ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
УДК 070
М. С. Горшкова
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
А. С. Юферева
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛОНГРИДЫКАК ФОРМАТ
В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКЕ: АНАЛИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В настоящее время журналистика апробирует новые модели представления текстов в информационно-коммуникационной среде, так как потребитель ищет наиболее доступные для понимания источники информирования. Наиболее распространенными и популярными считаются мультимедийные лонгриды. Это интерактивные материалы, созданные на основе объемного текста и содержащие в себе широкий спектр аудиовизуальных компонентов. В связи с этим в данной статье особое внимание уделяется влиянию технической и информационной революций на становление такого жанра, как мультимедийный лонгрид, раскрывается общая характеристика мультимедийного лонгрида, описываются его содержательные и формальные признаки, такие как фотографии, видео, инфографика и т. д. Подробно рассматриваются примеры использования мультимедийных лонгридов в отечественных изданиях.
Ключевые слова: визуализация, мультимедийный лонгрид, медиасфера.
За последние несколько лет в медиа-сфере отмечаются существенные изменения. Главным образом, в истории зафиксированы три информационные революции, которые, по мнению А. Д. Трахтенберга [9], существенно изменили медиа-пространство. Следствием этой трансформации явилось то, что информационные технологии стали распространяться с большей скоростью. Скорость обусловила необходимость ускорения подачи информации, появилась гонка между СМИ. Для того чтобы повысить конкурентоспособность на медиа-рынке, издания стали стремиться увеличить степень актуальности в подаче материалов, а также включать в материалы такие компоненты, как интерактивность, мультимедийность.
Последняя информационная революция, по замечаниям А. Д. Трахтенберга, происходит на наших глазах и связана с возникновением и массовым распространением информационно-компьютерных технологий [9]. Также данный тип революции увеличил скорость технического прогресса в несколько раз. Изменения технического плана обусловили появление информационного шума (обилие и даже преизбыток информации), что привело к усложнению восприятия столь большого объема данных. «Шум» во многом стал преобладать над полезностью самой информации. Впоследствии у человека появилась потребность в фильтрации информационных потоков, поиска наиболее доступного для понимания источника. Описываемые факторы создали новые условия для развития журналистики, в связи с чем представляется целесообразным исследовать особенности эволюции отечественных средств массовой информации в условиях Интернета. Для решения данного вопросам обратимся к историческому контексту для раскрытия особенностей перехода СМИ к новой модели функционирования в информационно-коммуникационной среде.
Первый этап (1990-1993 гг.) связан с начальной стадией становления Интернета, доступ к которому сначала получили сотрудники университетов и научно-исследовательских центров России. Упрощенный пользовательский интерфейс обладал весьма ограниченными функциями и был ориентирован преимущественно на текст. Тем не менее, предпосылки для создания Интернет-СМИ были созданы: несмотря на то, что средства массовой информации в виде сайтов не существовали, в Интернете были размещены электронные версии бумажных изданий. Ведущие федеральные и региональные СМИ распространяли свои электронные версии посредством Интернет-платформ. Например, популярным в свое время был ресурс Russian Story, где публико-
вались материалы таких изданий, как «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Правда» и другие.
На втором этапе (1994-1997 гг.) отмечается становление отечественного сегмента Интернета (регистрация национального домена ги, появление первых российских коммерческих сайтов и др.), которое впоследствии подготовило почву для обеспечения массового доступа рядовых пользователей к Всемирной Сети. Первым изданием из российских «традиционных» СМИ, которое создало электронную версию, стала «Учительская газета» (1995 г.). После этого в Интернете получают развитие другие онлайн-проекты: первая в Сети лента новостей NSN, информационные порталы infoart.ru и «Русский клуб у Агамы» и т. д.
На третьем этапе (1998-2003 гг.) фиксируется экспоненциальный рост пользователей Сети, в результате которого Интернет перестал рассматриваться как инструмент, доступ к которому имеет ограниченное количество людей. Как свидетельствуют статистические данные, в 1998 году количество пользователей превысило миллион человек. На данном этапе появляются первые общественно-политические издания (Полит.ги, РБК.ги, Газета.ги, Лента.ги, Утро.ги и др.), а традиционные средства массовой информации (печать, радиостанции и телевидение) начинают создавать официальные сайты в Интернете («Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Коммерсант» и др.). Активное развитие отмечается в отношении информационных агентств, которые начинают адаптировать свои сайты под формат «новостной журналистики». Важно отметить, что модель чисто новостного издания была впервые реализована Лента.ру. Данный опыт оказался достаточно полезным для новых игроков, которые вошли на рынок в конце 1990 годов (РИА «Новости», «Русское бюро новостей», «Росбалт»).
