Научная статья на тему 'Таможенные платежи: стоимостная основа и роль в современной России'

Таможенные платежи: стоимостная основа и роль в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2619
916
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКЦИЗ / БЮДЖЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОШЛИНА / НАЛОГИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ФИСК / ЦЕНЫ / EXCISE TAX / BUDGET / INFORMATION PROVISION / DUTY / TAXES / CUSTOMS FEES / CUSTOMS VALUE / FISK / PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купринов Эдуард Павлович, Селедков Дмитрий Сергеевич, Тютюненко Юлия Алексеевна

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с отечественным и зарубежным опытом определения таможенной стоимости, ролью таможенных платежей для формирования бюджета, экономическими и правовыми проблемами таможенного контроля применительно к условиям интегрированного экономического пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Купринов Эдуард Павлович, Селедков Дмитрий Сергеевич, Тютюненко Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS FEES: THE COST BASIS AND THE ROLE OF IN RUSSIA

This article reviews current issues related to domestic and foreignexperience in determining the customs value, the role of customs duties for the budget, economic and legal problems of customs control in relation to the conditions of an integrated economic space

Текст научной работы на тему «Таможенные платежи: стоимостная основа и роль в современной России»

Купринов Эдуард Павлович, Селедков Дмитрий Сергеевич, Тютюненко Юлия Алексеевна

Таможенные платежи: стоимостная основа и роль в современной России

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с отечественным и зарубежным опытом определения таможенной стоимости, ролью таможенных платежей для формирования бюджета, экономическими и правовыми проблемами таможенного контроля применительно к условиям интегрированного экономического пространства

Акциз, бюджет, информационное обеспечение, пошлина, налоги, таможенные платежи, таможенная стоимость, фиск, цены,

Таможенные платежи в современной экономики России являются жизненно важным инструментом финансового обеспечения ее развития. Базу их формирования определяет таможенная стоимость, представляющая собой необходимый атрибут экономических отношений государства, участников внешнеторговой деятельности, отечественных производителей и потребителей соответствующих товаров на внутреннем рынке. Актуальность наиболее точного определения ее величины в настоящее время и в ближайшей перспективе существования объединенного экономического пространства и членства России во Всемирной торговой организации (ВТО) является очевидной.

Комплекс информационных и технологических ресурсов Федеральной таможенной службы страны призван обеспечить создание объективной оценки экономических показателей, представляемых декларантами при перемещении товаров через таможенную границу. А это, в свою очередь, должно способствовать принятию адекватных решений таможенными органами по определению исходной базы таможенных платежей.

Новый этап экономического развития страны делает необходимым изучение исторического отечественного и зарубежного опыта в сфере формирования и использования таможенных платежей в интересах народного хозяйства. Перспективы российской экономики на путях ее инновационной модернизации заставляют также обсуждать предложения по изменению бюджетного процесса, перестройке налоговой системы, перераспределению финансовых ресурсов между регионами, отраслями и федеральным центром.

Важная фискальная роль всей системы налогов и таможенных платежей в федеральный бюджет делает неизбежным комплексное решение финансовых, законодательных, организационных вопросов, относящихся к их обоснованию, порядку взимания, перечислению в федеральный бюджет. Развитие бюджетного законодательства привело к введению в таможенных органах оперативного и бюджетного учета таможенных платежей и перечислению их в федеральный бюджет в соответствии с кодами бюджетной классификации (КБК).

Таможенные платежи, налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при пересечении товарами и транспортными средствами таможенной территории Российской Федерации. К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным - таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение това-

ы

О К

о

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

ров; платежи, взимаемые по единым ставкам, и др.

Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоговые - НДС, таможенные пошлины, акцизы, и обязательные платежи неналогового характера - различные таможенные сборы, платы и др. [1].

Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. К таможенным платежам относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы [2].

