Научная статья на тему 'Определение таможенной стоимости как фактор эффективности правового регулирования бюджетных отношений'

Определение таможенной стоимости как фактор эффективности правового регулирования бюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1480
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / CUSTOMS VALUE / СДЕЛКА / TRANSACTION / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / METHODS OF DETERMINING THE CUSTOMS VALUE / ПЛАТЕЖИ / PAYMENTS / ПОШЛИНА / ЦЕНА / PRICE / ТОВАР / GOODS / FEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынченко Борис Леонидович, Мороз Владимир Дмитриевич

Предмет исследования: методы установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей. Целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов определения таможенной стоимости как фактора пополнения государственного бюджета; проблем и перспектив развития установления таможенной стоимости в контексте проблематики совершенствования таможенного дела в современных условиях. Методологию исследования составили формально-юридический, аналитический методы, системный подход. В работе на основе изучения действующего законодательства проведен анализ использования альтернативных методов определения таможенной стоимости. Сделан вывод о том, что вопрос установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей является весьма сложным в связи с тем, что в существующем законодательстве приняты достаточно четкие правила ее определения. Присутствуют предложения по оптимизации развития направлений по вопросам таможенной стоимости. Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по таможенной стоимости как в России, так и в других странах-членах ЕАЭС, а также для совершенствования правового регулирования таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение таможенной стоимости как фактор эффективности правового регулирования бюджетных отношений»

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

Скрынченко Борис Леонидович

Профессор кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»,

кандидат экономических наук, профессор E-mail: sbl-66@mail.ru

Мороз Владимир Дмитриевич

Доцент кафедры экономических теорий и военной экономики ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент E-mail: morozv.vladimir@rambler.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация.

Предмет исследования: методы установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей.

Целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов определения таможенной стоимости как фактора пополнения государственного бюджета; проблем и перспектив развития установления таможенной стоимости в контексте проблематики совершенствования таможенного дела в современных условиях.

Методологию исследования составили формально-юридический, аналитический методы, системный подход.

В работе на основе изучения действующего законодательства проведен анализ использования альтернативных методов определения таможенной стоимости. Сделан вывод о том, что вопрос установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей является весьма сложным в связи с тем, что в существующем законодательстве приняты достаточно четкие правила ее определения. Присутствуют предложения по оптимизации развития направлений по вопросам таможенной стоимости.

Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по таможенной стоимости как в России, так и в других странах-членах ЕАЭС, а также для совершенствования правового регулирования таможенной стоимости.

Ключевые слова: таможенная стоимость; сделка; методы определения таможенной стоимости; платежи; пошлина; цена; товар.

Skrynchenko Boris L.

Professor of customs law and customs Affairs. Law Institute of the Russian University of transport

(MIIT), candidate of economic Sciences, Professor E-mail: sbl-66@mail.ru

с

Moroz Vladimir D.

Docent of the Department of economic theories and military economy. Federal state military educational institution of higher professional education «Military University» of the Ministry of defence of the Russian Federation (FGKVOU VO «Military University» Ministry of defense of the Russian Federation), candidate of historical Sciences, associate Professor E-mail: morozv.vladimir@rambler.ru

Abstract.

Subject of research: methods of determining the value of goods for the purpose of calculating customs duties.

The purpose of this article is to consider the definition of customs value as a factor of replenishment of the state budget; problems and prospects of the establishment of customs value in the context of the improvement of customs in modern conditions.

The research methodology consisted of formal-legal, analytical methods, and a systematic approach.

Based on the study of the current legislation, the paper analyzes the use of alternative methods for determining customs value. It is concluded that the issue of determining the value of goods for the purpose of calculating customs duties is very difficult due to the fact that the existing legislation has adopted fairly clear rules for determining it. There are proposals to optimize the development of areas on customs value.

The findings of the study can be used in further studies on customs value both in Russia and in other EAEU member States, as well as to improve the legal regulation of customs value.

Keywords: customs value; transaction; methods of determining the customs value; payments; fee; price; goods.

Необходимость развития экономики любого государства требует постоянного финансирования различных отраслей народного хозяйства, которое, в основном, осуществляется из государственного бюджета. В связи с этим требуется его своевременное пополнение. В большинстве государств львиную долю доходов бюджета составляют налоговые поступления, частью которых являются таможенные платежи.

В связи с этим одной из актуальных проблем совершенствования таможенного дела в современных условиях является необходимость правильного и своевременного установления стоимости товара, определяемой в целях исчисления таможенных платежей, подлежащих перемещению через территорию, на которой в полной мере действует таможенное законодательство.

Установление стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей имеет существенное значение для применения мер таможенно-тарифного регулирования, поскольку от того, как определяется размер стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей, зависит сумма таможенных пошлин и косвенных налогов, взимаемых при импорте, а в некоторых случаях — размер таможенных платежей.

Стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей, используется для целей применения мер таможенного регулирования — начисления адвалорных пошлин.

Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей1.

