отметки о вручении или по истечении 10 рабочих дней со дня получения Решения о КТС (п. 25 Решения Коллегии ЕЭК № 289)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельное заполнение КТС, ДТС ДЛТО

Направление декларанту КТС, ДТС

Рис. 2. Алгоритм проведения дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости

Следует отметить, что если таможенный орган во время проведения такой проверки в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости товара требует экспортную декларацию отправителя, а у получателя она отсутствует, то таможенный орган вправе осуществить международный запрос в рамках проведения таможенного контроля в порядке, установленном Приказом ФТС России от 9 декабря 2011 г. № 2490 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок». Согласно пункту 9 данного Приказа, «структурные подразделения ФТС России, РТУ, ТНП при необходимости направления международного запроса <...> обращаются в УТС, представляя обращение по образцу». Такое обращение занимает время, как и срок предоставления самого ответа на международный запрос.

При расчете суммы обеспечения уплаты ТПН необходимо учитывать положения пункта 5 статьи 85 ТК ТС о том, что «если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют <...>, действующему на день регистрации таможенной декларации», то обеспечение уплаты ТПН не предоставляется. Также следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 88 ТК ТС, при расчете суммы обеспечения таможенных пошлин, налогов на основании имеющихся в наличии сведений у таможенного органа «должна использоваться информация, имеющая максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки». Например, если инспектор за основу расчета суммы обеспечения уплаты ТПН по ТД принимает стоимость товаров, ввезенных по другой ранее выпущенной ТД, то параметры, указанные при выборе ценовой информации, такие как описание, размер, количество и условия поставки товара, наименование его производителя, страна происхождения и т. д., должны совпадать с параметрами декларируемого товара.

Применение информации, максимально сопоставимой с условиями анализируемой сделки, позволит избежать необоснованного завышения размера обеспечения уплаты таможенных платежей и не повлечет нарушения законных прав и интересов декларанта.

Проблемы, возникающие при проведении таможенными органами дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости

В процессе исследования были выявлены следующие проблемы, возникающие при проведении дополнительной проверки в рамках контроля таможенной стомиости.

1. Проведение дополнительной проверки при применении предварительного декларирования. До предъявления товаров таможеному органу решение о назначении дополнительной проверки может быть принято формально, без учета условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, количества товаров, основываясь на недостаточных и, возможно, недостоверных сведениях о товаре.

В соответствии с действующим законодательством, решение о проведении дополнительной проверки назначается в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары, в том числе предварительной1. При таком предварительном декларировании допускается заявление декларантом неполных сведений о товаре2 (стоимостных, количественных или весовых показателей).

Каким же образом таможенный орган может вынести решение о проведении дополнительной проверки с учетом всех обстоятельств сделки?

Таможенная стоимость товаров определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу3; при предварительном же декларировании товары ввозятся позже декларирования. Таким образом, принятие решения о проведении дополнительной проверки в отношении товаров, которые не пересекли таможенную границу, противоречит положению об определении таможенной стоимости после фактического пересечения товарами таможенной границы.

Предлагается принимать решение о проведении дополнительной проверки в отношении товаров в случае предварительного декларирования в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, а не дня регистрации декларации.

2. Пунктом 15 раздела III Решения КТС № 376 установлено, что декларант обязан предоставить документы и сведения, истребованные таможенным органом в рамках проведения дополнительной проверки по вопросам таможенной стоимости товаров одним комплектом. При этом пунктом 19 Решения КТС № 376 также установлено, что такие документы и сведения должны быть проанализированы таможенным органом, и в отношении ТС товаров должно быть принято окончательное решение не позднее 30 календарных дней после их представления декларантом.

Проблема заключается в том, что пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 установлено, что «в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза

1 Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». - П. 13. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105055/

2 Таможенный кодекс Таможенного союза. - От. 193. - П. 3.

3 Там же. - Ст. 64. - П. 2.

