Научная статья на тему 'Таможенная стоимость как один из важнейших инструментов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли'

Таможенная стоимость как один из важнейших инструментов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1023
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старцева М. С.

В данной статье рассмотрен порядок заявления и контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Также проанализированы проблемные направления контроля таможенной стоимости и предложены возможные варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенная стоимость как один из важнейших инструментов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 339.543.36. 075.8

М. С. Старцева

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ИНСТРУМЕНТОВ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

В данной статье рассмотрен порядок заявления и контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Также проанализированы проблемные направления контроля таможенной стоимости и предложены возможные варианты их решения.

Ключевые слова: таможенный тариф, таможенная стоимость, контроль таможенной стоимости.

Регулирование внешней торговли страны является важнейшим фактором дальнейшего развития государства. Каждое государство выбирает степень государственного регулирования внешнеторговой деятельности страны самостоятельно, устанавливая либо меры, тяготеющие к либеральному ходу экономики, либо к порядку, носящему более «закрытый» характер.

Независимо от выбранного направления (фритредерство или протекционизм) практически каждое государство, а также объединения государств, в качестве основного инструмента таможенно-тарифного регулирования использует Таможенный тариф. Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин. По сути, это механизм, определяющий, в каком направлении будет развиваться внешняя торговля государства. Если тариф содержит низкие ставки таможенных пошлин, это означает, что тем более национальный рынок доступен для иностранных контрагентов. В случае если, тариф содержит высокие ставки пошлин, государство выбирает путь достаточно «жесткой» защиты национального рынка.

Таможенный тариф, это не просто свод применяемых ставок пошлин, это целый механизм осуществления регулирования внешней торговли, который, в свою очередь, взаимосвязан с такими мерами как, льготы и преференции, страна происхождения товара, определение и контроль таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость является основой, как для начисления пошлины, так и других видов таможенных платежей - налога на добавленную стоимость, сборов за совершение таможенных операций. Порядок определения и контроля таможенной стоимости - это один из важнейших факторов эффективного пополнения федерального бюджета, поскольку, по сути, тамо-

© Старцева М. С., 2012.

женная стоимость является налоговой базой для начисления таможенных платежей. В связи с этим предупреждение недостоверного заявления налоговой базы для взимания таможенных платежей - одна из важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства.

В части совершенствования процедур контроля таможенной стоимости товаров требуется создание такого механизма, который бы учитывал следующие условия: различия в значениях показателя таможенной стоимости на этапе определения и этапе контроля, влияние ставки таможенной пошлины на величину таможенной стоимости, стремление участника ВЭД к занижению таможенной стоимости, возрастающая вероятность некорректного определения таможенной стоимости при завышенной ставке таможенной пошлины.

Возникает объективная необходимость в разработке положений, позволяющих совершенствовать процесс организации деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров, обеспечить минимизацию рисков при ее определении и контроле.

В связи с тем, что территория РФ является частью единой таможенной территории Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан (далее таможенный союз), определение, декларирование и контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в РФ, регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза, соглашениями и решениями Комиссии таможенного союза в области контроля таможенной стоимости, а также законодательством РФ, в частности, ФЗ РФ № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ». Порядок декларирования, определения и контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ устанавливается Правительством РФ.

Таможенная стоимость определяется на основе законодательно утвержденных методов. Всего выделяют 6 методов определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, методы сложения и вычитания и резервный метод. При таможенном декларировании товаров, таможенная стоимость подлежит заявлению путем подачи Декларации таможенной стоимости и Декларации на товары (далее - ДТ). По итогам контроля таможенной стоимости может быть принято одно из следующих решений - «ТС принята», «ТС корректируется». При обнаружении признаков недостоверности принимается решение о проведении дополнительной проверки.

Порядок действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости регламентирован ТК ТСо, Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», Приказом ФТС РФ от 14.02.2011 № 272 «Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза, и регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров».

