УДК: 070 ББК: 76.0
Колесниченко А.В., Пронина Е.Е., Ильченко Д.С.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРИТЕРИЕВ ОТБОРА БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ: ОПЫТ МАСТЕРСКОЙ НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ПРИ ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ
Kolesnichenko A.V., Pronina E.E., IlchenkoD.S.
STUDENTS OF JOURNALISM SELECTION EFFICIENCY: THE CASE OF SCIENCE JOURNALISM WORKSHOP BY THE FACULTY OF JOURNALISM, LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY
Ключевые слова: журналистика, творческий конкурс, мотивированность, критерии отбора.
Keywords: journalism, Creative contest, Motivation, Selection criteria.
Аннотация: несмотря на распространенность творческих конкурсов на факультетах журналистики, методологическая основа критериев отбора отсутствует, а процедура отбора скорее направлена на отсев неспособных к обучению, нежели на выявление талантливых и мотивированных абитуриентов. Эксперимент с набором в мастерскую научной журналистики при факультете журналистики МГУ, когда вначале слушателей отбирали по конкурсу, а затем допустили всех желающих, показал, в какой мере отобранные по конкурсу действительно являются самыми лучшими, и на какие критерии отбора в дальнейшем стоит ориентироваться.
Abstract: creative contests are usual at Faculties of Journalism in Russia. But there is no methodological basis of the criteria of such contests. The selection procedure is really aimed to drop out unable to study, but not to reveal the most talented and motivated applicants. The selection for Science Journalism Workshop by the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, turned out to be quite different. First there was a contest and 46 of 190 applicants were selected, then rules were changed and all the applicants became able to be admitted. So there was a possibility to discover, which creative contest criteria are the most reliable.
Во время каждой вступительной кампании на факультетах журналистики (равно как и на всех факультетах, где готовят работников творческих профессий) у совестливых экзаменаторов неизбежно возникает вопрос: действительно ли удалось отобрать наиболее одаренных и мотивированных абитуриентов. Не получилось ли так, что талантливых отсеяли, а приняли посредственных, которые просто научились лучше сдавать экзамены? Да, на журфаках обычно проводят творческий конкурс. Но насколько адекватны критерии этого конкурса? Какова взаимосвязь между дополнительным вступительным испытанием творческой направленности и последующей успешностью в профессии или хотя бы профпригодностью?
Анализ регламентов дополнительных вступительных испытаний ведущих журфа-ков Москвы показал, что при формальном
единстве целей отбора (проверка мотивации, широты кругозора, ориентированности в социально-политической и медийной проблематике, самостоятельности суждений и др.) общепринятой методики этого отбора не существует. Так на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова дополнительное вступительное испытание включает в себя два задания: эссе на историко-литературную тематику и составление вопросов современникам исторического события для подготовки материала об этом со-бытии1. Оба задания - письменные. Порт-фолио абитуриента не учитывается.
В НИУ «Высшая школа экономики» творческий конкурс на бакалаврскую программу «Журналистика» состоит из двух эта-
1 Презентация "Поступление в бакалавриат" в 2016 году https//drive.google.com/file/d/ 0B_lP1f66chKIMzlv UTl5TE1 JWWM/view (дата обращения 01.02.17)
пов: письменного (написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров по одной из тем на выбор) и устного (собеседование, где проверяется общекультурный уровень абитуриента и знание медиасреды). Портфолио абитуриента учитывается, но за счет портфолио окончательная оценка может быть повышена не более чем на пять баллов при максимальных 1001.Творческий конкурс на факультет международной журналистики МГИМО МИД РФ также состоит из двух этапов: эссе на тему общественно-политического или профессионального характера и собеседование, где комиссия изучает портфолио абитуриента и проверяет его кругозор, умение отвечать на вопросы и делать выводы .
В Российском университете дружбы народов поступающие на направление «Журналистика» проходят «Профессиональное испытание» - тест из 50 вопросов на общественно-политическую и медийную тематику, а также «Творческое испытание» - эссе на одну из пяти тем общественно-политического характера3. В Российском государственном гуманитарном университете дополнительное вступительное испытание для поступающих на направление «Журналистика» представляет собой тест по анализу трех произведений отечественной литературы Х1Х-ХХ веков - стихотворного, прозаического и литературно-критического4. В Международном университете в Москве творческий конкурс состоит из эссе на тему текущей новостной повестки и собеседования, где абитуриент может представить свое портфо-
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ^ Образовательные программы бакалавриата ^ Факультет коммуникаций, медиа и дизайна ^ Образовательная программа «Журналистика» ^ Творческий конкурс https://www.hse.ru/ ba/joum/tvoicheskiy (дата обращения 01.02.17).
