ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.543.5
БСИ 10.24866/1815-0683/2020-4/5-16 В. В. ГОРЧАКОВ*, И. В. ШАРОЩЕНКО*
Совершенствование информационного обеспечения аналитической работы таможенных органов
ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич -доктор технических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. gorchakov. [email protected].
GORCHAKOV V. V. - Doctor of Engineering Sciences, Professor at the Department of Customs Economics and Management.
ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].
SHAROSHCHENKO I. V. -Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics in Customs and Management.
Рассмотрены особенности информационного обеспечения аналитической работы таможенных органов по направлению оценки добросовестности предприятий - участников ВЭД. Авторами высказано предложение по расширению источников информационного обеспечения аналитической деятельности для формирования более полного представления о работе конкретных участников ВЭД и своевременной оценки рисков нарушения ими таможенного законодательства.
Ключевые слова: цифровизация, добросовестность участников ВЭД, риск-ориентированный подход, аналитическая деятельность, категорирование, таможенный контроль после выпуска товаров.
V. V. GORCHAKOV, IV. SHAROSHCHENKO
Improving Information Support
for Analytical Work of Customs Authorities
The characteristics of information support for analytical work of customs authorities in the direction of assessing the integrity of enterprises participating in FEA were considered. The authors proposed to expand the sources of information support for analytical activity in order to form a more complete picture of the work of specific FEA participants and timely assess the risks of violation of customs legislation.
Keywords: digitalization, integrity of FEA participants, risk-based approach, analytical activity, categorization, customs control after the release of goods.
В настоящее время аналитическая работа играет важную роль в любом направлении деятельности человека. На ее основе
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.
структурируются все основные научно-технические, организационно-управленческие и прикладные области знания. Кроме того, одним из целевых ориентиров, предусмотренных Стратегией развития таможенной службы РФ до 2030 года, является развитие информационно-аналитического обеспечения деятельности таможенных органов, совершенствование процессов обработки больших объемов данных, а именно подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из различных источников1.
Энциклопедический словарь дает следующее определение аналитической работе - это «работа, которая связана с изучением, преобразованием и осмысливанием различной информации для глубокого и целостного понимания поведения и среды функционирования изучаемого объекта»2. По мнению А. Б. Халевинской, аналитическая работа - это «целенаправленный процесс, объединенный задачами предметной области, по сбору, обработке, хранению, систематизации и аналитической интерпретации информации» [9]. Такие авторы, как Е. А. Степанов и И. К. Корнеев, выделяют функцию аналитической работы как «системное получение, анализ и накопление информации с элементами прогнозирования по вопросам, касающимся деятельности организации» [5].
А. В. Тебекин и В. Б. Мантусов определяют аналитическую работу как функцию управления, использующую средства и методы изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления и сопоставления свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения [6].
По нашему мнению, аналитическая работа - это способ понимания текущего состояния и проблем развития событий, отражения изменений в деятельности хозяйствующего субъекта (организации), позволяющий прогнозировать перспективы ее развития. В связи с этим в процессе принятия решений аналитическая работа предполагает:
- выявление и формализацию проблемы исследуемого направления работы или организации в целом;
- сбор и систематизацию информации для решения проблемы;
- постановку задач, направленных на решение проблемы в условиях меняющейся ситуации;
1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.
2 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный). URL: http://med.niv.ru/ doc/dictionary/psychology-and-pedagogy/index.htm (дата обращения: 01.11.2020).
- принятие и реализация решений - результатов аналитической работы, направленных на устранение проблем;
- доведение результатов аналитической работы до субъекта управления.
Аналитическая работа таможенных органов - это практические исследования, осуществляемые в целях повышения эффективности деятельности подразделений и для понимания сущности, причин и тенденций развития событий, рассмотрения и оценки складывающейся ситуации, а также для оценки планируемых и проведенных мероприятий [3].
В аналитической деятельности таможенного органа определяют основные направления:
- оценка деятельности таможенного органа и выявление в ней изменений в пространственно-временном разрезе;
- прогнозирование факторов, влияющих на деятельность таможенного органа, оценка степени их влияния;
- выявление резервов повышения эффективности и результативности деятельности таможенного органа [4].
