АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_
Обзор судебной практики таможенных органов по спорам, связанным с таможенной стоимостью товаров Жантаева Г. Г.
Жантаева Гульмира Гульджигитовна / Jantaeva Gulmira Guldzhigitovna - старший
преподаватель, кафедра административного и финансового права, Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье анализируются судебные споры, связанные с определением таможенной стоимости товаров в Кыргызской Республике.
Abstract: the article analyzes lawsuits the Republics connected with determination of customs value of goods in Kyrgyz are considered by the author.
Ключевые слова: таможенные споры, методы определения таможенной стоимости товаров, корректировка таможенной стоимости, участники внешнеэкономической деятельности.
Keywords: customs disputes, methods of determination of customs value of goods, adjustment of customs value, participants of the external economic activity.
Вопрос определения таможенной стоимости в практической деятельности один из самых сложных. Например, взять порядок определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, ввозимых и вывозимых физическими лицами не для коммерческих целей. Данный порядок предусмотрен таможенным законодательством: таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость. При ввозе товаров физическими лицами на таможенную территорию Кыргызской Республики в таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Кыргызской Республики. При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену.
Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе на территорию Кыргызской Республики, осуществляется в соответствии с международным договором государств-членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения [1].
В таможенном законодательстве нет разграничений по субъектам применения или целям использования, т. е. порядок определения таможенной стоимости для физических либо юридических лиц, в личных либо коммерческих целях един и заключается в последовательном применении шести методов определения таможенной стоимости.
Ввиду не достаточного регулирования вопроса контроля таможенной стоимости товара в законодательстве Кыргызской Республики дает почву для коррупции и различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов с одной стороны и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности с другой.
В соответствии со статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и определена таможенная стоимость товаров [2].
Ввиду невозможности получения официальной информации, подтверждающую ложность представленных документов и вынуждены прибегать к сомнительной с точки зрения закона процедуре корректировки таможенной стоимости, т. е. самостоятельно определять таможенную стоимость товара. Говоря о сомнительности, с точки зрения законности такой процедуры, у таможенных органов возникают обоснованные сомнения в достоверности либо не достаточности представленных декларантом сведений и документов, таможенный орган вправе требовать от декларанта дополнительного подтверждения и при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, таможенный орган вправе осуществить выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 199 Закона о таможенном регулировании в Кыргызской Республике, рассчитанного на основе временной оценки товара. Сомнительна сама процедура перехода к самостоятельному определению и непосредственно самой оценке. На практике таможенный орган, используя надуманные причины, требует от декларанта какой-либо второстепенный документ, подтверждающий заявленную им таможенную стоимость и, не получая его, мотивируя отсутствием достаточного подтверждения таможенной стоимости переходит к самостоятельному определению таможенной стоимости товаров по ценовой информации, имеющейся в электронной базе таможенного органа, формируемого самим же таможенным органом.
Независимым органом, способным по существу разрешить конфликтный спор, возникший между гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом и таможенным органом (должностным лицом таможенного органа), является суд. Наличие разнообразных конфликтов, возникающих в сфере таможенных правоотношений, вызывает потребность в их анализе, выявлении причин и условий возникновения, а также выработке и принятии мер по их предупреждению и разрешению [3, с. 13].
Судебная статистика свидетельствует, что число споров, возникающих из таможенных правоотношений и рассматриваемых судами, ежегодно возрастает.
В основном это касается оспаривания решений таможенных органов, в том числе, об отказе в возврате или зачете излишне уплаченных таможенных платежей, а также споры по корректировке таможенной стоимости, оспаривание определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу (работ, услуг), от размера которой зависят таможенные платежи, подлежащие уплате в бюджет.
На практике можно выделить следующие основные категории споров, связанных с вопросами определения таможенной стоимости:
- правомерность принятия таможенными органами решения о корректировки таможенной стоимости на основании того, что представленных компанией документов и сведений недостаточно для целей подтверждения таможенной стоимости;
- достаточность аргументов таможенных органов, представленных в решениях таможенных органов, послуживших основанием для корректировки таможенной стоимости;
- соблюдение таможенными органами последовательности применения методов определения таможенной стоимости при корректировке таможенной стоимости.
Как правило, предпринимателям «вменяется» занижение таможенной стоимости. Должностные лица таможенных органов корректируют заявленную таможенную стоимость, что ведет к необоснованному увеличению таможенных платежей.
