Научная статья на тему 'Формы гибкости в определении таможенной стоимости товаров по резервному методу'

Формы гибкости в определении таможенной стоимости товаров по резервному методу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2404
851
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / ФОРМЫ ГИБКОСТИ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / EEU / THE CUSTOMS VALUE / THE METHODS FOR DETERMINING THE CUSTOMS VALUE / THE FORMS OF FLEXIBILITY / CUSTOMS LEGISLATION / CUSTOMS AUTHORITIES / JUDICIAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич, Киприянова Дарья Владимировна

Анализируется таможенное законодательство ЕАЭС, участником которого является Российская Федерация, по вопросу применения в практической деятельности таможенных органов РФ форм гибкости в применении условий методов 1-5 при определении на их основе резервным методом таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза; приводятся данные статистики, связанные с практикой декларирования таможенной стоимости, а также оценивается судебная практика по спорам о законности определения, контроля и корректировки таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Flexibility Forms for Determining Customs Value according to the Reserve Method

The article presents the analysis of the customs legislation of the Eurasian Economic Union (EEU), which Russian Federation participates in, with regard to using conditions for the 1-5 methods in the Russian customs authorities’ activities, in determining on their basis the customs value of goods imported to the Union’s customs territory by reserve method. The authors assess the importance of the institution mentioned above for customs activities, as well as give the statistics data relating to the practice of declaring the customs value and estimate the judicial practice on disputes about the legality of the definition, control and adjustment of the customs value.

Текст научной работы на тему «Формы гибкости в определении таможенной стоимости товаров по резервному методу»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543:338.5 ББК 65.428

В. В. ВИТЮК, Д. В. КИПРИЯНОВА

Формы гибкости в определении таможенной стоимости товаров по резервному методу

Анализируется таможенное законодательство ЕАЭС, участником которого является Российская Федерация, по вопросу применения в практической деятельности таможенных органов РФ форм гибкости в применении условий методов 1-5 при определении на их основе резервным методом таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза; приводятся данные статистики, связанные с практикой декларирования таможенной стоимости, а также оценивается судебная практика по спорам о законности определения, контроля и корректировки таможенной стоимости.

Ключевые слова: ЕАЭС, таможенная стоимость, методы определения таможенной стоимости, формы гибкости, таможенное законодательство, таможенные органы, судебная практика.

V. V. Vityuk, D. V. Kipriyanova

The Flexibility Forms for Determining Customs Value according to the Reserve Method

The article presents the analysis of the customs legislation of the Eurasian Economic Union (EEU), which Russian Federation participates in, with regard to using conditions for the 1-5 methods in the Russian customs authorities’ activities, in determining on their basis the customs value of goods imported to the Union’s customs territory by reserve method. The authors assess the importance of the institution mentioned above for customs activities, as well as give the statistics data relating to the practice of declaring the customs value and estimate the judicial practice on disputes about the legality of the definition, control and adjustment of the customs value.

Keywords: EEU, the customs value, the methods for determining the customs value, the forms of flexibility, customs legislation, customs authorities, judicial practice.

Таможенным законодательством Российской Федерации, Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и ныне действующего Евразийского экономического союза (ЕАЭС), участником которых является (в отношении

ВИТЮК Владимир Васильевич — полковник таможенной службы, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела факультета мировой экономики и права Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск.

КИПРИЯНОВА Дарья Владимировна — преподаватель кафедры таможенного дела факультета мировой экономики и права Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск.

36

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

таможенного союза ЕврАзЭС - являлась) и Российская Федерация, по вопросам определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и названных союзов, восприняты соответствующие правоположения международного права (норм, принципов, практики), к каковым, в первую очередь, относятся международные договоры: Соглашение по применению статьи VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей» (Токио, 1979 г.) и Соглашение о выполнении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (Марракеш, 1994 г.). При этом, в современных условиях действия ЕАЭС на условиях Договора о его создании (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.; вступил в силу с 01.01.2015 г. [1]), по вопросам таможенной стоимости в настоящее время применяется законодательство Таможенного союза ЕврАзЭС, а именно: Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) [2], межправительственное Соглашение от 25.01.2008 г. стран - членов указанного Таможенного союза (Союза) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение) и иные договоры государств - членов Таможенного союза (в рамках ЕврАзЭС), упоминаемые по тексту работы [3].

Указанным Соглашением от 25.01.2008 г., полностью соответствующим международной методологии определения таможенной стоимости, предусмотрены в качестве ее элемента методы определения таможенной стоимости, составляющие в своей совокупности их систему, а именно: а) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1); б) метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2); в) метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3); г) метод вычитания стоимости товаров (метод 4); д) метод сложения стоимости товаров (метод 5); е) резервный метод (метод 6).

Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения в результате закрепленной Соглашением процедуры применения методов определения таможенной стоимости при невозможности определения таможенной стоимости ни по одному из вышеназванных методов, предшествующих резервному методу, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется по методу 6 (резервному), как указано в п. 1 ст. 10 Соглашения: «на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения», т. е., другими словами: а) на основе одного из методов 1-5; б) в порядке (в том числе последовательности), предусмотренном Соглашением (от метода 1 последовательно к методу 5); в) с использованием в отношении условий применения методов определенных элементов (подходов) гибкости, понимая под последними определенные отступления от установленных таможенным законодательством условий применения каждого из методов определения (оценки) таможенной стоимости.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

37

В силу названного правила резервный метод рассчитан на случаи, когда ни один из предшествующих вариантов оценки товаров (методов) не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости по причине несоответствия обстоятельствам, предусмотренным таможенным законодательством для декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров условиям применения каждого из методов, к примеру:

- по причине ввоза товара на таможенную территорию на временной основе (аренда, найм, ввоз собственного товара, подлежащего вывозу и т. п.);

- реимпорт товара после его ремонта и/или модификации;

- ввоз произведений искусств, культуры, культурных ценностей;

- поставка уникальной продукции, не имеющей аналогов;

- отсутствие случаев ввоза идентичных или однородных товаров;

- отсутствие случаев перепродажи товаров в стране ввоза;

- изготовитель неизвестен либо отказывает в представлении данных об издержках производства оцениваемого товара, либо представленные сведения не могут быть приняты таможенным органом; и т. п.

Указанное делает резервный метод, что подчеркнуто уже в его названии, специфическим, «запасным», уникальным по своей правовой природе и механизму определения таможенной стоимости, заложенному международным правом и Соглашением от 25.01.2008 г., и подлежащим применению по указанным причинам, в целом, в исключительных случаях. В то же время статистика практической деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления показывает, что в целом резервный метод применяется достаточно часто и в значительной доле, хотя динамика за период с 2010 г. показывает постоянное снижение доли применения резервного метода (табл. 1).

Таблица 1

Динамика долевого соотношения применения методов определения таможенной стоимости товаров таможенными органами СТУ (2010-2014 гг.)

Годы Долевое соотношение методов определения таможенной стоимости, %

Метод 1 Метод 2 Метод 3 Метод 4 Метод 5 Метод 6

2010 51,63 0,14 12,71 0 0 35,52

2011 67,92 0,07 8,42 0,01 0 23,59

2012 72,21 0,06 8,94 0,08 0 18,70

2013 70,62 0,08 13,33 0 0 15,97

2014 70,51 0,05 17,39 0,04 0 12,02

Источник: Данные статистической отчетности службы федеральных таможенных доходов СТУ

При этом, как уже указывалось, в силу названных причин резервный метод не устанавливает специального способа определения таможенной стоимости товара (поскольку основан на методах 1-5), но допускает

38

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

и предполагает при его использовании гибкость в применении условий указанных методов и учет принципов, заложенных в международном праве по применению резервного метода:

- базирование оценки в максимально возможной степени на методе по стоимости сделки с ввозимыми товарами (методе 1);

- использование стоимости, основанной на фактических оценках, т. е. ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции;

- унификации оценок, единообразии в их применении для таможенных целей;

- честность и нейтральность в оценках и корректировках таможенной стоимости, т. е. стремление определить действительную или максимальную реальную стоимость ввозимых товаров;

- простота и беспристрастность критериев оценки;

- совместимость с коммерческой практикой, т. е. неприменение методов оценки, отсутствующих в коммерческой практике;

- использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей) при определении таможенной стоимости по методам, кроме 1-го;

- неприменение в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров стоимости товаров отечественного (союзного) производства;

- недопустимость использования произвольных или фиктивных оценок.

Примерами предусмотренной Соглашением гибкости могут быть отступления от условий применения методов 2 и 3 в части требований:

а) к стране производства идентичных и/или однородных товаров, которая по условиям указанных методов должна быть той же, что и страна производства оцениваемых товаров;

б) к сроку (периоду времени) ввоза идентичных и/или однородных товаров, проданных для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, определяемого по условиям указанных методов как «в тот же или в соответствующий ему период времени», что и ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию Таможенного союза, но не ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров;

в) к способу определения таможенной стоимости идентичных и/или однородных товаров с применением традиционных методов 2 и 3.

