УДК 37.01
Р. П. Баканов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЖУРНАЛИСТИКИ И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ КФУ: ОПЫТ, ИДЕИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье дается характеристика качества обучения молодежи с точки зрения содержательно-функционального наполнения образовательных программ по разным формам профориентационной деятельности, реализуемым в настоящее время в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ). Работа ведется в нескольких направлениях и целевых аудиториях: школа молодого журналиста, уроки журналистики в общеобразовательных школах, подготовка к творческим экзаменам в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций, региональный специализированный творческий конкурс-фестиваль «Золотое перо». Продолжается работа по созданию постоянно действующего медийного кванториума для школьников.
Ключевые слова: журналистика, профессиональная ориентация, абитуриент, школа, Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций КФУ.
Введение
Профориентационная работа и поиск новых студентов - проблема не только вуза, но и каждого его образовательного подразделения. Это актуально в условиях демографического спада и высокой конкуренции со стороны местных и столичных учебных заведений. В условиях жесткой борьбы за каждого студента руководству и профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений разного уровня приходится придумывать разные мероприятия, а то и целые рекламные кампании, направленные на привлечение и удержание внимания старшеклассников и их родителей к «своему» вузу. Если еще 10-15 лет назад (а то и меньше) профориентационная деятельность там активизировалась со времени весенних школьных каникул и замирала после публикации последнего в году приказа о зачислении абитуриентов на первый курс, то в настоящее время такое размеренное поведение может стать причиной недобора студентов, а то и сокращения некоторых преподавателей тех направлений, где не пожелали учиться вчерашние школьники. В конце концов, это может привести к сокращению финансирования вуза со стороны государства и снижению количества выделяемых ему на следующие годы бюджетных мест. К тому же в условиях постоянного ранжирования вузов сложившаяся ситуация станет причиной потери многих рейтинговых пунктов, возможно, настолько, что вряд ли будет привлекать абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ, а также преподавателей и исследователей из других вузов и стран, которых можно было бы пригласить для чтения лекций, проведения мастер-классов или организации совместных научных исследований.
Руководство Казанского (Приволжского) федерального университета - классического вуза с 214-летней историей - осознает указанные выше угрозы, потому деятельность по привлечению абитуриентов продолжается в течение всего учебного и календарного года. Юноши и девушки вместе с родителями и друзьями думают, куда пойти учиться, посредством сети Интернет определяют для себя, какое направление подготовки выбрать, часто получая первоначальную информацию о вузах, вступительных экзаменах, характере обучения, возможности организации внеучебного времени, комфортабельности общежитий для иногородних студентов, бытовых условиях в каждом из учебных заведений. Администрация вуза и его учебных подразделений во время профессиональной ориентации школьников обязана учитывать указанные составляющие будущей студенческой жизни современных абитуриентов. Помимо этой работы, важна постоянная популяризация деятельности учебного заведения, информирование о проводимых в нем мероприятиях, результатах научных исследований, достижениях преподавателей, сотрудников и студентов и т. д.
В Казанском (Приволжском) федеральном университете взаимодействие со школьниками и их родителями осуществляется в течение всего календарного года. Наряду с традиционными
днями открытых дверей и курсами подготовки к ЕГЭ по разным дисциплинам, организуются мероприятия разного формата: Всероссийская научно-практическая конференция имени Н. И. Лобачевского, экскурсии в музеи КФУ и в образовательные подразделения с «погружением» в разные профессии, публичные лекции известных ученых - выпускников университета, различные игры, квесты, мастер-классы. Широкий и положительный резонанс в медиасфере имеет многосерийный научно-популярный проект «PROНаука в КФУ» - серия образовательных интенсивов, направленных на просветительство и популяризацию науки. Как указано в официальной группе проекта в социальной сети «ВКонтакте», он представляет собой «лекторий от ведущих исследователей со всей России, образовательные интерактивы, зрелищные развлечения, знакомство с единомышленниками. Это уникальная возможность стать студентом на одну ночь и узнать жизнь Казанского университета изнутри» [15]. Вход на образовательные площадки «PROНауки» свободный для всех. 12 сентября 2018 года в КФУ состоялась очередная «серия» - «ночь в Императорском», посвященная 190-летию Л. Толстого и 275-летию со дня рождения Г. Державина. Нынешний год в Республике Татарстан объявлен годом Л. Н. Толстого, учившегося когда-то в стенах Императорского Казанского университета. Этот факт также используется в просветительской деятельности КФУ.
Таким образом, в настоящее время у работников высших учебных заведений нет определенности в количестве будущего набора на первый курс и в уровне подготовки новых студентов. Чтобы свести к минимуму риск остаться без первого курса, профессорско-преподавательскому составу нужно постоянно придумывать новые формы профориентационной работы, помимо основной нагрузки взяв на себя определенную часть деятельности по привлечению внимания старшеклассников к своему факультету / институту и профессии, которой обучаешь и в которой работаешь сам. Значит, надо быть готовым к тому, что рабочий день станет длиннее, придется составлять направленные на абитуриентов программы, организовывать и посещать профориентационные мероприятия. Нам представляется, что и роль преподавателя в этом случае должна трансформироваться скорее до популяризатора того, чем он занимается, что изучает и исследует. Ярко, увлекательно и интересно представить свою работу, возможно, ставшую даже образом жизни, удается не каждому. Но, думается, успех придет только к тому, кто делает свое дело искренне и с душой.
