Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию профессиональной культуры студентов-журналистов в условиях университетского телерадиовещания'

Современные подходы к формированию профессиональной культуры студентов-журналистов в условиях университетского телерадиовещания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ ЮУРГУ-ТВ / TV AND RADIO COMPANY "SUSU-TV" / JOURNALISTIC EDUCATION / METHODS OF TEACHING / THEORETIC EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

Актуальность статьи состоит в исследовании важнейших педагогических факторов формирования профессиональной культуры в процессе обучения студентов-журналистов. Уникальность исследования в том, что автор анализирует деятельность единственной в России университетской телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственной базы для воспитания творческой личности журналиста, востребованной современными СМИ. В статье сообщается о новых формах и методах обучения, апробированных автором и позволяющих соединить теоретическое обучение и профессиональную деятельность в единый педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестёркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to professional culture forming among journalism students in conditions of university TV and radio broadcasting

The topicality of the article consists in the investigation of the most important pedagogical factors of professional culture forming in the process of teaching students-journalists. The unique character of the investigation is that the author of the article analyses the work of the university broadcasting TV and radio company "SUSU-TV" (South Ural State University Television), the only one in Russia, as an educational production base for training of a journalist's creative personality that is in demand in the modern mass media. The article covers the new forms and methods of education that are approved by the author and that help to connect theoretic education and professional activity in a single pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию профессиональной культуры студентов-журналистов в условиях университетского телерадиовещания»

Л. П. Шестёркина

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ

Работа представлена кафедрой телевизионной и радиожурналистики Южно-Уральского государственного университета.

Актуальность статьи состоит в исследовании важнейших педагогических факторов формирования профессиональной культуры в процессе обучения студентов-журналистов. Уникальность исследования в том, что автор анализирует деятельность единственной в России университетской телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственной базы для воспитания творческой личности журналиста, востребованной современными СМИ. В статье сообщается о новых формах и методах обучения, апробированных автором и позволяющих соединить теоретическое обучение и профессиональную деятельность в единый педагогический процесс.

Ключевые слова: журналистское образование, методика преподавания, теоретическое обучение, профессиональное обучение, педагогический процесс, профессиональная культура, телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ.

ПЕДАГОГИКА

L. Shesterkina

MODERN APPROACHES TO PROFESSIONAL CULTURE FORMING AMONG JOURNALISM STUDENTS IN CONDITIONS OF UNIVERSITY TV

AND RADIO BROADCASTING

The topicality of the article consists in the investigation of the most important pedagogical factors of professional culture forming in the process of teaching students-journalists. The unique character of the investigation is that the author of the article analyses the work of the university broadcasting TV and radio company "SUSU-TV" (South Ural State University Television), the only one in Russia, as an educational production base for training of a journalist's creative personality that is in demand in the modern mass media. The article covers the new forms and methods of education that are approved by the author and that help to connect theoretic education and professional activity in a single pedagogical process.

Key words: journalistic education, methods of teaching, theoretic education, vocational education, pedagogical process, professional culture, TV and radio company "SUSU-TV".

Современная концепция журналистского образования в России определяет журналистику как профессию «особой общественной значимости, связанной с высоким уровнем социальной ответственности. Главная миссия журналиста - служение обществу» [4, с. 14]. Сформулированы и важнейшие принципы современного российского журналистского образования. Особое место среди них занимают: системность образовательного процесса; подход к журналистской профессии как к творческой по своему характеру, использование соответствующих форм ее освоения; сочетание традиционных академических форм обучения с инновационными; сочетание теоретической подготовки с практической; непрерывный профессиональный тренинг; воспитание профессиональной культуры студентов-журналистов.