На четвертом этапе (начало 2000 г. - настоящее время) развитие технологий коммуникации достигло такого уровня, который позволил пользователям принимать активное участие в создание и распространение контента. Формирование принципиально нового коммуникационного формата в интернет-пространстве связывают с интенсивным развитием блогосферы, социальных сетей и другими проектами, которые стали важной частью революционных преобразований в сфере средств массовой информации. Так, например, одна из самых «юных» на сегодняшний день частей Всемирной паутины - блогосфера - представляет собой яркий пример сочетания и взаимоперехода блогов, частично отнесенных и к СМИ, и к групповым коммуникациям, и к межличностным. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку. В данный период были заложены предпосылки для формирования новых условий для функционирования СМИ, так как освоение новых сервисов привело к радикальным сдвигам в деятельности профессиональных журналистов [10]. Социальные медиа стали площадками, используемыми не только для поиска сведений и фактов, но и для работы с пользовательским контентом (UGC). Последнее в свою очередь создало ситуацию высокой конкуренции между профессиональными журналистами и рядовыми участниками, т. е. теми, кого раньше относили к различным аудиторным группам. Соответственно, обозначенные коммуникационные форматы отличаются возможностью социального взаимодействия, обладают собственной сетевой логикой и возможностью создавать различные коммуникационные эффекты [1].
Для поддержания конкуренции сетевым средствам массовой информации приходится апробировать эффективные способы и технологии создания контента с использованием широкого ряда визуальных элементов, способных привлечь внимание читателей и удержать его на относительно долгое время. С. И. Симакова отмечает, что «кардинальной трансформации подвергаются и сами СМИ: визуальные компоненты (иллюстрации, фотографии, инфографика, элементы дизайна) начинают играть ведущую роль и дополнять, а также трансформировать вербальный контент. Особенно ярко эта тенденция проявляется в интернет-СМИ, в силу такого свойства интернет-коммуникации, как мультимедийность» [6. С. 163].
Последнее особенно актуально, принимая во внимание тот факт, что для современного пользователя свойственны как беглое, просмотровое чтение контента, что обусловлено «гипертекстовым характером среды», так и постепенная утрата способности линейного восприятия текста. В связи с этим становится принципиально важным сконцентрироваться на анализе такого жанра как мультимедийный лонгрид [4]. Автор статьи «Сноуфолл как синтез вербального и визуального компонентов в журналистских материалах» отмечает: «количественно множественная, разнород-
ная информация ставит на повестку дня вопрос ее интерпретации, грамотного осмысления и анализа, что делает как никогда более актуальной журналистику смыслов, воплощенную в «длинных журналистских форматах» - лонгридах» [7. С. 80] Далее, обращаясь к терминологическому аппарату темы, автор замечает, что следует различать понятия «лонгрид» и «мультимедийный лонгрид», которые достаточно часто отождествляются. С. И. Симакова пишет: «...термин пришел из американских медиа. По мнению американских специалистов, под лонгридом подразумевается интернет-текст. Однако, <...> это утверждение не является точным и требует корректировки. Если лонгрид - это длинный текст, то, на наш взгляд, лонгриды пришли из бумажных газет, этот формат использовался еще до интернет-эпохи» [7. С. 80], формулирует определение лонгрида: «это журналистское произведение, основой которого является длинный текст, чередующийся с визуальным контентом» [7. С. 81] и замечает, что «лонгрид - это пример грамотного сочетания вербального и визуального контентов в журналистских материалах» [7. С. 81]. В тоже время, отстаивая свою точку зрения о нетождественности понятий «лонгрид» и «мультимедийный лонгрид», исследователь указывает на то, что «современный лонгрид значительно отличается от «кирпичей» корреспонденций, очерков или аналитических статей, которые публиковались в бумажных СМИ. «Длинный текст», благодаря развитию компьютерных технологий и интернет-коммуникации, а также интенсификации процессов конвергенции и мультимедиатизации в журналистике, кардинально изменился и приобрел новые форматные характеристики, превратившись в так называемый сноуфолл <...> - мультимедийный лонгрид» [7. С. 81].
Т. Воган и Д. Доулинг считают, что лонгрид - пример того, как в последнее время журналистика воплощает в себе мультимедийную культуру медиа [11], «мультимедийный лонгрид включает все разнообразие компонентов мультимедиа и создает новые измерения визуальности, предлагая, например, параллакс-эффект» [8. С. 61].