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при пересечении товаром таможенной территории Российской Федерации или вывозе товара с этой территории. Это непременное условие ввоза или вывоза товара. Классическим фискальным инструментом является таможенная пошлина.

Одним из видов таможенных платежей является налог на добавленную стоимость (далее НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Статьей 146 НК РФ установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения НДС. Перечень товаров, не подлежащих налогообложению НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, определен ст. 150 НК РФ, особенности налогообложения при ввозе товаров в зависимости от избранных таможенных процедур установлены п. 1 ст. 151 НК РФ. Налоговая база при ввозе товаров определяется в соответствии с гл. 21 НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации [3].

Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, также отнесен к числу таможенных платежей. Ввоз подакцизных товаров является объектом налогообложения акцизами на основании пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ. Согласно ст. 183 НК РФ освобождается от налогообложения ввоз подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность. Особенности налогообложения акцизом при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от выбранного таможенного режима установлены ст. 185 НК РФ. Определение налогооблагаемой базы производится в соответствии со ст. 191 НК РФ [4].

Таможенный сбор согласно п. 31 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации представляет собой платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров.

Помимо вышеперечисленных таможенных платежей взимаются также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины в соответствии со ст. 8 Закона №5003-1 применяются в качестве защитной меры, когда товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных или конкурирующих товаров. Специальные пошлины применяются как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины согласно ст. 9 Закона №5003-1 применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза. Компенсационные пошлины в соответствии со ст. 10 Закона №5003-1 применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в тех случаях, если ввоз товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб оте-

чественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Введение специальных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров предполагает проведение расследования в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [5]. Указанное расследование согласно п. 2 ст. 3 названного закона проводится с целью:

- установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики;

- установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины. Они, наряду с другими пошлинами, играют существенную роль в формировании доходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определен законодательством РФ.

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. На протяжении всей истории России вопросам таможенного обложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии прежде всего национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась интенсивность государственного регулирования во внешнеэкономической сфере, что неизбежно влияло на уровень таможенных доходов в составе федерального бюджета.

Поскольку таможенные платежи играют существенную роль в формировании доходов федерального бюджета, особого внимания заслуживает изучение вопросов формирования таможенной стоимости товаров. Членство России в ВТО является дополнительным аргументом для изучения зарубежного опыта анализа, оценки и корректировки таможенной стоимости, экономических и правовых его аспектов.

На новом этапе участия России в мировом торгово-экономическом пространстве существует ряд неурегулированных вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории Таможенного союза и практикой исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов. Наибольшие риски связаны с уменьшением поступления таможенных доходов в федеральный бюджет и низкой конкурентоспособностью ряда отраслей российской экономики.

Взаимодействие государственных структур государств - членов Таможенного союза, информационный обмен, а также осуществление контроля полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов являются на данном этапе актуальными задачами развития и функционирования Таможенного союза, а также формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Контроль и обоснованная корректировка таможенной стоимости прежде всего ввозимых товаров как налоговой базы таможенного обложения товаров, а также таможенная оценка являются в настоящее время важными направлениями деятельности таможенных органов России. В преддверии присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) таможенная служба страны существенно приблизилась к упрощению и гармонизации таможенных процедур и сокращению времени таможенного оформления. Речь идет, в частности, о системе управления рисками (СУР), нацеленной на выявление потенциальных опасностей для национальной экономики, возникающих при нарушении таможенного законодательства при перемещении това-

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

ров через границу, о внедрении выборочного контроля таможенной стоимости, обеспечивающего снижение затрат времени на контроль, упрощении соответствующих таможенных процедур, сокращении уровня недостоверного декларирования таможенной стоимости.

Одновременно повысились требования к участникам ВЭД по доказательству заявленной таможенной стоимости, обоснованию метода ее определения, к должностным лицам таможенных органов, осуществляющих контроль таможенной стоимости, к их профессиональной квалификации. В соответствии с Докладом о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 гг., первой и наиболее важной стратегической целью деятельности ФТС в рассматриваемом периоде обозначено повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (РФ), обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов [6].

