УДК 378.147 ББК 74.48
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: опыт применения инновационных образовательных технологий у студентов-журналистов
I А.В. Чутчева
Аннотация. В статье представлен вариант реализации компетент-ностного подхода в учебном процессе с использованием инновационных образовательных технологий, апробированный автором в 2018/2019 учебном году в Алтайском государственном университете. Цель публикации —распространение среди педагогов высших учебных заведений опыта по разработке и внедрению инновационных методик преподавания у студентов, обучающихся по направлению «журналистика». Суть педагогической инновации, предложенной автором, заключается в комплексном использовании на занятиях по дисциплине «Основы журналистской деятельности» трех типов инновационных технологий: интегрального обучения, мультимедийной проектной деятельности, имитационного моделирования. В статье содержатся примеры авторских тренингов развития творческого потенциала у студентов, сценарии деловых игр, задания для самостоятельной мультимедийной работы. Согласно полученным результатам, эффективность формирования профессиональных компе-46 тенций у будущих журналистов существенно увеличивается.
Ключевые слова: инновационная педагогика, компетентностный подход, интегральная технология, мультимедийная проектная технология, имитационное моделирование, профессиональные компетенции, журналистское образование.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES: EXPERIENCE OF USING OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AMONG STUDENT JOURNALISTS
I A.V. Chutcheva
Abstract. The article presents a variant of implementation of competence approach in educational process using innovative educational technologies, which was tested by the author in 2018/2019 academic year in Altai State
University. The purpose of the publication is to disseminate experience in development and implementation of innovative teaching methods for students studying in the field of "journalism" among teachers of higher educational institutions. The essence of the pedagogical innovation proposed by the author is integrated use of three types of innovative technologies in classes on the subject "Fundamentals of journalism": integral learning, multimedia project activity, simulation modeling. The article contains examples of the author's trainings for development of creative potential of students, scenarios of business games, tasks for independent multimedia work. According to the results obtained, effectiveness of professional competencies formation in future journalists is significantly increased.
Keywords: innovative pedagogy, competency-based approach, integrated technology, multimedia project technology, simulation modeling, professional competencies, journalistic education.
Разработка, апробация и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий — одно из ведущих направлений деятельности современных образовательных учреждений. Алтайский государственный университет, получивший статус «Опорного университета региона», является локомотивом, движущей силой этого процесса в Алтайском крае. На Факультете массовых коммуникаций, филологии и политологии более 30 лет осуществляется подготовка по направлению «Журналистика». Переход в 2019/2020 учебном году на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3++) обязывает профессорско-преподавательский состав к применению в своей педагогической практике современных методов и технологий обучения студентов.
«Инновационная педагогика» предполагает трансформацию всего образовательного процесса. Как правило, речь идет о трех подгруппах инноваций: технико-технологические инновации (модернизация обо-
рудования и технологий); организационные инновации (изменения целей образовательных учреждений и средств их достижения); социальные инновации (формирование новой культуры общения между студентом и педагогом, изменение норм и ценностей, регулирующих их поведение) [1, с. 9-10].
В 2018/2019 учебном году рабочая программа дисциплины «Основы журналисткой деятельности», предназначенная для обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика», профиль подготовки: «Универсальная журналистика», была реструктурирована. В течение двух семестров студенты второго курса осваивали учебную программу с активным применением инновационных образовательных технологий под руководством автора данной научной статьи.
В качестве отправной точки был выбран компетентностный подход, как наиболее отвечающий требованиям подготовки будущих работников СМИ. В современных медиа вы-
47
48
пускники по направлению «Журналистика» оцениваются не по сумме усвоенной учебной информации, а по умению «реализовать свои способности в решении поставленных задач, ... овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям деятельности, . самостоятельно и оперативно получать дополнительные знания, необходимые для решения каждой конкретной задачи» [2, с. 188-189].
Миссия педагогической инновации формулировалась следующим образом — формирование конкурентоспособной, критически мыслящей, профессионально ориентированной личности, осознающей свою социальную ответственность перед обществом при выполнении журналистского долга. А целью являлось эффективное формирование следующих профессиональных компетенций: 1) способность базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатек-стов; 2) способность ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) [3].
В отличие от «традиционных» методов и форм работы на учебном занятии, комптентностный подход предпо-
лагает разворот на 180 градусов в целевых установках педагога. Любые виды задач, творческих заданий необходимы не для закрепления знаний и умений, а наоборот «сами знания и умения являются результатом деятельности по решению задач» [4].
Поэтому проектируя учебную программу, практические занятия и самостоятельную работу студентов, педагог руководствовался следующими целевыми установками:
1. Организовать работу студентов на лекционных занятиях используя интегральную технологию обучения, направленную на развитие творческого, креативного, нестандартного мышления у студентов.
2. Практические занятия проводить с использованием технологии имитационного моделирования, которая позволяет: а) актуализировать изученный на лекциях материал в своей журналистской работе; б) развивать готовности применять инновационные подходы при создании ме-диатекстов в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической); в) формировать активную гражданскую позицию по ключевым социально-политическим и экономическим проблемам в современной России.
3. Ключевое значение в учебном плане уделить самостоятельной работе студентов, построенной в форме проектной деятельности. В течение каждого семестра студентам предлагается создать / реализовать от 3 до 5 медийных, мультимедийных проектов (индивидуально или в микрогруппах). Например, 1) напишите эссе о взаимовлиянии и взаимодействии публицистики, политики и
гражданского общества при решении острых социальных проблем в современной России; 2) создайте мультимедийный лонгрид на платформе Tilda по актуальной журнал листской теме; 3) организуйте видеосъемку на практическом занятии, а затем смонтируйте небольшой видеосюжет (5-10-20-минутный).
4. Мониторинг интеллектуального развития каждого студента осуществлять при помощи балльно-рей-тинговой системы. За каждый вид работы предусмотрено получение определенных баллов, активная и плодотворная работа обучающихся в течение семестра гарантирует в период итоговой аттестации по дисциплине получение высокой положительной оценки. Кроме этого, предусмотрены «бонусные» баллы за:
1) журналистские публикации /сюжеты в региональных (муниципальных) СМИ, опубликованные / вышедшие в эфир в течение учебного семестра;
2) выступление с докладом на научной конференции по темам курса;
3) публикацию научной статьи по темам курса. Признание профессиональным / научным сообществом результатов деятельности студента позволяет говорить о приобретении им профессиональных компетенций.
Интегральная технология обучения была разработана В.В. Гузее-вым, она сочетает в себе «личностно-деятельностный подход к дидакто-центрическим, позволяя обеспечить развитие личности на базе хорошо усвоенного материала» [5, с. 19]. И хотя первоначально технология интегрального обучения предназначалась для школы, ее применение в высших учебных заведениях вполне оправдано [6]. Таким образом, рабо-
та на лекционных и практических занятиях ведется со студентами по трем ключевым направлениям:
• Первое направление — это психологические тренинги и деловые игры (имитационное моделирование), развивающие креативность мышления и творческий потенциал. Студентам предлагаются экпериментальные, нестандартные формы занятий: «Интервью у Владимира Путина о свободе прессы», ток-шоу о проблемах современной журналистики, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на знание основных терминов по дисциплине; деловая игра: «Создание нового СМИ в городе Барнауле».
• Второе направление — производство медийного продукта (проектная деятельность). Это может быть мультимедийная презентация по темам курса, подготовка журналистской публикации для интернет-издания, мультимедийного лонгрида, видеозарисовки, радиопрограммы.
• Третье и главное направление, профессия журналиста — это командная работа, поэтому все зада- -п ния предполагают работу в микро- 49 группах — командах по 5 человек. Только совместными усилиями можно создать качественный журналистский продукт. Единственное исключение — это публицистические эссе — колонки, их студенты пишут индивидуально, формируя таким образом критическое мышление и свой уникальный авторский стиль.
Основа технико-технологических инноваций — это модернизация оборудования и материальных ресурсов. Для успешной реализации инновационного педагогического подхода по дисциплине «Основы журналистской деятельности» потребовались:
50
1) учебные аудитории, оборудованные мультимедийной техникой (интерактивная доска, проектор, ноутбук / персональный компьютер);
2) программное обеспечение для подготовки медийных проектов: пакет Microsoft Office, программа для создания лонгридов Tilda и др.;
3) оборудование для видеосъемки, монтажа и создания радиопрограмм (Учебная телерадиостудия «Алтайского государственного университета»).
Одним из ключевых «ресурсов» стали методики изучения и развития творческого мышления студентов, их литературных способностей, психологической готовности, предложенные следующими авторами: Клас Тур [7], Джой Пол Гилфорд, Элис Пол Торренс, М.В. Попова, Е.С. Дорощук [8], Е.Е.Туник, Д.Б. Богоявленская, Т.А. Ба-рышева, В.Т.Рындак, А.В.Москвина, Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина, О.С. Силантьева [9]. На их основе были разработаны тренинги, их основной задачей являлась активизация творческой работы студентов на лекционных и практических занятиях.
Примеры творческих
и психологических тренингов
1. «Публичная речь». На лекционном занятии студентам дается слово (термин, понятие), без подготовки, экспромтом желающие могут выступить по следующему плану: 1) какие ассоциации вызывает; 2) значение термина в исторической ретроспективе; 3) актуализируйте слово (термин, понятие) для нашей современности, нашего города.
2. «Осмысление». Студентам на занятии выдается несколько журналистских текстов (публицистических по своей сути) и дается задание для
работы в микрогруппах: тема (о чем текст?), зачем он был написан (идея текста), какие художественные приемы были использованы, образность языка, последовательность изложения, актуальность текста для современности, привести наиболее яркие цитаты из текста. После обсуждения идет презентация прочитанных текстов для группы в целом.
3. «Работа с целевой аудиторией». Студентам предлагается описания двух разноплановых персонажей и задания: 1) Попробуйте придумать не менее пяти тем для каждого из представленных персонажей. 2) Можно ли сформулировать темы, которые будут пересекаться в зоне внимания данных персонажей? 3) Предложите сценарии медиапотребления, характерные для данных персонажей. 4) Как особенности их медиапотребления должны повлиять на структуру вашего материала и выбор технологий, с помощью которых вы будете реализо-вывать свой журналистский проект?
4. «Перевоплощение». Отработка техники интервью. Студенту (преподавателю, приглашенному журналисту) предлагается войти в роль и изобразить: «ракушку» (крайне стеснительного человека, которого сложно вызвать на откровенный разговор и раскрыть его), «водопад» (обрушивает поток слов на интервьюера после каждого вопроса), «мыло» (постоянно ускользает от ответа), «клоуна» (каждый вопрос журналиста превращает в шутку), «бюрократа» (отвечает канцеляризмами и чрезвычайно запутанно), «эксперта» (использует без конца сложные термины, непонятные широкой публике), «вельможу» (смотрит свысока на интервьюера, пытается воспитывать его).
5. «Словесно-звуковое творческое мышление студента-журналиста». Работа с интершумами, применяемыми в радиожурналистике. Длительность звучания каждого из звуков не более 30 секунд. Примеры интершумов: «Пожарная сирена», «Крики на стадионе, забитый гол», «Деревенская атмосфера», «Заводская атмосфера», «Огонь в лесу». Студентам предлагается прослушать звук и написать текст, который мог бы сопровождаться этим интершумом. Критерии оценки: количество вариантов; разнообразие идей; оригинальность и новизна идей; детализация (разработанность) образов.
Показатели эффективности
педагогической инновации
Основным показателем эффективности реализуемого педагогического подхода является достижение цели и миссии проекта. Оценка эффективности педагогической деятельности осуществляется по 5 критериям:
1. Объем и качество знаний, усвоенных студентами при изучении учебной дисциплины (проверяется при помощи тестирования и во время итоговой аттестации по дисциплине).
2. Приобретение студентами практических умений и навыков по созданию медийного продукта (оценивается портфолио каждого студента, количество и качество его авторских работ, проектов).
3. Интеллектуальное, творческое, психологическое развитие студента (студенты пишут эссе — самоанализ «Я и мое представление о творческой деятельности журналиста», проходят психологические тесты на уровень творческого потенциала и тест на литературно-творческие способности).
4. Умение применять теоретические знания по дисциплине в своей практической деятельности (для этого разработаны следующие критерии оценки медийной работы «эссе»: 1) оригинальность заголовка, его соответствие тексту эссе, 2) правильность оформления, 3) уровень эрудированности (наличие цитат, ссылок на литературные произведения, знаний исторических фактов и т.д.); 4) наличие языковых выразительных средств в тексте (эпитеты, метафоры, языковая игра и т.д.); 5) авторский стиль, особенности подачи материла, ироничность и т.д.
5. Способность студентов работать в коллективе (команде) — это один из основных показателей эффективности всего процесса обучения (оценивается по качеству медийных, мультимедийных проектов, подготовленных микрогруппами, причем студенты в сопроводительном документе описывают вклад каждого участника и основные трудности с которыми пришлось столкнуться при совместной деятельности).
Основные результаты реализации 51
компетентностного подхода
1. Вовлеченность студентов в учебный процесс и их заинтересованность: на лекционных занятиях более 70% присутствующих активно участвуют в дискуссиях и выполняют задания преподавателя, на практических занятиях — более 90% присутствующих (явка студентов более 95% от контингента на все занятия).
2. Подготовка медийного продукта каждым студентом в микрогруппах и индивидуально. Для будущих журналистов умение создавать контент в различных форматах и жанрах является одной из глав-
ных профессиональных компетенций. Примеры созданных медийных проектов: а) журналистская публикация для интернет-издания в жанре портретная зарисовка / репортаж с места событий / журналистский эксперимент / опрос общественного мнения (материал оформляется по схеме: заголовок, лид, фото (картинки), текст; лучшие работы размещаются в студенческих СМИ Алтайского госуниверситета); б) проект: «Социальные сети и виральность контента» (работа для микрогрупп (3-5 человек) по публикациям в социальных сетях; предлагается 2 варианта выполнения задания: 1) студенты сами «запускают» в соцсеть информационное сообщение, а затем анализируют его «ви-ральность» (вирусное распространение, количество комментариев, лай-ков и репостов); 2) студенты анализируют виральность двух-трех разноплановых информационных сообщений, вызвавших резонанс; в выводах даются комментарии: что способствует виральности, как ее достичь (самые простые и самые сложные спосо-52 бы), насколько трудна / легка работа журналиста в социальных сетях).
3. Отработка навыков коммуникации, межличностного и межгруппового общения во время деловых игр, психологических тренингов и подготовки медийных проектов. Например, А) сценарный план деловой игры «Участие журналиста в планировании и выпуске СМИ». Группа студентов делится на 4 редакции. Каждой выдается карточка с типологическими характеристиками СМИ. Задания: 1. Придумать название своего СМИ, 2. Сформулировать миссию вашего масс-медиа, 3. Написать: кто целевая аудитория вашего СМИ, ос-
новные рекламодатели, 4. Составить набор Рубрик 5. Продумать тематический план на год с «гарантированными темами» и «циклическими публикациями», 6. Предложить свою Информационную повестку дня на сегодняшнее число. Б) Сценарный план деловой игры «Терроризм и СМИ». Студенты делятся на 5 групп: журналисты, террористы, заложники, военные (группа захвата) и переговорщики от властных инстанций. Каждая группа готовит небольшое «заявление» с требованиями. Эти «заявления» поочередно зачитываются. Затем, идет обсуждение и оценка — насколько корректно были составлены заявления, какая реакция бы последовала на них, чем бы закончилась данная конфликтная ситуация. В) Сценарный план деловой игры: «Создание нового СМИ в городе Барнауле». Студенты делятся на команды по 5-7 человек и им предлагается обсудить концепцию нового СМИ для города Барнаула. Задания: 1) придумать название, 2) указать четкие типологические характеристики, миссию и целевую аудиторию; 3) рентабельность издания, источники дохода, 4) основные маркетинговые приемы для его продвижения на рынке; 5) тематические разделы и формы визуализации контента.
4. Качество и объем усвоенных знаний. Во время зимней сессии (январь 2019 года) успешно сдали экзамен по «Основам журналистской деятельности» на оценки «отлично» и «хорошо» 38 студентов из 47. В июне предстоит итоговая аттестация, по предварительным результатам балль-но-рейтинговой системы более 2/3 студентов будут претендовать на оценки «отлично» и «хорошо».
5. В июне-июле 2019 года студентам предстоит летняя производственная практика. Ее результаты можно будет проанализировать осенью 2019 года и сделать выводы об умении студентов применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
Выводы
Подготовка будущих журналистов — процесс творческий. Одна из главных задач любого педагога, занимающегося подготовкой будущих кадров для медийного сектора — каждое лекционное и практическое занятие превращать в со-творчество преподавателя и его студентов, в увлекательную интеллектуальную игру, испытание креативных возможностей; создавать условия для личностного роста и
развития будущих медиапрофессио-налов, их аналитических способностей и критического мышления.
