Научная статья на тему 'Современные подходы к обучению студентов-журналистов специфике репортерской деятельности'

Современные подходы к обучению студентов-журналистов специфике репортерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / РЕПОРТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ "ЮУРГУ-ТВ" / TV AND RADIO COMPANY "SUSU-TV" / JOURNALISTIC EDUCATION / INFORMATION PROGRAM / REPORTORIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестеркина Людмила Петровна

В статье исследуются новые подходы в системе журналистского образования, направленные на эффективное усвоение студентами-журналистами основ репортерской деятельности в условиях университетского телерадиопроизводства и эфирного вещания. Рассматривается опыт единственной в России университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» и репортерской школы собкоров Российского телевидения и радио, как базы для разработки современных методов профессионального обучения и воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестеркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to teaching students-journalists the specific of reportorial work

In the article there are investigated new methods in the system of journalistic education, which are aimed at the effective digestion by students-journalists of the principles of reportorial work in conditions of university TV and radio production and broadcast. An experience of the singular in Russia university TV and radio company SUSU-TV and of the reportorial school of personal correspondents of The Russian television and Radio company is viewed as a base for a working out modern methods of professional education and training of students.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к обучению студентов-журналистов специфике репортерской деятельности»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ СПЕЦИФИКЕ РЕПОРТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.П. Шестеркина

В статье исследуются новые подходы в системе журналистского образования, направленные на эффективное усвоение студентами-журналистами основ репортерской деятельности в условиях университетского телерадиопроизводства и эфирного вещания. Рассматривается опыт единственной в России университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» и репортерской школы собкоров Российского телевидения и радио, как базы для разработки современных методов профессионального обучения и воспитания студентов.

Ключевые слова: журналистское образование, информационная программа, репортерская деятельность, телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ».

Совершенствование методики преподавания дисциплин специализации по телерадиожурналистике является главной научнопедагогической задачей кафедры «Телевизионная и радиожурналистика» факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета. Необходимость решения этой задачи продиктована потребностью средств массовой информации в журналисте нового типа, владеющего одновременно методами исследования человеческой сущности и современными информационно-коммуникационными технологиями.

Сегодня, когда новостная журналистика стала определяющей в работе практически всех средств массовой информации, очень важно дать студентам углубленные знания в этой области.

Педагогическая нацеленность на формирование профессиональных навыков, воспитание креативной, творчески ориентированной индивидуальности предполагает создание специфических условий для подготовки будущего специалиста, трансформацию привычной структуры учебного процесса в пользу профессиональной составляющей, создание особых параметров исследований, включающих собственно-научный и творческий компоненты.

Такое профессионально ориентированное обучение и воспитание нуждается в выработке специфических механизмов, особых форм обучения, новых стратегических образовательных подходов. Научная новизна нашего частного исследования связана с попыткой выработки комплексного подхода в рамках подготовки высококлассного специалиста. Опыт факультета журналистики Юж-

но-Уральского государственного университета представляется уникальным в силу того, что базовой площадкой для осуществления подобного эксперимента является единственная в России университетская вещательная телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ», имеющая государственную лицензию на вещание (концепция внедрения и развития ТРК «ЮУрГУ-ТВ» разработана автором исследования). Здесь студенты работают интервьюерами, репортерами, комментаторами, обозревателями и ведущими, операторами. Большинство студентов участвуют в монтаже и звуковом оформлении видеоматериалов. На старших курсах студенты выступают в качестве редакторов и руководителей программ, приобретая навыки и качества лидеров телевизионного и радиопроцесса.

Обучение студентов журналистской деятельности таким образом осуществляется «в процессе выполнения субъектом обучения самой этой деятельности в порядке последовательного освоения ее операционных элементов» [1].

При таком подходе к овладению профессией телерадиожурналиста процесс учебной деятельности по всем параметрам совпадает с деятельностью профессиональной. Задача состоит в том, чтобы помочь студентам приобрести необходимый опыт эффективного выполнения практических профессиональных требований - прежде всего в освоении специфики жанров телевизионной и радиожурналистики.

Эти задачи поэтапно осуществляются в рамках единого педагогического процесса, начиная с освоения студентами одной из важнейших функций журналистики - ин-

формационной функции. «Журналистская

информация - это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества. Информационные выпуски, состоящие из устных сообщений и репортажей о последних событиях, то есть фактах текущей жизни, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Собственные, «фирменные» новости считаются «лицом» телерадиокомпании, свидетельством ее уровня» [2].

