Научная статья на тему 'Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа'

Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4327
750
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОРИТЕЛЛИНГ / DIGITAL STORYTELLING / НАРРАТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анюхина Алена Михайловна

Данное исследование посвящено предпосылкам возникновения digital storytelling, оно занимается поиском элементов традиционного повествования в лонгриде и последовательно доказывает теорию связи трех родов литературы c digital storytelling. Предлагаемая статья предполагает также разбор феноменов storytelling, digital storytelling и «мультимедийный лонгрид» и указывает на различия в употреблении указанных понятий в англои русскоязычных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

УДК 070

А. М.Анюхина

Саратовский национальный исследовательский государственныйуниверситет

имени Н. Г. Чернышевского, Саратов

ФЕНОМЕН МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ЛОНГ РИДА И DIGITAL STORYTELLING

В СЕТЕВЫХ МЕДИА

Данное исследование посвящено предпосылкам возникновения digital storytelling, оно занимается поиском элементов традиционного повествования в лонгриде и последовательно доказывает теорию связи трех родов литературы с digital storytelling. Предлагаемая статья предполагает также разбор феноменов storytelling, digital storytelling и «мультимедийный лонгрид» и указывает наразличия вупотребленииуказанных понятий в англо- ирусскоязычных системах.

Ключевые слова: сторителлинг, digital storytelling, нарративность, мультимедийный лонгрид.

Способность излагать свои мысли, придумывать - одна из ключевых особенностей, которая отличает человека. Он наделен сознанием и даром речи, который необходим для передачи мыслей, в том числе и с помощью рассказывания историй. Чтобы быть частью социальной группы, ему нужно устанавливать общение с окружающим миром, анализировать увиденное, услышанное и передавать полученный опыт своим ближним, а после - потомкам. Со временем способы и формы работы с информацией меняются. На сегодняшний день широкое распространение получило такое явление, как digital storytelling, однако цель по-прежнему остаётся прежней - делиться знанием с другими людьми. Это, к тому же, главное условие существования вида.

Существует, по сути, две эволюционные причины возникновения сторителлинга, о которых пишет популяризатор науки, специалист по философии и психологии Сэм МакНерни. Во-первых, по его мнению, истории упрощают коммуникацию, выстраивая важную информацию о мире и человеке в последовательные нарративы. Они дают возможность организовать эффективный обмен информацией и принять более проработанные решения. «Мы можем смоделировать ситуацию у себя в голове и представить фатальный результат» [9], - отмечает исследователь. Во-вторых, истории помогают понять и упорядочить собственную жизнь. Человек не воспринимает ее в виде набора случайных событий, он способен видеть последствия собственных действий, находить им объяснения, а, следовательно, накапливать опыт и далее его передавать.

Во всех культурах на начальном этапе знания о мире передавались через мифологию, в священных книгах использовалась форма сказа как способ доступно донести суть содержащегося в них учения. В современном варианте это занятие стало называться сторителлингом. Итак, сторителлинг (от англ. storytelling - «рассказывание историй») - это метод последовательного изложения истории, создающий в итоге эффект вовлеченности, сиюмитности и причастности к описываемому событию у читателя/зрителя. С этой позиции к сторителлингу относится все, что обладает сюжетом (истории из жизни, интересные случаи, сказки и т. д.). Кроме того, этим термином можно обозначить неформальный способ передачи опыта, знания, инсайдерской информации.

С появлением и стремительным совершенствованием цифровой среды человек поместил в нее себя и все, что его окружает. Появился «пользователь» - образ человека в интернет-пространстве. Продолжают осуществляться синтез искусств, меняться формы и содержания, визуальная мода ежегодно или даже несколько чаще представляет новые образцы композиционных решений. Одним из подобных примеров можно считать появление и развитие мультимедиа. Кандидат искусствоведения, доцент СПбГУ Ольга Шустрова в работе «Пространство медиа искусства» определяет это понятие как «одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также возможность инте-

рактивного взаимодействия с ней» [8. С. 121]. Затем появляется новая форма сторителлинга, и, как следствие, новая форма мультимедиа - digital storytelling. Исходя из сказанного, а также из определения понятия «сторителлинг», мы можем утверждать, что это - метод последовательного изложения истории в интернет-пространстве с использованием всех современных типов медиа.

