https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-11-1.1
Булаева Мария Николаевна
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ЛОНГРИДА
Статья посвящена исследованию тематической направленности мультимедийного лонгрида - особого журналистского формата передачи информации в Интернете. Обосновывается авторское определение мультимедийного лонгрида, анализируются его специфические признаки. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что тематическая направленность является определяющей характеристикой мультимедийного лонгрида. Теоретико-практическая значимость исследования заключается в разработанной автором классификации тем мультимедийных лонгридов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018711-171.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 11(89). Ч. 1. C. 9-13. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions72.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/11-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 070:002+82-92 Дата поступления рукописи: 04.05.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-11-1.1
Статья посвящена исследованию тематической направленности мультимедийного лонгрида - особого журналистского формата передачи информации в Интернете. Обосновывается авторское определение мультимедийного лонгрида, анализируются его специфические признаки. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что тематическая направленность является определяющей характеристикой мультимедийного лонгрида. Теоретико-практическая значимость исследования заключается в разработанной автором классификации тем мультимедийных лонгридов.
Ключевые слова и фразы: журналистика; мультимедийный лонгрид; формат; тематическая направленность; тема. Булаева Мария Николаевна
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск mash13@mail.ru
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ЛОНГРИДА
Развитие цифровых технологий заметно отразилось на современном медиапространстве. В мультимедийной цифровой среде появляются новые форматы представления информации. Один из наиболее популярных и востребованных - мультимедийный лонгрид.
Обращение к исследованию мультимедийных лонгридов актуально, так как данный формат, несмотря на свою востребованность и популярность, недостаточно изучен. Наиболее значимым представляется исследование содержательных особенностей мультимедийного лонгрида, а именно его тематической направленности.
Новизна работы состоит в рассмотрении основных характеристик формата с позиций тематического своеобразия, в обосновании авторского определения мультимедийного лонгрида, а также в разработке классификации тем мультимедийных лонгридов.
Цель исследования заключается в изучении тематического своеобразия мультимедийного лонгрида, что предполагает решение ряда задач: рассмотреть предпосылки появления формата «лонгрид» в цифровом медиапространстве, исследовать мультимедийный лонгрид как журналистский формат и дать ему определение, а также проанализировать его тематическую направленность и представить классификацию тем мультимедийных лонгридов. Исследование проводится на материалах российских и русскоязычных СМИ.
Под влиянием цифровых технологий производство и потребление информации в современном мире стремительно растут. Обилие информации и скорость ее распространения влияют на характер медиапотребления: интернет-аудитория, в основном, сканирует, а не читает тексты, постоянно переходит по ссылкам, получает информацию из нескольких источников одновременно и т.д. Вместе с тем, по наблюдениям исследователей, отчетливо прослеживается обратная тенденция - slow media («медленные медиа»). В 2010 году немецкие исследователи Б. Келер, С. Дэвид, Й. Блумтритт опубликовали «Манифест медленных медиа» [29], провозглашающий совсем иные принципы медиапотребления: вдумчивое чтение, качественный контент, долгая актуальность историй.
Тенденцию замедления журналистики обозначают и М. Кастельс, М. Паркс и Б. Хаак: «...в ситуации ускорения цикла новостного производства журналистика как метод деятельности замедляется. Мы можем предполагать, что большая часть быстрых новостей реального времени будет автоматизироваться (как это уже происходит с финансовыми новостями) и журналисты смогут сконцентрировать свои усилия на интерпретации, анализе и качестве рассказа, что позволит отразить более медленные и основательные изменения в обществе» [10, с. 291].
Ученые из Нидерландов Н. Дрок и Л. Херманс в своем исследовании характеризуют Slow Journalism («медленную журналистику») как основанную на длинных историях, которые создаются с использованием литературных принципов структурирования повествования [28].
Тренд Slow Journalism в интернет-пространстве продемонстрирован новым мультимедийным форматом -лонгридом, ставшим популярным после появления проекта The New York Times "Snow Fall" в 2012 году.
Несмотря на свою востребованность, формат остается малоисследованным. Так, сегодня нет общепринятого определения лонгрида. Его трактуют, например, как жанр, формат, технологию. В самом общем смысле мультимедийный лонгрид - это онлайн-проект, посвященный какому-либо событию, проблеме, актуальной
дате. Обычно это подробный обзор по теме, основанный на объемном тексте и включающий различные мультимедийные элементы: фото, видео, инфографику и т.п.
