5. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи: монография. Барнаульский юридический институт МВД России. Барнаул, 2004: 108.
6. Фаритов А.Т. Модель формирования исследовательской компетентности обучаемых. Молодой учёный. 2016; 30: 410 - 413.
7. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогический университетский вестник Алтая. 2000; 2: 20.
8. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist, 1973: 287.
References
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5: 34.
2. Shnejder E.M., Dimitryuk Yu.S. Metody formirovaniya issledovatel'skoj kompetencii obuchaemyh vysshej shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049
3. Lukashenko S.N. Razvitie issledovatel'skojkompetentnostistudentov VUZa vusloviyah mnogourovnevojpodgotovkispecialistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2012.
4. Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti buduschego sotrudnika policii v processe professional'noj podgotovki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyamii inymipravonarusheniyami. Barnaul, 2014; 12-2: 128 - 130.
5. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'nojrossijskojidei: monografiya. Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii. Barnaul, 2004: 108.
6. Faritov A.T. Model' formirovaniya issledovatel'skoj kompetentnosti obuchaemyh. Molodoj uchenyj. 2016; 30: 410 - 413.
7. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskij universitetskij vestnik Altaya. 2000; 2: 20.
8. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist, 1973: 287.
Статья поступила в редакцию 19.07.18
УДК 378
Lukashevich E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: lmce@mail.ru Semilet T.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: 7let@mail.ru Fotieva I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: fotieva@bk.ru Kulinkina T.Yu., senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: tkulinkina@rambler.ru
CREATIVE COMPETITION AS A PROJECTIVE EXPERIENCE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF JOURNALIST STUDENTS. The article represents the experience of the creative competition "Direct Speech", which is held at the Depatment of Theory and Practice of Journalism at Altai State University and is a promising form of journalistic practice-oriented education. The authors note that these competitions solve a number of educational problems, related to the formation of professional competencies: stimulate the activity of students; create conditions for mentoring; help the future employment of graduates; contribute to the acquisition of professional skills; teach to work in a team and contribute to the manifestation of personal qualities, the disclosure of the creative potential of student journalists.
Key words: journalism, journalistic education, professional competence, creative competition.
Е.В. Лукашевич, д-р филол. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: lmce@mail.ru Т.А. Семилет, д-р филос. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: 7let@mail.ru И.В. Фотиева, д-р филос. наук, проф., Алтайский государственный университет, Е-mail: fotieva@bk.ru Т.Ю. Кулинкина, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: tkulinkina@rambler.ru
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ПРОЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
Статья представляет опыт проведения творческого конкурса «Прямая речь», проходящего на кафедре теории и практике журналистики Алтайского государственного университета и представляющего собой перспективную форму журналистского практико-ориентированного образования. Авторы отмечают, что данные конкурсы решают целый ряд задач, связанных с формированием профессиональных компетенций: стимулируют активность студентов; создают условия наставничества; способствуют решению проблемы будущего трудоустройства выпускников; способствуют приобретению профессиональных навыков; учат работать в команде и способствуют проявлению личностных качеств, раскрытию творческого потенциала студентов-журналистов.
Ключевые слова: журналистика, журналистское образование, профессиональные компетенции, творческий конкурс.
Известный медиа-аналитик В. Гатов отмечает серьёзные проблемы в подготовке современных журналистов: «...вещами, требующими довольно высокой интеллектуальной и профессиональной квалификации, занимаются люди, которые даже теоретически к этому не готовы» [цит. по: 1, с. 136-137]. Поэтому встает вопрос о разработке новых образовательных форм и методик, обеспечивающих качественное журналистское образование. В «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» зафиксирован ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник с квалификацией «бакалавр», в том числе: способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа; способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие со стандартами, принятыми в СМИ разных типов и т. д. [2, с. 7]. То есть речь идет о формировании медиакомпетент-ности журналиста, которая предполагает «умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность,
умение "читать" медиатекст» [3, с. 35]. Кроме того, по мнению И. М. Дзялошинского, при вхождении в профессиональную среду начинающий журналист вступает в мир ценностей, обеспечивающих стабильность профессионального сообщества, и при этом «происходит все более глубокое усвоение профессиональных стандартов и ценностей данной профессиональной среды» [1, с. 170 - 171].