Никита Обухов в своем онлайн-курсе лекций «Дизайн в цифровой среде» рассуждает о предпосылках развития цифрового сторителлинга. Первая из них - рост популярности контент-маркетинга. Те, кто его создают, в итоге постепенно отходят от рекламы и начинают работать с the human side of life-историями. «Качественный контент становится виральным (или вирусным) и в итоге дает отдачу, которую не обеспечит никакой баннер» [3], - утверждает Обухов. Вторая и третьи - соответственно, перенасыщенность информацией и интеллектуальная революция. Пользователи стремятся к фильтрации контента, они хотят получать требуемый объем данных из одного источника, в разных форматах; восприятие информации кардинально поменялось так же, как и способ ее потребления и использования. Сторителлинг помогает структурировать массив данных, объединив их в единый нарративный поток. Последняя предпосылка, согласно информации из курса Обухова - унификация интерфейсов. Тут все просто: чтобы сообщение дошло до пользователя, дизайнеры выбирают такие тактики и визуальные решения, которые «работают» в реальном мире.

Изначально тексты публиковались по аналоговому принципу: материал помещался на страницу, разбивался на параграфы, снабжался несколькими фотографиями. По мнению создателя модульной системы для веб-публикаций TildaPublishing Никиты Обухова, «механика чтения в интернете сильно изменилась» [4]. Как замечает автор, с появлением социальных сетей увеличился поток информации, пользователи стали «фильтровать» контент и читать избирательно. В конце 2012 года ведущие редакции решили посмотреть на будущее читательского опытас другой стороны. Возникли новые способы визуализации и публикации медиатекстов, объединенные общим названием digital storytelling - методы последовательного изложения истории в интернет-пространстве с использованием всех современных типов медиа. Специалисты различных изданий разрабатывали новые версии своих порталов, предназначенные для планшетов и смартфонов, однако наибольший успех приобрел новый формат сторителлинга - интерактивная история SnowFall: The Avalancheat Tunnel Creek («Снегопад: Лавина в туннеле Крик»), созданная редакцией The NY Times, совершила в веб-паблишинге настоящую революцию.

В интернете можно найти достаточно пространства для так называемого вдумчивого чтения. Внимательного и неспешного отношения к себе требуют лонгриды - большие сложные материалы, репортажи, исследования или эссе.

Мультимедийный лонгрид (от англ. long - «длинный», read - «читать», то есть «длинный текст» или «продолжительное чтение») - история, рассказанная при помощи нескольких мультимедийных средств, а именно графиков, гиперссылок, видео, аудио, слайдшоу, слайдкастов. Он сверстан «таким образом, что, с одной стороны, каждая мультимедийная составляющая дополняет и развивает общий рассказ, с другой - недоступность или невозможность воспроизведения одного из элементов не искажает общий смысл» [2.С. 270].

Но стоит отметить, что «сторителлинг» не полностью соотносится с англоязычным storytelling. В русскоязычную профессиональную среду данное слово вошло как транслитерация нового понятия с частичным переносом значения, вероятно, под влиянием языковой и культурной интеграции. В быту его можно заменить на «рассказывание историй», «повествование». В английском же языке storytelling не относится к специальной лексике и является общеупотребительным словом.

