Научная статья на тему 'Современные педагогические подходы к организации практико-ориентированной модели журналистского образования'

Современные педагогические подходы к организации практико-ориентированной модели журналистского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
41
Поделиться
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ "ЮУРГУ-ТВ" / TV AND RADIO COMPANY "SUSU-TV" / EDUCATIONAL PROCESS / JOURNALISTIC EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

В статье представлен уникальный педагогический опыт организации практико-ориентиро-ванного обучения студентов-журналистов на базе единственной в России университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» в Челябинске. Исследуется специфика обучения широкому комплексу профессиональных знаний и умений в условиях университетского телерадио-производства. Раскрываются педагогические приёмы и методы преобразования структуры учебного процесса в сторону усиления профессиональной составляющей журналистского образования.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Modern pedagogical approaches to organization of practical-oriented models of journalistic education

In the article there is produced the unique pedagogical experience of organization practical-oriented teaching of students-journalists on the base of the singular in Russia university TV and radio company «SUSU-TV» in Chelyabinsk. There is investigated the specific of teaching a broad complex of professional knowledge and skills in conditions of the university TV and radio production. There are revealed pedagogical modes and methods of reorganization the structure of educational process in the direction of the strengthening of the professional components of journalistic education.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические подходы к организации практико-ориентированной модели журналистского образования»

УДК 378.096:070 + 0704 л. П. ШЕСТЁРКИНА

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ_________________________________

В статье представлен уникальный педагогический опыт организации практико-ориентиро-ванного обучения студентов-журналистов на базе единственной в России университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» в Челябинске. Исследуется специфика обучения широкому комплексу профессиональных знаний и умений в условиях университетского телерадиопроизводства. Раскрываются педагогические приёмы и методы преобразования структуры учебного процесса в сторону усиления профессиональной составляющей журналистского образования.

Ключевые слова: учебный процесс, журналистское образование, профессиональное обучение, телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ».

В течение шести лет на кафедре «Телевизионная и радиожурналистика» факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета в процессе обучения студентов по специальности «Журналистика» специализации «Телевидение» и «Радиовещание» проводится научно-педагогический эксперимент, направленный на определение широкого комплекса профессиональных знаний, умений, навыков, которыми должен обладать современный журналист телевидения и радиовещания, в соответствии с новыми задачами, проблемами СМИ и прогрессом информационно-коммуникативных технологий. Уникальность исследования состоит в том, что Южно-Уральский государственный университет является единственным вузом России, имеющим собственную вещательную телерадиокомпанию «ЮУрГУ-ТВ» (автор исследования — разработчик концепции внедрения телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ»), которая стала экспериментальной площадкой для отработки практико-ориентированной модели журналистского образования.

Педагогическая направленность эксперимента состоит в попытке преобразования структуры учебного процесса в сторону усиления профессиональной составляющей учебного процесса, широкого внедрения проектных технологий, составляющих суть практико-ориентированной модели современного журналистского образования; поиска новых подходов к преподаванию и новых эффективных форм обучения, основанных на современных средствах педагогического общения.

Теоретики научно-педагогического знания отмечают, что «педагогическое общение — это, в действительности, есть преднамеренное, специально спроектированное и сознательно контролируемое, притом в основном деловое взаимодействие педагога с детьми» [1]. Поскольку общение считается главным «инструментом» педагогической работы, зависящем прежде всего от личности педагога, общие принципы (требования) субъектных средств педагога квалифицируются следующим образом — соблюдение дистанции в межличностных отношениях, сочетание требовательности к человеку с уважением к нему,

доброжелательное отношение к человеку, создание атмосферы совместной созидательной деятельности, практикование «мыслительных схем» от оценки текущего состояния педагогической системы к планированию необходимых действий общения» [1].

Соблюдая и используя эти принципы педагогического общения, мы смоделировали в ходе учебного процесса ситуацию, при которой у студентов появилась возможность учиться не только на своих ошибках, но и промахах и неудачах своих «коллег»-сверстников.

Для выявления продуктивности данного подхода к организации учебного процесса было проведено специальное интервьюирование студентов — будущих журналистов. В качестве участников были отобраны студенты 4 групп: первого, второго, третьего, четвертого курсов кафедры «Телевизионная и радиожурналистика». В интервью принимали участие 100 студентов.