Как легко видеть, журналистское образование становится все более практико-ориентированным и требует развития соответствующих форм обучения. Одна из таких форм - общественно-профессиональное сотрудничество практикующих журналистов и вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы масс-медиа. В этом направлении в Алтайском государственном университете на кафедре теории и практики журналистики в рамках курса «Техника речи» реализуется профессионально-ориентированный проект - творческий конкурс профессионального журналистского мастерства «Прямая речь».
В журналистике на всех этапах ее развития присутствовал элемент творчества, который выделял эту профессию среди
остальных и сегодня привлекает в нее многих. В проведенном нами экспертном опросе 2017 года шеф-редактор «Алтайской правды» О.Г. Купчинский определил творчество в журналистике как «умение видеть необычное в привычном и ярко подать материал для разных платформ». Известный теоретик журналистики Г.В. Лазутина утверждает, что продукт журналистской деятельности есть «живое воплощение неразрывных уз познания и творчества» [4, с. 155]; при этом можно согласиться с тем, что познание - это «процесс установления специально обоснованных... отношений с окружением, характеризующий освоенность этого окружения на уровне устойчивых представлений» [5, с. 229], а творчество - «деятельность, порождающая нечто качественно новое. отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [4, с. 176].
Творческие конкурсы студентов-журналистов решают целый ряд задач: стимулируют активность студентов; ставят проблему обоснованного выбора героя или темы; создают условия наставничества, когда опытные журналисты передают мастерство «из рук в руки»; способствуют решению проблемы будущего трудоустройства (конкурсы для ГТРК «Алтай» служат площадкой подбора будущих сотрудников); способствуют приобретению профессиональных навыков в информационной теле-, радиожурналистике, навыков операторов и режиссеров монтажа, которые включены в номинации конкурса; формируют умение «разговорить» человека, найти нужный подход; учат работать в команде; выявляют лидеров, способствуют проявлению личностных качеств, раскрытию творческого потенциала студентов-журналистов; предоставляют возможность апробации на настоящем ТУ (по субботам выходили в эфир материалы, подготовленные к конкурсу, а главный приз победителя - летняя практика на ГТРК «Алтай»); создают ситуацию широкого обсуждения, формируют умение воспринимать критику и адекватно на нее реагировать (за неделю до конкурса работы выставляются в сеть, где получают массу отзывов и комментариев). И, что особенно важно, конкурс «Прямая речь» помогает будущим специалистам как можно раньше проявить свои способности и попробовать себя в будущей профессии. Ведь в традиционном образовательном процессе девять месяцев теории завершается одним месяцем летней практики, когда на студентов обрушивается лавина новой информации. При этом не каждый журналист, загруженный своей работой, готов отвечать на вопросы новичка. Такая схема приводит к тому, что практиканты становятся обузой для сотрудников редакции, а некоторые студенты разочаровываются в выбранной профессии. Благодаря конкурсу «Прямая речь» удалось вписать процесс знакомства студентов с практикой в общую программу обучения.
Формат этого конкурса менялся со временем, позволив к настоящему времени выстроить оптимальную схему взаимодействия, когда не студенты приходят в незнакомую редакцию, а профессиональные журналисты сами приходят в вуз в начале учебного года. Форма состязательности позволяет на первом этапе отсеять тех, кто не готов получать дополнительные знания в свободное время. Победители первого этапа получают пропуск на студию и знакомство с ведущими журналистами самых популярных в регионе новостных программ. Второй этап - мастер-классы и работа с наставниками в течение трех-четырех месяцев по индивидуальному графику. И, наконец, финал - первый материал студента в региональном эфире, который выходит еще до окончания второго семестра, позволяя студенту в конце учебного года посвятить свое время подготовке к экзаменам. Те, кто прошел все этапы, приходят на первую летнюю практику уже не как новички, а как помощники редакторов и часто продолжают сотрудничать с редакцией в дальнейшем. И хотя у конкурса «Прямая речь» нет цели трудоустроить выпускников, пятеро студентов АлтГУ (почти все — победители конкурса) по окончании вуза стали штатными сотрудниками ГТРК «Алтай». И если вначале сотрудники редакций участие в конкурсе воспринимали как дополнительную нагрузку, сейчас наличие «своего» студента и звание «наставника» - показатель некой избранности.
Рассмотрим кратко основные этапы становления форм проведения конкурса.
