Научная статья на тему 'Тамбовская журналистика: день вчерашний и день сегодняшний (к 15-летию журналистского образования в Тамбовской области)'

Тамбовская журналистика: день вчерашний и день сегодняшний (к 15-летию журналистского образования в Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
374
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ / JOURNALISM OF TAMBOV REGION / REGIONAL MEANS OF MASS MEDIA / THEORY AND PRACTICE OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Видная Ольга Евгеньевна, Иванов Анатолий Иванович

В статье прослеживается история становления журналистского образования в Тамбовской области, освещаются основные этапы в развитии кафедры журналистики ТГУ имени Г.Р. Державина, анализируется современное состояние и перспективы подготовки кадров для отечественных средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Видная Ольга Евгеньевна, Иванов Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMBOV JOURNALISM: YESTERDAY AND TODAY (TO 15TH ANNIVERSARY OF JOURNALISM DEVELOPMENT IN TAMBOV REGION)

The article considers the development history of journalism in Tambov region, enlights the main stages of development of Journalism Department of TSU named after G.R. Derzhavin, analyzes the modern condition and perspectives of staff preparation for domestic means of mass media.

Текст научной работы на тему «Тамбовская журналистика: день вчерашний и день сегодняшний (к 15-летию журналистского образования в Тамбовской области)»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

УДК 002Ж

ТАМБОВСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:

ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ И ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ (К 15-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Ольга Евгеньевна ВИДНАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, e-mail: [email protected] © Анатолий Иванович ИВАНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой журналистики, e-mail: [email protected]

В статье прослеживается история становления журналистского образования в Тамбовской области, освещаются основные этапы в развитии кафедры журналистики ТГУ имени Г.Р. Державина, анализируется современное состояние и перспективы подготовки кадров для отечественных средств массовой информации.

Ключевые слова: журналистика Тамбовской области; региональные средства массовой информации; теория и практика журналистики.

Кажется, совсем недавно еще звучали споры о необходимости открытия новой специальности, а кафедра журналистики была самой юной в университете... И вот уже минуло полтора десятилетия, появился почти юбилейный повод оглянуться назад, осмотреться в сегодняшнем дне и заглянуть в завтрашний.

Вернемся в конец XX в. Ельцинская вольница прессы, некоторый подъем экономики, увеличение объема рекламного рынка сыграли положительную роль в укреплении тамбовской журналистики. Увеличение роли газет, появление многочисленных новых изданий, рост числа телерадиокомпаний, основой которых являлось новостное вещание, разворачивание радиостанций. Идет преобразование и укрепление материально-технической базы районной прессы и типографий, работа над повышением профессионального уровня работников низовых газет. Если в 1985 г. без низовых газет выходило 46 изданий, то в 2003 г. реестры печатных и электронных СМИ Тамбовской области насчитывали уже более 100 наименований газет и

почти 50 телерадиоредакций. При этом подготовленных квалифицированных кадров практически не было.

В это время в классическом университете - в ТГУ имени Г.Р. Державина - была открыта новая специальность - «журналистика», что полностью отвечало веянию времени и увеличению спроса на квалифицированные журналистские кадры. У истоков специальности в 1996 г. стоял профессорско-преподавательский состав вуза: Н.Л. Потанина, Л.В. Голузо, Л.Н. Клокова, С.Е. Бирюков, идею поддержал ректор университета профессор В.М. Юрьев. Это было продуманное решение. СМИ приобретают важное значение в общественной, политической и экономической жизни страны, а достаточно элитарная профессия журналиста стремительно становится массовой. Если раньше в редакцию приходили в единичном порядке: по рекомендациям, в достаточно зрелом возрасте, пройдя комсомольскую и партийную школы, имея опыт работы в многотиражных газетах, то теперь в новоиспеченные редакции приходили из самых разных сфер деятельности,

«с улицы», вместе с друзьями, с вузовской скамьи или даже школьной скамьи. Таким образом, появление новой специальности -это был своего рода современный социальный заказ.

