Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 9 (405). Филологические науки. Вып. 108. С. 58—66.
УДК 070
ББК 76.01
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИСТОРИЯ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
С. И. Симакова, С. А. Панюкова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Мультимедийные истории стали объектом научного интереса сравнительно недавно. Определив в качестве цели статьи конкретизацию понятия «мультимедийная история», изучение особенностей этого медиафеномена, авторы акцентируют внимание на том, что в науке о журналистике целостное представление об изучаемом явлении еще не сформировалось и единый подход к его анализу не выработан. По мнению авторов статьи, явления мультимедийных историй, лонгридов и сноуфоллов целесообразно рассматривать в едином понятийном поле с точки зрения процессов конвергенции и синтеза вербального и визуального компонентов. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что «мультимедийная история» представляет собой качественно новый продукт журналистско -го творчества, в котором средством наррации становится мультимедийный контент. В этом формате создаются материалы, посвященные событиям, имеющим значительную временную протяженность развертывания, внушительный масштаб или значение, а также множество деталей, которые проще показать, чем описывать вербально.
Ключевые слова: мультимедийная история, мультимедийный лонгрид, сноуфолл, мультимедийный контент, мультимедийность, визуализация контента.
Принципы конвергенции и мультимедий-ности на практике реализуют так называемые конвергентные или мультимедийные редакции. Синонимичность этих понятий вызывает споры, однако в контексте нашей работы рассмотрение данных терминов в качестве тождественных оправдано тем, что, с одной стороны, мультимедиа без концепции конвергенции несостоятельны, с другой, мультимедийность без претворения в жизнь идей конвергенции не может быть реализована в полной мере.
Мы не будем останавливаться на механизмах функционирования конвергентной редакции, поскольку эта тема требует отдельного серьезного исследования, лишь отметим, что образцовым продуктом деятельности такой редакции является мультимедийный текст, который чаще называют мультимедийной историей. Конкретизация понятия «мультимедийная история», изучение особенностей этого медиа-феномена, принципов работы в данном формате, способов взаимодействия мультимедийных и текстовых компонентов внутри журналистских материалов такого плана и является целью данной статьи.
При подготовке статьи нам показались полезными материалы таких исследователей, как Е. В. Выровцева [2], А. А. Галустян [3], А. А. Гра-дюшко [4], А. А. Золотухин [6], М. М. Лукина [7], И. А. Полуэхтова [8].
Как следует из приведенного обзора литературы, тема мультимедийной журналистики разрабатывается сегодня в отечественной науке достаточно интенсивно. Тем не менее мультимедийные истории, лонгриды и сноуфоллы в частности стали объектами научного интереса сравнительно недавно, как следствие, в посвященных им работах еще не сформировалось целостное представление об изучаемом явлении и не выработан единый подход к его анализу. Мы предлагаем рассматривать явления мультимедийных историй, лонгридов и сноуфоллов в едином понятийном поле с точки зрения процессов конвергенции и синтеза вербального и визуального компонентов.
Е. В. Выровцева отмечает: «Мультимедийную историю как новый вид текста можно назвать ответом на вызовы XXI века, который не уничтожил традиционные функции журналистики, а лишь трансформировал их» [2. С. 52]. Объясняя суть такого рода технологически сложных материалов, объединяющих разносредовые медийные компоненты (вербальные и аудиовизуальные), белорусский медиаисследователь А. А. Градюшко отмечает, что это «уже не просто текст или аудио -визуальный продукт, но их слияние, включающее в себя интерактивное видео, флеш-игры, слайд-шоу, таймлайн, тест, инфографику» [4. С. 87]. Это объясняется тем, что аудитория становится мультизадачной, журналисты вынуждены ис-
кать наиболее эффективные форматы для распространения информации. И эти форматы основаны в первую очередь на визуализации контента: «Визуализация информации является закономерным явлением истории развития коммуникации. Она достаточно разнообразна в своих проявлениях и кардинально влияет на средства массовой информации и коммуникации, приводя их к радикальной трансформации, как на уровне формы, так и содержания» [10. С. 167].