Вот какое предсказание о будущем медиа дали продакт-менеджер крупного онлайн-проекта BuzzFeed Сабрина Маджид и директор по глобальной адаптации Милли Трэн на встрече, организованной Институтом «Стрелка» в августе этого года: «Мы не считаем, что читателям не хватает терпения на большие материалы. Объем материала абсолютно не важен, если он действительно качественный. Люди до сих пор смотрят документальные фильмы, хотя игнорируют длинные видео в социальных сетях. Это значит, что секрет не в сокращении контента, а в подходящей для него платформе. Новые технологии позволяют пользователям взаимодействовать с медиа, а не просто читать, так что потребление будет занимать больше времени, удерживать аудиторию. Лонгриды становятся все более интерактивными и вряд ли потеряют свою популярность» [1]. Данное экспертное мнение - еще один весомый аргумент в пользу того, что лонгриды в ближай-

шее время только будут набирать популярность и сохранять позицию одного из самых удачных способов представления больших массивов данных. В приведенном высказывании можно выделить три понятия, которые, на наш взгляд, являются главными характеристиками мультимедийного лонгрида - качество (сам текст, подобранная фактура, структура и композиция, верстка и дизайн), уровень взаимодействия с читателем и выбор платформы.

Нам представляется, что, помимо изобразительно-выразительных, а также языковых средств и приемов, важным пунктом в понимании читателем смысла журналистского текста является его визуальная организация. От того, как он будет сверстан, какие мультимедийные и графические элементы будет содержать, зависят его читаемость, интерактивный потенциал и, по выражению В. В. Прозорова, «внутренняя энергия воздействия» [5. С. 12]. Поэтому журналист начинает выступать в качестве графического коммуникатора - его материал «говорит» с читателем.

Для того, чтобы лучше понять природу лонгрида, нам нужно обратиться к научной дисциплине, известной как нарратология. Для изучения основных положений данной науки мы обратились к одноименной книге профессора славистики Гамбургского университета Вольфа Шмида. Нарратология (теория нарратива, теория повествования) - наука, исследующая повествование в целом. Она «стремится к открытию общих структур всевозможных «нарративов», т. е. повествовательных произведений любого жанра и любой функциональности» [7. С. 11]. Объектом рассматриваемой научной дисциплины является построение так называемых нарративных произведений. Сама нарративность, отмечает Шмид, трактуется в классическом и структуралистком аспектах. В первом случае речь идет о присутствии в тексте повествователя (или нарратора) - своеобразного посредника между автором и тем миром, о котором он повествует. В структуралистском понимании термин «нарративный» указывает «на определенную структуру излагаемого материала» [7. С. 12]. То есть в подобных текстах дается некая история, подразумевающая событие, которое представляет собой изменение внешней ситуации в повествуемом мире, либо внутренней ситуации конкретного персонажа.

Разумеется, границы между нарративными (романами, рассказами, повестями, пьесами) и описательными произведениями (очерками, портретами) не всегда четкие. Вольф Шмид отмечает: «Уже изображение ситуаций, исходной и конечной, действующих лиц и самих действий не обходится без введения описательного материала. С другой стороны, в описательные произведения могут - в целях наглядной иллюстрации данной ситуации - входить динамические элементы, событийные структуры» [7. С. 20]. Концепция Шмида применима и к мультимедийному лонгриду, в центре которого всегда лежит некое событие или проблема в развитии (исходная ситуация - «точка входа», место погружения читателя в материал, результат - «точка выхода», момент читательской рефлексии).

Связь трех родов литературы и digital storytelling не вызывает сомнений. Уже сама медиаплат-форма, на базе которой автор создает свой лонгрид, позволяет ему самому выбирать, как и в каком объеме представлять элементы эпоса, лирики и драмы. Очевидно, что эпический род соотносится с текстовым массивом лонгрида (поскольку в нем идет основной процесс повествования); драматический - с долгоиграющим конфликтом, заключенном в ряде событий, описываемых в материале; аудиовизуальные элементы апеллируют к чувствам и настроениям читателя, вызывают у него рефлексию. Но стоит подчеркнуть, что последние все же являются лишь «привязкой» к основному тексту, всегда выполняющему роль доминанты. Именно в нем заключена история, в то время как прочие компоненты лишь дополняют ее. Именно текст подводит читателя к лирико-драматическим «ответвлениям». Их, в свою очередь, нужно уметь грамотно распределить в тексте, т. к. возможная «перегрузка» изображениями, аудио или видео может разрушить все восприятие.