В настоящее время обучение в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ осуществляется по нескольким направлениям бакалавриата: «Журналистика», «Телевидение», «Реклама и связи с общественностью», «Медиакоммуникации». Если число желающих обучаться по двум последним из указанных направлений у коллектива Высшей школы пока опасений не вызывает (хотя рассказывать о них школьникам и их родителям надо постоянно), то вопрос полноценного набора на журналистику и телевидение стоит остро. Основные причины - рост альтернативных средств коммуникации, девальвация роли и снижение авторитета журналистики и СМИ в обществе, невысокие зарплаты в сфере. Привлекательные формулировки профилей подготовки («Международная и мультимедийная журналистика» и другие) не могут гарантировать успеха. Нужна постоянная деятельность преподавателей и студентов по профессиональной ориентации старшеклассников, чтобы они «заразились» журналистикой.
На наш взгляд, спецификой современной профориентационной деятельности является потребность в ее новых форматах и видах, поскольку многие из ранее созданных, как мы можем судить из личного опыта, уже не эффективны. Нужна реализация свежих идей, учитывающая такие аспекты вузовской жизни, которые будут интересны молодым. Возможно, привлекать абитуриентов получится через интересные рассказы не только о научных достижениях ученых конкретного вуза, но и через популяризацию важных событий в его истории с обязательным вовлечением ребят в познавательный процесс, который может быть реализован в форме игр и квестов.
Обзор научной литературы
Качество профориентационной деятельности и вопросы профессионального самоопределения школьников являются предметом изучения и осмысления многих российских и зарубежных исследователей. В ряде диссертационных исследований (в частности, Т. В. Бесковой [6], О. В. Зубакиной [8], В. Н. Кузнецовой [10], Е. А. Мороз [13], Э. В. Мухамедовой [14],
А. Н. Пшеничнова [18], В. И. Ревякиной [19], И. А. Сазонова [20], К. И. Сибгатовой [25], П. В. Степаненкова [27] и других авторов) были выявлены и изучены различные аспекты взаимодействия коллективов средних школ с высшими учебными заведениями, а также действующими в сфере профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся организациями. При этом проведенный Ю. А. Сардушкиной анализ «многочисленных диссертационных работ, посвященных профориентационной деятельности, а также взаимодействию школы и вуза в данной сфере, показал, что:
- профориентационная работа рассматривается преимущественно в аспекте ее направлений (например, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка) или видов деятельности (где существует множество различных видов классификаций), но зачастую вне контекста современных гуманистических целей образования или в прямом противоречии с ними;
- профориентационная деятельность рассматривается либо в отрыве от задач перехода на профильное обучение старшеклассников, либо в рамках некорректного (противоречащего программным документам российской школы) понимания задач профильного обучения в старшей школе;
- предлагая различные варианты взаимодействия, авторы либо учитывают интересы только одной из сторон, либо описывают формы, цели и методы педагогической деятельности, констатируют необходимость координации действий партнеров, называют, помимо школы и вуза, еще других потенциальных партнеров, но, при этом, не раскрывают механизмы партнерства при моделировании организации взаимодействия» [22. С. 4].
В своих научных статьях изучающие данное направление авторы часто опираются на опыт образовательного учреждения, в котором они работают. Таким образом, предпринимаются попытки создать коммуникативные практики для обмена с коллегами опытом и идеями повышения эффективности труда в области профессионального ориентирования школьников. Изучается качество данного вида деятельности в школах и учреждениях среднего профессионального образования. К примеру, таковы научные произведения О. А. Тимошенковой [28], Р. Г. Арслановой [2], К. С. Бурова [7], А. В. Мордовской, С. В. Паниной и Т. А. Макаренко [12], Е. Н. Панченко [16] и многих других. Ряд публикаций посвящен проблемам организации профессиональной деятельности обучающихся в современных условиях (А. Г. Миронов [11], Т. Н. Семенкова и М. Г. Леухова [23]), современным тенденциям развития образовательного законодательства в России в сфере профориентационной деятельности (Н. В. Бекузарова и А. Г. Миронов [5]). Также имеются статьи, предметом исследования которых являются: методический аспект формирования профориентационных предпочтений старшеклассников (Е. В. Астрицова [3]); формирование медиакомпетенций школьников (С. И. Симакова [26]); пиар-технологии в данной области образовательного учреждения (М. В. Потемкина [17]); опыт реализации инновационных проектов по профориентационной деятельности (О. В. Сенцова, О. С. Ядловская [24]); сопоставление российского опыта работы в области сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства выпускников школ и вузов с французским и другими странами мира (И. С. Кондрашова и С. В. Жиркова [9]). Научные труды продолжают издаваться.
