Научная статья на тему 'Развитие рынка птицеводческой продукции на основе реализации маркетингового управления'

Развитие рынка птицеводческой продукции на основе реализации маркетингового управления Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
399
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Муртазаева Р. Н., Панов А. А.

Рассмотрен мониторинг птицеводческой продукции и рыночных возможностей предприятий региона на основе совокупности производственных и маркетинговых факторов для обеспечении формирования, организации и управления маркетинговой системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынка птицеводческой продукции на основе реализации маркетингового управления»

ЗООТЕХНИЯ И ВЕТЕРЕНАРИЯ

631.145:636.5

М-91

РАЗВИТИЕ РЫНКА ПТИЦЕВОДЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

THE DEVELOPMENT OF THE MARKETPRODUCTION OF THE FOWLING ON BASE OF THE REALIZA TION OF MARKETING MANA GEMENT

P.H. Муртазаева, A.A. Панов

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

R.N. Murtazaeva, A.A. Panov

FSEIHPT (Fédéral State Educational Institution of the High Professional Education)

Volgograd state agricultural academy.

Рассмотрен мониторинг птицеводческой продукции и рыночных возможностей предприятий региона на основе совокупности производственных и маркетинговых факторов для обеспечении

формирования, организации и управления

маркетинговой системой.

There was considered monitoring of the fowling production and marketing possibilities of the business in the région on base of the collection of production and marketing factors for ensuring the shaping, arranging and management of the marketing system.

Птицепродуктовый подкомплекс АПК, занимающий значительный сегмент рынка, традиционно признан стратегическим направлением обеспечения продовольственной безопасности России в высокобелковых, экологически безопасных продуктах питания и представляет собой многогранную сложную систему птицеводческих и других смежных сфер, взаимосвязанных единством процессов производства, переработки, хранения и реализации птицеводческих продуктов.

В 90-е годы птицеводство, как и весь российский АПК, оказалось в чрезвычайно трудном положении. Обвалу подверглось промышленное птицеводство, которое по своей экономической сути не должно было бы так значительно сократить объемы производства продукции. Все это привело к существенному сокращению производства яиц и мяса птицы. По сравнению с 1991 г. поголовье птицы в хозяйствах всех категорий в 2002 г. уменьшилось почти на половину. Наиболее высокими темпами оно сокращалось на сельскохозяйственных предприятиях (55,3%).

В результате производство яиц во всех категориях хозяйств уменьшилось на 22,6%, а мяса птицы - почти вдвое. Тем не менее, в мясном балансе страны доля птичьего мяса возросла с 18,7 до 20%, а уровень товарности производства яиц уменьшился на 4,4%.

С началом реформ, вплоть до 2001 г., отрасль стремительно теряет свои позиции на внутреннем рынке; доля импортного мяса птицы увеличивается с 6 до 61%, на полную мощность в стране работает только 11% птицефабрик, производство яиц на душу населения падает на 29%, изношенность основных фондов в промышленном птицеводстве составляет более 70%.

Это вызвано рядом причин: резким снижением объемов

финансирования из федерального бюджета; диспаритетом цен; физическим и функциональным износом оборудования; нехваткой и низким качеством кормов промышленного производства; бесконтрольным импортом мяса

птицы; низкой платежеспособностью основной части населения; нарушением сложившихся хозяйственных связей и др.

В последнее десятилетие птицеводство получило развитие на всей территории страны, но в основном товарное производство яиц и мяса птицы сосредоточено в южных округах, где хорошо развито зерновое хозяйство (Южныом, Приволжскиом, Уральском), и в индустриальных районах вблизи крупных городов.

В структуре всего мясного рынка доля мяса птицы составляет - 35%, в то время как говядины и свинины - 33% и 29% соответственно. На потребительский рынок отечественное мясо птицы поступает в виде тушек (48%), остальные 52% - в виде натуральных и рубленых полуфабрикатов, колбас, консервов и других продуктов, готовых к употреблению. Что касается структуры импортного мяса птицы, то более 70% приходится на расчлененные части тушки. Причем вся продукция поступает в глубоко замороженном состоянии и не лучшего качества.

Производитель, находясь в жестких условиях конкуренции с импортным глубокозамороженным мясом птицы, должен обращать особое внимание на упаковку, маркировку продукции, чтобы она была узнаваема среди множества других продуктов фирм, перерабатывающих импортное сырье.

В мировом и отечественном птицеводстве наиболее актуальны важные стратегические тенденции - глубокая переработка, расширение ассортимента и выпуск новых видов продукции. Среди бройлерных предприятий России в этом направлении эффективно работают объединения птицефабрик «Рефтинская», «Великий Новгород», «Петелинская», «Среднеуральская», «Тюменский бройлер», «Староминская», «Роскар» и др.

Основная цель функционирования подкомплекса по производству птицепродукции заключается в получении прибыли путем переработки сырья в готовую продукцию при условии обеспечения стандартного качества, заданного ассортимента и определенного уровня затрат.

В последние годы проявляется интерес отечественных и зарубежных инвесторов к птицеводческим предприятиям, в частности, производящим мясо бройлеров. Ряд крупных коммерческих компаний: «Заря-ОГО», ГК

«Содружество», ОАО «Агрохолдинг» Курской области, «Разгуляй», ОАО «Русптицепродукт», ООО «Планета Менеджмент», АПК «Михайловское» и др. - вкладывают значительные средства в развитие птицеводства, они стали собственниками многих птицеводческих предприятий, в основном бройлерных.

Активно ведут свой бизнес в российском птицеводстве зарубежные инвесторы, с участием которых работают «Ярославский бройлер», «Золотой петушок» Липецкой области, «Элинар бройлер» Московской области, «Северная» Ленинградской области. Значительно возросли объемы глубокой переработки птицы: в среднем по - стране свыше 30%, а на отдельных предприятиях - до 50%. Среди освоивших выгодный рыночный механизм - фирма «Продукты питания» из Калининграда, предлагающая потребителю широкий ассортимент изделий для быстрого приготовления (наггетсы, стейки, разнообразные котлеты и др.).

Рынок яиц и яйцепродуктов в России формируется за счет отечественного производства, за исключением поставок из Белоруссии и Украины, которые составляют 0,7%, а вся доля импорта - 5 %.

Наращивание объемов производства яйцепродуктов сопровождается повышением их качества и безопасности благодаря внедрению новых технологий переработки и расширению ассортимента. Потребителю уже предлагается

продукция с новыми функциональными свойствами, способная сохранять их длительное время, привлекающая внимание даже одним только видом упаковки. В связи с введением национального стандарта «Яйца куриные пищевые» повышены требования к качеству и безопасности яиц, поступающих на реализацию.

Наметился спрос перерабатывающих пищевых производств на бесскорлупные жидкие яйца, отвечающие высоким требованиям безопасности. Большой их объем потребляют мясокомбинаты для производства колбасных и кулинарных изделий. Если реализация яиц в скорлупе не превышает 1% от мирового производства, то торговля яйцепродуктами - жидкими (длительного хранения), замороженными (в асептической упаковке и сухими - расширяется. Например, Германия

за последние 7 лет превратилась в крупного импортера цельных яиц и продуктов их переработки (45% от общего объема закупок в мире). Еще 52% в год покупают Япония, Гонконг, Нидерланды, Франция и Канада.

В США 34% всех яиц перерабатывают в разнообразную продукцию пищевого, медицинского и косметического назначения, а вот в России - не более 8%, и то только в стандартные сухие продукты: яичный порошок, белок, желток, омлетные смеси и меланж.

На сегодняшний день только у двух предприятий в стране полностью налажен выпуск жидких (в асептической упаковке) бесскорлупных яйцепродуктов - это ОАО «Белореченское» в Иркутской области и птицефабрика «Роскар» в Ленинградской области. Необходимость в расширении ассортимента очевидна.

