Научная статья на тему 'Развитие российской экономики в условиях мирового нефтяного рынка'

Развитие российской экономики в условиях мирового нефтяного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
FUEL AND ENERGY COMPLEX / OIL MARKET / OIL INDUSTRY / SANCTIONS / REVENUES / ТОПЛИВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НЕФТЯНОЙ РЫНОК / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / САНКЦИИ / ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довтаев С. Ш., Цугаева Я. В.

Глобализация и мировой нефтяной рынок оказывают огромное воздействие на экономику национального хозяйства Российской Федерации. И это естественно, ибо на топливо-энергетический комплекс (ТЭК) РФ приходится наиболее существенная доля в общем объеме промышленности и ВВП. Топливно-энергетический комплекс является не только самым значимым и устойчивым сектором российской экономики, он производит 30% объема промышленного производства, 25% валового внутреннего продукта, более 50% доходов отечественного бюджета. Вместе с тем складывающиеся обстоятельства российского промышленного производства вынуждают разрабатывать индивидуальный подход к объемам государственного участия в различных секторах хозяйствования, задействовать всевозможные рычаги регулирования, новые модели развития и использования передового опыта зарубежных стран, и в первую очередь, в нефтегазовом секторе, на сегодня являющимся структурообразующей составляющей экономики национального хозяйства. Все это послужило поводом исследования отдельных аспектов проблемы устойчивого развития российской экономики в условиях мирового нефтяного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the Russian economy in the global oil market

Globalization and the world oil market have a huge impact on the economy of the national economy of the Russian Federation. And this is natural, because the fuel and energy complex (FEC) of the Russian Federation accounts for the most significant share in the total volume of GDP industry. The fuel and energy complex is not only the most important and sustainable sector of the Russian economy, it produces 30% of industrial production, 25% of gross domestic product, more than 50% of the national budget revenues. At the same time, the emerging circumstances of Russian industrial production force to develop an individual approach to the volume of state participation in various sectors of management, the use of various levers of regulation, new models of development and the use of best practices of foreign countries, and primarily in the oil and gas sector, which today is a structural component of the national economy. All this was the reason for the study of certain aspects of the problem of sustainable development of the Russian economy in the world oil market.

Текст научной работы на тему «Развитие российской экономики в условиях мирового нефтяного рынка»

15. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

16. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

17. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik,

1991.

18. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

19. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). Pp. 121-127.

20. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203

С.Ш. Довтаев - к.э.н., заведующий кафедрой «Экономика предприятий», ФГБОУ ВО « Чеченский государственный университет», (89286944041, [email protected]),

S.Sh. Dovtaev - Ph.D., Head of the Department "Economics of Enterprises", FSBEI of HE "Chechen State University";

Я.В. Цугаева - Магистр Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», (89286944041, [email protected]),

Y.V. Tsugaeva, Master of the Institute of Economics and Finance FSBEI of HE "Chechen State University"

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО НЕФТЯНОГО РЫНКА DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY IN THE CONDITIONS OF THE WORLD

OIL MARKET

Аннотация. Глобализация и мировой нефтяной рынок оказывают огромное воздействие на экономику национального хозяйства Российской Федерации. И это естественно, ибо на топливо-энергетический комплекс (ТЭК) РФ приходится наиболее существенная доля в общем объеме промышленности и ВВП.

Топливно-энергетический комплекс является не только самым значимым и устойчивым сектором российской экономики, он производит 30% объема промышленного производства, 25% валового внутреннего продукта, более 50% доходов отечественного бюджета.

Вместе с тем складывающиеся обстоятельства российского промышленного производства вынуждают разрабатывать индивидуальный подход к объемам государственного участия в различных секторах хозяйствования, задействовать всевозможные рычаги регулирования, новые модели развития и использования передового опыта зарубежных стран, и в первую очередь, в нефтегазовом секторе, на сегодня являющимся структурообразующей составляющей экономики национального хозяйства.

Все это послужило поводом исследования отдельных аспектов проблемы устойчивого развития российской экономики в условиях мирового нефтяного рынка.