Применительно к методу 4, таким отступлением от условий его применения является гибкость в части требований:

а) к сроку (периоду времени) продажи на таможенной территории Таможенного союза идентичных и/или однородных или оцениваемых товаров, определяемому по условиям указанного метода как «в тот же или в соответствующий ему период времени», что и дата прибытия оцениваемых товаров на таможенную территорию Таможенного союза (пересечения таможенной границы), но не позднее, чем по истечении 90 дней после этой даты.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

39

Допущения форм гибкости указанных условий применения методов 2, 3, 4 при определении таможенной стоимости на их основе методом 6 рассматриваются в табл. 2.

Таблица 2

Формы гибкости в применении условий методов 2, 3, 4 при определении таможенной стоимости на их основе методом 6

Метод опред. тамож. ст-ти Стандартное условие применения метода Форма гибкости к условиям методов при их применении в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6

2-3 «Товары не считаются идентичными или однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары». (п. 1 ст. 3 Соглашения от 25.01.2008; п. 6 Правил применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), утвержденных решением коллегии ЕЭК от 30.10.2012 № 202) [4]. При невозможности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, по методу 1, таможенной стоимостью таких товаров является «стоимость сделки с идентичными/одно-родными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров»; (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 Соглашения от 25.01.2008; п. 9 Правил применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), утвержденных решением коллегии ЕЭК от 30.10.2012 г. № 202) [4]. «Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Возможность принятия за основу для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров «...стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары»; (п. 2 ст. 10 Соглашения от 25.01.2008) Допускается при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе сделки с идентичными или однородными товарами «...разумное отклонение от установленных статьями 6 или 7 настоящего Соглашения требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров»; (п. 2 ст. 10 Соглашения от 25.01.2008). Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров «за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Соглашения», т. е., по методам вычитания (метод 4) или сложения (метод 5) (п. 2 ст. 10 Соглашения от 25.01.2008)

40

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

Окончание табл. 2

Метод опред. тамож. ст-ти Стандартное условие применения метода Форма гибкости к условиям методов при их применении в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 6

настоящего Соглашения при выполнении следующих условий» (перечислены в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 4; п. 1 ст. 4 Соглашения от 25.01.2008; п. 3 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных решением коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283) [5]. «Стоимостью сделки с идентичными или однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со ст. 4 настоящего Соглашения», т. е., по методу 1 по стоимости сделки с ввозимыми товарами; (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 Соглашения от 25.01.2008; п. 4 Правил применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), утвержденных решением коллегии ЕЭК от 30.10.2012 № 202) [4]

4 «В случае, если ни оцениваемые (ввозимые), ни идентичные, ни однородные товары не продаются на таможенной территории таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу таможенного союза, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые (ввозимые) или идентичные с оцениваемыми (ввозимыми), или однородные с оцениваемыми (ввозимыми) товары продаются на таможенной территории таможенного союза в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению к дате прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза, но не позднее, чем по истечении 90 дней после этой даты». (п. 3 ст. 8 Соглашения от 25.01.2008; п.п. 5, 14 Правил применения метода вычитания (метод 4) при определении таможенная стоимость товаров, утвержденных решением коллегии ЕЭК от 13.11.2012 № 214) [6] Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии со ст. 8 настоящего Соглашения, т.е., по методу 4, «.. .допускается отклонение от установленного п. 3 ст. 8 настоящего Соглашения срока в 90 дней». (п. 2 ст. 10 Соглашения от 25.01.2008 г.)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

41

Комментарий к формам гибкости в применении условий методов 2 и 3

1. В соответствии с понятийным аппаратом Соглашения от 25.01.2008 г. (п. 1 ст. 3) идентичные товары - это товары одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации; однородные товары - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми; при определении признака однородности учитываются такие характеристики, как качество, репутация, наличие товарного знака. Признаком идентичности и однородности товара является также условие о стране его производства, которая должна быть той же, что и у оцениваемых (ввозимых) товаров. Понятие товары «произведенные» синонимично понятиям «добытые», «выращенные», «изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)». В то же время, понятие «страна, в которой товары произведены», - не тождественно понятию «страна происхождения товара», определение последнего из которых содержится в ст. 58 ТК ТС, а само понятие употребимо в ином институте таможенного законодательства. На практике вполне может иметь место как совпадение страны, в которой товар произведен, и страны его происхождения, так и их различие: примером первого может служить полное производство (изготовление) товара (с соблюдением критериев достаточной переработки), а именно - изготовление узлов и агрегатов и их монтаж (сборка) в одной стране; примером второго - изготовление узлов и агрегатов и их сборка (монтаж) в разных странах.