По общему правилу, таможенная стоимость определяется первым методом «по стоимости сделки с ввозимыми товарами», когда она равняется цене, указанной в контракте. Однако на практике, при осуществлении таможенного контроля, декларант часто обвиняется в попытке занижения таможенной стоимости (особенно по контрактам со скидками). При этом сотрудники таможни предлагают определить таможенную стоимость на основе другого метода. Если декларант не согласен на определение таможенной стоимости иным путем, таможенный орган самостоятельно корректирует ее в сторону увеличения. При этом сотрудниками таможни используется шестой, резервный метод. Все остальные игнорируются. Что является нарушением закона, поскольку закон предписывает использовать все способы последовательно.
Рассматривая данный вид спора, суду следует учесть, что при несогласии декларанта с решением таможенного органа об определении таможенной стоимости товара в трехмесячный срок, можно предъявить одно из двух требований:
• о признании незаконными действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости;
• о признании недействительным решения о корректировке таможенной стоимости.
Дела данной категории являются административными делами, и на них распространяются процессуальные правила рассмотрения, предусмотренные гл. 26 ГП КР.
В соответствии с требованиями ст. 263 ГПК КР указанные требования могут быть заявлены в суд в трехмесячный срок [4, с. 532].
1. Дела о взыскании таможенных платежей
Если корректировка таможенной стоимости не была оспорена в установленный срок, таможенные органы вправе взыскать суммы таможенных платежей, первоначально выставив требования об их уплате.
Получив требования об уплате таможенных платежей, декларант получает еще одну возможность отстоять свои интересы, обжаловав требования об уплате таможенных платежей, доказав в суде неправильность порядка определения таможенными органами размера таможенной стоимости.
В качестве доказательства неправильности определения таможенными органами размера таможенной стоимости могут быть представлены:
• расчеты, свидетельствующие о неправильном определении таможенной стоимости;
• заключение экспертизы и другие документы, подтверждающие данные доводы.
Существуют и иные способы оспаривания в судебном порядке взыскания
таможенных платежей и оспаривания корректировки таможенной стоимости.
2. Дела о возврате либо зачете таможенных платежей представляют сложность в том, что зачастую довольно сложно возвратить излишне уплаченные в бюджет пошлины и сборы. Если декларанту удается доказать излишнюю уплату таможенных платежей, то таможенные органы, как правило, применяют форму зачета таможенных платежей в счет платежей, причитающихся в будущем к уплате.
При рассмотрении дел данной категории суду надлежит установить факт уплаты таможенных платежей, которые требуют возвратить, причины требования возврата таможенных платежей. Необходимо также установить причины невозможности, либо отказа таможенных органов возвратить уплаченные, либо излишне уплаченные таможенные платежи.
Если в процессе рассмотрения данного дела возникнет вопрос о возможности зачета таможенных платежей, которые истец требует возвратить, то суду надлежит достоверно установить:
• возможен ли такой зачет;
• в зачет какого вида таможенных платежей будет произведен зачет;
• является ли истец плательщиком таможенных платежей, в счет которых будет произведен зачет.
При рассмотрении таможенных споров суд должен соблюдать все предусмотренные законом меры, направленные на соблюдение права на судебную защиту, как декларанта (участника внешнеэкономической деятельности), физического и юридического лица (индивидуального предпринимателя), перемещающих товар через таможенную границу, так и таможенного органа.
Законодатель предусматривает, что любое лицо, считающее, что нарушены его права и охраняемые законом интересы, вправе обжаловать решения, действие или бездействие таможенного органа, если таким решением, действием или бездействием, по мнению этого лица, нарушены его права и свободы, созданы препятствия к их реализации, либо незаконно возложена какая-либо обязанность, и если такое решение, действие или бездействие непосредственно затрагивает интересы этого лица.
Судебная статистика показывает, что львиная доля таможенных споров, рассматриваемых судами, приходится на споры по корректировкам таможенной стоимости перемещаемых через границу товаров (работ, услуг), от размера которой зависят таможенные платежи, подлежащие уплате в бюджет. Как правило, предпринимателям «вменяется» занижение таможенной стоимости. Должностные лица таможенных органов корректируют заявленную таможенную стоимость, что ведет к необоснованному увеличению таможенных платежей.
Как правило, судебные решения по обжалованию таких «решений» выносятся в пользу декларанта. Но, необходимо отметить, что таких исков заявляется в суд крайне мало. Декларанты, осознавая явную заниженность заявленной ими таможенной стоимости, не слишком афишируют ее, дабы избежать огласки и интереса со стороны правоохранительных и фискальных органов.
В статьях 183-184 Таможенного кодекса Таможенного союза, определен перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, что представляет собой широкий перечень документов [2]. Таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации - это три принципа документального подтверждения таможенной стоимости. Из указанных принципов следует, что каждая величина, составляющая таможенную стоимость, должна подтверждаться соответствующими документами (счетом, инвойсом, тарифом, прайс-листом) и этот документ должен быть достоверным (заверен подписями и печатями сторон и соответствовать оригиналу, если представлена копия).