Отечественные исследователи Д. Кульчицкая и А. Галустян определяют лонгрид как «журналистское произведение, в основу которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования» [13, с. 4].
О. Р. Самарцев и В. М. Латенкова описывают лонгрид как формат и как технологию: «.. .объединяя в себе клиповость и дискретность, привычные для потребителя информации в Интернете, максимальную мультиме-дийность и одновременно характерный сугубо для печатных изданий "длинный текст" (более 5000 знаков), лонгрид становится эффективным переходным форматом между традиционной журналистикой смыслов к современной журналистике фактов и скорости» [21].
Белорусский исследователь А. Градюшко характеризует лонгрид как «новый формат визуализации контента» [5, с. 45]. Встречаются и такие определения лонгрида, как «объемный материал с текстом, интерактивом, хорошим оформлением и глубоким погружением в тему» [22], «формат подачи информации, предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, "глубоких" историй» [15].
А. Колесниченко относит лонгрид не к формату, а к жанру журналистики. В качестве синонима к слову «лонгрид» он использует словосочетание «длинный текст», выделяя в качестве ведущей жанровой характеристики «глубину погружения в тему, качество собранной информации» [12].
Жанровый подход к определению лонгрида развивают также А. Золотухин и Ю. Мажарина, сравнивая его с художественной публицистикой, а точнее, с жанром очерка. Лонгридами исследователи называют «длинные истории, исследующие глубинные закономерности общественных процессов, включая бытие отдельной личности, человека» [9, с. 93].
Таким образом, под мультимедийным лонгридом понимается особый формат передачи информации в Интернете, в основе которого - журналистский текст; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе различные аудиовизуальные, графические средства и основанный на мультимедийном интерактивном нарративе. Мультимедийный лонгрид можно определить и как специальный проект, посвященный событию, проблеме, многоаспектной теме, предполагающей максимально полное изучение материала [3, с. 122].
На основе анализа определений лонгрида можно сделать вывод о том, что одной из определяющих формат характеристик является тематическая направленность. Под темой, как правило, понимается «предмет описания, изображения, исследования - круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях» [14]. В лон-гриде таким предметом описания являются актуальная проблема, необычное природное явление, история человека, природная или техногенная катастрофа, война и вооруженный конфликт - то, что требует глубокого исследования. А. Колесниченко отмечает, что для лонгридов характерны темы, выходящие за рамки одного конкретного случая или ситуации, описывающие либо новое явление, тренд, значимое изменение в обществе, либо системное расследование происходящего в какой-то сфере [12]. Некоторые исследователи и создатели лонгридов полагают, что темой лонгрида может быть какая-либо история. Например, В. Пуля пишет, что лонгрид «должен рассказывать интересную историю. Все остальное - графики, картинки и так далее -только помогает вам донести эту историю во всей полноте» [20].
Еще один аспект в выборе темы - долгая актуальность. «Если есть непреодолимое желание сделать лонгрид, то надо выбирать материал, ценность которого не зависит от времени. То есть он должен быть интересен сам по себе, не быть привязанным к конкретным событиям, чтобы его можно было почитать, посмотреть, изучить и спустя месяц, и год, и десять лет после публикации» [16].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема мультимедийного лонгрида должна отвечать следующим требованиям:
- долгая актуальность;
- наличие проблемы;
- возможность глубокого рассмотрения;
- масштабность;
- эмоциональный потенциал (вовлечение аудитории);
- драматизм.
Создатели лонгридов чаще всего останавливают свой выбор на исторических событиях, переломных моментах, катастрофах, судьбах личности и т.п. При этом тема должна быть раскрыта максимально полно, в лон-гриде должно быть представлено все, что известно по теме на данный момент.
Исследование более 30 мультимедийных лонгридов, созданных отечественными и русскоязычными СМИ за последние пять лет, показало, что тематика всех этих проектов, в целом, соответствует требованию долгой актуальности. Даже в том случае, когда лонгрид посвящен давно произошедшему событию (например, Первой мировой войне), он актуализирован за счет информационного повода (годовщина или круглая дата со дня начала/окончания события), за счет представленных новых, до этого не известных, фактов и подробностей (воспоминания очевидцев, рассекреченные архивы), а также благодаря использованию новых форм обработки данных, ранее не применявшихся для освещения темы (например, интерактивные карты, 3Б-панорамы и пр.), которые позволили по-новому представить масштаб и значение темы.