Создание новой вузовской специальности базировалось прежде всего на филологической почве. Так было во многих университетах страны. Именно филология (вспомним, что «в начале было Слово .») во многом определила содержательную сторону процесса обучения и позволила сохранить лучшие традиции высшей школы. В это время были заложены и первые контакты с факультетами ведущих вузов страны: МГУ имени М.В. Ломоносова и Воронежским государственным университетом. На первоначальном этапе преподаватели этих университетов приезжали с чтением лекций по журналистским курсам (профессора А.А. Тертычный, В.В. Тулупов, В.В. Хорольский). Профессор ВГУ Л.Е. Кройчик оказал методическую помощь в составлении университетского образовательного стандарта специальности «Журналистика».

Большая работа была проделана в привлечении журналистов-практиков, в которых, безусловно, нуждается профессиональное журналистское образование. На первых порах дисциплины вели Н. Кулин, В. Марков,

В. Седых, О. Самойлова, В. Полозов, Л. Хохлова и др.

Первоначально выпускающей кафедрой была кафедра зарубежной литературы, а руководителем отделения - доцент А.М. Шес-терина. В 2002 г. в институте филологии и журналистики была основана кафедра журналистики, которую возглавил доктор филологических наук Ю.Э. Михеев. Так, на рубеже двух веков в вузе начали вплотную осваивать новую сферу. Заведующий новой кафедрой и преподаватели использовали свои знания и методический опыт, научный потенциал и творческие связи для того, чтобы заложить прочную основу для журналистского образования. А в 2003 г. был сделан очередной шаг в создании эффективной системы подготовки кадров для средств массовой информации: ректор университета профессор В.М. Юрьев подписал приказ о выделении самостоятельного факультета, на котором продолжилась подготовка специалистов в сфере массмедиа и который возглавила доцент О.Е. Видная.

Сфера массовой коммуникации (а журналистика - основная доля коммуникационного «пирога») очень чутко, раньше других реагирует на любые изменения в общественно-политических, социальных, культурных настроениях, в экономической и финансовой обстановке. И соответственно - меняется сама практика функционирования СМИ, потребности кадрового рынка, запросы работодателей. Следовательно, также быстро надо реагировать и вузу, а это вызывает определенные объективные проблемы. Не требует доказательств и тот тезис, что журналистика -это практико-ориентированная специальность. Журфак находится под постоянным прицелом профессиональных журналистов. Все это создает свои особенности существования и развития высшего профессионального образования в сфере журналистики.

Нынешний 2011-2012 учебный год - год 15-летия специальности. Это немного, но сейчас уже можно говорить о некоторых важных тенденциях, которые сформировались за это короткое время.

Одно из важных достижений после обретения самостоятельности - это формирование корпоративного духа профессии на факультете. Этому способствовали самые разные мероприятия. Неоднократное совершенствование учебных планов, формирование эффективного и рационального набора дисциплин и привлечение различных преподавателей, в т. ч. и журналистов-практиков, изменение содержательного аспекта преподаваемых дисциплин, изменение структуры и наполнения различных видов практик, проведение мастер-классов известными в журналистике людьми, изменение направленности общественной деятельности студентов в сторону профессиональных ориентиров, многочисленные совместные мероприятия с редакциями газет и телекомпаний, участие и победы в самых разных профессиональных конкурсах, выпуски газет и развитие наглядного оформления, культивирование духа творческой конкуренции и соревновательности и т. д. и т. п. Сложно даже перечислить все те мероприятия, участниками или организаторами которых были преподаватели и студенты факультета: конкурсы «СМИ - новое поколение», «Хрустальный улей», «Грани», фестивали и конкурсы, проводимые региональным отделением Союза журналистов

РФ, областными структурами: ГИБДД, МЧС, управления ЖКХ, облизбиркомом, презентации книг, телеканалов, программ, Дни практики, «круглые столы» Управления по взаимодействию со СМИ, Фонда развития информационной политики, участие в подготовке материалов Книги памяти и воспоминаний участников Великой Отечественной войны, в пресс-конференциях и медиапроектах городской и областной администраций, городской и областной Думы, совместные журналистские проекты с ТК «Полис», «Новый век», «Олимп», редакциями газет «Тамбовская жизнь», «Город на Цне», «Тамбовский курьер».