А. Г. Миронов в одной из своих статей выделил следующие основные проблемы профессионального самоопределения обучающихся и особенности в организации профориентационной работы:
«- отсутствие мотивации педагогов начальной и средней школы у организации раннего самоопределения обучающихся, содействия получения ими дополнительного (профессионального) образования;
- "старение" профессионального самоопределения, т. е. активизация данного процесса на старших (выпускных) курсах;
- низкий уровень ответственности абитуриентов при выборе учебного заведения;
- "однобокая" и в большинстве традиционная помощь старшеклассникам в выборе профессии и учебного заведения вместо комплексного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения;
- недостаточно выстроенное (зачастую отсутствующее) взаимодействие между учениками, педагогами, родителями, работодателями, государственными службами трудоустройства в решении профориентационных задач;
- слабая региональная ориентированность в процессе воспитания и обучения, позиционирование Запада как единственного направления реализации профессиональной мобильности для успешных личностей;
- снижение уровня профессиональной подготовленности выпускников (бакалавров) региональных вузов, неготовность выполнять простейшие основные профессиональные действия на этапе дипломного проектирования (по оценкам работодателей экономической сферы);
- недостаточное применение в обучении профессионально-культурных практик как средства профессионального самоопределения учащихся» [11. С. 89-90]. [См. также: 21. С. 24].
Формулирование и научное осмысление данных проблем и поиск путей их преодоления в той или иной степени содержится в большинстве проанализированных нами за последнее пятилетие квалификационных исследований, объектом внимания которых является профориентационная деятельность как одно из направлений педагогической работы. Все чаще в текстах диссертационных и других видов научных работ можно увидеть авторские попытки и эксперименты встроить профессиональную ориентацию в современный инновационный потенциал и программы средних школ. Однако, на наш взгляд, исследователи еще не определили для себя, в чем заключаются критерии и показатели функционирования инновационной школы, инновационных программ профессионально ориентированной деятельности педагогов. Научные дискуссии об эффективности данной работы продолжаются.
В диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Л. И. Андреева отмечает, что «эффективная работа общеобразовательного учреждения по профессиональной ориентации выстраивается, с одной стороны, с учетом личных интересов и способностей оптанта (возрастной период 12-17 лет), его прав на самоопределение, и, с другой стороны, - социально-экономической целесообразности. Для ее реализации должны быть созданы новые условия, отвечающие вызовам времени, когда внутришкольная среда обретает свойства профориентационной мультикультурной образовательной среды и становится эпицентром широкого образовательного пространства, в котором у учащихся формируются не только узкопрофориентационные, но и личностные качества. К таким личностным качествам относятся развитое экологическое, а также мультикультурное мировоззрение, эстетические взгляды и убеждения человека, основанные на принципах толерантности, ненасилия, формирующие в сознании единую картину мира и являющиеся фундаментом его продуктивной деятельности. Названные доминанты могут быть положены в основу инновационной деятельности общеобразовательного учреждения по созданию профориентационного мультикультурного образовательного пространства, которое и будет главным условием формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению как конечному продукту профессиональной ориентации» [1. С. 3].
Таким образом, в настоящее время качество профориентационной деятельности является актуальным направлением научных исследований. Значительная их часть изучает данный вид как направление школьной работы и часть программы формирования и воспитания разносторонней личности. В значительно меньшем количестве речь идет об эффективности работы вузовских преподавателей со средними школами и качестве их деятельности в области популяризации достижений высших учебных заведений среди школьников среднего и старшего возраста, а также их родителей.
Цель, задачи и методы исследования
Цель статьи - выявить и охарактеризовать качество обучения молодежи с точки зрения содержательно-функционального наполнения образовательных программ по разным формам профориентационной деятельности, реализуемым в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ.
Для достижения цели нами были выполнены следующие задачи:
1) выявить образовательные программы профориентационной направленности, функционирующие в настоящее время в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ и направленные как на учащихся общеобразовательных школ (абитуриентов бакалавриата), так и на людей, имеющих среднее, средне-специальное и даже высшее образование (возможных абитуриентов магистратуры);
2) установить целевую аудиторию каждой из профориентационных программ указанного подразделения КФУ;
3) определить проблемно-тематические блоки, содержащиеся в каждой из программ того или иного профориентационного проекта;
4) дать характеристику качеству, содержащемуся в программах дисциплин, учебного материала, а также выяснить, какие формы организаций занятий (лекция, практическое, мастер-класс, проблемная дискуссия, кейс-стади, учебное ток-шоу и другие) там преобладают;
5) провести сравнительный анализ реализуемых профориентационных программ с точки зрения осуществления максимального «погружения» абитуриентов в профессию или рабочий день журналиста или специалиста по связям с общественностью.
