Научная статья на тему 'Учебное телевидение в российских вузах'

Учебное телевидение в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1817
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СМИ / УЧЕБНОЕ ТВ / ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ТВ / ТВ РУДН / МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ТВ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЖУРНАЛИСТСКОЕ МАСТЕРСТВО / STUDENT MEDIA / EDUCATIONAL TV / GOALS OF THE EDUCATIONAL TV / TV PFUR / MODEL EDUCATIONAL TV / CREATIVE PROCESS / JOURNALISTIC SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гегелова Наталья Сергеевна, Исмаилова Айсулу Айсовна

Анализируется современное состояние российских студенческих СМИ. Особое внимание уделяется университетским учебным телеканалам. Проводится анализ деятельности телевидения Российского университета дружбы нардов. Предлагается современная модель учебного ТВ. Главное достоинство новой модели возможность самостоятельного создания программ студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TELEVISION IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This article analyzes the current state of student media of Russia. Special attention is paid to educational television. Student TV of Peoples’ Friendship University of Russia is аnalyzed precisely. Оn the basis of a poll а new model of educational TV is proposed. The main advantage of the new model is that students get the opportunity to create their own programs.

Текст научной работы на тему «Учебное телевидение в российских вузах»

УЧЕБНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Н.С. Гегелова, А.А. Исмаилова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Анализируется современное состояние российских студенческих СМИ. Особое внимание уделяется университетским учебным телеканалам. Проводится анализ деятельности телевидения Российского университета дружбы нардов. Предлагается современная модель учебного ТВ. Главное достоинство новой модели — возможность самостоятельного создания программ студентами.

Ключевые слова: студенческие СМИ, учебное ТВ, задачи учебного ТВ, ТВ РУДН, модель учебного ТВ, творческий процесс, журналистское мастерство

В последнее время замечен большой скачок в развитии учебных телестудий. Это связано с тем, что вузы стремятся создать для студентов новые, современные, максимально приближенные к профессиональным условия обучения. Во многих вузах Российской Федерации развивается студенческое телевидение.

В вузах России на факультетах журналистики, к примеру, МГУ, СПбГУ, ЮУрГУ, РУДН, МГТУ им. Н.Э. Баумана есть своя типография, радиовещание и телевидение. Осваивая учебный план по основным дисциплинам, студенты имеют возможность выпускать учебные газеты, радиопередачи и телепрограммы. В этой статье мы проанализируем современное состояние и проблемы университетских учебных телевизионных студий.

Учебное студенческое телевизионное производство — это прекрасная база для освоения творческого и технического процесса подготовки телепрограмм к эфиру, одна из наиболее эффективных форм применения полученных теоретических знаний на практике. При подготовке информационных и тематических программ к эфиру на базе учебного телевидения студенты овладевают навыками профессионального мастерства, учатся мыслить самостоятельно, улучшают свои навыки коммуникации, совершенствуют способы и методы сбора и сортировки информации.

В обязанности студенческих СМИ, в том числе телевидения, входит освещение важных событий, происходящих в университете (культурное взаимодействие, воспитание толерантного отношения, стажировка студентов в ведущих университетах мира). Одной из главных миссий студенческих СМИ является формирование профессиональных качеств студентов в сфере обучения. Телевизионный комплекс высших учебных заведений направлен на приобретение следующих компетенций в профессии:

— знаний и умений в организации работы творческой группы по созданию законченного экранного журналистского произведения;

— опыта работы на современном телевизионном оборудовании, умения пользоваться передающими телевизионными камерами в студии и на выездных съемках, получение начальных навыков операторской работы на телевидении;

— умений и навыков работы на современном оборудовании электронного монтажа, освоение современных программных монтажных комплексов, приобретение начальных навыков режиссуры монтажа;

— умений и опыта репортажной работы на телевидении (сценарий выпуска, закадровый текст, организация съемки хроникального эпизода, монтаж, озвучивание, подготовка и выпуск новостей);

— специализации телевизионного журналиста с подготовкой аттестационной работы в виде авторского законченного телевизионного произведения (творческий диплом);

— возможности организации программ дополнительного образования по основным направлениям телевизионной журналистики.

