Научная статья на тему 'Параметры диагностирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста'

Параметры диагностирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-смысловое восприятие музыки / параметры оценки уровня сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки / интеллектуальный / поведенческий / мотивационный / оценочно-эмоциональный параметры. / value-semantic perception of music / parameters for assessing level of formation of value-semantic perception of music / intellectual / behav- ioral / motivational / evaluative-emotional parameters.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. Г. Шарикова

В статье представлены параметры диагностики ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. Оценка уровня сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста включает следующие параметры: интеллектуальный, поведенческий, мотивационный, оценочно-эмоциональный. В рамках интеллектуального параметра предусматривается оценка усвоенных социокультурных знаний, сформированной музыкальной культуры ребенка. Оценка мотивационного параметра предполагает определение потребностей у детей в получении новых музыкальных впечатлений, в слушании музыки и занятиях музыкальным творчеством. В границах поведенческого параметра устанавливается способность детей делать моральный выбор, действовать самостоятельно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Оценочно-эмоциональный параметр позволит изучить эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку, умение делиться впечатлениями о прослушанной музыке. Обозначенные параметры диагностики ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, с точки зрения автора статьи, позволяют оценивать образовательный результат детей данной возрастной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC PARAMETERS OF VALUE-SENSE PERCEPTION OF MUSIC IN CHILDREN OF OLDER PRE-SCHOOL AGE

The article presents diagnostic parameters of the value-semantic perception of music in children of preschool age. Assessing the level of formation of the value-semantic perception of music in children of preschool age includes the following parameters: intellectual, behavioral, motivational, evaluative-emotional. Within the framework of the intellectual parameter, the assessment of the acquired socio-cultural knowledge, the formed musical culture of the child is provided. Evaluation of the motivational parameter involves determining the needs of children in obtaining new musical impressions, in listening to music and engaging in musical creativity. Within the boundaries of the behavioral parameter, the ability of children to make moral choices, act independently, and interact with peers and adults is established. Evaluative and emotional parameter will allow to study the emotional responsiveness of the child to music, the ability to share impressions about the music. The indicated diagnostic parameters of the value-semantic perception of music in children of preschool age make it possible to evaluate the educational result of children of this age category.

Текст научной работы на тему «Параметры диагностирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста»

- работа видеоператора;

- работа в кадре;

- работа ведущим на радио;

- работа монжера теле- и радиопрограмм;

- работа по созданию мультимедийных лонгридов;

- работа по продвижению пабликов в социальных сетях;

- работа фотографом;

- креативное направление (генерирование оригинальных идей по созданию медиапродукта);

Многие студенты выбирают работу сразу в нескольких направлениях, как правило, именно из них к третьему, четвертому курсу вырастают отличные лидеры, способные увлечь за собой студентов младших курсов, а после получения диплома они становятся востребованными специалистами на региональном рынке труда.

В этих условиях образовательная программа по дисциплинам «Социальное проектирование в СМИ», «Выпуск учебных СМИ», «Основы журналистской деятельности» (разделы «Практические занятия» и «Самостоятельная работа студентов») каждый семестр адаптируется под потребности и «медийные предпочтения» обучающихся. Вариативность тем и заданий обеспечивает один из принципов инновационной образовательной среды: субъект-субъектные отношения. И педагогам, и студентам приходится постоянно «учиться», «развиваться», «совершенствовать» приобретенные профессиональные компетенции. Стремительные изменения современной медиареальности требуют от каждого специалиста умения работать с репортажной съемкой, социальными сетями, мультимедийными лонгридами, текстовыми, графическими и МэЬ-редакторами.