Новостные телерадиопрограммы должны помогать обществу ориентироваться в мировых процессах. Новости должны доступно объяснить аудитории все текущие процессы и события. «Сегодня задача журналистики помочь человеку выжить, жить лучше» [3].

В университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» с первых шагов будущие профессионалы осваивают методику телевизионной и радиожурналистики, как важнейшую составляющую профессии журналиста-ре-портера. Этот процесс начинается в информационной редакции при создании информационных программ «Новости ЮУрГУ» на радио и телевидении.

Такая организация практической работы студентов в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» непосредственно коррелируется с учебным процессом: на занятиях по дисциплинам специализации они усваивают весь объем необходимых знаний по событийной информации. Учебное пособие «Методика телевизионной и радиожурналистики», подготовленное автором, дает студентам возможность самоотносить практический опыт с теорией телерадиожурналистики.

Студенты ведут непрерывную работу по сбору, обработке и распространению информации в службе новостей ТРК «ЮУрГУ-ТВ».

«Создание собственной информационной службы - показатель зрелости любой, федеральной или местной, государственной или частной, телекомпании. А эффективность деятельности этой службы - залог успеха телеорганизации у телеаудитории» [4]. Первая информационная программа «Новости», созданная студентами, вышла в эфир в ТРК «ЮУрГУ-ТВ» 8 мая 2005 г.

В блоке было 10 новостных сюжетов. Программа выходила без ведущего в студии. Новости обновлялись не ежедневно, а по мере поступления видеосюжетов. «Свежая» новость ставилась на первое место, последняя удалялась. Не было четкого графика выхода в эфир. Передача транслировалась 3-4 раза в сутки всегда в разное время.

На первом этапе для формирования выпуска новостей студенты использовали линейный монтаж. Через 1-2 месяца был запущен автоматизированный эфир с платой Forvard, таким образом, был осуществлен переход к нелинейному (компьютерному) монтажу. Потом в студенческой телерадиокомпании появилась news room - комната новостей. Первое время оцифровка и запись звука проходили в монтажной и по компьютеру поступали в news room, затем комната новостей стала работать в автономном режиме. В настоящее время там можно оцифровывать исходный материал, озвучивать текст и монтировать материалы.

Сегодня студенческая программа «Новости ЮУрГУ» помимо собственного телеканала выходит в эфир на двух телеканалах -на A-ONE и Bridge-TV. На основе договора там выходят 12 выпусков студенческих новостей в день.

Затем вышел первый выпуск программы «Новости ЮУрГУ» с ведущим-журналистом в студии. Им стала студентка второго курса

А. Неуймина.

С 2007 г. выпуск новостей стал ежедневным с обновляемыми в течение дня видеосюжетами. Сегодня новости выходят в эфир каждый час (24 раза в сутки). По пятницам готовится итоговый выпуск новостей, который содержит обзор самых важных событий за неделю и обязательную рубрику «Гость в студии». В «ЮУрГУ-ТВ» корреспондент берет интервью у авторитетных личностей, которые комментируют главные события недели.

Таким образом, в процессе организационного и технического становления службы информации «ЮУрГУ-ТВ» студенты последовательно приобретали профессиональные навыки и осваивали специфику работы в информационной службе.

В информационной программе «Новости ЮУрГУ» студенты на практике овладевают понятием тематического разнообразия информационных программ. Основными тема-

ми для студентов являются - образование, культура, здравоохранение, социальная сфера, политика, экономика. В выпуске помимо видеосюжетов используются компьютерные схемы, архивные материалы, репортажи с места события, информационные зарисовки, комментарии.

Для студентов созданы условия формирования навыков работы с источниками информации: редакция студенческих новостей использует пресс-релизы, Интернет-сайты, звонки в редакцию, самостоятельный поиск тем для работы, который ведут студенты и многое другое. Студентам-репортерам всегда приходится искать людей, которые смогут разъяснить содержание какого-то документа, описать предысторию события и посоветуют, куда можно обратиться за дополнительными сведениями.

Работая в редакции новостей, студенты учатся налаживать контакты со значимыми источниками информации, получать данные о тех должностных лицах, в чьи обязанности входит распространение информации.

