Научная статья на тему 'Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов'

Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3075
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ЛОНГРИД / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД / СНОУФОЛЛ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИСТОРИЯ / МЕДИАКОНТЕНТ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / НОВЫЕ МЕДИА / MULTIMEDIA JOURNALISM / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / CONVERGENCE / LONGRIDE / MULTIMEDIA LONGRID / SNOWFOLL / MULTIMEDIA HISTORY / MEDIA CONTENT / VISUAL CONTENT / NEW MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова С. И., Исакова Т. Б.

Рассматривается специфика конвергенции в плане слияния каналов трансляции информации и платформ размещения мультимедийного продукта; выявляются ключевые родовидовые характеристики лонгрида, формулируются основные принципы его создания и рассматриваются вопросы взаимоотношений вербального и визуального элементов. Делаются попытки определения мультимедийного лонгрида сноуфолла, дается краткий обзор истории этого формата в новых медиа, приводятся его типологии, осмысляется специфика работы журналиста в данном формате. На материале анализа спецпроектов веб-сайта «АиФ» («Аргументы и факты») формулируется целостное представление о возможностях и форматах использования мультимедийного контента современными СМИ при освещении различных тем. Приводится опыт организации обучения студентов-журналистов работе в данном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA LONGRID IN THE WORK OF JOURNALIST STUDENTS

Convergence specifics are considered in terms of merging information broadcasting channels and multimedia product placement platforms. The key rodidovid characteristics of longrida are revealed, the main principles of its creation are formulated and the questions of the relationship between verbal and visual elements are considered. Attempts are being made to determine the multimedia longrida snowfall, a brief review of the history of this format in new media is given, its typologies are given, the specifics of the journalist's work in this format are comprehended. On the material of the analysis of special projects of the website "AiF" ("Arguments and Facts"), a holistic view is given of the possibilities and formats for the use of multimedia content by modern media when covering various topics. The experience of organization of training of students-journalists in the given format is given.

Текст научной работы на тему «Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов-журналистов»

УДК: 070 ББК: 76,0

Симакова С.И., Исакова Т.Б.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЛОНГРИД В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

Simakova S.I., Isakova T.B.

MULTIMEDIA LONGRID IN THE WORK OF JOURNALIST STUDENTS

Ключевые слова: мультимедийная журналистика, мультимедийные технологии, конвергенция, лонгрид, мультимедийный лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история, медиа-контент, визуальный контент, новые медиа.

Keywords: multimedia journalism, multimedia technologies, convergence, longride, multimedia longrid, snowfoll, multimedia history, media content, visual content, new media.

Аннотация: рассматривается специфика конвергенции в плане слияния каналов трансляции информации и платформ размещения мультимедийного продукта; выявляются ключевые родовидовые характеристики лонгрида, формулируются основные принципы его создания и рассматриваются вопросы взаимоотношений вербального и визуального элементов. Делаются попытки определения мультимедийного лонгрида - сноуфолла, дается краткий обзор истории этого формата в новых медиа, приводятся его типологии, осмысляется специфика работы журналиста в данном формате. На материале анализа спецпроектов веб-сайта «АиФ» («Аргументы и факты») формулируется целостное представление о возможностях и форматах использования мультимедийного контента современными СМИ при освещении различных тем. Приводится опыт организации обучения студентов -журналистов работе в данном формате.

Abstract: convergence specifics are considered in terms of merging information broadcasting channels and multimedia product placement platforms. The key rodidovid characteristics of longri-da are revealed, the main principles of its creation are formulated and the questions of the relationship between verbal and visual elements are considered. Attempts are being made to determine the multimedia longrida - snowfall, a brief review of the history of this format in new media is given, its typologies are given, the specifics of the journalist's work in this format are comprehended. On the material of the analysis of special projects of the website "AiF" ('Arguments and Facts"), a holistic view is given of the possibilities and formats for the use of multimedia content by modern media when covering various topics. The experience of organization of training of students-journalists in the given format is given.

Анализ медиаконтента современной журналистики позволяет прийти к выводу о том, что сегодня актуальны две полярные, разновекторные тенденции. С одной стороны - это информация, упакованная, структурированная и всё более сжатая, с ориентацией на визуальные компоненты медиа-контекста. Исследователи отмечают: «Изменилась и подача информации: в условиях, когда на первый план почти для любого издания выходят новости, борьба идет уже не столько за качество, сколько за скорость»1.

1 Ткачук, Н. Длинные формы. Культура чтения в эру цифровой журналистики [Электронный ресурс] /

С другой - «торжество новостного фаст-фуда на просторах интернета не означает, что люди перестали читать длинные тексты»2. Несмотря на периодически объявляемый коллапс лонгридов (от англ. long -«длинный» и read - «читать»), они продолжают существовать, трансформируясь в ус-

Частный корреспондент. - 07.02.2015. - URL: http ://www. chaskor.ru/art icle/dlinny e_formy_3 8013 (дата обращения 10.08.2017)

2 Пуля, В. Как создать мультимедийный лонгрид [Электронный ресурс] // Аналитическая компания Mediatoolbox - URL: http://mediatoolboxru/longread/ (дата обращения 04.08.2017)

ловиях новой информационной среды, и привлекают внимание все большего количества медиапотребителей, интересующихся аналитической журналисткой, позволяющей выстроить целостную картину мира, чего не дают короткие медиатексты, превалирующие в современных СМИ.

Таким образом, актуальность нашей работы определяется, во-первых, необходимостью глубокого, всестороннего осмысления феномена «новой жизни» журналистских лонгридов в ситуации доминирования клипового мышления и кризиса традиционной печатной журналистики и, во-вторых, потребностью изучения механизмов трансформации журналистского лонгрида в мультимедийный креолизованный «длинный текст» в связи с процессами медиакон-вергенции и мультимедиатизации информации.

В данной статье мы рассматриваем мультимедийную журналистику как явление интернет-коммуникации и такой ее формат как мультимедийный лонгрид, который можно считать «образцовым» продуктом конвергентной журналистики.

