Научная статья на тему 'Перспективы проектного обучения студентов-журналистов в условиях инновационной образовательной среды'

Перспективы проектного обучения студентов-журналистов в условиях инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
Поделиться
Ключевые слова
проектная деятельность / инновационная образовательная среда / репортажная видеосъемка / журналистское образование / профессиональные компетенции. / project activity / innovative educational environment / video reporting / journalistic education / professional competences.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Чутчева, М. С. Лаврищева

В статье анализируются условия создания инновационной образовательной среды на факультете массовых коммуникаций с помощью синтеза учебного процесса и профессиональной журналистской работы на Телерадиостудии АлтГУ. При создании этой среды необходимо ориентироваться на растущий интерес студентов вузов к командной работе, кейс-системе, содержательной проектной деятельности. Авторы статьи делятся опытом по реализации проектного обучения в рамках учебных дисциплин «Основы журналистской деятельности», «Основы зарубежной журналистики» и внеучебной работы. Обосновывается эффективность вариативной проектной мультимедийной деятельности в повышении мотивации к обучению, улучшении успеваемости основного контингента студентов. Разработаны универсальные принципы организации такой работы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. В. Чутчева, М. С. Лаврищева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROSPECTS OF PROJECT TRAINING OF STUDENTS-JOURNALISTS IN CONDITIONS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyses conditions for creating an innovative educational environment at the Faculty of Mass Communications by means of synthesis of the educational process and professional journalistic work at the Television and Radio Studio of AltSU. When creating this environment it is necessary to focus on the growing interest of university students in team work, case system, meaningful project activity. The authors of the article share experience on the implementation of project training within the framework of educational disciplines “Basics of journalistic activity”, “Basics of foreign journalism” and out-of-school work. The effectiveness of variable project multimedia activity in increasing motivation to study, improving the performance of the main population of students is justified. Universal principles for organizing such work have been developed.

Текст научной работы на тему «Перспективы проектного обучения студентов-журналистов в условиях инновационной образовательной среды»

Низкий уровень: наличие девять и более фрагментов (абзацев) с нарушениями стилевых норм: за каждые два фрагменты (абзацы) снимается 1 балл.

По критерию прагматического соответствия текстов научному стилю студенты получают 10 баллов.

Высокий уровень: текст статьи (тезисов) изложен логично, отвлеченно, объективно, приведена точная информация, эмоционально нейтрально, эксплицитно; 9 баллов: по таким характеристикам, как отвлеченность, объективность, точность (законченность информационных единиц), достаточность признаков, связей, аргументов (информационные единицы описаны или недостаточно, или избыточно), нейтральная эмоциональность - 1 нарушение; по характеристикам логичность, насыщенность фактической информацией (достаточно доказательный материал), обоснованность информационных единиц - 0 нарушений.

Достаточный уровень: 8 баллов: по характеристикам отвлеченность, объективность, точность (законченность информационных единиц), достаточность признаков, связей, аргументов (информационные единицы описаны или недостаточно, или избыточно), нейтральная эмоциональность - 2 нарушения; по характеристикам логичность, насыщенность фактической информацией (достаточно доказательный материал), обоснованность информационных единиц - 1 нарушение. 7 баллов - соответственно: 3/2 нарушения по указанным характеристикам.

Средний уровень: 6 баллов - соответственно 4/3 нарушения, 5 баллов -соответственно 5/4 нарушений.

Низкий уровень: 6/5 и более нарушений по определенным характеристикам.

По критерию краткости текста аннотации студенты получают 5 баллов.

Высокий уровень: 5 баллов - студент вписывает в аннотацию в полном объеме самую главную информацию научной статьи.

Достаточный уровень: 4 балла - студент прописывает в аннотации более, чем 3/4 информационных блоков из своего исследования.

Библиографический список

Средний уровень: студент прописывает в аннотации более половины информационных блоков из своего исследования.