Автор выдвигает гипотезу о том, что процессу формирования профессиональной культуры студентов-журналистов как показателя их эффективной подготовки к профессиональной деятельности в СМИ способствуют:

• создание собственных электронных медиа в системе университетских координат как условия для опережающего развития (по отношению к текущей практике) журналистского образования с учетом педагогической теории и практики;

• творческая дидактическая среда, помогающая овладению студентами методологией практической профессиональной деятельности и навыками профессиональной культуры;

• готовность профессорско-преподавательского состава к внедрению инновационных подходов в журналистское образование.

Для такой подготовки будущих журналистов в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) созданы уникальные возможности: в распоряжении студентов действует университетская телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ, имеющая государственную лицензию на вещание и работающая на уровне городского канала по кабельным сетям, в эфире и Интернете. Автор исследования в 2002 г. разработал концепцию создания и внедрения в систему высшего профессионального образования университетской телерадиокомпании. ЮУрГУ-ТВ является структурным подразделением ЮУрГУ и имеет статус государственной компании. Это пока единственная в России телерадиокомпания, работающая в рамках университета, что ставит перед ее создателями и сотрудниками, а также преподавателями новые цели и задачи в подготовке студентов-журналистов.

Теоретики считают, что главное противоречие в вузовском обучении «состоит в том, что овладение профессиональной деятельностью осуществляется в рамках и средствами нетождественной ей учебной деятельности. Часто студенты выходят из стен высших учебных заведений с развитой способностью говорить о содержании и методах журналистской деятельности, но без необходимой способности эту деятельность выполнять»

[5, с. 91]. Функционирование в университете студенческой телерадиокомпании устраняет это противоречие.

Университетская телерадиокомпания используется как площадка для осуществления учебных планов, практического воплощения методик по журналистским дисциплинам. Здесь студенты с I курса имеют возможность работать в условиях, не просто приближенным к профессиональным, как того требуют рекомендации УМО по журналистике, а в режиме реального профессионального телерадиопро-изводства и телерадиовещания.

Именно в ТРК ЮУрГУ-ТВ полученные на лекциях знания студенты преобразовывают в умение.

С самых первых шагов студенты, обучающиеся на факультете журналистики ЮУрГУ, погружаются в особую творческую среду. Сначала в учебном телерадиоцентре, имеющем съемочный павильон, просмотровую аппаратную, аппаратную телевизионного и звукового монтажа и лекционную аудиторию, а затем в университетской телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ.

Подготовка высококвалифицированных специалистов требует от педагогов решения трех основных задач: педагогической - выявление круга интересов и творческих способностей каждого студента, создание необходимых условий для их максимального проявления; профессионально-творческой - обеспечение высокого уровня теоретической и практической подготовки будущих журналистов; воспитательной - развитие социальной активности как одного из важнейших профессиональных качеств журналиста, формирование гражданской позиции, укрепление нравственных устоев.

«Преподавателям необходимо осмыслить и осознать процессы развития своей специальности уже сегодня для того, чтобы предложить те решения, которые будут работать завтра и послезавтра... Именно университетские факультеты и школы журналистики должны были предугадать основные направления трансформации профессии и адекватно ответить на вызовы времени, преобразуя не столько общегуманитарную и филологическую суть,

сколько структуру учебного процесса, заменяя идеологические подходы профессиональными тренингами, усиливая профессиональную составляющую образования в целом» [4, с. 8].

В соответствии с гипотезой автор решает задачи исследования деятельности и результатов внедрения в университетское пространство студенческой телерадиокомпании; раскрытия творческого потенциала студентов; обосновывает педагогическую логику преподавания дисциплин специализаций; предлагает современные подходы к организации журналистского образования; демонстрирует трансформацию педагогического замысла создания производственной площадки для обучения в полноценную программу методически комплексной подготовки студентов к работе в профессиональных СМИ.