Еще один «видео-эксперимент» был предложен студентами и осуществлен авторами данной статьи в 2018/2019 учебном году в рамках дисциплины «История зарубежной журналистики». Было предложено на практическом занятии организовать историческое ток-шоу «Пусть казнят» по теме: «Публицистика Великой французской революции 1789 - 1799 гг». Обучающиеся первого (!) курса под руководством старшекурсников превратились в редакционный коллектив. Перед ними стояли задачи: разработка сценария программы, а также сценариев рекламных роликов, актуальных для французов конца XVIII столетия, выбор героев ток-шоу, изучение их роли в революции, особенностей взаимоотношений друг с другом (т.к. важнейший элемент ток-шоу - это «конфликт интересов»), организация профессиональной операторской видеосъемки с трех видеокамер, подбор звуковых дорожек, дизайн заставки ток-шоу, монтаж получившегося материала. В ходе подготовки был отработан навык «фильтрации» информации и ее систематизации: студенты отбирали важные исторические факты, продумывали как их лучше подать в формате «ток-шоу» и/или «рекламы». В итоге была смонтирована 20-минутная телепрограмма. Важно отметить, что педагог в создании «исторического ток-шоу» не принимал участия ни на одном из этапов. Это был

Библиографический список

полностью «студенческий проект», на котором для преподавателя была отведена роль «зрителя в зале». Данный эксперимент показал уровень самостоятельности студентов, креативность их мышления, позволил продемонстрировать независимость их суждений и оценок.

В этом учебном году планируется продолжить и развить «вариативный подход» к учебному процессу. Предложить студентам воспринимать практические занятия по дисциплинам «Основы журналистской деятельности», «Мультимедийная журналистика» как медийные проекты, которые нужно реализовать в формате теле- или радиопрограмм.

Кроме этого, студенты первого курса обладают возможностью пройти летнюю учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков на базе Телерадиостудии АлтГУ. В этом случае руководителем практики выступает преподаватель кафедры теории и практики журналистики. В результате обеспечена круглогодичная работа «Планеты Радио» и Телевидения «Алтайский государственный университет».

Зачастую внедрение практико-ориентированной модели обучения в соответствии с требованиями ФГОС 3++ ограничивается «имитационным моделированием», выполнением «учебных проектов», как правило, неконкурентоспособных в условиях современного мультимедийного рынка. Принципиальное отличие подхода, апробированного в АлтГУ, заключается в том, что все отснятые материалы находятся на общедоступном хостинге, где их оценивает не только педагог и однокурсники, но и профессиональное сообщество. Практика показала, что перспективных авторов телесюжетов приглашают на работу ведущие региональные телеканалы («Катунь 24», «ТОЛК», ГТРК «Алтай»), а голоса «Планеты Радио» звучат в эфире краевых радиокомпаний <^М-Продакшн», Радио ГТРК «Алтай» и т.д.

Таким образом, вариативное проектное обучение студентов-журналистов в условиях инновационной образовательной среды доказывает свою эффективность. Двухлетний опыт апробации выявил рост успеваемости среди обучающихся, усилилась мотивация к осуществлению профессиональной деятельности, улучшилась посещаемость практико-ориентированных занятий, более 80% контингента вовлечены в активную деятельность по созданию медиапродукта (даже идея написания данной научной статьи принадлежит не педагогу, а студенту-соавтору). Принципы организации аналогичной работы универсальны: формирование команд-единомышленников из студентов разных курсов, объединенных общими задачами (в таком случае старшекурсники еще и «обучают» начинающих), активное обсуждение созданных видео-, радиорепортажей (программ) во время аудиторных занятий вместе с педагогом, адаптация образовательных программ (практических занятий, заданий для самостоятельной работы) под «социальный заказ» студентов, формирование атмосферы «вероятностного учебного процесса», где каждый субъект может выступить и «учеником», и «учителем».

1. Еферова А.Р Инновационная образовательная среда вуза, как педагогическое условие развития критического мышления студентов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № 2: 12 - 18.

2. Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. Москва: ВГИК, 2001.

3. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебное пособие. Бишкек: Издательство КРСУ, 2001.

4. Уорд П. Композиция кадра в кино и на телевидении. Перевод с английского Д.М. Демуровой, Ю.В. Волковой под редакцией С.И. Ждановой. Москва: ГИТР 2005.