Другой не менее важной особенностью для ме -диааудитории является тот факт, что сегодня аудитории предоставлен выбор — как, где, когда по -лучить тот или иной контент, как много времени потратить на его восприятие. Данный принцип современного медиапотребления отражен в концепции трех «А»: Anything, Anywhere, Anytime — «любой контент в любом месте и в любое время» [8. С. 83]. Мультимедийная история строится с учетом именно этой концепции.
Наиболее удачное определение такого рода журналистскому медиатексту дает М. М. Лукина, которая пишет: «Мультимедийная статья — это история, рассказанная с помощью нескольких мультимедийных средств, она собрана таким образом, что, с одной стороны, каждая мультимедийная составляющая дополняет и развивает общий рассказ, с другой — недоступность или невозможность воспроизведения одного из элементов не искажает общий смысл сюжета» [7. С. 269-270]. Здесь же исследователь отмечает, что в рамках мультимедийной истории важно гармонично сочетать элементы, искусственно не раздувать линейку элементов, не перегружать медиапотребителя лишней информацией [7]. Точное и емкое определение М. М. Лукиной используется как базовое во множестве научных исследований самых разных авторов, однако автор называет мультимедийную историю статьей, что рождает массу вопросов у медиатеоретиков, так как если в обывательском представлении статьей может быть назван любой журналистский материал, то в профессиональном дискурсе статья рассматривается в качестве аналитического жанра журналистики со сложившимися характеристиками [6]. Во избежание терминологической путаницы мы считаем предпочтительным использование термина «мультимедийная история» как более широкого и более нейтрального.
Формат мультимедийной истории — это новый этап в развитии качественной журналистики, шаг к виртуальной реальности, к по-настоящему
объемной и многомерной картине события. По словам бывшего редактора спецпроектов ИД «Коммерсантъ», создателя проекта «Земля отчуждения» А. Галустяна, «все уже умеют делать новостную журналистику — это теперь как базовые коммунальные услуги. А мультимедийные истории — это «евроремонт» в журналистике. И они позволяют делать много качественного и по-настоящему профессионального контента на разных площадках» [1]. Формат мультимедийной истории востребован в активно развивающейся дата-журналистике, под которой понимают «формат грамотного анализа данных, еще один способ критического исследования мира и, по сути, инструмент, помогающий получить и представить общественности важные сведения, которые могли остаться незамеченными в огромных массивах информации о современной реальности» [11. С. 484]. Огромное количество цифровой информации может превратиться в интересную историю. С учетом творческого потенциала и предпочтений журналиста-автора материала это может быть журналистское расследование, памфлет-разоблачение, очерк или аналитическая статья.
Важнейшую роль в мультимедийной истории играют элементы мультимедиа: фотографии, слайд-шоу, карикатуры, инфографика, аудио-и видеосюжеты, мультипликационные ролики, потоковое видео, интерактивные формы (голосования, тесты, игры) и проч. Текст имеет равные права с мультимедийными элементами, нельзя сказать, что он выполняет доминирующую функцию. Он может быть структурным центром мультимедийной истории (далеко не всегда), однако это такой же элемент, как фотография, видеосюжет или любой другой фрагмент медиапроизве-дения. К слову, организующим звеном мультимедийной истории может оказаться не только текст, но и любой другой мультимедиаэлемент (например, фотография или галерея видеосюжетов). Причем, как уже было отмечено, «выпадение» элементов мультимедийной истории (например, в случае, если они адекватно не отображаются) не должно помешать воспринять общий смысл журналистского медиатекста.
Структура мультимедийной истории, включающей в себя набор взаимосвязанных разно-средовых компонентов, кардинальным образом изменяет модели потребления аудитории СМИ. Отныне медиапотребитель сам определяет последовательность и скорость освоения компонентов
мультимедиапроизведения, решает, какой из фрагментов важнее/интереснее и, таким образом, сам режиссирует свою навигацию по материалу. В этом смысле мультимедийной истории имманентна интерактивность. Впрочем, как правило, мультимедиаистории содержат и другие включения, обеспечивающие интерактивное взаимодействие (формы обратной связи, ссылки на социальные сети и проч.). Особое значение в данном контексте приобретает и гипертексто-вость как возможность нелинейного объединения элементов в разветвленную структуру (ссылки на бэкграунд, справочную информацию, отсылки к близким по смыслу материалам и проч.).