Таким образом, аналитическая деятельность в таможенных органах является эффективным инструментом администрирования выполняемых функций. На каждом этапе таможенного контроля таможенные органы осуществляют аналитическую работу, непосредственно связанную с информационным обеспечением, анализом и прогнозированием ситуации в соответствии с особенностями осуществляемых операций. Роль информационного обеспечения в аналитической работе таможенных органов высока, т. к. решения, связанные с риском, как правило, особо ответственны и требуют обоснованного, продуманного подхода исходя из определенной предметной области [1].
Целью настоящей статьи является изучение особенностей информационного обеспечения аналитической работы таможенных органов по направлению оценки добросовестности предприятий - участников ВЭД и попытка совершенствования информационного обеспечения данного процесса.
Одним из перспективных направлений в аналитической работе, которое охватывает все этапы таможенного контроля, является оценка добросовестности предприятий - участников ВЭД. Аналитическая работа таможенных органов в данной области непосредственно связана с организацией и осуществлением категорирования участников ВЭД - распределением предприятий по категориям риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими законодательства. В основе категорирования лежит регулярный и всесторонний анализ информации об участниках ВЭД, их деятельности, результатах совершения таможенных операций
и проведения таможенного контроля перемещаемых товаров, а также проверки документов и сведений, предоставляемых участниками ВЭД в таможенные органы. По результатам категорирования, в соответствии с субъектно-ориентированной моделью системы управления рисками (СУР), участники ВЭД группируются по категориям уровня риска - низкий, средний, высокий, что дает возможность реализовать принцип выбо-рочности таможенного контроля на любом этапе.
Реализация риск-ориентированного подхода обусловлена реформой контрольно-надзорной деятельности, реализуемой в России с 2017 г.3 Данный подход по сути своей означает, что в отношении предприятий -участников ВЭД, работающих в безрисковой зоне, будут минимизированы или полностью исключены формы фактического таможенного контроля путем перенесения акцента на таможенный контроль после выпуска товара.
До августа 2020 г. категорирование участников ВЭД осуществлялось в отраслевой и автоматизированной форме. Позже, в результате унификации принципов категорирования, отраслевой подход был отменен.
Отраслевой подход к категорированию предполагал заявительный порядок и применялся при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность. По данным ФТС России, отраслевой подход не получил широкого охвата: к категории низкого уровня риска по отраслевой форме включено 373 организации, на долю которых приходится немногим более 11 % всего декларационного массива и более 13 % таможенных платежей4. В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления осуществляют внешнеэкономическую деятельность только 39 организаций, включенных в «зеленый коридор» по отраслевому подходу.
Автоматизированное категорирование применяется для анализа деятельности всех организаций, осуществляющих ввоз товаров, вне зависимости от того, осуществляют они производственную деятельность или нет, на основе отбора с помощью специального программного средства по 40 заранее заданным критериям. Критерии можно систематизировать в такие группы, как:
- показатели, характеризующие ведение ВЭД (отсутствие сведений о предприятии, общий период осуществления ВЭД, специализация по номенклатуре товаров, соотношение стоимостного объема ввоза (вывоза)
3 Базовая модель определения критериев и категорий риска (утв. протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 № 19 (3)) (вместе с «Требованиями к обоснованию предлагаемых федеральными органами исполнительной власти - участниками приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» категорий риска (классов опасности) и критериев риска в отношении осуществляемых ими видов государственного контроля (надзора)»).
4 http://customs.ru.
товаров к показателям, по которым может быть допущено нарушение таможенного законодательства и др.),
- факты неисполнения обязательств и угрозы ведения деятельности (неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, высокий уровень налогового риска, нахождение участника ВЭД в стадии реорганизации или ликвидации и др.),
- факты нарушения законодательства (нарушение актов валютного законодательства, привлечение к административной ответственности и др.).
Как отмечалось ранее, в настоящее время Министерством финансов РФ проводится унификация подходов к категорированию лиц, совершающих таможенные операции, посредством утверждения:
- порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, его периодичности и формы, в которой оно будет осуществляться, условий дифференцированного применения к лицам, совершающим таможенные операции, мер по минимизации рисков, а также условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего и высокого уровня риска;
- перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции;
- порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска5.