Целью нашей работы является обобщение представлений о мультимедийности как имманентном свойстве медиапродуктов современной конвергентной журналистики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют статьи и монографии, посвященные медиаконвергенции как процессу развития современных СМИ (Е.Л. Вартанова, В.С. Хлемендик); работы, посвященные современной интернет-журналистике (А.А Градюшко, И.В. Зиновьев); исследования, отражающие тенденцию визуализации информации и специфику собственно мультимедийной журналистики (В. Гатов, Д.Ю. Кульчицкая, С.И. Симакова, Н.Ю. Фомина); публикации ряда авторов, рассматривающих собственно феномен мультимедийных лонгридов (М.И. Бондаренко, А. Галу-стян, В. Пуля, Н. Ткачук).

Обзор литературы показывает, что тема мультимедийной журналистики разрабатывается сегодня в отечественной науке достаточно активно. Однако лонгриды стали объектами научного интереса сравнительно недавно. А поэтому новизна результатов исследования, представленных в дан-

ной статье, не вызывает сомнений. На наш взгляд, рассматривать явления мультимедийных историй, лонгридов и сноуфоллов в едином понятийном поле с точки зрения процессов конвергенции и синтеза вербального и визуального компонентов. В таком аспекте исследуемое явление ранее детально не рассматривалось.

В процессе работы нами широко использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, описание, наблюдение, сравнение, обобщение, прогнозирование и т.д.

Практическая значимость исследования, результаты которого представлены в данной статье заключается в возможности использования преподавателями журналистских дисциплин отечественных вузов, а также журналистов и дизайнеров, создающих визуальный и мультимедийный контент для современных отечественных печатных и интернет-СМИ.

Мультимедийная история в аспекте конвергентности

Причиной чуть ли не всех модерниза-ционных процессов в медиасфере часто называют конвергенцию. Конвергенция является неотъемлемой характеристикой современной медийной реальности. Теоретическим осмыслением данного термина занимались многие исследователи. По мнению B.C. Хелемендика, «конвергенция в журналистике - это сближение, слияние различных по своей природе средств массовой информации в единое целое - и с точки зрения организационной структуры, и с точки зрения технологии передачи взаимосвязанной, консолидированной информации»1. Конвергенция - это макромасштабный процесс, поэтому чтобы понять суть этого явления недостаточно только определения. Рассмотрим уровни этого понятия. Обратимся к уровневой структуре конвергенции, предложенной Е.Л. Вартановой, которая предлагает анализировать конвергенцию на нескольких уровнях: 1) технологическом уровне (как процесс слияния технологий распространения и производства информа-

Хелемендик, В.С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ [Текст] / В.С. Хелемендик // Проблемы современного образования. 2013. -№ 3. - С. 107.

ции, что позволяет разным СМИ «доставлять аудитории одинаковые типы содержания»; симбионтами технологической конвергенции становятся дигитализация (перевод содержания в цифру), интерактивизация и возрастающая миниатюризация техники);

2) уровне экономики СМИ (как слияние предприятий по производству домашней электроники, компьютеров, телекоммуникационного оборудования и проч., а также как диффузия отраслей-контент-мейкеров и отраслей, выпускающих оборудование для СМИ, в результате чего «создаются огромные многонациональные предприятия, объединяющие под одной крышей прежде не связанные секторы экономики»);

3) профессионально-журналистс-ком уровне (как совокупность нескольких процессов: а) слияние прежде «отдаленных» СМИ (создав материал, журналист может предложить его газете, и онлайн-изданию и т.п.); б) изменение требований к журналисту, который вынужден отныне обладать мультимедийными навыками (умением подготовки материалов для любого СМИ); рождение в медиасфере новых интегрированных синтетических жанров и медиафеноменов)1.

Материальной реализацией идей веб-журналистики и конвергенции (на разных уровнях) стали «мультимедиа» и, соответственно, мультимедийность2 как свойство репрезентации информации при помощи использования различных медийных форматов (текста, фото, аудио, видео, инфогра-фики, анимации и т.д.). Мультимедийность - это «видимое выражение» конвергенции. По нашему мнению, мультимедийность носит прикладной характер и соотносится с конвергенцией как частное и общее. Н.Ю. Фомина подтверждает наше мнение, она считает, что если «конвергенция - это процесс сближения различных платформ», то «мультимедийность - характеристика продукта, сделанного с использованием

1 Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - URL: http://evartist.narod.ru/text11/42.htm (дата обращения 14.07.2017).

2 СМИ в пространстве Интернета: Учебное

пособие [Текст] / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева - М.:

Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - С. 75.

разных знаковых систем», причем «эти два термина □...□используют общие смыслы и методы»3. В результате конвергенции благодаря дигитализации (перевод информации в цифровые форматы) стало возможным создание продукта, объединяющего текстовую информацию, видеоматериалы, аудио-вставки, инфографический контент, галереи фото и т.д. Этот продукт расширяет возможности доступа к информации (его можно посмотреть с компьютера, смартфона, телефона), упрощает навигацию, позволяет журналисту выйти на новый уровень творческой самореализации.

Процесс рождения мультимедийных историй был достаточно длительным. Предпосылки мультимедийности начали формироваться достаточно давно. Безусловно, традиционные СМИ в своей работе придерживались одной знаковой системы (газета - на слово, зафиксированное в печатном знаке, радио - на звучащую речь, телевидение - на изображение). Однако не стоит абсолютизировать их мономедий-ность: на страницах газет и журналов появлялись иллюстрации, фото и инфографика; в телевизионном эфире мелькала текстовая информация, при этом «усиление роли электронных СМИ вносит изменения во все форматы подачи информации, в том числе и в инфографику. В частности она становится частью телеконтента. Динамика, анимация, концентрация на сложных для слухового восприятия многомерных данных и взаимосвязях - это то, что выделяет телеграфику из традиционного видеоряда и обуславливает её популярность в телеэфире»4.

То есть мультимедийность как идея витала в воздухе, а «цифровая революция внесла большие коррективы в средства массовой информации. Интернет-СМИ получили огромные преимущества в возможностях технических решений и визуальных форм

Фомина, Н.Ю. Мультимедийная журналистика: инструменты, опыт применения в пермских СМИ [Текст] / Н.Ю. Фомина // Вестник молодых ученых ПГНИУ: сб. науч. тр. / отв. редактор В.А. Бячкова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2014. - С. 454.

4 Симакова, С.И. Телевизионная инфографика: сущность явления [Текст] / С.И. Симакова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела - 2015. -№ 4. -С. 75.