5. Бурканова О.П., Янкина О.Е. Проектная деятельность как основа формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров по профилю «иностранный язык» в процессе самостоятельной работы. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018; № 10: 72 - 75.

6. Блок Б. Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, ТВ и цифровых медиа. Перевод Ю. Чиликиной. Москва: ГИТР 2012. Available at: https:// www.rulit.me/programRead.php?program_id=428601&page=1

References

1. Eferova A.R. Innovacionnaya obrazovatel'naya sreda vuza, kak pedagogicheskoe uslovie razvitiya kriticheskogo myshleniya studentov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 2: 12 - 18.

2. Zheleznyakov V.N. Cvet i kontrast. Tehnologiya i tvorcheskij vybor. Moskva: VGIK, 2001.

3. Knyazev A.A. Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha: uchebnoe posobie. Bishkek: Izdatel'stvo KRSU, 2001.

4. Uord P. Kompoziciya kadra v kino i na televidenii. Perevod s anglijskogo D.M. Demurovoj, Yu.V. Volkovoj pod redakciej S.I. Zhdanovoj. Moskva: GITR, 2005.

5. Burkanova O.P., Yankina O.E. Proektnaya deyatel'nost' kak osnova formirovaniya uchebno-poznavatel'noj kompetencii bakalavrov po profilyu «inostrannyj yazyk» v processe samostoyatel'noj raboty. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 10: 72 - 75.

6. Blok B. Vizual'noe povestvovanie. Sozdanie vizual'noj struktury fil'ma, TV i cifrovyh media. Perevod Yu. Chilikinoj. Moskva: GITR, 2012. Available at: https://www.rulit.me/ programRead.php?program_id=428601&page=1

Статья поступила в редакцию 10.10.19

УДК 373.2

Sharikova S.G., postgraduate, South Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia), Е-mail: moin74@mail.ru

DIAGNOSTIC PARAMETERS OF VALUE-SENSE PERCEPTION OF MUSIC IN CHILDREN OF OLDER PRE-SCHOOL AGE. The article presents diagnostic parameters of the value-semantic perception of music in children of preschool age. Assessing the level of formation of the value-semantic perception of music in children of preschool age includes the following parameters: intellectual, behavioral, motivational, evaluative-emotional. Within the framework of the intellectual parameter, the assessment of the acquired socio-cultural knowledge, the formed musical culture of the child is provided. Evaluation of the motivational parameter involves determining the needs of children in obtaining new musical impressions, in listening to music and engaging in musical creativity. Within the boundaries of the behavioral parameter, the ability of children to make moral choices, act independently, and interact with peers and adults is established. Evaluative and emotional parameter will allow to study the emotional responsiveness of the child to music, the ability to share impressions about the music.

The indicated diagnostic parameters of the value-semantic perception of music in children of preschool age make it possible to evaluate the educational result of children of this age category.

Key words: value-semantic perception of music, parameters for assessing level of formation of value-semantic perception of music, intellectual, behavioral, motivational, evaluative-emotional parameters.

С.Г. Шарикоеа, аспирант, Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: moin74@mail.ru

ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены параметры диагностики ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. Оценка уровня сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста включает следующие параметры: интеллектуальный, поведенческий, мотивационный, оценочно-эмоциональный. В рамках интеллектуального параметра предусматривается оценка усвоенных социокультурных знаний, сформированной музыкальной культуры ребенка. Оценка мотивационного параметра предполагает определение потребностей у детей в получении новых музыкальных впечатлений, в слушании музыки и занятиях музыкальным творчеством. В границах поведенческого параметра устанавливается способность детей делать моральный выбор, действовать самостоятельно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Оценочно-эмоциональный параметр позволит изучить эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку, умение делиться впечатлениями о прослушанной музыке. Обозначенные параметры диагностики ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, с точки зрения автора статьи, позволяют оценивать образовательный результат детей данной возрастной категории.

Ключевые слова: ценностно-смысловое восприятие музыки, параметры оценки уровня сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки, интеллектуальный, поведенческий, мотивационный, оценочно-эмоциональный параметры.

