УДК 378.096:070 + 0704 л. П. ШЕСТЁРКИНА
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ_________________________________
В статье представлен уникальный педагогический опыт организации практико-ориентиро-ванного обучения студентов-журналистов на базе единственной в России университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» в Челябинске. Исследуется специфика обучения широкому комплексу профессиональных знаний и умений в условиях университетского телерадиопроизводства. Раскрываются педагогические приёмы и методы преобразования структуры учебного процесса в сторону усиления профессиональной составляющей журналистского образования.
Ключевые слова: учебный процесс, журналистское образование, профессиональное обучение, телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ».
В течение шести лет на кафедре «Телевизионная и радиожурналистика» факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета в процессе обучения студентов по специальности «Журналистика» специализации «Телевидение» и «Радиовещание» проводится научно-педагогический эксперимент, направленный на определение широкого комплекса профессиональных знаний, умений, навыков, которыми должен обладать современный журналист телевидения и радиовещания, в соответствии с новыми задачами, проблемами СМИ и прогрессом информационно-коммуникативных технологий. Уникальность исследования состоит в том, что Южно-Уральский государственный университет является единственным вузом России, имеющим собственную вещательную телерадиокомпанию «ЮУрГУ-ТВ» (автор исследования — разработчик концепции внедрения телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ»), которая стала экспериментальной площадкой для отработки практико-ориентированной модели журналистского образования.
Педагогическая направленность эксперимента состоит в попытке преобразования структуры учебного процесса в сторону усиления профессиональной составляющей учебного процесса, широкого внедрения проектных технологий, составляющих суть практико-ориентированной модели современного журналистского образования; поиска новых подходов к преподаванию и новых эффективных форм обучения, основанных на современных средствах педагогического общения.
Теоретики научно-педагогического знания отмечают, что «педагогическое общение — это, в действительности, есть преднамеренное, специально спроектированное и сознательно контролируемое, притом в основном деловое взаимодействие педагога с детьми» [1]. Поскольку общение считается главным «инструментом» педагогической работы, зависящем прежде всего от личности педагога, общие принципы (требования) субъектных средств педагога квалифицируются следующим образом — соблюдение дистанции в межличностных отношениях, сочетание требовательности к человеку с уважением к нему,
доброжелательное отношение к человеку, создание атмосферы совместной созидательной деятельности, практикование «мыслительных схем» от оценки текущего состояния педагогической системы к планированию необходимых действий общения» [1].
Соблюдая и используя эти принципы педагогического общения, мы смоделировали в ходе учебного процесса ситуацию, при которой у студентов появилась возможность учиться не только на своих ошибках, но и промахах и неудачах своих «коллег»-сверстников.
Для выявления продуктивности данного подхода к организации учебного процесса было проведено специальное интервьюирование студентов — будущих журналистов. В качестве участников были отобраны студенты 4 групп: первого, второго, третьего, четвертого курсов кафедры «Телевизионная и радиожурналистика». В интервью принимали участие 100 студентов.
Для работы была выбрана группа из пяти вопросов: закрытых (то есть с вариантами ответов) и открытых (на которые нужен развернутый, полноценный ответ учащегося). Первый вопрос носил «сортировочный» характер и звучал следующим образом: «Приходилось ли Вам быть участником съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»?» Утвердительно ответившие на данный вопрос продолжали участие в интервью, студенты, давшие отрицательный ответ, автоматически выбыли из участников эксперимента. Ответ «да» дали 80 респондентов, ответ «нет» — соответственно, 20. В число «отсеянных» вошли 18 студентов первого курса, которые по объективным причинам ещё не включились в работу телерадиокомпании и двое из студентов-второкурсников. Из тех, кто дал положительный ответ, первокурсников оказалось 12, студентов второго курса — 21, третьего — 21, четвертого — 26.