Для работы была выбрана группа из пяти вопросов: закрытых (то есть с вариантами ответов) и открытых (на которые нужен развернутый, полноценный ответ учащегося). Первый вопрос носил «сортировочный» характер и звучал следующим образом: «Приходилось ли Вам быть участником съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»?» Утвердительно ответившие на данный вопрос продолжали участие в интервью, студенты, давшие отрицательный ответ, автоматически выбыли из участников эксперимента. Ответ «да» дали 80 респондентов, ответ «нет» — соответственно, 20. В число «отсеянных» вошли 18 студентов первого курса, которые по объективным причинам ещё не включились в работу телерадиокомпании и двое из студентов-второкурсников. Из тех, кто дал положительный ответ, первокурсников оказалось 12, студентов второго курса — 21, третьего — 21, четвертого — 26.

На второй вопрос: в каком качестве студент участвовал в съемках — 87,5% респондентов-первокурсни-ков ответили, что у них брали интервью студенты-корреспонденты телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ»; 37,5% интервьюируемых выступали экспертами в сюжетах и давали журналистам комментарий происходящих на их глазах событий. По одному из опрошенных первокурсников приглашались к сотрудничеству в

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

качестве главного героя сюжета, другие участвовали в опросе или постановочных съемках.

50% респондентов второй группы ответили, что у них брали интервью, еще 50% участвовали в съемках на правах комментатора, столько же были задействованы в постановочных съемках, один респондент участвовал в опросе, проводимом корреспондентами телеканала «ЮУрГУ-ТВ».

Комментаторами, главными героями материала и участниками опроса в группе № 3 стали 15 человек. У 100% респондентов этой группы когда-нибудь брали интервью корреспонденты студенческого телеканала, и почти 100% опрошенных в разное время были участниками постановочных съемок для ТК «ЮУрГУ-ТВ».

Ответы студентов четвертого курса, опыт работы которых в студенческой телерадиокомпании значительно больше распределились следующим образом: больше 50 % респондентов давали интервью корреспондентам ТРК; 17 человек из 26 участвовали в постановочных съемках и были главными героями сюжетов коллег; одиннадцать — выступали в качестве экспертов и давали комментарий на ту или иную тему; трое участвовали в опросе. Таким образом, каждый из студентов-старшекурсников не только сам занимался созданием телевизионных материалов для телеканала,

но и выступал в качестве интервьюируемого. Следовательно, взглянул на процесс создания передач «под другим углом».

Следующий вопрос уточняющего и конкретизирующего характера определил круг передач, в съемках которых принимали участие студенты. Интервью десяти из опрошенных первокурсников были включены в событийные сюжеты и репортажи информационной программы «Новости ЮУрГУ». По одному респонденту приняли участие в создании таких передач как «Молодежный проспект», «Дневник фестиваля "Весна ЮУрГУ"», «АС — астрологический студенческий прогноз».

Половина опрошенных респондентов второй группы принимали участие в создании новостных сюжетов и учебных телефильмов, посвященных факультетам ЮУрГУ. 20% опрошенных из второй группы привлекались корреспондентами телеканала к сотрудничеству в информационно-развлекательных программах «Молодёжный проспект» и «Вагон СВ».

100% опрошенных третьей группы принимали участие в съемках сюжетов для программ телеканала «ЮУрГУ-ТВ» в качестве интервьюируемых. Большая часть опрошенных участвовала в съемках программ «Новости ЮУрГУ», а также в учебных тематических передачах.

Таблица 1

Вопросы интервью студентам-участникам съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»

Приходилось ли Вам быть участникам съемок ТРК «ЮУрГУ-ТВ»?

да нет

1 группа 12 18

2 группа 21 2

3 группа 21 0

4 группа 26 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

В каком качестве Вы участвовали в съемках?

У вас брали интервью Вы давали комментарий Вы — главный герой материала Вы участвовали в опросе Вы участвовали в постановочных съемках Другсю

12 8 2 2 2 2

15 15 0 3 15 15

21 3 3 3 17 14

14 11 17 3 17 3

3.

В каких передачах (сюжетах) Вы принимали участие, кто их автор?