Природа лонгрида синтетична: он, как правило, может быть одновременно нарративным «произведением» (т. е. в нем будет присутствовать нарратор, соблюдены условия событийности, а главным условием будет собственно наличие истории) и описательным (т. е. будет содержать описательные элементы). Событие, описываемое в повествовательном тексте, будет, если можно так выразиться, «равно» событию в лонгриде, а описательные элементы - аудиовизуальному сопровождению в нем. У мультимедийной истории также может быть несколько способов прочтения - линейный и дискретный, вольный, акцентный. Ее создатель выступает в роли метаавтора, который может задавать хронологию прочтения, влиять на изменение читательской реакции.

Мультимедийный контент дает новое измерение журналистскому тексту: погружает в материал, создает эффект присутствия и является катализатором читательского восприятия. В этой связи логично уделить внимание скроллджекингу (от англ. scrolljacking) - приему изменения контента по мере движения скролла. Аудиовизуальные элементы и скроллджекинг удивительным образом связаны друг с другом. Читатель пролистывает историю, раз за разом погружаясь в нее (этому способствуют звуковой ряд, видеоролики, элементы дизайна, всплывающие окна, плавная смена цвета страницы и т. д.), и тем самым вступает в диалог с произведением автора. Аудиовизуальные элементы интерактивны сами по себе, поскольку непосредственным образом контактируют с читателем. Специальные измерения (например, созданный компанией Mail.Ru Group инструмент редакционной метрики «Медиатор») предоставляют возможность узнать, в каком месте текста читатель провел больше времени, вчитываясь в строки, а что быстро пролистал. Эти знания помогают лучше понять интересы аудитории и строить свой материал таким образом, чтобы его прочитало как можно больше пользователей. Сегодня редакции ориентируются на количество читателей, а не посетителей, следят за временем прочтения, глубиной просмотра и дочитываемостью материала, а также пытаются регулировать показатель отказов - количество читателей, прервавших изучение текста. Принято разделять «посетителей», пришедших на страницу, и погруженных в материал «читателей» - пользователей, которые дочитали произведение до определенного места.

По мнению медиатренера Оксаны Силантьевой, особенность медиапотребления такова, что всегда существуют отвлекающие факторы. Автор мультимедийной истории должен понимать, что пользователь редко бывает полностью погружен в историю, и поэтому необходимо правильно расставлять акценты, подбирать адекватные мультимедийные форматы и находить баланс между историей и читателем. Это выдвигает повышенные требования к структуре материала, он должен удерживать внимание читателя. Увлечение историей есть произведение ее частей, поделенное на количество историй в фокусе внимания пользователя [6. С. 162].

Мультимедийный лонгрид относится к новому способу представления больших массивов данных. Развитие новых технологий способствовало появлению в медиапространстве никогда не применявшихся ранее интерактивных средств выразительности. Современная веб-журналистика ступает на новый этап развития, требующий от журналиста определенных технологических и творческих компетенций. Пока нельзя с уверенностью сказать, станет ли мультимедийное повествование стандартом отрасли и превратится в нечто большее, трансмедийное, но не исключено, что в будущем оно возвратит интерес читателей к аналитическим текстам и изменит подход к веб-журналистике.

Список литературы

1. Датий, A. Buzzfeed: 8 предсказаний о будущем медиа [Электронный ресурс] / А. Датий // Институт «Стрелка». - URL: http://strelka.com/ru/magazine/2016/08/29/buzzfeed-about-media-future.

2. Интернет-СМИ: теория и практика [Текст] / Под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010.-348 с.

3. Обухов, Н. Цифровой сторителлинг [Электронный ресурс] / Н. Обухов II Tilda. - URL: http://tilda.education/courses/web-design/storytelling.

4. Обухов, Н. 10 правил сторителлинга [Электронный ресурс] / Н. Обухов II Теории и практики. - URL: http://special.theoryandpractice.ru/storytelling.