выражения своего контента»1. И.В. Зиновьев отмечает: «По сути, все возможности мультимедиа высветил именно Интернет. □ ...□ На наш взгляд, именно в интернет-журналистике ярко проявился переход от механического соединения разнородных информационных сред (конвергенции) к творческому синтезу новых форм и методов деятельности (мультимедийности)»2, его дополняет В. Гатов: «совокупность технологий, которые мы называем сегодня "цифровыми", сделала доступным распространение любого вида медиаконтента в реальном времени с разумными (а потом и минимальными, стремящимися к нулю) затратами»3.

Использовать различные коммуникационные площадки при создании медиа-произведения стало модным. Слово «мультимедиа» в какой-то мере повышает статус журналистского текста. Д. Кульчицкая считает, что текст можно считать мультимедийным, если он обладает «модульностью, интерактивностью, гипертекстуальностью, неиерархичностью, комбинацией целого ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя»4. Соглашаясь с мнением ученого, мы будем рассматривать именно последний пункт как наиболее релевантный. Объясним, почему. В отличие от других способов коммуникации, имеющих свой собственный язык (письменность, речь, изображение), мультимедиа таковым не обладают. Суть мультимедийности заключается именно в творческом комбинировании, если угодно, в конвергенции, раз-

Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С.И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение - 2015. -№ 5 (360). - С. 166.

Зиновьев, И.В. Журналистика в информационном обществе: технологические итоги и творческие перспективы [Текст] / И.В. Зиновьев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. -Екатеринбург, 2012. - № 1 (98). - С. 17.

3 Гатов, В. Будущее журналистики [Текст] / В. Гатов // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др.; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. -Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 207.

4 Кульчицкая, Д.Ю. Мультимедиа и СМИ [Текст] / Д.Ю. Кульчицкая // Вопросы теории и практики

журналистики. - 2012. - № 2. - С. 101.

личных языков. «В мультимедийных СМИ зачастую различные типы контента трудно дифференцировать, поскольку они вступают в различные комбинаторные взаимодействия друг с другом, образуя причудливые гибриды. Благодаря новым технологиям появляются и более сложные синтетические жанры, объединяющие визуальную, вербальную и аудиальную информацию в единый конгломерат. □ .. .□ В условиях синтеза различных типов информации (визуальной, аудиальной, вербальной) вообще не приходится говорить о тексте в традиционном смысле слова»5.

Таким образом, подводя промежуточный итог, отметим, что развитие информационно-компьютерных технологий, широкополосного доступа, интернет-журналистики стимулируют процесс конвергенции, который в свою очередь активизирует развитие новых технологий в сфере интернет -медиа. Современная журналистика, пытающаяся найти своё место в условиях визуализации информации, становится всё более мультимедийной. Благодаря цифровым технологиям создаются уникальные креолизо-ванные тексты, позволяющие журналистам реализовывать новые творческие возможности, а аудитории - выйти на новый уровень восприятия и понимания медиаконтента.

Лонгрид как формат

Появление на сайте американской ежедневной газеты «The New York Times» в конце 2012 года материала «Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek » считается точкой отсчета в истории мультимедийных лонгри-дов. История о 16-и лыжниках и сноуборди-стах, застигнутых снежной лавиной в Каскадных горах (американской мекке любителей зимних видов спорта), перевернула представление о «журналистике длинной формы» и настолько взбудоражила журналистское сообщество, что «сноуфолл»/ «сноуфол» или даже «снегопад» стали синонимами мультимедийного лонгрида. Вот как описывает свои эмоции М. Стравинская: «Началось все с того, что я увидела лонгрид

Симакова, С.И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С.И. Симакова // Вестник Северо -Осетинского государственного ун-та им. К.Л. Хетагурова - 2015. -№ 3. - С. 217.

«Snow fall» от «New York Times». Он для всех перевернул подход к выстраиванию больших медиапроектов и открыл новое видение того как должны выглядеть длинные тексты в интернете»1. История, объемом более 16 тысяч символов, объединяет принципы нового журнализма в описании человеческих судеб (в такие моменты она предельно публицистична) и аналитический подход - в рассказе о месте происшествия, в представлении статистики, в исторических флешбэках. Повествование плавно переходит от одного стиля к другому и разделено на главы в соответствии с выстроенной драматургией. «Этот материал смог рассказать целую историю, создать журналистский текст нового формата, без старых клишированных и порядком поднадоевших фраз, рассчитанных на предельную краткость. В ход пошли красочные описания февральских дней, появился обширный, чуть ли не в целую статью, бэкграунд. Поскольку материал размещался на отдельном ресурсе, постоянно мельтешащая и отвлекающая от чтения реклама не раздражала глаз, а поисковик сбоку не предлагал выбрать еще 10-20 статей, которые читателю "могли бы быть интересны"»2.

Эффект присутствия, погруженности в событие, некоторой «киношности» происходящего обеспечили грамотно подобранные мультимедийные элементы: заставка, открывающая текст, видеоматериалы, интерактивная графика, фотогалереи и одиночные фотографии. «Они были подверстаны в текст настолько органично, что у пользователя создавалось впечатление так называемого «расширенного чтения» (англ. extended reading experience), то есть когда в тексте возникал фрагмент, который лучше всего было изобразить графически или дать аудиосопровождение, читателю сразу дава-

1 Колотилов, В. Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории [Электронный ресурс]: / В. Колотилов // Mediakritika.by. - 18.05.2014. - URL: http ://mediakritika.by/article/2212/interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomu-rasskazyvat-istorii (дата обращения 02.08.2017)

2 Ткачук, Н. Длинные формы. Культура чтения в эру цифровой журналистики [Электронный ресурс] / Н. Ткачук, А. Горбунова // Частный корреспондент. -07.02.2015. - URL: http//www.chaskor.ru/aiticle/ dlinnye_formy_38013 (дата обращения 10.08.2017)

ли возможность почувствовать силу другого медиа» . Находкой этого мультимедийного лонгрида стал и так называемый параллакс, ранее в журналистике не использовавшийся. В совокупности всё вышеописанное обеспечило «Сноуфоллу» «характерный wow-эффект» (который иногда даже рассматривают в качестве одной из специфических характеристик мультимедийного лонгрида)4 и высокий уровень вовлеченности, эмпатии, сопереживания. По мнению А.А. Градюш-ко, нечто подобное мировые СМИ пытались делать и до «Снегопада», но «выполнить это столь технологично и впечатляюще ранее не удавалось никому5.