Опираясь на важность не только оболочки нового формата, но и его содержательного наполнения, авторы книги «Как новые медиа изменили журналистику» предложили следующее определение: «журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд» [5]. Отличительной особенностью данного формата является глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку журналистом большого количества источников по предмету исследования. Журналисту необходимо рассказать необычную историю, либо уже знакомую всем, но актуальную, раскрыв ее с совершенно другой стороны. Соответственно, в лонгриде не может быть темы, которая описывает одну ситуацию. Как правило воссоздаются, описываются значимые изменения или явления, произошедшие в обществе.
Второй отличительной особенностью является то, что лонгрид подразумевает подачу объемного текста, используя визуальные компоненты. «Парадоксально, но факт: интернет с его знаменитой триадой мультимедийность - интерактивность - гипертекст, а также конвергентные технологии медиатеоретики еще вчера считали заклятым врагом текстового контента. Вне всякого сомнения, интернет-коммуникация расширяла и расширяет границы визуального <...> именно интернет-среда позволила создать синтетичный медиапродукт, который, не противореча тенденциям визуализации современного мира и ориентируясь на синкретическое медиавосприятие, делает текст равноправным фрагментом журналистского продукта (как в мультимедийной истории) или даже его стержневым, важнейшим элементом (как в сноуфолле). В данном случае оказывается, что мультимедийные компоненты продвигают текст, делают его заметным, доступным, авторитетным и, конечно, вписывают его в современные медиапотребительские практики» [8. С. 61]. Визуализация позволяет сделать из длинного и массивного текста целый комплекс из текста и видеороликов, инфографики, фоновой музыки, иллюстрации (в том числе интерактивной), встроенных цитат и т. д. Важность такого представления в том, что все компоненты взаимосвязаны между собой, то есть они не просто дополняют текст, а являются его равноправными партнерами. Соответственно, в лонгриде отслеживается последовательность изложения мысли, грамотное сочетание всех компонентов - размера и количества иллюстрации, шрифтов и прочего.
Сюжет также должен отвечать определенным правилам. Одним из важных признаков лонгри-да является наличие событийного сюжета или проблемы. Необходимо рассмотреть не только потенциал информативности темы, но и оценить эмоциональный потенциал. Причем, особенности формата накладывают отпечаток на выбор той или иной темы. Вторым не мало важным признаком лонгрида является уникальность контента, то есть важно уделить особое внимание на сбор
и обработку информации именно силами редакции. Последним признаком является потенциал визуализации (слабый визуальный потенциал препятствуют созданию лонгрида) и возможность визуализации (имеется ли доступ к тем объектам и людям, которые должны быть использованы в лонгриде) [5].
В настоящее время интернет-пространство довольно быстро «наполняется» мультимедийными лонгридами, в каждом из которых отражена та или иная проблема. Для примера рассмотрим такие материалы, как «День, когда началась война», «Чернобыль. Земля отчуждения» (авторы -редакция «Ъ») и «Америка заколоченных небоскребов» (авторы - редакция «Комсомольская правда»). Обозначенные лонгриды обладают эффектом вовлеченности, способным «погрузить» человека в событийный ряд за счет широкого обилия визуальных компонентов (фото, видео-иллюстрации, видеосюжеты, 3D реконструкция, аудио иллюстрации, видео иллюстрации, видео сюжеты и т. д.) [5]. Таким образом, текст уже не является ключевым элементом.
Так, в спецпроекте «Ъ» под названием «Чернобыль. Земля отчуждения» собраны детали трагедии 1986 года, описана хроника развития событий и представлены мрачные фотографии сегодняшней Припяти. Данная история направлена на то, чтобы задействовать такие органы чувств у человека, как зрение, слух. Следовательно, статья создает объемную картину события, которая передает тесную взаимосвязь смысловых компонентов: как текстовых, так и визуальных.
Следующий проект издания «Коммерсантъ» посвящён 22 июня и называется «День, когда началась война». Он подробно описывает историю одного дня, который является знаковым в отечественной истории. Через фотографии, газетные вырезки и воспоминания современников о начале войны, которые мы можем увидеть видеосюжетах, воссоздается картина этого события. Структурные компоненты складываются как мозаика, помогая ощутить чувства и эмоции современников. Использование черно-белых и качественных видео и фотографий также призваны создать мрачную атмосферу события. Также цветовая гамма поддерживают ассоциации с этим днем. Все эти компоненты оказывают существенное влияние на восприятие читателя.