Управление мультимедийной историей — целое искусство. И владеть им обязан современный журналист (или продюсер), который «должен выступать в роли дирижера большого мультимедийного оркестра и в определенный момент времени воздействовать на то или иное чувство человека для достижения необходимого эффекта и эмоций. "Мы начинаем с легкой приятной глазу видео-заставки, затем вступает текст, а вот тут мы отвлечем (и развлечем) пользователя ин-фографикой", — примерно так строится логика построения современного мультимедийного сюжета» [9. С. 83]. В число задач журналиста (который зачастую совмещает функции продюсера и выпускающего редактора), помимо написания итогового текста, как правило, входит создание концепции материала, общее и поэтапное планирование работы, прогнозирование полученных результатов, организаторская деятельность внутри коллектива, занимающегося подготовкой ме -диатекста, координация работы с источниками информации (в том числе с людьми), раскрутка истории, взаимодействие с медиапотребителями в комментариях и т. п. Именно журналист решает, стоит ли запускать проект и нужно ли подавать его в виде мультимедийной истории. Признаков того, что стоит, по мнению исследователей, несколько:
• «событие (сюжет) развивается во времени (например, на город обрушилась стихия и ясно, что последствия будут устраняться долго);
• событие (сюжет) включает наглядные эпизоды, которые можно описать эпитетом «самый» (самый большой пожар, открытие самого красивого фонтана, выставка автомобилей будущего, рождение необычного животного);
• в сюжете есть детали, которые проще изобразить графически, чем описывать словами
внешний вид и цвет (новый вид ромашки с кубическими формами лепестков, сложная схема физической реакции, позволяющей телепортировать объекты);
• много фактуры для видео;
• много бэкграундовой и справочной информации;
• потенциально сюжет может развиваться с помощью пользовательского контента» [7. С. 270271].
Принимая во внимание множественность издержек, с которыми связано создание мультимедийной истории (это и финансовые затраты, и пресловутые «человекочасы»), решение о запуске такого рода проектов принимается, если хотя бы два из представленных пунктов характеризуют будущий журналистский материал.
По мнению Е. В. Выровцевой, «принципы создания текста в мультимедийной среде основаны на неразрывном сочетании творческих установок автора и цифровых технологий, причем новые жанровые форматы требуют, чтобы технологии освоили не только те, кто создает медиа-контент, но и те, кто его потребляет» [2. С. 55]. Чтобы мультимедийная история состоялась, необходима команда высококвалифицированных специалистов, среди которых журналисты, редакторы, фотографы, создатели графики и ин-фографики и др., которые не просто умеют мыслить категориями мультимедийной редакции, но и готовы к сплоченной работе. В данном случае у мультимедийной истории есть все шансы стать настоящим произведением искусства. При этом важно отметить, что «совершенствование мультимедийных информационных продуктов связано не только с техникой, но и с продумыванием новых творческих возможностей, возникающих во взаимодействии как людей с разной профессиональной подготовкой, так и разнородных информационных сред. В рамках такого взаимодействия идет активный поиск и развитие новых форм и методов информационной деятельности» [5. С. 17].
Сегодня медиапространство находится в состоянии перманентных изменений, в конвеер-ном режиме рождающих новые формы организации и представления контента. Мультимедийные истории, адаптируясь к медиапотребностям аудитории, «обрастают» новыми характеристиками и представляют новые разновидности. В частности, с возрождением интереса к длинным колонкам и объемным статьям, затрагивающим обще-
человеческие темы и представляющим их сквозь призму обращения к глубоко личным историям, связано появление в 2012 г. мультимедийного лонгрида, или сноуфолла.