1 Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (ред. от 04.09.2017) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Изменения, внесенные Решением Коллегии ЕЭК от 04.09.2017 № 112, вступили в силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 — с 1 января 2018 года // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза // URL: http:// www.tsouz.ru/, 21.09.2010

Основные проблемы, которые возникают при установлении стоимости товара, в целях исчисления таможенных платежей: про -тиводействие искажениям в установлении стоимости товара, в целях исчисления таможенных платежей; защита прав декларанта.

Установление стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей сопряжено со значительными трудностями, которые определяются рядом факторов: множественность цен на рынке; колебания цен в зависимости от качества и других коммерческих особенностей сделки; колебания цен из-за изменений конъюнктуры рынка.

Главный принцип установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей — использование цены сделки (закреплен в международных многосторонних соглашениях, в т.ч. и в рамках ВТО)2. Основное требование к цене сделки при ее использовании при определении таможенной стоимости: использовать в данных целях конкурентные цены свободного рынка, которые формируются в условиях нормальной конкуренции, в зависимости от соотношения спроса и предложения. Основные критерии при этом следующие:

1. Отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

• ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

• существенно не влияют на стоимость товаров;

• установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;

2. Продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3. Никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения

иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления; 4. Покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.

В случае если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при этом на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, таможенный орган обнаружит признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган в письменной или электронной форме сообщает декларанту об этих признаках. В этом случае таможенный орган проводит таможенный контроль, в том числе анализ сопутствующих продаже обстоятельств.

Альтернативные методы установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей используются последовательно, если нельзя использовать цену сделки или предыдущий метод.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:

1) расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относятся: а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза // URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017

с

исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров;

б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;

в) расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары;

б) инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров;

в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров;

3) часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

4) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибы-

тия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места,— до места, определенного Комиссией;

5) расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места,— до места, определенного Комиссией;

6) расходы на страхование;

7) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

а) платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза;

б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.

В условиях, когда применение первого метода по ряду причин представляется невозможным, переходят к последовательному применению 2-6 методов, кроме методов 4-5, применение которых осуществляется в произвольном порядке.

В случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможен-

ную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.

Аналогично с вывозимыми товарами: в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), либо метода сложения (метод 5)3.

Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС и принятая таможенным органом.

В случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со ст. ст. 39 и 41 ТК ЕАЭС, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.

При установлении однородности товаров необходимо учитывать ряд параметров: предназначение и характеристики, качество, обладание товарным знаком и имидж на рынке, страну происхождения. Однотипные товары должны быть:

• проданы для ввоза на территорию РФ;

• импортированы одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза товаров, подлежащих оценке;

• импортированы на тех же условиях и в тех же количествах, что и товары, подлежащие оценке;

Из общего числа цен тождественных товаров останавливают выбор на самой низкой.

В случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со ст. ст. 39, 41 и 42 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость таких товаров определяется в соответствии со ст. 43, за исключением случаев, когда по заявлению декларанта очередность применения настоящей статьи и ст. 44 ТК ЕАЭС может быть изменена.

При этом можно осуществлять ряд вычетов из фактически уплаченной или подлежащей уплате цены:

1) вознаграждение посреднику (агенту), обычно выплачиваемое или подлежащее выплате, либо надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей на таможенной территории Союза товаров того же класса или вида;

2) обычные расходы на осуществленные на таможенной территории Союза перевозку (транспортировку), страхование и иные связанные с такими операциями расходы;

3) таможенные пошлины, налоги, сборы и применяемые в соответствии с законодательством государств-членов иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территориях государств-членов, включая налоги и сборы субъектов государств-членов, и местные налоги и сборы.

Установление стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей товара на основе пятого метода, основанного на сложении стоимости, предусматривает, что за цену сделки принимается такая цена товара, которая получается путем сложения:

3 Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Российская газета, № 55, 14.03.2012.

1) расходов на изготовление или приобретение материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых товаров;

2) суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, в стране, в которой товары были проданы для вывоза на таможенную территорию Союза.

В случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со ст. ст. 39 и 41-44 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза.

Таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии со ст. 45 не должна определяться на основе:

1) цены на внутреннем рынке Союза на товары, произведенные на таможенной территории Союза;

2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

4) иных расходов, чем расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со ст. 44 настоящего Кодекса;

5) цены на товары, поставляемые из страны их вывоза в государства, не являющиеся членами Союза;

6) минимальной таможенной стоимости товаров;

7) произвольной или фиктивной стоимости.

Таким образом, важнейшим принципом

установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей является обязательное использование фактических цен внешнеторговых сделок при продаже товара из страны экспорта в страну импор-

та оцениваемого товара. Важны также приведенные к ним величины на основе фактических данных об издержках производства таких товаров и данных об увеличении цены за счет включения в нее элементов затрат и прибыли в ходе осуществления поставки товара из страны экспорта в страну импорта. Применение каких-либо данных, основанных на информации о состоянии рынка в целом или торговле между другими странами или состоянии цен на внутреннем рынке страны экспорта или импорта, не допускается.