Анализ тем изученных лонгридов позволяет классифицировать их тематическую направленность следующим образом:
1. Исследование процесса, явления: «30 лет без права строить» («Коммерсантъ») [25], «Дефицит в СССР -как это было» («Газетами») [6]. Это наиболее популярное тематическое направление, которое предполагает глубокое изучение предмета, объяснение сложных процессов, использование методов аналитической журналистики.
2. Расследования: «Вежливые люди» («Медуза») [4], «Людикудамы» («Такие дела») [17]. Лонгриды этого тематического направления позволяют поэтапно и наглядно показать процесс расследования, используя все возможные средства представления фактической информации (фото, аудио и видеозаписи и т.п.).
3. Путешествия, экспедиции, поездки: «Земля отчуждения» («Коммерсантъ») [8], «Приразломная жизнь» («Коммерсантъ») [18]. Одно из востребованных тематических направлений. Такие лонгриды схожи с жанрами путевого очерка, специальными репортажами. Тема в данном случае определяет структурно-композиционные особенности: повествование строится по хронологическому принципу, описывая путешествие от начала к завершению.
4. Историческое событие: «Дни затмения» («Лента.Ру») [7], «Сто лет Первой мировой» («АиФ.ги») [23]. Благодаря использованию разных мультимедийных платформ, у авторов лонгридов на исторические темы есть возможность рассказать о событии просто, наглядно, доступно. Такие проекты создаются обычно к годовщине, круглой дате со дня событий.
5. ЧП, катастрофа, происшествие, теракт: «Ад Беслана: взгляд изнутри» («АиФ.ги») [1], «Прости нас, ангелок» (ТВ2) [19]. Лонгриды данного тематического направления содержат подробности события, мнения участников и очевидцев, могут содержать элементы расследования.
6. Личность: «Я устал. Я ухожу» («АиФ.ги») [24], «Клетка» («Такие дела») [11]. По предмету отображения и целевой установке такие лонгриды схожи с жанром портретного очерка. Позволяют рассказать историю человека наглядно, информативно.
Некоторые из рассмотренных лонгридов посвящены одной и той же теме. Например, о теракте в Беслане проекты подготовили «Лента.Ру», «Газета.Яи» и «АиФ.ги». Лонгриды о Первой мировой войне представили «АиФ.ги», «Лента.Ру», Якутское-Саха информационное агентство. Чернобыльская катастрофа стала темой лонгридов в таких СМИ, как «Коммерсантъ», «Лента.Ру», «Sputnik Беларусь». Но несмотря на общее тематическое начало, проекты отличаются и по содержанию, и по структуре. Это обусловлено, в первую очередь, конкретизацией первоначального замысла и наличием идеи - главной мысли произведения, которая формирует угол зрения на рассматриваемую проблему.
М. М. Бахтин, исследуя природу речевых жанров, отмечал, что вначале появляется замысел, который определяет предмет речи, - тему и выбор жанровой формы. Предметно-смысловой момент, в свою очередь, оказывает влияние на стиль и композицию [2]. Это правило также можно применить и к мультимедийному лонгриду, в котором именно формулировка темы и ее конкретизация влияют на дальнейший ход работы: поиск средств и методов представления информации (выбор мультимедийных платформ), разработку композиции, структуры проекта, определение ведущей жанровой формы текста. Однако в ряде случаев справедливо и обратное: наличие определенного мультимедийного элемента (например, эксклюзивное видео) может скорректировать изначальный замысел.
Выбор знаковой системы (мультимедийной платформы) обусловлен, прежде всего, тем, насколько полно и ярко она способна донести смысл. Очевидно, что, например, для раскрытия исторической тематики подходят текст, графика, реконструктивная инфографика. В лонгридах, посвященных путешествиям, экспедициям, особенно важны видео и фотоматериалы, которые помогают описать обстановку и т.п.
Исследование мультимедийных лонгридов о Чернобыльской катастрофе показало, как различаются подходы к разработке темы. В 2014 году вышел лонгрид издания «Коммерсантъ» «Земля отчуждения», в 2016 году мультимедийные лонгриды представили редакции интернет-издания «Лента.Ру» («30 лет после чернобыльской катастрофы») и новостного агентства «Sputnik Беларусь» («30 лет после Чернобыля: жить нельзя бояться») [8; 26; 27].