Annotation. Globalization and the world oil market have a huge impact on the economy of the national economy of the Russian Federation. And this is natural, because the fuel and energy complex (FEC) of the Russian Federation accounts for the most significant share in the total volume of GDP industry.

The fuel and energy complex is not only the most important and sustainable sector of the Russian economy, it produces 30% of industrial production, 25% of gross domestic product, more than 50% of the national budget revenues.

At the same time, the emerging circumstances of Russian industrial production force to develop an individual approach to the volume of state participation in various sectors of management, the use of various levers of regulation, new models of development and the use of best practices of foreign countries, and primarily in the oil and gas sector, which today is a structural component of the national economy.

All this was the reason for the study of certain aspects of the problem of sustainable development of the Russian economy in the world oil market.

Ключевые слова: топливо-энергетический комплекс, нефтяной рынок, нефтяная отрасль, санкции, доходы.

Keywords: fuel and energy complex, oil market, oil industry, sanctions, revenues.

Нефтяная отрасль - есть одна из наиболее значимых составляющих российского ТЭК. Производство (добыча) нефти настолько превышает ее потребление, что и по этому показателю Россия стоит на первом месте среди нефтеперерабатывающих стран. И эта ситуация крайне неоднозначно для развития экономики национального хозяйства РФ, ибо она сопряжена с наполняемостью отечественного бюджета.

С одной стороны, это хорошо для российской экономики, с другой - получается, что темпы развития экономики РФ во многом зависят от спроса на мировом нефтяном рынке.

Далее - зависимость экономики РФ от экспорта нефти приводит к тому, что может происходить существенный спад производства в иных отраслях промышленности и АПК вследствие того, что только лишь нефтяной комплекс обеспечивает высокие поступления в бюджет страны. [10,14,18,19]

При высоких мировых ценах на нефть отмечаются также и высокие доходы в бюджет РФ (это, например, (2000 по 2008, с 2016 по 2018 гг.).

В эти указанные периоды времени государство получало широкие возможности для увеличения расходов на социальную среду, повышения заработанной платы, пенсий, стимулирования демографической ситуации. [4]

Анализ опыта формирования макроэкономических и других факторов, долговременных прогнозов развития мирового нефтяного рынка показывает, что высокий спрос на нефть - явление эпизодичное, не очень продолжительное, зависимое от множества экономических и неэкономических разнонаправленных факторов и имеет особенность - периодически снижаться и даже падать. Как это было в 2008г. Или другой убедительный пример - падение цены на нефть в 2015 г., что привело к обвалу внешнеторгового оборота Российской Федерации на треть (33,2%), в денежном выражении товарооборот был менее 531 млрд. долл.

Главная причина такого положения - обвал цены на нефть как следствие его переизбытка на мировых рынках нефти, несогласованного увеличения темпов добычи нефти со стороны стран - членов ОПЕК.

Так, например, из-за такого положения котировки на нефть упали с 55 долл. до 32 долл. за баррель, что, в частности, крайне негативно отразилось на российском руле - он превысил 70 рублей за доллар, хотя это еще недавно представлялось абсолютно не реальным.

Но такое положение также сказывается и на иностранных компаниях, корпорациях с Россией - импорт также резко падает и резкого из-за подорожания валюты...

С другой, стороны произошедшая девальвация также сильно бьёт по российскому бизнесу, касательно, например, проблемам кредитования, налогообложения и др. Напомним - еще в декабре 2017 г. ЦБ РФ была установлена повышенная ключевая ставка в размере 17%, что автоматически увеличило ставки по кредитам для хозяйственных субъектов.

Согласно отчетам Федеральной таможенной службы РФ, доходы России за счёт экспорта нефти в 2015 г. составили 89,575 млрд. долл., что на 42% меньше доходов за 2014 г. В первом полугодии 2016 г. эти показатели, соответственно, составили - минус на 31,5% и 33 млрд. долл. [1]

Ниже приведен тренд графика доходов РФ от экспорта нефти.

250

282,9

277,5

284,5

200

206,3

150

153,7

100

50

2010

2011

2012

2013

2014

2015 2016

Рис.1. Тренд графика доходов РФ от экспорта нефти Как видно из рисунка, с 2013 по 2016 гг. имеется отрицательный вектор, который обусловлен серьезным падением контрактных цен, в первую очередь, на сырую нефть - на 47%, на нефтепродукты - на 4,1% и др.