Для создания «Snow Fall» сотрудники «The New York Times» проделали гигантскую работу. Это был чрезвычайно трудоемкий и затратный процесс. По разным сведениям проект создавался от шести до девяти месяцев и потребовал множества инновационных решений. Например, вебстраницу программистам пришлось делать с нуля. Кроме того, сам текст оказался чрезвычайно объемным (16 тысяч знаков эквиваленты 5-6 полноценным журналистским статьям). Однако затраты окупились с лихвой: «уже через неделю материал насчитывал 3,5 миллионов просмотров. Было зафиксировано, что единовременно лонгрид читало около 22 тысяч человек, тратя на чтение около 12-20 минут»6.

Вслед за «Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek » стали появляться мультимедийных лонгриды в самых разных масс-медиа мирового уровня (например, «ESPN» (ресурс Grantland. com), «BuzzFeed», «The

Галустян, А. Мультимедийные лонгриды как

новый формат онлайн-журналистики [Текст] / А. Галустян, Д. Кульчицкая // Как новые медиа

изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др.; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 181

4 Бондаренко, М. И. Лонгрид как новый жанр отечественной журналистики [Электронный ресурс] / М.И. Бондаренко, В.В. Витвинчук //NovaInfo.Ru. -2016. - № 46. - URL: http://novainfo.ru/article/6230/pdf (дата обращения 12.07.2017)

5 Градюшко, А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-СМИ. - Минск: Изд. центр БГУ, 2015. - С. 45.

6 Ткачук, Н. Длинные формы. Культура чтения в эру цифровой журналистики

Guardian» и т. д.). Нужно сказать, что гар-диановский «Firestorm: The story of the bush-fire at Dunalley» до сих пор поражает воображение. Есть отличные образцы мультимедийных лонгридов и в отечественных СМИ. Среди них «Земля отчуждения», «День, когда началась война», «День, когда кончилась война» (ИД «Коммерсантъ»), «Дни затмения» (Lenta.ru), «Сталин. Проводы» («Московские новости»), «Ад Беслана. Взгляд изнутри» («Аргументы и факты»); «Америка заколоченных небоскрёбов» (ИД «Комсомольская правда»), «900 дней жизни. Хроники блокады» («ТАСС») и т. д. Заметим, что термины «сноуфолл» или «мультимедийный лонгрид» для маркирования таких материалов не применяются. В отечественной медиапрактике их предпочитают называть специальными проектами.

Рассмотрим возможности использования мультимедийного контента современными СМИ на материале анализа спецпроектов веб-сайта «АиФ».

Бренд «АиФ» является одним из наиболее узнаваемых в отечественном медиа-пространстве. Первый номер «Аргументов и фактов» вышел почти сорок лет назад (в 1978 году) в формате ежемесячного бюллетеня и распространялся по «закрытой» подписке среди лекторов, пропагандистов, политинформаторов и агитаторов. Однако, по данным официального медиакита «Аргументов и фактов», эта закрытость всегда была условной, и количество читателей издания было куда больше, чем количество подписчиков. С течением времени «ежемесячник превратился в еженедельник, подписка стала свободной, тиражи невероятно выросли, однако не хватало и их. Свежие номера передавали из рук в руки» [6]. Популярность «АиФ» была феноменальной. В 1990-м году тираж издания составил 33,5 млн. экземпляров. Благодаря этому факту газета попала в Книгу рекордов Гиннеса и получила мировую известность как мировой тиражный рекордсмен. В 1997 году стартовала история развития бренда в интернете. По мнению сотрудников, интернет-редакция - это сообщество журналистов -профессионалов, «имеющих большой опыт работы в различных СМИ. Ежедневно они следят за политической, общественной,

экономической ситуацией в нашей стране и за ее пределами, информируют читателей о происходящих событиях»1. «АиФ» оперативно, новаторски и очень творчески откликается на вызовы современного медиапро-странства. Тренд на создание мультимедийных лонгридов не остался незамеченным в редакции «AIF.ru», и она начала активно экспериментировать с новым форматом. Сегодня «АиФ.ги» представляет свои мультимедийные истории, посвященные важнейшим датам, событиям и явлениям, в специально выделенном разделе под названием «Спецпроекты АиФ.ги»

В 2014-2016 годах на сайте «АиФ» в разделе спецпроектов было размещено 14 мультимедийных историй. Большинство исследованных мультимедийных материалов были созданы в 2014 году (5 штук) и в 2015 году (8 штук). В 2016-ом году был создан только один мультимедиапроект, опубликованный в рубрике «Спецпроекты АиФ.ги». Именно в это время отмечалась волна наибольшего интереса к материалам такого формата. Однако говорить, что интерес к мультимедийным публикациям сошел на нет, преждевременно. Вне описываемого раздела продолжают появляться сноуфоллы и мультимедиаматериалы, однако, судя по контенту, они требуют от редакции меньшего количества усилий и создаются по возможности на базе шаблонов (например, конструктора «Тильда»). В качестве примера можно привести мультимедийный материал «Обратный отсчет. Хроника 12 последних дней Российской империи» - сно-уфолл, выполненный в шаблоне «Tilda Publishing» и содержащий «длинный текст» о последних днях Российской империи со множеством фото, сканов документов, а также характерным фоном и параллакс-эффектом (AIF.ru. - 21.02.2017. - URL: http://february1917.aif ru/). Интересен и тот факт, что некоторые материалы созданные к определенной дате, как, например, «Ад Беслана. Взгляд изнутри» (AIF.ru. -28.08.2014. - URL: http://beslan.aif.rU/#_), подготовленный к 10-летию трагедии, вре-

1 Голос великой страны. Медиакит «АиФ» - 2016 [Электронный ресурс] // AIF.ru. - URL: repo.aif.ru/file/get/id/725082 (дата обращения 12.07.2017).