Ведущее место в производстве мяса птицы и яиц среди всех категорий птицеводческих хозяйств занимают крупные и средние птицефабрики. На их долю в производстве мяса птицы приходится примерно 69%, в производстве яиц - около 72%. Поэтому от их развития зависит обеспечение российского рынка отечественной птицеводческой продукцией. Эта статистика свидетельствует о больших резервах как бройлерного, так и яичного производства.

Доля хозяйств населения в настоящее время составляет около 30%. В 1990-е гг. птицеводство также получило развитие в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В последние годы в этой категории хозяйств содержится 1,8 млн гол. птицы (0,5% от всего поголовья).

Общий объем рыночных ресурсов мяса птицы оценивался в 2004 г. в 2252 тыс. т. в убойной массе, в том числе за счет отечественного производства - 1202 тыс. т и импортных поставок - 1050 тыс. т. Поставки отечественного сырья увеличились на 158,7 тыс. т, импортного сырья -сократились на 140 тыс. т к уровню предыдущего года. Последнее обстоятельство позволило бройлерным предприятиям не только уменьшить складские остатки мяса, но и успешно наращивать объемы его производства.

Потребление мяса птицы на душу населения в среднем по России составило 15,6 кг, из них 8,3 кг - ототечественного производителя. После введения квот производство мяса птицы в России в 2003 году увеличилось на 12%, в 2004 - на 15%, в 2005 - на 18%. Потребление мяса птицы в 2005 году увеличилось по отношению к 2004 году почти на 2 кг и составило 17,4 кг., в том числе потребление отечественного мяса птицы выросло на 20% (10,3кг).

В Волгоградской области положение по мясному птицеводству неоднозначное. Вплоть до 2002 года поголовье птицы сокращалось и по сравнению с 1992 годом уменьшилось на 84 %. С 2002 года наметилась тенденция к увеличению поголовья, которое продолжается и сейчас. В специализированных бройлерных птицефабриках поголовье птицы за период с 1999 по 2006 гг. увеличилось на 32 %.

Однако показатели поголовья еще не характеризуют качества развития мясного птицеводства в области.

Если в начале 2000-х годов стабильно было лишь производство яиц, тогда как производство мяса было невыгодным, то сегодня многие птицефабрики мясного направления работают эффективно и получают неплохую прибыль. Конечно, ситуация остается нелегкой, во-первых, из-за высокой себестоимости производства мяса птицы, во-вторых, из-за того, что рынок насыщен дешевой импортной продукцией, которая в 1,5 раза дешевле отечественной.

Невысока в области и покупательная способность населения. С 2003 г. наблюдается тенденция поворота предпочтений среднеобеспеченных и крупнообеспеченных слоев населения от импортной к отечественной продукции. Люди готовы заплатить больше денег за качественный продукт. Потребителями импортного мяса птицы остается население с небольшим достатком.

Учитывая общее состояние рынка мяса птицы в области, обязательным условием успешной работы становится изучение рыночных возможностей птицефабрик. Как показал проведенный нами анализ, проблемой системных маркетинговых исследований в промышленном птицеводстве области занимаются недостаточно. Зачастую маркетинг не включается во внутреннюю экономическую политику хозяйств. Получается, что результативность деятельности птицепредприятий региона определяется простым соотношением цены и издержек.

На сегодняшний день ситуация меняется в положительную сторону, в частности, в ОАО «Волгоградский бройлер» значительно больше внимания стало уделяться внешнему виду произведенной продукции. Кроме того, данное предприятие в 2006 году открыло новый цех по глубокой переработке мяса птицы, который выпускает более 25 наименований продукции. Каждый сорт колбасы изготавливается в строгом соответствии с современными технологическими требованиями. В сутки здесь производится до 4 тонн готовой продукции, которая пользуется большим спросом у населения области.