Итак, тема лонгридов одна - катастрофа на Чернобыльской АЭС и ее последствия. Однако авторы проектов по-разному определили фокус ее рассмотрения. Идея проекта издания «Коммерсантъ» - показать, как в зоне отчуждения в данный момент живут люди, что происходит непосредственно на месте аварии, как строится новый саркофаг. Лонгрид «Ленты.Ру», рассказывая о катастрофе в Чернобыле, выводит проблему на более широкий уровень: безопасность ядерной энергетики. Лонгрид агентства «Sputnik Беларусь» акцентирует внимание на исследовании последствий катастрофы в Белоруссии, куда попала большая часть вредных веществ [Там же].
Журналисты «Коммерсанта» выбрали для рассказа жанр репортажа (преимущественно, т.к. лонгрид как формат может содержать черты разных жанров). Авторы, описывая поездку, создают эффект присутствия: «Сегодня природа захватывает территорию заброшенного города - кажется, что это дома "выросли" в лесу. На крышах и первых этажах многих зданий растут березы, ветки через окна торчат в квартирах, птицы вьют гнезда на балконах и в телефонных будках» [8]. Погружение аудитории в атмосферу происходящего достигается, в том числе, благодаря использованию глаголов в настоящем времени («захватывает», «кажется», «растут» и т.п.). Образ места помогают создать такие приемы, как олицетворение («Сегодня природа захватывает территорию заброшенного города - кажется, что это дома "выросли" в лесу»), метафора («Сегодня Чернобыль - город, навсегда застывший во временах Советского Союза») [Там же]. Также для создания эффекта присутствия применяются аудиовизуальные элементы: фотогалереи с репортажными снимками, видео с места событий, звук.
Учитывая специфику темы, авторы применяют термины: «радионуклиды», «изотопы», «турбогенератор». Вместе с тем, в тексте присутствует и разговорная речь («на здоровье не жалуемся» [Там же]), что характерно для репортажа - жанра, фиксирующего реальную жизнь во всем ее многообразии. Живая речь присутствует также в видеоматериале (интервью с героиней).
Стремление журналистов к фактической точности, документальности отражается в частом использовании кавычек, которыми обозначены слова, употребленные не в прямом значении: «эти места интересны как своего рода "памятник" соцреализму», «Припять привлекает как место локального "апокалипсиса"... », «на месте каждой из них "похоронен " чей-то дом» [Там же].
В лонгриде «Ленты.Ру» «30 лет после чернобыльской катастрофы» ведущей жанровой формой является статья. Для этого жанра характерен, прежде всего, масштаб предмета отображения: это всегда актуальные процессы, явления. В этом проекте Чернобыльская катастрофа - повод рассмотреть проблему использования ядерной энергии. В начале лонгрида авторы пишут, что их спецпроект о том, «как это было и какие уроки мир вынес из катастрофы на Чернобыльской АЭС» [26]. Лонгрид основан на тексте, а также содержит множество схем, графиков, карт, позволяющих наглядно представить масштабные данные. Видео и аудиоэлемен-тов в лонгриде нет. Также отсутствует интервью с кем-либо. Такой выбор мультимедийных платформ свидетельствует о стремлении авторов к максимальной объективности, точности и аргументированности.
Повествование ведется от третьего лица, что свойственно научному стилю. Научно-исследовательский подход к теме проекта проявляется и в том, что авторы беспристрастно оперируют фактами, приводят аргументы, воздерживаясь от эмоциональных комментариев.
Для жанра статьи характерно использование языковых средств научного стиля. В тексте данного лонгрида встречаются термины («период полураспада», «реактор», «сельскохозяйственный оборот»), общенаучные слова («число», «уровень», «мощность», «сознание»), абстрактная лексика («фактор», «контекст», «развитие»), клишированные конструкции («экономический ущерб составил...», «стала одним из ключевых факторов, определивших ее дальнейшее развитие», «по оценкам экспертов», «перспективы... туманны»), штампы («мирный атом», «жертвы аварии») [Там же].