Достижение данной цели напрямую зависит от качества осуществления контроля таможенной стоимости уполномоченными должностными лицами таможенных органов. В условиях функционирования таможенного союза порядок определения и контроля таможенной стоимости претерпевает существенные изменения. В частности, на основании Таможенного кодекса ТС издан ряд документов, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза по вопросам определения, декларирования и контроля таможенной стоимости.

1. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 г., с последними изменениями и дополнениями, внесенными Приложением к Решению Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. №709.

2. Соглашение о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 12 декабря 2008 г.

3. Соглашение о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 12 декабря 2008 г.

4. Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 12 декабря 2008 г.

5. Решение Комиссии Таможенного союза №376 от 20 сентября 2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

6. Приказ ФТС РФ «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров» от 14.02.2011 г. №272 [7].

В приведенной ниже таблице показаны основные изменения таможенного законодательства, касающиеся, в том числе, определения и контроля таможенной стоимости в условиях функционирования Таможенного союза.

Сравнительная таблица таможенного законодательства РФ И ТС в части, касающейся определения и контроля таможенной стоимости

Таможенное законодательство РФ Таможенное законодательство ТС

Таможенная стоимость База для исчисления таможенных пошлин. (ст. 322 ТК РФ) Стоимость сделки с товарами, ввозимыми на единую таможенную территорию таможенного союза, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза (ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза)

Правила определения таможенной стоимости Закон «О таможенном тарифе» №5003-1 от 21 мая 1993 г. ТК ТС (гл. VIII, ст. 64-69) и Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 г.

Процедура контроля таможенной стоимости Принцип выборочности таможенного контроля, основанного на Системе управления рисками (СУР); обнаружение таможенным органом признаков, указывающих на недостоверность или недостаточность заявленных сведений, является поводом для корректировки таможенной стоимости. (ст. 358 ТК РФ) Несоответствие заявленной таможенной стоимости профилю риска по ввозимому товару не является признаком, указывающим на недостоверность или недостаточность заявленных сведений; обнаружение таможенным органом признаков, указывающих на недостоверность или недостаточность заявленных сведений, является поводом для проведения дополнительной проверки, а не корректировки таможенной стоимости (п. 1 ст. 69 ТК ТС)

Таблица составлена по данным статьи А.В.Прокофьевой «Таможенная стоимость. Изменения законодательства в условиях Таможенного союза» // Таможенное обозрение. - 2010. - 2/3.

Как видно из таблицы, таможенное законодательство в части, касающейся определения и контроля таможенной стоимости, претерпело в условиях функционирования Таможенного союза определенные изменения. Прежде всего признается приоритет законодательных норм Таможенного союза. Во-вторых, его законодательство в большей мере признает презумпцию невиновности участников внешнеторговой деятельности. Следует обратить внимание также на формулировку понятия таможенной стоимости. В законодательстве Таможенного союза подчеркнуто, что речь идет о цене товара, фактически уплаченной или подлежащей оплате. Очевидно, имеется в виду шесть методов определения таможенной стоимости, то, что ее уровень находится в зависимости от многоярусной системы цен, сложившихся в мировой экономике и национальных экономиках.

В регулировании, контроле и корректировке таможенной стоимости, как налоговой базы таможенного обложения товаров в информационных системах Федеральной таможенной службы (ФТС) России сопоставление мировых и национальных цен товаров, пересекающих границу страны, занимает значительное место. Отечественные производители заинтересованы в усилении государственного контроля импортных цен со стороны таможенных и других контролирующих органов. Однако следует отметить, что нормами международного и российского права запрещено использовать механизм контроля таможенной стоимости для борьбы с демпингом.