2 Программы вступительных испытаний в МГИМО МИД России в 2016 году http//abiturient.mgimo.ru/upload/ ckeditor/files/Programmy_vstupite]nih_i3pytaniy_2016_A4.p df (дата обращения 01.02.17).
3 Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам и творческие конкурсыЫф ://www.rudn.ru/?pagec=2124 (дата обращения 01.02.17).
4 Программа и методические рекомендации для
поступающих в РГГУ на направление подготовки
«Журналистика» в 2017 году http://rggu.ru/upload/main/priem17/ exam/ (дата обращения 01.02.17).
лио5.
При этом никакого теоретического обоснования по поводу того, что в журналисты нужно отбирать именно так, обнаружить не удалось. Поэтому можно сделать вывод, что творческий конкурс в реальности преследует две цели. Первая - ранжировать абитуриентов, чтобы обосновать прием одних и отказ в приеме других. Вторая - отсеять явно неспособных к обучению и профнепригодных абитуриентов. Однако главная цель творческого конкурса - отбор наиболее талантливых и мотивированных абитуриентов - едва ли будет достигнута. Вступительная кампания не знает сослагательного наклонения, и можно только предполагать, что было бы, если бы приняли не этих абитуриентов, а других. Насколько эти, непринятые, могли бы лучше учиться и в дальнейшем стать более успешными журналистами?
Но на факультете журналистики МГУ в 2015-2016 учебном году был проведен эксперимент, когда слушателей мастерской научной журналистики вначале отбирали по конкурсу, а потом разрешили обучаться всем. Таким образом, удалось проверить эффективность конкурсного отбора, а также выявить, что общего у тех, кто преуспел в обучении и журналистской практике. В результате впервые можно говорить о теоретическом обосновании, по крайней мере, тех критериев отбора, по которым успешные слушатели мастерской отличаются от общей массы, участвовавших в конкурсе.
Особенности отбора в мастерскую научной журналистики
Мастерская научной журналистики6 при факультете журналистики МГУ создавалась осенью 2015 года, чтобы дать возможность студентам, аспирантам и сотрудникам МГУ обучаться журналистским навыкам у преподавателей журфака МГУ и редакторов отделов науки ряда ведущих российских изданий с возможностью проходить практику в этих изданиях и с пер-
Программа творческого конкурса по направлению 42.03.02 «Журналистика» для поступающих в АНОВО МУМ в 2016 году http://www.interun.ru/abitui/admission/
6 Осенью 2015 года проект начинался как школа научной журналистики, однако в весеннем семестре 2015-2016 учебного года был переименован в мастерскую научной журналистики.
спективами последующего регулярного сотрудничества и трудоустройства. Отбор первоначально был конкурсный по анкетам, которые включали такие пункты:
- мотивы поступления (требовалось указать не менее трех мотивов);
- описание журналистского опыта (при его наличии);
- описание жизненных планов (ближних и дальних) и их связь с журналистикой;
- задание на объяснение терминов (фотосинтез, геном, когнитивный диссонанс и др.) с помощью образов;
- задание на пересказ нормальным и понятным языком небольшого (260 знаков) научного текста про эмоциональное выгорание.
Отбор проводили специализирующиеся на научной тематике журналисты ряда ведущих российских изданий:
- Татьяна Зимина - редактор отдела химии, материаловедения и наук о Земле «Наука и жизнь»;
- Григорий Тарасевич - главный редактор журнала «Кот Шредингера»;
- Елена Кудрявцева - редактор отдела «Наука и медицина» журнала «Огонек»;
- Андрей Константинов - редактор отдела «Тренды» журнала «Русский Репортер»;
- Николай Подорванюк - редактор отдела науки интернет-издания Gazeta.ru;
- Артем Космарский - редактор отдела «Наука и техника» интернет-издания Lenta.ru;
- Ирина Якутенко - выпускающий редактор ТАСС-Наука (проект «Чердак» chrdk.ru);
- Даниил Ильченко - научный сотрудник
журфака МГУ, автор журнала «Русский репортер».