В 2012 году первые девятнадцать участников представили самостоятельно подготовленные видео- и аудиосюжеты, и жюри определило достойных продолжить участие в конкурсе. На базе кафедры теории и практики журналистики АлтГУ была собрана группа людей, заинтересованных в создании подобного проекта. При этом большое число студентов проявили интерес к новому
проекту, и уже в первый год проведения конкурса, несмотря на ряд недоработок, были получены значимые результаты: появился опыт в проведении мероприятий с взаимодействием студентов с профессиональными журналистами; удалось распределить обязанности между членами рабочей группы; было создано своевременное информационное сопровождение на сайтах АлтГУ и факультета журналистики; на кастинг в жюри были приглашены профессиональные журналисты ГТРК «Алтай».
Дальнейшие три конкурса проходили по следующей схеме: сентябрь - объявление конкурса, ознакомительная экскурсия на ГТРК, сбор заявок; октябрь-ноябрь - самостоятельная работа студента над сюжетом радио или ТВ: сбор материала, съемка, монтаж; 1 тур - публичный показ конкурсных работ, самопрезентация участника конкурса (жюри - корреспонденты, которые выразили желание быть наставниками для студентов); январь -март: прошедшие на второй тур во внеурочное время работают с наставниками, осваивают технологию создания теле- или радиопродукта. Итог - создание сюжета на заданную тему, который выходит в эфире_«Вестей» под специальной рубрикой. Апрель - публичный показ конкурсных работ (жюри - руководители и ведущие специалисты электронных СМИ, члены кафедры). В следующем году первый тур был проведен заочно, и те, кто прошел отбор, были приглашены на мастер-классы, которые организуют практически все ведущие корреспонденты радио и ТВ.
Сегодня в конце мастер-классов происходит распределение участников и начинается работа. Темы финального сюжета согласуются оргкомитетом и главным редактором «Вестей». Например, в последнем конкурсе 2017-2018 гг. основной темой были рабочие профессии (профтехобразование). Перед конкурсантами стояли серьезные задачи: не только снять сюжет, но вначале попасть на предприятие, найти «своего героя», «разговорить» его и т. д., что позволяет сформировать и закрепить важнейшие навыки журналистской профессии.
Но, как уже сказано, конкурсы творческих работ не только формируют узкопрофессиональные навыки студентов-журналистов, но и помогают им глубже осознать и проявить свои ценностные установки и предпочтения. Этому способствуют два обстоятельства: абсолютная свобода в выборе героя сюжета и понимание того, что говорить надо о главном и значимом. Еще Ж-П Сартр писал: «.Нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем. Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю» [6, с. 324]. И итоги конкурса демонстрируют здесь ряд интересных результатов. Так, в 2014 году темой конкурса был «герой нашего времени». При этом для сравнения можно вспомнить, что на вступительных экзаменах 2009 г. на журфак МГУ, с аналогичной темой творческого конкурса, абсолютное большинство абитуриентов признало в качестве героев олигарха и бандита. Студенты же АлтГУ выбрали: спортсмена, который после множественных переломов восстановил себя и стал победителем олимпиады; девушку-психолога, работающую на телефоне доверия и вкладывающую душу в разрешение сложных ситуаций обратившихся к ней людей; народного мастера-резчика по камню; волонтеров-поисковиков из отряда «Лиза Алерт» и т д. Здесь можно согласиться с филологом Л.А. Гусевой, которая видит в образе героя одно из возможных воплощений авторского сознания [7], и отметить высокий профессионально-этический уровень студентов, формированию и закреплению которого, как уже сказано, во многом способствует сама форма творческого конкурса.
Таким образом, конкурсы творческих работ позволяют:
- эксплицировать ценности и нравственные ориентации студентов-журналистов;
- повышать уровень их профессионального и технического мастерства;
- создавать условия для формирования навыков работы в коллективе;
- эмпирически определить основные направления в приложении воспитательных и образовательных усилий педагогов.
Все сказанное делает подобные конкурсы эффективной формой обучения, соответствующей формированию важнейших профессиональных компетенций и практической ориентации современного журналистского образования.
Библиографический список
1. Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. Москва: «Аспект-Пресс», 2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 951. Available at: http://base.consultant.ru
3. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2010.
4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Москва: Аспект Пресс, 2001.
5. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.
6. Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм. Сумерки богов. Москва: «Политиздат», 1990: 319 - 344.
7. Гусева Л.А. Лирический герой Н. Глазкова: языковые средства создания образа. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Ярославль, 2007.