На второй вопрос: в каком качестве студент участвовал в съемках — 87,5% респондентов-первокурсни-ков ответили, что у них брали интервью студенты-корреспонденты телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ»; 37,5% интервьюируемых выступали экспертами в сюжетах и давали журналистам комментарий происходящих на их глазах событий. По одному из опрошенных первокурсников приглашались к сотрудничеству в
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
качестве главного героя сюжета, другие участвовали в опросе или постановочных съемках.
50% респондентов второй группы ответили, что у них брали интервью, еще 50% участвовали в съемках на правах комментатора, столько же были задействованы в постановочных съемках, один респондент участвовал в опросе, проводимом корреспондентами телеканала «ЮУрГУ-ТВ».
Комментаторами, главными героями материала и участниками опроса в группе № 3 стали 15 человек. У 100% респондентов этой группы когда-нибудь брали интервью корреспонденты студенческого телеканала, и почти 100% опрошенных в разное время были участниками постановочных съемок для ТК «ЮУрГУ-ТВ».
Ответы студентов четвертого курса, опыт работы которых в студенческой телерадиокомпании значительно больше распределились следующим образом: больше 50 % респондентов давали интервью корреспондентам ТРК; 17 человек из 26 участвовали в постановочных съемках и были главными героями сюжетов коллег; одиннадцать — выступали в качестве экспертов и давали комментарий на ту или иную тему; трое участвовали в опросе. Таким образом, каждый из студентов-старшекурсников не только сам занимался созданием телевизионных материалов для телеканала,
но и выступал в качестве интервьюируемого. Следовательно, взглянул на процесс создания передач «под другим углом».
Следующий вопрос уточняющего и конкретизирующего характера определил круг передач, в съемках которых принимали участие студенты. Интервью десяти из опрошенных первокурсников были включены в событийные сюжеты и репортажи информационной программы «Новости ЮУрГУ». По одному респонденту приняли участие в создании таких передач как «Молодежный проспект», «Дневник фестиваля "Весна ЮУрГУ"», «АС — астрологический студенческий прогноз».
Половина опрошенных респондентов второй группы принимали участие в создании новостных сюжетов и учебных телефильмов, посвященных факультетам ЮУрГУ. 20% опрошенных из второй группы привлекались корреспондентами телеканала к сотрудничеству в информационно-развлекательных программах «Молодёжный проспект» и «Вагон СВ».
100% опрошенных третьей группы принимали участие в съемках сюжетов для программ телеканала «ЮУрГУ-ТВ» в качестве интервьюируемых. Большая часть опрошенных участвовала в съемках программ «Новости ЮУрГУ», а также в учебных тематических передачах.
Таблица 1
Вопросы интервью студентам-участникам съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»
Приходилось ли Вам быть участникам съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»?
да нет
1 группа 12 18
2 группа 21 2
3 группа 21 0
4 группа 26 0
2.
В каком качестве Вы участвовали в съемках?
У вас брали интервью Вы давали комментарий Вы — главный герой материала Вы участвовали в опросе Вы участвовали в постановочных съемках Другсю
12 8 2 2 2 2
15 15 0 3 15 15
21 3 3 3 17 14
14 11 17 3 17 3
3.
В каких передачах (сюжетах) Вы принимали участие, кто их автор?
«Новости ЮУрГУ» «Молодёжный проспект» «Дневник фестиваля «Весна ЮУрГУ» «АС — астрологический студенческий гороскоп» Учебные телефильмы «Вагон СВ» Другие
12 2 2 2 0 0 2
10 4 0 0 10 4 3
14 0 0 0 11 0 11
20 11 3 6 0 0 6
4.
Какие недостатки Вы увидели в работе корреспондентов «ЮУрГУ-ТВ» с Вами?
Неподготовлен ность вопросов Нелогичность вопросов Незнание темы Неумение создать атмосферу на съемках Неорганизо ванность
0 0 0 6 2
3 3 0 3 3
11 3 0 0 6
3 3 0 14 9
Как Вы считаете, находясь по другую сторону съемки, — какие выводы для себя Вы делаете как будущий журналист (чего не надо делать и чему надо учиться) и чему Вы как будущий журналист научились в этот момент?