Специфика сноуфолла как типа мультимедийной истории состоит в «двух моментах — линейности подачи материала и главенствующей роли текста» [3. С. 186]. При этом мультимедийный лонгрид включает все разнообразие компонентов мультимедиа и создает новые измерения визуаль-ности, предлагая, например, параллакс-эффект. Парадоксально, но факт: интернет с его знаменитой триадой «мультимедийность — интерактивность — гипертекст», а также конвергентные технологии медиатеоретики еще вчера считали заклятым врагом текстового контента. Вне всяко -го сомнения, интернет-коммуникация расширяла и расширяет границы визуального, поэтому ее было принято рассматривать в качестве апологета экранной культуры и распространителя клипового мышления (что в данном контексте равно неразвитому сознанию), неспособного к освоению крупных текстовых форм. Однако именно интернет-среда позволила создать синтетичный медиа-продукт, который, не противореча тенденциям визуализации современного мира и ориентируясь на синкретическое медиавосприятие, делает текст равноправным фрагментом журналистского продукта (как в мультимедийной истории) или даже его стержневым, важнейшим элементом (как в сноуфолле). В данном случае оказывается, что мультимедийные компоненты продвигают текст, делают его заметным, доступным, авторитетным и, конечно, вписывают его в современные медиа-потребительские практики. Острота противопоставления «вербальное — невербальное» снижается, уступая место необходимости изучения креолизованных медиатекстов как перспективного формата развития современной журналистики.
В настоящее время мультимедийные лонгри-ды в своей практике используют не только крупные новостные редакции, но и узкопрофильные СМИ. В том числе и просветительские, работающие в сфере культуры и искусства.
Одно из главных отечественных культурных СМИ «Культура.РФ» (https://www.culture. ги), функционирующее под кураторством Министерства культуры Российской Федерации, в 2016 г. также обратилось к эффективному явлению новых медиа и представило на своем ресурсе первый мультимедийный лонгрид, приуроченный ко дню рождения Александра Сергеевича
Пушкина. Кстати, данный материал был размещен в рубрике «Спецпроекты» (https://www. culture.ru/project), в которой ранее публиковались лишь стандартные статьи с иллюстрациями, отличающиеся от остального контента портала большим объемом. В дальнейшем основная часть материалов в данной вкладке стала выходить именно в формате сноуфоллов — из 40 спецпроектов, опубликованных с июня 2016 по июль 2017 г., 29 обладают формальными и содержательными признаками мультимедийной истории.
Первый сноуфолл портала «Культура.РФ» под заголовком «Александр Сергеевич Пушкин. В день рождения» (https://www.culture.rU/s/ pushkin) объемом в 12 экранов выглядит достаточно скромно. В материале отсутствуют элементы навигации: деление на главы и панель перехода по разделам. Также он не может похвастаться интересным дизайном, поскольку весь текст набран стандартным черным шрифтом Roboto и представлен на белом фоне, а единственный использованный метод выделения — двойная рамка без цветной подложки.
Текстовая составляющая представлена линейным описанием биографии и творчества поэта объемом в 8 769 знаков с пробелами. Среди использованных мультимедийных элементов оказались лишь одна заглавная иллюстрация и одиннадцать изображений, выступающих в качестве ссылок на сторонние материалы по данной теме. Нельзя не отметить разнообразия подобранных ресурсов: ведь помимо чтения дополнительной тематической «литературы» с других источников портала читателю предлагают совершить две виртуальные прогулки и пройти два развлекательных теста.
Несмотря на то, что большая часть материала выглядит как страница школьного учебника, дополненная гиперсылками, в целом он справляется со своей задачей: проект способен рассказать цельную историю, заинтересовать своим видом и удержать читателя за счет интерактивности и геймификации. Но, на наш взгляд, текст публикации можно было бы дополнить большим количеством мультимедийных вставок, особенно аудиальных и аудиовизуальных. Это помогло бы расширить повествование и передать всю прелесть творчества великого поэта, а также колорит эпохи, в которой он жил. Также можно было бы выйти за рамки биографии, подобрать интересные факты, редко упоминающиеся в других источниках, и представить их в виде инфографики.
Стоит обратиться и к другим мультимедийным историям, появившимся на ресурсе позднее, чтобы понять насколько эффективно данный формат используется в культурной журналистике, в частности, порталом «Культура.РФ».