Низкий уровень: студент прописывает в аннотации меньше, чем половину информационных блоков из своего исследования, в аннотации имеется информация, которой нет в тексте статьи.

Итак, максимально за написание статьи с научными тезисами и аннотацией студент получает 85 баллов.

Нормы оценивания по критериям содержательно-смысловой адекватности, композиционно-структурной организованности, лингвостилистического соответствия (только текстуально-стилистического соответствия), прагматического соответствия в следующей редакции релевантные для оценки статьи объемом не менее 7 страниц, научных тезисов - не менее, чем две страницы (14 кегль, 1,5 интервала), за статью объемом 5 - 6 страниц и тезисов на 1 - 1,5 страниц нормы оценивания вырастают вдвое. Статья объемом меньше чем 4 страницы и тезисы объемом менее 1 страница не засчитывается.

Таким образом, проверка качества знаний, умений и навыков на основании выдвинутых критериев должна обеспечить формирование и оценивание речевой компетентности в академической письменной речи и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов. Выдвинутые нами критерии позволяют выяснить уровень речевой компетентности будущих специалистов в стилистически нормированной научной письменной речи; определить недостатки подготовленности студентов к профессиональному общению в профессиональной деятельности; повысить мотивацию студентов к формированию иноязычной речевой компетентности. Границы нашего научного поиска не позволили решить еще ряд проблем, которые могли бы углубить изучение ряда других особенностей оценки уровня сформированности умений академической письменной речи студентов-магистрантов. Перспективы дальнейших исследований видим в экспериментальной проверке разработанных критериев и уровней формирования специальных умений и навыков студентов высших учебных заведений в процессе практических занятий по иностранному языку академического направления.

1. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. Москва, 2008.

2. Никульшина Н.Л., Мордовина Т.В. Аспекты обучения иноязычной научной письменной речи в высшей школе: монография. Тамбов, 2014.

3. Leki I. Academic Writing. Exploring Processes and Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

4. Zemach D.E., Stafford-Yilmaz L. Writers at Work: The Essay. Cambridge, 2008.

5. Неворотин А.И. Матричный фразеологический сборник: пособие по написанию научной статьи на английском языке. Санкт-Петербург, 2001.

6. Михельсон Т.Н., Успенская Н.В. Как писать по-английски научные статьи, рефераты и рецензии. Санкт-Петербург, 1995.

7. Городецкая Л.А. Обучение иноязычной письменной речи в контексте университетского образования: написание научных отчетов. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. Москва, 2004.

8. Sayed S.T. English for Academic Purposes: English for general skills Writing Course. Bulletin of Advanced English Studies. 2018; Vol. 1, № 1: 87 - 110.

9. Шимановская Л.А. Аннотирование и реферирование научно-популярной литературы на английском языке (на материале научно-популярных статей из американской прессы): учебно-методическое пособие. Казань: КГТУ 2010.

10. Еремина В.М. Особенности обучения написанию аннотаций на английском языке. Ученые записки ЗабГУ. 2016; Т. 11, № 6: 86 - 92.

11. Краткие рекомендации по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных. Москва, 2017.

12. Рябцева Н.К. Научная речь на английском языке. Руководство по научному изложению. Москва, 2002.

13. Власко Н.К., Киричко Н.В. Организация процесса обучения иноязычной письменной научной речи на продвинутом этапе. Педагогический журнал. 2018; Т. 8, № 1 А: 346 - 353.

References

1. Morozov V.'E. Kultura pis'mennojnauchnojrechi. Moskva, 2008.

2. Nikul'shina N.L., Mordovina T.V. Aspekty obucheniya inoyazychnoj nauchnoj pis'mennoj rechi v vysshej shkole: monografiya. Tambov, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Leki I. Academic Writing. Exploring Processes and Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

4. Zemach D.E., Stafford-Yilmaz L. Writers at Work: The Essay. Cambridge, 2008.

5. Nevorotin A.I. Matrichnyj frazeologicheskijsbornik: posobie po napisaniyu nauchnoj stat'i na anglijskom yazyke. Sankt-Peterburg, 2001.

