© 2013 г.
Г. М. Гусейнова А. В. Сорокин
КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЭА ПОСТУПЛЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Гусейнова Гузель Мухтаровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к.э.н.
Сорокин Андрей Викторович - доцент кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, к.п.н.
(E-mail: [email protected])
Аннотация. В связи с формированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана существенно изменилась правовая база регулирования таможенной сферы, в том числе таможенного контроля. В статье рассматриваются сущность, основные мероприятия контроля за уплатой таможенных платежей; проблемы, возникающие у таможенных органов при осуществлении контрольной деятельности. Особое внимание уделяется таможенной стоимости как основы для исчисления таможенных платежей.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенная стоимость, таможенный контроль, Таможенный союз, таможенные органы.
Таможенные пошлины и налоги, взимаемые органами таможенной службы, составляют значительную долю в доходах федерального бюджета, что подтверждает актуальность вопросов, связанных с контролем за их уплатой, особенно в современных условиях действия последствий мирового финансового кризиса. Деятельность таможенных органов в современных условиях глобализации и роста международной торговли должна быть направлена на повышение качества таможенного контроля, преследующего две основные цели: создание условий для эффективной защиты экономической безопасности страны, одновременно, развития внешнеэкономической деятельности и увеличение поступлений в государственный бюджет.
С 2010 г. в связи с формированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана произошли существенные изменения в правовом регулировании таможенной сферы, в том числе таможенного контроля. В целях создания единого таможенного пространства для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли стран-участниц Таможенного союза с третьими странами вступил в силу ряд важнейших документов по таможенному регулированию на территории договаривающихся государств: Таможенный кодекс Таможенного союза, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Единый таможенный тариф Таможенного союза, перечни стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и др.
Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и отдельно каждого из государств-членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на
таможенные органы1. Контрольные функции Федеральной таможенной службы включают: таможенный контроль ввоза и вывоза товаров через таможенную границу Российской Федерации, контроль таможенной стоимости товаров, систему управления рисками, контроль за уплатой таможенных платежей, валютный контроль. К основным мероприятиям контроля2 за уплатой таможенных платежей относятся:
- выявление способов уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными участниками ВЭД, противодействие их применению;
- развитие информационно-аналитической составляющей таможенного контроля после выпуска, обеспечивающей обобщение имеющихся сведений об участниках ВЭД, применяемых ими способов уклонения от уплаты таможенных платежей;
- обобщение информации о способах уклонения от уплаты таможенных платежей, используемых недобросовестными участниками ВЭД, разработка механизмов и инструментов сокращения негативных последствий от их применения.
Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, от правильности исчисления которой зависит величина таможенных платежей, подлежащих уплате участниками внешнеэкономической деятельности. Поэтому более подробно рассмотрим вопросы, связанные с определением и контролем таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Таможенного союза. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, регламентируется Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012 ) при вывозе с территории государства-члена Таможенного союза - в соответствии с законодательством этого государства.
Таможенная стоимость заявляется декларантом и документально подтверждается таможенным органом при пересечении товара через границу. Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов: по стоимости сделки с ввозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, вычитания стоимости, сложения стоимости, резервного метода. Самым распространенным является метод расчета по цене сделки с ввозимыми товарами, который предполагает определение таможенной стоимости как цены сделки (контрактной цены), увеличенной на сумму накладных расходов на момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза.
Если метод расчета по цене сделки с ввозимыми товарами по каким-либо причинам не может быть применен, используются остальные методы в том порядке, в каком они перечислены выше. Исключение составляют методы сложения стоимости и вычитания стоимости, которые можно применять в любой последовательности. В основе таможенной стоимости товара лежит контрактная цена, другими словами, цена сделки, на размер которой большое влияние оказывают условия поставки, которые устанавливают как обязанности и затраты сторон, так и переход рисков, что практически означает переход права собственности от продавца к покупателю. При указании в контракте его общей суммы и цены за единицу товара, выражаемых в валюте цены, рекомендуется приводить краткое наименование базиса поставки. Базисные условия поставки выработаны международной практикой и предусмотрены в «Инкотермс - 2010» - Международных правилах заключения договоров купли-продажи, издаваемых и редактируемых Международной Торговой Палатой ООН. В этом документе определены 11 условий поставки.
Контроль таможенной стоимости включает: контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости; контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости; контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов; оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками. Корректировка
1 Подпункт 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС.
2 Приказ ФТС России от 07.11.2012 № 2255 «Об утверждении типового положения о службе таможенногл контроля после выпуска товаров регионального таможенного управления и типового положения о подразделении таможенного контроля после выпуска товаров таможни».