References
1. Dzyaloshinskij I.M. Sovremennoe mediaprostranstvo Rossii. Moskva: «Aspekt-Press», 2015.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.03.02 Zhurnalistika (uroven' bakalavriata). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2014 g. № 951. Available at: http:// base.consultant.ru
3. Fedorov A.V. Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. Taganrog: Taganrog. gos. ped. in-t, 2010.
4. Lazutina G.V. Osnovy tvorcheskoj deyatel'nosti zhurnalista. Moskva: Aspekt Press, 2001.
5. Horuzhenko K.M. Kul'turologiya. 'Enciklopedicheskijslovar'. Rostov-na-Donu, 1997.
6. Sartr Zh-P. 'Ekzistencializm - 'eto gumanizm. Sumerkibogov. Moskva: «Politizdat», 1990: 319 - 344.
7. Guseva L.A. Liricheskij geroj N. Glazkova: yazykovye sredstva sozdaniya obraza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Yaroslavl', 2007.
Статья поступила в редакцию 11.07.18
УДК 372.881.1.
Shustova S.V., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Professor, Linguodidactics Department, Perm State National
Research University (Perm, Russia), E-mail: lanaschust@mail.ru
Tsarenko N.M., teacher, Center of Communication Programs (Perm, Russia), E-mail: shibalovanata6a@mail.ru
DIDACTIC AND PSYCHOLOGICAL, LINGUISTIC AND METHODICAL FOUNDATIONS OF COMMUNICATIVE AND COGNITIVE APPROACH. Nowadays the state of system of foreign languages (FL) education suggests formation and development of communicative competence, founded on the principles and approaches to FL education, which are able to satisfy the society's task. One of the main research categories is the term of "an approach". Language information undergoes the same cognitive rules thus FL education should be founded when the cognitive processes and cognitive features of students are taken into account. This term has a great number of definitions, which should be learnt for the further description of the communicative and cognitive approach characteristics. The approach to foreign languages (FL) education can be understood as a strategy, implemented due to methods, as an ordered, generalized and logically structured conception recognized as a foundation of the most successful realization of the strategical aim of FL education on the very stage of development of human society.
Key words: communucative and cognitive approach, principle, foreign language, educational activity, didactic and psychological principles, linguistic principles.
С.В. Шустова, д-р филол. наук, доц., проф. каф. лингводидактики, Пермский государственный национальный
исследовательский университет, Пермь, E-mail: lanaschust@mail.ru
Н.М. Царенко, преподаватель, АНО ДО «Центр коммуникационных программ», г. Пермь,
E-mail: shibalovanata6a@mail.ru
ДИДАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Современное состояние системы обучения иностранным языкам (ИЯ) предполагает формирование и развитие коммуникативной компетенции, базирующееся на таких принципах и подходах к обучению ИЯ, которые бы смогли в полной мере удовлетворить социальный заказ общества. Языковая информация подчиняется одним и тем же когнитивным законам, следовательно, обучение ИЯ должно строиться с учётом когнитивных процессов и когнитивных особенностей обучающегося. Одной из основных категорий исследования является термин «подход». Данный термин имеет несколько трактовок, которые необходимо рассмотреть, для дальнейшего описания характеристик коммуникативно-когнитивного подхода. Подход к обучению иностранных языков (ИЯ) может пониматься как определенная стратегия, реализуемая с помощью методов или как упорядоченная, обобщенная и логически выстроенная концепция, положенная в основу наиболее успешной реализации стратегической цели обучения ИЯ на определенном этапе развития человеческого общества.
Ключевые слова: коммуникативно-когнитивный подход, принцип, иностранный язык, образовательная деятельность, дидактико-психологические принципы, лингвистические принципы.
Термин «подход» может трактоваться как совокупность представлений о том, что есть язык, как люди учатся и как обучение может помочь в учении [1, р. 31]. H.D. Brown подчёркивает, что термин «подход» воспринимается как теоретическая база, которая затем реализуется через метод обучения. Подход в лингводидактике - это не только набор статических принципов, а динамический комплекс энергий учителя, который меняется при продолжении образовательной деятельности и преподавании [2, р. 9 - 18]. Следует обратить внимание, что поход к обучению ИЯ предполагает ответ на два основных вопроса: какие
психолингвистические и когнитивные процессы влияют на изучение ИЯ и какие условия должны соблюдаться для активации этих процессов. Ответы на эти вопросы выражаются в ведущих теоретических принципах, которые в практической деятельности реализуются при помощи разных методов и технологий, носящих индивидуальный характер [3, р. 18 - 24]. Подход к обучению ИЯ - это система теоретических взглядов на процесс обучения ИЯ, представленную в ряде методических, дидактико-психологи-ческих и лингвистических принципов, отвечающих современной цели обучения и социальному заказу общества.