6. Mihel'son T.N., Uspenskaya N.V. Kakpisat'po-anglijskinauchnyestat'i, referaty irecenzii. Sankt-Peterburg, 1995.

7. Gorodeckaya L.A. Obuchenie inoyazychnoj pis'mennoj rechi v kontekste universitetskogo obrazovaniya: napisanie nauchnyh otchetov. Sovremennye teoriiimetodikiobucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2004.

8. Sayed S.T English for Academic Purposes: English for general skills Writing Course. Bulletin of Advanced English Studies. 2018; Vol. 1, № 1: 87 - 110.

9. Shimanovskaya L.A. Annotirovanie i referirovanie nauchno-populyarnoj literatury na anglijskom yazyke (na materiale nauchno-populyarnyh statej iz amerikanskoj pressy): uchebno-metodicheskoe posobie. Kazan': KGTU, 2010.

10. Eremina V.M. Osobennosti obucheniya napisaniyu annotacij na anglijskom yazyke. Uchenye zapiski ZabGU. 2016; T. 11, № 6: 86 - 92.

11. Kratkie rekomendacii po podgotovke i oformleniyu nauchnyh statej v zhurnalah, indeksiruemyh v mezhdunarodnyh naukometricheskih bazah dannyh. Moskva, 2017.

12. Ryabceva N.K. Nauchnaya rech' na anglijskom yazyke. Rukovodstvo po nauchnomu izlozheniyu. Moskva, 2002.

13. Vlasko N.K., Kirichko N.V. Organizaciya processa obucheniya inoyazychnoj pis'mennoj nauchnoj rechi na prodvinutom 'etape. Pedagogicheskij zhurnal. 2018; T. 8, № 1 A: 346 - 353.

Статья поступила в редакцию 10.10.19

УДК 378.1

Chutcheva A.V., Cand. of Sciences (Philology), Department of Theory and Practice of Journalism, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: a.v.m._jour@list.ru

Lavrishcheva M.S., student, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: lavrishevam@mail.ru

PROSPECTS OF PROJECT TRAINING OF STUDENTS-JOURNALISTS IN CONDITIONS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article analyses conditions for creating an innovative educational environment at the Faculty of Mass Communications by means of synthesis of the educational process and professional journalistic work at the Television and Radio Studio of AltSU. When creating this environment it is necessary to focus on the growing interest of university students in team work, case system, meaningful project activity. The authors of the article share experience on the implementation of project training within

the framework of educational disciplines "Basics of journalistic activity", "Basics of foreign journalism" and out-of-school work. The effectiveness of variable project multimedia activity in increasing motivation to study, improving the performance of the main population of students is justified. Universal principles for organizing such work have been developed.

Key words: project activity, innovative educational environment, video reporting, journalistic education, professional competences.

А.В. Чутчееа, канд. филол. наук, Алтайский государственный университет, E-mail: a.v.m._jour@list.ru

М.С. Лаерищееа, студентка, Алтайский государственный университет, E-mail: lavrishevam@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье анализируются условия создания инновационной образовательной среды на факультете массовых коммуникаций с помощью синтеза учебного процесса и профессиональной журналистской работы на Телерадиостудии АлтГУ. При создании этой среды необходимо ориентироваться на растущий интерес студентов вузов к командной работе, кейс-системе, содержательной проектной деятельности. Авторы статьи делятся опытом по реализации проектного обучения в рамках учебных дисциплин «Основы журналистской деятельности», «Основы зарубежной журналистики» и внеучебной работы. Обосновывается эффективность вариативной проектной мультимедийной деятельности в повышении мотивации к обучению, улучшении успеваемости основного контингента студентов. Разработаны универсальные принципы организации такой работы.