«Новости ЮУрГУ» «Молодёжный проспект» «Дневник фестиваля «Весна ЮУрГУ» «АС — астрологический студенческий гороскоп» Учебные телефильмы «Вагон СВ» Другие

12 2 2 2 0 0 2

10 4 0 0 10 4 3

14 0 0 0 11 0 11

20 11 3 6 0 0 6

4.

Какие недостатки Вы увидели в работе корреспондентов «ЮУрГУ-ТВ» с Вами?

Неподготовлен ность вопросов Нелогичность вопросов Незнание темы Неумение создать атмосферу на съемках Неорганизо ванность

0 0 0 6 2

3 3 0 3 3

11 3 0 0 6

3 3 0 14 9

Как Вы считаете, находясь по другую сторону съемки, — какие выводы для себя Вы делаете как будущий журналист (чего не надо делать и чему надо учиться) и чему Вы как будущий журналист научились в этот момент?

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

1 Учиться «неформату», не делать конвейер из сюжетов, не использовать штампы Работать над собой, относиться к себе критично, набираться опыта Готовиться к интервью, проду мывать вопросы и место для интервью, советоваться с оператором на счёт картинки к сюжету Не быть равнодушным, быть внимательным к герою, успокоить, настроить, не бояться спросить то, чего не знаешь

2 Впитывать все как губка, самому учиться на практике постигать новую профессию Быть организованным, заранее продумывать тему и список вопросов, располагать к себе людей и добавлять в сюжет креатива Создавать атмосферу, быть чутким к героям Работать монтажно и в каче стве интервьюируемого, более подробно рассказывать о теме своего сюжета

3 Не задавать неподготовленных, глупых, нелогичных вопросов, вызванных незнанием темы, материала, знать тему и уметь организовывать атмосферу на съемках Быть тактичным, сосредоточен ным, сдерживать импульсивность Максимально осваивать тему, прорабатывать сценарий, находить в сюжете изю минку Расслабленно и непринужденно держаться перед камерой и во время общения с героем, заранее продумывать сценарий мате риала

4 Учиться правильной постановке вопросов, верной организации интервью, журналисткой смелости Ставить голос, писать хорошие закадровые тексты Задавать себе вопрос: «Для кого и зачем я делаю сюжет?» Продумывать план материала, вопросы к герою

5 Учиться правильно задавать вопросы и находить контакт с людьми Учиться мыслить творчески, быть организатором, уметь работать в коллективе, необходим положи тель ный настрой, выдержка и терпение Следить за своим внешним видом в кадре Не отталкивать спешкой на другой сюжет, заранее подготовиться и договориться с участниками

6 Быть организованным, уметь создать атмосферу, благоприятствующую съемочному процессу Продумывать сценарий, во просы, подавать любой материал «вкусно»

7 Готовиться к интервью, быть за интересован ным в теме, расширять свой кругозор, любить героев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Уметь настраивать, расслаблять собеседника, ставить четкую задачу перед собой и оператором

9 Задавать четкие, короткие во просы

Двадцать студентов четвертого курса стали «соавторами» информационных сюжетов для программы «Новости ЮУрГУ», большинство респондентов были героями информационно-развлекательной программы «Молодёжный проспект», по двое отметили в графе «программы» — несколько тематических передач. Их вышесказанного можно сделать вывод, что наибольшим «спросом» студенты-журналисты пользуются у сверстников при создании информационных программ, которые имеют строгую периодичность выхода в эфир. Кроме того, множество тем, которым посвящены событийные материалы, часто касаются факультета журналистики, а значит — героями материалов становятся сами студенты-журналисты.

Следующий блок вопросов был посвящен анализу тех профессиональных навыков и умений, которые приобретают студенты в процессе общения с журна-листами-сверстниками. Ответы на эти вопросы показывают, замечают ли студенты недочеты и ошибки в работе своих «коллег», принимают ли их к сведению

и стараются ли не допускать те же самые ошибки в своей практической деятельности.