База исчисления цен при установлении стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей является проблемой, имеющей существенное значение, поскольку включение в цену транспортных и иных торговых издержек на разных этапах продвижения товара от продавца к покупателю заметно изменяют цену товара. В некоторых случаях эта разница может достигать до 40-50% стоимости товара. Наряду с транспортными расходами существенное воздействие на уровень цены может оказать стоимость упаковки, различных услуг, предоставляемых вместе с товаром.

Необходим точный перечень элементов цены товара, которые включаются в величину стоимости товара, в целях исчисления таможенных платежей, даже если они прямо не предусмотрены в контракте купли-продажи и объявленной цене товара. С другой стороны, соглашение дает странам-участникам возможность самим определить базис цены товара при определении его стоимости в целях исчисления таможенных платежей. Наконец, запрещается включать в цену для целей таможенной оценки элементы затрат, прямо не предусмотренные соглашением.

В цене товара должны учитываться следующие виды элементов затрат (если они не учтены в контрактной цене, то они добавляются при таможенной оценке на основе фактических данных по конкретной сделке):

1. Комиссия продавцов, стоимость тары и упаковки, стоимость поставляемых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вместе с товаром услуг и сопутствующих товаров, если их стоимость не была включена в цену (например, инструменты, расходные материалы, чертежи, руководства и т.д.).

2. Расходы и другие платежи, которые покупатель выплачивает в связи с приобретением товара, если они прямо не включаются в цену товара. В то же время прямо запрещается включение элементов затрат, которые могут осуществляться только на территории страны-импортера, таких как: затраты, связанные с монтажом или установкой импортированных изделий.

3. Расходы по транспортировке внутри страны-импортера, налоги и пошлины в стране-импортере.

4. Прибыль и дивиденды, полученные в стране-импортере.

Таким образом, в стоимость товара, в целях исчисления таможенных платежей, в зависимости от национального законодательства, могут включаться или не включаться расходы по транспортировке до пункта импорта, разгрузке в пункте импорта, страхованию груза. Иными словами, таможенная стоимость может определяться на базе условий CIF, C&F, DAF, DES, DDU или сходных с ними условиях, которые учитывают транспортные расходы, либо на условиях, которые не включают расходы по международной транспортировке грузов — FOB, FAS, FCA.

Очевидно, что на практике чаще прибегают к первому варианту — т.е. в таможенную стоимость включают расходы по доставке товара до границы страны-импортера, поскольку это позволяет увеличить размер таможенной стоимости и, соответственно, абсолютную величину таможенных пошлин, что отвечает интересам страны-импортера. Таким образом, при установлении стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей контрактные цены, которые не учитывают расходов по международной транспортировке, например, когда товар продан на условиях ФОБ, чаще всего приводятся к условиям, которые учи-

тывают такую транспортировку, например, СИФ.

Необходимость установления единых правил применения валютного курса при установлении стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей. Это должен быть курс, официально объявленный компетентными организациями страны-импортера и в наибольшей степени отражающий период времени, к которому относится пересчет валют.

Обеспечение транспарентности и объективности при установлении стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей. В целях обеспечения большей транспарентности и объективности применения процедур установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей предусмотрена необходимость создания обязательного механизма апелляции результатов установления таможенной стоимости. Механизм апелляции может предусматривать два этапа. Первоначальная апелляция может осуществляться в адрес таможенных властей или независимого органа. При этом законодательство каждой страны-участника должно обязательно предусматривать возможность осуществления апелляции в судебном порядке. Результаты рассмотрения дела должны быть представлены заявителю в письменном виде с указанием причин принятия того или иного решения. Факт апелляции не может быть причиной применения каких-либо дополнительных санкций к импортеру. В то же время суммы таможенных пошлин, которые были начислены в соответствии с оспариваемым решением, могут быть взысканы и до окончания разбирательства.

Обеспечение прав импортеров. В национальном законодательстве должны быть механизмы, которые позволяли бы в случае задержки с установлением стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей импортеру получать товар в свое распоряжение при условии необходимого обеспечения (например, в виде депозита), достаточного для покрытия возможных дополнительных платежей.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что вопрос установления стоимости товара в целях исчисления таможенных платежей является весьма сложным в связи с тем, что в существующем законодательстве приняты достаточно четкие правила ее определения. Поэтому одной из актуальных проблем совершенствования таможенного дела

в современных условиях является вопрос поступления платежей в государственный бюджет за счет таможенных платежей и осуществление своевременного таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную территорию ЕАЭС.

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза // URL: http://www.eaeunion. org/, 12.04.2017.

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (ред. от 04.09.2017) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Изменения, внесенные Решением Коллегии ЕЭК от 04.09.2017 № 112, вступили в силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 — с 1 января 2018 года // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза // URL: http://www. tsouz.ru/, 21.09.2010

3. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Российская газета, № 55, 14.03.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.