Едва окрепнув, кафедра журналистики ТГУ стала своеобразным научно-методическим центром по работе с журналистами-практиками. Профессорско-преподавательский состав кафедры неоднократно участвовал в совещаниях и семинарах, проводимых управлением по делам полиграфии и средствам массовой коммуникации Тамбовской области, готовили методические рекомендации. Неоднократно наша кафедра на базе института дополнительного образования проводила курсы повышения квалификации для работников печатных средств массовой информации Тамбова и области «Журналистика: современные подходы». Все усилия кафедры журналистики были направлены на выстраивание оптимального взаимодействия с редакциями. Большую роль в этом процессе сыграли Управление по делам печати и полиграфии Тамбовской области (в то время им руководил В. Смолеев), Управление по информационным коммуникациям и телерадиовещанию Тамбовской области (тогда -руководитель О. Пасынков), региональное отделение Союза журналистов РФ (председатель В.И. Чистяков), Управление пресс-службы и информации администрации Тамбовской области (руководитель В.А. Шуняев).

На сегодняшний день можно констатировать, что кафедра журналистики органично влилась в корпоративный цех, ее преподавателей знают в различных СМИ, их приглашают в качестве экспертов и консультантов. Такая тесная и постоянная работа со средствами массовой информации позволила наладить обширную базу для прохождения учебных и производственных практик, заключить

партнерские соглашения с различными СМИ, проводить исследовательские проекты.

Эта деятельность и предопределила создание определенной системы довузовской работы с абитуриентами, включающей несколько уже апробированных форм. Прежде всего, большинство из них направлены на подготовку ребят к вступительному испытанию профессиональной направленности, которое начали проводить с 2003 г. Кафедра журналистики одной из первых в университете включилась в проведение традиционного творческого конкурса для одиннадцатиклассников, после филологов и экономистов, в 2004 г. Конкурсный отбор помогает выявить ребят с творческими способностями, имеющих призвание к работе в СМИ. Столько же существует и «Школа юного журналиста», которая имеет в своем арсенале разнообразные формы работы со школьниками. Сейчас это постоянные занятия на базе университета и мастер-классы в тамбовских городских школах и структурах дополнительного образования. Большое внимание мы уделяем подготовительным курсам, ведению консультаций в Институте дополнительного образования ТГУ имени Г.Р. Державина. Многократно преподаватели и студенты факультета участвовали в проведении областных и городских творческих конкурсов для школьников. Современные технологии работы со школьниками помогают не только набрать талантливую молодежь на факультет, но и закладывают основу для возможности развития медиаобразования в Тамбовском регионе.

Одна из первых проблем практикоориентированной специальности - это кадровое обеспечение. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь или ученую степень, или опыт деятельности в средствах массовой информации. Поэтому часть преподавателей - внештатные совместители. Малочисленность квалифицированных специалистов в регионе, отсутствие остепененных кадров по этому направлению, трудности в осуществлении защиты кандидатских диссертаций для практиков, малая заинтересованность у практикующих журналистов в преподавании. В связи с этим, молодое подразделение столкнулось с текучкой кадров, сложностями в осуществлении научно-исследовательской работы в рамках

этого направления, с формированием методической базы специализаций. Однако и эти проблемы университет решал.

В течение последних нескольких лет все преподаватели кафедры прошли разноплановые стажировки и курсы повышения квалификации, что позволило им повысить свой профессиональный уровень, подготовить новые спецкурсы и спецсеминары, разработать методические рекомендации для студентов. Основными методическими центрами для факультета стали, конечно же, старейшие журналистские школы - МГУ имени М.В. Ломоносова и Воронежский госуниверситет, были также стажировки в Государственном академическом университете гуманитарных наук, РГУ инновационных технологий и предпринимательства, на базе Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, обучающие семинары Европейского Союза, курсы повышения квалификации в институте дополнительного образования ТГУ имени Г. Р. Державина и мн. др.

Преподавателями факультета защищены одна докторская (А.М. Шестерина - 2004 г.) и одна кандидатская (С.В. Аносова - 2008 г.) диссертации по журналистике. Важной вехой в воспитании своих профессиональных вузовских кадров стало и открытие аспирантуры по специальности «Журналистика» в 2010 г., где лучшие студенты стали продолжать обучение.