Даже при беглом знакомстве со спецпроектами, опубликованными на сайте с января по июль 2017 г., можно заметить, что и в них сохранилась приверженность к стандартному минималистич-ному дизайну. Авторы публикаций не пытаются разнообразить ни цветовую палитру оформления, ни подборку шрифтов, ни способы выделения смысловых частей. При этом на основных страницах ресурса используется сочетание черного, белого, красного и серого цветов. Возможно, если бы члены редакции попытались разработать для своих сноуфоллов универсальный дизайн с названными фирменными цветами, это добавило бы их проектам оригинальности, привлекательности и самобытности.
В мультимедийном лонгриде «Лицом к будущему» (https://www.culture.rU/s/litsom_k_ budushchemu) рассматриваются основные особенности развития европейского искусства в 1945-1968 гг. и подробно анализируются экспонаты одноименной выставки в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Материал выглядит внушительно — на 31 экране авторы смогли представить краткий обзор 26 произведений искусства и описать эпоху создания этих работ (22 080 знаков с пробелами). Проект разделен на четыре главы и имеет удобный интерфейс навигации, чем не могут похвастаться остальные публикации на сайте.
Качественную арт-критику дополняют мультимедийные элементы, без которых в данном случае просто нельзя было бы обойтись: 33 иллюстрации и короткий рекламный проморолик выставки. Однако в публикации отсутствуют развлекательные элементы геймификации и интерактивности, инфографика, анимированные вставки и звуковое сопровождение. По этой причине текст выглядит тяжеловесным и отталкивающим: даже несмотря на удобную верстку в две колонки, вероятно, прочесть материал до конца сможет лишь узкая заинтересованная аудитория.
В последнем опубликованном на портале сноу-фолле «Как снимается кино: фильм "Увидеть Сталина"» (https://www.culture.rU/s/uvidet_stalina) объемом в 16 экранов, напротив, слишком мало информации. Материал о съемках масштабного историко-приключенческого фильма, расска-
зывающего о подвиге легендарного инженера Михаила Кошкина, создателя танка Т-34, состоит из комментариев съемочной группы и короткой исторической справки. Однако авторы проекта не смогли рассказать цельной истории ни о самом процессе съемок, ни об историческом событии. Текст (10 118 знаков с пробелами) структурирован нелинейно, информация в высказываниях интервьюируемых часто дублируется и лишена конкретики, а деление на главы и внутренняя навигация отсутствуют.
Не помогают выстроить грамотный материал и хорошо подобранные иллюстрации: 38 фотографий и 24 рисунка. Несмотря на качество, стилистическое единство и выдержанность в единой цветовой гамме, визуальные элементы в большинстве случаев даже не соотносятся с текстом. Аудиоэлементы, инфографика и интерактивные карты отсутствуют, хотя сама тема проекта им благоволит. Ведь шум движения танка, звуки со съемочной площадки, карта легендарного тан-копробега, упрощенная схема Т-34 или графическое представление его основных преимуществ отлично дополнили бы материал.
Среди преимуществ данного мультимедийного лонгрида следует отметить его верстку: на этот раз при оформлении авторы использовали светло-голубой цвет помимо стандартных черного и белого, а также выделение цитат и некоторых смысловых элементов в тексте. Кроме того, в материале размещена ссылка на полуторачасовую трансляцию со съемочной площадки кинокартины.
В итоге заявленная идея проекта об описании процесса создания фильма и подготовке репортажа с места съемок не была реализована. Вместо этого получился обыкновенный опрос съемочной группы с красочными иллюстрациями.
Однако одним из самых неудачных сноуфоллов портала «Культура.РФ», на наш взгляд, можно назвать проект «Золотое кольцо России» (Ыйдо:// www.culture.ru/sZzolotoe_koltso), предлагающий читателям совершить «виртуальное путешествие по городам легендарного маршрута».
Материал объемом в 11 экранов включает в себя небольшой текст о каждом из восьми городов (4 010 знаков с пробелами) со ссылками на дополнительную литературу о местных достопримечательностях, 17 пейзажных фотографий и полуторачасовой документальный фильм.
При этом информация о каждом из городов выглядит слишком обобщенной и трафаретной.
