Научная статья на тему 'Социальные сети в профессиональной подготовке журналиста: возможности и ограничения'

Социальные сети в профессиональной подготовке журналиста: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
482
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барашкина Елена Александровна, Выровцева Екатерина Владимировна

Статья посвящена способам включения социальных сетей в профессиональную подготовку журналистов. Социальные сети рассматриваются как источник информации и объект студенческих исследований, как инструмент формирования профессиональных навыков и площадка для апробации различных технологий. Анализируются возможности социальных сетей в формировании учебного дискурса, отличающегося активной исследовательской позицией и профессиональной рефлексией студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети в профессиональной подготовке журналиста: возможности и ограничения»

УДК 316.472.4; 070

Е. А. Барашкина

Самарский национальный исследовательский университет имена академика С. П. Королева, Самара

Е. В. Выровцева

Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Санкт-Петербург

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЖУРНАЛИСТА: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Статья посвящена способам включения социальных сетей в профессиональную подготовку журналистов. Социальные сети рассматриваются как источник информации и объект студенческих исследований, как инструмент формирования профессиональных навыков и площадка для апробации различных технологий. Анализируются возможности социальных сетей в формировании учебного дискурса, отличающегося активной исследовательской позицией и профессиональной рефлексией студентов.

Ключевые слова: социальные сети, педагогические технологии, профессиональные компетенции.

Элвин Тоффлер очень точно предсказал, что тотальная трансформация в период Третьей Волны создаст совершенно нового «человека» и новую «личность», новое «общество» и новую «реальность», что средний человек 1998 года в 2008 году будет казаться столь же отсталым, как конце XX века средневековый крепостной [11]. Развитие новых каналов коммуникации и мультимедийных технологий потребовали реформирования вузовского образования, методов профессиональной подготовки специалистов. Особенно востребованы и заметны такие изменения при подготовке журналистов, потому что и сфера медиа в целом, и профессия в частности стремительно развиваются, формируя запрос на новые специальности и новые знания, умения, навыки.

На актуальность данной тенденции указывают разные факты. Прежде всего возникновение, популяризация и активное обсуждение медиаобразования, цель которого - «формирование у молодежи критического отношения к медиа, превращение ее в креативного (творческого) пользователя СМИ в дальнейшей жизни» [6. С. 7]. Более 15 лет выходит журнал истории, теории и практики медиапедагогики «Медиаобразование» (http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/). Кроме того, в последние годы ни одна конференция, посвященная проблемам журналистики и СМИ, не обходится без секции, на которой обсуждается ситуация с профессиональной подготовкой журналистов. Традиционными стали научно-практические и методические конференции, форумы, конкурсы, круглые столы, темы которых связаны с медиаобразованием, вот только три этой осени: конференция Европейской ассоциации журналистского образования «Журналистское образование без границ» (Московский государственный университет), «MEDIAОбразование» (Челябинский государственный университет), «Журналистскому образованию в самарском регионе - 25 лет: итоги, проблемы, перспективы» (Самарский государственный социально-педагогический университет). Под редакцией Г. В. Лазутиной и Е. Л. Вартановой вышла серия сборников «Современное журналистское образование», где преподаватели разных вузов анализировали новаторский опыт преподавания разных дисциплин, организации практики, творческих лабораторий и т. п.

Дж. Кац назвал «общемировой тенденцией» то, что «информационно-коммуникационные технологии изменили традиционный баланс между производителями и потребителями новостей и профессией журналиста, <...> что основные СМИ приняли особенности и методы работы социальных медиа» [4]. В сборнике 2016 года «Как новые медиа изменили журналистику» исследователи указали на «необратимое изменение журналистики в условиях новых «медиа» [1].

Наконец, в Отраслевом докладе «Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития» особое внимание уделено новым способам функционирования СМИ: на примере проекта LIFE.ru российского медиахолдинга «News Media» показана тенденция исполь-

зования современными изданиями возможностей - коммуникативных и технологических - социальных сетей [9]. Все это объясняет и обуславливает необходимость обращения к социальным сетям в образовательной практике при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций ФГОС ВО 42.03.02 - Журналистика, 42.04.02 - Телевидение.