Больше половины студентов первого и второго курсов затруднились ответить на этот вопрос. Это объясняется тем, что на начальном этапе погружения в профессию телерадиожурналиста студенты ещё не улавливают всех тонкостей процесса общения журналиста с интервьюируемым, а также не хотят отмечать недостатки из-за солидарности к студентам старших курсов. Таким образом, за основу по большей части были взяты пункты, отмеченные студентами третьего и четвертого курса, которые проявили при ответе на этот вопрос большую активность. Среди недостатков, которые увидели студенты в работе студентов-журналистов ТРК «ЮУрГУ-ТВ» были отмечены: неумение создать атмосферу на съемочной площадке и неорганизованность. Эти ответы были самыми популярными у опрошенных: «неумение создать атмосферу на съемках» — 25 респондента, «неорганизованность» — 22 человек. Кроме того, среди

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

недостатков были отмечены неподготовленность (20 респондентов) и нелогичность задаваемых вопросов (13 респондентов).

Пятый, заключительный и подводящий итог всему интервьюированию, многокомпонентный вопрос: «Чему Вы как будущий журналист научились, находясь «по другую сторону» съемки (записи) — какие выводы для себя делаете как будущий профессионал? Чего не должен делать журналист и чему надо учиться?». Этот вопрос требовал от респондента формулировки основных выводов, которые сделал для себя студент, анализируя работу студентов в ТРК «ЮУрГУ-ТВ».

Самым популярным стал ответ «Корреспонденту следует заранее готовить вопросы, ставить их максимально четко и конкретно», такой вариант предложили 8 респондентов из первой группы, 5 респондентов второй, 2 — третьей и 11 респондентов из четвёртой группы опрошенных. Следующий вывод, который также был одним из часто упоминаемых — «Быть организованным, смелым, интересным и контактным» — 22 респондента в общей сложности дали этот ответ. Вариант «Настраивать собеседника на беседу, быть внимательным, уважать его, любить своих героев» встречается в анкетах также часто. Пункт «Следует стараться организовывать благоприятную атмосферу на съемочной площадке» был упомянут респондентами 15 раз, такой же результат у вариантов: «Вникать в тему, искать дополнительную информацию», «Заранее продумывать сценарный план материала, ставить четкую задачу перед собой и оператором».

Респонденты второй и третьей групп предложили, что ведущими профессиональными качествами журналиста являются умение «писать хорошие закадровые тексты, иметь тембральный, хорошо поставленный голос, следить за своим внешним видом» и «умение общаться со съемочной группой».

Участниками третьей и четвертой групп были, в свою очередь, предложены два вывода, которые не нашли отражения в ответах первокурсников и второкурсников: умение задавать себе вопрос: «Для кого и зачем я делаю сюжет?» и подробно рассказывать героям о теме своего сюжета. Эти выводы были сделаны студентами старших курсов и не только на основе своего личного опыта, но и на основе знаний, полученных во время прослушивания учебных курсов.

Всеми участниками интервью были сделаны следующие пожелания к работе студентов-корреспон-дентов ТРК «ЮУрГУ-ТВ»:

- журналист должен учиться подавать каждый сюжет интересно, не использовать штампы, не делать конвейерной продукции;

- готовить вопросы интервьюируемым заранее, до начала съемок;

- следует вникать в предложенную редактором тему, искать дополнительную информацию до начала съемок.

Специфика предмета исследования определяет научную новизну работы, а именно: впервые предпринята попытка осмыслить теоретические основы журналистского образования в комплексе с практической частью образовательного процесса в условиях университетских структур, созданных автором для эффективного обучения и воспитания студентов-журналистов.

В исследовании выявлено, что для практико-ори-ентированного обучения как составной части целостного процесса профессионального журналистского образования характерны следующие общие закономерности:

— во-первых, процесс обучения происходит в условиях определённой ориентированности студентов на получение конкретной профессии (специальности); это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес студентов к специальным предметам и профессиональному обучению;

— во-вторых, процесс обучения происходит на основе тесной связи обучения с творческой деятельностью студентов; это определяет общую прикладную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение студентами умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития студентов и целей формирования их профессионального мышления;

— в-третьих, студенты одновременно получают, как правило, общеобразовательную и профессиональную подготовку, что обуславливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;

— в-четвертых, режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным [2].

Педагогическая ценность таких форм обучения состоит в том, что студенты за время учебы знакомятся со всеми компонентами редакционного труда на телевидении и радио, с различными этапами и формами работы, участвуют в производственном процессе выпуска теле- и радиопрограмм в эфир, учатся профессионально и критично оценивать свою практическую деятельность.