Ключевые слова: проектная деятельность, инновационная образовательная среда, репортажная видеосъемка, журналистское образование, профессиональные компетенции.

Создание инновационной образовательной среды - одна из ключевых задач Алтайского государственного университета, получившего статус «Опорного вуза региона» в Алтайском крае. «Инновационная образовательная среда - это искусственно построенная система на основе комбинаторного применения традиционных и активных методов обучения. <...> Она создается (проектируется) в совместной творческой деятельности педагогов и студентов, характеризуется наличием нового научного знания и насыщенностью информационными образовательными ресурсами» [1, с. 14].

Инновационная образовательная среда - это цель, которая может быть достигнута, если каждая кафедра, каждый педагог организует учебный процесс с применением современных технологий и методик обучения. При этом студенты - не «пассивные участники», которых преподаватель должен заинтересовать и вовлечь в учебно-познавательную, практико-ориентированную деятельность, а «соавторы» этих инноваций.

Руководство Алтайского госуниверситета поставило перед факультетом массовых коммуникаций, филологии и политологии амбициозную цель - организовать студенческий пресс-центр с собственным интерактивным телевидением и радиовещанием в интернете. Для будущих бакалавров, обучающихся по направлению «Журналистика», одной из главных профессиональных компетенций является умение создавать качественный видео- и радиопродукт. Таким образом, возникла идея синтеза учебного процесса (дисциплины «Основы журналистской деятельности», «Выпуск учебных СМИ», «Мультимедийная журналистика», «Социальное проектирование в СМИ» и др.) и журналистской работы на базе Телерадиостудии АлтГУ. Так возник YouTube-канал «Алтайский государственный университет» (https://www.youtube.com/channel/UCWhne-7vu55DDZx-A1ToYAw/ feed) и «Планета Радио» (http://planetaradio.asu.ru/).

Принципиальным важным аспектом этих проектов является опыт тандем-ной работы студента, владеющего техникой и технологией репортажной съемки, выпускника детской телестудии «Панорама» (работающей со школьниками в городе Барнауле) и вузовского педагога, не имеющего тележурналистского опыта, но знающего теоретическую базу и современные тенденции развития данной сферы медиакоммуникаций.

Ведущим жанром современного новостного теле- и радиоканала является репортаж. Многие зарубежные и отечественные исследователи называют репортаж ведущим жанром журналистики в принципе, а «репортажность» определяют как «имманентное свойство телевидения вообще» [2 - 4].

Создание репортажных видеосюжетов, по сути, является проектной деятельностью, органично включенной в изучение базовых дисциплин в качестве самостоятельной работы студента. «Проектная деятельность выступает средством творческого саморазвития человека, обеспечивая его личностный и профессиональный рост. <...> Основу проектной деятельности составляет необходимость самостоятельного приобретения обучающимися определенной суммы знаний, а также умение пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач» [5, с. 73].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На дискуссионных лекционных занятиях зачастую не педагог, но студенты, имеющие двух-трехлетний опыт видеосъемки и монтажа (получившие этот опыт еще во время обучения в детской телестудии «Панорама», «Школе блогеров», школа видеооператоров «Dyshes Video School» и др. подобных учреждениях города Барнаула), выступают основными «спикерами». Изучив основы создания репортажа еще в школьные годы, студенты могут лучше донести информацию до своих однокурсников о практических принципах видеосъемки и монтажа.

Классический подход к объяснению репортажа состоит из нескольких пунктов. Во-первых, выделяются четыре разновидности репортажей: новостной или событийный, проблемный или аналитический [6]. Во-вторых, отсутствие оценочных суждений в репортаже долгое время считалось «высшим пилотажем». И наконец, в-третьих, репортажная видеосъемка - это тандемная работа кор-

респондента и оператора, причем, оператор должен самостоятельно работать с композицией кадра и делать «подсъемки» [6].