Гибкость в применении данного условия к стране производства идентичных и/или однородных товаров в виде возможности применения для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары, основано, в первую очередь, на критерии сопоставимости цен идентичных/ однородных и оцениваемых товаров, при условии соблюдения иных критериев идентичности (внешний вид, физические характеристики, качество, репутация, производитель товара) или однородности (физические характеристики, компоненты, произведенные из тех же материалов, качество, репутация, товарный знак, производитель товара, тождественность выполняемой функции и коммерческая взаимозаменяемость) товаров. Иная страна-производитель идентичного или однородного товаров, в принципе, может быть любой, но для обоснованного доказывания сопоставимости цен идентичных/ однородных и оцениваемых товаров подлежат учету различные экономические факторы данных стран (производства оцениваемых товаров в нетождественной ей стране производства идентичного или однородного товара): региональное местоположение стран, ценовая структура себестоимости товара, надбавки к цене товара, составляющие прибыль

42

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

компании-производителя, транспортные расходы по доставке в страну ввоза, и прочие составные, определяющие реальную цену товара, исключающие принятие произвольной или фиктивной стоимости, демпинговой цены и т. п.

2. Смысловое содержание использованного в Соглашении от 25.01.2008 г. (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7) понятия «в тот же или в соответствующий ему период времени», характеризующего период времени, в течение которого идентичные или однородные товары должны быть проданы и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза до момента ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров, само по себе не определяет ни конкретного периода времени, ни срока; однако, в качестве временных границ указанного понятия, в целях применения методов 2 и 3, Соглашением установлен период времени, предшествующий ввозу (т. е. прибытию на таможенную территорию Таможенного союза) оцениваемых товаров, не превышающий 90 календарных дней. При этом, даже в качестве условия применения методов 2 и 3, названный период времени не является условием, соблюдение которого автоматически влечет принятие сделки с идентичными или однородными товарами в качестве таможенной стоимости оцениваемых товаров, поскольку определяющим критерием для принятия стоимости сделки с идентичными или однородными товарами в названном качестве является сопоставимость цен идентичных/однородных и оцениваемых товаров. При нестабильных ценах на какой-либо товар его сопоставимые с оцениваемым товаром цены, а соответственно, «тот же или соответствующий ему период времени» определяются с учетом таких факторов, как вид и характер товара; время ввоза идентичных/однородных товаров (время года, сезон и т. п.); торговые обычаи (применение сезонных скидок на цены, на стоимость, к примеру, вышедшего из моды или морально устаревшего товара, цены на эксклюзивный товар, и пр.).

Гибкость в применении данного условия в виде разумного отклонения от срока ввоза идентичных и/или однородных товаров, проданных для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, применительно к сроку ввоза на таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров, предполагает еще более взвешенный подход к выбору идентичных/однород-ных товаров с учетом сроков ввоза оцениваемого товара на таможенную территорию Таможенного союза. Так, применительно к сезонным товарам (верхняя одежды, свежие фрукты нового урожая, и пр.) условия по срокам их ввоза необходимо учитывать применительно к времени года, сезону, периоду массового созревания фруктов, времени уборки урожая и т. п.); применительно к технически сложным товарам (бытовая техника, автомобили, компьютерная техника, и пр.) - с учетом текущего состояния технического прогресса, который не должен колебать одинаковость или близость коммерческой ситуации на рынке данного товара, т. е. разрушать стабильную конъюктуру его рынка. Отсутствие колебания цены на идентичные/однородные товары и наличие у них сопоставимых цен при прочих схожих факторах с оцениваемым товаром - условие гибкости, позволяющее не соблюдать границы временного

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

43

периода, установленного Соглашением к понятию «в тот же или в соответствующий ему период времени», ограничивая рамки последнего гибким его применением в пределах неизменной (или близкой к неизменной) конъюк-туры рынка.

3. Традиционными способами определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми (метод 1), идентичными (метод 2), однородными (метод 3) товарами являются процедуры, определенные Соглашением от 25.01.2008 г. и Правилами применения указанных методов, утвержденных решениями коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283, от 30.10.2012 № 202. Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения от 25.01.2008 г., под таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, и определяемой по методу 1, является «стоимость сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 настоящего Соглашения при выполнении следующих условий», перечисленных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 4 Соглашения, к примеру: отсутствие ограничений в отношении прав покупателя по пользованию и распоряжению купленным им товаром; продажа товара, являющегося объектом сделки. Или его цена не зависят от каких-либо условий и обязательств, влияние которых не имеет количественного подтверждения и не может быть количественно определено.

Таможенной стоимостью идентичных/однородных товаров, в соответствии с п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 7 Соглашения от 25.01.2008 г., «является стоимость сделки с идентичными/однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров. Стоимостью сделки с идентичными/однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со ст. 4 настоящего Соглашения», т. е. по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), подтверждением чему служит наличие декларации таможенной стоимости (ДТС) по форме ДТС-1 с отметкой таможенного органа о принятии таможенной стоимости.

