Совершенствование информационных технологий для обеспечения автоматизированного выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров
Improvement of information technologies to ensure automated selection of customs control
objects after the release of goods
Кузьмичева Раиса Алескеровна
Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии РФ, г. Санкт-Петербург e-mail:raisaroyal@yandex. ru
Kuzmicheva Raisa Aleskerova
St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail:raisaroyal@yandex. ru
Научный руководитель Афонин Петр Николаеич
Доктор технических наук, Заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии e-mail: [email protected]
Scientific adviser Afonin Peter Nikolaevich
Doctor of engineering, Head of the Department of technical means customs control and criminalistics St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье проанализировано состояние информационных систем используемых при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров с целью проведения проверочных мероприятий. Даны практические рекомендации по совершенствованию системы КПС «Постконтроль» для обеспечения автоматизации выбора объектов контроля.
Annotation.
This article analyzes the state of information systems used in the selection of customs control objects after the release of goods for the purpose of conducting verification activities. Practical recommendations are given for improving the software package "Postcontrol" to ensure automation of the selection of control objects.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска, КПС «Постконтроль», автоматизация, таможенные органы, объекты контроля, дисперсионный анализ.
Key words: customs control after the release of goods, software package "Postcontrol", automation, customs authorities, control objects, variance analysis.
Смещение акцентов таможенного контроля с фактического на этап после выпуска товаров предопределяет объективную тенденцию повышения эффективности контрольной деятельности должностных лиц ТК ПВТ на всех уровнях организационной структуры таможенных органов.
Целенаправленный выбор объекта ТК ПВТ является ключевым для обеспечения эффективности данного вида контроля, под которой понимают достижение показателей и целевых индикаторов, таких как доля
таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, и доля результативности проверочных мероприятий.
Результативность проверочных мероприятий определяется наличием решений о доначислении или довзыскании таможенных и иных платежей, наличием возбужденных уголовных дел или дел об АП, наличием произведённого изъятия товаров. Очевидно, что выбор объекта контроля, не повлекшего за собой довзыскание таможенных платежей или других показателей результативности, приведёт к снижению эффективности контроля, затрате установленного рабочего времени должностного лица отдела ТК ПВТ и будет являться ошибочным, определяя дальнейшую необходимость выбора нового объекта контроля [1].
С целью нивелирования риска ошибочного выбора объекта контроля необходимо автоматизировать аналитическую работу должностных лиц ТК ПВТ. Автоматизация процесса должна происходить с упором на саморегулирующие технические средства и математические методы, автоматизированные информационные технологии, - для повышения реальной эффективности, а не видимости ее создания [6].
В ходе подготовительной и аналитической работы ДЛТО используют различные программные средства, выступающие подсистемами ЕАИС: информационно-аналитическая система «Мониторинг-Анализ»; автоматизированная система контроля таможенной стоимости «АС КТС»; комплексы программных средств «Доступ к сведениям реестра» (ЦРСВЭД), «Правоохрана», «Постконтроль», «Тарифы-Статистическая отчетность», «АСТО-Анализ»; автоматизированная информационная система «АИСТ-М».
Базовым средством среди данных подсистем является КПС «Постконтроль». В задачи системы входит сбор и интеграция данных из различных информационных источников, в том числе из других подсистем, и последующее использование накопленных данных для формирования аналитических отчетов, справок и прогнозов, а также моделирования ситуации и последствий решений, принимаемых проверочными подразделениями ФТС России. Однако не все поставленные перед системой задачи выполняются [5].
Исходя функционального состава, в части выбора объектов ТК ПВТ, можно выделить такие три ПЗ, которые полностью или частично направлены на автоматизацию выбора данных объектов:
1. ПЗ планирования проверочной деятельности.
Ведение плана таможенных проверок, составленного на определенный период, осуществляется в рамках электронного дела. Данная программная задача реализовывает функцию создания и формирования проекта плана таможенных проверок. На данном этапе автоматизировано включение в план профилактических проверок УЭО и участников ВЭД с низким уровнем риска по заданными критериям (см. рис. 1.). Стоит отметить, что из процесса выбора объектов на рисунке представлена лишь та часть процесса, которая автоматизирована, что не означает, что на этом процесс заканчивается.