мя от времени реактуализируются (в сентябре 2016 года снова можно было увидеть ссылку на данный материал). Другие же материалы остаются, что называется, открытыми. Так, в анонсе к проекту «Сто лет Первой мировой» (AIF.ru. - 01.08.2014. -http://ww1.aif.ru/) указано: «В данный момент проект полностью готов к вниманию читателя, однако тема слишком велика, чтобы охватить ее «всю разом». Редакция будет обновлять проект новыми материалами - мы собираемся делать это «пакетно», публикуя сразу серию материалов и заранее предупреждая об этом читателя»1.

Анализируя имеющиеся мультимедийные проекты с технической и форматной стороны, мы отметили, что материалы «AIF.ru» представляют огромный интерес потому, что их создатели не работают по одинаковой схеме. Подтвердим наш вывод примерами.

Спецпроект «Освенцим» (AIF.ru. -12.01.2015. http://auschwitz.aif.ru/), созданный к 70-летию освобождения концлагеря, оформлен в виде фотогалереи, каждый сегмент которой представлен цифрой-заголовком с вербальным комментарием, проиллюстрированным фотографией. Например, цифра «234000 детей», снабжена комментарием «Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети и подростки не старше 18 лет составили около 234000. Из них - 220000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г. 12300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября 1944 г. в Освенциме было 2510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611» . Этот комментарий сопровожден красноречивым фотоснимком, на котором изображены дети-узники Освенцима в полосатых «пижамах» за колючей проволокой. Таким образом,

1 АиФ.т представляет новый мультимедийный проект «Сто лет Первой мировой» [Электронный ресурс] // AIF.ru. - 01.08.2014. - ШЬ: http://www.aif.ru/society/history/1307636 (дата обращения 12.07.2017)

2 Освенцим [Электронный ресурс] // AIF.ru. -12.01.2015. http://auschwitz.aif.ru/ (дата обращения 14.07.2017).

листая фотоленту, читатель узнаёт много фактов из жизни лагеря и тех, кто там оказался. Сухая статистика плюс эмоциональные снимки на мрачном фоне бараков Ауш-вица производят сильное впечатление. Еще более сильным его делает счетчик обратного отсчета до освобождения лагеря, который был запущен 12 января 2015 года. Помимо основной линии материал включает четыре активные плашки-ссылки, отсылающие к опубликованным «AIF.ru» материалам, посвященным лагерю и его жертвам и надзирателям. Так, кнопка» «Освобождение» ведет к материалу «Освобождение «Фабрики смерти». Как советские войска взяли Освенцим»3, кнопка «Судьбы освободителей» - к статье «Освободители. Как сложилась судьба военных 1- го Украинского фронта»4, кнопка «Судьбы заключенных» - к работе «Кому-то удалось выжить. Как сложились судьбы заключённых Освенцима»5 и, наконец, кнопка «Ребёнок № 77325» к публикации «Ребёнок № 77325. Освобождённые из Освенцима мать и дочь нашли друг друга»6. Все эти материалы объединены общей темой лагеря смерти, они содержат перекрестные ссылки друг на друга, общие фотографии, фотогалереи и фотодокументы (в каждом материале есть уникальные фото, а есть общие) и в совокупности рассказывают многомерную историю Аушвица, состоящую из общедоступной информации, уникальных архивных документов, воспомина-

Оберемко В. Освобождение «Фабрики смерти».

Как советские войска взяли Освенцим [Электронный ресурс] / В. Оберемко // AIF.ru. - 27.01.2015. -http ://www.aif.ru/society/history/kak_sovetskie_voiska_ vziali_Osventcim (дата обращения 12.07.2017)

4 Оберемко В Освободители. Как сложилась судьба военных 1-го Украинского фронта [Электронный ресурс] / В. Оберемко // AIF.ru. -27.01.2015. -http ://www.aif.ru/society/history/kak_slozhilas_sudba_1 _Ukrainskogo_fronta_osvobodivshego_Osventeim (дата обращения 12.07.2017)

5 Оберемко В. Кому-то удалось выжить. Как сложились судьбы заключённых Освенцима [Электронный ресурс] / В. Оберемко // AIF.ru. -27.01.2015. -http://www. aif.ru/s ociety/history/kak_s lozhilis_sudby_u znikov_Osventcima (дата обращения 12.07.2017)

6 Иванушкина П. Ребёнок № 77325. Освобождённые из Освенцима мать и дочь нашли друг друга [Электронный ресурс] / П. Иванушкина // AIF.ru. - 27.01.2015 (дата обращения 14.07.2017).

ний военных и заключенных.

Другой эмоционально тяжелый материал под названием «Ад Беслана. Взгляд изнутри», приуроченный к десятилетию трагедии, представляет собой мультимедийный лонгрид, состоящий из пяти глав («Линейка», «Захват», «Неизвестность», «Жажда», «Развязка»), перемещаться по которым можно как линейно, так и с помощью навигационного бара. Очень тяжелая, эмоциональная мультимедийная история рассказана от лица заложников и заложниц бесланской школы. Фотографии, видео, рисунки, чертежи и цитаты из повествований героев, потерявших в этой трагедии близких людей (высказывания составляют основную сюжетную нить) воссоздают атмосферу произошедшего, которая не отпускает и после прочтения материала. Материал «Я устал... я ухожу», приуроченный к 15-летию отставки Бориса Ельцина, также является мультимедийным лонгридом, однако он фактологически и эмоционально совершенно другой, а потому и оформление лонгрида существенно отличается от «Ада Беслана». Драматургически «Я устал... я ухожу» представляет собой интерактивное меню, состоящее из семи фотографий, каждая из которых отсылает к определенному этапу биографии и политической жизни Б.Н. Ельцина, к воспоминаниям о нем тех, кто его знал. Каждая глава представляет собой длинный текст, снабженный одиночными фото и фотогалереями, видеоматериалами, документами, всплывающими цитатными вставками, что даёт возможность «увидеть» первого президента РФ и вписывает его в контекст истории своей страны.