Мультимедийный спецпроект издания «Комсомольская правда» назван «Америка заколоченных небоскребов» - в нем представлен анализ мировых экспертов экономических причин краха крупнейших городов США. В материале нет видеосюжетов, вместо этого визуальное пространство наполнено фотографиями. Общеплановые фотографии специально заполняют полную полосу для того, чтобы обрисовывать состояние опустевших городов. Такая компоновка статьи добавляют объема картине события. Кроме того, в лонгриде для полного представления используется инфографика с числовыми показателями безработицы и количества преступлении в сравниваемых городах. Грамотная расстановка визуальных компонентов позволяют читателю выбирать нужную информацию, а также затягивает в глубь статьи. Немаловажную роль играет и структурное расположение заголовков, которые выделены крупным жирным шрифтом. Такая визуальная компоновка позволяют проследить смысловое разделение текста.
Современные издания, которые перешли на сетевые платформы, активно используют мультимедийные элементы и визуализацию в статьях. Мультимедийные лонгриды включают в себя весь спектр визуальных компонентов, что позволяют наиболее полно воссоздать событие. Использование инфографики позволяет систематизировать информацию. Конкретные цифры способствуют представлению полной картины события. Фотографии подчеркивают настроение описываемого явления. Интерактивные элементы таких материалов «включают» человека в событие и заставляют сопереживать героям, если эмоциональный потенциал полностью раскрыт. Эти приемы позволяют долгое время держать внимание читателя, оставляя определенный след в его сознании.
Список литературы
1. История развития Интернет-СМИ в России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dni. ru/academ (дата обращения: 25.01.2017).
2. Бастрон, А. А. Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и перспективы их решения в журналистском [Текст] / А. А. Бастрон // Вестник РГГУ. - 2016. - № 4. - С. 137.
3. Олешко, В. Ф. Логика профессиональной культуры [Текст] / В. Ф. Олешко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. -2012. - № 1 (98). - С. 7.
4. Юферева, А. С. Управление процессами политической коммуникации в период медиакон-вергенции: в поисках концептуального подхода [Текст] / А. С. Юферева // Вопросы управления. - 2016. - № 3 (21). - С. 14-22.
5. Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 [Текст] / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с
6. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. -№ 5 (360). - С. 163-169.
7. Симакова, С. И. Сноуфолл как синтез вербального и визуального компонентов в журналистских материалах [Текст] / С. И. Симакова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2017. -№ 5. - С. 80-89.
8. Симакова, С. И. Мультимедийная история и её особенности [Текст] / С. И. Симакова, С. А. Панюкова // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки.- 2017. - № 9 (405). - С. 58-66.
9. Трахтенберг, А. Д. Информационная революция [Текст] / А. Д. Трахтенберг // Научный ежегодник института философии и права уральского отделения российской академии наук. - 2004. -С. 329-330.
10. Маисеева, Е. Конструирование визуальной социальной реальности. Коммуникативный аспект. Современные трансформации [Текст] / Е. Маисеева. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 108 с
11. Доулинг, Д. Можем ли мы «заснегопадить» это? Цифровая длинная форма и гонка для рынка планшетов [Текст] / Д. Доулинг, Т. Воган // Цифровая журналистика. - 2015. - Том. 3, выпуск 2. - С. 209-224.
12. Запускалов, А. Я так люблю, когда большой. Лонгрид, пожалуйста! Могут ли длинные тексты стать основной формой для СМИ в будущем? [Электронный ресурс] / А. Запускалов. - URL: http://hungryshark.ru/articles/ya-tak-lyublyu-kogda-bolshoy (дата обращения: 25.01.2017).
MULTIMEDIA LONDREADS AS A FORMAT IN ONLINE JOURNALISM: ANALYSIS OF SPECIFIC FEATURES
Gorschkova M. S., Ural Federal University, Ekaterinburg, [email protected] Yufereva A. S., Ural Federal University, Ekaterinburg, [email protected]
At the present time journalism is testing a new model offunctioning of texts in the information and communication environment, so as consumers are looking for the most accessible sources of information. Consider the four stages of the formation of a new journalism in which the most relevant information tool to inform. One of the most typical multimedia format, are longreads. It is an interactive material created on the basis of volume of text and contain a wide range of audiovisual components. In this regard, this article deals with the historical development ofjournalism, the stages of the technical and informational evolution, which indicates the feasibility of using longread. The aurhors reveal general characteristics of multimedia longread and describe formal features, such as photos, videos, infograph-ics, etc. Examples of the use of two multimedia longreads in domestic publications are considered in detail. This article describes the effect of using visual components in a multimedia longreads.