В последнее десятилетие произошли существенные изменения, как в технологиях репортажной съемки, так и в методиках обучения искусству репортажа. Профессиональные видеокамеры становятся меньше, а качество изображения (в том числе в движении) с HD и широкоэкранного 1 080 улучшается до 4 096 на 2 160 пикселей (в профессиональной среде именуемое 4К). Все более популярным на современном телевидении становится качество 8К Это в 4 или 8 раз больше предыдущего стандарта. Также технология 4К (8К) определяет способ кодировки контента. Цвето- и светопередача у такой камеры лучше, а значит, и сама методика съемки должна меняться - теперь не нужен громоздкий штатив, чтобы сделать панораму или другой переход. Статичной съемки с планами «общий», «средний», «крупный» и «деталь» в современных условиях уже недостаточно.

Отныне репортаж - это история, рассказанная непривычными средствами, в которой эмоции, оценки и комментарии журналиста являются неотъемлемой частью. Среди базовых визуальных компонентов репортажной съемки: пространство, линия, форма, тон, цвет, движение и ритм [6]. Чтобы объяснить, как выстраивается картинка, используется «простая математика»: «Точка переходит в линию, затем в плоскость и, в конце концов, в объемную фигуру - это всего лишь иллюстрация прогрессии, когда сложное получается из простого. Прогрессии являются основой сюжетной, музыкальной и визуальной структуры» [6].

Один из важных инструментов повествования - перспектива. Её глубина позволяет сделать изображение трехмерным, человека толстым или худым, низким и высоким. Этот способ качественного изменения изображения сегодня широко используется. Но Брюс Блок подчеркивает, что «вся глубина иллюзорна» [6]. Мы можем создать перспективу с разным количеством точек входа, но она не будет до конца настоящей. Можно назвать этот эффект способом восприятия действительности. Опытные операторы используют эту особенность человеческого восприятия для создания эмоционального фона или роста напряжения в кадре.

На практических занятиях обсуждаются уже снятые и размещенные на хостинге YouTube репортажи. Как прийти к пониманию ключа визуального повествования? Здесь придется столкнуться с эмоцией - то, что испытывает человек при просмотре новостей, рекламы или документального фильма - непосредственное воздействие напряжения, над которым работает целая команда профессиональных журналистов. Первоочередное - набор картинки оператором. На выходе - работа монтажера. Как говорят студенты, участники медийных проектов: «Репортажная съемка вообще эмоциональна - это событие, создающее в кадре увлекательную историю, конфликт или последовательную динамику». Задача педагога лишь поддерживать и вдохновлять студентов на новые идеи, новые проекты.

Таким образом, работа над созданием репортажных видео- и радиосюжетов способствует закреплению знаний, полученных во время лекционных занятий, студенты имеют открытую медийную площадку для совершенствования своего профессионального мастерства, а учебный процесс становится интересным и интерактивным.

В начале учебного года студенты первого и второго курса под руководством преподавателей и студентов-старшекурсников проходят «видеопробы», на специально оборудованной радиостудии прослушиваются голоса. Так выявляются наиболее перспективные с точки зрения «природных данных» обучающиеся. Однако «провал на видеопробах» вовсе не означает, что путь к тележурналистке для студента закрыт навсегда. Действует принцип «успех - это 2% таланта и 98% труда», поэтому всем предлагается разделиться на команды, с учетом «медийных интересов/предпочтений»:

- работа с текстами (создание, редакторская правка);

- работа дизайнером в специализированных компьютерных программах;

- работа видеоператора;

- работа в кадре;

- работа ведущим на радио;

- работа монжера теле- и радиопрограмм;

- работа по созданию мультимедийных лонгридов;

- работа по продвижению пабликов в социальных сетях;

- работа фотографом;

- креативное направление (генерирование оригинальных идей по созданию медиапродукта);

Многие студенты выбирают работу сразу в нескольких направлениях, как правило, именно из них к третьему, четвертому курсу вырастают отличные лидеры, способные увлечь за собой студентов младших курсов, а после получения диплома они становятся востребованными специалистами на региональном рынке труда.