5. Прозоров, В. В. Интерактивные ресурсы художественного текста [Текст] / В. В. Прозоров II До востребования...: Избранные статьи о литературе и журналистике. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - 208 с.

6. Силантьева, О. Режиссура мультимедийной истории [Текст] / О. Силантьева II Как новые медиа изменили журналистику / Под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.-304с.

7. Шмид, В. Нарратология [Текст] / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 302 с.

8. Шустрова, О. И. Пространство медиа искусства [Текст] / О. И. Шустрова. - СПб.: Алетейя, 2013,- 132 с.

9. McNerney, S. The Literary Darwinists: The Evolutionary Origins of Storytelling [Electronic resource] / S. McNerney // BigThink. - URL: http://bigthink.com/insights-of-genius/the-literary-darwinists-the-evolutionary-origins-of-storytelling.

PHENOMENON OF MULTIMEDIA LONGREAD AND DIGITAL STORYTELLING

IN ONLINE MEDIA

AnyukhinaA.M., SaratovState University, Saratov, [email protected]

At the end of 2012 leading editors decided to look at the future of the reader's experience with the other hand. There are new ways of 'visualizing and publishing of media texts united by a common name of a digital storytelling. It is a method of sequential presentation of stories in the Internet that using all types of modern media. The research is about the premises of origin of digital storytelling, looking for a traditional narrative elements in longread and consistently proves the theory of connection of three kinds of literature with digital storytelling. This article also requires analysis of the phenomenon of storytelling, digital storytelling and multimedia longrid and points out the differences in the use of these concepts in English and Russian systems.

Keywords: storytelling, digital storytelling, narrativity, multimedia longread.

References

1. Datiy, A. (2016) Buzzfeed: "8 predskazaniy о budushchem media" [=8 predictions about the future ofmedia], in: InstitutStrelka [=Institute Strelka], available at: http://strelka.com/ru/magazine/2016/08/29/ buzzfeed-about-media-future, accessed 18.02.2016. (InRuss.).

2. Internet-SMI: teoriya i praktika [=Online media: Theory and Practice], AspektPress, Moscow, 348 p. (In Russ.).

3. Obukhov, N. (2015) Tsifrovoy storitelling [=Digital Storytelling], in: Til'da [=Tilda], available at: http://tilda.education/courses/web-design/storytelling, accessed 18.02.2016. (InRuss.).

4. Obukhov, N. (2014) lOpravil storitellinga [=10 rules of Storytelling], in: Teorii ipraktiki [=Theory and Practice], available at: http://special.theoryandpractice.ru/storytelling, accessed 18.02.2016. (In Russ).

5. Prozorov, V. V. (2010) Interaktivnye resursy hudozhestvennogo teksta ^Interactive Resources of Artistic Text], in: Do vostrebovaniya...: Izbrannyestat'i о literature izhurnalistike [=Demand...: Selected articles about literature andjournalism], Izd-voSarat. un-ta, Saratov, 208 p. (In Russ.).

6. Silant'yeva, O. (2016) Rezhissura mul'timediynoy istorii [=Directing of Multimedia Story], in: Как novye media izmenili zhurnalistiku [=How the new media have changedjournalism], Yekaterinburg, Gumanitarnyy universitet, 304p. (In Russ.).

7. Shmid, V. (2003) Narratologiya [=Narratology], Yazyki slavyanskoy kul'tury, Moscow, 302 p. (In Russ.).

8. Shustrova, О. I. (2013) Prostranstvo media iskusstva [=Space of the Media Art], Aleteyya, Saint Petersburg, 132 p. (In Russ.).

9. McNerney, S. (2014), Literaturnyye darvinisty: Evolyutsionnyye Proiskhozhdeniye Storytelling [=The Literary Darwinists: The Evolutionary Origins of Storytelling], in: BigThink, available at: http://bigthink.com/insights-of-genius/the-literary-darwinists-the-evolutionary-origins-of-storytelling, accessed 18.02.2016.

Анюхина Алена Михайловна - студент кафедры общего литературоведения и журналистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.