Также оно вкладывает инвестиции в реконструкцию кормоприготовительного, бройлерного, убойного, консервного цехов и может в какой-то мере служить образцом организации маркетинговой службы.

Совокупность производственных и маркетинговых факторов обеспечила следующие характеристики мясного птицеводства Волгоградской области:

- емкость рынка - мясо птицы 100 тыс.т.;

- размеры производства - мясо птицы 20-29 тыс.т.

- число предприятий - 4 бройлерные птицефабрики мощностью 28 млн гол.;

- параметры харакгеристки продукции - качественные и ценовые, отличающие продукцию

различных производителей.

Однако необходимо подчеркнуть, что в большей степени достигнутые результаты работы птицефабрик определяются изменениями в аграрной политике страны в направлении ускоренного развития животноводства, в связи с чем необходимо исследовать вопрос внедрения маркетинговых принципов в деятельность предприятий данной отрасли, поскольку внешняя конъюнктура может быть чрезвычайно изменчива и в стратегическом аспекте полагаться на благоприятное ее течение не представляется реальным.

Чтобы четко определять стратегические направления формирования, организации и управления маркетинговой системой, целесообразно обозначить слабые и сильные стороны этого процесса с учетом того, что маркетинг на бройлерных птицефабриках имеет принципиальные отличия, связанные со спецификой производства продукции и ее особыми свойствами. В этой связи

главными среди сильных сторон формирования и управления маркетингом мы считаем:

- высокую долю отрасли птицеводства в мясном балансе региона;

постоянство клиентов, обеспечивающее функционирование предприятия в рынке;

- легкость приготовления диетических продуктов к употреблению;

- высокобелковость продукции отрасли птицеводства;

- оптимальность цены: мясо птицы - самое доступное для населения;

- размещение птицефабрик в близи крупных потребителей продукции.

К слабым сторонам относим:

- недостаточное число профессиональных специалистов;

- основная часть продукции продается оптом, малый объем розничной торговли;

- недостаточно широкий ассортимент продукции.

Отмечая сильные и слабые стороны формирования, организации и управления маркетинговой деятельностью, считаем, что развитие системы маркетинга на птицеводческих предприятиях просто необходимо, у птицефабрик открываются новые возможности:

- новые рынки сбыта (соседние регионы);

- расширение розничных продаж (собственная торговая сеть);

- расширение ассортимента за счет открытия новых цехов переработки продукции;

- поддержка со стороны государства и региона;

- укрепление технологической дисциплины и др.

Приоритетными направлениями, на наш взгляд, при реализации системы маркетинга должны стать:

- создание собственного брэнда на птицефабриках;

- организация, доступность и рост розничных продаж;

- развитие системы продажи продукции через органы социальной защиты (вооруженные силы, учреждения образования и здравоохранения, дома

престарелых, детские дома и приюты и др.);

- кооперация птицеводческих предприятий с производителями зерна, комбикормовыми заводами, перерабатывающими предприятиями, торговыми организациями;

- вертикальная интеграция птицеводческих предприятий по научным исследованиям и разработкам, селекционно-племенной работе и по созданию маркетинговых систем.

Библиографический список

1. Красников, А.Г. Организация маркетинга птицеводческой продукции в ре-гионе / А.Г. Красников // Аграрная наука. - 2003. - № 10. - С. 17.

2. Пошатаев, A.B. Маркетинг / A.B. Пошатаев. - М.: Колос, 2005.

3. Ранделин, A.B. Производство и рынок мяса в современных условиях / A.B. Ранделин // Научная консультация. - 2004. - №2. - с. 33.

4. Федько, В.Г., Основы маркетинга: серия «Учебники Феникса» / В.Г.Федько, Н.Г. Федько. -Ростов н/д : Феникс, 2002.

5. Фисинин, В.И., Производство мяса птицы в конце XX века: виды, структура, региональные особенности / В.И. Фисинин, В.В. Гущин // Птицефабрика. - 2006. - №2. - С. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.