При выполнении исследования мы использовали следующие методы:
- мониторинг образовательных программ профориентационной направленности, функционирующих в настоящее время в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ;
- структурно-содержательный анализ такого рода программ, с помощью которого мы смогли выявить, каким образом и на каких примерах происходит популяризация профессии журналиста и Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ;
- сравнительно-сопоставительный метод, позволивший выявить достоинства и недостатки каждой из исследуемых программ дисциплин, а также определить, в каком направлении нужно продолжать их совершенствовать и улучшать профориентационную работу Высшей школы в целом. Среди критериев для сравнения выделили следующие: время действия образовательной программы, состав преподавателей, разнообразие преподаваемых дисциплин, процент выпускников, зачисленных на первый курс Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ.
Хронологический период исследования ограничен 2013-2018 гг. В этот период продолжился спад демографической обстановки в стране, абитуриентов стало гораздо меньше, чем в прежние годы. Соответственно, профессорско-преподавательскому составу вузов пришлось и до сих пор приходится искать такие форматы популяризации вуза и открытые в нем направления подготовки, чтобы у абитуриентов и их родителей возникло желание учиться именно в тех вузах и ни в каких других. В частности, в Казанском университете несколько лет назад усилилась работа на федеральном и внешнем рынках образовательных услуг по привлечению большего количества абитуриентов из других регионов страны и иных государств. Проводится большое число различных мероприятий, университет принимает участие в профильных выставках в разных городах страны, днях открытых дверей разного уровня и т. д. Параллельно с «выходом» на абитуриентов и их родителей продолжается работа по повышению медийной привлекательности вуза, ведь от рекламы сегодня зависит многое. Институты и юридический факультет КФУ «продвигают» себя и свои образовательные программы посредством СМИ, рекламы на других медийных площадках в городах и районах. Обо всех мероприятиях любой желающий может подробнее узнать на официальном сайте КФУ. Качество подачи информации там может стать темой отдельной статьи. В настоящей работе сосредоточимся на анализе качества программ профессиональной ориентации, действующих в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ.
Результаты
В настоящее время в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ данная работа осуществляется в течение всего учебного года в разных формах: школа молодого журналиста (ШМЖ, период обучения составляет семь месяцев), краткосрочные образовательные проекты («Школа молодого мультимедийщика», телевизионные мастерские), курсы по подготовке к внутренним творческим испытаниям, дни открытых дверей, творческие фестивали для школьников разного возраста, мастер-классы в рамках профильных смен в детско-юношеских лагерях. Отдельного внимания заслуживает методическое и преподавательское сопровождение профильных медийных классов в казанской школе № 18 (целевая аудитория - учащиеся 10-11 классов гуманитарного профиля, расписанием предусмотрены шесть уроков в неделю у каждого класса). Разрабатываются новые формы сотрудничества со школами и знакомства их учащихся с профессией журналиста.
Мы полагаем, что это делать нужно с 8-9 класса, поэтому, например, обучение в школе молодого журналиста рассчитано не только на абитуриентов текущего года. Ежегодно из нескольких десятков человек в группе около 45 % составляют учащиеся 9-10 классов. В это время еще нет активной подготовки к ЕГЭ, юношам и девушкам можно использовать свободное время на профориентацию, желательно изучать особенности сразу нескольких направлений деятельности, «примеряя» на себя плюсы и минусы каждого из них до тех пор, пока они не поймут, что им подходит.
Максимальное «погружение» в журналистское ремесло дают программы ШМЖ и медиаклассов в школе № 18. Цель ШМЖ - «формирование у слушателей представлений о работе журналиста как разносторонней творческой деятельности через ознакомление их с условиями, максимально приближенными к работе корреспондента редакции печатного издания. Концепция этой программы заключается именно в синтезе теоретических занятий преподавателей КФУ и практических мастер-классов известных журналистов» [4. С. 15]. Основными образовательными технологиями обучения являются творческие занятия и деловые игры, направленные на развитие познавательных способностей школьников и формирование у них навыков сбора и обработки информации, общения с собеседниками и написания текстов в информационных (по желанию и в аналитических) жанрах журналистики. Портфолио, на формирование которого слушатели ШМЖ работают весь период обучения, позволяет им участвовать в разных журналистских конкурсах-фестивалях и успешно проходить творческий конкурс на направления «Журналистика» и «Телевидение» не только в КФУ, но и в столичные университеты.
Анализ содержания образовательных программ профориентационной направленности Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ позволяет говорить о следующем.
1. Целевой аудиторией всех программ (которых, на наш взгляд, пока недостаточно) являются учащиеся старшего школьного возраста. Это объясняется необходимостью ежегодного набора студентов на первый курс бакалавриата. План приема: минимум 25 человек на каждый профиль («Периодическая печать», «Мультимедийная журналистика», «Международная журналистика» и некоторые другие из четырех направлений: «Журналистика», «Телевидение», «Медиакоммуникации» и «Реклама и связи с общественностью»). В прошлом году почти, а в нынешнем совсем нас лишили бюджетных мест на дневное отделение, потому у членов приемной комиссии и руководства было опасение не набрать отдельные группы. К счастью, план приема был выполнен (по отдельным профилям и перевыполнен), но, по сути, уже началась новая приемная кампания, на много бюджетных мест рассчитывать не стоит, нужно снова выходить на школьников и их родителей и популяризировать профессии, которым мы обучаем.