Вместе с тем, наибольший объем реализуемых на территории РФ товаров имеет китайское происхождение и по своей себестоимости значительно дешевле, чем товары, ввозимые в РФ из стран Европы или других развитых государств. Основные проблемы по таможенной стоимости возникают именно в отношении товаров, происходящих из Китая и импортируемых в РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным организационным инструментарием объективизации определения таможенной стоимости могло бы стать взаимодействие ФТС РФ с таможенными службами иностранных государств. Один из объектов их совместной работы - проверка подлинности контрактов и фактического совершения сделок на заявленных декларантами условиях. Наиболее приемлемым представляется использование опыта стран - участников ВТО по осуществлению предотгрузочной инспекции. В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в РФ товарах, в том числе занижения их стоимости. В рамках данной процедуры инспекционная компания еще в стране вывоза определяет соответствуют ли товары контракту, а сам последующий импорт установленному в стране ввоза порядку.

Импорт товара по конкретному контракту не должен приводить к потере дохода государства от таможенных платежей; потере валютных ресурсов; ввозу нестандартных или запрещенных товаров. В настоящее время в России применяется одна из форм предотгрузочной инспекции - процесс сертификации товаров до отгрузки в РФ. Целью этой процедуры является проверка на соответствие государственным стандартам (ГОСТам).

Регламентировав проведение предотгрузочной инспекции, обязательной для участников ВЭД, занижающих таможенную стоимость, таможенные органы имеют возможность повысить заинтересованность этих участников в предварительном контроле предоставляемой ими информации. Эффект достигается за счет того, что таможенное оформление товаров, не прошедших предотгрузочную инспекцию, задерживается для проведения расширенного комплекса мероприятий, позволяющих убедиться в отсутствии нарушений.

Важным инструментом объективной таможенной оценки можно считать создание единой базы справочной информации по стоимости товаров в электронном виде. Такие электронные справочники должны содержать всю необходимую информацию о товаре (начиная от кода ТН ВЭД и заканчивая техническими характеристиками и стоимостными уровнями товара).

Необходимо единство в понимании и толковании правовых норм в области таможенного дела как судебными, так и таможенными органами. Возможно, необходимо организовать взаимодействие таможенных органов с представителями судебных органов в целях конструктив-

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

ного диалога и доведения до сведения судов позиции таможни. Правильно организованная работа по взаимодействию таможенных и судебных органов способствовала бы обеспечению законности действий таможенных органов и формированию положительной судебной практики. Все декларанты должны находиться в равных условиях с позиции применения методов определения таможенной стоимости, которая является базой для определения (расчета) не только таможенной пошлины и сбора за таможенное оформление, но и налога на добавленную стоимость (при ввозе товаров), а в некоторых случаях и акциза.

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости принимается таможенным органом на основе анализа представленного договора купли-продажи (контракта). Если по его результатам обнаружено, что он заключен с нарушением письменной формы (ст. 160 ГК РФ), либо не содержит соглашения сторон по всем существенным условиям и, как следствие, не может рассматриваться как заключенный (ст. 432 ГК РФ). При таких обстоятельствах таможенный орган приходит к выводу об отсутствии документального подтверждения заключения сделки и отсутствии документального подтверждения заявленной таможенной стоимости в целом.

Рассматривая подобные решения таможенного органа, суд считает, что достаточным подтверждением таможенной стоимости может служить уже сам факт осуществления поставки товара на таможенную территорию РФ, который не ставится под сомнение таможенным органом. При этом базовое правило о необходимости документального подтверждения судом во внимание не принимается.

На инспектора, при условии отсутствия однозначных методик по проведению анализа представленных коммерческих документов на соответствие российскому, международному законодательству или мировой торговой практике, а также источников ценовой информации, соответствующих требованиям законодательства, возложена, тем не менее, вся ответственность за правомерность принятия решения относительно таможенной стоимости того или иного товара. В этих условиях в контроле таможенной стоимости приоритетной становится система управления рисками (СУР).