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
1 Учиться «неформату», не делать конвейер из сюжетов, не использовать штампы Работать над собой, относиться к себе критично, набираться опыта Готовиться к интервью, проду мывать вопросы и место для интервью, советоваться с оператором на счёт картинки к сюжету Не быть равнодушным, быть внимательным к герою, успокоить, настроить, не бояться спросить то, чего не знаешь
2 Впитывать все как губка, самому учиться на практике постигать новую профессию Быть организованным, заранее продумывать тему и список вопросов, располагать к себе людей и добавлять в сюжет креатива Создавать атмосферу, быть чутким к героям Работать монтажно и в каче стве интервьюируемого, более подробно рассказывать о теме своего сюжета
3 Не задавать неподготовленных, глупых, нелогичных вопросов, вызванных незнанием темы, материала, знать тему и уметь организовывать атмосферу на съемках Быть тактичным, сосредоточен ным, сдерживать импульсивность Максимально осваивать тему, прорабатывать сценарий, находить в сюжете изю минку Расслабленно и непринужденно держаться перед камерой и во время общения с героем, заранее продумывать сценарий мате риала
4 Учиться правильной постановке вопросов, верной организации интервью, журналисткой смелости Ставить голос, писать хорошие закадровые тексты Задавать себе вопрос: «Для кого и зачем я делаю сюжет?» Продумывать план материала, вопросы к герою
5 Учиться правильно задавать вопросы и находить контакт с людьми Учиться мыслить творчески, быть организатором, уметь работать в коллективе, необходим положи тель ный настрой, выдержка и терпение Следить за своим внешним видом в кадре Не отталкивать спешкой на другой сюжет, заранее подготовиться и договориться с участниками
6 Быть организованным, уметь создать атмосферу, благоприятствующую съемочному процессу Продумывать сценарий, во просы, подавать любой материал «вкусно»
7 Готовиться к интервью, быть за интересован ным в теме, расширять свой кругозор, любить героев
8 Уметь настраивать, расслаблять собеседника, ставить четкую задачу перед собой и оператором
9 Задавать четкие, короткие во просы
Двадцать студентов четвертого курса стали «соавторами» информационных сюжетов для программы «Новости ЮУрГУ», большинство респондентов были героями информационно-развлекательной программы «Молодёжный проспект», по двое отметили в графе «программы» — несколько тематических передач. Их вышесказанного можно сделать вывод, что наибольшим «спросом» студенты-журналисты пользуются у сверстников при создании информационных программ, которые имеют строгую периодичность выхода в эфир. Кроме того, множество тем, которым посвящены событийные материалы, часто касаются факультета журналистики, а значит — героями материалов становятся сами студенты-журналисты.
Следующий блок вопросов был посвящен анализу тех профессиональных навыков и умений, которые приобретают студенты в процессе общения с журна-листами-сверстниками. Ответы на эти вопросы показывают, замечают ли студенты недочеты и ошибки в работе своих «коллег», принимают ли их к сведению
и стараются ли не допускать те же самые ошибки в своей практической деятельности.
Больше половины студентов первого и второго курсов затруднились ответить на этот вопрос. Это объясняется тем, что на начальном этапе погружения в профессию телерадиожурналиста студенты ещё не улавливают всех тонкостей процесса общения журналиста с интервьюируемым, а также не хотят отмечать недостатки из-за солидарности к студентам старших курсов. Таким образом, за основу по большей части были взяты пункты, отмеченные студентами третьего и четвертого курса, которые проявили при ответе на этот вопрос большую активность. Среди недостатков, которые увидели студенты в работе студентов-журналистов ТРК «ЮУрГУ-ТВ» были отмечены: неумение создать атмосферу на съемочной площадке и неорганизованность. Эти ответы были самыми популярными у опрошенных: «неумение создать атмосферу на съемках» — 25 респондента, «неорганизованность» — 22 человек. Кроме того, среди
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009
недостатков были отмечены неподготовленность (20 респондентов) и нелогичность задаваемых вопросов (13 респондентов).