Кардинально отличаются от вышеперечисленных спецпроекты «100 фактов о культурном достоянии России» (AIF.ru. -23.03.2015. - URL: http://100facts.aif.ru/#) и «Сделано в Крыму. Культура» (AIF.ru. -03.12.2015. - URL: http://crimea.culture.ru/ ?fact=30). Первый представляет собой набор фотографий (в основном, артефактов живописи (т.е. репродукций) и авторов литературных произведений), нажав на каждую из которых можно узнать яркие детали жизни писателей и художников, интересные подробности о прозаических и стихотворных произведениях, картинах известных россий-

ских авторов. Это калейдоскоп, собирая фрагменты которого, можно если не составить впечатление, то проникнуться великим культурным наследием страны. Второй -это тоже собрание фактов, но в данном случае о Крымском полуострове, фактов, преломленных сквозь призму художественной реальности, так как это полуостров глазами писателей, поэтов, художников, режиссеров и представителей других творческих профессий. Визуально проект представлен в виде окна, просматривать информацию в котором можно перемещаясь или в правой линейке (по произведениям) или снизу (по городам), а фоном выступают фотографии тех населенных пунктов, о которых идёт речь. Эклектичность материала даёт возможность увидеть полуостров глазами наших великих соотечественников, узнать интересные детали, факты, частные моменты и собрать свою «картинку» Крыма.

Разнообразна не только внешняя оболочка публикаций, журналистские произведения отличает и мультимедийная составляющая проектов. Создатели спецпроектов, решая поставленную цель, используют различные мультимедийные средства.

Специальный проект «Евромайдан. Хроника падения» (AIF.ru. - 21.11.2014. -URL: http://euromaidan.aif.ru/), организованный в виде вертикально ориентированного таймлайна с краткими поясняющими справками и анонсами, отсылающими к статьям, посвященным майдану, имеет очень насыщенный визуальный ряд. Этому весьма способствуют фоновые фотографии (среди которых очень мало статичных кадров, большинство фото сделаны из эпицентра событий, где разворачиваются нешуточные страсти: митингуют киевляне, полыхают пожары, взводятся курки и т. д.), фотогалереи, аудио с переговорами «Беркута», инфогра-фические материалы, а также цитатный ряд, выделенный шрифтами, рамками и т.д. А вот сноуфолл «Алло, цивилизация. Великая эра телефона» (AIF.ru. - 12.02.2016. - URL: http://allo.aif.ru/#part_1) выглядит куда более аскетично. Его визуальная составляющая в основном держится на портретах и изображениях устройств (в виде фото, рисунков и чертежей), о которых рассказывается в предельно длинном тексте, разбитом на пять

частей. Визуальное однообразие разбивает лишь карта, скан документа и пара вставок, претендующих на звание инфографики. С нашей точки зрения, этого очень мало для крайне длинного текста, который к тому же снабжен «скучным», статичным фоном. Материалу не хватает динамики. Он больше похож на университетскую лекцию, нежели на лонгрид, который действительно может быть прочитан до конца.

Описывая технические характеристики спецпроектов «АиФ.т», нельзя не упомянуть о том, что, анонсируя большинство материалов, редакция указывает на то, что они адаптированы для просмотра на любых платформах и устройствах, включая мобильные. Однако, например, спецпроект «Детская книга войны» (AIF.ru. -08.04.2015. - http://www.aif.ru/static/ 1965080), представленный на сайте в трёх вариантах: для чтения - на русском и на английском языках и для прослушивания в формате аудиокниги, категорически отказался запускаться на стационарных компьютерах, оказавшись доступным для нас только для прослушивания. Мы в принципе ничего не имеем против аудиоверсии, однако считаем, что такой расклад лишает спецпроект части потенциальной аудитории.

С точки зрения тематики, мультимедийные истории «АиФ» отличаются таким же разнообразием, как и с точки зрения технической оболочки и начинки. Так, спецпроекты «Сто лет Первой мировой» (AIF.ru. -

01.08.2014. - http://ww1.aif.ru/), «Берлинская операция. Последние дни войны» (AIF.ru. -

15.04.2015. - URL: http://berlin70 .aifru/#part1), «Освенцим» (AIF.ru. - 12.01.2015. http://auschwitz.aif.ru/) приурочены к значимым историческим датам, «Ад Беслана. Взгляд изнутри» (AIF.ru. - 28.08.2014. - URL: http//beslan.aifru/#_), «Обратно в кошмар. Буденновск глазами участников событий 1995 года» (AIF.ru. - 17.06.2015. - URL: http://budennovsk.aif.ru/), «Евромайдан. Хроника падения» (AIF.ru. - 21.11.2014. - URL: http://euromaidan.aif.ru/) - к трагическим событиям новейшего времени, навсегда ставшим частью российской и мировой истории. «Я устал... я ухожу» (AIF.ru. - 24.12.2014. - URL: http://yeltsin.aifru/), «Пионеры-герои» (AIF.ru. - 03.03.2015. - URL: http://pioner.aif.ru/) по-

священы историческим личностям, «Большой Призыв» (AIF.ru. - 08.10.2014. - URL: http:// recruit.aifru/#id=1) - рассказывающий об истории призывов в России от Петра I до текущего момента, «Алло, цивилизация. Великая эра телефона» (AIF.ru. - 12.02.2016. - URL: http//allo.aifru/#part_1) - исторически значимым явлениям, «Детская книга войны» (AIF.ru. - 08.04.2015. - httpZ/www.aifru/static/ 1965080), вобравшая в себя дневники детей Великой Отечественной войны объединяет эти пласты, будучи посвященной и историческому событию, и войне как трагедии, и историческим личностям. К теме культуры апеллируют спецпроекты «Сделано в Крыму. Культура» (AIF.ru. - 03.12.2015. - URL: http:// crimea.culture.ru/?fact=30), «100 фактов о культурном достоянии России» (AIF.ru. -23.03.2015. - URL: http://100facts.aifru/#), к темам экономики, политики и геополитики -«Цифровой мир денег» - о развитии Национальной системы платежных карт в России (AIF.ru. - 22.12.2015. - URL: http:// http://mir.aif ru/).

Многие материалы созданы при поддержке профильных министерств, ведомств, организаций и т.д. Например, сноуфолл «Берлинская операция. Последние дни войны» (AIF.ru. - 15.04.2015. - URL: http://www.aif.ru/society/history/1489884) подготовлен совместно с Оргкомитетом празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, «100 фактов о культурном достоянии России» (AIF.ru. -

23.03.2015. - URL: http://100facts.aif.ru/#) -совместно с Минкультуры РФ, «Алло, цивилизация. Великая эра телефона» (AIF.ru. -

12.02.2016. - URL: http://allo.aif.ru/#part_1) -при участии компании Panasonic и т. д.