Часть профилей риска в этой системе не выявляется с помощью программных средств (она не формализована или формализована частично). В этом случае для проведения контроля требуется много времени, что связано с большим объемом бумажных носителей. Отсутствие у таможни легитимных источников ценовой информации является на сегодняшний день одной из самых серьезных проблем. Не располагая такой информацией, невозможно, даже при наличии достаточных оснований для неприменения первого метода определения таможенной стоимости, осуществить корректировку таможенной стоимости без нарушения таможенного законодательства.

Существующая в Федеральной таможенной службе информационная система, содержащая базу данных "Мониторинг-Анализ" содержит огромный массив информации. Существенным ее недостатком является трудоемкий и длительный процесс подборки идентичных (однородных) товаров. Для соблюдения требования Закона РФ "О таможенном тарифе" необходимо, чтобы стоимость идентичных или однородных товаров была принята таможенным органом по первому методу. Для получения информации об однородности товаров и методе их оценки инспектору необходимо просмотреть каждую таможенную декларацию.

Для определения таможенной стоимости информация о товарах, стоимость которых принята не по первому методу, не нужна вообще. Целесообразно в составе программного комплекса "Мониторинг-Анализ" создать дополнительный параметр поиска - метод определения таможенной стоимости товара. Это позволит сократить затраты времени должностных лиц таможенных органов на поиск необходимой ценовой информации.

Позитивные изменения в таможенном законодательстве, произошедшие в связи с созданием и функционированием Таможенного союза, еще не гарантируют улучшения точности определения таможенной стоимости. Она должна быть дополнена системой ее контроля на базе комплексного информационного программного обеспечения, а также использования автоматизированных технологий

Членство России в ВТО неизбежно ставит перед всеми субъектами внешнеторговых отношений задачу внимательного изучения экономических и правовых аспектов анализа таможенной стоимости. В международном торговом праве представлены две наиболее распро-

страненные системы определения таможенной стоимости, созданные в развитие положений ст. VII «Оценка товаров для таможенных целей» Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (далее - ГАТТ 1947).

Первая международная система определения таможенной стоимости была принята в 1953 г. в рамках Конвенции по оценке товаров для таможенных целей 1950 г., и более известна как брюссельское определение стоимости (BDV). К 1970 г. брюссельскую систему определения стоимости применяло более 100 государств и несколько экономических объединений.

Однако со временем многие развитые государства отказались от использования брюссельской системы, требующей значительных средств на поиск информации о нормальных стоимостях, содержание большого штата специалистов. Основные недостатки этой системы были выявлены Е.О. Смитиенко и систематизированы в его статье [8]. В контексте данной статьи наиболее существенными можно назвать недостатки, связанные с информацией по ценам.

Как одно из слабых мест брюссельской системы отмечается то, что цена не принимается таможенными органами, в особенности по сделкам между взаимосвязанными субъектами, количество которых в международной торговле стремительно растет. В настоящее время в международной торговле происходит бурный рост количества совершаемых сделок между аффилированными фирмами.

Идея создания единой общепризнанной международной системы определения таможенной стоимости так и не была реализована. Ее не приняли многие страны (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Недостатки брюссельской системы таможенной оценки привели к тому, что вопрос таможенной оценки снова стал одним из основных предметов обсуждения в рамках Токийского раунда международных торговых переговоров, прошедших в период с 1973 по 1979 г. Целью такого обсуждения было либерализовать международную торговлю путем постепенной отмены торговых барьеров, включая произвольную таможенную оценку товаров.

В 1979 г. была создана новая международная система определения таможенной стоимости, основанная на нормах Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1947 г., которое официально вступило в силу с 1 января 1981 г. Ее целью было содействие международной торговле путем снятия административных ограничений, препятствующих ее развитию. По результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) было принято Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), в пакет которого вошло Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 г., более известное как Соглашение ВТО по таможенной оценке (далее - Соглашение). Тем самым, оно стало обязательным для всех членов этой международной организации.