Например, описание Суздаля представлено следующим образом: «<...> один из самых интересных сохранившихся древнерусских городов. Его называют "городом-музеем", сюда ежегодно приезжают тысячи туристов. Суздаль славен старинной архитектурой: нарядными белокаменными храмами и памятниками деревянного зодчества. Здесь находится Суздальский кремль — крепость возвели еще в Х1-Х11 веках для защиты города от врагов». Универсальные слова, которые можно отнести к любому другому городу, если заменить название по тексту. Посредственным здесь выглядит и оформление. Сказываются отсутствие рубрикации, интерактивности и разнообразия мультимедийных элементов, шаблонный черный шрифт, белый фон и много свободного пространства, из-за которого проект кажется незавершенным. Получается, что данный материал не способен заинтересовать аудиторию ни насыщенным оригинальным текстом, ни яркой визуальной составляющей. Странно, что авторы выпустили сноуфолл в таком «сыром» состоянии, ведь он не привязан к определенной дате и мог находиться в разработке более долгий период, не -обходимый для последовательной и более качественной проработки.
Но все же есть на портале и очень качественные мультимедийные лонгриды. По нашему мнению, одним из них можно считать «Российский гимн. Зеркала эпохи» (https://www.culture.ru/s/ gimn_rossii) — проект, в котором рассказывается история одного из государственных символов нашей страны от «Марсельезы» и до «Гимна Российской Федерации» Сергея Михалкова.
Достаточно объемный материал (35 экранов, 17 360 знаков с пробелами), изобилующий гиперссылками, разделен на шесть глав, в каждой из которых присутствует текстовое описание эпо -хи, перечисление авторов данного гимна и краткая история его создания. Все это органично дополняют 21 историческая фотография, шесть иллюстрированных и шесть анимированных вставок с текстами гимнов, шесть аудиовставок и короткий фильм о создании гимна СССР.
Сверстан проект в обычном для сайта стиле, но с «отбивками» по главам и выделением цитат. Не хватает рубрикации и, возможно, развлекательных элементов для молодой аудитории. В целом сноуфолл выглядит качественно и про-работанно: в нем представлена цельная история и освещены все ее аспекты, в том числе и за счет мультимедийных элементов.
Можно сделать вывод, что формат мультимедийного лонгрида на портале «Культура.РФ» используется не вполне эффективно. В среднем каждый проект включает в себя текст объемом около 12 000 знаков, несколько десятков статичных иллюстраций, ссылки на дополнительные публикации по теме и одну-две видеовставки.
Авторы мультимедийных историй, подбирая вполне подходящие темы для такого медиапро-дукта, чаще всего не занимаются подробной проработкой истории и поиском дополнительного эксклюзивного материала. Также совсем не используются многие дополнительные элементы, присущие сноуфоллам: инфографика, карты, под-касты, мини-игры, анимация, звуковые эффекты. Не экспериментируют создатели и с оформлением своих материалов: верстка и дизайн всегда стандартны и непримечательны, фирменный стиль издания в проектах не прослеживается.
Возможно, редакции не хватает времени и ресурсов для создания более качественных сноу-фоллов. К сожалению, неизвестно, сколько человек работало над созданием каждого из проектов, ведь информация об авторах сноуфоллов на портале не представлена.
Однако даже на примере проанализированных мультимедийных историй мы можем заметить, что такой формат прекрасно подходит для материалов из сферы культурной журналистики. Однако подобные проекты нуждаются в тщательной проработке содержания и оформления.
В результате проведенного анализа мы отмечаем, что сноуфолл с такими присущими ему формальными признаками, как нарративное изложение, интерактивность, оригинальный дизайн с элементами анимации, наличие насыщенного аудиовизуального ряда и различных элементов геймификации, стал настоящей находкой для культурной журналистики. Ведь это направление всегда нуждалось в инструментах, которые позволили бы упростить восприятие объемных материалов на специфические темы и сделать их интересными и доступными даже для неподготовленной аудитории.