Было получено 190 заполненных анкет, из которых кураторы-журна-листы отобрали 46 слушателей. Однако затем формат курса изменили: мастерская научной журналистики стала межфакультетским курсом, пройти который мог любой желающий и в том числе все, кто заполнил анкету. Занятия проходили с февраля по май 2016 года. Прошли курс и получили зачет по нему 38 из 190 отправивших анкеты, причем из этих 38 человек лишь 19 оказались из тех 46, кто прошел отбор осенью. Пройти стажировку в редакциях из этих 38 человек смогли 27 человек (в том числе 14 отобранных осенью), закрепились в редакциях - 12 человек (пять отобранных осенью), а получили работу - четверо (в том числе двое отобранных осенью). Для удобства эти данные сведены в таблицу 1.
Результаты статистического анализа показывают, что имеется значимая связь между результатами конкурсного отбора, проведенного профессиональными журналистами, и успешным окончанием обучения. Коэффициенты сопряженности и корреляции (хи-квадрат и критерий Фишера) свидетельствуют о наличии прямой линейной связи на высоком уровне достоверности (р<0,001). Расчеты проводились с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics 201 (таблицы 2-6).
Имеется значимая связь между результатами конкурсного отбора и успешным прохождением стажировки в редакции. Коэффициенты корреляции высоко значимы (р<0,001).
Наследова А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., Речь, 2004. (Nasledova A.D.
Matematbheskemetodypsikhobgicheskogoissledova-niya. SPb.,Rech', 2004).
Таблица 1 - Соотношение между подавшими анкеты, прошедшими отбор осенью 2015 года и прошедшими обучение весной 2016 года_
Наиболее успешные слушатели мас- Из 190 заполнив- Из 46 ото- Из 144, не ото-
терской научной журналистики ших анкеты осе- бранных по бранных по ан-
нью 2015 года анкетам кетам
Прошли обучение в мастерской науч- 38 19 19
ной журналистики
Прошли стажировку в редакциях 27 14 13
Закрепились в редакциях на положе- 12 5 7
нии постоянных стажеров
Стали штатными сотрудниками СМИ 4 2 2
Таблица 2 - Сопряженность между результатами конкурсного отбора и успешным завершением обучения_
Частота
Результаты конкурсного отбора Обучение Итого
Не закончили обучение Закончили обучение
Конкурсный отбор не прошли 125 19 144
прошли 27 19 46
Итого 152 38 190
Таблица 3 - Критерий Хи-квадрат
Коэффициенты Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.)
Хи-квадрат Пирсона 17,217а 1 ,000
Поправка на непрерывность Ь 15,505 1 ,000
Линейно-линейная связь 17,127 1 ,000
Кол-во валидных наблюдений 190
Таблица 4 - Коэффициенты взаимосвязи
Симметричные меры Значение Прибл. значимость
Номинальная по номинальной Фи ,301 ,000
V Крамера ,301 ,000
Коэффициент сопряженности ,288 ,000
Кол-во валидных наблюдений 190
Таблица 5 - Сопряженность между результатами конкурсного отбора и успешным прохождением стажировки_
Частоты Стажировка Итого
не прошли стажировки прошли стажировку
Конкурсный отбор не прошли 132 12 144
прошли 31 15 46
Итого (человек) 163 27 190
Таблица 6 - Коэффициенты взаимосвязи
Симметричные меры Значение Прибл. значимость
Номинальная по номинальной Фи ,298** ,000
V Крамера ,298** ,000
Коэффициент сопряженности ,285** ,000
Кол-во валидных наблюдений 190
** показатель значим. на уровне р<0,001
Таким образом, конкурсный отбор оказался весьма эффективным. Доля преуспевших среди 46 отобранных осенью троекратно выше, чем среди 144, которые осенью отбор не прошли. Но «осечка» (59%) тоже довольно значительна. Отбор проводили профессиональные журналисты, и если верить поговорке «рыбак рыбака видит издалека», ошибки должны были сводиться к минимуму. Следует, правда, учесть, что перерыв в четыре месяца между конкурсным отбором и началом обучения - это зна-
чимый фактор в условиях безумных скоростей современной жизни. Кто-то, вероятно, просто не смог вернуться к обучению из-за изменившихся обстоятельств.
Далее интерес представляет поиск того общего, что можно зафиксировать у тех, кто прошел анкетирование и затем преуспел в обучении. Это позволило бы выявить критерии, эффективно работающие для отбора наиболее способных к журналистике и мотивированных ею заниматься. Те, кто закрепились в редакциях либо оказались при-
нятыми в штат, очевидно, таковыми являются. Поэтому был проведен контент-анализ 190 анкет, а затем сопоставлены показатели в целом по выборке (190), а также по преуспевшим в обучении (38 прошедшим курс, 27 постажировавшимся, 12 за-
крепившимся в редакциях и 4 принятым в штат).