В этих условиях образовательная программа по дисциплинам «Социальное проектирование в СМИ», «Выпуск учебных СМИ», «Основы журналистской деятельности» (разделы «Практические занятия» и «Самостоятельная работа студентов») каждый семестр адаптируется под потребности и «медийные предпочтения» обучающихся. Вариативность тем и заданий обеспечивает один из принципов инновационной образовательной среды: субъект-субъектные отношения. И педагогам, и студентам приходится постоянно «учиться», «развиваться», «совершенствовать» приобретенные профессиональные компетенции. Стремительные изменения современной медиареальности требуют от каждого специалиста умения работать с репортажной съемкой, социальными сетями, мультимедийными лонгридами, текстовыми, графическими и Web-редакторами.

Еще один «видео-эксперимент» был предложен студентами и осуществлен авторами данной статьи в 2018/2019 учебном году в рамках дисциплины «История зарубежной журналистики». Было предложено на практическом занятии организовать историческое ток-шоу «Пусть казнят» по теме: «Публицистика Великой французской революции 1789 - 1799 гг». Обучающиеся первого (!) курса под руководством старшекурсников превратились в редакционный коллектив. Перед ними стояли задачи: разработка сценария программы, а также сценариев рекламных роликов, актуальных для французов конца XVIII столетия, выбор героев ток-шоу, изучение их роли в революции, особенностей взаимоотношений друг с другом (т.к. важнейший элемент ток-шоу - это «конфликт интересов»), организация профессиональной операторской видеосъемки с трех видеокамер, подбор звуковых дорожек, дизайн заставки ток-шоу, монтаж получившегося материала. В ходе подготовки был отработан навык «фильтрации» информации и ее систематизации: студенты отбирали важные исторические факты, продумывали как их лучше подать в формате «ток-шоу» и/или «рекламы». В итоге была смонтирована 20-минутная телепрограмма. Важно отметить, что педагог в создании «исторического ток-шоу» не принимал участия ни на одном из этапов. Это был

Библиографический список

полностью «студенческий проект», на котором для преподавателя была отведена роль «зрителя в зале». Данный эксперимент показал уровень самостоятельности студентов, креативность их мышления, позволил продемонстрировать независимость их суждений и оценок.

В этом учебном году планируется продолжить и развить «вариативный подход» к учебному процессу. Предложить студентам воспринимать практические занятия по дисциплинам «Основы журналистской деятельности», «Мультимедийная журналистика» как медийные проекты, которые нужно реализовать в формате теле- или радиопрограмм.

Кроме этого, студенты первого курса обладают возможностью пройти летнюю учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков на базе Телерадиостудии АлтГУ. В этом случае руководителем практики выступает преподаватель кафедры теории и практики журналистики. В результате обеспечена круглогодичная работа «Планеты Радио» и Телевидения «Алтайский государственный университет».

Зачастую внедрение практико-ориентированной модели обучения в соответствии с требованиями ФГОС 3++ ограничивается «имитационным моделированием», выполнением «учебных проектов», как правило, неконкурентоспособных в условиях современного мультимедийного рынка. Принципиальное отличие подхода, апробированного в АлтГУ, заключается в том, что все отснятые материалы находятся на общедоступном хостинге, где их оценивает не только педагог и однокурсники, но и профессиональное сообщество. Практика показала, что перспективных авторов телесюжетов приглашают на работу ведущие региональные телеканалы («Катунь 24», «ТОЛК», ГТРК «Алтай»), а голоса «Планеты Радио» звучат в эфире краевых радиокомпаний <^М-Продакшн», Радио ГТРК «Алтай» и т.д.