В процессе анализа был выявлен недостаточный уровень научной изученности проблемы теоретического описания современных учебных телестудий, тем более что число учебных СМИ в вузах страны с каждым годом увеличивается. А это значит, что данная область требует многоаспектного исследования, так как учебные СМИ являются очевидным необходимым звеном в обучении студентов профессии журналиста.

Изучив студенческие телестудии ведущих учебных заведений России, мы выявили, что модели вузовских телевидений разнообразны. Существуют телестудии, оборудованные по последнему слову техники (МГУ, РУДН, ЮУрГУ), и плохо оснащенные студии любительского типа. Модели существующих учебных телестудий напрямую зависят от материальных возможностей того или иного вуза, четкого понимания необходимости создания студенческого телевидения как непременного учебного подразделения вуза.

Другая модель студенческого телевидения предполагает слияние разрозненных телестудий вузов-партнеров в единый коммуникатор. С этой целью и была создана (2015) Международная ассоциация студенческого телевидения — МАСТ. Его учредителями стали Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, Российская академия образования и Национальный образовательный телеканал «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Уникальность этой Ассоциации состоит в том, что инициатива ее создания и организация деятельности принадлежит самим студентам. И именно на молодых журналистов возложена ее реализация. Под наставничеством профессионалов медиа была создана общая редакция телеканалов вузов-партнеров. Каждый вуз, вступивший в эту ассоциацию, может принимать участие в наполнении информационного контента оригинальными материалами и далее использовать информацию других участников для создания своего видеоматериала и транслировать созданные журналистские произведения на партнерских условиях, а также использовать информационный контент других учебных телестудий.

Мы провели анализ студенческого телевидения Российского университета дружбы народов. ТВ РУДН начало свое вещание в 1995 г. Оно было основано преподавателями кафедры печати, радио и телевидения РУДН «как средство поддержки учебного процесса: чтения лекций, просмотра слайдов, фильмов и т.п., оно быстро перешло начальные рамки и проявило себя как серьезный фактор общественной жизни ВУЗа. От официальной институтской хроники к рассказам о жизни строительных отрядов, студенческом туризме, спорте, научной работе —

таков рост тематического охвата телевизионных программ за немногие годы существования такого телевидения» [2].

С самого начала вещания над созданием всех телевизионных программ, начиная с написания сценария и до выхода программы в эфир, трудились студенты-журналисты, а также студенты других факультетов университета, в том числе технических.

Сегодня ТВ РУДН — это молодой творческий коллектив, в котором работают студенты различных факультетов и специальностей РУДН. Силами трех редакций — информационной, тематической, специальных проектов ТВ РУДН создаются оригинальные телепрограммы о жизни университета, студентов, преподавателей, в прямом эфире транслируются репортажи с места событий, ведется телехроника событий, демонстрация фильмов, фестивалей и др.

Выходом на качественно новый профессиональный уровень для ТВ РУДН стало полное техническое переоснащение в 2008 г. большой эфирной студии новым телевизионным комплексом в рамках национального проекта «Образование». С этого момента у студентов появилась возможность принимать активное участие в прямых телемостах совместно с телекомпанией «ТВ Юго-Запад» и «НИКИ ТВ» и обучаться работе на современном оборудовании. На ТВ РУДН студенты специальности «Журналистика» активно проводят практические занятия, приобретая необходимый опыт работы, как в кадре, так и за кадром.

Реализованный вариант оснащения студийного комплекса РУДН позволяет осуществлять следующие виды телевизионного производства:

— прямой эфир с выдачей выходного сигнала из студии в форматах SECAM, PAL, SDI с наложением титров, графики и параллельной архивацией;

— производство программ и запись на различные цифровые носители (DVCAM, mini-DV, а также DVD-диски);

— нелинейный серверный монтаж видеоматериалов, а также многокамерный нелинейный монтаж в реальном времени;

— безленточное (цифровое) производство новостей и программ от стадии монтажа до выхода в телевизионную сеть;

— автоматизированное вещание;

— съемка за пределами студии.