Однако пока не существует отдельных проектов для популяризации обучения в магистратуре, направленных на работу со студентами старших курсов разных направлений обучения. Отчасти данная деятельность организована в рамках обучения в школе молодого журналиста, в которой могут обучаться не только абитуриенты, но и все, кому интересно попробовать себя в качестве журналиста. Несколько последних лет среди слушателей ШМЖ встречаются студенты не медийных специальностей, люди с высшим образованием. Некоторые из них затем поступили в магистратуру не только КФУ, но и на факультеты журналистики столичных вузов (в случае отсутствия у нас интересующего их направления). Мы считаем, что популяризация магистерских программ должна отличаться от работы со школьниками, ведь целевая аудитория здесь - взрослые люди. Необходима четкая стратегия работы, интересные формы самопрезентации, которые пока не сформированы.
2. Все профессионально ориентированные программы можно классифицировать по времени продолжительности: долгосрочные (медиаклассы в школе № 18 и ШМЖ) и краткосрочные («Школа молодого мультимедийщика», школа телевидения «Олимп», курсы по подготовке к внутренним вступительным испытаниям творческой направленности). Долгосрочные проекты направлены на максимальное «погружение» каждого слушателя в профессию журналиста. В ШМЖ акцент сделан на практические занятия и тренинги, в медиаклассах - на лекции и практику. При этом педагогической задачей является демонстрация журналистики с разных сторон: и как публичной профессии, и как опасного рода деятельности, и как сферы деятельности, которая реально может помочь людям отстаивать интересы. В то же время мы обсуждаем и журналистику конъюнктурную, в основе которой находится материальная выгода редакции и авторов публикаций. Рассказывая
ребятам о разных моделях журналистики, мы стараемся обучать их поиску противоположных точек зрения на освещаемые социальные проблемы, смотреть на конфликты со стороны. Преподаватели КФУ дают в ШМЖ и в профильном медиаклассе в школе № 18 азы классической журналистики, в основу которой заложены: культ правды, сострадание обездоленным, внимание к человеку (а не к его должности), объективное освещение реальности, этические ценности и нормы. Возможно, современному работодателю - учредителю СМИ - многое из перечисленного не требуется, главным критерием может стать умение находить «горячие» темы и быстро писать рекламоемкие (то есть приносящие выгоду от рекламы) тексты. Однако, во-первых, профессиональная ориентация предусматривает знакомство абитуриентов с разными сторонами деятельности журналиста, во-вторых, на наш взгляд, преподаватель классического университета должен вести речь о классической журналистике в том ее виде, в каком она понимается в нашей стране и мире более трех столетий, а не в угоду различным сиюминутным интересам некоторых современных медийных бизнесменов.
В основе обучения долгосрочных профориентационных проектов Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ - внимание к журналистскому тексту: печатному (публикация) и визуальному (фото, видео, рисунки, коллажи, мемы, карикатуры и т. д.), а в краткосрочных программах обучения акцент сделан на мультиформатности современной подачи информации, технологиях, позволяющих каждому человеку сегодня быстро стать блогером или журналистом и даже «раскрутить» свой виртуальный творческий проект. Конечно, за 2-3 дня стать журналистом невозможно, наверное, даже понять специфику этого рода деятельности трудно. Тем не менее, и «Школа молодого мультимедийщика», и школа телевидения «Олимп» популярны не только среди абитуриентов, но и у студентов немедийных специальностей разных казанских вузов. Вектор обучения складывается из мастер-классов от ведущих журналистов Татарстана по разным аспектам современной журналистики. Все желающие могут создать блоги или подкасты, YouTube-канал и опубликовать свои первые произведения. За небольшой период обучения есть возможность не только углубить свои знания в области медиа, но и познакомиться со специалистами. Подобные формы обучения, которые условно можно назвать «журналистика как дважды два», могут стать хорошим началом творческой карьеры человека, помогая ему «взвесить» свои силы. Одни, «заболев» журналистикой, будут совершенствоваться и, кто знает, смогут вырасти в профессиональных авторов с большим числом подписчиков и читателей, другие, возможно, «вылечатся» и поймут, что журналистика не дело их жизни. Важно, что программа обучения дает участникам проектов понять: журналистика - это почти то, чем они уже занимаются в обычной жизни (ведут соцсети и электронные дневники, читают новости и т. д.). Мы полагаем, что такой подход способен увлечь и заинтересовать абитуриентов, особенно если преподавателям краткосрочных курсов постоянно приходится проводить параллели с обучением студентов в Высшей школе (например, «сейчас мы даем вам только основное, все самые передовые технологии вы сможете освоить, став студентами Высшей школы»).