Результаты контент-анализа представлены в таблицах 7, 10-13. Данные приведены в процентах.
Таблица 7 - Мотивы поступления в мастерскую научной журналистики, %
Желающие обу- Рабо- Приобре- Надоела Реализо- Пи- Учиться че- Позна-
чаться в мастер- тать сти жур- основная ваться в сать, му-то новому, комиться
ской научной журна- налист- специ- основной учить- реализовать с инте-
журналистики листом ские на- альность специ- ся пи- свои способ- ресными
выки альности сать ности и амбиции людьми
190 подавших 31,1 44,2 1,6 23,2 59,5 57,3 38,9
анкеты
38 прошедших 28,9 36,8 0 7,9 52,6 47,4 42,1
обучение в мас-
терской научной
журналистики
27 постажиро- 29,6 29,6 0 7,4 56,6 51,9 48,1
вавшихся в ре-
дакциях
12 закрепившихся 33,3 25 0 16,7 66,6 58,3 41,7
в редакциях
4 принятых на 0 0 0 25 100 100 25
работу в штат
На данном этапе статистический анализ выявил достоверное различие только по одному мотивационному параметру: те, кто прошел полностью обучение (38 человек), реже ограничивали себя стремлением «реа-
лизоваться в своей основной специальности», чем другие (152 человека). Коэффициенты сопряженности и корреляции значимы на уровне р<0,05 (0,013).
Таблица 8 - Сопряженность между мотивацией и успешностью обучения
Частоты обучение Итого
не прошли обучения прошли обучение
Мотив реализоваться в своей основной специальности 41 3 44
отсутствие данного мотива 111 35 146
Итого (человек) 152 38 190
Таблица 9 - Коэффициенты взаимосвязи
Симметричные меры Значение Прибл. значимость
Номинальная по номинальной Фи -,181* ,013
V Крамера ,181* ,013
Коэффициент сопряженности ,178* ,013
Кол-во валидных наблюдений 190
** показатель значим. на уровне р<0,05
То же можно сказать о тех, кто прошел новной специальности». Уровень значимо-стажировку в редакциях. Они также редко сти р<0,05 (0,036).
отмечают мотив «реализоваться в своей ос- Различий по остальным мотивам не
выявлено, вероятно, вследствие недостаточного количества данных. Мы предполагаем в дальнейшем провести анализ с переходом от номинальных к количественным данным с привлечением ответов на другие пункты анкеты, касающиеся мотивации. Этому будет посвящена отдельная публикация.
Считается, что опыт сотрудничества Таблица 10 - Опыт сотрудничества со СМИ, %
со СМИ является важным мотивирующим и фильтрующим фактором, который следует учитывать при отборе студентов на журналистские специальности. Информация об опыте журналистской работы также собиралась с помощью анкеты. По результатам ответов респондентов была составлена следующая таблица.
Желающие обучаться в мастерской научной журналистики Постоянно Случалось Никогда
190 подавших анкеты 8,9 33,2 57,9
46 отобранных осенью 15,2 34,8 50
38 прошедших обучение в мастерской научной журналистики 10,5 39,5 50
27 постажировавшихся в редакциях 11,1 37 51,9
12 закрепившихся в редакциях 0 50 50
4 принятых на работу в штат 0 25 75
Против ожидания, статистический успешностью в обучении и профессиональ-анализ не выявил значимой взаимосвязи ной деятельности. между опытом сотрудничества со СМИ и
Таблица 11 - Жизненные планы в журналистике, %
Желающие обучаться в мастерской научной журналистики Постоянно работать журналистом Периодически заниматься журналистикой Не заниматься журналистикой
190 подавших анкеты 40 54,2 5,8
38 прошедших обучение в мастерской научной журналистики 28,9 71,1 0
27 постажировавшихся в редакциях 33,3 66,7 0
12 закрепившихся в редакциях 41,7 58,3 0
4 принятых на работу в штат 50 50 0
Периодически заниматься журналистикой планировали те, кто затем полностью прошел обучение (38 человек). Значимость коэффициента сопряженности составила 0,028 (р<0,05). По-видимому, эта направленность обеспечила необходимую настойчивость в ходе обучения. Закономерностей относительно планов постоянно заниматься журналистикой не выявлено. Таким
образом, журналистика не являлась доминирующим мотивом для наиболее активных в плане обучения студентов, однако этого оказалось достаточно.