Согласно данному документу основой для определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна быть действительная цена товаров, указанная в инвойсе, дополненная определенными расходами, и получившая название стоимости сделки [8].

В современных условиях перед импортерами европейских стран возникают вопросы, касающиеся процедур таможенного оформления и, в том числе, оценки таможенной стоимости импортируемых товаров. Правительства и таможенные органы стран - участниц ЕС постарались максимально облегчить для рядового участника ВЭД понимание положений Соглашения, представляющего весьма сложный юридический документ, вывесив подборку наиболее часто задаваемых вопросов касательно таможенного оформления на официальных сайтах.

На одном из разделов сайта приведена подробная информация для участников ВЭД, касающаяся определения таможенной стоимости импортируемых товаров в целях начисления таможенных платежей, НДС и ведения внешнеторговой статистики.

Импортеру предлагается самостоятельно рассчитать таможенную стоимость по одному из 6 методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; по цене продажи товаров в ЕС; по затратам на производство товаров; резервного, или так называемого «fall-back» метода, при котором таможенная стоимость определяется путем адаптации методов 1-5 в соответствии с требованиями ВТО по определению таможенной стоимости. Из ее величины может быть вычтены стоимость доставки в пределах Евросоюза, если доставка производится из стран, не входящих в ЕС, а также пошлины и налоги, подлежащие уплате на территории ЕС в связи с ввозом това-

О ¡X О

г

к >

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

bd О

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

ров. При возможности рассчитать таможенную стоимость по цене сделки упрощенный метод таможенной оценки не применяется [9].

Присоединение к Соглашению потребовало изменение национального законодательства развивающихся стран, разработку новых таможенных процедур и документов, совершенствование организационной структуры, создание новых информационных базы данных и систем управления информацией и т.д. Унификация законодательства не содействовала присоединению к Соглашению очень многих стран. Принцип максимального применения для целей таможенной оценки стоимости сделки по-прежнему вызывал у многих развивающихся стран опасения относительно возможных потерь бюджета.

Российская система определения таможенной стоимости основана на международных принципах таможенной оценки и формально соответствует международным стандартам. Но на практике таможенные органы России часто необоснованно отказывают участникам внешнеэкономической деятельности в принятии заявленной стоимости сделки, находя признаки ее занижения. В России около 75% стоимостного объема импорта оценивается по основному методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, тогда как мировой стандарт предполагает использование стоимости сделки в 90% случаев [8].

Современные таможенные службы для решения своих задач используют таможенный контроль на основе принципа выборочности, предусмотренного в системе управления рисками. Важным источником информации по совершенствованию применения этой системы в отечественной таможенной службе является принятая мировым сообществом международная документация. Важной целью является обеспечение единства документации и информационного обеспечения определения таможенной стоимости. Объективной потребностью стала задача разработки целостной теории и методологии обслуживания внешней торговли на основе анализа рисков.

Принципы содействия таможенному контролю получили свое развитие в Рамочных стандартах обеспечения безопасности и способствования развитию мировой торговли, которые базируются на системе соглашений между таможенными администрациями и партнерских отношениях между таможенными службами и бизнес - сообществом. Многие из них носят рекомендательный характер. Их положения основаны на передовом опыте многих стран и продиктованы стремлением повысить пропускную способность таможенной границы и ускорить товарооборот.

Динамично возрастающие объемы перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза представляются той объективной экономической основой, которая и предполагает использование принципа выборочности в таможенном контроле. Важным является определение объектов, в отношении которых требуется (не требуется) применение отдельных форм таможенного контроля, а также обоснование целесообразности проведения дополнительных проверочных мероприятий после выпуска товаров.

Таможенные органы обладают уникальным по своему объему массивом информации относительно ведения внешнеэкономической деятельности в России. Навыки работы с базами данных, применение методов обработки данных с использованием возможностей современных программных средств открывают широкие возможности для применения научных методов в целях определения объектов для проведения дополнительных проверочных мероприятий как после выпуска товаров, так и на этапе таможенного оформления.