Обобщая наши рассуждения, представленные в данной статье, мы приходим к выводу о том, что одним из наиболее сложных и интересных продуктов мультимедийности является так называемая «мультимедийная история». Она представ ля-ет собой качественно новый продукт журналистского творчества, в котором средством наррации становится мультимедийный контент (иными
словами история рассказывается не только словами в формате печатного текста, но и с помощью фото, видеоматериалов, инфографики, звуковых сообщений и т. п., в результате достигается си-нергетический эффект, создающийся в результате взаимодействия всех этих компонентов в определенном соотношении). Неотъемлемым свойством мультимедийной истории является интерактивность, благодаря которой медиапотребитель сам совершает навигацию по медиаматериалу (зачастую в нелинейной последовательности), выбирая наиболее интересные для него сюжетные узлы и получая информацию в удобном скоростном режиме. Журналист в таком случае становится режиссером или «дирижером мультимедийного оркестра», умело использующим в нужный мо -мент наиболее подходящие для каждого отдель-
ного случая средства выразительности и эмоционального воздействия, присущие тому или иному компоненту мультимедийного контента. Отсюда следует, что мультимедийные истории как правило создаются целым коллективом, куда входят представители различных творческих специальностей — фотографы, веб-дизайнеры, корреспонденты, звукорежиссеры и др. Столь сложный продукт требует значительных энергетических затрат, поэтому далеко не каждый инфоповод требует отклика в формате мультимедийной истории. Как нам удалось установить, в этом формате создаются материалы, посвященные событиям, имеющим значительную временную протяженность развертывания, внушительный масштаб или значение, а также множество деталей, которые проще показать, чем описывать вербально.
Список литературы
1. Афанасьева, К. Артем Галустян: «Мультимедийные истории — это евроремонт в журналистике» / К. Афанасьева // Светский. — 06.12.2016. — URL: http://svetsky.ru/public/intervyu/2709-artem-galustyan-multimedijnye-istorii-eto-evroremont-v-zhumaHstike. — Дата обращения: 04.07.2017.
2. Выровцева, Е. В. Мультимедийная история: технологии & творчество / Е. В. Выровцева // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2016. — № 5 (22). — С. 51-59.
3. Галустян, А. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики / А. Галустян, Д. Кульчицкая // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов и др. — Екатеринбург, 2016. — С. 179-205.
4. Градюшко, А. А. Мультимедийная история и сторителлинг в структуре современной веб-журналистики / А. А. Градюшко // Международная журналистика-2016: турбулентность межгосударственных отношений и медиа : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18 февр. 2016 г. / сост. Б. Л. Залесский; под общ. ред. Т. Н. Дасаевой. — Минск, 2016. — С. 87-91.
5. Зиновьев, И. В. Журналистика в информационном обществе: технологические итоги и творческие перспективы / И. В. Зиновьев // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2012. — № 1 (98). — С. 14-21.
6. Золотухин, А. А. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история — как новые вершины журнализма? / А. А. Золотухин, Ю. Н. Мажарина // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. — 2015. — № 2. — С. 93-96.
7. Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие / под ред. М. М. Лукиной. — М., 2010. — 348 с.
8. Полуэхтова, И. А. Медиасреда и медиабизнес в цифровую эпоху / И. А. Полуэхтова // Теория и практика медиарекламных исследований. — М., 2011.
9. Пуля, В. Журналист-дирижер и пять уровней восприятия медиа / В. Пуля // Медиаконвергенция, которая изменила мир? / под ред. М. С. Корнева. — М., 2014. — С. 80-84.
10. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. — С. 163-169.
11. Симакова, С. И. Дата-журналистика как медиатренд / С. И. Симакова // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. — 2014. — № 2 (2). — С. 481-485.
Сведения об авторах
Симакова Светлана Ивановна — кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Панюкова Светлана Александровна — магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 9 (405). Philology Sciences. Iss. 108. Pp. 58—66.