таможенный орган должен предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости», в том числе в процессе проведения дополнительной проверки. Таможенный орган должен известить его об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости. При этом абзацем 4 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 установлено, что «срок принятия таможенным органом решения по результатам дополнительной проверки не может считаться нарушенным, если соответствующее решение принято в течение тридцати календарных дней после представления декларантом возражений или пояснений».

Таким образом, было выявлено несоответствие требований, установленных порядком проведения дополнительной проверки решения КТС № 376 и требований Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 в части представления одного или нескольких комплектов документов и сроков их рассмотрения (если после представления дополнительного комплекта документов продлить проведение дополнительной проверки еще на 30 дней, нарушится общий срок ее проведения).

3. Таможенные органы имеют возможность запрашивать сведения о цене товаров у иностранных государственных органов (в том числе таможенных органов) и экспортеров товаров в рамках международных договоров Российской Федерации с другими странами путем направления запроса через ФТС России. Ответ может быть предоставлен спустя несколько месяцев, когда будет вынесено окончательное решение по таможенной стоимости товаров и сроки дополнительной проверки истекут, в таких случаях ценовая информация может быть использована для целей контроля ТС после выпуска товаров. Экспортеры же товаров могут вообще не предоставить никаких сведений, так как не имеют таких обязательств перед таможенными органами иностранного государства.

Устранение вышеперечисленных проблем поможет повысить эффективность контроля таможенной стоимости в части проведения дополнительной проверки и является направлением развития таможенного контроля в части таможенной стоимости.

Участники ВЭД смогут защитить свои законные права и избежать незаконных с точки зрений нормативно-правовых документов доначислений таможенных платежей, внимательно изучив данные проблемы.

Список литературы

1. Агамагомедова С. Контроль таможенной стоимости в современной системе таможенного контроля: административно-правовой аспект // Хозяйство и право. - 2017. - № 6 (485). - С. 82-87.

2. Агапова А. В. Проблемные вопросы контроля таможенной стоимости ввозимых товаров на современном этапе// Право и экономика. - 2012. - № 5. - С.64-68.

3. Габдуллина А. А. Декларирование и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза // Основные аспекты совершенствования таможенного дела: материалы круглого стола / под ред Н. Т. Насретдинова. - М. : Русайнс, 2017. -C. 19-21.

4. Колесник Ю. В., Никитин Б. Г. К вопросу о законности решений, действий должностных лиц таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2017. - № 1. - С. 95-99.

References

1. Agamagomedova S. Kontrol' tamozhennoy stoimosti v sovremen-noy sisteme tamozhennogo kontrolya: administrativno-pravovoy aspekt [Controlling Customs Value of Imported Goods: Modern Problems] Khozyaystvo i pravo, 2017, No. 6 (485), pp. 82-87. (In Russ.).

2. Agapova A. V. Problemnye voprosy kontrolya tamozhennoy stoimosti vvozimykh tovarov na sovremennom etape [Controlling Customs Value of Imported Goods: Modern Problems] Pravo i ekonomika, 2012, No. 5, pp. 64-68. (In Russ.).

3. Gabdullina A. A. Deklarirovanie i kontrol' tamozhennoy stoimosti tovarov, vvozimykh na tamozhennuyu territoriyu Tamozhennogo soyuza [Declearing and Customs Value Control of Goods Imported to the Customs Union Customs Territory] Osnovnye aspekty sovershenstvovaniya tamozhennogo dela: materialy kruglogo stola [Main Aspects of Customs Law Improving: Proced of Round-Table Discussion]. Adited by N. T. Nasretdinova. Moscow, Rusayns, 2017, pp. 19-21. (In Russ.).

4. Kolesnik Yu. V., Nikitin B. G. K voprosu o zakonnosti resheniy, deystviy dolzhnostnykh lits tamozhennykh organov po kontrolyu tamozhennoy stoimosti tovarov [To the Question of Legality of Decisions, Actions of the Customs Officials of the Customs Authorities Concerning Control of the Customs Value of the Goods], Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2017, No. 1, pp. 95-99. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.