Не один год ушел на поиски собственной научной ниши в изучении самого процесса журналистики. Два фактора были здесь определяющими: востребованность данного

направления в журналистике региона и возможности небольшого профессорско-преподавательского коллектива. Многое в этой работе шло как продолжение учебной и преподавательской деятельности: разработка

новых курсов и дисциплин требовала научной базы, создание методического обеспечения формировало узкие научные интересы. В 2004 г. кафедра журналистики организовала международную научно-практическую конференцию «Проблема конфликта в массовой коммуникации», по результатам которой был выпущен сборник материалов. Этому предшествовала большая подготовительная работа коллектива кафедры журналистики. Конференция отчетливо показала, что у нас начало формироваться научно-исследовательское направление «СМИ и конфликты» под

руководством доцента кафедры А.М. Шесте-риной. Данное направление было междисциплинарным, что очень важно для журналистики, имело широкий спектр тематики и проблематики, а также вполне практическое применение. В рамках этой научной темы было осуществлено множество различных мероприятий. По данной проблематике или близкой к ней защищены одна докторская и одна кандидатская диссертация, опубликовано более 100 работ, в т. ч. в зарубежных изданиях, журналах из списка ВАКа, реферируемых изданиях, среди них три монографии и три учебно-методических пособия. На факультете разработано несколько спецкурсов и спецсеминаров, связанных с различными направлениями в конфликтологии. В рамках названного научного направления несколько лет работала студенческая научная проблемная группа, участники которой ежегодно выступали на «Державинских чтениях», на студенческой научной конференции, на общероссийских конференциях в Воронеже и Санкт-Петербурге. Выступления студентов не раз отмечались дипломами, а многие из них имеют значительное число публикаций в сборниках материалов конференций и серьезных профессиональных изданиях.

В течение пяти лет длилось сотрудничество с кафедрой коммуникации Университета штата Индиана (США). Цель проекта «СМИ и конфликты»: подготовка специалистов в области СМИ, владеющих международным опытом в своей сфере, разработка программ обмена студентами, проведение совместных научных исследований с области массмедиа, разработка совместных образовательных программ. В рамках международного сотрудничества были прочитаны многочисленные лекции для студентов, проведены семинары для журналистов СМИ Тамбовской области, интернет-семинар для студентов Тамбовского госуниверситета и Индианского университета. Чуть позже была стажировка преподавателя кафедры журналистики нашего университета в Индианском университете, в ходе которой состоялись презентация совместного научного направления в Индиане, «круглый стол» в редакции газеты «Индианаполис стар» по проблемам массме-диа, «круглый стол» в департаменте коммуникации по насущным вопросам журналистского образования. Результаты такого обще-

ния отражены в Международной научнопрактической конференции «Проблемы конфликта в массовой коммуникации», в сборниках статей и совместных публикациях в Москве и Воронеже по вопросам изучения американской прессы, в разработке новых спецкурсов.

Несколько лет назад началась обширная работа по изучению местных средств массовой информации в содержательном, функциональном, историческом аспектах, что отражено в курсовых и дипломных проектах студентов, в выступлениях профессорско-преподавательского коллектива на конференциях различного уровня, в публикациях учебного и методического характера, в хоздоговорных исследованиях. Около 50 процентов курсовых и дипломных работ, защищенных студентами-журналистами, включают результаты исследований в рамках этого направления. За последние пять лет преподаватели кафедры приняли участие более чем в 60 конференциях разного уровня. Таким образом, сформировалось еще одно научное направление - «Функционирование региональных СМИ: проблемы и пути их решения». Исследования в рамках этой тематики востребованы самой действительностью: в настоящее время по истории тамбовских СМИ, особенно современного периода, существует небольшое количество разрозненных источников, не отражающих общей картины развития социального института журналистики. Более того, многие документы, которые отражают факты развития местных СМИ, не изучены. Большое количество событий из их современной истории никак не отражены в официальных источниках или архивах, не документированы. Все это требует сбора и систематизации информации, составления подробной хронологической картины, касающейся данного исторического отрезка. Актуальность данного направления -в исследовании исторического пути развития СМИ, в анализе закономерностей современного функционирования массовой коммуникации и прогнозировании ее развития в будущем.

В 2007 г. была проведена заочная научно-практическая конференция «Функционирование региональных СМИ: проблемы и пути их решения», объединившая как преподавателей, аспирантов и студентов различ-

ных университетов, так и журналистов-прак-тиков. Сборник материалов участников конференции отражает современные тенденции функционирования журналистики в регионах. А по итогам 2008 г. научная школа под руководством профессора Ю. Михеева участвовала в областном конкурсе научных школ и получила грант на проведение научно-исследовательской работы.