Надо отметить что Россия, помимо собственной нефти, получает импортную нефть от стран Содружества на промпереработку. (таб. 1)_

1 квартал 2016 1 квартал 2015 Март 2016 года Март 2015 года

млн. тонн млн. тонн млн. тонн млн. тонн

Добыча 138,0 131,5 47,9 45,1

Поступило на переработку 69,3 71,7 23,3 24,1

Экспорт 62,0 59,3 21,8 20,2

Доля экспорта в добыче, % 44,9 45 45,5 44,3

Как видно из таблицы 1, доходы от экспорта российской нефти в страны СНГ за рассматриваемый период составили - 5,61 млрд. долл., что, в целом, меньше соответствующих показателей 2014 г.

Помимо сильнейшей зависимости мировых котировок на нефть, на экономике России также негативно сказываются санкции США, ЕС и других стран, вследствие чего Российская Федерация лишена поставок от них современных видов продукций и технологий. В частности, ЕС запретил продавать РФ около 30 видов промышленной продукции только лишь для нефтяной отрасли, в первую очередь, это высокотехнологичное оборудование и новейшие технологии.

США также запретили поставки технологического оборудования, предназначенного для глубинной добычи - это буровые платформы, подводное оборудование, дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления и другие. [6,7] Это очень тяжелый удар по российской нефтяной отрасли, ибо здесь мы, в основном, использовали (на 80%) зарубежную технику и оборудования, которое со временем довольно быстро изнашивается и нужны запасные части, которые, в свою очередь, стали санкционными.

Специфика работы отечественной отрасли такова, что она вынуждена при разведке и даже добыче нефти использовать зарубежные нефтесервисные компании, владеющие (в отличии от российских) технологиями горизонтального бурения и гидроразрыва. Все это и другое подобное делает Россию еще более уязвимой на ближайший период.

Для выхода создавшегося тяжелого положения необходимы финансовые средства и в очень значимых объемах. В это связи, рассмотрим механизм распределения доходов от экспорта нефти, которые образуются следующими двумя составляющими:

1. Поступления в госбюджет и его распределение,

2. Доходы нефтегазовых компаний и их распределения.

Алгоритм распределения экспортных доходов отечественных компаний можно условно разбить на три

этапа:

Первый этап. Осуществляются плановые поставки нефти отечественными экспортерами в соответствии с подписанными долгосрочными договорами с учетом меняющихся цен. За поставленную нефть российские компании получают оплату в иностранной валюте, часть из которых идет на собственные нужды.

На втором этапе, в соответствии с действующим законодательством РФ, компании обязаны часть своей выручки продавать на внутреннем рынке. Именно эта часть доходов формирует основную долю предложений на внутреннем российском валютном рынке и крайне сильно воздействует на динамику курса рубля.

На последнем (третьем) этапе происходит перераспределение доходов от экспорта внутри самих нефтедобывающих компаний в виде заработной платы, технологической модернизации, социальных программ и т.д.

Государственный бюджет, в соответствии с Налоговым кодексом, формируется посредством поступления налоговых отчислений и экспортных пошлин. Также предприятия нефтяного сектора должны платить в казну акцизы и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), размеры которых определены Правительством Российской Федерации.

К числу основных экспортных пошлин относятся пошлины на:

- сырую нефть;

- бензин;

- дизельное топливо;

- на мазут, масла, смазочные материалы и т.д.

Хотя, с 2014 г. из-за обвального падения котировок на нефть, бюджет РФ формировался в очень сложной дискуссии, Правительство РФ почему-то не спешило увеличивать размеры экспортных пошлин, что очень выгодно частным компаниям.

Справедливости ради, необходимо отметить, что в сегодняшнее время Правительство РФ начало рассматривать возможные варианты развития налоговой политики нефтяных компаний, начиная от отмены экспортных пошлин при увеличениях НДПИ до увеличения экспортных пошлин. Уже произведено ряд повышении акцизов на бензин.