В целях информационного обеспечения такой работы таможенные органы:
- проводят мониторинг и анализ информации о таможенном декларировании товаров участниками ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле;
- формируют электронное досье участника ВЭД центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности (ЦРСВЭД);
- принимают решения о целесообразности функциональных проверок и передают необходимую информацию в другие структурные подразделения.
5 Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска: приказ Минфина России от 21.02.2020 № 29н.
Главная задача аналитической работы по оценке добросовестности предприятия - участника ВЭД - это категорирование участника и выбор объекта контроля. Если на этапе до выпуска ДТ и до выпуска товаров в свободное обращение в рамках фактического контроля товарной партии таможенные органы ограничены сроками, предусмотренными п. 1 ст. 119 и пунктами 3-6 ст. 119 ТК ЕАЭС (до 4 часов и до 10 дней и более соответственно), то на этапе таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ) таможенные органы имеют возможность осуществлять проверку предприятия - участника ВЭД три года с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем в соответствии с п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС, а для условно выпущенных товаров - по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии со ст. 126 и подп. 1 п. 4 ст. 136 ТК ЕАЭС6. Именно на этапе ТК ПВТ таможенные органы располагают достаточным массивом информации для оценки рисков нарушения таможенного законодательства, категорирования такого участника и определения формы таможенного контроля.
Должностные лица подразделений ТК ПВТ в рамках аналитической работы проводят анализ:
- имеющихся источников информации, в том числе с использованием СУР, в целях выявления фактов, указывающих на возможные нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле;
- совокупности и полноты отработки мер по минимизации рисков и при необходимости выработку предложений по применению после выпуска товаров форм таможенного контроля, установленных ст. 322 ТК ЕАЭС [8].
Действующая нормативно-правовая база в достаточной степени регламентирует порядок планирования, организации аналитической работы, взаимодействия структурных подразделений разных уровней таможенных органов между собой, что создает логичную, понятную технологию организации аналитической работы в функциональных подразделениях и обеспечивает соблюдение таможенного законодательства и высокое качество таможенного контроля. В основном это ТК ЕАЭС, федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ, решение Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283, решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42 и др. Посредством применения на практике данных правовых актов осуществляется выбор объектов таможенных проверок, отвечающих наибольшим рискам нарушения таможенного законодательства и требующих таможенного контроля со стороны таможенных органов.
6 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
Информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, с помощью которых систематизируется, обобщается аналитическая информация о предприятиях - участниках ВЭД, это: АИС «АИСТ-М», КПС «АСТО-Анализ», АИС ЦРСВЭД, АС «Стоимость-1», КПС «Ведение БД ПР», КПС «Постконтроль», КПС «Мониторинг анализ», «ВЭД-Инфо», КПС «Взаимодействие ИС», АПС «Электронное представление сведений», АИС «БД Экспертиза», «Личный кабинет участника ВЭД», Технология обмена документами и (или) сведениями в электронном виде в ходе организации и проведения таможенной проверки и др. Данные ресурсы позволяют систематизировать и использовать в процессе таможенного контроля как общие сведения об организации (об учредителях, руководителях, взаимосвязанных лицах, адресах регистрации и др.), так и информацию о деятельности участника ВЭД по разным параметрам (количество ДТ, код товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, вес товаров, статистическая стоимость товаров, сумма платежей, средний платеж с ДТ; данные об автоматическом выпуске и удаленном выпуске; результаты проверочных мероприятий и др.).
Как показывает практика проведения таможенного контроля, и ТК ПВТ в частности, недобросовестные участники ВЭД, нарушая таможенное законодательство и уклоняясь от уплаты таможенных платежей, используют схемы, которые маскируют их под добросовестных участников ВЭД. И в такой ситуации важно применять источники информации и аналитические инструменты, которые позволяли бы как на этапе декларирования, так и на этапе ТК ПВТ своевременно диагностировать участника ВЭД высокого уровня риска.
Актуальность данного направления аналитической работы таможенных органов определяется также необходимостью построения технологии цифрового профиля предприятия - участника ВЭД. По мнению Р. В. Давыдова, именно «использование технологии "цифрового двойника" должно обеспечить своего рода "вторую линию защиты" и по совокупности факторов определить объекты ТК ПВТ с наибольшими рисками нарушения таможенного законодательства» [2]. Цифровой профиль участника ВЭД должен содержать исторические и наиболее актуальные данные о его состоянии и поведении, включая критически важные с точки зрения последствий изменения в этом поведении, с целью определения необходимости проведения в отношении него контрольных мероприятий [2].