При определении и контроле таможенной стоимости можно выделить следующие проблемы:

■большинство документов по подтверждению таможенной стоимости не формализованы;

■проверка достоверности документов по таможенной стоимости крайне затруднена;

■невозможность присоединения решения о корректировке ТС к ЭДТ;

■не ясен юридический статус электронного обмена документами (решение о проведения дополнительной проверки, форма расчета суммы обеспечения таможенных платежей).

Переход на 100% электронное декларирование исключит возможность проверки достоверности документов, использованных для заполнения декларации на товары на этапе выпуска товаров.

В соответствии с Инструкцией по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров, при контроле таможенной стоимости осуществляет-

ся проверка не только достоверности величины (уровня) заявленной таможенной стоимости, но и достоверности представленных документов [1].

Признаками, указывающими на возможную недостоверность заявленных сведений, либо на недействительность представленных документов, как правило, являются: наличие расхождений в цвете шрифта, в способе проставления печатей и штампов, подчистки, химическое травление текста, наличие противоречивых отметок в документах, значительные визуальные различия между документами от одного и того же контрагента (продавца, производителя), представляемыми различными участниками ВЭД. Но данные признаки не являются формализуемыми.

Таким образом, переход на таможенное оформление с использованием формализованных форм документов может негативно сказаться на возможностях таможенных органов по проверке достоверности представляемых документов в ходе таможенного оформления (в том числе при исполнении меры «608» по минимизации рисков - принятие решения по отдельным видам документального контроля отделом КТС таможни).

С учетом вышеизложенного контроль таможенной стоимости может свестись к проверке индекса таможенной стоимости и их сравнения со сведениями баз данных Деклараций на товары ФТС РФ. Возможность сравнения качественных характеристик товаров, оказывающих влияние на их стоимость также будет исключена.

Обезличивание качественных характеристик товаров позволит осуществлять заявление дорогих высококачественных товаров с ИТС, значительно меньше реального уровня стоимости, и может привести к приспособлению к индикаторам риска по всем товарам, в отношении которых действуют профили риска по направлению деятельности Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы (далее ГУФТД и ТР ФТС РФ).

В Решении КТС № 376 установлены формы решения о проведении дополнительной проверки, расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Передача указанных документов в установленной форме от таможенного органа в адрес декларанта при применении электронной формы декларирования на данный момент представляется возможным. Однако не ясен юридический статус такого электронного обмена, например, в случае обжалования декларантом принятого решения в арбитражном суде.

Кроме того, при КТС, уполномоченными должностными лицами может быть принято решение о проведении дополнительной проверке, в ходе которой запрашиваются дополнительные документы и сведения, которые являются неформализованными и представляются в сканированном виде [2]. При этом зачастую объемы дополнительно запрашиваемых таможенным органом и предоставляемых декларантами документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости, как правило, превышают первоначально представленный к таможенному оформлению пакет документов в несколько раз.

В свою очередь, при исключительно электронном документообороте, это значительно повышает требования к каналам связи и аппаратной обеспеченности рабочих мест должностных лиц, осуществляющих контроль таможенной стоимости.

В случае же предоставления декларантами части документов только на бумажном носителе (например, при предоставлении дополнительных документов после выпуска товаров) неясен порядок архивного хранения таких документов, а так же передачи между таможенными органами и их структурными подразделениями таких комплектов ДТ. Аналогично не ясен порядок присоединения копий бумажной переписки со сторонними организациями, в случае направления таможенным органом (органами) запросов в такие организации в целях проверки достоверности заявленных декларантом сведений.

Процедура проведения корректировки таможенной стоимости, то есть оформление КТС-1(КТС-2), присоединение данного документа к ДТ по электронным каналам связи, на данный момент так же невозможна. Декларанту приходится сбрасывать КТС-1 (КТС-2) на электронные носители и далее представлять их в таможенный орган, при этом принципы декларирования товара в электронном виде нарушаются. Таким образом, существует объективная необходи-

мость усовершенствования технологии осуществления контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, оформляемых с применением электронной формы декларирования (ЭД-2).