MULTIMEDIA HISTORY AND ITS FEATURES
S. I. Simakova, S. A. Panyukova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
Multimedia stories have become an object of scientific interest relatively recently. Having formulated the purpose of the article as a concretization of the notion of "multimedia history", the study of the features of this media phenom, the authors emphasize that in the science of journalism a holistic view of the phenomenon being studied has not yet been formed and a unified approach to its analysis has not been worked out. In the opinion of the authors of the article, the phenomena of multimedia stories, longrids and snowfalls should be viewed in a single conceptual field from the point of view of the processes of convergence and the synthesis of verbal and visual components. As a result of the analysis, it is concluded that "multimedia history" is a qualitatively new product of journalistic creativity, in which multimedia content becomes a means of narration. In this format, materials are created about events that have a significant time of deployment, an impressive scale or value, as well as many details that are easier to show than describe verbally.
Keywords: multimedia history, multimedia longrides, snowfalls, multimedia content, multimedia, visualization of content.
References
1. Afanasyeva K. Artem Galustyan: «Mul'timedijnye istorii — eto evroremont v zhurnalistike» [Ar-tem Galustyan: "Multimedia stories are a renovation in journalism"]. Svetskij [Secular]. Available at: http:// svetsky.ru/public/intervyu/2709-artem-galustyan-multimedijnye-istorii-eto-evroremont-v-zhurnalistike, accessed 04.07.2017. (In Russ.).
2. Vyrovceva E.V. Mul'timedijnaya istoriya: tekhnologii & tvorchestvo [Multimedia History: Technology & Creativity]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: the problem field of media education], 2016, no. 5 (22), pp. 51-59. (In Russ.).
3. Galustyan A., Kulchitskaya D. Mul'timedijnye longridy kak novyj format onlajn-zhurnalistiki [Multimedia Longevids as a new format of online journalism]. Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [How new media have changed journalism. 2012-2016]. Ekaterinburg, 2016. Pp. 179-205. (In Russ.).
4. Gradyushko A.A. Mul'timedijnaya istoriya i storitelling v strukture sovremennoj veb-zhurnalistiki [Multimedia History and Storytelling in the Structure of Modern Web Journalism]. Mezhdunarodnaya zhurnalis-tika-2016: turbulentnost' mezhgosudarstvennyh otnoshenij i media : materialy VMezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 18 fevr. 2016 g. [International Journalism-2016: Turbulence of Interstate Relations and Media : materials V Intern. scientific-practical. Minsk, 18 February 2016]. Minsk, 2016. Pp. 87-91. (In Russ.).
5. Zinoviev I.V. Zhurnalistika v informacionnom obshchestve: tekhnologicheskie itogi i tvorcheskie per-spektivy [Journalism in the Information Society: Technological Results and Creative Perspectives]. Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1. The problems of education, science and culture], 2012, no. 1 (98), pp. 14-21. (In Russ.).
66
С. H. CuMaKOBa, C. A. naHWKOBa
6. Zolotukhin A.A., Mazharina Yu.N. Longrid, snoufoll, mul'timedijnaya istoriya — kak novye vershiny zhurnalizma? [Longirud, snowfoll, multimedia history — as new tops of journalism?]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Bulletin of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism], 2015, no. 2, pp. 93-96. (In Russ.).
7. Lukina M.M. (ed.). Internet-SMI: Teoriya ipraktika [Internet Media: Theory and Practice]. Moscow, 2010. 348 p. (In Russ.).
8. Poluekhtova I.A. Mediasreda i mediabiznes v cifrovuyu ehpohu [Mediasreda and media business in the digital age]. Teoriya ipraktika mediareklamnyh issledovanij [Theory and practice of media advertising studies]. Moscow, 2011. (In Russ.).
9. Pulya V. Zhurnalist-dirizher i pyat' urovnej vospriyatiya media [Journalist-conductor and five levels of media perception]. Mediakonvergenciya, kotoraya izmenila mir? [Mediakonvergentsiya, which changed the world?]. Moscow, 2014. Pp. 80-84. (In Russ.).
10. Simakova S.I. Vliyanie novyh tekhnologij na vizual'nyj kontent zhurnalistskih materialov [Influence of New Technologies on Visual Content of Journalistic Materials]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. Art history], 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 163-169. (In Russ.).
11. Simakova S.I. Data-zhurnalistika kak mediatrend [Data-Journalism as a Meditationist]. VestnikNizhegoro-dskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky], 2014, no. 2 (2), pp. 481-485. (In Russ.).