Одним из ключевых направлений работы таможенных органов Российской Федерации является формирование доходной части федерального бюджета и связанное с этим совершенствование процесса администрирования взимания таможенных платежей. Полнота взимания таможенных платежей при этом во многом зависит от таможенной стоимости как налоговой базы в силу того, что основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные. Система контроля таможенной стоимости столкнулась с проблемой недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, представляющей по своим масштабам угрозу экономической безопасности России.

Несмотря на обширные исследования в данной области проблема заявления недостоверных сведений не теряет своей актуальности, что подтверждается значительными расхождениями в стоимостных характеристиках оформляемых товаров по данным зеркальной статистики

стран экспортеров и информации из центральной базы данных ФТС России

В контроле таможенной стоимости используется совокупность методов, одним из главных элементов которых является индекс таможенной стоимости (далее - ИТС). ИТС - средняя таможенная стоимость в расчете на 1 кг веса нетто, либо в расчете на дополнительную еди ницу измерения. Определяется как отношение таможенной стоимости, пересчитанной в дол США (по курсу на дату регистрации декларации на товары), к весу нетто товаров либо количество дополнительных единиц измерения (таковыми могут быть, например, штуки, квадрат ные метры, литры и пр.).

Индекс таможенной стоимости (ИТС) позволяет ответить на вопрос: «Какова средняя таможенная стоимость 1 кг (литра, штуки, квадратного метра и др.) анализируемых товаров?» Понятие «товары» означает товары, классифицируемые конкретным кодом ТНВЭД ТС на уровне 10 знаков и дополненные в случаях, когда это предусмотрено 4-значным кодом согласно классификатору дополнительной таможенной информации, установленному Приложением 3 к Приказу ФТС России от 30.12.2010 г. №2738 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 21 августа 2007 г. №1003» в привязке к стране происхождения товара

Индикатор ИТС представляет отношение таможенной стоимости и веса нетто (либо количества дополнительных единиц измерения) анализируемых товаров за определенный период, не характеризует изменения средней таможенной стоимости во времени, т.е. это статичный показатель. В качестве индикатора динамики средней таможенной стоимости предлагается использовать показатель «взвешенного изменения ИТС» (далее - ВИТС) Расчет данного индикатора осуществляется по формуле

X рГ , (1)

ВИТС =

X

где

рг - таможенная стоимость ¡-го товара, пересчитанная в дол. США в отчетном периоде; рь - таможенная стоимость ¡-го товара, пересчитанная в дол. США в базисном периоде; q^' - объем оформления ¡-го товара (вес нетто или количество ДЕИ) в отчетном периоде; q^, - объем оформления ¡-го товара (вес нетто или количество ДЕИ) в базисном периоде.

О ¡X

о

г

к

>

В качестве основы для разработки ВИТС был принят индекс Пааше, используемый некоторыми странами для определения общего уровня цен и темпа инфляции. Иначе говоря, ВИТС представляет собой отношение стоимости товаров в отчетном периоде к стоимости таких товаров из расчета ИТС («цен») базисного периода и, подобно темпу инфляции для экономики страны, является «барометром» ее внешнеэкономической деятельности.

В качестве показателя, отражающего изменение средней таможенной стоимости для группы товаров, предлагается использование ВИТС. Не исключены случаи, когда разница в объемах оформления товаров одних и тех же кодов ТНВЭД ТС и страны происхождения очень значительна. Для целей проведения аналитической работы некорректным было бы сравнение единичной поставки незначительных объемов в базисном периоде с товарными партиями значительных объемов, оформленных в отчетном. В этой связи в целях более объективного отражения информации при расчете ВИТС предлагается не учитывать те товары, разница в объемах оформления которых в отчетном периоде значительно превосходит объемы оформления в базисном. Критерий определения значительности разницы в объемах оформления не приводится в силу ситуативности данного понятия.