Студенты на практике убеждаются, что информации можно добиться только с помощью систематического поиска источников, и учатся понимать, что нет простого определения новости. При оценке и отборе новостей необходимо руководствоваться и практическими соображениями, и теоретическими формулировками.

В студенческой информационной программе «Новости ЮУрГУ» на первое место ставят позитивные новости, сюжеты о визитах крупных политических деятелей или руководителей: Президента России Д. Медведева, министра образования и науки А. Фур-сенко и т. д.

Например, в программе «Новости

ЮУрГУ» (15.04.2005 г.) вышел в эфир сюжет о приезде в вуз представителя Монгольского университета науки и технологии для заключения договора о поставке к ним электрокомплекса, разработанного в нашем университете. В сюжете студент-автор также рассказывает о том, почему это важно для ЮУрГУ, какие открываются перспективы.

Вместе с тем, студенты усваивают, что не каждое событие может называться новостью. В информационную программу «ЮУрГУ-ТВ» не принимаются материалы, если в событии нет ничего нового, если со-

бытие не затрагивает людей, если событие не интересно зрителям.

Во время практической работы над созданием сюжетов для программы «Новости ЮУрГУ» студенты усваивают критерии значимости новостей.

Информационная программа «Новости ЮУрГУ» состоит из пяти новостных сюжетов. Практически все они несут в себе несколько критериев значимости. В первую очередь четко определяется степень значимости события, насколько оно важно для университета. Далее - близость тем к потребителю информации, так как и создателями и потребителями новостной программы «Новости ЮУрГУ» являются сами студенты Южно-Уральского государственного университета. Потом персонификация - университет посещает много известных, ярких личностей; актуальность - видеоматериал о событии выходит в эфир в этот же день.

Не менее важной педагогической задачей является овладение студентами методикой подготовки репортажа, как ведущего жанра в событийной информации. Типология этого жанра определяется по нескольким направлениям: по способу трансляции - здесь выделяются прямой репортаж (выходит в эфир одновременно с развитием события), фиксированный (записанный на кино- или видеопленку, запечатленный в фотографиях или рисунках); по типу звукового сопровождения, что означает «синхронный» (одновременно фиксирующий изображение и звук, содержащий естественные шумы события и речь его участников) или немой (закадровый текст читает диктор, звуковое сопровождение с места события отсутствует). По способу изложения материала это может быть не-комментированный показ или трансляция, а так же комментированный репортаж. Приобретенные знания и практические умения студентов по методике подготовки репортажа дополняются усвоением характеристики жанра по специфике предмета отображения. В методике телерадиожурналистики мы предлагаем четыре вида репортажа по данному признаку:

- событийный репортаж (показ реального события, главный жанр информационного вещания осуществляет информационную функцию, выходит в эфир со словами «сегодня» и «вчера»).

Примером событийных репортажей могут быть материалы студента 4-го курса

В. Артюхова: 1. «Открытие нового зала научной библиотеки ЮУрГУ» (10.09.2007 г.);

2. «Открытие конференции по разработке информационных программ» (16.11.2007 г.);

3. «Празднование дня Святой Татьяны в ЮУрГУ» (25.01.2007 г.).

- постановочный репортаж или «спровоцированная ситуация» (журналист самостоятельно организует какое-то событие, чтобы увидеть реакцию его участников на предлагаемые обстоятельства).

К таким постановочным репортажам можно отнести работу студентки Ю. Кулагиной: «День святого Валентина». В этом материале автор сама организовала продажу «валентинок» влюбленным студентам, а так же инициировала встречи юношей и девушек и их рассуждения о чувствах.

- тематический (проблемный) репортаж осуществляет социально-педагогическую и культурно-просветительскую функции и при выборе темы студент-журналист определяет именно те проблемы, которые волнуют общество.

Студенты этому еще только учатся. Однако сама попытка студента снять проблемный репортаж несомненно является шагом к профессионализму.

- специальный репортаж. Он содержит в своей основе любопытный факт, необычное явление, наболевшую проблему, интересные судьбы людей, его тема всегда должна быть для телезрителей открытием или неожиданностью, по жанру очень близок к журналистскому расследованию. Мы не ставим перед студентами задачи обязательной съемки специального репортажа. Это работа требует профессионального и жизненного опыта, особого аналитического склада ума, может быть связана с риском для жизни. Однако студенты стремятся овладеть методикой специального репортажа. Иногда это получается достаточно профессионально. К этому числу можно отнести специальные репортажи студентки К. Комиссаровой «Гибель рыбы в озерах», «Дороги у нас плохие».