При этом при принятии за основу определения таможенной стоимости того или иного метода, в данном случае методов 1, 2, 3, используется правило (принцип) о соблюдении процедуры применения методов, основой которой является правила и порядок, в том числе последовательность, т. е. иерархия применения методов: от первого к третьему. Соответственно чему в максимально возможной степени для выбора метода оценки необходимо рассматривать возможность применения метода 1 и неиспользование других методов при наличии оснований и возможности использования метода 1. Только абсолютная невозможность использования метода 1 влечет

44

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

последовательное рассмотрение возможности применения методов 2 и 3. Формы гибкости в применении условий методов следуют в последовательности (иерархии) применения методов. Указанное правило должно с безусловностью соблюдаться как декларантами, так и таможенными органами.

Гибкость к применению данного условия - способу определения таможенной стоимости идентичных/однородных товаров для целей определения таможенной стоимости оцениваемых товаров с использованием резервного метода - означает допускаемую таможенным законодательством ЕАЭС правовую возможность при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу 6 принимать таможенную стоимость идентичных/однородных товаров, определенную не методами 1-3, а иными - методами 4 и 5; к данному случаю также применимо правило, что порядок применения методов может быть обратным: 5 и 4 (п. 1 ст. 8 Соглашения). Поскольку использование в резервном методе таможенной стоимости, определенной методами 1-3, основано на фактически принятых таможенными органами указанных таможенных стоимостей идентичных/однородных товаров, то и применение таможенных стоимостей идентичных/однородных товаров, определяемых на основе методов 4 (вычитания) и 5 (сложения), подчиняется указанному правилу о необходимости принятия таможенной стоимости оцениваемых товаров в максимально возможной степени на таможенных стоимостях, уже ранее определенных, что закреплено в п. 3 ст. 10 Соглашения. В то же время, подобная норма, видимо, корректна только в отношении таможенной стоимости, определяемой на основе метода 5, поскольку в отношении остальных методов таможенные стоимости во всех случаях должны быть уже определены.

При этом под таможенной стоимостью товаров применительно к методу 4 понимается цена единицы товара (за вычетом ряда сумм), по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается в том же состоянии, в котором они ввезены на таможенную территорию Таможенного союза лицами, не являющимися взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на таможенной территории Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу Таможенного союза (п. 2 ст. 8 Соглашения). Применительно к методу 5 используется расчетная стоимость товаров, состоящая из ряда слагаемых сумм: издержек (расходов), формирующих себестоимость товара, иных расходов, связанных с производством и реализацией товара, его доставкой, погрузкой, страхованием, нормой прибыли производителя (п. 1 ст. 9 Соглашения).

Комментарий к формам гибкости в применении условий метода 4

Единственной формой гибкости к данному методу определения таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, предусмотренных Соглашением от 25.01.2008 г., является отступление от условий применения

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

45

метода 4 в виде «отклонения от установленного п. 3 ст. 8 настоящего Соглашения срока в 90 дней» - т. е. срока между датой продажи на таможенной территории Таможенного союза идентичных/однородных или оцениваемых товаров и датой прибытия оцениваемых товаров на таможенную территорию Таможенного союза (пересечения таможенной границы), определяемых Соглашением как «тот же или в соответствующий ему период времени» аналогичный по смыслу подобной форме гибкости к методам 2, 3 в применении условия к сроку (периоду времени) между датой ввоза на таможенную территорию Таможенного союза идентичных/однородных товаров и датой ввоза оцениваемых товаров.

Критерием для применения данного условия служит требование о возможности установления (формирования) цены единицы товара на условиях: а) цены, по которым оцениваемые или идентичные/однородные с оцениваемыми товарами товары продаются в количестве, достаточном для установления такой цены (за единицу товара); б) продаются в неизменном в сравнении с ввезенным на таможенную территорию Таможенного союза состоянии, а также; в) при условии вычета из стоимости товара сумм, включенных в его цену в связи с расходами, понесенными на таможенной территории Таможенного союза.

Названные условия, как и в предыдущих формах гибкости по методам 2-3, выполняют ту же функцию: получение сопоставимости цен оцениваемых и идентичных/однородных, уже реализуемых на таможенной территории Таможенного союза товаров, и товаров ввезенных (оцениваемых), таможенная стоимость которых определяется. Поскольку основой определения таможенной стоимости оцениваемых товаров является цена единицы реализуемого товара (оцениваемого, идентичного или однородного ему), то различие с ценой единицы товара корректируется следующими условиями:

- ценовой разницей стоимости единицы реализуемого товара на количество оцениваемого товара, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза;

- стоимостью, добавленной в результате переработки (обработки) на таможенной территории Таможенного союза реализуемого товара, подлежащей вычету из его цены;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исключением из цены единицы реализуемого товара сумм, увеличивших его стоимость на таможенной территории Таможенного союза, а именно: вознаграждения посреднику (агенту) либо надбавки к цене, выполняющей роль прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов, издержек, понесенных на таможенной территории Таможенного союза по транспортировке товара и его страхованию, оплате тому подобных операций, а также уплате таможенных платежей и иных налогов, связанных с ввозом товара.