Решение поставленных задач потребовало особого подхода к организации учебного процесса на факультете журналистике ЮУрГУ

Обучение дисциплинам специализации «Телевидение» и «Радиовещание» в ЮУрГУ строится следующим образом: студенты-журналисты, выбравшие данные специализации, на I и II курсах учатся в одной группе и вместе изучают «Введение в специальность», «Профессиональную студию ТВ», «Профессиональную студию радио», «Выпуск учебной телерадиопередачи». На III курсе происходит разделение студентов на две группы: «Телевидение» и «Радиовещание».

Специализация «Телевидение» - здесь студенты изучают «Основы и методику телевизионной журналистики», «Выразительные средства экрана», «Монтаж на ТВ», «Актуальные проблемы современного ТВ», «Событийную телеинформацию», «Выпуск учебной телепередачи», а также другие спецкурсы и спецсеминары.

На специализации «Радиовещание» ведущие дисциплины - «Основы и методика радиожурналистики», «Теория и практика радиожурналистики», «Радиопрограмма», «Радиовещание и аудитория», а также спецкурсы и спецсеминары по радиожурналистике.

Вместе с тем в учебном плане есть курсы, которые студенты специализаций «Телевидение» и «Радиовещание» продолжают изучать

• рассматривается только в конкретных исторических условиях;

• может не только развиваться, но и вырождаться;

• журналистскую работу рассматривает как призвание;

• предполагает наличие чувства ответственности у каждого журналиста.

Как профессиональное качество информационная культура проявляется:

• в получении информации (организации духовного и делового сотрудничества, выявлении содержания и формы информационных потоков для телевидения);

• в обработке информации (редактировании телерадиопередач; собственном творчестве телерадиожурналистов);

• в выпуске массовых информационных потоков (текущем и перспективном планировании; разработке концепций; использовании технических средств; обеспечении обратной связи с аудиторией).

Все элементы профессиональной культуры проявляются в телерадиопередачах только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологической культуры, как главного показателя профессионального уровня создателей телерадиопередач.

Студенческий коллектив телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ использует в своей работе все жанры телевизионной и радиожурналистики - информационные, аналитические, художественные. Среди последних, особое место занимает производство очерков и документальных фильмов. Уже вышли в эфир видеофильмы: «Эпоха ЮУрГУ», «Клятва Родине», «Да здравствует журфак», «Зеркало нашей жизни», «Как с другом, я беседую с экраном», «Женщина, которая поет», «Ключ к сердцу Урала» и др. Студенты сами разрабатывают концепции программ, ищут героев, пишут сценарии, организуют съемки, участвуют в монтаже, в оформлении программы. Иными словами, одновременно выступают как авторы, редакторы, координаторы, режиссеры.

Созданные в рамках учебных программ и концепции телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ информационные видео- и аудиосюжеты, ви-

део- и аудиолекции, тематические рубрики, циклы передач, образовательные программы, формируют контент (информационную составляющую), который бы не имел своего практического смысла без возможности распространения данных теле и радиоматериалов всем и каждому.

После первого курса студенты проходят учебно-ознакомительную практику. Основная цель этой практики - познакомить будущих журналистов с работой творческого коллектива ЮУрГУ-ТВ.

Студенты-первокурсники приобретают первые навыки работы на телевидении и радио, имеют четкое представление о структуре организации работы редакции.

Производственные практики по окончанию II и III курсов также длятся пять недель. Здесь уже происходит более глубокое знакомство с редакциями «Специальные проекты» и «Образованное ТВ» телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ. Студенты принимают участие в написании сценариев для программ.

На старших курсах, студенты выступают не только, как авторы, но и как редакторы и руководители некоторых программ, таким образом, приобретая навыки и качества лидеров телевизионного и радиопроцесса. На V курсе студенты проходят на ЮУрГУ-ТВ итоговую преддипломную практику. Ее основная цель - овладение наиболее сложными жанрами, участие в подготовке и создании документальных и проблемно-аналитических материалов. По желанию студента характер практики может быть связан с темой дипломной работы.