Таким образом, проблема включения в процесс профессиональной подготовки журналиста в вузе самых популярных в молодежной среде интернет-ресурсов представляется актуальной и важной. Вместе с тем совсем не однозначно оценивается размывание границ между профессиональной и так называемой гражданской журналистикой. Например, Дж. Кац называет «скорее реакционными, чем революционными» попытки «перенести лучший опыт гражданской журналистики в профессиональную рутинную практику того, что считается хорошей журналистикой»: «На уровне профессиональной подготовки, в отличие от производства новостей, журналистика стремится присвоить многие инструменты гражданской журналистики в качестве собственного арсенала. Например, колледж журналистики Филипа Меррила Мэрилендского университета рекламирует обучение и курсы по темам «Мультимедийный сторителлинг», «Онлайн-журнали-стика» и «Мобильная журналистика»» [4]. Безусловно, данная проблема требует специального обсуждения и всестороннего изучения.

Цель нашего исследования - представление инновационных педагогических технологий, анализ и систематизация опыта, апробированного в рамках разных дисциплин учебного плана.

Многочисленные дискуссии о том, чему и как учить в новых условиях, так или иначе сводятся к необходимости выстраивания эффективных отношений между информацией, которая стала доступна и чрезмерна, и базовыми знаниями, умениями, навыками, за которыми приходит молодой человек в вуз. В программе «Агора» (Россия К), например, речь шла о «цифровом» как абсолютно новом и традиционном «аналоговом» типах мышления. Т. Черниговская уверена, что часть нашего мозга остается «аналоговой», что и делает человека чувствующим, переживающим, сомневающимся существом. При этом ученый признает: у современных студентов «другие нейронные связи», что и позволяет им быстро осваивать цифровые технологии и онлайн-коммуни-кации, ставшие неотъемлемой частью их жизни. В сложившейся ситуации социальные сети как универсальный канал коммуникации имеет все необходимые свойства, позволяющие превратить их в образовательную площадку.

Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов выделил «ключевые навыки, которые будут нужны нам через десять лет»:

• умение работать с большими данными, искать и отбирать нужную информацию в потоке данных, то есть цифровая культура;

• работа с большими данными;

• навыки эффективной коммуникации, то есть формирование «компетенций в области дизайна, в области презентаций», навыков «самопрезентации, взаимопонимания, работы в группе, доклада перед аудиторией и умения удержать ее интерес» [5].

Освоение перечисленных компетенций составляет основу профессиональной подготовки современного журналиста, причем именно социальные сети оказываются наиболее адекватным и эффективным инструментом их формирования. Мы выделяем четыре направления использования соцсетей в образовательном процессе:

1) социальные сети как источник больших данных;

2) социальные сети как объект исследования: разных форматов медиатекстов, разных жанров, лучших образцов публицистики (блогерской журналистики), контент-журналистики, нативной рекламы и т.п.;

3) социальные сети как средство формирования различных профессиональных навыков: создание текста (пост, колонка, фотография, видеосюжет, gif-анимация, колонка, лонгрид и др.), разработка и реализация социальных проектов, дизайнерское/мультимедийное оформление, социологическая грамотность;

4) социальные сети как площадка для апробации различных технологий: SMM, SEO, фактче-кинг, мультизадачность, таргетинг, видеотрансляции, верификация, эдъютеймент и т.п.

Социальные сети становятся площадкой, где публикуются студенческие работы в рамках многих учебных дисциплин («Основы творческой деятельности журналиста», «Колумнистика в современных массмедиа», «Основы рекламы и паблик рилейшнз», «Учебный тренинг», «Теория

и практика СМИ», «Медиакритика», «Актуальные проблемы современности и журналистика», ««Теория и практика социальных меда», «Эволюция текста в интернете» и др.). Задание, результаты выполнения которого размещаются в социальных сетях, перестает быть исключительно учебным, подготовленным для преподавателя, и как следствие - может актуализироваться профессиональная мотивация и ответственность студентов, профессиональная рефлексия.