Конечным итогом корректировок является: приведение цены единицы реализуемого на таможенной территории Таможенного союза товара к его цене

46

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

на этапе ввоза (прибытия) на таможенную территорию Таможенного союза (пересечения таможенной границы) для принятия в качестве основы таможенной стоимости оцениваемого товара.

Как и с аналогичным условием в применении методов 2-3, условием настоящего метода по периоду времени (сроку) между моментами продажи на таможенной территории Таможенного союза идентичных/однородных или оцениваемых товаров и прибытия (ввоза) на нее оцениваемого товара -«в тот же или в соответствующий ему период времени» - в качестве временной границы указанного срока, выраженного в вышеприведенном понятии, Соглашение указывает 90 дней, форма гибкости в применении которого допускает от него «отклонение». Следует полагать несущественным терминологическое разночтение содержания форм гибкости методов 2-3 и 4 в виде отсутствия в последнем случае указания на календарный характер исчисления срока (в днях), поскольку сроки, как правило, исчисляются следующими способами: указанием на событие, которое должно с неизбежностью наступить, календарной датой или периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями, днями, часами, и при отсутствии специального указания счет в днях определяется в календарном исчислении.

Аналогично, отсутствие в определении (формулировке) формы гибкости указания на «разумность» отклонения от срока в 90 дней, не означает наличие права на несоблюдение указанного требования, поскольку указанную «разумность» будет подтверждать обоснование, положенное в выбор цены продажи того или иного идентичного/однородного или оцениваемого товара и допустимое этой обоснованностью отклонение от срока, примером чего может служить обыкновенное отсутствие в указанный период времени продаж оцениваемых или идентичных/однородных оцениваемому товару товаров. Понятия идентичные/однородные товары по своему смысловому содержанию, в данном случае, тождественны названным понятиям, употребляемым в методах 2, 3.

Соглашение от 25.01.2008 г. не содержит указания на формы гибкости, применяемые к условиям иных методов определения таможенной стоимости, однако это не означает, что метод 6 определения таможенной стоимости на основе методов 1 и 5 не применяется. Более того, Соглашение вообще определяет приведенные в нем формы гибкости не более как частные случаи, не исчерпывающие всего перечня возможных форм гибкости, на что указывается формулировкой использованного в п. 2 ст. 10 Соглашения правила: «при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость в их применении». Так, применительно к методу 1, в качестве общеприменимых на практике используются подходы для использования метода 6 на основе метода 1. Как уже указывалось, «таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

47

уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза» и дополненная начислениями, понесенными вне территории Таможенного союза, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, отвечающая ряду условий, приведенных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 4 Соглашения (п. 1 ст. 4 Соглашения). Соответственно, невыполнение условий применения метода 1, в частности: а) отсутствие сделки купли-продажи (поставки) и/или цены за товар; б) отсутствие достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации в подтверждение цены товара, стоимости дополнительных начислений к указанной цене; в) невыполнение условий применения метода 1 (подпункты 1-4 п. 1 ст. 4) (отсутствие ограничений в отношении прав покупателя по пользованию и распоряжению купленного им товара; отсутствие зависимости продажи товара или его цены от каких-либо условий и обязательств, влияние которых не имеет количественного подтверждения и не может быть количественно подтверждено; отсутствие причитаемости продавцу какой-либо части дохода или выручки от последующей продажи товара покупателем или распоряжение товаром либо использование его покупателем иным способом; отсутствие критериев взаимосвязанности между продавцом и покупателем, влияющих на цену сделки) - влечет невозможность его применения (и при невозможности применения методов 2-5) и применение на его основе метода 6.

При этом формой гибкости в применении условий метода 1 является допустимость в принятии источников информации, подтверждающих заявленные сведения, которые могут быть отличными от документов, подтверждающих сведения по методу 1, т. е. могущими быть не только документами, характерными для метода 1, перечень которых предусмотрен п. 1 Приложения к Порядку декларирования таможенной стоимости товара, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, но и: а) иные нейтральные общедоступные источники информации (ценовые справочники с описанием товара на ассортиментном уровне, каталоги, биржевые котировки цен и тому подобное прочее); б) статистические данные (по общепринятым уровням комиссионных, скидок, надбавок к цене, норм прибыли, тарифов на транспорт, на страхование, портовые услуги и т. п.) [7].