За время прохождения практики в телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ студенты факультета журналистики приобретают практические навыки и умения. А именно: они уже точно знают, что новостные сюжеты по своей специфике отличаются от других информационных жанров. На практике осваивают технику и дисциплину интервью. Усваивают структуру написания закадрового текста. Приобретают навыки работы в творческом коллективе; знакомятся с телевизионной техникой, учатся самостоятельно снимать и монтировать материалы. Студенты начинают работать над по-

вом, смысложизненной ценностью, способом мироовладения и мировосприятия. Руководствуясь в своей деятельности сознательно волевыми ориентирами и гарантированной степенью полезности, творческая личность в процессе творчества транслирует свое «я» в мир, способствуя совершенствованию бытия, дает его новые измерения» [2, с. 17].

Формы проведения занятий используются различные:

• просмотр, прослушивание и коллективное обсуждение передач, созданных признанными мастерами журналистики и вышедших в эфир;

• творческие встречи студентов с авторитетными и высокопрофессиональными представителями современного телевидения и радиовещании (были организованы встречи с профессором МГУ В. Цвиком, режиссером С. Мирошниченко, журналистом Л. Парфёновым, заведующим кафедрой радио и телевидения СПбГУ С. Ильченко, шеф-редактором программы «Вести - Южный Урал» Е. Дмит-ренко, политическим обозревателем «Радио России» Н. Мамулашвили. Главная задача таких встреч - пробудить интерес к тому, что было сделано старшими поколениями, познакомить с опытом, который бесценен, возродить утраченные традиции;

• проведение конкурса на лучший реферат по книгам Л. Дмитриева «Сто вопросов и ответов о творчестве», Г. Лазутиной, «Технология и методика журналистского творчества», С. Муратова «Пристрастная камера», В. Олешко «Журналистика как творчество», Г. Кузнецова «Так работают журналисты ТВ», В. Саруханова «Азбука телевидения»;

• проведение конкурса на лучший литературный сценарий (победитель получает возможность сделать по этому сценарию творческую курсовую или дипломную работу), коллективное обсуждение этих сценариев;

• индивидуальная работа со студентами по созданию концепций авторских программ и персональных рубрик;

• участие преподавателей специальных дисциплин в летучках телерадиокомпании ЮУрГУ-ТВ, профессиональная оценка вышедших в эфир программ, созданных студентами.

В результате решается главная педагогическая задача - раскрытие творческих возможностей каждого студента, получение ими профессиональных навыков и организация интересного процесса профессионального коллективного творчества.

Умение работать в коллективе наши студенты проявляют в подготовке и проведении ежегодных телемарафонов «Для вас, абитуриенты!». Эта сложная передача идет в прямом эфире протяженностью в 7 часов и дублируется в эфире «Радио ЮУрГУ».

Особенности преподавания курса «Методика телевизионной и радиожурналистики», как и других дисциплин специализации, при наличии действующей университетской телерадиокомпании обусловлены тем, что у наших студентов нет никакого временного промежутка между знакомством с методами подготовки телерадиопередач и самой их подготовкой. Каждый день в эфир выходят новые программы. Процессы освоения знаний и умений происходят параллельно.

Учебные планы разработаны так, что после лекционных занятий материал закрепляется на практическом занятии одного из спецкурсов, а сразу после этого осваивается как навык в профессиональной деятельности.

Еще одна особенность состоит в том, что студенты в процессе создания эфирного продукта могут в любое время получить необходимую консультацию, совет или конкретную помощь преподавателя, а после выхода передачи в эфир услышать ее оценку.

Такая постоянная связь преподавателя со студентами позволяет создавать обстановку совместного творчества, оказывать необходимое воспитательное воздействие на формирование профессиональной зрелости.

Результаты деятельности проявляются и в тех передачах, которые наши студенты готовят для телерадиоэфира на ТРК «ЮУрГУ-ТВ», и в теоретических разработках курсовых и дипломных проектов. Тема, как правило, выбирается актуальная, социально значимая, разрабатывается с использованием необходимых изобразительно-выразительных средств.