По мнению К. Наранхо, профессора Университета Беркли, «современное образование переживает кризис обесценивания» [7. С. 13], и нам, увы, часто приходится убеждаться в этом. Одно из проявлений обесценивания - отношение студентов к учебному процессу как чему-то далекому от профессионального дискурса. Подготовка текста для конкретной аудитории, размещение текста в соцсети и получение обратной связи от читателей способны актуализировать более ценное, осмысленное отношение студентов к учебным заданиям.

На кафедре теории и истории журналистики Самарского университета изучение курса «Ко-лумнистика в современных массмедиа» предполагает (помимо знакомства с творчеством известных колумнистов), что студенты в течение семестра публикуют собственные колонки в личных аккаунтах и/или на страницах сетевых сообществ. Казалось бы, вполне обыденная вещь - студенты пишут тексты. Но «жизнь текста в социальных сетях» - комментарии, количество лайков и репостов - становится предметом авторской рефлексии и обсуждения в группе. Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии, считал, что получение новых знаний можно сравнить с приемом пищи: сначала попробовать на вкус, разгрызть, разжевать, затем полученная энергия ассимилируется и «становится новой силой, добавляемой к ресурсам организма» [8]. Многие категории колонки как медиатекста (авторская позиция, оценочность, диалогичность, идиостиль и др.) [2] наполняются эмпирическими смыслом, операционализируются. Включенность текста в дискурс социальной сети позволяет сделать обучение более активным, когда студенты в большей степени способны почувствовать себя субъектами образовательного процесса, а не объектами воздействия преподавателя.

Обращение к социальным сетям как источнику профессиональной информации позволяет перевести учебный процесс в исследовательское русло, когда студенты обобщают собственные наблюдения и формулируют теоретические положения. Так, дисциплина «Основы рекламы и связей с общественностью» предполагает, что студенты должны знать теоретические и методологические основы рекламы и связей с общественностью. Наш опыт показал, что изучение страниц в социальных сетях профессиональных сообществ (РАСО, АКАР, АКОС), PR- и рекламных агентств, корпоративных служб РЯ, личных страниц профессионалов в этой области - весьма продуктивная технология: во-первых, дисциплина становится личностно-ориентированной и «живой», поскольку обращаемся к личным аккаунтам; во-вторых, занятия выстраиваются вокруг актуальной и конкретной информации о том, что происходит в отрасли, чего не позволяет сделать ни один даже самый хороший учебник. Функции институтов РЯ, формирование корпоративного информационного пространства и критерии отбора новостей, управление имиджем и репутацией и много другое можно изучать с опорой на социальные сети участников профессионального сообщества.

Среди распространенных заданий для студентов: изучить аккаунты в соцсетях авторов учебников (Д. П. Гавра, В. М. Горохов, А. Н. Чумиков и др.) и отметить, какую информацию и как часто они публикуют, какой образ складывается; изучить аккаунты специалистов по связям с общественностью (чаще всего это известные профессионалы, в том числе самарские) и охарактеризовать технологии, приемы, виды текста и т. д. В целом идея всех предлагаемых заданий следующая - исследовать, какая информация публикуется в социальных сетях, какие смыслы она способна транслировать и зачем. На наш взгляд, исследование социальных сетей в этом ракурсе позволяет выработать профессиональное мышление, профессиональный подход к информации. Как писал М.Хайдеггер, «<...> благодаря тому, что информация информирует, то есть уведомляет, она в то же время формирует, то есть устраивает и выравнивает. В качестве уведомления информация уже является неким устройством, которое устанавливает людей, все предметы и состояния в такую форму, которая является достаточной для того, чтобы обеспечить власть человека» [10. С. 18].

Особенно востребованным оказывается обращение к социальным сетям на заочном отделении. Приведем пример: в рамках дисциплин «Теория и практика СМИ» и «Эволюция текста в

интернете» был реализован один из самых успешных (1 800 просмотров за неделю) проектов - создание лонгрида к 25-летию организации системы журналистского образования в Самаре (http://growthmediasmr.tilda.ws/25let). В подготовке лонгрида приняли участие студенты разных курсов и разных форм обучения, но большую часть работы выполнили заочники. Этот проект позволил апробировать разные образовательные методы. В специально созданном творческом коллективе были четко распределены обязанности, структура лонгрида и мультимедийные технологии обсуждались коллективно. Особое внимание было уделено продвижению лонгрида, в результате разработанная и реализованная СММ-стратегия стала частью выпускной квалификационной работы Алексея Мохвина.