Применение ВИТС целесообразно для принятия управленческих решений при проведении контрольно-аналитических мероприятий, в том числе в отношении товаров, средняя таможенная стоимость которых претерпела наиболее существенные изменения с точки зрения изменения налогооблагаемой базы, а следовательно, прогнозов поступления денежных средств в бюджет. А они во многом зависят от прогнозируемых цен. Необходимо отметить, что экономическая наука располагает инструментами, разработанными для оценки динамики цен. Из множества видов индексов цен в макроэкономике чаще всего используют индекс потребительских цен (индекс Ласпейроса), дефлятор ВВП (индекс Пааше), «идеальный» индекс Фишера.

>

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

Использование индикатора ВИТС, а также принципа ранжирования анализируемых товаров позволит:

- прогнозировать изменение средней таможенной стоимости анализируемых товаров в отчетом периоде в сравнении с базисным, что характеризует среднюю таможенную стоимость в динамике;

- обоснованно реализовать принцип выборочности при проведении таможенного контроля.

Предлагаемая сфера применения разработанных показателей:

- организация проведения анализов, а также научных исследований по направлению контроля таможенной стоимости;

- аналитическая работа по направлению повышения эффективности применения системы управления рисками;

- аналитическая работа по мобилизации резервов собираемости таможенных платежей.

Принимая во внимание, что применение предлагаемых показателей имеет экономическое, методологическое обоснование, алгоритм расчета ВИТС и ранжирования анализируемых товаров может быть положен в основу для совершенствования специализированного программного обеспечения в целях мониторинга и контроля таможенной стоимости.

Для инновационного развития экономики целесообразно создать отраслевые банки развития, а также сформировать фонд поддержки отечественных производителей. Этот фонд можно пополнять за счет части таможенных доходов федерального бюджета, формируемых за счет таможенных платежей. Реализация адресной финансовой помощи из этого фонда может осуществляться в различных формах. Ими могут стать субсидии, субвенции, дотации. С ними возможно взаимодействие таких инструментов, как госзаказы, вложения финансовых средств фонда в создание производственной и социальной инфраструктуры отечественных заводов. Эффективность таможенной поддержки может быть обеспечена при существенном уменьшении бремени налогообложения, которое чрезмерно для отечественного бизнеса.

Основными способами борьбы с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием являются:

- использование предварительного информирования между таможенными органами о стоимости товаров группы риска;

- посттаможенный аудит и контроль таможенной стоимости после выпуска товаров;

- применение информационных технологий в анализе таможенной стоимости при оформлении товаров с применением принципа выборочного контроля;

- создание информационной базы внешнеторговых цен с использованием системы моделей мировых и региональных цен.

Литература

[1] Бадулин О.Г. Обеспечение уплаты таможенных платежей / О.Г. Бадулин.

- Режим доступа: [http://www.lawmix.ru/comm/2775/]

[2] Таможенные платежи/Виртуальная таможня. - Режим доступа: [http://www.vch.ru/urlica/tp.html]

[3] Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изм. от 19 мая 2010 г. №86-ФЗ) // Российская газета. - 2010. - 21 мая.

[4] Майорова А.А. Акциз и иные виды косвенных фискальных платежей: сравнительный анализ/А.А. Майорова.

- Режим доступа: [http://www.lawmix.ru/comm/8856/]

[5] Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. от 30 декабря 2006 г. №280-ФЗ) // Российская газета. - 2007. - 10 янв.

[6] Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 20112013 гг. Ч. 1. [http://Www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=334:-20112013-&catid=29:2011-01-24-14-49-58№гт^=1830№ггй=2025

[7] Таможенный кодекс Таможенного союза. - Гл. 8. - Ст. 64-69.

[8] Смитиенко Е. О. Международные аспекты применения систем определения и контроля таможенной стоимости.

[9] http://customs.hmrc.gov.uk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.