В 2016 году довольно резко выросли объем поступивших доходов - 9293990 млн. руб., что составило 67,6% к общему объему доходов федерального бюджета за рассматриваемый год. Бюджет был исполнен на 10896524 млн. руб. или 67,5% к общему объему расходов федерального бюджета и 66,6% к уточненной росписи.

Ка видно, за 2016 г. состоялся дефицит в сумме (-) 1575534,1 млн. руб. сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период составило 1446 578,9 млн. руб. и 128955,2 млн. руб. соответственно.

Все доходы (с 2000 -х годов) федерального бюджета были предназначены для реализации финансирования необходимых бюджетных расходов - в т. ч. на содержание государственных структур, социальной сферы, обороны и т.д.

С целью уменьшения зависимости отечественной экономики от рыночной конъюнктуры нефтяного рынка в России создали Стабилизационный фонд. Через два года он трансформировался в два самостоятельных целевых фонда - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Их источниками были поступления от экспорта нефти. Они предназначены для реализации бюджетных целей в условиях ухудшения экономической ситуации, дефицита бюджета и др. [4,8,13,17]

В ходе нашего исследования мы также занимались проблемами - насколько и как эффективно накапливаются доходы от экспорта нефти и выяснили, что кроме существующих налогов, было предложение ввести налог на сверхприбыль для нефтяных компаний, фактически имеющих сверхдоходы. Действительно, на наш взгляд, это необходимо делать, ибо в соответствии с Федеральным законом «О недрах» все полезные ископаемые являются достоянием народа [2], хотя и сей день это только на бумаге.

Бесспорно, что в условиях высоких цен на мировом рынке (очень благоприятных для российских компаний), последние должны платить более высокие отчисления. Также бесспорно и то, что в случае падения цен на нефть, компании будут освобождены от уплаты за сверхприбыль, т.к. таковой в данный период не было.

Отдельной темой является эффективность расходования доходов от экспорта нефти - они расходуются, на наш взгляд, крайне, неэффективно, ибо основная их часть всегда направляется на поддержку текущих обыденных расходов. При этом, лишь малая (недопустимая) часть доходов бюджета идет на технологическую модернизацию экономики национального хозяйства РФ, на НИОКР, на реализацию инновационных проектов, мотивацию развития высоких технологий, то есть на то, что позволит снизить зависимость отечественной экономики от «нефтяной иглы». Ведь падение котировок на нефть на мировых рынках нефти довольно сильно сказывается не только на бюджете, финансовой системе страны, но и на каждом отдельно взятом россиянине. При падении налоговых поступлений растет безработица, снижается уровень доходов населения, минимизируется покупательная способность населения со всеми вытекающими последствиями. [4,11,15,20] Именно по этой причине в обществе зреет позиция, что доходы от добычи народных полезных ископаемых распределяются крайне несправедливо. и распределяет эти доходы государство (!?).

В связи с этим, нам представляется, очень полезным и поучительным зарубежный опыт распределения доходов от продажи нефти, в частности, в Норвегии. В этой такой же нефтеперерабатывающей стране каждый житель имеет личный специальный счет, куда поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов - каждый норвежец имеет счет на 100 тыс. долл. США. Более того, при рождении каждому ребенку открывается счет в банке с 3 тыс. долл. Помимо этого еще много имеется социальных бонусов. [5]

Еще больше выплат и льгот от продажи нефти в Объеденных Арабских Эмиратах, Кувейте, Саудовской Аравии. Мы убеждены, что России есть что перенять из этого опыта таких же нефтедобыввающих стран. Надо прекратить вкладывать поступления от экспорта нефти в так называемые нефтедоллары, т. е. акций американских и европейских компаний, т.е. прекратить работать и использовать свой собственный капитал для развития экономики западных стран. Надо дать новый вектор использования нефтедолларового капитала - на модернизацию, на внедрение новых технологий, на льготное кредитование всех отраслей экономики национального хозяйства. [3,9,12,16]

По оценкам независимых экспертов, мы накануне очередного экономического кризиса и для этого утверждения есть все основания.