Подводя итоги выполненному анализу мультимедийных проектов, можно сделать следующий вывод. Мультимедийный лон-грид является весьма перспективным форматом мультимедийной журналистики и нуждается в дальнейшем осмыслении и систематическом изучении.

Мультимедийный дневник как форма самостоятельной работы студентов

Закономерен вопрос о том, как учить студентов-журналистов работе в данном формате. Обратимся к нашему личному опыту преподавания. При организации обу-

чения используется метод проектов.

Проект реализуется в рамках трех учебных дисциплин на первом курсе бакалавриата студентов факультета журналистики: «Социум как объект журналистской деятельности»; «Форматирование медиатек-ста»; «Основы конвергентной журналистской деятельности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках дисциплины «Социум как объект журналистской деятельности» используется следующая форма работы: еженедельно дежурная группа студентов анонсирует три мероприятия культурной жизни Челябинска (программа «Доброе утро, Челябинск»), условие - хотя бы одно из них должно быть бесплатным. Студенту необходимо посетить одно из обозначенных мероприятий и написать эссе.

В рамках дисциплины «Основы конвергентной журналистской деятельности» студенты готовят журналистский материал о посещенном мероприятии. Это может быть фоторепортаж, аудиоматериал, видеоматериал. Размещают этот материал в учебных СМИ и в группе ВК факультета (https://vk.com/jourcsu).

В рамках дисциплины «Форматирование медиатекста» студент раз в две недели присылает преподавателю на проверку домашнее задание - документ, в котором находятся два эссе (подготовленные ранее в рамках дисциплины «Социум как объект журналистской деятельности»), оформленные в соответствии с правилами электронной верстки документа. Обязательным условием является наличие визуального компонента (это может быть иллюстрация, фотография, видео, инфографика и т.п.), предпочтение за мультимедийными технологиями.

В ходе изучения дисциплины студенты не только отрабатывают правила набора и форматирования текстов, но и знакомятся с мультимедийными инструментами визуализации журналистского материала (например, инфографика, облаго тегов, таймлиния, интерактивная графика, карты). С этой целью используются аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов. Знакомство с отдельными темами происходит во время докладов студентов-одногруппников. Студент-докладчик проводит ознакоми-

тельное практическое занятие с одногрупп-никами по теме доклада. Работа происходит на одном из сервисов, по выбору докладчика.

Итог: студенты получают информацию о работе с мультимедийными инструментами визуализации журналистских материалов (дальнейшее развитие и совершенствование происходит самостоятельно, в зависимости от заинтересованности студента и во время подготовки мультимедийных проектов); студенты получают информацию в виде обзора об использовании мультимедийных форм визуального компонента журналистского текста в СМИ.

Отдельные доклады, по решению преподавателя, после доработки рекомендованы к участию в НПК студентов «Студент и научно-технический прогресс» и приняты к публикации в научном издании альманах «Медиасреда-2017» (например, М.К. Сиду-нова, А.Л. Кучина - Применение облака тегов в зарубежных и отечественных СМИ).

Курс «Форматирование медиатекста» заканчивается экзаменом, на котором студенты презентуют свой мультимедийный дневник о посещенных культурных мероприятиях. Это может быть инфографика, может быть таймлайн и т.п. Но большинство выбирают проект в формате мультимедийного лонгрида. Во время экзамена проходит защита собственного проекта. В качестве примера приведем проект - «Мультимедийный дневник Марии Сидуновой».

Гид по культурной жизни города. 15 самых интересных мероприятий Челябинска (февраль-май 2017), http://project237504. tilda.ws/

Для создания своего лонгрида я выбрала платформу tilda по ряду причин: интерфейс ресурса представлен на русском языке, также сайт дает широкие возможности создания мультимедийного контента, большинство из которых бесплатны.

В качестве визуальных компонентов лонгрида я использовала:

- таймлинию - в четырех частях по числу месяцев;

- инфографику - в шестом эссе о конкурсе «ЮнГа+ »;

- карту - в шестом эссе;

- облако тегов - в шестом эссе;

- интерактивную графику - в восьмом эссе о матче ХК «Трактор» с болельщиками;

- два видео - в девятом эссе о «Тотальном диктанте» и в тринадцатом о капустнике команды КВН «Трактор»;

- аудиозапись - в десятом эссе о «BroENGLISH».

Таймлинию я решила разделить на четыре части, чтобы эссе каждого нового месяца начинались в одной стилистике с их перечисления.

В моих эссе не было никаких статистических данных, поэтому в качестве ин-фографики я решила написать краткую инструкцию юным журналистам, как стать участником конкурса «ЮнГа+».

На карте я отметила пять культурных мест Челябинска, куда участники конкурса отправились на экскурсии.

Облако тегов отобразило города, откуда приехали юные журналисты.

Интерактивная графика вобрала в себя три ссылки: состав команды в сезоне 2016/2017 гг., матчи серии плей-офф, а также промо-роликХК «Трактор».

Видео для «Тотального диктанта» сделано с юмором и в то же время показывает, как важна эта акция. Сюжет о капустнике сделали я и Анастасия Мансурова для YouTUBE канала проекта «ЖурфакТВ».

Я посчитала уместным использовать в качестве аудиозаписи для лонгрида опрос студентов факультета журналистики ЧелГУ о роли английского языка в профессии современного журналиста, который я готовила по дисциплине «Основы конвергентной журналистской деятельности» для студенческого радио «Диктум».

Таймлинию я делала с помощью специального ресурса, используя html-код: https://codepen.io/abhisharma2/pen/vEKWVo

Для создания инфографики я использовала сайт Easel.ly https://www.easel.ly/

Карта была создана на ресурсе Яндекс. Карты https://yandex.ru/maps

Для облака тегов был использован сайт WordltOut https://worditout. com/

Интерактивную графику делала на thinglink https://www. thinglink. com/

Видео, как я уже говорила, были взя-

ты с платформы YouTUBE https://www. youtube.com/watch7v=YyVTtwv81Ws https: //www.youtube.com/watch7v =2nYzSzLqemQ

Аудиозапись монтировала в программах Sound forge и Soni Vegas, в лонгрид добавляла с помощью Google диска.