Грамотная стратегия позволила повысить узнаваемость бренда студенческого интернет-издания «^го^^Медиа», увеличить заинтересованность аудитории, повысить ее вовлеченность, можно утверждать, что цель - вывести молодежное медиа на качественно новый уровень - была достигнута. Во многом это результат комплексного использования функциональных возможностей социальных медиа в образовательном процессе. Во-первых, уже функционировала коммуникативная площадка: в 2013 году в рамках учебной дисциплины «Основы рекламы и РК» по инициативе одного из авторов данной статьи Е. А. Барашкиной была создана группа во «Вконтакте». Эта группа стала активно функционировать в 2016 году, когда был организован студенческий пресс-центр [3]. Во-вторых, именно социальные сети стали каналом поиска, сбора и систематизации информации - студенты связывались через «Вконтакте» и «^асеЬоок» с выпускниками, а те присылали воспоминания и поздравления в разных форматах: вербальный текст, фотографии, аудио- и видеозаписи. В-третьих, во «Вконтакте» был создан диалог для постоянного обсуждения работы и контролирования дедлайнов и этапов создания лонгрида, а также для сбора информации.

А. Мохвин и руководитель пресс-центра Д. Муромова проанализировали сильные и слабые стороны студенческого медиа, которые обсуждались на занятиях, в результате была разработана стратегия, составлен контент-план для группы «GrowthМедиа» в социальной сети. Таким образом, студенты приобретали очень полезные в современных условиях навыки, например, осваивали методику SWOT-анализа. Заметим, что она ориентирована прежде всего на коммерческие структуры, однако попытку апробации данной методики для некоммерческого проекта можно назвать вполне удачной. Подробное описание активности в рамках стратегии было представлено в контент-плане для социальной сети. Оценка эффективности данной коммуникативной стратегии производилась на основании чек-листа и метрик сервисов социальных сетей.

Не менее важно и то, что выявленные в ходе анализа и подготовки ВКР недостатки сразу обсуждались на собрании пресс-центра, в итоге были найдены способы их исправления. Так, было решено создать уникальный стиль издания, в том числе и разработать собственные шрифты. Предпринимались конкретные действия для повышения качества текстов: корректорская вычитка и редакторская правка. Регулярные опечатки, орфографические и пунктуационные ошибки, безусловно, подрывают авторитет издания, у которого уже сформировалась аудитория. Это важнейшие, на наш взгляд, компетенции (ОПК-16 «быть способным использовать современные методы редакторской работы»; ОПК-17 «способность эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности») очень часто оказываются наименее сформированными у выпускников вузов. Не менее актуально и внимание к регулярности размещения контента, что очень важно в условиях конкуренции, необходимости удерживать и расширять аудиторию.

Разработанные коммуникативная стратегия и маркетинговая кампания для продвижения юбилейного лонгрида предполагали решение следующих задач:

• изменить восприятие бренда молодежного медиа целевой аудиторией;

• создать имидж молодежного городского издания в университетском, межвузовском и городском сообществе;

• зафиксировать в сознании целевой аудитории мысль о том, что портал «GrowthМедиа» является эффективным инструментом для получения профессиональных навыков;

• повысить уровень активности целевой аудитории;

• мотивировать представителей целевой аудитории принимать активное участие в коллективной работе над продвижением портала «GrowthМедиа», а также участвовать в создании контента.

В процессе реализации проекта (стратегии) студенты осваивали различные методы: повышение активности и количества упоминаний сообщества в ленте с помощью постов; привлечение аудитории за счет интерактивных форм - опросов, голосований, конкурсов; создание циклов с привлечением мультимедийных средств коммуникации; привлечение аудитории к участию в спецпроектах редакции; комментирование и перепосты в личные аккаунты.