Пятый, заключительный и подводящий итог всему интервьюированию, многокомпонентный вопрос: «Чему Вы как будущий журналист научились, находясь «по другую сторону» съемки (записи) — какие выводы для себя делаете как будущий профессионал? Чего не должен делать журналист и чему надо учиться?». Этот вопрос требовал от респондента формулировки основных выводов, которые сделал для себя студент, анализируя работу студентов в ТРК «ЮУрГУ-ТВ».
Самым популярным стал ответ «Корреспонденту следует заранее готовить вопросы, ставить их максимально четко и конкретно», такой вариант предложили 8 респондентов из первой группы, 5 респондентов второй, 2 — третьей и 11 респондентов из четвёртой группы опрошенных. Следующий вывод, который также был одним из часто упоминаемых — «Быть организованным, смелым, интересным и контактным» — 22 респондента в общей сложности дали этот ответ. Вариант «Настраивать собеседника на беседу, быть внимательным, уважать его, любить своих героев» встречается в анкетах также часто. Пункт «Следует стараться организовывать благоприятную атмосферу на съемочной площадке» был упомянут респондентами 15 раз, такой же результат у вариантов: «Вникать в тему, искать дополнительную информацию», «Заранее продумывать сценарный план материала, ставить четкую задачу перед собой и оператором».
Респонденты второй и третьей групп предложили, что ведущими профессиональными качествами журналиста являются умение «писать хорошие закадровые тексты, иметь тембральный, хорошо поставленный голос, следить за своим внешним видом» и «умение общаться со съемочной группой».
Участниками третьей и четвертой групп были, в свою очередь, предложены два вывода, которые не нашли отражения в ответах первокурсников и второкурсников: умение задавать себе вопрос: «Для кого и зачем я делаю сюжет?» и подробно рассказывать героям о теме своего сюжета. Эти выводы были сделаны студентами старших курсов и не только на основе своего личного опыта, но и на основе знаний, полученных во время прослушивания учебных курсов.
Всеми участниками интервью были сделаны следующие пожелания к работе студентов-корреспон-дентов ТРК «ЮУрГУ-ТВ»:
- журналист должен учиться подавать каждый сюжет интересно, не использовать штампы, не делать конвейерной продукции;
- готовить вопросы интервьюируемым заранее, до начала съемок;
- следует вникать в предложенную редактором тему, искать дополнительную информацию до начала съемок.
Специфика предмета исследования определяет научную новизну работы, а именно: впервые предпринята попытка осмыслить теоретические основы журналистского образования в комплексе с практической частью образовательного процесса в условиях университетских структур, созданных автором для эффективного обучения и воспитания студентов-журналистов.
В исследовании выявлено, что для практико-ори-ентированного обучения как составной части целостного процесса профессионального журналистского образования характерны следующие общие закономерности:
— во-первых, процесс обучения происходит в условиях определённой ориентированности студентов на получение конкретной профессии (специальности); это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес студентов к специальным предметам и профессиональному обучению;
— во-вторых, процесс обучения происходит на основе тесной связи обучения с творческой деятельностью студентов; это определяет общую прикладную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение студентами умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития студентов и целей формирования их профессионального мышления;
— в-третьих, студенты одновременно получают, как правило, общеобразовательную и профессиональную подготовку, что обуславливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
— в-четвертых, режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным [2].
Педагогическая ценность таких форм обучения состоит в том, что студенты за время учебы знакомятся со всеми компонентами редакционного труда на телевидении и радио, с различными этапами и формами работы, участвуют в производственном процессе выпуска теле- и радиопрограмм в эфир, учатся профессионально и критично оценивать свою практическую деятельность.