По мнению авторов, чтобы отвечать современным требованиям, аналитическая работа, связанная с оценкой добросовестности предприятия - участника ВЭД, должна охватывать широкий, комплексный
и объективный круг источников для определения показателей или событий - индикаторов риска конкретного участника ВЭД. Это должны быть не только источники по статистике перемещения товаров, параметрах товарных партий, статистике декларирования и проверочных мероприятий, но и системная информация о состоянии и развитии отрасли, региона деятельности, информация рейтинговых агентств, профессиональных систем бизнес-аналитики. В связи с этим для принятия решений в отношении конкретного участника ВЭД необходимо формирование информации о предметной области: о самом предприятии, его статусе и ресурсах; о среде его функционирования; взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами (банками, страховыми компаниями, транспортными организациями, контрагентами и др.). Таким образом, должна быть построена информационная модель объекта - «идентифицируемый объект реального мира, некоторое понятие или процесс, относящиеся к конкретной предметной области, о которой хранятся описанные данные» [1].
Информационная модель объекта описывается (задается) определенным набором характеристик и показателей об объекте и среде его функционирования исходя из цели принимаемого решения. Единичные показатели такой модели могут объединяться в группы, отражающие определенные аспекты описания объекта, а между группами показателей должны задаваться различные виды связей. По мнению авторов, информационная модель, используемая в целях обеспечения комплексного подхода к оценке добросовестности участников ВЭД, может объединять группы показателей, отраженные на рисунке.
Использование предлагаемых источников информации в качестве информационной модели соответствует принципам правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации7.
Показатели состояния и развития предпринимательской деятельности региона дадут возможность оценить закономерности, перспективы развития внешнеэкономической деятельности региона, выявить постоянных или новых участников, осуществляющих ВЭД в регионе или за его пределами. Анализ данных, характеризующих субъектов рынка по видам деятельности, позволит сформировать среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность (средние показатели затрат и доходности по видам экономической деятельности) в регионе участника ВЭД. Такие показатели достаточно востребованы при сравнительном анализе условий ведения ВЭД, условий определения таможенной стоимости ввозимого или вывозимого товара.
7 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018). Ст. 3.
Группы показателей информационной модели оценки добросовестности
участников ВЭД
Для подтверждения сведений об участниках ВЭД могут быть использованы официальные сайты организаций: ФНС России, Единый федеральный реестр, ФСПП России, Росстат, сайты лицензирующих органов, реестр Роспотребнадзора, информационный портал Россельхоз (для профильных организаций). Данные источники позволят своевременно обнаружить изменения в юридическом статусе объекта, подтвердить информацию об имуществе при обеспечении уплаты таможенных платежей, выявить факты использования схем ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Для выявления сведений о нарушении законодательства можно воспользоваться сайтами ВАС России, Реестром недобросовестных поставщиков ФАС России, каталогом организаций. Для этих целей достаточно информативны и такие ресурсы, как официальный портал национального рейтингового агентства «Эксперт РА», сайт «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС» и др. [7].
Анализ публичной отчетности участников рынка позволяет составить представление об истории организации, ее размере, структуре, деловой репутации, платежеспособности контрагентов или риске неисполнения им обязательств, о наличии у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта ведения бизнеса и исполнения обязательств.
Такое сочетание ресурсов позволит производить сравнение сведений о внешнеэкономической деятельности предприятия с его рыночными позициями, с особенностями его финансово-хозяйственной деятельности, коммерческого взаимодействия и сотрудничества предприятия с другими участниками рынка, в том числе с иностранными контрагентами, практики применения незаконных схем по уклонению от уплаты обязательств в полном размере и др.
Предложенный подход потребует совершенствования международного взаимодействия таможенных органов России в части упрощения получения необходимых документов и сведений от таможенных администраций других стран, но такая мера необходима для подтверждения достоверности условий внешнеторгового контракта и сведений, заявленных в ДТ.
Информация, используемая для оценки добросовестности предприятий - участников ВЭД, должна быть существенной с точки зрения специфики субъекта, достаточной, не должна допускать неоднозначного толкования и при этом необходимо обеспечить ее проверяемость и конфиденциальность.