Особый интерес представляла проба на образность мышления, на основе которой выводились показатели образности и лаконичности.
Таблица 12 - Задание на проявление образного мышления, %
Желающие обучаться в Ярко Средне Слабо Многословно Средне Лаконично
мастерской научной жур-
налистики
190 подавших анкеты 27,9 38,4 33,7 14,2 24,7 61,1
38 прошедших обучение в 43 32,5 24,5 8,7 27,2 64,1
мастерской научной жур-
налистики
27 постажировавшихся в 33,3 40,8 25,9 3,7 18,5 77,8
редакциях
12 закрепившихся в ре- 16,7 50 33,3 0 25 75
дакциях
4 принятых на работу в 50 50 100
штат
Для удобства анализа качественные категории (ярко, средне, слабо) и (многословно, средне, лаконично) были преобразованы в балльные показатели (ярко - 3, средне - 2, слабо - 1), что позволило сравнить показатели образного мышления в разных группах.
Расчеты с использование параметрических (Т-критерий) и непараметрических (И-Манна-Уитни) критериев сравнения групп позволяют говорить о том, что для экспертов, профессиональных журналистов, проводивших отбор, эти показатели были весьма важными при оценке кандидатов. Так, показатели образности мышления значимо выше у тех, кто был отобран по конкурсу, в сравнении с теми, кто не был отмечен профессиональным жюри (средние показатели соответственно 2,20 и 1,85). Это различие статистически значимо на уровне р<0,01 (0,008).
Подтверждена важность образного мышления и краткости для прогноза успешности в обучении и профессиональной деятель-
ности. Более образным мышлением отличаются студенты, успешно прошедшие обучение, в сравнении с теми, кто не явился к началу занятий или не закончил курс (показатели соответственно 2,18 и 1,87). Различие значимо на уровне р<0,05 (0,026).
Для наглядности средние показатели образного мышления по всем анализируемым группам представлены в диаграмме (рисунок 1). Как видно, наиболее образное мышление демонстрируют 4 человека, принятые на работу в штат. И хотя это преимущество в сравнении с остальной выборкой по строгим статистическим нормам не значимо, оно все же весьма выразительно.
Что касается лаконичности изложения, то данное достоинство явно отличает тех, кто был принят на стажировку (27 человек). Отличие от остальной выборки значимо на уровне р<0,05 (0,034).
Интересные результаты дало задание по «переводу» научного текста на понятный язык.
2,50
2,2 2,18 2 01
■ ■
1 1 1 1 1
4 ^зя 1 ых 0 46 38 27 стажеров 12
ш 1а 1 отобранных п рошсди ¡их работающих в
по конкурсу обучение редакциях
Рисунок 1 - Средние показатели образного мышления
Таблица 13 - Задание по переводу научного текста на нормальный язык, %
Желающие обучаться в Хорошо Средне Плохо Многословно Средне Лаконично
мастерской научной
журналистики
190 подавших анкеты 44,6 41,9 13,5 21,9 57,8 20,3
38 прошедших обучение 57,9 34,2 7,9 10,5 63,2 26,3
в мастерской научной
журналистики
27 постажировавшихся в 66,7 22,2 11,1 7,4 70,4 22,2
редакциях
12 закрепившихся в ре- 58,3 16,7 25 8,3 66,7 25
дакциях
4 принятых на работу в 100 100
штат
Здесь также было произведено преобразование качественных категорий в количественные. Оказалось, что наилучшее качество «перевода» у четверых слушателей, принятых в штат. Их средний показатель максимален - 3 балла, в отличие от остальной выборки - 2,29 балла. Различие значимо на уровне р<0,05 (0,033).
Высокие показатели также у группы прошедших по конкурсу. Средний показатель - 2,65 балла. Значимость различий с оставшейся частью выборки р<0,001 (0,000).
Хорошо «переводят» и те, кто был принят на стажировку в редакции. Средний показатель - 2,56 балла в сравнении с 2,26 баллами остальной выборки. Значимость р<0,05 (0,027).
Различий отдельно по краткости «перевода» нет. Однако по сумме показателей качества перевода и его краткостивыгодно отличаются те, кто был отобран профессиональным жюри, те, кто впоследствии прошел обучение до конца, и те, кто был принят на стажировку. Все различия значимы на уровне не ниже р<0,05. Это несомненно свидетельствует об эффективности и про-гностичности критериев отбора, связанных с образностью мышления и умением ясно и кратко выражать свои мысли.