В то же время во всех указанных случаях необходима корректировка данных из указанных источников к условиям ввоза конкретной партии оцениваемого товара: на условия поставки; логистическую схему доставки; прочие факторы, влияющие на уровень цен.

Применительно к методу 5, аналогично общеприменимым в практической деятельности таможенных органов, является форма гибкости в применении условий метода 5, относящаяся к источникам информации, подтверждающих заявленные сведения в обоснование таможенной стоимости товара, определяемого методом 5, основой которой в силу п. 1 ст. 9 Соглашения от 25.01.2008 г., как уже указывалось, является «расчетная стоимость товара»,

48

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

определенная сложением (т. е., составляющая сумму) расходов (издержек), формирующих себестоимость товара, иных расходов, связанных с производством и реализацией товара, его доставкой, погрузкой, страхованием, нормой прибыли производителя. Поскольку указанные расходы понесены производителем на территории страны производства и/или экспорта товара, не являющейся государством-членом Таможенного союза, то на основе принципа достоверности, количественной определяемости и документальной подтверж-денности информации, сведения по обоснованию таможенной стоимости должны основываться на бухгалтерской документации производителя и/или экспортера товара, подтверждающей расходы, составленной в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, применяемыми в стране производства оцениваемого (ввозимого) товара, а также страховых документах, документах, связанных с транспортировкой, перечень которых приведен в п. 4 Приложения к Порядку декларирования таможенной стоимости товара, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 [7]. При отсутствии таких документов или недостаточности сведений декларант может предоставить заключения (отчеты) об оценке товара соответствующих, уполномоченных на указанный вид деятельности, организаций (отраслевых ассоциаций, союзов промышленников или производителей товара, торгово-промышленных палат, оценочных компаний, и т. п.), прейскуранты на товары, торговые предложения фирм-поставщиков товаров, транспортные, страховые тарифы, договоры (иные, чем договоры купли-продажи, поставки), содержащие сведения о стоимости товара или расчеты его стоимости, и т. п. документы, фактически, в общем-то, не относимые к данной партии товара и его поставке.

Как разъяснено в подпунктах 5 и 6 Положения об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета, утвержденного решением коллегии ЕЭК от 15.07.2014 № 113 [8], для подтверждения соответствия информации, используемой для определения таможенной стоимости оцениваемого (ввозимого) товара, общепринятым принципам бухгалтерского учета (заключающимся в соответствии принятой экспортером/ производителем учетной политики системе правил бухгалтерского учета) страны производства оцениваемого товара, «лицо вправе представить заключение (справку, акт) или иные документы, полученные от уполномоченных лиц».

Применительно к предмету настоящей статьи, количество товаров, таможенная стоимость которых продекларирована в 2014 г. по методу 6 в таможенных органах Сибирского таможенного управления, составляет 41 831 партию, что соответствует 12,02% от всего количества выпущенных товаров (табл. 1). При этом за 2010-2014 гг. наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли товаров с таможенной стоимостью, определяемой по методу 6. Долевое соотношение методов, на базе которых в 2014 г. таможенными органами СТУ таможенная стоимость принята по методу 6, указано в табл. 3.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

49

Таблица 3

Долевое соотношение применения методов в качестве основы определения таможенной стоимости товаров по методу 6 в 2014 г.

Количество товаров, таможенная стоимость которых принята по методу 6 (шт.) Долевое соотношение методов определения таможенной стоимости в качестве основы ее принятия по методу 6 (%)

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

41 831 71,57 0,09 15,34 5,56 7,4

Источник: Данные статистической отчетности службы федеральных таможенных доходов СТУ

Данные статистики свидетельствуют о доминирующем характере метода 1 в качестве базового метода для принятия таможенной стоимости по методу 6, составляющего долю почти в 4/5 от всего количества товаров, по которым таможенная стоимость принята методом 6. При этом, отсутствие товаров, таможенная стоимость по которым оформлена методом 5 (табл. 1), но наличие товаров, таможенная стоимость по которым принята по методу 6 на базе метода 5, не является статистическим казусом, а объясняется подходами, заложенным в п. 3 ст. 10 Соглашения от 25.01.2008 г., в соответствии с которым таможенная стоимость оцениваемых товаров должна оцениваться в максимально возможной степени на таможенных стоимостях, ранее определенных, что, соответственно, не исключает наличие случаев принятия таможенной стоимости оцениваемых товаров на таможенной стоимости товаров и не принятой таможенными органами.

Поскольку специальной официальной статистики, учитывающей формы применяемой гибкости при определении таможенной стоимости, не существует, то частота (количество) и правильность их применения, а также применение иных форм гибкости в практической деятельности таможенных органов требует специального исследования на основе материалов по декларированию таможенной стоимости конкретных партий товаров.