Таким образом, вариативное проектное обучение студентов-журналистов в условиях инновационной образовательной среды доказывает свою эффективность. Двухлетний опыт апробации выявил рост успеваемости среди обучающихся, усилилась мотивация к осуществлению профессиональной деятельности, улучшилась посещаемость практико-ориентированных занятий, более 80% контингента вовлечены в активную деятельность по созданию медиапродукта (даже идея написания данной научной статьи принадлежит не педагогу, а студенту-соавтору). Принципы организации аналогичной работы универсальны: формирование команд-единомышленников из студентов разных курсов, объединенных общими задачами (в таком случае старшекурсники еще и «обучают» начинающих), активное обсуждение созданных видео-, радиорепортажей (программ) во время аудиторных занятий вместе с педагогом, адаптация образовательных программ (практических занятий, заданий для самостоятельной работы) под «социальный заказ» студентов, формирование атмосферы «вероятностного учебного процесса», где каждый субъект может выступить и «учеником», и «учителем».

1. Еферова А.Р Инновационная образовательная среда вуза, как педагогическое условие развития критического мышления студентов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № 2: 12 - 18.

2. Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. Москва: ВГИК, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебное пособие. Бишкек: Издательство КРСУ, 2001.

4. Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении. Перевод с английского Д.М. Демуровой, Ю.В. Волковой под редакцией С.И. Ждановой. Москва: ГИТР 2005.

5. Бурканова О.П., Янкина О.Е. Проектная деятельность как основа формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров по профилю «иностранный язык» в процессе самостоятельной работы. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018; № 10: 72 - 75.

6. Блок Б. Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, ТВ и цифровых медиа. Перевод Ю. Чиликиной. Москва: ГИТР 2012. Available at: https:// www.rulit.me/programRead.php?program_id=428601&page=1

References

1. Eferova A.R. Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda vuza, kak pedagogicheskoe uslovie razvitiya kriticheskogo myshleniya studentov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 2: 12 - 18.

2. Zheleznyakov V.N. Cvet i kontrast. Tehnologiya i tvorcheskij vybor. Moskva: VGIK, 2001.

3. Knyazev A.A. Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha: uchebnoe posobie. Bishkek: Izdatel'stvo KRSU, 2001.

4. Uord P. Kompoziciya kadra v kino i na televidenii. Perevod s anglijskogo D.M. Demurovoj, Yu.V. Volkovoj pod redakciej S.I. Zhdanovoj. Moskva: GITR, 2005.

5. Burkanova O.P., Yankina O.E. Proektnaya deyatel'nost' kak osnova formirovaniya uchebno-poznavatel'noj kompetencii bakalavrov po profilyu «inostrannyj yazyk» v processe samostoyatel'noj raboty. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 10: 72 - 75.

6. Blok B. Vizual'noe povestvovanie. Sozdanie vizual'noj struktury fil'ma, TV i cifrovyh media. Perevod Yu. Chilikinoj. Moskva: GITR, 2012. Available at: https://www.rulit.me/ programRead.php?program_id=428601&page=1

Статья поступила в редакцию 10.10.19

УДК 373.2

Sharikova S.G., postgraduate, South Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia), Е-mail: moin74@mail.ru

DIAGNOSTIC PARAMETERS OF VALUE-SENSE PERCEPTION OF MUSIC IN CHILDREN OF OLDER PRE-SCHOOL AGE. The article presents diagnostic parameters of the value-semantic perception of music in children of preschool age. Assessing the level of formation of the value-semantic perception of music in children of preschool age includes the following parameters: intellectual, behavioral, motivational, evaluative-emotional. Within the framework of the intellectual parameter, the assessment of the acquired socio-cultural knowledge, the formed musical culture of the child is provided. Evaluation of the motivational parameter involves determining the needs of children in obtaining new musical impressions, in listening to music and engaging in musical creativity. Within the boundaries of the behavioral parameter, the ability of children to make moral choices, act independently, and interact with peers and adults is established. Evaluative and emotional parameter will allow to study the emotional responsiveness of the child to music, the ability to share impressions about the music.