Освоение студентом методики подготовки телевизионного репортажа мы рассматриваем как возможность самому сделать закономерный шаг в творческом самоопределении. И здесь принципиально важно и с педа-

гогической точки зрения, и в профессиональном смысле понимание роли и места автора в репортаже.

Прежде всего, это участие студента в работе над репортажем на всех этапах его создания (выбор темы, сценарная разработка, приглашение участников, определение композиции и сюжетных ходов, отбор изобразительно-выразительных средств создания видеоряда в тематическом репортаже; решение о том, какую часть события и какие синхроны дать в эфире, какие использовать детали и крупные планы в событийном репортаже). Обязательным для репортажа является присутствие автора «внутри репортажа» как ведущая стилевая особенность жанра (авторское «Я» - не литературная маска, не образ рассказчика, не способ стилизации, а вполне конкретный журналист, тоже предстающий перед зрителями как объект наблюдения: именно его эмоции и чувства они воспринимают как оценку происходящего на экране). Наконец, создание «эффекта присутствия» (различные приемы авторского самовыражения способствуют более глубинному осмыслению зрителями объективных сторон события, возникновению чувства их эмоциональной причастности к происходящему). В соответствии с логикой преподавания методики телевизионной и радиожурналистики, а так же в рамках учебных курсов «Стилистика русского языка» и «Литературное редактирование» студенты осваивают стилистику телерадиорепортажа. Классическое отношение к стилистике телерадиорепортажа предполагает, прежде всего, соединение строгой документальности, точного воспроизведения событий с живописным, эмоциональным изображением действительности, стремление не только отразить происходящее, но и показать свое отношение к нему. Второй важной позицией в стилистике является соотношение изображения и слова на телевидении, текст должен не бороться с видеорядом за лидерство, а помогать зрителю воспринимать материал; для создания «эффекта присутствия» использовать «настоящее время репортажа» -специфическую грамматическую категорию, передающую действия. Стилистически уместное использование stand up (работа в кадре) как мостика между двумя местами действия или двумя отрезками времени.

Еще одной педагогической задачей является обучение студентов-журналистов навыкам разработки четкой структуры репортажа (правила: интрига - инструмент, с помощью которого удерживается внимание аудитории; каждый эпизод, каждое синхронное интервью, каждый кадр дают зрителю ключи к разгадке; противоположные точки зрения и интересный финал). Наконец, студенты учатся работать в творческом сотрудничестве с оператором и профессионально оценивать видеоряд, ориентиры для создания видеоряда, ключевые сцены как опорные моменты репортажа, вокруг которого организуется вся остальная информация.

В телерадиокомпании ««ЮУрГУ-ТВ»» есть профессиональные монтажеры. Однако современные работодатели все чаще заявляют о необходимости владения журналистами навыками монтажа. Спецкурс «Монтаж на ТВ» направлен на обучение студентов - будущих журналистов приемам нелинейного и линейного видеомонтажа, и закрепляется практическим участием студентов в монтаже собственного информационного материала в ТРК «ЮУрГУ-ТВ».

С задачами теоретического и практического обучения студентов-журналистов как творческо-индивидуальной и профессионально подготовленной личности коррелиру-ется деятельность репортерской школы собкоров РТР, созданной при факультете журналистики ЮУрГУ и действующей на основании Положения, разработанного автором научного исследования.

К работе в репортерской школе привлечены лучшие журналисты-репортеры и операторы телерадиокомпаний России, а также стран СНГ и Балтии, ранее входившие в корреспондентскую сеть Российского телевидения и радио. Среди них известные теле- и радиожурналисты А. Кондрашов (г. Москва),

Н. Зверева (г. Нижний Новгород), А. Волков (г. Самара), Н. Мамулашвили (г. Москва), Л. Мутовкин (г. Омск), А. Князев (Киргизия), Е. Лукашевич (Белоруссия) и мн. др. Специфика работы собкоров периода 1992-2002 гг. состоит в их одновременной деятельности на телевидении и радио России. Их опыт работы в период становления российского телевидения и радио в сочетании с сегодняшней журналистской деятельностью наполняет образовательный процесс конкретными про-

фессиональными принципами, широким

комплексом знаний и навыков, способствующих повышению качественной подготовки специалистов для СМИ.