ТВ РУДН осуществляет трансляцию программ на кампус университета. По словам директора ТВ РУДН Олеси Захаровой, эфир телеканала состоит на 25% из заказных программ, на 25% из тематических телепередач и на 50% — из новостей.

Студия новостей интегрируется в комплекс посредством подключения выходного сигнала из студии к основной матрице программной аппаратной. Для этой цели применяются преобразователи видеосигналов и кадровые синхронизаторы. Предусмотрена система двухсторонней связи между студией новостей и АПБ (аппаратно-программный блок).

Перед телевидением Российского университета дружбы народов стоят три главные задачи (положение о структурном подразделении «Телевидение РУДН» от 2015 г.) [3]: формирование и проведение единой рекламной кампании на русском и иностранных языках по продвижению позитивного имиджа университе-

та — как среди населения, так и в кругах работодателей; формирование и проведение единой рекламной кампании на русском и иностранных языках по продвижению образовательных услуг университета; организация и координация сотрудничества университета с организациями и предприятиями субъектов РФ, иностранными компаниями, занимающимися телевизионным производством в рамках рекламной кампании на русском и иностранных языках по продвижению образовательных услуг университета.

Однако главной и основной задачей студенческого телевидения является обучение студентов телевизионным профессиям и журналистскому мастерству. Студенты РУДН могут попробовать себя в качестве ведущего, корреспондента, оператора и в других телевизионных специальностях. Кроме того, они могут предлагать руководству студии воплощать в жизнь свои авторские программы, участвовать в создании сетки вещания эфира и др. Обязательным является прохождение производственной практики на телестудии студентов специальности «Журналистика» и «Связи с общественностью».

ТВ РУДН является активным партнером Международной ассоциации студенческого телевидения, с которой проходит оперативный обмен программами. Это дает возможность расширить вещание на разные целевые аудитории. Вместе с остальными партнерами МАСТ проводятся творческие конкурсы для молодых талантливых журналистов, организуются всевозможные стажировки и практики.

Организованный нами опрос в социальных сетях выявил, что для студентов в учебных СМИ, на первом месте — возможность самостоятельно создавать телепрограммы. За это проголосовали 63% из 1229 опрошенных; на втором месте — приобретение необходимых навыков и опыта; на третьем — возможность быть в курсе всех студенческих новостей (опрос проводился на площадках социальных сетей vk.com, facebook; всего в опросе приняло участие 1229 человек).

Проведенный анализ действующих учебных телестудий выявил, что существуют разные модели учебных и вузовских ТВ. Они отличаются по целям и по аудитории.

Первая модель нацелена на студентов технических специальностей, она активно используется в учебном процессе. За время обучения студенты приобретают необходимые навыки для работы с картинкой, звуком, записью и др. Такое телевидение появилось еще в 1970-е гг. во ВГИКе, МГУ и др.

Вторая модель предназначена для студентов, которым необходимо приобрести профессиональные навыки и опыт работы на телевидении, например, в РУДН, ДВФУ.

Учебное вузовское телевидение ориентируется на разную аудиторию — на внутреннюю аудиторию университета, освещая события в первую очередь для реализации корпоративных задач, и на внешнюю аудиторию. Обычно это проходит за счет интернет-трансляций, например, как это делается на ТВ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Сегодня уровень технологии создания продукта СМИ позволяет реализовать любую творческую идею. Цифровые технологии играют колоссальную роль в развитии телевидения в целом, в том числе — университетского. С их помощью намного упрощается процесс производства телевизионного контента и сокраща-

ются расходы на его производство. Одной из наиболее успешных концепций развития медиаиндустрии и отношений между СМИ и аудиторией стало мультимедиа. Мультимедиа — это контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд [4]. Специалисты определяют его как «интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером» [5].

Для медиасферы в современном мире важно продвигать информацию во все возможные СМИ — это и пресса, и телевидение, и радио, и Интернет. Конвергентная журналистика облегчает доступ к информации: радио можно слушать в Интернете, доступ к газете можно получить онлайн, прямые эфиры смотреть в Сети.