Анализ результатов: какие критерии отбора сработали
Как показали результаты анализа, будущий журналист должен иметь образное мышление и уметь лаконично и выразительно излагать свои мысли. Именно эти критерии оказались наиболее «работающи-
ми» в плане прогноза успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Преуспевшие в обучении чаще проявили яркое образное мышление и были более лаконичны при объяснении терминов через образы. Многословность же следует признать дисквалифицирующим признаком при отборе в журналисты: среди преуспевших в обучении многословность встречается гораздо реже, чем в целом по выборке. Это же касается задания по переводу научного текста на обычный язык.
Мы отложили детальный анализ мотивов поступления в мастерскую научной журналистики, так как это потребует несколько иных расчетов, и планируем сделать это в следующей статье. В настоящий момент можно только сказать, что более успешные в обучении и журналистской работе студенты не стремились ограничиваться самореализацией в своей основной научной специальности и имели, по-видимому, желание попробовать себя в разных сферах. Однако высказываемое абитуриентом желание работать журналистом в реальности не говорит ни о чем. Так, никто из четверых принятых в штат не указал это желание в качестве мотива.
Также следует очень осторожно учитывать прежний журналистский опыт, даже если это не разовые публикации, а регулярное сотрудничество со СМИ. Из 12 слушателей мастерской научной журналистики, закрепившихся в редакциях, никто не имел опыта регулярного сотрудничества со СМИ, а трое из четверых принятых в штат, то есть самых успешных слушателей мастерской,
до поступления в мастерскую и вовсе не имели никакого журналистского опыта. И, наоборот, из 17 человек с опытом регулярного сотрудничества со СМИ (из 190 подавших анкеты) обучение в мастерской прошли лишь четверо. Вопрос о жизненных планах в журналистике тоже ничего не проясняет. Даже среди устроившихся в штат лишь половина при поступлении говорили о желании постоянно работать журналистом. В этих вопросах значимых взаимосвязей не было выделено.
Таким образом, эксперимент по двум наборам (ограниченному и свободному) в мастерскую научной журналистики подтвердил значительную ошибочность ограниченного отбора в журналисты (большинство отобранных осенью не стали учиться весной). Прежний журналистский опыт, как выяснилось, также едва ли стоит принимать во внимание. А вот задания на образное мышление и на перевод на обычный язык работают хорошо. Только обращать внимание надо не столько на буквальность вы-
полнения заданий, сколько на образность и лаконичность, так как именно это отличает преуспевших в обучении от остальных.
Полученные результаты можно использовать при подготовке заданий для творческих конкурсов и при разработке критериев для проверки этих заданий. Задания на образное мышление и на перевод на обычный язык могли бы быть гораздо более эффективными при отборе абитуриентов, чем используемые во многих вузах эссе, собеседования и моделирования редакционных заданий. Но еще более эффективным было бы дать возможность начать обучение всем желающим, а затем (в течение первого месяца или первого семестра) отсеять тех, кто не учится или не справляется. В идеале желательно было бы провести эксперимент с двумя наборами (по конкурсу и свободным) на каком-нибудь из журфаков, чтобы потом сопоставить отобранных по конкурсу с преуспевшими в обучении при свободном наборе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азарова, Н.М. Креативность как слово и как концепт // Критика и семиотика. - 2014. -№2. - С. 21-30.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. -
320.
3. Выровцева, Е.В. Формирование авторского стиля журналиста в процессе обучения / Е.В Выровцева, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2017. - № 2, том 1. - С. 125 -131.
4. Дружинин, В.Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность). - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2013. -
448 с.
6. Исакова, Т.Б. Модернизация самостоятельной работы студентов-журналистов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 4 (8). - С. 125 - 130.
7. Исакова, Т.Б. Критерии оценки эффективности организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании / Т.Б. Исакова, М.А. Галагузова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 4 (19). - С. 84 - 91.
8. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 9. - С. 106-110. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm
9. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.
10. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Академия, 2013. - 496 с.
11. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: Владос, 2008. -
336 с.
12. Свитич, Л.Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 255 с.
13. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.
14. Фролова, Т.И. Журналистика для абитуриентов. Творческий конкурс: учебное пособие. - М.: МедиаМир, 2015. - 179 с.
15. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд.-СПб.: Речь, 2004. - 384 с.