Лонгрид агентства «Sputnik Беларусь» «30 лет после Чернобыля: жить нельзя бояться» по ведущей жанровой форме, использованной при подготовке текста, также подходит под определение статьи. Отсылка к масштабной проблеме заявлена уже в заголовке, построенном на основе амфиболии. Авторы лонгрида отмечают, что «спустя 30 лет после аварии на ЧАЭС кажется, что все под контролем и угрозы больше нет. Хотя радиация есть. Есть цезий и стронций, а еще есть малознакомый америций - крайне токсичный изотоп, который только набирает силу. Ближайшие 40 лет его количество на загрязненных территориях будет только расти» [27]. После рассказа об аварии в Чернобыле идет подробное исследование ее последствий в Белоруссии, куда попала большая часть вредных веществ. В этом лонгриде представлен значительный объем информации научного плана, в основном, в комментариях экспертов и в инфографике. В связи с этим, текст насыщен научной лексикой: терминами («трансурановые элементы», «дозообразующие радионуклиды», «альфа-излучение», «экологические дизраптеры»), общенаучными словами («объем», «следствие», «причина»), абстрактной лексикой («аспект», «свойство», «проблема»). В отличие от текста лонгрида интернет-издания «Лента.ру», авторы рассматриваемого произведения применяют яркие приемы: каламбур («В 1990-е ученые подсчитали, что радиоактивный коктейль, которым дышат механизаторы во время посевной, обеспечивает им годовую дозу»), иронию («Весь мир нервничал, а Советский Союз готовился к первомайской демонстрации») [Там же]. Такие приемы позволяют создателям лонгрида расставить смысловые акценты и проявить свою авторскую позицию, выразить отношение к теме.
Таким образом, на раскрытие темы лонгрида влияют как мультимедийные элементы, так и соответствующие языковые средства. Формат мультимедийного лонгрида для разработки темы Чернобыльской катастрофы выбран авторами не случайно: это возможность рассказать историю, представить схемы, объяснить нюансы и сложные процессы, а также вызвать эмоциональное соучастие аудитории.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что тематическая направленность является важнейшей характеристикой формата мультимедийного лонгрида. В соответствии с темой используются именно те мультимедийные элементы (текст, фото, видео, аудио, графика, инфографика, анимация), которые наиболее точно и адекватно позволяют рассказать историю. Также с учетом выбранной тематики подбирается стиль изложения - чаще всего это сочетание публицистического, научного, художественного стилей, иногда применяются элементы разговорного и официально-делового стилей - и присущие ему языковые средства (термины, клише, просторечия и т.п.), тропы (метафора, эпитет, олицетворение, каламбур, ирония, гипербола и т.п.).
В результате анализа проектов ведущих российских и русскоязычных СМИ представляется возможным привести классификацию тем мультимедийных лонгридов: исследование процесса, явления; расследования; путешествия, экспедиции; исторические события; ЧП, катастрофа, происшествие; история отдельной личности. К этим темам предъявляются особые требования (долгая актуальность, глубина, масштаб, проблем-ность, драматизм и эмоциональный потенциал). Именно такой подход к выбору тематической направленности мультимедийного лонгрида в значительной мере определяет его востребованность и релевантность.
Список источников
1. Ад Беслана: взгляд изнутри [Электронный ресурс] // Aif.ru. URL: http://beslan.aif.ru/ (дата обращения: 29.03.2018).
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Русские словари, 1996.
Т. 5. Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.
3. Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. Томский государственный университет, 2015. № 4. С. 121-123.
4. Вежливые люди [Электронный ресурс] // Meduza.io. URL: https://meduza.io/special/polite (дата обращения: 29.03.2018).
5. Градюшко А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-СМИ // Визуально-семантические средства современной медиаиндустрии: материалы Респ. науч.-практ. конф. 20-21 марта 2015 г. Мн.: Изд. центр БГУ, 2015. С. 44-48.
6. Дефицит в СССР - как это было [Электронный ресурс] // Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/infographics/deficit/ (дата обращения: 25.03.2018).
7. Дни затмения [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: http://1991.lenta.ru/ (дата обращения: 27.03.2018).
8. Земля отчуждения [Электронный ресурс] // Kommersant.ru. URL: https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl (дата обращения: 24.03.2018).
9. Золотухин А., Мажарина Ю. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2015. № 2. С. 93-96.
10. Кастельс М., Парке М., Хаак Б. Будущее журналистики: сетевая журналистика (перевод Василия Гатова) // Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург, 2016. С. 268-297.