Рисунок 1. Нотация IDEF0 автоматизированного процесса включения участников ВЭД в план
профилактических мероприятий
Годовой план, утвержденный ГУ ТК ПВТ, направляется обратно в РТУ и таможни, после чего должностные лица ОТКПВТ уровня таможен заново проводят аналитическую работу с целью актуализации в изменившихся условиях, принимают решение о целесообразности и уже после назначают формы и меры ТК ПВТ, применяемые по отношению к конкретному выбранному объекту.
2. ПЗ учета аналитических работ.
Данная задача ведет регистрацию сведений о ходе проведения и результатах аналитической работы по выбору объектов контроля, вносимых в базу должностными лицами ОТКПВТ вручную.
3. ПЗ ведения реестра проверяемых лиц.
Часть функций данной программной задачи направлено на формирование реестра проверяемых лиц, обеспечение связывания с проверяемым лицом других объектов учета, а также поиск и просмотр сведений о проверяемых лицах, однако поставленная перед ПЗ цель не достигается.
ПЗ позволять лишь запросить форму данных списков участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства. Списки участников ВЭД, сгруппированы в соответствии с приказами ФТС России:
- закладка «По приказу 1236» (участники ВЭД, подпадающие под систему автоматического категорирования),
- закладка «По приказу 1005» (уполномоченные экономические операторы),
- закладка «По приказу 1074» (участники ВЭД, которые осуществляют таможенное декларирование товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей).
Проверяемые лица и объекты контроля не выступают взаимосвязанным элементом, а рассматриваются в отдельности, что существенно снижает эффективность и влечет за собой затрату временных ресурсов.
Таким образом, выбор объектов в КПС «Постконтроль» для проведения профилактических таможенных проверок автоматизирован только в части выведения программой предложенного годового плана, а выбор объектов для проведения таможенной проверки по признакам нарушений полностью не автоматизирован. КПС
«Постконтроль» в большей степени представляет собой базу данных по ранее проведенным проверкам, не осуществляющий анализ сведений в зависимости от изменяющихся условий.
В процессе проведения аналитической работы для выбора объектов контроля ДЛ подразделения ТК ПВТ анализируют информацию находящуюся как во внутренних, так и во внешних источниках, запрашивая необходимую информацию у ФОИВ, сопоставляют информацию о товаре и участнике ВЭД, содержащуюся в документах, предоставленных участниками ВЭД при декларировании с данными бухгалтерской и другой отчетности, а данные в графах ДТ с данными в предоставленных документах [2], ДЛТО. Зачастую типичный пакетов внешнеторговых документов участника ВЭД состоит из 25 наименований, а количество экономических и статистических показателей необходимых для анализа, превышает несколько десятков. Исходя из этого проведение качественной и результативной аналитической работы ДЛТО требует значительных трудовых и временных затрат, данные факторы определяют высокую энтропию и снижение точности и обоснованности оперативных решений ДЛ подразделений ТК ПВТ [3].
Факторами, влияющими на автоматизацию данной работы, являются:
1. Наличие автоматического расчета сумм условных непоступлений ТП.
2. Наличие автоматического расчета определения факторов, влияющих на изменения показателей декларирования с целью подтверждения возможного нарушения таможенного законодательства.
В результате автоматизации указанных операций предполагается, что КПС «Постконтроль» будет производить автоматического расчета суммарной оценки деятельности участника ВЭД, включающей вышеперечисленные расчеты, с целью их ранжирования для выбора объектов, в отношении которых проведение проверочных мероприятий будет приоритетно.
Выбор объектов контроля целесообразно осуществлять в автоматическом режиме в КПС «Постконтроль» на основе определения уровня риска нарушения участниками ВЭД права ЕАЭС и (или) законодательства РФ о таможенном деле с учетом использования:
- показателей деятельности участников ВЭД, а также критериев и индикаторов риска;
- оформленных ДТ, а также информации о выявленных нарушениях законодательства, содержащихся в ПС ЕАИС ТО [2].
1. Предварительный расчет сумм причиненного ущерба, выраженного в условных непоступлениях таможенных платежей в федеральный бюджет.
При проведении аналитической работы должны отталкиваться от суммы ущерба, так если он составляет менее 250 тыс. рублей, то проверочные мероприятия в отношении в отношении данного объекта будут рассматриваться не в приоритетном порядке, что повлечет за собой необходимость нового выбора объекта контроля. На сегодняшний день данный критерий рассчитывается вручную должностными лицами подразделений ТКПВТ.