3. Абитуриенты, обучающиеся по долгосрочным профориентационным программам, имеют возмжность в течение учебного года попробовать свои силы в нескольких журналистских ежегодных фестивалях. Например, в фестивале юношеских, молодежных СМИ и киностудий «Волжские встречи» (г. Чебоксары) и фестивале детско-юношеской и молодежной прессы «Золотое перо» (Республика Татарстан). В течение нескольких дней начинающие журналисты посещают мастер-классы от известных журналистов, выполняют практические задания, находят темы для публикаций, самостоятельно готовят материалы для номеров фестивальной газеты или сюжеты для телепрограммы. Создаваемые организаторами фестивалей насыщенная программа и условия постоянного цейтнота «проверяют» творческий уровень каждого. Написал текст, принес его в редакцию - молодец, возможно, будешь опубликован. Не успел или не захотел подготовить текст - твои проблемы. Если на «Волжских встречах» оценивается работа редакций СМИ за весь год, а дни фестиваля - это скорее постижение профессионального мастерства на практических занятиях, тренингах и мастер-классах, то на «Золотом пере» (одним из организаторов которого является Казанский федеральный университет) успех конкурсанта заключается именно в умении участвовать во всех мероприятиях и активно освещать их в СМИ фестиваля. По итогам работы профессиональное жюри определяет победителей в разных номинациях (их около двадцати) и двух обладателей Гран-при (авторов на русском и татарском языках), которым предоставляется
право бесплатно учиться в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ. За право стать лучшим из более чем ста участников нужно серьезно творчески побороться. Как правило, преподаватели ориентируют слушателей ШМЖ на этот фестиваль сразу после открытия школы. С декабря по май проходит работа по формированию творческого портфолио каждого обучающегося. Поскольку среди слушателей ШМЖ есть не только абитуриенты нынешнего или следующего годов (для них участие в фестивалях обязательно), но и учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ, то они могут создавать свое досье по своему графику и усмотрению. Непременное условие получения сертификата об окончании ШМЖ - публикация как в городских или республиканских, так и в учебных медиа, созданных в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ, не менее двух самостоятельно подготовленных материалов. Задача это несложная, выполняется всеми. Таким образом, за время обучения в ШМЖ каждый имеет возможность «погрузиться» в будущую профессию: самостоятельно выбрать или сформулировать социальную тему или увидеть проблему, собрать информацию, поработать с ее источниками, взять необходимые комментарии, написать текст, представить его на обсуждение в группе, выслушав замечания, отредактировать рукопись и предложить ее к публикации. Уровень СМИ значения не имеет, однако в последние годы некоторым слушателям удалось разместить свои заметки и репортажи в таких изданиях, как «Коммерсант», «Русский репортер» и «Комсомольская правда».
За 13 лет работы ШМЖ девять ее выпускников стали обладателями Гран-при республиканского фестиваля «Золотое перо», более 50 стали его лауреатами. Каждый год на направления «Журналистика» и «Телевидение» Казанского федерального и столичных вузов поступает около 80% выпускников ШМЖ, часть которых уже стала профессиональными журналистами, ребята защитили дипломы, работают в ведущих СМИ Татарстана и находят время на то, чтобы прийти в гости к начинающим журналистам и провести для них мастер-классы и практические занятия.
Выводы
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Существующие в настоящее время в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ профориентационные программы направлены на учащихся общеобразовательных школ и популяризируют профессию журналиста. Программы главным образом ориентированы на жителей Казани и ближайших районов. Администрации Высшей школы совместно с преподавательским составом необходимо продумать варианты расширения целевой аудитории, адаптирования образовательных программ под тех, кто проживает далеко от Казани, но хотел бы постигать азы журналистской профессии. Возможность заочного обучения с правом доступа учащихся к размещенным на сайте материалам необходимо предусмотреть. В конце освоения программы обучения можно собирать заочную группу в Казани, проверять знание материала, некоторых практических умений абитуриентов, вручать им сертификаты.
2. Медиаобразовательный потенциал занятий в ШМЖ и в профильном медиаклассе заключается в том, что в процессе обучения школьники постепенно учатся оперативно и качественно писать тексты в информационных жанрах журналистики, самостоятельно анализировать медиатексты, знакомятся с редакционным производством, постигают суть каждой должности в структуре редакции, пробуют себя в выпуске учебного мультимедийного СМИ. Мы считаем, что польза от таких занятий есть, поскольку позволяет абитуриенту понять: комфортно ли ему будет работать, сможет ли он писать по нескольку сочинений в день, искать социально значимые темы, добывать эксклюзивную информацию. Если да - добро пожаловать к нам, если нет, есть время заняться чем-то другим.