11. Клетка [Электронный ресурс] // Takiedela.ru. URL: https://takiedela.ru/cage/ (дата обращения: 31.03.2018).
12. Колесниченко А. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс]. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/9009450/ (дата обращения: 11.01.2018).
13. Кульчицкая Д. Ю., Галустян А. А. Лонгриды в онлайн-СМИ: характеристика особенностей и технология создания. М.: Аспект Пресс, 2016. 80 с.
14. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста [Электронный ресурс]. М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://evartist.narod.ru/text6/42.htm (дата обращения: 22.03.2018).
15. Лонгрид: формат для «длинного чтения» [Электронный ресурс] // Новый репортер. URL: http://newreporter. org/2015/04/03/longrid-format-dlya-dlinnogo-chteniya/ (дата обращения: 10.03.2018).
16. Лычавко А. Просто длинный текст - еще не лонгрид: как интернет-издания осваивают новый формат [Электронный ресурс] // Mediakritika.by. URL: http://mediakritika.by/article/3133/prosto-dlinnyy-tekst-eshche-ne-longrid-kak-internet-izdaniya-osvaivayut-novyy-format (дата обращения: 12.04.2018).
17. Людикудамы [Электронный ресурс] // Takiedela.ru. URL: https://takiedela.ru/kudama/ (дата обращения: 31.03.2018).
18. Приразломная жизнь [Электронный ресурс] // Kommersant.ru. URL: https://www.kommersant.ru/projects/arctic (дата обращения: 30.03.2018).
19. Прости нас, ангелок [Электронный ресурс] // tv2.today. URL: http://tv2.today/TV2Old/Prosti-nas-angelok (дата обращения: 11.04.2018).
20. Пуля В. Как создать мультимедийный лонгрид? [Электронный ресурс]. URL: http://mediatoolbox.ru/longread/ (дата обращения: 11.03.2018).
21. Самарцев О. Р., Латенкова В. М. Методические и творческие проблемы обучения технологии «лонгрида» в практике подготовки журналистов [Электронный ресурс] // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: матер. 55-го междунар. форума (21-22 апреля 2016 г.) / отв. ред. С. Г. Корконосенко. 2016. № 2. URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6092.html (дата обращения: 24.02.2018).
22. Словарный запас: лонгрид [Электронный ресурс]. URL: http://www.strelka.com/ru/magazine/2015/11/05/vocabulary-longread (дата обращения: 16.03.2018).
23. Сто лет Первой мировой [Электронный ресурс] // Aif.ru. URL: http://ww1.aif.ru/ (дата обращения: 18.04.2018).
24. «Я устал... Я ухожу» [Электронный ресурс] // Aif.ru. URL: http://yeltsin.aif.ru/ (дата обращения: 18.04.2018).
25. 30 лет без права строить [Электронный ресурс] // Kommersant.ru. URL: https://www.kommersant.ru/projects/metro1935 (дата обращения: 12.04.2018).
26. 30 лет после Чернобыльской катастрофы [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: http://chernobyl.lenta.ru/ (дата обращения: 24.03.2018).
27. 30 лет после Чернобыля: жить нельзя бояться [Электронный ресурс] // Sputnik Беларусь/Belarus. URL: https://sputnik.by/ event/20160426/1022058085.html (дата обращения: 24.03.2018).
28. Drok N., Hermans L. Is there a future for slow journalism? [Электронный ресурс] // Journalism Practice. 2016. Vol. 10. Issue 4. URL: https://wwwtandfonline.com/doi/pdf'10.1080/17512786.2015.1102604?needAccess=true (дата обращения: 27.03.2018).
29. Köhler B., David S., Blumtritt J. The Slow Media Manifesto [Электронный ресурс]. URL: http://en.slow-media.net/ manifesto (дата обращения: 22.03.2018).
THEMATIC ORIENTATION AS A KEY COMPONENT OF MULTIMEDIA LONGREAD
Bulaeva Mariya Nikolaevna
South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk mash 13 @mail. ru
The article is devoted to studying the thematic orientation of the multimedia longread - a special journalistic format for information transfer on the Internet. The author's definition of the multimedia longread is substantiated; its specific features are analysed. On the basis of the conducted research, it is concluded that thematic orientation is a key characteristic of the multimedia
longread. The theoretical and practical significance of the work is in the author's classification of multimedia themes.
Key words and phrases: journalism; multimedia longread; format; thematic orientation; theme.