Так, ожидаемый коэффициент извлечения нефти (КИН) на месторождениях, поступивших в более поздний период времени, составляет менее 0,3, в то время как в мире он больше 0,4. Более того, при этом запасы нефти в высокопродуктивных месторождениях, где доступно для извлечения около 60% нефти, уже выработаны более, чем на 50%. Также ухудшает положение, что более 65% запасов нефти расположено в трудноизвлекаемых нефтяных запасах, что требует кратно высокие сложные и затратные технологии.

К тому же, отсутствует достоверная информационная база для систематического анализа ситуации, разработки сводных федеральных и региональных данных по производству и потреблению топливо-энергетических ресурсов и др.

Мы убеждены, что в условиях возрастающей конкуренции необходимо уделять основное внимание не проблемам наращивания объемов добычи нефти, а исключительно ее экономическими показателям, и, естественно, анализу конкурентоспособных российских жидких углеводородов. Это крайне необходимо, ибо производственные издержки добычи и переработки нефти неуклонно растут, что во многом, делает ее неконкурентоспособной на мировом нефтяном рынке.

При столь мизерной зарплате работников отрасли и других рублевых расходов, тем не менее себестоимость отечественной нефти остается выше, чем даже в странах, не входящих в ОПЕК. Все это негативно отражается на конкурентоспособности российской нефти.

При таком положении, тем не менее, Россия вынуждена удерживать 500-миллионный уровень нефтедобычи до 2030 года, что при складывающихся обстоятельствах является довольно тяжелой задачей.

Но, на наш взгляд, у Российской Федерации есть неоспоримые конкурентные преимущества. В первую очередь, это природный потенциал недр. Для их реализации необходимо задействовать современные методы проведения геологических исследований, изменить подходы к разработке геологогидродинамических моделей и т.п.

Не менее значимым резервом выступают открывающиеся возможности задействования остаточных запасов нефти в промытых в ходе эксплуатации пластов и участков.

Надо также изменить подход к разработке проектов - они до сих пор регламентированы документами, которые уже не пересматривались больше 50 лет, и уже не соответствуют требованиям рыночной экономики.

Все это позволит изменить сложившуюся парадоксальную ситуацию в российском нефтегазовом секторе, когда технология и техника в нефтедобыче постоянно развивается, а нефтеотдача постоянно снижается.

Источники:

1. 2.

3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009. - 82 с.

4.

67 с.

5.

с.

6.

журна. - 2014, 7.

Бюджетный кодекс Российской Федерации /электронный ресурс/ Закон РФ «О недрах» (ред. От 03. 07. 2016 г.) СПС «Консультант плюс»

Байков И.М. Прогноз развития отраслей ТЭК в мире и по основным регионам до 2030 г./М.: ИМЭМО РАН, Бобылев Ю.И. Мировой опыт налогообложения добывающей промышленности / М.: РАННХ и ГС, 2013. -Воронов К. В. Евроинтеграция Норвегии: особый курс малой страны /М.: Прогресс - Традиция. 2008 - 400

Гринберг Р.С. Как переломить складывающиеся негативные макротренды //Российский экономический №1. С. 12-18.

Конопляник А.А. О ценах на нефть и нефтяных дериватах//Экономические стратегии. - 2009. №2. - С. 2-9.

8. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгалтер-ский учет. 1986. № 12. С. 0.

9. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы// Нальчик, 1996.

10. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66). С. 606-610.

11. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

12. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

13. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве// Нальчик, 1986.

14. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями/Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152-155.

15. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.

16. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.

17. Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объедине-ниях//Нальчик, 1991.

18. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства// Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.

19. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.

20. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.

Sources:

1. The Budget Code of the Russian Federation / electronic resource /

2. The law of the Russian Federation "On the subsoil" (ed. From 03. 07. 2016) ATP "Consultant plus"

3. Baikov I.M. Forecast of development of the fuel and energy sector in the world and by major regions until 2030. / M .: IMEMO RAS, 2009. - 82 p.

4. Bobylev Yu.I. World experience in the taxation of the mining industry / M .: RANKH and GS, 2013. - 67 p.

5. Voronov KV. Norway's European integration: a special course of a small country / Moscow: Progress - Tradition. 2008 -

400 s.