3. Мы полагаем, что эффективность профориентационной деятельности в области журналистики и рекламы и связей с общественностью сегодня возможна только в условиях максимального «погружения» абитуриентов в будущую профессиональную среду и честного разговора с ними о состоянии этих отраслей и авторитете их представителей в современном обществе. Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ необходим центр профориентационной работы (в названии возможны варианты), который бы объединил в себе все ее виды, контролировал качество образовательных программ и уровень преподавания. Дополнительными целевыми аудиториями должны стать студенты всех специальностей КФУ и других вузов страны и даже мира - потенциальные магистранты Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Помимо
этого, необходимо разработать новые курсы, состоящие из привлекательных для молодежи форм освоения материала: игр, квестов, экскурсий, деловых игр, учебных пресс-конференций, дискуссий и т. д. Думается, что привлечь и удержать внимание абитуриентов в настоящее время можно, постоянно заинтересовывая новым, мотивируя к получению новых знаний.
Список литературы
1. Андреева, Л. И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Л. И. Андреева. - Тольятти, 2010. - 462 с.
2. Арсланова, Р. Г. Профориентационная деятельность в образовательном пространстве лицея [Текст] / Р. Г. Арсланова // Казанский педагогический журнал. - Казань, 2012. - С. 56-64.
3. Астрицова, Е. В. Формирование профориентационных предпочтений старшеклассников: методический аспект [Текст] / Е. В. Астрицова // Символ науки. - 2015. - № 6. - С. 253-256.
4. Баканов, Р. П., Симкачева, М. В., Туманов, Д. В. В журналисты я пойду! [Текст] / Р. П. Баканов, М. В. Симкачева, Д. В. Туманов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 72 с.
5. Бекузарова, Н. В., Миронов, А. Г. Современные тенденции развития образовательного законодательства России в сфере профориентационной деятельности [Текст] / Н. В. Бекузарова, А. Г. Миронов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 12. - С. 297-301.
6. Бескова, Т. В. Педагогическая система формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. В. Бескова. -Саратов, 2004. - 175 с.
7. Буров, К. С. Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности [Текст] / К. С. Буров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2014. - Т. 6. № 4. - С. 33-40.
8. Зубакина, О. В. Социальное партнерство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассника: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О. В. Зубакина. - Москва, 2008. - 225 с.
9. Кондрашова, И. С., Жиркова, С. В. Сопровождение профессиональной карьеры и трудоустройства выпускников: французский и отечественный опыт [Текст] / И. С. Кондрашова, С. В. Жиркова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 4. - С. 77-82.
10. Кузнецова, В. Н. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В. Н. Кузнецова. - Саратов, 2008. - 144 с.
11. Миронов, А. Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях [Текст] / А. Г. Миронов // Казанский педагогический журнал. - 2015. -№ 6. - С. 86-91.
12. Мордовская, А. В., Панина, С. В., Макаренко, Т. В. Концепция развития профессиональной ориентации в Якутском государственном университете имени М. К. Амосова [Текст] / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. В. Макаренко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 10. - С. 119-132.
13. Мороз, Е. А. Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «школа - вуз»: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. А. Мороз. - Москва, 2005. - 204 с.
14. Мухамедова, Э. Ф. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки (сравнительно-сопоставительный анализ): дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Э. Ф. Мухамедова. - Пятигорск, 2005. - 232 с.
15. Официальная группа «PROНаука в КФУ» в социальной сети «В контакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/nightofsciencekfu (дата обращения: 23.09.2018).
16. Панченко, Е. Н. Система профориентационной работы на отделении «Социальная педагогика» Адыгейского государственного университета [Текст] / Е. Н. Панченко // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 6. - С. 160-161.
17. Потемкина, М. В. Медиарилейшнз в профориентационной деятельности образовательного учреждения [Текст] / М. В. Потемкина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. -№ 3. - С. 42-43.
18. Пшеничнов, А. Н. Формирование готовности к профориентационной работе с учащимися у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А. Н. Пшеничнов. - Шуя,
2009. - 190 с.
19. Ревякина, В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / В. И. Ревякина. - Барнаул, 2002. - 362 с.
20. Сазонов, И. А. Теория и практика профессиональной ориентации школьнико : дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / И. А. Сазонов. - Оренбург, 2001. - 386 с.
21. Сапрыгина, С. А., Игнатова, В. В. Культурные практики как средство профессионального самоопределения бакалавра [Текст] / С. А. Сапрыгина, В. В. Игнатова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. - Красноярск, 2015. - С. 21-26.
22. Сардушкина, Ю. А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентационной работы: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю. А. Сардушкина. - Самара,
2013. - 177 с.
23. Семенкова, Т. Н., Леухова, М. Г. Профориентационная деятельность вузов в условиях модернизации системы образования в России [Текст] / Т. Н. Семенкова, М. Г. Леухова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - Кемерово, 2008. - С. 63-68.
24. Сенцова, О. В., Ядловская, О. С. Инновационный проект по профориентационной деятельности: опыт реализации [Текст] / О. В. Сенцова, О. С. Ядловская // Профессиональное образование и рынок труда. - 2017. - № 3. - С. 42-44.
25. Сибгатова, К. И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа-колледж-предприятие»: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / К. И. Сибгатова. - Казань, 2011. - 202 с.