В современном мире особое внимание отводится вопросам социальной роли музыки, ее конвертирующей силе, влиянию на духовно-нравственное развитие человека. На основе анализа психолого-педагогических, философских научных работ мы можем утверждать, что музыкальное искусство обладает огромными возможностями, несравнимыми ни с какими другими видами искусства. Постигать музыку осмысленно, извлекая духовно-нравственные уроки, для детей дошкольного возраста - сложная задача, диктующая всем участникам образовательного процесса особые условия деятельности.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. Время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в социальном мире, развития познавательных способностей. Становление личности сопряжено с процессом формирования убеждений, овладения знаниями, преемственности ценностей разных поколений [1].

Неслучайно в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания, в том числе и музыкальных произведений искусства. Следует отметить, что в нормативных документах не установлены параметры, инструментарии, критерии диагностирования сформированности ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений искусства, что вызывает необходимость обсуждения данной темы.

Ценностно-смысловое восприятие музыки призвано формировать нравственный образ личности [2]. Именно поэтому выбор параметров, на основании которых проходит диагностика сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста имеет принципиальное значение. Нами предложена индикативная модель оценки уровня сформиро-ванности ценностно-смыслового восприятия музыки, включающая следующие параметры: интеллектуальный, поведенческий, мотивационный, оценочно-эмоциональный.

В контексте интеллектуального параметра предусматривается оценка усвоения накопленных систематизированных гуманитарных социокультурных знаний, целостного миросозерцания. Согласно Л.В. Павловой, к гуманитарным социокультурным знаниям принадлежат знания о материальной и духовной культуре той или иной цивилизации в контексте мировой культуры, знание истории, литературы, искусства, иностранных языков, а также знания об основных ценностях и достижениях национальной и мировой культуры [3]. Важным моментом является развитие умения гибкого использования ребенком имеющихся знаний, что свидетельствует о его способности организовывать мыслительную деятельность, активизировать интеллектуальные процессы, подготовиться к учебному процессу и активно участвовать в нем, а также организовать коммуникативную деятельность [4].

Овладение гуманитарными социокультурными знаниями способствует формированию общечеловеческих ценностей и как следствие побуждает к действию с нравственных позиций. Л.С. Выготский сформулировал правило культурного развития, в котором указывает на социальные и психологические составляющие, стремление к нравственным поступкам [6]. В связи с этим развитие у детей старшего дошкольного возраста потребности совершать нравственные поступки, проявлять честное и доброжелательное отношение к окружающим является зоной повышенного внимания для педагога.

Н.И. Болдырев в своих трудах указывал на определяющее значение оценки результатов педагогической деятельности по поведению, поступкам, действиям воспитанников. Объективная оценка воспитанности, согласно Н.И. Болдыреву, связана с объективным определением поведения в разных условиях жизни [7].

Период старшего дошкольного возраста ребенка отличается проявлением его возможностей на новой ступени. Дошкольник - развивающаяся личность, по-

знающая окружающую действительность, собственный мир, получающая опыт жизни в обществе. Действия, поведение ребенка зависят от того, насколько его личность интегрирована и вписана в культуру. Для этого возраста типична сензи-тивность к влиянию условий и психологического климата, что гарантирует гени-рирование адаптивных форм поведения. Очень важно в данный возрастной период детей ориентироваться на интересы, потребности, способности, создавать условия для их самостоятельного определения и самореализации, поиска путей самостоятельных решений.

Учитывая важность поведенческого параметра, оценку сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки у детей дошкольного возраста, мы предлагаем проводить с точки зрения умения делать моральный выбор, действовать самостоятельно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Рассматривая мотивационный параметр в процессе оценки сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки у детей дошкольного возраста, следует отметить различные подходы в научной среде к пониманию сущности мотивов.

В.Д. Шадриков трактует мотивацию как потребность личности, уровень ее притязаний и убеждений [8]. А.К. Маркова подчеркивает тесную связь мотива с личностным смыслом, выделяет среди содержательных характеристик мотива его действенность. Деятельность воспитанника должна быть значимой и в этом случае возможно формирование положительной мотивации [9]. Согласно Л.И. Божович, мотивация формируется системой мотивов, включающих в себя потребность в учении, эмоциях, интерес [10].

Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности [11]. Таким образом, оценка ценностно-смыслового восприятия музыки у детей с позиции мотивационной составляющей осуществляется с учетом внутриличностных и внешних факторов. Мотивация - своеобразный результат взаимодействия внутреннего мира и ситуации, в которой находится ребенок. Мотивационный параметр характеризуется единством когнитивной, ценностной, коммуникативной, творческой деятельности личности. Комплекс мотивов этих видов деятельности стимулирует мотивацию. Ценностно-смысловое восприятие музыки является полимотивированной деятельностью, которая находятся в постоянном развитии [12].

Осознавая данный факт, мы видим возможность оценивать сформирован-ность ценностно-смыслового восприятия музыки у детей дошкольного возраста в границах мотивационного параметра с позиции проявления интереса к музыке, потребности у детей получения новых музыкальных впечатлений, в слушании музыки и занятии музыкальным творчеством.

В восприятии музыки особое место отводится эмоциям, эстетическим переживаниям. Музыкальное восприятие произведения обусловлено опытом, культурой, индивидуальностью ребенка, его готовностью к восприятию музыки [13]. В процессе слушания различных музыкальных произведений формируется и развивается эмоциональная отзывчивость ребенка. Специфика восприятия музыки у детей дошкольного возраста заключается в особенностях восприятия у них окружающей действительности, глубине художественных впечатлений, яркости, красочности образов, желании к активной деятельности [14].

Польский психолог Я. Рейковский считает, что эмоции возникают в процессе реакции на значимое в жизни [15]. Многие отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн делали выводы о зависимости эмоциональной отзывчивости от характера деятельности и от развития человека в процессе усвоения общественного опыта, что указывает на связь эмоций с мотивацией. А.Н. Леонтьев обращал внимание на соответствие эмоций деятельности, в которой они возникают, и подчиненность эмоций мотивам деятельности [16]. В своих исследованиях Я.З. Неверович, А.В. Запорожец подчеркивают,

что эмоции играют важную роль в реализации мотивов. В трудах Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева доказывается, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию. Е.В. Назакинский указывает на эмоционально-оценочный параметр, включающий эмоциональное отношение ребёнка к музыкальной деятельности, которое проявляется в устойчивости эмоционального переживания, активности в процессе музыкальной деятельности, способности давать осмысленную оценку произведениям музыкального искусства, высказывать своё суждение [17].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что оценочно-эмоциональный параметр является системообразующим в процессе диагностики ценностно-смыслового восприятия детьми музыкальных произведений. Без эмоционального переживания и умения давать оценку невозможно формирование мировоззренческой позиции.

При мониторинге уровня сформированности ценностно-смыслового восприятия музыки в контексте оценочно-эмоционального параметра на первый

Библиографический список

план выходят эмоции, переживания, в ходе которых у ребенка проявляются оценочные критерии, суждения, отзыв на произведение. Оценочная составляющая параметра способствует анализу, сравнению, формированию аргументации суждений на основе услышанного музыкального произведения.

Исходя из вышеуказанного, при мониторинге эмоционально-оценочного параметра мы видим возможность изучать эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. продолжительность восприятия, наличие двигательной активности, потребность слушать музыку и высказывать свое отношение, впечатление.

Таким образом, представленные параметры диагностики ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, с нашей точки зрения, могут быть использованы в практической деятельности. Образовательный результат, указанный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, может быть оценен, что даст право делать вывод о выполнении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: «Питер», 2008.

2. Давыдова Н.А. Основы музыкального воспитания. Дошкольное воспитание. 2001; № 10.

3. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: монография, Москва 2010.

4. Ткаченко В.В., Гасанова П.А. Актуальность проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 11: 51 - 55. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95127.htm

5. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. Москва: Политиздат, 1974.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986.