У студентов формируется понимание того, что современное телевидение и радиовещание развивается в сложных политических, экономических, культурных условиях. Теле- и радиожурналисты должны уметь не только профессионально работать, но и способствовать развитию нравственной основы телевидения и радиовещания, владеть современными телевизионными и радиотехнологиями, чувствовать ответственность перед обществом за свою деятельность в эфире. Такое соотношение теоретической и практической подготовки студентов по направлению «Журналистика» (специализации «Телевидение» и «Радиовещание») на базе университетской телерадиокомпании ЮжноУральского государственного университета позволяют нам приблизиться к выполнению главной педагогической задачи — назначению высшего профессионального образования, суть которого в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные профессиональные задачи, но и находить их принципиально новые творческие решения [3].

Сегодня, когда разрабатываются инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Журналистика», такое исследование имеет значение для совершенствования форм и методов профессионального журналистского образования, одной из важнейших задач которого на современном этапе является подготовка высококлассных специалистов СМИ, способных к эффективной работе.

Полагаем, что опыт создания первой в России университетской телерадиокомпании, внедрения её в образовательный процесс, организация научных исследований на этой базе, вызвавшие научный и практический интерес ученых и преподавателей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, факультетов журналистики Воронежского и Томского государственных университетов и

других, может быть небесполезна для научных разработок в области дальнейшего совершенствования журналистского образования Омского региона.

Библиографический список

1. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. М. : Центр «Академия», 2004. — 239 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения : учеб. пособие. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 336 с.

3. Ким Максим Николаевич. Жанры современной жур-

налистики / М.Н. Ким. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 336 с.

ШЕСТЁРКИНА Людмила Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Телевизионная и радиожурналистика», декан факультета журналистики.

E-mail: 250852@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 03.03.2009 г.

© Шестёркина Л.П.

УДК 378 14 C. В. НАЗАРОВ

Омский государственный педагогический университет

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье освещены основные вопросы профессионально-педагогического образования в современных условиях: определены ключевые направления его развития; конкретизированы понятия «готовность к деятельности», «профессиональная компетентность» и «оценка»; проанализированы различные подходы к оценке готовности к деятельности и сделан акцент на компетентностном подходе как основополагающем в современной системе образования. Ключевые слова: готовность к деятельности, профессиональная компетентность, оценка, подход.

В современных условиях развития образования в мире конкуренция на рынке труда ставит перед вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов определенного уровня и качества подготовки. Образовательная политика вуза в этих условиях направлена на решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.

Улучшение качества преподавания и квалификации учителей является основной идеей образовательных реформ, проводимых в различных странах и в России в настоящее время. На рынке труда в образовании, который находится в стадии формирования, возникла потребность в педагогических кадрах нового типа - специалистах, отличающихся новыми характеристиками: компетентностью, мобильностью, конкурентоспособностью и т.д. и являющихся профессионалами, выполняющими те функции, которые ранее не были характерны для педагогической деятельности.

Таким образом, перед педагогическими вузами встает задача — готовить педагогические кадры, способные к работе в условиях конкуренции образовательных учреждений, способные быть конкурентоспособными, готовые к работе в системах образования,

которые в свою очередь могут конкурировать на рынке образовательных услуг.

В данных условиях происходит неизбежное повышение требований к результатам и способам осуществления профессиональной педагогической деятельности. Представители Санкт-Петербургской научной школы (О.В. Акулова, Э.В. Балакирева, В.А. Козырев, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) выделяют четыре взаимосвязанных направления, по которым происходит развитие требований к педагогу [1;2;3]:

— повышение компетентности педагога;

— овладение способностью на базе полученного знания овладевать новой специализацией и специальностью;

— совершенствование личных качеств;

— рост специфических требований к педагогу в связи с интеграцией и дифференциацией профессий.

Изучение данных изменений приводит к необходимости переосмысления проблемы способности педагога к эффективной профессиональной деятельности. Оценку способности выпускников к профессиональной деятельности в данном случае нельзя рассматривать как оценку изолированных, самодавлеющих компонентов многоуровневой профессиональной подготовки. Речь должна идти о создании целостной системы показателей готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