Выбираемые источники должны дать возможность формирования объективной, комплексной информации об изучаемых организациях и позволить по всей цепочке таможенного контроля своевременно оценить риски, связанные с конкретным участником ВЭД, и выбрать объект таможенного контроля, главным образом, на этапе контроля после выпуска товаров. В таком случае аналитическая работа, проводимая на этапе ТК ПВТ, будет иметь большую эффективность при принятии решения о целесообразности/не целесообразности проведения таможенной проверки и иных форм таможенного контроля, применимых при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.
Предложенные группы показателей информационной модели оценки добросовестности участников ВЭД могут быть интегрированы в общую схему принятия решения:
1 этап. Формулировка проблемной ситуации и условий принятия решений по категорированию участников ВЭД в отдельных функциональных направлениях деятельности таможенных органов;
2 этап. Проверка начальных условий принятия информационных решений;
3 этап. Оценка параметров информации и критериев выбора (содержание, охват, время) в зависимости от цели использования и степени риска принимаемого решения;
4 этап. Оценка источников информации, включая параметры: доступность, способ фиксации, стоимость. Формирование массива источников;
5 этап. Оценка качества информации: достоверность, своевременность, новизна, ценность, полезность;
6 этап. Углубленный анализ информации или проведение дополнительных исследований, при необходимости;
7 этап. Принятие решения в отношении конкретного участника ВЭД по выбранным критериям;
8 этап. Выбор объектов таможенных проверок, отвечающих наибольшим рискам нарушения таможенного законодательства.
В процессе проведения таможенного контроля с применением такой схемы каждым структурным подразделением должны быть определены критерии по каждому направлению деятельности, согласно которым будет произведена работа по информационному обеспечению принятия решения и впоследствии выполнен автоматический выбор объекта таможенного контроля.
Кроме того, в целях совершенствования информационного обеспечения и повышения эффективности аналитической деятельности следует разработать единое Положение по аналитической работе в таможенных органах, в котором будет отражаться регламент ее осуществления для всех уровней таможенных органов, а в целях концентрации усилий выделить аналитическую функцию в отдельное подразделение в таможнях фактического контроля, которое будет включать все направления деятельности, в рамках которых необходимо проводить анализ и выявлять объекты для контроля после выпуска товаров.
Представленные авторами предложения по совершенствованию информационного обеспечения оценки добросовестности участников ВЭД позволят своевременно и объективно оценить риски, связанные с конкретным участником ВЭД, а также повысить эффективность принятия решений о выборе объектов таможенных проверок, отвечающих наибольшим рискам нарушения таможенного законодательства, и о выборе форм таможенного контроля.
Список литературы
1. Веревченко А. П., Горчаков В. В., Иванов И. В., Голодова О. В. Информационные ресурсы для принятия решений: учеб. пособие. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 560 с.
2. Давыдов Р. В. Технология «цифрового двойника» как основа выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 27.
3. Дорофеева К. И. Информационно-аналитическое обеспечение Федеральной таможенной службы // Экономика и социум. 2016. № 5 (24).
4. Зиновьева А. Л. Совершенствование аналитической деятельности таможенного органа в СЭЗ: дис. ... канд. экон. наук: М., 2005. 145 с.
5. Степанов Е. А., Корнеев И. К. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 304 с.
6. Тебекин А. В., Мантусов В. Б. Управление организацией: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 312 с.
7. Терехова Е. А., Шарощенко И. В. Оценка добросовестности предприятия-участника внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / Российская таможенная академия. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2019. 112 с.
8. Тунтаев Р. И., Трубицын К. В., Чекушкин Е. В. Таможенный контроль после выпуска товаров. СПб.: ИЦ Интермедия, 2017. 128 с.
9. Халевинская А. Б. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности газотранспортных предприятий: магистерская диссертация. Екатеринбург, 2018. 152 с.
© Горчаков В. В., Шарощенко И. В., 2020 © ОогсЬакоу V. V., 8ЬагояЬсЬепко I. V., 2020
Для цитирования:
Горчаков В. В., Шарощенко И. В. Совершенствование информационного обеспечения аналитической работы таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 4(93). С. 5-16.