Социальные сети - это еще и уникальная площадка для формирования у студентов таких значимых компетенций, как ОПК-1 «способность осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности»; ПК-4 «способностью разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ». Социальные сети, и прежде всего успешно функционирующая группа во «Вконтакте», позволили реализовать несколько социально значимых проектов «Глобальное чтение» (популяризация чтения в молодежной среде), «Человек больше войны» (создание портретов ветеранов Великой Отечественной войны на основе записи их воспоминаний), «Будем жить!» (серия видеосюжетов и фильмов о людях, которые находятся в хосписах, детских домах, гериатрических центрах, в местах лишения свободы), «Обнимашки» (организация помощи приюту для бездомных животных). Стоит заметить, что в дни размещения на странице «GrowthМедиа» спецпроектов количество просмотров увеличивается в 5-15 раз, что позволяет студентам почувствовать собственную значимость и влиятельность, личную и коллективную социальную ответственность, удовлетворение от самореализации в профессии.

Эффективное функционирование группы «Вконтакте» и реализация проектов в социальных сетях невозможны без тесного сотрудничества с другими редакциями, без партнерских отношений с разными организациями. Поэтому при реализации больших мультимедийных проектов в социальных медиа студенты успешно осваивают, как показала практика, такую профессиональную компетенцию, как «способность к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства, готовность обеспечивать общественный резонанс публикаций, принимать участие в проведении на базе СМИ социально значимых акций».

Несмотря на безусловные достоинства социальных сетей как образовательной площадки, стоит сказать несколько слов об ограничениях. И в первую очередь, использование социальных сетей в практике преподавания предполагает высокую степень трудозатрат преподавателя, который организует и поддерживает учебный процесс. И пока эта работа основана на энтузиазме: она никак не отражается и не учитывается в нагрузке преподавателя. Кроме того, пока не сформировалась традиция включения социальных сетей в образовательный процесс на уровне документов, потому отсутствуют общепринятые нормы и правила включения в портфо-лио результатов творческой деятельности студентов, размещенных в соцсетях. Наконец, остро стоит вопрос о возможности/необходимости рассматривать социальные сети как базы производственной практики, особенно это актуально в ситуации постоянного движения на медиа-рынке и невозможности (да и вполне объяснимого нежелания) работодателей заниматься наставничеством. Возможно, новый образовательный стандарт учтет изменения на медиарынке и в образовательной среде, и социальные сети будут включены в перечень объектов и видов профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 [Текст] / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Н. Лосева [и др.]; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной.

- Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.

2. Барашкина, Е. А. Стилистические доминанты колумнистики [Текст] / Е. А. Барашкина // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: матер. 56-го междунар. форума (13-14 апреля 2017 г.). - 2017. - № 2. - Т. 2. - СПб., 2017. - С. 11-12.

3. Выровцева, Е. В. Роль студенческого пресс-центра в организации диалога СМИ: общество и образование (самарский опыт) [Текст] / Е. В. Выровцева // Знак. Проблемы медиаобразования.

- 2017. - № 2 (24). - С. 20-27.

4. Кац, Дж. Э. Перспективы коммуникации в социальных сетях и вызов гражданской журналистики традиционной прессе. Часть 1. [Текст] / Дж. Э. Кац // Информационное общество. - 2012. - Вып. 1. - С. 14-29.

5. Кузьминов, Ярослав: Фактически мы выпускаем социальных дебилов [Электронный ресурс] / Я. Кузьминов. - URL: https://philologist.live journal.com/9693614.html?utm_source=fb-sharing&utm_medium=social (дата обращения: 17.05.2017).

6. Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин [Текст] / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. - М.: МедиаМир, 2010. - 116 с.

7. Наранхо, К. Изменим образование, чтобы изменить мир [Текст] / К. Нарахно; пер. с исп. А. Школьник. - М.: Независимая фирма «Класс», 2014. - 400 с.

8. Перлз, Ф. Практика гештальт-терапии [Текст] / Ф. Перлз. - М.: Академический проект, 2008. - 463 с.

9. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - URL: http://www.unkniga.ru/images/docs/2017/otr-doklad-ros-period-pechat-2016. compressed.pdf (дата обращения: 17.05.2017).

10. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникационные стратегии: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2017. - 224 с.

11. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2009. - 800 с.

SOCIAL NETWORKS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE JOURNALIST:

OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Barashkina E. A., Samara National Research University names of Academician S. P. Korolev,

Samara, [email protected]

Vyrovtseva E. V., Institute of Television, Business and Design, St. Petersburg,

[email protected]

The article is devoted to the ways of including social networks in the vocational training ofjournalists. Social networks are considered as a source of information and an object of student research, as a tool for the formation ofprofessional skills and a platform for approbation of various technologies. The possibilities of social networks in the formation of educational discourse, which is distinguished by an active research position and professional reflexion of students, are analyzed.

Keywords: social networks, pedagogical technologies, professional competences.

References

1. Amzin, A. (2016), Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [=How new media have changed journalism. 2012-2016], Ekaterinburg, 304 p. (In Russ.).

2. Barashkina, E. A. (2017), "Stilisticheskie dominanty kolumnistiki" [=Stylistic dominants of columbistics], in: Vek informatsii. Media v sovremennom mire. Peterburgskie chteniya: mater. 56-go mezhdunar. foruma (13-14 aprelya 2017 g.) [=The age of information. Media in the modern world. Petersburg readings: Mater. 56th International. forum (April 13-14, 2017)], Vol. 2, pp. 11-12. (In Russ.).

3. Vyrovtseva, E. V. (2017), "Rol' studencheskogo press-tsentra v organizatsii dialoga SMI - obsh-chestvo - obrazovanie (samarskiy opyt)" [=The role of the student press center in organizing the media dialogue - society - education (Samara experience)], in: Znak. Problemy mediaobrazovaniya [=Sign. Problems of media education], no. 2 (24), pp. 20-27. (In Russ.).

4. Kats, Dzheyms E. (2012), "Perspektivy kommunikatsii v sotsial'nykh setyakh i vyzov grazhdan-skoy zhurnalistiki traditsionnoy presse. Chast' 1" [=Prospects of communication in social networks and the challenge of citizen journalism to the traditional press. Part 1], in: Informatsionnoe obshchestvo [=Information society], no. 1, pp. 14-29. (In Russ.).

5. Kuz'minov, Yaroslav. Fakticheski my vypuskaem sotsial'nykh debilov [=In fact, we are releasing social morons], available at: https://philologist.livejournal.com/9693614.html?utm_source=fbshar-ing&utm_medium=social, accessed 17.05.2017. (In Russ.).

6. Mediaobrazovanie v shkole: sbornik programm prepodavaniya distsiplin (2010) [=Media Education in School: A Compendium of Teaching Programs for Disciplines], Moscow, 116 p. (In Russ.).

7. Narankho, K. (2014), Izmenim obrazovanie, chtoby izmenit' mir [=Change education to change the world], Moscow, 400 p. (In Russ.).

8. Perlz, F. (2008) Praktikageshtal't-terapii [=Practice Gestalt Therapy], Moscow, 463 p. (In Russ.).

9. Rossiyskaya periodicheskaya pechat': sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya. Otraslev-oy doklad. Federal'noe agentstvo po pechati i massovym kommunikatsiyam, 2017 [=Russian Periodic Press: Status, Trends and Development Prospects. Industry report. Federal Agency for Press and Mass Communications, 2017], available at: http://www.unkniga.ru/images/docs/2017/otr-doklad-ros-period-pechat-2016.compressed.pdf, accessed 17.05.2017. (In Russ.).

10. Svyazi s obshchestvennost'yu: Teoriya, praktika, kommunikatsionnye strategii: Uchebnoe pos-obie dlya studentov vuzov (2017) [=Public Relations: Theory, Practice, Communication Strategies: A Textbook for University Students], Moscow, 224 p. (In Russ.).

11. Toffler, E. (2009), Tret'ya volna [=The Third Wave], Moscow, 800 p. (In Russ.).

Барашкина Елена Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики, Самарский национальный исследовательский университет имена академика С. П. Королева, Самара.

[email protected]

Выровцева Екатерина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Санкт-Петербург.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.