Судебная практика по спорам с таможенной стоимостью (обжалование решений, действий) таможенных органов СТУ в 2014 г. в количественном отношении составила 191 дело (на 22,0% меньше, чем в 2013 г.), с суммой исковых требований по ним в 57,51 млн р. (в 2013 г. - 73,17 млн р.), или 13,2% от всего количества судебных дел с участием таможенных органов СТУ (1 450 дел), или 44,7% от общего количества споров по такой категории дел, как обжалование решений, действий (бездействие) таможенных органов СТУ и/ или их должностных лиц (427 дел), что свидетельствует о массовом характере данной категории дел. В качественном отношении результаты судебной практики также, в целом, являются проблемными и неоднородными по региону. Из числа дел, рассмотренных различными инстанциями арбитражных судов двух судебных округов - Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского - с вынесением решений по существу, 42 дела рассмотрено в пользу таможенных

50

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

органов (с суммой исковых требований в 15,74 млн р.), а 66 дел рассмотрено в пользу участников внешнеэкономической деятельности (с суммой исковых требований 24,28 млн р.). При этом судебная практика арбитражных судов Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского судебных округов в достаточной степени различна: в Западно-Сибирском округе более положительная для таможенных органов, в Восточно-Сибирском округе более положительная для участников внешнеэкономической деятельности.

Определенную долю в снижении количества судебных дел внесено процедурой ведомственного контроля, проводимого таможенными органами региона и СТУ. Так, в 2014 г. доля неправомерно принятых и отмененных по указанной причине решений о корректировке или принятии таможенной стоимости составила 5,6% (по 157 декларациям). В результате исполнения в 2014 г. ведомственных решений, а также решений вышестоящих таможенных органов по жалобам участников внешнеэкономической деятельности доначислено 2,67 млн р., определено к возврату 11,59 млн р. В то же время решения таможенных органов, связанные с контролем достоверности заявляемых сведений по таможенной стоимости в 2014 г. привели к доначислению 993,92 млн р., доля реализации исполнения которых составила 99,56%, или 989,68 млн р. (с учетом возвратов и довзысканий предшествующего года, осуществленных в отчетном году). Рост доначисленных таможенных платежей по указанному основанию в сравнении с 2013 г. составил 9,7%, или 906,17 млн р., наибольшая доля из которых приходится на Читинскую таможню: 68,9% - в 2013 г., 78,3% -в 2014 г.

Количественные и качественные результаты судебных дел применительно к предмету настоящей статьи, как уже указывалось, ввиду отсутствия специальной официальной статистики требуют специального исследования, как и причины принятия судебных решений не в пользу таможенных органов. В то же время о количественных и качественных результатах данной категории судебных дел можно судить, интерполируя вышеприведенные результаты судебных споров по более широкой категории дел - обжалование решений, действий таможенных органов по контролю, определению и корректировке таможенной стоимости товаров как однородной с деятельностью таможенных органов, являющихся предметом настоящего исследования. Причины и основания принятия судебных решений не в пользу таможенных органов, как правило, укладываются в стандартную формулировку арбитражных судов, указываемую в многочисленных решениях по данной категории дел: таможенный орган не доказал наличие оснований принятого им решения о невозможности применения определения таможенной стоимости методом 1, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законодательством последовательности, вектор содержания которых задан постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.2013 № 96 (а ранее - постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 № 29), продекларировавшим презумпцию достоверности представляемой декларантом

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

51

информации при заявлении таможенному органу сведений по таможенной стоимости (абз. 2 п. 1 постановления) [9].

Поскольку таможенная стоимость товаров является одним из ключевых понятий таможенного дела и играет на практике значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, то данное направление деятельности таможенных органов по определению и контролю таможенной стоимости товаров является одним из наиболее интеллектуальных, сложных и проблемным, а потому значимым, в том числе в финансовом отношении, видом деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Таможенный кодекс Таможенного союза // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

3. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза: соглашение от 25.01.2008 правительств РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан [Электронный ресурс] // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст.4471. Режим доступа: http://base.garant.ru/2567514/

4. Правила применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), утв. решением коллегии ЕЭК от 30.10.2012 № 202 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/2567514/

5. Правила применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утв. решением коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2567514/

6. Правила применения метода вычитания (метод 4) при определении таможенная стоимость товаров, утв. решением коллегии ЕЭК от 13.11.2012 № 214 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2567514/

7. Порядок декларирования таможенной стоимости товара, утв. решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 376 // Таможенный вестник. 2010. № 20-24.

8. Положение об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета, утв. решением коллегии ЕЭК от 15.07.2014 № 113 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru

9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 96 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.