таможенной стоимости товаров и таможенных платежей может осуществляться в следующих случаях:
I. В ходе таможенного оформления:
• при выявлении должностными лицами таможенного органа:
- технических ошибок (ошибки при сложении, пересчете курса валют и т.д.), после их исправления в формах декларации таможенной стоимости;
- несоответствия заявленной декларантом таможенной стоимости, предъявленным документам;
- необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости и основы для ее расчета;
- несоответствия заявленных декларантом в таможенной декларации (далее - ТД) сведений о товаре фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения им таможенного контроля;
• при выявлении покупателем или получателем товара, в том числе в период нахождения товара на складе временного хранения, несоответствия контрактной и таможенной стоимости товара, заявленной в ТД, фактической контрактной и таможенной стоимости товара.
II. При выпуске товаров в соответствии с процедурой отложенного определения таможенной стоимости товаров.
Временная (условная) оценка товара может осуществляться таможенным органом при таможенном оформлении если:
• для принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости декларируемого товара необходимы документы и дополнительные сведения об этом товаре, которые не могут быть представлены декларантом в ходе таможенного оформления товара, но декларант может их представить позднее в согласованный с таможенным органом срок;
• на день таможенного оформления цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, неизвестна, например, при отсутствии во внешнеторговом контракте фиксированной цены товара и отражении в нем лишь условий определения окончательной цены товара, в частности, на основе биржевых котировок цен, по формуле расчета цены и т.п.;
• либо, если в соответствии с условиями внешнеторгового контракта окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству или качеству покупателем, либо по результатам его испытаний или опытной эксплуатации и т.п.;
• у таможенного органа имеются основания полагать, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и необходимо осуществить их дополнительную проверку.
Основанием для проведения временной (условной) оценки товара является заявление декларанта в таможенный орган. При этом декларантом в установленном порядке должна быть обеспечена гарантия уплаты таможенных платежей, рассчитанных исходя из определенной таможенным органом величины временной (условной) оценки товара.
III. После завершения таможенного оформления и выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой:
• при выявлении покупателем или получателем товара после завершения таможенного оформления товара:
- технических или методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости;
- несоответствия заявленной таможенной стоимости фактической стоимости товара, имевшей место на день принятия таможенной декларации, в связи с отклонением количества или качества товара от условий контракта;
• при выявлении таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара:
- технических или методологических ошибок, допущенных декларантом при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости;
- дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара;
• при выявлении в ходе проверок, осуществляемых налоговыми, правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении в ТД величины таможенной стоимости товара и при расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров является одной из наиболее серьезных проблем, которая по своим масштабам представляет угрозу экономической безопасности3. По различным оценкам, ежегодно потери государственного бюджета от занижения таможенной стоимости товаров составляют несколько миллиардов долларов США. Поэтому пресечение деятельности участников внешнеэкономической деятельности по занижению таможенной стоимости рассматривается как один из существенных резервов повышения уровня собираемости таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы. Профили рисков, разрабатываемые в отношении контроля таможенной стоимости товаров, направлены на обеспечение достоверности заявления сведений, являющихся налоговой базой, т.е. таможенной стоимости4.
Федеральный бюджет не дополучает значительные суммы таможенных платежей в результате криминальной деятельности участников внешнеэкономической деятельности, связанной с незаконным ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Для дальнейшего совершенствования таможенного контроля в этом направлении необходим поиск новых методов информационного обмена Федеральной таможенной службы России с таможенными службами иностранных государств.
Одна из проблем осуществления таможенного контроля - противоречия и недостатки правовых норм, содержащиеся в Таможенном кодексе и других актах, составляющих нормативную базу Таможенного союза. В целях совершенствования таможенного законодательства таможенные органы Российской Федерации осуществляют ежеквартальный мониторинг практики применения правовой базы Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза, по результатам которого ФТС России готовит поправки для изменений и дополнений норм законодательства. Недостатки международных документов приводят к внутренним противоречиям норм и затрудняют их применение таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость качественной переработки действующих нормативных актов с целью устранения отсылочных норм, противоречий, восполнения пробелов в правовом регулировании.
Таможенные органы в целях эффективного контроля за уплатой таможенных платежей осуществляют межведомственное взаимодействие с другими органами, в том числе и по вопросам взыскания, например, Федеральной службой судебных приставов.
Важным направлением работы таможенных органов является разработка системы мер по минимизации рисков неуплаты таможенных платежей при таможенном транзите. ФТС России организовал мероприятия по усилению контроля за перемещением товаров нерезидентами Российской Федерации, которые привели к значительному сокращению случаев недоставки товаров в таможенный орган назначения и возникновения по этой причине задолженности по уплате таможенных платежей; по внедрению электронного документооборота.
Таким образом, наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении контрольной деятельности за поступлением таможенных платежей, являются: недостоверное декларирование таможенной стоимости; таможенное декларирование товаров, таможенная стоимость которых ниже ценового уровня, установленного профилем риска; уклонение от уплаты таможенных платежей; противоречия правовых норм.
3 Смитиенко Е.О. Борьба с занижением таможенной стоимости товаров // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 4. С. 45.
4 Приказ ФТС России от 11.01 2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене».