Научная статья на тему 'Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление'

Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5980
1044
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / DIGITAL-СТОРИТЕЛЛИНГ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / ЖУРНАЛИСТСКИЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / НАРРАТИВ / ЛОНГРИД / STORYTELLING / DIGITAL STORYTELLING / MULTIMEDIA STORYTELLING / JOURNALISTIC STORYTELLING / NARRATIVE / LONGRID

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова С. И., Енбаева А. П., Исакова Т. Б.

Статья формирует целостное представление о сторителлинге в интернет-СМИ. Сторителлинг помещается в контекст технологических изменений, приведших за последние несколько десятилетий к кардинальным трансформациям медиасферы, заставившим пересмотреть принципы медиакоммуникации и характеристики медиапотребления. Рассматриваются качественные характеристики мультимедийного сторителлинга, его преимущества и форматы (лонгрид, вебдок, мультимедийный спецпроект). Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать его основные положения и выводы в учебном процессе и в научной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов медианаправлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA STORITELLING - THEORETICAL UNDERSTANDING

The article forms a holistic view of storytelling in online media. Storytelling is placed in the context of technological changes that have led to dramatic transformations of the media over the past few decades, forcing to revise the principles of media communication and characteristics of media consumption. The qualitative characteristics of multimedia storytelling, its advantages and formats (longrid, webdock, multimedia special project) are considered. The practical significance of the study is due to the possibility of using its main provisions and conclusions in the educational process and in the scientific activities of students, undergraduates and graduate students of media directions.

Текст научной работы на тему «Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление»

УДК: 070

ББК: 80; 76,0

Симакова С.И., Енбаева А.П., Исакова Т.Б.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

ОСМЫСЛЕНИЕ

Simakova S.I., Enbaeva A.P., Isakova T.B.

MULTIMEDIA STORITELLING - THEORETICAL UNDERSTANDING

Ключевые слова: сторителлинг, digital-сторителлинг, мультимедийный сторител-линг, журналистский сторителлинг, нарратив, лонгрид.

Keywords: storytelling, digital storytelling, multimedia storytelling, journalistic storytelling, narrative, longrid.

Аннотация: статья формирует целостное представление о сторителлинге в интернет-СМИ. Сторителлинг помещается в контекст технологических изменений, приведших за последние несколько десятилетий к кардинальным трансформациям медиасферы, заставившим пересмотреть принципы медиакоммуникации и характеристики медиапотребления. Рассматриваются качественные характеристики мультимедийного сторителлинга, его преимущества и форматы (лонгрид, вебдок, мультимедийный спецпроект). Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать его основные положения и выводы в учебном процессе и в научной деятельности студентов, магистрантов и аспирантов медианаправлений.

Abstract: the article forms a holistic view of storytelling in online media. Storytelling is placed in the context of technological changes that have led to dramatic transformations of the media over the past few decades, forcing to revise the principles of media communication and characteristics of media consumption. The qualitative characteristics of multimedia storytelling, its advantages and formats (longrid, webdock, multimedia special project) are considered. The practical significance of the study is due to the possibility of using its main provisions and conclusions in the educational process and in the scientific activities of students, undergraduates and graduate students of media directions.

Трудно не согласиться с мнением А.В. Полонского, который констатирует, что «современность, как бы мы ее ни называли - информационной, цифровой, постиндустриальной, постлитературной, постмодернистской или даже «пере-пост-модернистской» < ...> - это исключительно массмедийный проект, то есть проект нацеленных на обеспечение процесса массовой коммуникации медиа (масс-медиа)»1. Продолжая свою мысль, ученый, занимающийся исследованием средств массовой коммуникации как ведущего, доминантного субъекта функционирования современного со-

1 Полонский А.В. Массмедийность как категория дискурса и текста // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: I междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 1-4 апр. 2014 г.: сб. науч. работ. - Белгород: Белгород. ун-т, 2014. - С. 110.

циума, отмечает, что массмедиа сегодня представляют собой безальтернативное условие и способ жизни современного человека. Полонский подчеркивает: «Сегодня мы начинаем по-настоящему осознавать, что масс-медиа < ...> стали ключевым, статусным контекстом, где обретают свои культурные и идеологические формы все социальные процессы, где разрабатываются актуальные модели социальной идентичности, где определяется характер доминантных смысловых и идеологических векторов общественного сознания»2. В этих условиях все большую популярность приобретает

2 Полонский А.В. Массмедийность как категория дискурса и текста // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: I междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 1-4 апр. 2014 г.: сб. науч. работ. - Белгород: Белгород. ун-т, 2014. - С. 111.

сторителлинг. «Сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества, а потому активно используется в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. Огромным потенциалом обладает сегодня сторителлинг в медийной сфере»1.

Популярность сторителлинга в ме-диасреде можно объяснить совокупностью факторов: во-первых, упадком так называемых «больших повествований» (или мета-нарративов в терминологии Ж.Ф. Лиотара) - идеологий, учений, объяснительных систем - и переходом к «малым нарративам», приватным, частным историям, к которым потребитель эпохи постмодернизма испытывает гораздо больше доверия; во-вторых, возвращением к синкретизму и дорацио-нальности за счет распространения новых каналов коммуникации (телевидения - о чем говорил еще М. Маклюэн, сети интернет), помещающих медиапотребителя в те же условия, в которых он находился в до-письменную эпоху, только с еще большим арсеналом возможностей потребления информации. В этих условиях фигура журналиста как рассказчика, современного сказителя, вооруженного ультрасовременными гаджетами, приобретает поистине мифологические масштабы и степень влияния на сознание зрителя / читателя / слушателя.

Цель данной статьи: уточнение понятия «мультимедийный сторителлинг», его преимуществ и форматов.

Всплеск интереса к сторителлингу в России стал очевиден в 2012 году, после появления мультимедийного лонгрида «Snow Fall» («Снегопад»), созданного командой «The New York Times». Вызвав невероятный ажиотаж в медиасообществе, этот формат был принят на вооружение самыми разными интернет-СМИ во всем мире (например, «The Guardian», «BuzzFeed» и т. д.). Активно начали экспериментировать с мультимедийными лонгридами и в Рос-сии»2. Так появились «Земля отчуждения»

1 Енбаева, А.П., Топчий, И.В. Сторителлинг -тренд современной журналистики // Медиасреда: науч. журн. - Челябинск, 2018. - № 2. - С. 29.

2 См. подробнее: Симакова С.И., Исакова Т.Б.

(«КоммерсантЪ»), «Ад Беслана. Взгляд изнутри» («Аргументы и факты»), «Дни затмения» (Lenta.ru), «Вежливые люди» («Meduza») и проч. В ответ на столь богатую на мультимедийные лонгриды журналистскую практику было инициировано научное осмысление сноуфоллов и стори-теллинга как технологии их создания.

Однако необходимо признать, что сторителлинг появился гораздо раньше мультимедийных лонгридов. Первые истории начинают публиковаться вместе с рождением средств массовой информации, но привычный нам облик журналистика, основанная на сторителлинге, обретает ближе к прошедшему веку. Так, в американской журналистике уже в начале XX века журна-листы-макрейкеры (вроде Аптона Синклера и Джейкоба Рииса) «оформляли свои тексты в более повествовательном ключе, нежели было свойственно тогдашней газетной журналистике», а концептуализированная Томом Вулфом «новая журналистика» и вовсе зафиксировала расцвет нарративных форм в западной массмедийной традиции 19601970-х гг. . К слову, в США уход «новой журналистики» на периферию журналистского творчества не означал смерть literary (литературной) / narrative (нарративной) / longform («длинной») journalism (журналистики), которая продолжала оставаться одним из самых почетных направлений в журналистской работе4. Становление и развитие интернета привело к появлению многочисленных страхов за судьбу сторителлинга в СМИ, однако, как мы знаем, ничего катастрофичного с «литературной» журналистикой не произошло. Более того, она получила дополнительный импульс развития.

В отечественной традиции сторител-

Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов // Вестн. Волжского университета им. В. Н. Татищева. Филологические науки.-Тольятти, 2017. - № 3 (24), том 2. - С. 255-267.

3 См. подробнее: Горбачев А. Нарративная журналистика в России (возможный) очерк истории // Контрапункт. - 2017. - № 8. - URL: http://www. counter-point.org/wp-content/uploads/2017/08/ gorbachev_ counterpoint8.pdf

4 Горбачев А. Нарративная журналистика в России (возможный) очерк истории // Контрапункт. -2017. - № 8. - URL: http://www.counter-point.org/wp-content/uploads/2017/08/gorbachev_counterpoint8.pdf

линг также не является чем-то абсолютно новым. Так, анализируя мультимедийные лонгриды, А.А. Золотухин и Ю.Н. Мажари-на в качестве прообраза современной стори-теллинговой журналистики предложили рассматривать советскую очерковую печать, а затем, посетовав на то, что «многие российские редакции в 1990-2000 годы практически отказались от крупных жанровых форм», поскольку «посчитали бессмысленным вкладываться в производство больших, качественных, эксклюзивных журналистских произведений», констатировали, что сегодня очерк вернулся в виде лонгрида и прекрасно чувствует себя в сети!»1.

Технологии спровоцировали создание и развитие цифровых и сетевых коммуникаций, в том числе и сетевых СМИ. И журналистское сообщение, опосредованное техническими возможностями интернета как передающего канала, - это уникальное сообщение новой технологической среды. Новые технологии принципиально изменяют журналистский продукт, в том числе и сторителлинговый. Как продукт технологических перемен появился digital-сторителлинг, который представлен целым рядом относительно самостоятельных направлений, среди которых мультимедийный сторителлинг, кроссмедийный стори-теллинг и трансмедийный сторителлинг. В рамках нашей статьи остановимся на мультимедийном сторителлинге.

Мультимедийный сторителлинг - повествовательно является все той же историей со своим героем, сюжетом, выстроенной драматургией. Однако от традиционного стори-теллинга его существенно отличает мультимедийный «обвес». Под «мультимедиа» обычно понимается одномоментное использование различных видов контента (видео-, аудио-, фото- и интерактивного контента, а также графики, анимации, текста) в одном медиасообщении. Специфика мультимедиа заключается в синкретичности, сочетаемости предельно разных способов коммуникации, логически дополняющих и продолжающих

1 Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. - 2015. - № 2. - С. 93-94.

друг друга. По словам С.А. Шомовой, «в общем и целом мультимедиа можно понимать как сложную информационную среду, в которой различные виды и способы коммуникации, работая во благо общей цели, взаимодействуют на основе новейших - чаще всего цифровых - технологий»2.

Направления этих интеракций описывает И. Кирия, который задается вопросом, как взаимодействуют медийные языки (или способы коммуникации) и отвечает: «Во-первых, преимущественно методом дополнения: один языковой элемент, к примеру, фотолента, дополняет другой - к примеру, текст. Во-вторых, методом построения иерархии информации (менее важная информация представлена в другой форме). В третьих, методом навигации (иная форма информации в мультимедиа упрощает навигацию по информационному простран-ству)»3. Очевидно, что в одном материале может быть использовано несколько способов таких взаимосвязей. И это легко объяснимо сложной организацией подобного рода медиатекстов, включающих множественные компоненты. В частности, М.Е. Духан только в числе базовых мультимедийных элементов, использующихся в мультимедиа сторителлинге, выделяет четыре категории с целым набором подкатегорий: «изображения (фото, иллюстрация, графика, карикатура, анимация, слайд-шоу); видео (видеоиллюстрации, видеоматериалы традиционных жанров ТВ-журналистики); аудио (подка-сты, аудиоиллюстрации, аудиотекст, аудио-слайд-шоу, аудио традиционных жанров радиожурналистики); инфографика (графическое представление данных)», при этом помимо базовых, автор обозначает еще три категории мультимедийных средств: синтетические формы, игровые формы, а также мультимедийные проекты4. В таком много-

2 Мультимедийная журналистика: учебник для вузов. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - С. 38.

3 Кирия И. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. - М., 2010. - С. 18.

4 См.: Духан М.Е. Мультимедийные средства интернет-журналистики // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Студенческих научных чтений, Екатеринбург, 20 апреля 2017 г. - Екатеринбург: ИПЦ журфака ИГНИ УрФУ,

образии, полифоническом единстве грамотно организованных компонентов, работающих на выполнение общей задачи, и заключается сила мультимедийности.

Мультимедиа помогают разбить меди-атекст на смысловые блоки, структурировать материал, избавить его от монотонности, разнообразить информацию, сделать её подачу более эффектной и объемной, облегчить восприятие (например, представляя метаданные в инфографических форматах, ярко репрезентуя повседневное и обыденное или визуализируя то, что по сути своей визуальным не является, как то абстракции и проч.). «Современный человек скорее ви-зуал < ...>, а количество альтернативных коммуникационных возможностей настолько велико (есть кино, телевидение, радио, Интернет и т. д.), что ему проще бросить читать на полпути сложный текст, чем дочитывать дальше. Удержать его поможет лишь «переупаковка» части текстовой информации в визуальную или аудиовизуальную. Собственно, в такой «переупаковке» и заключается искусство создания мультимедиа. Мультимедиа, таким образом, как утверждают многие ученые, увеличивает перформативность (действенность) информации, ее коммуникативный эффект и способствует лучшему усвоению, запоминанию и главное - пониманию информации»1. Кроме того, потребитель, осваивающий мультимедийное сообщение, получает целый спектр новых возможностей, опосредованных интерактивностью мультимедийной коммуникации. Он переходит на новый уровень вовлеченности, активности, заинтересованности, когда выстраивает свой маршрут «чтения», по сути организует свою композицию, находит грани личностного измерения истории, выступая отчасти в качестве соавтора материала.

Можно сказать, что мультимедийность органична «человеческому восприятию и сознанию, которые по сути своей тоже являются «мультимедийными», благодаря возможностям анализа текстовой, графиче-

2017. - С. 136-137.

1 Кирия И. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные

СМИ превращаются в мультимедийные. - М., 2010. -С. 21-22.

ской, анимационной и звуковой информа-ции»2. Отсюда вековое стремление наших предков к многоканальности коммуникации. Ведь информация воспринимается тем легче и успешнее, чем бОльшее количество органов чувств оказывается задействовано в ее восприятии (слух, зрение, осязание, обоняние и др.). Речь + жест, письменный/печатный текст + иллюстрация (пусть самая элементарная), звук + пластика - все эти простейшие форматы мультимедийно-сти существовали задолго до появления интернета. Но лишь с прогрессом техники, компьютерных технологий и сетей, появлением глобальной паутины стала возможной интеграция в единой технологической среде множественных медийных форматов, и мультимедийность была переосознана на совершенно новом уровне. С экспроприацией медийной сферой идей конвергенции (превратившейся в медиаконвергенцию), становлением концепций мультимедийной журналистики и мультимедийного журналиста теория мультимедиа оказывается тесно переплетенной с теорией и практикой журналистики.

К слову, термин «мультимедиа» далеко не так нов, как кажется. Как известно, впервые он был применен более пяти десятилетий назад, в 60-е годы прошлого века с целью продвижения нового шоу «Light Worksat L'Oursin», вобравшего в себя кинематографические, световые, музыкальные элементы и проч., то есть использовавшего совокупность разноплановых способов воздействия на аудиторию, за счет чего и получившего право называться мультимедийным. То есть изначально «мультимедиа» было не более, чем «красным словцом», как и многие другие маркетинговые находки. Но понятие достаточно быстро прижилось, при этом постепенно расшило сферы присутствия и обросло дополнительными смысловыми оттенками. И в 1990-е - обрело свой нынешний смысл.

Применительно к сторителлингу термин «мультимедиа» удачнее всего описыва-

2 Романенко Л.Ю. Мультимедийная история как оригинальная форма повествования в современной культуре: музыкально-компьютерные и визуальные сетевые технологии // Научное мнение. -2014. -№ 11. - С. 123.

ет формула: «один продукт, одна история, один канал, множество форм контента»1. Тогда мультимедийный сторителлинг может быть обозначен как умение «представить пользователю логически связный и эмоционально обогащенный рассказ на тему, которая его интересует»2, рассказ, выстроенный из мультимедийных модулей -смысловых блоков, причем «каждый кадр, каждая деталь встраивается в медиапро-дукт»3, находит в нем своё место и обретает свое значение во взаимосвязи с другими элементами, в совокупности используемыми «для того, чтобы наиболее интересным способом рассказать ту или иную исто-рию»4, сделать повествование объемным, насыщенным, а порой, и поистине драматическим.

О. Силантьева замечает, что «люди слушают и запоминают истории не потому, что они рассказаны в формате аудио мамой вечером, а потому что за перипетиями Алёнушки интересно следить, потому что хочется узнать, кто победит - гвардейцы или мушкетеры, кем же на самом деле был тот всадник без головы», но при этом заостряет внимание на том, что «формат помогает смыслу быть рассказанным»5. То есть смысл - первичен, а мультимедийная ткань повествования - это попытка создать идеальную форму его донесения до аудитории.

1 Женченко М. Эволюция терминов «мультимедиа», «кросс-медиа», «трансмедиа» в развитии цифрового сторителлинга // Studia Medioznawcze. -2016. - №. 4 (67). - С. 114.

2 Силантьева О. Режиссура мультимедийной истории // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 158.

3 Давлетшина С.Р. «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - №2 (25). - С. 90.

4 Кононова Е., Фань Ц. Терминологический инструментарий в условиях новых медиа // Международная журналистика-2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа: материалы VII Между-нар. науч.-практ. конф., Минск, 15 февр. 2018 г. -Минск: Изд. центр БГУ, 2018. - С. 145.

5 Силантьева О. Режиссура мультимедийной истории // Как новые медиа изменили журналистику.

2012-2016. - Екатеринбург: Гуманитарный универ-

ситет, 2016. - С. 160-161.

А. Гладких еще в 2013-ом году говорил о том, что технологические мощности по большому счету перестали ограничивать вес страницы, и у дизайнеров оказались «развязаны руки на то, чтобы делать красивые сложные вещи»6. Отсюда множество экспериментов с «тяжелым» контентом, его сочетаниями, с созданием принципиально новаторских вещей, позволяющих по-новому увидеть смысловое содержание журналистского материала. С этой целью используются самые разные виды мультимедийного контента: документальные фотокадры, аудио и видеофрагменты, врезки с цифрами, цитатами, тестами и проч., но «какие бы новые форматы не появлялись: коубы или 3D-панорамы, аудиослайдшоу или голограммы, - на них будет распространяться общее требование встраиваемости в ткань мультимедийного повествова-ния»7. Каждый мультимедийный элемент должен использоваться не красы ради, а ради реализации конкретных задач автора: «мультимедийная история не «текст, обогащенный мультимедийными элементами». Яркий признак грамотного подхода к структурированию истории - из нее невозможно убрать элемент, не причинив ущерба смыслу. Это значит, что каждый структурный элемент мультимедийной истории направлен на общую цель, общую идею материа-8

ла» .

По сути мультимедийный материал, выстроенный с учетом сторителлинговых технологий должен представлять собой слаженный механизм, где каждая «шестеренка», каждый «болтик» и «винтик» работают на вовлечение медиапотребителя, удерживая его внимание с первых строчек и до конца материала и создавая эффект полного погружения в повествование. «Все ре-

6 Попова М. 8 интерактивных статей, которые меняют подход к журналистике. Эксперименты с мультимедиа и новый способ рассказывать истории // Интернет-сайт о креативных индустриях «LookAtMe». - 20. 06. 2013. - URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/interweb/193831-digital-storytelling

7 Силантьева О. Режиссура мультимедийной истории // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 161.

8 Там же. - С. 163.

сурсы, весь интерактивный потенциал и технические новшества, а также способ организации связи между модулями направлены на вовлечение пользователя в организованное автором пространство, где первый обретает относительную свободу действий, что позволяет максимально использовать собранный материал»1.

И в этом смысле здесь не может быть более важных и менее важных мультимедийных элементов. В частности, «обработке звука и музыки, служащей не только звуковым оформлением, но также оказывающей сильное эмоциональное воздействие, которое особенно усиливается при синхронизации с видеоинформацией»2, придается не менее важное значение, чем подготовке ин-фографики или поиску / созданию видео. В конечном счете, всё работает на эмоции потребителя. И с точки зрения медиапро-фессионалов, с развитием био-, гео-, тач-технологий это эмоциональное воздействие будет только усиливаться: «в нереальной реальной среде мы будем все ощущать, трогать, чувствовать, дышать, плакать, смеяться - проживать сюжет. Это будет создавать новые миры с индивидуальным сопродюси-рованием (снов ли? воспоминаний ли? теле-портаций в наше далекое прошлое и будущее?) и столкновением сюжетов прямо в виртуальной реальности»3.

Впрочем, пока такие рассуждения остаются скорее областью фантастики, нежели реальностью, нам остается вернуться к более приземленным вещам. Так, нужно отметить, что в теоретических изысканиях исследователей мультимедийный стори-теллинг периодически отождествляется со

1 Давлетшина С. Р. «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - №2 (25). - С. 90.

2 Романенко Л. Ю. Мультимедийная история как оригинальная форма повествования в современной культуре: музыкально-компьютерные и визуальные сетевые технологии // Научное мнение. -2014. -№ 11. - С. 119.

3 Качкаева А. Продюсер в цифровую эпоху //

Как это делается: продюсирование в креативных ин-дустриях. - URL: https://knigopoisk.com/files/2016/04/ kak-eto-delaetsya-prodyusiravame-v-kreativnyh-

industriyah.a4.pdf

сторителлингом визуальным, что не вполне корректно, поскольку эти словосочетания синонимами не являются. Под визуальным сторителлингом понимается рассказ истории с помощью визуальных медиа, включающих в себя фотографии, видео, анимацию, аудиофайлы и графические элементы4. То есть при таком подходе нарратив выстраивается на базе аудиовизуальных элементов, текстовая составляющая отсутствует. Следовательно, визуальный сторителлинг можно считать одним из типов мультимедийного, однако знак равенства между терминами ставить неправомерно.

Что касается «материального» предметного выражения мультимедийного сто-рителлинга, его конечного продукта, то, по мнению А.А. Колосовой, сегодня он представлен в сети «такими мультимедийными форматами, как лонгрид, web-documentary и спецпроект»5, которые открыли новую эру «длинных текстов» в журналистике. И хотя к 2018-му году волна неофитского интереса к ним несколько схлынула, материалы этих форматов периодически появляются в крупных отечественных СМИ, являясь показателем их статуса, элементом политики брендирования, маркером серьезной журналистики.

Как мы уже отмечали, интерес к современному мультимедийному сторител-лингу актуализировали мультимедиа лон-гриды (или сноуфоллы). По словам М.Н. Булаевой, «мультимедийный лонгрид - это особый формат передачи информации в интернете, основой которого является журналистский текст, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала

4 См.: Толстых В.В. Визуальный сторителлинг в мультимедийной продукции СМИ // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность: материалы V Междунар. науч.-практ. интернет-конф., г. Тамбов, 11 декабря 2017 г. - URL: http://www.tsutmb.ru/ nauka/internet-konferencii/2017/zhurnalist-v-sovr-media/3/tolstyh.pdf

5 Колосова А.А., Поплавская Н.В. Цифровые технологии в создании новых форматов медиатек-стов // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа : мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф., Варна, Болгария, 6-9 сентября 2016 г. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. - С. 39.

во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном нарративе. Это специальный коллективный мультимедийный проект редакции, посвященный конкретному событию, важной проблеме, актуальной дате, многоаспектной теме, предполагающей максимально полное изучение материала»1. Мультимедийные лонгриды строятся по законам драматургии (от экспозиции и завязки через развитие сюжета с кульминацией к развязке и эпилогу) и имеют особую структуру: материал создается на отдельной странице и представляет собой сложноорга-низованное мультимедийное «полотно» (включающее видео- и аудио-, в том числе запускающиеся в режиме автостарта, фото, инфографику, интерактивные элементы), сверстанное с использованием эффекта параллакса. То есть с одной стороны, мультимедийный лонгрид это высокотехнологичный продукт конвергентной культуры, а с другой - насыщенное, эмоциональное, авторское повествование, рассказывающее историю, от которой невозможно оторваться. Лонгрид - это эмоции (как автора, так и читателя), это впечатления, это эффект присутствия и вовлеченность аудитории.

В противовес мультимедийным лон-гридам, web-documentary или web-doc (вебдок, веб-док) обозначен в современной науке куда менее четко. По сути веб-док -это тоже мультимедийный веб-проект (в узком понимании интерактивный или мультимедийный формат документального кино), посвященный какой-либо теме, однако в отличие от мультимедиа лонгридов имеющий нелинейную структуру повествования. То есть пользователь может не просто отказаться от просмотра какого-либо элемента во время скроллинга линейного повествования, как в случае со сноуфоллом, в данном случае он строит собственный маршрут «чтения» медиатекста, самостоятельно решая, какой будет логика «его» повествования (сама структура web-documentary, имеющая множественные сюжетные линии, позволяет выбирать их, че-

1 Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. 2015. - №4. - С. 122.

редовать, компоновать в приоритетном для медиапотребителя порядке). Пожалуй, наиболее иллюстративным в этом плане, как, впрочем, и наиболее известным веб-доком в нашей стране является интерактивный фильм о раннем материнстве «Шестнадцать минус», созданный для «РИА Новости» в 2013-ом году. Однако теоретизировать можно сколько угодно, но на практике даже сами создатели мультимедийных нар-ративов не всегда адекватно определяют жанры своих медиапроизведений. Тем более конвергентная среда интернет-

коммуникации чрезвычайно синтетична, в ней редко создаются материалы в жестко заданных форматах. Сеть даёт пространство для эксперимента, которым и пользуются журналисты, поэтому четко определить формат не всегда представляется возможным.

Что касается мультимедийных спецпроектов, то это название получают чаще всего крупные имиджевые проекты средств массовой информации, на которые затрачено много редакционных сил и средств. Это всё, что выходит за рамки редакционного «стандарта», так что в этой категории запросто оказываются и мультимедийные лонгриды, и web-documentary, и благотворительные акции, и лендинги и проч. Как правило, это медиатексты, демонстрирующие мощь и значимость медийного бренда.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества, а потому активно используется в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. Огромным потенциалом обладает сегодня сторител-линг в медийной сфере. Драматургически выстроенная, стилистически «красивая», представляющая ярких героев и захватывающий событийный ряд массмедийная история, созданная в соответствии с принципами сторителлинга, прошла достаточно долгий исторический путь, переживая взлеты и спады интереса, и сегодня всё чаще оказывается представленной сложными проектами в глобальной паутине, среди которых прежде всего мультимедийные истории,

позволяющие переосмыслить сторителлин-говые практики применительно к текущему моменту - эпохе сложных визуализаций, многозадачности, интерактивности, муль-

тимедийности и т.д., то есть времени невероятных технических возможностей, дающих журналистским нарративам несравнимые с предыдущими эпохами возможности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Булаева, М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат [Текст] / М. Н. Булаева // Журналистский ежегодник. 2015. - №4. - С.121-123.

2. Горбачев, А. Нарративная журналистика в России (возможный) очерк истории [Электронный ресурс] / А. Горбачев // Контрапункт. - 2017. - № 8. - URL: http://www.counter-point.org/wp-content/uploads/2017/08/gorbachev_counterpoint8.pdf

3. Давлетшина, С.Р. «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров [Текст] / С.Р. Давлетшина // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. -№2 (25). - С. 86-92.

4. Духан, М.Е. Мультимедийные средства интернет-журналистики [Текст] / М.Е. Духан // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Студенческих научных чтений, Екатеринбург, 20 апреля 2017 г. - Екатеринбург: ИПЦ журфака ИГНИ УрФУ, 2017. - С. 136-139.

5. Енбаева, А.П., Топчий, И.В. Сторителлинг - тренд современной журналистики [Текст] / А.П. Енбаева, И.В. Топчий // Медиасреда: науч. журн. - Челябинск, 2018. - № 2. -C. 27-32.

6. Женченко, М. Эволюция терминов «мультимедиа», «кросс-медиа», «трансмедиа» в развитии цифрового сторителлинга [Текст] / М. Женченко // Studia Medioznawcze. - 2016. -№. 4 (67). - С. 113-119.

7. Золотухин, А.А. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? [Текст] / А.А. Золотухин, Ю.Н. Мажарина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. -2015. - № 2. - С. 93-96.

8. Качкаева, А. Продюсер в цифровую эпоху [Электронный ресурс] / А. Качкаева // Как это делается: продюсирование в креативных индустриях / ред. А. Качкаева, А. Новикова, Р. Юркина. - URL: https://knigopoisk.com/files/2016/04/kak-eto-delaetsya-prodyusirovanie-v-kreativnyh-industriyah.a4.pdf

9. Кирия, И. Что такое мультимедиа? [Текст] / И. Кирия // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Кач-каевой. - М., 2010. - С. 13-29.

10. Колосова, А.А. Цифровые технологии в создании новых форматов медиатекстов [Текст] / А.А. Колосова, Н.В. Поплавская // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа: мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф., Варна, Болгария, 6-9 сентября 2016 г. / отв. ред. В.В. Васильева. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. - С. 39-40.

11. Кононова, Е. Терминологический инструментарий в условиях новых медиа [Текст] / Е. Кононова, Ц. Фань // Международная журналистика - 2018: глобальные вызовы, региональное партнерство и медиа: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15 февраля 2018 г. / БГУ, Институт журналистики, Каф. зарубежной журналистики и литературы; сост. Б.Л. Залесский; под общ. ред. Т.Н. Дасаевой. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2018. - С. 143-146.

12. Мультимедийная журналистика [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Качкаева, С.А. Шо-мова, А.А. Мирошниченко и др.; под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.

13. Полонский, А.В. Массмедийность как категория дискурса и текста [Текст] / А.В. Полонский // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: I междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 1-4 апр. 2014 г.: сб. науч. работ / науч. ред.: Е.А. Кожемякин, А.В. Полонский. - Белгород: Белгород. ун-т, 2014. - С. 110-122.

14. Попова, М. 8 интерактивных статей, которые меняют подход к журналистике. Эксперименты с мультимедиа и новый способ рассказывать истории [Электронный ресурс] / М. Попова // Интернет-сайт о креативных индустриях «LookAtMe». - 20. 06. 2013. - URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/interweb/193831-digital-storytelling

15. Романенко, Л.Ю. Мультимедийная история как оригинальная форма повествования в современной культуре: музыкально-компьютерные и визуальные сетевые технологии [Текст] / Л.Ю. Романенко // Научное мнение. -2014. - № 11. - С. 117-124.

16. Силантьева, О. Режиссура мультимедийной истории [Текст] / О. Силантьева // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др.; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. -С.152-178.

17. Симакова, С.И., Исакова, Т.Б. Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов [Текст] / С.И. Симакова, Т.Б. Исакова // Вестн. Волжского университета им. В.Н. Татищева. Филологические науки.- Тольятти, 2017. - № 3 (24), том 2. - С. 255267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Толстых, В.В. Визуальный сторителлинг в мультимедийной продукции СМИ [Электронный ресурс] / В.В. Толстых // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность: материалы V Междунар. науч.-практ. интернет-конф., г. Тамбов, 11 декабря 2017 г. - URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/zhurnalist-v-sovr-media/3/tolstyh.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.