Keywords: visualization, multimedia longread, mass media.
References
1. Istoriya razvitiyaInternet-SMIv Rossii [=The history of development of Internet media in Russia], available at: https://www.dni.ru/academ, accessed 25.01.2017. (In Russ.).
2. Bastron, A. A. (2016) Mediakonvergentsiya v SMI: problemyi i perspektivyi ih resheniya v zhurnalistskom [=Mediaconference in the media: problems and prospects of their solution in journalistic], in: VestnikRGGU [Bulletin of RGGU], no. 4, 137 p. (In Russ.).
3. Oleshko, V. F. (2012) Logika professionalnoy kulturyi [=Logic of professional culture], in: Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Ser. 1. Problemyi obrazovaniya, nauki i kulturyi [=News of the Ural Federal University. Ser. 1. The Problems of education, science and culture], no. 1 (98), p. 7. (In Russ.).
4. Yufereva, A. S. (2016) Upravlenie protsessami politicheskoy kommunikatsii v period mediakonvergentsii: v poiskah kontseptualnogo podhoda [=Managing the processes of political communication in the period of mediaconference: in search of a conceptual approach], in: Voprosyi upravleniya [=management Issues], no. 3 (21), pp. 14-22. (In Russ.).
5. Amin, A., Galustyan, A., Gatov, V., Castells, M., Kulchitskaya, D., Losev, N., Parks, M., Paranko, S., Silantyev, A. and Haak, B. van der (2016) Kak novyie media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [=How new media has changed journalism. 2012-2016], Yekaterinburg University of the Humanities, 304 pp. (In Russ.).
6. Simakova, S. I. (2015) Vliyanie novyih tehnologiy na vizualnyiy kontent zhurnalistskih materialov [=Influence of New Technologies on Visual Content of Journalistic Materials], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologiya. Iskusstvovedenie [=Bulletin of Chelyabinsk State University. Ser. Philology. Art History], no. 5 (360), pp. 163-169. (In Russ.).
7. Simakova, S. I. (2017) Snoufoll kak sintez verbalnogo i vizualnogo komponentov v zhurnalistskih materialah [=Snowfall as a synthesis of verbal and visual components in journalistic materials], in: Izvestiya vyisshih uchebnyih zavedeniy. Problemyipoligrafii i izdatelskogo dela [=News of universities. Problems of polygraphy and publishing], no. 5, pp. 80-89. (In Russ.).
8. Simakova, S. I. and Panyukova, S. A. (2017) Multimediynaya istoriya i ego osobennosti [=Multimedia History and Its Features], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskie nauki [=Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philological Sciences], no. 9 (405), pp. 58-66. (In Russ.).
9. Trachtenberg? A. D. (2004) Informatsionnaya revolyutsiya [=The Information revolution], in: Nauchnyiy ezhegodnik instituta filosofii i prava uralskogo otdeleniya rossiyskoy akademii nauk [=Scientific Yearbook of the Institute of philosophy and law Ural branch of the Russian Academy of Sciences], pp. 329-330. (In Russ.).
10. Maiseeva, E. (2012) Konstruirovanie vizualnoy sotsialnoy realnosti. Kommunikativnyiy aspekt. Sovremennyie transformatsii [=The visual Construction of social reality. Communicative aspect. Modern transformations], LAP Lambert Academic Publishing, 108 p. (In Russ.).
11. Dowling, D. and Vogan, T. (2015) Mozhem li myi «zasnegopadit» eto? Tsifrovaya dlinnaya forma i gonka dlya ryinka planshetov [=Can we «Snowfall» this? Digital longform and the race for the tablet market], in: Tsifrovaya zhurnalistika [=Digital Journalism], Vol. 3, issue 2, pp. 209-224. (In Russ.).
12. Zapuskalov, A. Ya tak lyublyu, kogda bolshoy. Longrid, pozhaluysta! Mogut li dlinnyie tekstyi stat osnovnoy formoy dlya SMI v buduschem? [=I love it when big. Longread, please! If long texts become the main form of media in the future?], available at: http://hungryshark.ru/articles/ya-tak-lyublyu-kogda-bolshoy, accessed 25.01.2017). (In Russ.).
Горшкова Мария Сергеевна - студент, Институт государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет, Екатеринбург.
Юферева Анастасия Сергеевна - ассистент кафедры Интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет, Екатеринбург.