Немаловажное место в работе данного научного направления занимает творческая лаборатория факультета, в задачи которой входит не только изучение процесса функционирования СМИ, но и практическое применение современных технологий в деятельности массмедиа. Студенты, занимающиеся в лаборатории, участвуют во внутривузовских и российских конкурсах и становятся лауреатами.

Первый этап в становлении журналистского образования можно было бы условно назвать филологическим. Да, мы учили студентов - будущих газетчиков - ценить Слово. И некоторое время главным было слово напечатанное. Но будущим журналистам радио и телевидения важным было увидеть свой материал не телеэкране, услышать свое слово в радиоэфире. И вскоре нам пришлось решать другую задачу - дать им такую возможность. Чуть раньше в целях совершенствования процесса подготовки специалистов на факультете появились уже две специализации: периодическая печать и телевидение. А в 2008 г. начался новый этап в подготовке журналистских кадров, который мы назвали бы от слова в печати - к слову в эфире. И вот почему. Этот год стал годом рождения своего телевидения.

Каким должно быть вузовское телевидение? С чем придется столкнуться при его создании и развитии? Как сочетать академическую учебу с работой в своем эфире? Эти вопросы пришлось решать нам, что называется, на ходу. Так уж случилось, что создание учебной телестудии совпало с решением руководства университета об открытии кабельного вузовского телевещания. А делать передачи предстояло на базе учебной лаборатории, не оборудованной еще толком. Извечные вопросы / споры о том, кого готовить и как учить: художника или ремесленника, репортера или поэта пришлось решать в ходе подготовки «Новостей», «Окон в науку»,

«Встреч с будущими олимпийцами» и других задуманных передач. Когда руками преподавателей и студентов создавалась учебная студия, то казалось, что самые большие трудности - в техническом оснащении, а потом можно будет не спеша учить и учиться, создавать свои жанры, авторские шедевры, анализируя их со всех сторон, и наконец-то покорить сердца руководителей телеканалов творческим подходом. Однако пришлось срочно учиться писать тексты, говорить в камеру, на ходу монтировать и, краснея, объяснять сокурсникам, что хотелось одно, а в кадре - почему-то другое. Зато студенты получили возможность обсуждать «горячие» новости, услышанные с экрана из уст однокашника, проглотить обиду на замечание оператора-младшекурсника и не потерять сознание при сокрушенном вздохе: «Снимаем снова».

Но! В считанные месяцы сетка вещания, график съемок сделали свое дело, требуя сноровки, скорости в исполнении. Очарование новизны ощущений «впервые в кадре» быстро прошло, поубавилось энтузиастов, допоздна сидящих за пультом монтажера. Все реже стало слышно: «А хорошо бы снять, как.» Все как в жизни, где ТВ-произ-водство зачастую побеждает ТВ-творчество. Теперь уже не после нескольких производственных практик, не после нескольких лет работы, а в стенах факультета, на наших глазах происходило отрезвление будущих «звезд» голубого экрана. Немало пришлось потрудиться для того, чтобы удержать в равновесии обучение и производство, творчество и технологический процесс, полет фантазии и скромные технические возможности. Пришлось максимально сблизить семинарские занятия с практикой на ТВ, задействовать работу в «творческих мастерских» и т. д. Таким образом, самым трудным в обучении студентов-тележурналистов в процессе производства телепередач оказалось «удержать дугу» между электродами «Репортер» и «Художник». Над тем, как это лучше сделать, мы и работаем сейчас.

В мае 2009 г. в канун праздника «Дня радио» вышла в эфир первая передача студенческого радио факультета журналистики Державинского университета - «Волна». Пока студенческое радио подчиняется прежде всего учебным целям - научить готовить ту

или иную радиопередачу, сверстать сетку предполагаемого радиоканала и т. д. Голос студентов-радиоведущих пока можно услышать только в учебной аудитории и на своем этаже. Но возможно, в скором времени, с развитием технического оснащения радиопрограммы услышат в каждом корпусе.