Компетентностный подход не предполагает «завершенности», «статики», это динамично развивающийся проект, в котором технологии обучения сохраняются, а конкретные формы и сценарии работы могут трансформироваться, видоизменяться, эволюционировать. Каждый преподаватель может предложить свои варианты реализации данных методик. Принципиально другое: у студентов, работающих над приобретением профессиональных компетенций, повышается мотивация к обучению и появляется способность применять полученные в университете знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Паршукова, Г.Б. Инновационная педагогика: современный культурный смысл // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 9-13.
Левашова, Е.А. Формирование профессиональных компетенций бакалавров изобразительного искусства и дизайна // Преподаватель XXI век. 2018. № 4. С. 186-195. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2019).
Гузеев, В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. URL: http://www.lyceum88.ru/togis-pk.pdf (дата обращения: 02.04.2019).
Воронина, Е.В., Рындина, Ю.В., Кунгурова, И.М., Долженко, С.Г., Юринова, ЕА., Пахотина, С.В. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в вузе (монография). М.: Scientific magazine «Kontsep», 2013. 184 с.
Лаврентьев, Г.В., Лаврентьева, Н.Б., Неудахина, Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2). URL: http://www2. asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch5/glava_5_0.html (дата обращения: 02.04.2019).
Клас, Тур. Книга идея для преподавателей журналистики / пер. со швед. В. Менжун. М.: МедиаМир, 2006. 160 с.
Дорощук, Е.С. Основы журналистской деятельности. Модуль 1. Основы журналистской творческой деятельности: Деятельностная модель журналистики. Сетевое учебно-методи-
53
ческое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. 79 с. 9. Тесты для журналистов, редакторов, медиаменеджеров и других людей мира медиа. URL: http://sila.media/tests/ (дата обращения: 02.04.2019).
REFERENCES
54
Doroshchuk Ye.S. Osnovy journalistskoy deyatelnosti. Modul 1. Osnovy journalistskoy tvorches-koy deyatelnosti: Deyatelnostnaya model journalistiki. Setevoye uchebno-metodicheskoye poso-biye dlya studentov otdeleniy i fakultetov journalistiki. Kazan, Kazanskiy (Privolzhskiy) federal-nyy universitet, 2012. (in Russian).
Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu pod-gotovki 42.03.02 Zhurnalistika (uroven bakalavriata), utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2014 g. No. 951, available at: http://base.con-sultant.ru (accessed: 02.04.2019). (in Russian).
Guzeyev V.V. Obrazovatelnaya tekhnologiya TOGIS-PK, available at: http://www.lyceum88.ru/ togis-pk.pdf (accessed: 02.04.2019). (in Russian).
Klas Ture Kniga ideya dlya prepodavateley journalistiki. Tr.V. Menzhun. Moscow, MediaMir, 2006. (in Russian).
Lavrentyev G.V., Lavrentyeva N.B., Neudakhina N.A. Innovatsionnyye obuchayushchiye tekh-nologii v professionalnoy podgotovke spetsialistov (chast 2), available at: http://www2.asu.ru/cp-pkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch5/glava_5_0.html (accessed: 02.04.2019). (in Russian). Levashova Ye.A. Formirovaniye professionalnykh kompetentsiy bakalavrov izobrazitelnogo iskusstva i dizayna, PrepodavatelXXI vek, 2018, No. 4, pp. 186-195. (in Russian). Parshukova G.B. Innovatsionnaya pedagogika: sovremennyy kulturnyy smysl, Sibirskiy peda-gogicheskiy zhurnal, 2012, No. 8, pp. 9-13. (in Russian).
Testy dlya journalistov, redaktorov, mediamenedzherov i drugikh lyudey mira media, available at: http://sila.media/tests/ (accessed: 02.04.2019). (in Russian).
Voronina Ye.V., Ryndina YU.V., Kungurova I.M., Dolzhenko S.G., Yurinova Ye.A., Pakhotina S.V. Innovatsionnyye tekhnologii prepodavaniya inostrannykh yazykov v vuze (monografya). Moscow, Scientific magazine «Kontsep», 2013. (in Russian).
Чутчева Анастасия Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и практики журналистики, факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии, Алтайский государственный университет, [email protected] Chutcheva A.V., PhD (Philology), Senior Lecturer (Docent), Department of Theory and Practice of Journalism, Faculty of Mass Communication, Philology and Political Science, Altai State University, [email protected]