В свете введения обязательного электронного декларирования в вопросе заверения документов, появилась некоторая гибкость. Большинство документов представляется в электронном виде установленного формата и заверяется электронной цифровой подписью декларанта.
На практике рекомендуется сразу (на момент таможенного оформления товаров) представлять полный пакет документов, который, помимо основных, должен содержать следующие дополнительные документы:
- прайс-лист в форме свободной оферты;
- экспортная декларация;
- платежное поручение на оплату партии товара, если договор предусматривает оплату до или на момент ввоза товаров.
В случае невозможности представления указанных дополнительных документов нужно направить таможенному органу письменные пояснения объективных причин невозможности их представления.
Позиция судов следующая: если сделка стандартная (нет особых условий, ограничивающих пользование товаров), то документами, достаточными для целей подтверждения применения компанией первого метода определения таможенной стоимости (по цене сделки), являются:
- контракт;
- инвойс;
- транспортные и бухгалтерские документы.
Таких документов достаточно, если цена ввозимого товара в документах указана без каких-либо дополнительных условий и является фиксированной.
Основной вывод суда: «Право таможенного органа запросить дополнительные документы не является безграничным, поскольку ограничено объективной возможностью представить запрашиваемые документы и наличием связи этих документов с поставкой по конкретной декларации на товары, то есть необходимостью представления этих документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости. Полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие последнему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров, руководствуясь при этом одним лишь фактом непредставления документов, если последние не способны повлиять на таможенное оформление и определение таможенной стоимости товаров».
В случаях, когда таможенные органы запрашивали экспортную декларацию и прайс-лист, а компания их не представляла в силу каких-либо причин и только на этом основании таможенные органы принимали решение о корректировке таможенной стоимости, суды занимали следующую позицию. Ни существующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность компании иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров. Отсутствие прайс-листа при наличии других документов, содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, также не является основанием для корректировки таможенной стоимости.
Достаточность аргументов таможенных органов, послуживших основанием для корректировки таможенной стоимости.
Действующим законодательством объективно ограничены три ситуации, когда таможенные органы могут принять решение о корректировке таможенной стоимости, при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и без проведения дополнительной проверки в случаях:
1) выявления повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и
46
другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля;
2) выявления несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;
3) выявления технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости.
На практике таможенные органы более лояльны при принятии решения относительно таможенной стоимости в случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров находиться на уровне или выше «проверочной величины». Если же заявленная таможенная стоимость ниже «проверочного уровня» (то есть если стоимостный «профиль риска» выше, чем заявленная таможенная стоимость товаров), то таможенные органы могут инициировать процедуру дополнительной проверки таможенной стоимости с запросом дополнительных документов и необходимостью внесения суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, что, в конечном счете, чаще всего приводит к корректировке таможенной стоимости.
Суд также указал, что решение о проведении дополнительной проверки на основании выявленных таможенными органами с использованием системы управления рисками, неких рисков недостоверного декларирования не является достаточной мотивировкой, поскольку, получив названное решение таможенного органа, компания не имеет возможности убедиться в обоснованности и, соответственно, равномерности принятия «проверочных величин», а также установить, какие именно признаки недостоверного декларирования обнаружены таможенным органом.
Соответственно, основной вывод, который можно сделать из решении судов по этому вопросу, состоит в том, что различие заявленной компанией таможенной стоимости и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной стоимости не может рассматриваться как доказательство недостоверности таможенной стоимости и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребование у компании соответствующих документов и объяснений.
Текущее таможенное законодательство позволяет доказать отсутствие влияние взаимосвязи продавца и покупателя на цену сделки лишь единожды и затем ссылаться на номер декларации на товары, в рамках которой такая позиция компании была принята таможенными органами. Кроме того, практика показывает, что единожды разработанная методика определения таможенной стоимости, подтвержденная документами и пояснительными письмами, может постоянно применяться при условии сохранения коммерческих обстоятельств сделки.
Такой подход минимизирует вероятность запроса таможенными органами дополнительных документов и сокращает задержки при таможенном оформлении ввозимых товаров.
Литература
1. Закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2014 года № 184.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года № 48.
3. Логинова А. С., Бурова А. А. Правовое регулирование корректировки и контроля таможенной стоимости. Таможенное дело. № 2, 2015. С. 12-14.
4. Настольная книга судьи. Часть I: Рассмотрение гражданских, административных и экономических дел в суде первой инстанции // под общ. ред. Давлетова А. А. Б.: Нур-Ас, 2012. С. 532.