Инициатором создания радио на факультете стал заведующий кафедрой журналистики профессор А.И. Иванов, а поддержал идею тогда проректор по информационным технологиям С.П. Юхачев. Большую помощь в обустройстве радиостудии оказали начальник отдела информационно-технического обеспечения вуза С.В. Бородин и заместитель директора ОТРК «Новый век» В. О. Ка-занчев. Многое было сделано своими руками, по вечерам на факультете раздавался стук молотка и жужжание дрели. Наконец, первые радиосигналы разлетелись по пятому этажу корпуса № 9. Главная особенность студенческого радио в том, что оно дает возможность нарабатывать опыт, учиться радиомастерству при помощи преподавателей и мастеров радиоэфира. Как и университетское телевидение «ТГУ-ТВ», эта творческая мастерская необходима студентам-журналис-там, чтобы придя на работу, ребята имели представление о профессии, знали не только теорию журналистского мастерства, но и трудовые навыки работы в эфирных средствах массовой информации.

В 2011 г. произошла новая реорганизация, отвечающая на запросы современного времени, появилось отделение журналистики и издательского дела Института филологии (руководителем отделения стала доцент

С.А. Серова). Но это совершенно не повлияло на развитие специальности, напротив, появился потенциал для дальнейшего развития. Последние два года стали непростым временем перехода на двухуровневую систему подготовки кадров, модернизации вузовского образования в связи с самыми новыми и прогрессивными требованиями к учебному процессу. Достаточно помолодевший профессорско-преподавательский состав кафедры журналистики идет в ногу со временем, не отстает от современных тенденций в развитии медиапространства, проводит конференции, выпускает монографии и учебные пособия, публикуется в различных сборниках и изданиях, занимается исследователь-

скими проектами и воспитательной работой среди студентов. В 2011 г. появился обновленный «редакционно-издательский центр». На собственной базе студенты-журналисты получили возможность макетировать и издавать свою газету, отпечатать фото для собственных выставок.

Иногда кажется, что отделение - это продолжение многофункциональной редакции, где кипит постоянный процесс сбора и обработки новой информации, а главными участниками являются студенты - будущие журналисты. Они уже хорошо чувствуют, что впереди - новый этап в развитии журналистского образования - Интернет, требующий новых подходов, освоения иных технологий. И каким бы всемогущим он не казался, никто не забывает, что в центре профессионального журналистского образования на Тамбовщине всегда была Личность будущего журналиста.

Как и 15 лет назад, мы убеждены в том, что профессиональное образование играет важную роль в общественной жизни региона. Ведь в конечном итоге, молодые журналисты, их взгляды и интересы, влияют на общее состояние региональной журналистики, на проблематику периодики и новостных выпусков электронных СМИ, на глубину

аналитики и объективность материалов, на стиль и тон публикаций и репортажей. А это, в свою очередь, отражается в общественном мнении. Поэтому мы стараемся сохранить и приумножить лучшие вузовские традиции: просветительскую и воспитательную роль образования, бережное отношение к истории края, уважение к людям, живущим и работающим на Тамбовщине, гуманистическую направленность и творческую составляющую процесса обучения. Ведь в скором времени наши выпускники и студенты будут составлять большую часть работающих в СМИ. Что ждет их за стенами вуза? В каких условиях им придется работать? Осмелимся предположить, что мы находимся на какой-то новой ступени развития региональных СМИ и о тенденциях еще пока сложно говорить. Ведь не секрет, что интерес к информации возрастает, а доверие к слову падает, технические возможности увеличиваются, а человек остается прежним. Как оставаться личностью? Готовых ответов нет, но есть надежда, что журналистика останется социально ориентированной и общественно востребованной профессией.

Поступила в редакцию 12.01.2012 г.

UDC 002*

TAMBOV JOURNALISM: YESTERDAY AND TODAY (TO 15th ANNIVERSARY OF JOURNALISM DEVELOPMENT IN TAMBOV REGION)

Olga Yevgenyavna VIDNAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor of Journalism Department, e-mail: [email protected]

Anatoliy Ivanovich IVANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philology, Professor, Head of Journalism Department, e-mail: [email protected]

The article considers the development history of journalism in Tambov region, enlights the main stages of development of Journalism Department of TSU named after G.R. Derzhavin, analyzes the modern condition and perspectives of staff preparation for domestic means of mass media.

Key words: journalism of Tambov region; regional means of mass media; theory and practice of journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.