6. Grinberg R.S. How to reverse the emerging negative macro-trends // Russian economic journal. - 2014. - №1. P. 12-18.

7. Konoplyanik A.A. On the prices of oil and oil derivatives // Economic strategies. - 2009. №2. - p. 2-9.

8. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. 1986. No. 12. P. 0.

9. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.

10. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 1-2 (66). Pp. 606-610.

11. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 121-127.

12. Uyanaev, B. B., Misakov, V.S. New Model of Rural Development and Ensuring Food Security of Russia // Proceedings of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

13. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

14. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.

15. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

16. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

17. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik, 1991.

18. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

19. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). Pp. 121-127.

20. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.

М.В. Зелинская - д.э.н., профессор, ЧОУ ВО Южный институт менеджмента, г. Краснодар (ЮИМ), [email protected],

М..V. Zelinskaya - Doctor of Economics, Professor, Southern Institute of management (YIM);

Ж.А. Адамян - Студент, ЧОУ ВО Южный институт менеджмента, г. Краснодар (ЮИМ), [email protected],

Z.A. Adamyan - Student, Southern Institute of management (UIM).

РОССИЯ НА ПУТИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ RUSSIA ON THE WAY TO DIGITAL ECONOMY

Аннотация. Несмотря на неоспоримые преимущества и имеющиеся проблемы на пути внедрения цифровой экономики в российскую практику, цифровизация - это новый виток развития не только отдельных отраслей, но и всей экономики. В условиях отечественной действительности очевиден комплекс мер, необходимый для достижения эффективной цифровизации в стране: совершенствование нормативной базы осуществления экономических процессов; активная работа государства и бизнеса по внедрению и эволюции информационных технологий в разнообразные сферы жизнедеятельности; ориентация образовательного сообщества на подготовку квалифицированных IT-кадров.

Ключевые слова: экономика, обмена информацией, цифровизация, ставки НДС, онлайн-кассы, электронно-цифровая подпись, цифровое телевидение, образовательное пространство, человеческий капитал, качество знаний.

Annotation. Despite the undeniable advantages and existing problems on the way to the introduction of the digital economy in the Russian practice, digitalization is a new round of development not only of individual sectors, but also of the entire economy. In the conditions of the domestic economy, a set of measures to achieve effective digitalization in the country is obvious: improvement of the regulatory framework of the Russian Federation; active work of the state and business on the introduction and evolution of information technologies; orientation of the educational community to the production of qualified IT-personnel.

Keywords: economics, information sharing, digitalization, VAT rates, online cash registers, digital signature, digital television, educational space, human capital, quality of knowledge.

1. Введение

Современная экономика не может функционировать без цифровизации общества, коммерческой деятельности и государства. Следовательно, ее развитие заключается в интенсификации процессов внедрения цифровых отношений на все ступени активности ее участников - от личных до государственных. Одним из встроенных в цифровую экономику сегментов являются электронные артели обмена информацией, их общедоступность, а также наличие правового фундамента и готовности субъектов управления страной принимать участие в информационном взаимодействии. [10, 13, 14]

По прогнозам научного экономического сообщества, 2019 год должен стать «цифровым» для Российской экономики. Это обусловлено рядом формаций. Прежде всего, с 1 января 2019 года вступил в силу массив нормативных актов и изменений, прямо, либо косвенно затрагивающих экономическое благосостояние РФ:

1. Нововведения в отношении Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

2. Переход с аналогового на цифровое телевидение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. N 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы»;

3. С 1 января 2019 года запрещено формирование электронной подписи с помощью ключей ЭП ГОСТ Р 34.10-2001;

4. Структурная реформация Минобрнауки и первые шаги к реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

А в силу того, что цифровая экономика не может быть обособлена от общественного развития и государства, перечисленные новации и прямо и косвенно повлияют на темпы нашего экономического роста [12].

2. Прямое влияние экономических инструментов на темпы цифровизации РФ.

2.1. Повышение ставки НДС и изменение конъектуры рынка.

На рубеже 2019 года наблюдались многочисленные споры о том, как именно будет вести себя федеральная налоговая служба и налогоплательщики при повышении ставки НДС на 2 пункта, с 18 % до 20 %. В данном вопросе поднимались проблемы как налогового, так и технического характера реализации этого нововведения на практике [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.