Форма занятий в репортерской школе -встречи, дискуссии, просмотры, прослушивания и разборы видео- и радиорепортажей, обсуждение «горячих» тем, обмен опытом, участие в создании студенческих программ.

Состоялись мастер-классы политического обозревателя «Радио России» Н. Мамула-швили о специфике работы журналиста в «горячих» точках, презентация его книги «Моя чеченская война». А также занятия в прошлом собкора, а ныне директора ТРК «Вести-Чебоксары» М. Гартфельдер «Специфика новостной программы регионального телевидения».

В рамках репортерской школы факультет журналистики ЮУрГУ осуществляет несколько проектов. Среди них: центр новостной журналистики, работающий по методике, основанной на опыте и практике работы собкоров РТР. А также центр «Современные медиатехнологии» по подготовке и переподготовке кадров региональных СМИ.

Проект создания репортерской школы поддержали Министерство образования и науки Челябинской области, Главное управление по делам печати и массовых коммуникаций Правительства Челябинской области, Общественная палата Челябинской области, Союз журналистов Челябинской области, Межрегиональная общественная организация в поддержку программ ЮНЕСКО «Информация для всех в России», ГПЧО «Областной телеканал», ТРК «ЮУрГУ-ТВ».

Репортерская школа собкоров, как и телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» - новшество в организации учебного процесса на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета, которое позволяет предпринимать шаги по усовершенствованию и корректировке журналистского образования в соответствии с запросами общества и медиаиндустрии; способствует повышению квалификации преподавательского состава факультетов журналистики; позволяет привлечь профессионалов к участию в разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения по специальности «Журналистика».

На наш взгляд, такие подходы к организации и методике обучения студентов специфике репортерской деятельности формируют у них профессиональные и личностные качества журналистов-репортеров, практические навыки в подготовке событийной информации для программ телевидения и радиовещания и умение работать в редакции информации телевидения и радио, помогают овладеть современными образовательными и информационными технологиями.

Таким образом, современная концепция профессионального журналистского образования в контексте существующих научнопедагогических школ, важнейшим принципом которых является педагогическая ориентированность на воспитание профессионала, дополняется современными подходами к пониманию природы и задач профессии журналиста, усилением профессиональной составляющей обучения, появлением новых содержательных и организационных профессионально-практических моделей образования.

1. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования. М., 2006.

2. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

3. Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2003.

4. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002.

Поступила в редакцию 10.09.2008 г.

Shesterkina L.P. Modem approaches to teaching stu-dents-joumalists the specific of reportorial work. In the article there are investigated new methods in the system of journalistic education, which are aimed at the effective digestion by students-journalists of the principles of reportorial work in conditions of university TV and radio production and broadcast. An experience of the singular in Russia university TV and radio company “SUSU-TV” and of the reportorial school of personal correspondents of The Russian television and Radio company is viewed as a base for a working out modern methods of professional education and training of students.

Key words: journalistic education, information program, reportorial work, TV and radio company “SUSU-TV”.

ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Т.П. Дьячек, Д.П. Медовиков

В статье рассматриваются возможности электронного учебника в процессе формирования компьютерной компетентности у будущих специалистов социальной работы. Дидактические возможности электронного учебника раскрываются путем анализа его модели, включающей следующие компоненты: содержание конкретной учебной дисциплины; образовательные процессы; специальные инструментальные средства; педагогическое управление и самоуправление.

Ключевые слова: новые информационные технологии, дидактические средства, электронный учебник, компьютерная компетентность будущего специалиста социальной работы.

Одним из аспектов совершенствования социальной работы в России является насыщение этой сферы профессиональной деятельности новыми информационными технологиями (НИТ). Создание, обработка и передача информации на основе этих технологий -значимая составляющая в работе специалиста социальной сферы в эпоху перехода к информационному обществу.

Изучение опыта учреждений системы социальной защиты населения Тамбовской области показывает, что современный спе-

циалист использует возможности информационных технологий для создания, хранения, обработки текущей рабочей документации, специализированных баз данных. На основе НИТ также создаются специализированные программные продукты, предназначенные для клиентов социальных учреждений и служб. К примеру, они достаточно широко внедрены в отделениях Пенсионного фонда, действующих на территории нашей области. Интересные наработки в этом плане также имеются и в службах занятости. Так, в г. Ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.