Главная особенность дипломных работ выпускников кафедры «Телевизионная и

интервью преподаватель оценивает владение методикой интервью и уровень конкретных знаний.

Для подтверждения выдвигаемой гипотезы о том, что деятельность университетских медиа, творческая дидактическая среда и инновационные подходы, внедряемые преподавателями в журналистское образование, способствуют формированию профессиональной культуры и эффективной подготовки студентов к работе в профессиональных СМИ, автором было проведено интервьюирование студентов V курса факультета журналистики ЮУрГУ. В интервью принимали участие 26 респондентов.

Для работы была выбрана группа из пяти вопросов: закрытых (с вариантами ответов) и открытых (требующих развернутого ответа). Первый вопрос носил отборочный характер -«Приходилось ли Вам выполнять задание по творческой деятельности на базе ТРК „ЮУр-ГУ-ТВ"?» Ответ «да» дали 26 респондентов.

На второй вопрос - «В каких передачах телевидения и радио ЮУрГУ Вы принимали участие?» Для ответа были предложены главные студенческие телерадиопрограммы, отмечая которые респонденты распределились следующим образом:

Необходимо отметить, что в ответе на этот вопрос студенты учитывали тот факт, что за пятилетний период обучения они имели возможность работать не в одной, а в нескольких программах, и такая активность студентов приветствовалась и высоко оценивалась преподавателями.

На третий вопрос - «В каком качестве Вы работали в ТРК "ЮУрГУ-ТВ"?» - ответы респондентов распределились следующим образом:

№ Наименование функции Кол-во респондентов

1 Корреспондент 26

2 Ведущий программы 11

3 Оператор 4

4 Режиссер 3

5 Монтажер 26

6 Звукорежиссер 5

7 Редактор 14

8 Руководитель программы 7

Отдельным пунктом был предложен ответ -«В работе над видеоматериалом одновременно выполнял различные функции»:

№ Наименование функций Кол-во респондентов

1 Корреспондент-монтажер 26

2 Корреспондент-оператор 4

3 Корреспондент-редактор 8

4 Редактор-руководитель программы 7

5 Корреспондент-ведущий программы 13

6 Ведущий программы-редактор 8

7 Ведущий программы - руководитель программы 7

8 Корреспондент-оператор-монтажер 5

9 Корреспондент-оператор-монта-жер-режисс ер-звукорежиссер 3

Следующий вопрос уточняющего и конкретизирующего характера определил, какие жанры телерадиожурналистики студенты освоили во время практических занятий на базе ЮУрГУ-ТВ:

№ Название жанра Кол-во респондентов

1 Видеосюжет 26

2 Репортаж 26

3 Интервью 26

4 Опрос 24

5 Комментарий 7

6 Обозрение 8

7 Программа 18

8 Очерк 7

9 Фильм 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Зарисовка 8

11 Многокомпонентная телепередача 15

№ Название передачи Кол-во респондентов

Телевидение

1 «Новости ЮУрГУ» 24

2 «Молодежный проспект» 12

3 «Вагон свободного времени» 6

4 «Астрологический прогноз» 5

5 «Вопрос ребром» 4

Радио

6 «Новости Радио ЮУрГУ» 13

7 «Здравствуйте!» 8

8 «Студенческий блокнот» 7

9 «Истории об истории» 6

10 «Отражение звука» 5

ПЕДАГОГИКА

И последний вопрос был посвящен анализу тех профессиональных знаний, умений и навыков в контексте требований к профессиональной культуре журналиста, которые приобрели студенты в процессе практической деятельности по созданию телерадиопрограмм ЮУрГУ-ТВ. Респонденты в свободной форме дали развернутые ответы, среди которых можно выделить наиболее характерные позиции, и они выглядят следующим образом:

1. «Научился работать с источниками информации, выделять в информации самое существенное, определять её место в эфире, оценивать социальную и общественную значимость информации» - 22 респондента;

2. «Освоил все творческие и технологические этапы создания медиапродукции для различных форматов, приобрел навыки работы монтажера (или оператора) и других специализаций телевидения и радиовещания, научился работать в творческой группе» - 26 респондентов;

3. «Почувствовал ответственность за свои материалы перед сокурсниками, телерадиокомпанией, преподавателями, родителями, героями своих передач, телезрителями и радиослушателями» - 22 респондента;

4. «Понял: чтобы стать профессиональным журналистом - нужно быть хорошо образованным, воспитанным человеком, много думать, прежде чем выпустить материал в эфир, при этом работать оперативно, уметь быстро принимать решения» - 20 респондентов;

5. «Знаю, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке современных электронных СМИ - с чем мы, выпускники, скоро встретимся лицом к лицу - нужно демонстрировать свою готовность к работе, профессиональную культуру и быть готовым учиться всю оставшуюся жизнь» - 15 респондентов.

Таким образом, результаты интервьюирования выпускников факультета журналистики

ЮУрГУ подтверждают гипотезу научного педагогического исследования о том, что внедрение в структуру университета собственных электронных СМИ, к каковым относится первая в России университетская телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ, погружение студентов в процесс реального профессионального творчества, педагогические приемы и методы работы преподавателей со студентами в условиях университетского телерадиовещания и телерадиопроизводства, способствуют формированию профессиональной культуры студентов-журналистов и их эффективной подготовке к профессиональной деятельности в СМИ. А также ставят новые задачи совершенствования системы журналистского образования.

Соединение в единый процесс теоретического обучения с профессиональной деятельностью наших студентов в университетской телерадиокомпании требуют более четкой организации учебного процесса: укрепления межпредметных связей в преподавании дисциплин специализации, обеспечения преемственности в освоении знаний и умений, разработки новых форм и методов обучения. Важной задачей является и дальнейшее развитие связей факультета с телерадиокомпанией ЮУрГУ-ТВ в области согласования учебных планов с производственной и творческой деятельностью студентов.

Именно такая организация педагогического труда позволяет нам наиболее эффективно использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности и решать основную задачу, суть которой - «обучить и воспитать профессионала, то есть не просто человека, знакомого с целями, предметами и средствами труда, с системой норм, правил и служебных обязанностей в той или иной области, а специалиста, способного добиваться в ней адекватного по качеству результата» [5, с. 87].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

2. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2003. 273 с.

3. СМИ - общество - образование: модели взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию высшего журналистского образования на Южном Урале, Челябинск, 30 ноября - 2 декабря 2007 г.: в 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. И. А. Фатеева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 193 с.

4. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Медиа - Мир, 2008. 248 с.

5. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 2007. 270 с.

REFERENCES

1. Verbitsky A. A. Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole: kontekstny podkhod. M.: Vysshaya shkola, 1991. 207 s.

2. Oleshko V. F. Zhurnalistika kak tvorchestvo: uchebnoye posobiye. M.: RIP-kholding, 2003. 273 s.

3. SMI - obshchestvo - obrazovaniye: modeli vzaimodeystviya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 20-letiyu vysshego zhurnalistskogo obrazovaniya na Yuzhnom Urale, Chelyabinsk, 30 noyabrya - 2 dekabrya 2007 g.: v 2 ch. Ch. 2 / otv. red. I. A. Fateyeva. Chelyabinsk: Chelyab. gos. un-t, 2007. 193 s.

4. Sovremennoye zhurnalistskoye obrazovaniye: tekhnologii i osobennosti prepodavaniya / pod red. E. L. Varta-novoy. M.: Media - Mir, 2008. 248 s.

5. Fateyeva I. A. Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii: monografiya. Chelyabinsk: Chelyab. Gos. un-t, 2007. 270 s..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.