Важной проблемой при контроле таможенной стоимости является отсутствие достоверной ценовой информации на основе которой должна проверяться заявляемая таможенная стоимость. Имеющаяся у таможенных органов ценовая информация зачастую является субъективной, поскольку берет ценовую информацию из базы данных «Мониторинг - Анализ». Лишь иногда таможня обеспечена актуальными справочниками, товарными каталогами, примерами корректно оформленных экспортных деклараций и сертификатов. Отсутствия достоверной ценовой информации у таможенных органов объясняется, прежде всего, тем фактом, что как на уровне таможенных постов, так и на уровне таможни должным образом не организован порядок сбора такой информации. Но очевидно, что Отделы контроля таможенной стоимости (далее- ОКТС) не имеет возможности без ущерба для основной деятельности производить сплошной сбор достоверной ценовой информации на основе данных, заявленных во всех выпущенных ДТ. В отличие от ОКТС таможни, должностные лица таможенных постов располагают большим объемом необходимых документов с первичной ценовой информацией.

В связи с этим предлагается организовать на уровне таможенных постов сплошной учет всей имеющейся в их распоряжении ценовой информации. На основном этапе документального таможенного оформления и таможенного контроля должностное лицо таможенного поста может принять решение о достоверности документов, содержащих ценовые сведения. Соблюдение условия успешного прохождения повторной всесторонней проверки залог того, что ценовая информация может быть признана достоверной, а до этого момента ее достоверность может быть поставлена под сомнение (рис. 1.).

Рис. 1. Новая схема сбора ценовой информации должностными лицами

таможенного поста

Целесообразно законодательно закрепить определенные признаки, на основании которых документы можно будет отнести к категории достоверных. Ими могут стать следующие:

1. Наличие определенного статуса документа, содержащего ценовую информацию. Например, прайс-листы заводов-изготовителей, выполненные на фирменных бланках, имеющих

достаточное число реквизитов, биржевые котировки, обзоры рынка отдельных товаров известными в мире независимыми консалтинговыми компаниями, экспортные декларации стран отправителей товаров.

2. Наличие дополнительного заверения подлинности представленного коммерческого документа. Это могут быть оригиналы документов (инвойсы, прайс-листы, контракты), удостоверенные иностранными торгово-промышленными палатами или национальными организациями страны-экспортера, содействующими торговле.

3. Наличие дополнительных признаков достоверности. Например, детализация цен, содержащихся в прайс-листах, инвойсах, спецификациях: наличие детализации цен на уровне модельного ряда, технических, физических и других характеристик товара (например, в зависимости от длины изделия, химического состава, наличия дополнительных опций).

В соответствии с предложенной схемой при отборе достоверной информации должностным лицам следует учитывать фактор категорирования участников ВЭД по степени законопослушности и итоги положительной или отрицательной судебной практики в отношении такого участника.

В связи с вышеизложенным, для совершенствования системы контроля таможенной стоимости, необходимо, прежде всего, вносить изменения в должностные регламенты уполномоченных должностных лиц таможенного поста и таможни с целью закрепления за ними обязанности по сбору ценовой первичной информации. Кроме этого, существенно важным является установление критериев, по которым ценовая информация будет считаться достоверной и далее, после законодательного закрепления, необходимо присвоить код для каждого признака достоверности для внесения в электронную базу ДТ.

Только создание целостного механизма контроля таможенной стоимости поможет создать более эффективную систему взимания таможенных платежей и перечисления их в федеральный бюджет.

Библиографический список:

1. Приказ ФТС №272 от 14.02.2011 г. «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров».

2. Решение Комиссии Таможенного союза №376 от 20.09.2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».

Статья поступила в редакцию 13.05.2012.

СТАРЦЕВА Марина Сергеевна - ассистент, аспирант ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.