Я сделала свой проект в течение десяти часов. Сложности, как ни странно, возникли при выборе шаблонов для текста и визуального контента: глаза разбегались. Считаю, что справилась с поставленной задачей, старалась использовать материалы из личной практики, которые успела создать во втором семестре.

Итак, общим местом в работах о так называемых «новых медиа» стала констатация того факта, что мультимедийность является неотъемлемым качеством веб-журналистики, получившим право на жизнь с началом интернет-эпохи и занявшим лидирующую позицию в развитии современной медиасферы. Однако мультимедийность представляет собой не просто некое качество, «перешедшее по наследству» от интернет-коммуникации к СМИ, «прописавшимся» в пространстве Всемирной паутины, -она осмысляется большинством исследователей как закономерный продукт глубоких и сложных процессов конвергенции, набирающих силу в течение последних двух десятков лет. Мультимедийность - это «видимое выражение» конвергенции. В то же время она предполагает не только и не столько механическое соединение разнородных информационных сред, каналов доставки информации и платформ ее размещения, сколько новый тип журналистской деятельности, предполагающий совершенно иные принципы работы с контентом и дающий новые возможности для творческой самореализации журналиста. Кроме того, мультимедийность трансформирует и процесс медиапотребления, оказывая существенное влияние на конечного адресата медиасообщения (зрителя/читателя/ слушателя), она формирует новые стратегии и привычки медиапотребле-ния, предполагая интерактивность и большую вовлеченность в процесс производства и обработки информации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. АиФ.ги представляет новый мультимедийный проект «Сто лет Первой мировой» [Электронный ресурс] // AIF.ru. - 01.08.2014. - URL: http://www.aifru/society/history/1307636 (дата обращения 12.07.2017)

2. Бондаренко, М.И. Лонгрид как новый жанр отечественной журналистики [Электронный ресурс] / М.И. Бондаренко, В.В. Витвинчук // NovaInfo.Ru. - 2016. - № 46. - URL: http://novainfo.ru/article/6230/pdf (дата обращения 12.07.2017)

3. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - URL: http://evartist.narod.ru/text11/ 42.htm (дата обращения 14.07.2017)

4. Галустян, А. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики [Текст] / А. Галустян, Д. Кульчицкая // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др.; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 179-205.

5. Гатов, В. Будущее журналистики [Текст] / В. Гатов // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др.; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет. - 2016. - С. 206-267.

6. Голос великой страны. Медиакит «АиФ» - 2016 [Электронный ресурс] // AIF.ru. -URL: repo.aif.ru/file/get/id/725082 (дата обращения 12.07.2017).

7. Градюшко, А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет- СМИ [Текст] / А.А. Градюшко // Визуально-семантические средства современной ме-диаиндустрии: материалы Респ. науч.-практ. конф., 20-21 марта 2015 г., Минск / редкол.: С В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2015. - С. 44-48.

8. Зиновьев, И.В. Журналистика в информационном обществе: технологические итоги и творческие перспективы [Текст] / И.В. Зиновьев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Екатеринбург, 2012. - № 1 (98). - С. 14-21.

9. Иванушкина, П. Ребёнок № 77325. Освобождённые из Освенцима мать и дочь нашли друг друга [Электронный ресурс] / П. Иванушкина // AIF.ru. - 27.01.2015 (дата обращения 14.07.2017).

10. Исакова, Т.Б. Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). - С. 97. -105.

11. Колотилов, В. Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории [Электронный ресурс]: / В. Колотилов // Mediakritika.by. - 18.05.2014. - URL: http://mediakritika.by/article/2212/interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomu-rasskazyvat-istorii (дата обращения 02.08.2017)

12. Кульчицкая, Д.Ю. Мультимедиа и СМИ [Текст] / Д. Ю. Кульчицкая // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 100-105.

13. Оберемко, В. Кому-то удалось выжить. Как сложились судьбы заключённых Освенцима [Электронный ресурс] / В. Оберемко // AIF.ru. - 27.01.2015. -http ://www.aif.ru/society/history/kak_slozhilis_sudby_uznikov_Osventcima (дата обращения 12.07.2017)

14. Оберемко, В. Освободители. Как сложилась судьба военных 1-го Украинского фронта [Электронный ресурс] / В. Оберемко // AIF.ru. - 27.01.2015. -http://www.aif.ru/society/history/kak_slozhilas_sudba_1_Ukrainskogo_fronta_osvobodivshego_Os ventcim (дата обращения 12.07.2017)

15. Оберемко, В. Освобождение «Фабрики смерти». Как советские войска взяли Освенцим [Электронный ресурс] / В. Оберемко // AIF.ru. - 27.01.2015. -http ://www.aif.ru/society/history/kak_sovetskie_voiska_vziali_Osventcim (дата обращения 12.07.2017)

16. Освенцим [Электронный ресурс] // AIF.ru. - 12.01.2015. http://auschwitz.aif.ru/ (дата обращения 14.07.2017).

17. Пуля, В. Как создать мультимедийный лонгрид [Электронный ресурс]/ В. Пуля // Аналитическая компания Mediatoolbox. - URL: http://mediatoolbox.ru/longread/ (дата обращения 04.08.2017)

18. Симакова, С.И. Телевизионная инфографика: сущность явления [Текст] / С.И. Симакова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2015. -№ 4. - С. 70-76.

19. Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С.И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. -№ 5 (360). - С. 163-169.

20. Симакова, С.И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С.И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К.Л. Хетагурова. - 2015. -№ 3. - С. 213-218.

21. СМИ в пространстве Интернета: учебное пособие [Текст] / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

22. Ткачук, Н. Длинные формы. Культура чтения в эру цифровой журналистики [Электронный ресурс] / Н. Ткачук, А. Горбунова // Частный корреспондент. - 07.02.2015. - URL: http://www.chaskor.ru/article/dlinnye_formy_38013 (дата обращения 10.08.2017)

23. Фомина, Н.Ю. Мультимедийная журналистика: инструменты, опыт применения в пермских СМИ [Текст] / Н.Ю. Фомина // Вестник молодых ученых ПГНИУ: сб. науч. тр. / отв. редактор В.А. Бячкова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2014. - С. 452-460.

24. Хелемендик, В.С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ [Текст] / В.С. Хелемендик // Проблемы современного образования. - 2013. - № 3. - С. 106-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.