В результате создания такого критерия, который предполагает автоматический расчет, ДЛТО смогут расставлять приоритетность в отношении объектов контроля с целью проведения проверочных мероприятия в зависимости от сумм предварительного ущерба, а также решится проблема необходимости выбора нового объекта в случае выявления объекта, по которому данный критерий меньше 250 тыс. руб.
Расчет сумм условных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет в связи с изменениями значений показателей таможенного декларирования может производится по двум методам:
- по методу «А»:
Потери = (ИУТПб - ИУТПотч)* Весотч (1)
где ИУТПб - индекс уплаченных таможенных платежей, взимание которых возложено на ТО, по декларируемым товарам участником ВЭД в квартале предшествующем анализируемому;
ИУТПотч - индекс уплаченных таможенных платежей, взимание которых возложено на ТО, по декларируемым товарам участником ВЭД в анализируемом квартале;
Весотч - весовой объем товаров (вес нетто), задекларированных участником ВЭД в анализируемом квартале.
- по методу «Б»:
Потериитс=(ИТСб - ИТСотч) * Ставками * Весотч (2)
где ИТСб - средний индекс таможенной стоимости по декларируемым участником ВЭД товарам в квартале, предшествующем анализируемому;
ИТСотч - средний индекс таможенной стоимости по декларируемым участником ВЭД товарам в анализируемом квартале;
Ставкавзвеш - средневзвешенная ставка таможенных платежей, взимание которых возложено на ТО, рассчитываемая как отношение сумм уплаченных таможенных платежей в квартале, предшествующем анализируемому, к сумме таможенной стоимости задекларированных товаров в квартале, предшествующем анализируемому;
Весотч - весовой объем товаров (вес нетто), задекларированных участником ВЭД в анализируемом квартале.
В зависимости от сумм условных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет им будет присвоен соответствующий бал, а суммы менее 250 тыс. рублей будут являться блокирующим критерием и «опускать» участника ВЭД вниз списка приоритетности проведения проверочных мероприятий.
Полученные расчеты в отношении каждого участника ВЭД в последующем должны быть ранжированы от наибольшего значения к меньшему соответственно определяя приоритетность проведения проверочных мероприятий.
2. Наличие автоматического расчета определения факторов, влияющих на изменения показателей декларирования с целью подтверждения возможного нарушения таможенного законодательства.
Данные о несовпадении сведений, заявленных в ДТ и сопроводительных документах, могут выступать признаками потенциального нарушения таможенного законодательства. Однако необходимо отметить, что наличие факта такого несоответствия не является обязательным признаком правонарушения. Так, например, изменение цены на товары, перемещаемые через таможенную границу, может быть обусловлено рядом внешних факторов, не зависящих от участника ВЭД - динамики курсов валюты, ставок на транспортное обслуживание и т.д. Однако при этом указанный признак может свидетельствовать об использовании недобросовестными участниками ВЭД незаконных схем по уклонению от уплаты таможенных платежей в полном объеме. Поэтому необходимо определение фактора, под влиянием которого были осуществлены изменения.
В связи с тем, что отклонения от показателей не всегда являются признаком нарушений и могут быть вызваны различными факторами, автором предлагается использовать методы дисперсионного анализа для выявления влияния факторов, влияющих на изменение показателей декларирования [4].
Метод дисперсионного анализа с использованием базовых программных средств, например, MS Excel, позволит автоматизировать аналитическую работу и сократить временные издержки, а так будет способствовать подтверждению или опровержению наличия признаков нарушения.
Таким образом, достижение поставленных целей и формирование положительных эффектов автоматизации информационных технологий и их цифровой трансформации, используемых для проведения различных видов работ с целью выбора объектов ТК ПВТ, обеспечиваются в результате изменения подходов к аналитической работе по выбору объектов путем автоматизации необходимых расчетов.
Список используемой литературы:
1. Письмо ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2018 г. № 1590 «Об утверждении Положения о Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2012 г. № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.
3. Абрамов А.С. Механизм повышения эффективности и качества таможенных услуг в сквозном процессе таможенного контроля: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Люберцы, 2019. 191 с.
4. Черемухина А.В. Совершенствование методических основ таможенного контроля после выпуска товаров на основе разработки концепции целенаправленного отбора объектов таможенных проверок: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2017. 169 с.
5. Алеутдинова Э.А., Воронина А.А., Либерман Ю.Г. Совершенствование информационных технологий таможенного контроля после выпуска товаров // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. № 12(60). С. 23-31.
6. Афонин П.Н., Афонин Д.Н. и др. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 4(8). С. 43-46.