7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (текст) вопросы теории и воспитания. Москва: Педагогика, 1979.

8. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. Москва, Логос, 2002.

9. Маркова АК. Формирование мотивации учения: книга для учителей. Москва: Просвещение, 1990.

10. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения ребенка и подростков. Под редакцией Л.И. Божович, Л.В. Благона-дежиной. Москва, 1972.

11. Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников. Молодой ученый. 2016; № 23: 437 - 439.

12. Новикова Л.П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект. Восприятие музыки: Сборник статей. Под редакцией В.Н. Максимова. Москва: Музыка, 1980.

13. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. Москва: Айрис-пресс, 2007.

14. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва: «Просвещение», 2003.

15. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Москва, 1979.

16. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва, 1971.

17. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Москва: Наука, 1972.

References

1. Bozhovich L.I. Lichnost'iee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: «Piter», 2008.

2. Davydova N.A. Osnovy muzykal'nogo vospitaniya. Doshkol'noe vospitanie. 2001; № 10.

3. Pavlova L.V. Razvitie gumanitarnoj kul'tury studentov vuza: monografiya, Moskva 2010.

4. Tkachenko V.V., Gasanova P.A. Aktual'nost' problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov k okruzhayuschemu miru. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal«Koncept». 2015; T. 11: 51 - 55. Available at: ttp://e-koncept.ru/2015/95127.htm

5. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost': opyt sistemnogo analiza. Moskva: Politizdat, 1974.

6. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

7. Boldyrev N.I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov (tekst) voprosy teoriii vospitaniya. Moskva: Pedagogika, 1979.

8. Shadrikov V.D. Vvedenie vpsihologiyu: sposobnosti cheloveka. Moskva, Logos, 2002.

9. Markova AK. Formirovanie motivacii ucheniya: kniga dlya uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 1990.

10. Bozhovich L.I. Problemy razvitiya motivacionnoj sfery rebenka. Izuchenie motivacii povedeniya rebenka i podrostkov. Pod redakciej L.I. Bozhovich, L.V. Blagonadezhinoj. Moskva, 1972.

11. Krylova D.A. Uchebnaya motivaciya mladshih shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2016; № 23: 437 - 439.

12. Novikova L.P. Muzykal'naya deyatel'nost'. Motivacionnyjaspekt. Vospriyatie muzyki: Sbornik statej. Pod redakciej V.N. Maksimova. Moskva: Muzyka, 1980.

13. Danilina T.A. V mire detskih 'emocij. Moskva: Ajris-press, 2007.

14. Kosheleva A.D. 'Emocional'noe razvitie doshkol'nikov. Moskva: «Prosveschenie», 2003.

15. Rejkovskij Ya. 'Eksperimental'naya psihologiya 'emocij. Moskva, 1979.

16. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. Moskva, 1971.

17. Nazajkinskij E.V. O psihologii muzykal'nogo vospriyatiya. Moskva: Nauka, 1972.

Статья поступила в редакцию 10.10.19

УДК 376

Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: laura-p888@mail.ru

INDIVIDUAL WORK OF A TEACHER AS A SCENARIO FOR PROJECTING OF THE PROFESSIONAL STANDARD. The article describes recommendations for modeling educational material with the introduction of interactive technologies. The interactive scenario through the text analysis is done with the Veitch matrix method. The use of the scenario of organizational work with the help of the Veitch matrix method involves preservation of graphic sets of Cyrillic and Latin in the national text. Veitch's lattice-matrix, used to study the poet's style, combines a commonality of graphic modeling and a whole host of household nouns. The first sign of the analysis of the opposition of Veitch variables distinguishes the combinations of Cyrillic тел*тил*тиел, the second represents variable Latin bodies. Determining the strategy of the educational route in upbringing of a child in order to develop his social competence and creative self-fulfillment is possible through the participation of the teacher in the system of additional education and extracurricular events.

Key words: interactive education, special conditions, junior school, individual educational trajectory, individual educational program, individual educational plan.

Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: laura-p888@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.