Предлагаемая нами модель — это кросс-медийная редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу на разных платформах. Работники различных тематических отделов (таких как культура, политика, спорт, бизнес и т.д.) создают контент и для печатной, и для онлайн-версии коммуникатора. Под термином «кросс-медиа» подразумевается реализация контента на основе мультимедийной платформы конвергированных СМИ, в совокупности генерирующих содержание, которое невозможно было бы донести до аудитории посредством каждого СМИ в отдельности. Особенностью такой редакции является $иреЛе8к, под чем подразумевается круглый стол, центральный пункт редакционного зала. Каждая технологическая платформа имеет своего ответственного редактора, сидящего за этим центральным столом. Создание информационного продукта производится так называемыми контент-группами. Контент-группа — это часть штата, которая занимается разработкой и созданием информационного продукта на определенную тему: политика, экономика, спорт, культура. Дополнительная, но не менее важная роль, которую можно обнаружить за центральным столом, это проводник СМИ. Обязанности проводника СМИ выполняет по расписанию один член команды, состоящей из пяти человек. Три человека из этой команды — это всегда члены шеф-редакции.

Студенческие телестудии — это не только школа обучения будущих профессионалов, но и место получения первой практики. Работая в студенческих СМИ, обучающиеся приобретают большой опыт профессиональной работы, благодаря чему свободно могут ориентироваться в разных аспектах будущей профессии. А это значит, что студенческие СМИ не должны уступать в техническом оснащение перед профессиональными телестудиями.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Актуальные проблемы вузовских, студенческих и учебных СМИ: материалы II межрегиональной конференции. 16—20 октября 2003 г. Доклады и сообщения. Новосибирск, 2003. 60 с.

[2] Широбоков А.Н., Широбоков С.А. Вузовское телевидение на пороге XXI века // Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы. Ма-

териалы I Международной научно-практической конференции 19—20 октября 1999 г., Москва. М.: Изд-во РУДН. Ч. 1. С. 27.

[3] Положение о структурном подразделении «Телевидение РУДН» от 8.07.2015 г. URL: http:// www.rudn.ru/files_upload/pologeniya/Schesnyak_EL/Pologenie_televidenue_rudn.pdf

[4] Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Профиздат, 2002. 112 с.

[5] Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology by Robert Burnett (Editor), Anna Brunstorm (Editor), Enders G. Nilsson (Editor). Wiley, England, 2004. P. 2.

EDUCATIONAL TELEVISION IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

N.S. Gegelova, A.A. Ismailova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article analyzes the current state of student media of Russia. Special attention is paid to educational television. Student TV of Peoples' Friendship University of Russia is analyzed precisely. On the basis of a poll a new model of educational TV is proposed. The main advantage of the new model is that students get the opportunity to create their own programs.

Key words: student media, educational TV, goals ofthe educational TV, TV PFUR, model educational TV, creative process, journalistic skills

REFERENCES

[1] Actual problems of the University, student and educational media: materials of the II interregional conference. 16—20 October 2003, Reports and messages. Novosibirsk, 2003. 60 s.

[2] Shirobokov A.N., Shirobokov S.A. Vuzovskoye televideniye na poroge XXI veka // Vuzovskiye i studencheskiye sredstva massovoy informatsii: vozmozhnosti, zadachi, perspektivy. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 19—20 oktyabrya 1999 g., Moskva. M.: Izdatelstvo RUDN University. Ch. 1. S. 27.

[3] Polozheniye o strukturnom podrazdelenii «Televideniye RUDN» ot 8.07.2015 g. URL: http:// www.rudn.ru/files_upload/pologeniya/Schesnyak_EL/Pologenie_televidenue_rudn.pdf

[4] Kapterev A.I. Multimedia as socio-cultural phenomenon. M.: Profizdat, 2002.112 p.

[5] Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology by Robert Burnett (Editor), Anna Brunstorm (Editor), Enders G. Nilsson (Editor). Wiley, England, 2004. P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.