У студентов формируется понимание того, что современное телевидение и радиовещание развивается в сложных политических, экономических, культурных условиях. Теле- и радиожурналисты должны уметь не только профессионально работать, но и способствовать развитию нравственной основы телевидения и радиовещания, владеть современными телевизионными и радиотехнологиями, чувствовать ответственность перед обществом за свою деятельность в эфире. Такое соотношение теоретической и практической подготовки студентов по направлению «Журналистика» (специализации «Телевидение» и «Радиовещание») на базе университетской телерадиокомпании ЮжноУральского государственного университета позволяют нам приблизиться к выполнению главной педагогической задачи — назначению высшего профессионального образования, суть которого в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные профессиональные задачи, но и находить их принципиально новые творческие решения [3].
Сегодня, когда разрабатываются инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Журналистика», такое исследование имеет значение для совершенствования форм и методов профессионального журналистского образования, одной из важнейших задач которого на современном этапе является подготовка высококлассных специалистов СМИ, способных к эффективной работе.
Полагаем, что опыт создания первой в России университетской телерадиокомпании, внедрения её в образовательный процесс, организация научных исследований на этой базе, вызвавшие научный и практический интерес ученых и преподавателей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, факультетов журналистики Воронежского и Томского государственных университетов и
других, может быть небесполезна для научных разработок в области дальнейшего совершенствования журналистского образования Омского региона.
Библиографический список
1. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. М. : Центр «Академия», 2004. — 239 с.
2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения : учеб. пособие. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 336 с.
3. Ким Максим Николаевич. Жанры современной жур-
налистики / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 336 с.
ШЕСТЁРКИНА Людмила Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Телевизионная и радиожурналистика», декан факультета журналистики.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 03.03.2009 г.
© Шестёркина Л.П.
УДК 378 14 C. В. НАЗАРОВ
Омский государственный педагогический университет
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье освещены основные вопросы профессионально-педагогического образования в современных условиях: определены ключевые направления его развития; конкретизированы понятия «готовность к деятельности», «профессиональная компетентность» и «оценка»; проанализированы различные подходы к оценке готовности к деятельности и сделан акцент на компетентностном подходе как основополагающем в современной системе образования. Ключевые слова: готовность к деятельности, профессиональная компетентность, оценка, подход.
В современных условиях развития образования в мире конкуренция на рынке труда ставит перед вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов определенного уровня и качества подготовки. Образовательная политика вуза в этих условиях направлена на решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.
Улучшение качества преподавания и квалификации учителей является основной идеей образовательных реформ, проводимых в различных странах и в России в настоящее время. На рынке труда в образовании, который находится в стадии формирования, возникла потребность в педагогических кадрах нового типа - специалистах, отличающихся новыми характеристиками: компетентностью, мобильностью, конкурентоспособностью и т.д. и являющихся профессионалами, выполняющими те функции, которые ранее не были характерны для педагогической деятельности.
Таким образом, перед педагогическими вузами встает задача — готовить педагогические кадры, способные к работе в условиях конкуренции образовательных учреждений, способные быть конкурентоспособными, готовые к работе в системах образования,
которые в свою очередь могут конкурировать на рынке образовательных услуг.
В данных условиях происходит неизбежное повышение требований к результатам и способам осуществления профессиональной педагогической деятельности. Представители Санкт-Петербургской научной школы (О.В. Акулова, Э.В. Балакирева, В.А. Козырев, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) выделяют четыре взаимосвязанных направления, по которым происходит развитие требований к педагогу [1;2;3]:
— повышение компетентности педагога;
— овладение способностью на базе полученного знания овладевать новой специализацией и специальностью;
— совершенствование личных качеств;
— рост специфических требований к педагогу в связи с интеграцией и дифференциацией профессий.
Изучение данных изменений приводит к необходимости переосмысления проблемы способности педагога к эффективной профессиональной деятельности. Оценку способности выпускников к профессиональной деятельности в данном случае нельзя рассматривать как оценку изолированных, самодавлеющих компонентов многоуровневой профессиональной подготовки. Речь должна идти о создании целостной системы показателей готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