26. Симакова, С. И. Формирование медиакомпетенций школьников: взаимодействие педагогов и журфаков [Текст] / С. И. Симакова // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства: коллективная монография / Отв. ред. И. В. Жилавская, Т. Н. Владимирова. -М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - С. 265-271.
27. Степаненков, П. В. Информационно-коммуникативные технологии в профориентационной работе со старшеклассниками: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / П. В. Степаненков. - Москва,
2010. - 180 с.
28. Тимошенкова, О. А. Комплексная профориентационная деятельность - залог успешности образовательного учреждения [Текст] / О. А. Тимошкенкова // Образование. Карьера. Общество. -
2014. - № 3 (42). - С. 50-52.
PROFESSIONAL ORIENTATION WORK AT THE HIGHER SCHOOL OF JOURNALISM AND MEDIA COMMUNICATIONS OF KAZAN (VOLGA RIVER) FEDERAL UNIVERSITY: EXPERIENCE, IDEAS, PROSPECTS
Bakanov R. P., Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, [email protected]
The article identifies and characterizes the quality of education of young people in terms of content andfunctional content of educational programs in differentforms of career guidance activities currently implemented at the Higher school ofjournalism and media communications of Kazan (Volga) Federal University. Work is conducted in several directions and target audiences: school of the young journalist, journalism lessons in comprehensive schools, preparation for creative examinations in the Higher school of journalism and media communications, regional specialized creative competition-festival "Golden feather". Work continues on the creation of a permanent media quantorium for schoolchildren. With the help of informative and comparative methods, the author of this article found that currently effective can be called long-term career guidance programs (school of young journalist and media class at school № 18), because applicants can feel like journalists, constantly practicing creatively and studying the theory ofjournalism. If the activity of professional orientation of high school students is carried out constantly, the corresponding activities with students who study at different universities in all directions and specialties, very little. In our opinion, the activities to increase the attractiveness and recognition of
master's programs among students of the Higher school of journalism and media communications are very important and should be strengthened.
Key words: journalism, professional orientation, entrant, school, Higher school of journalism and media communications of KFU.
References
1. Andreeva, L. I. (2010), Professional'noe samoopredelenie shkol'nikov v usloviyah innovacionnojdeyatel'nosti obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya [=Professional self-determination of schoolchildren in the conditions of innovative activity of educational institution]: dis. ... d-ra ped. Nauk, Tol'yatti, 462 p. (in Russ.).
2. Arslanova, R. G. (2012), "Proforientacionnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom prostranstve liceya" [=Career guidance activities in the educational space ofthe Lyceum], in: Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [=Kazan pedagogical journal], Kazan', pp. 56-64 (in Russ.).
3. Astricova, E. V. (2015), "Formirovanie proforientacionnyh predpochtenij starsheklassnikov: metodicheskij aspect" [=Formation of career-oriented preferences of high school students: methodical aspect], in: Simvol nauki [=Symbol of science], Moskva, pp. 253-256 (in Russ.).
4. Bakanov, R. P., Simkacheva, M. V., Tumanov, D. V. (2017), "V zhurnalisty ya pojdu!" [=I'm going to a journalism!], Kazan', 72 p. (in Russ.).
5. Bekuzarova, N. V. and Mironov, A. G. (2013), "Sovremennye tendencii razvitiya obrazovatel'nogo zakonodatel'stva Rossii v sfere proforientacionnoj deyatel'nosti" [=Current trends in the development of Russian educational legislation in the field of career guidance], in: Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [=Bulletin of Krasnoyarsk state agrarian University], Krasnoyarsk, pp. 297-301 (in Russ.).
6. Beskova, T. V. (2004), Pedagogicheskaya sistema formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya v usloviyah dovuzovskogo obrazovaniya [=Pedagogical system of formation of professional self-determination of students in pre-University education]: dis. ... kand. ped. Nauk, Saratov, 175 p. (in Russ.).
7. Burov, K. S. (2014), "Soderzhanie vzaimodejstviya sub"ektov proforientacionnoj deyatel'nosti" [=The content of interaction of subjects of career guidance], in: Vestnik YUzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of South Ural state University], CHelyabinsk, pp. 33-40 (in Russ.).
8. Zubakina, O. V. (2008), Social'noe partnerstvo vuza kak faktor realizacii pedagogicheskoj i informacionnojpodderzhkiprofessional'nogo samoopredeleniya starsheklassnika [=Social partnership of the University as a factor of realization of pedagogical and information support of professional self-determination of a high school student]: dis. ... kand. ped. nauk, Moskva, 225 p. (in Russ.).
9. Kondrashova, I. S. and ZHirkova, S. V. (2013), "Soprovozhdenie professional'noj kar'ery i trudoustrojstva vypusknikov: francuzskij i otechestvennyj opyt" [=Support of professional career and employment of graduates: French and domestic experience], in: Social'no-ehkonomicheskieyavleniya i process [=Socio-economic phenomena and processes], Moskva, pp. 77-82 (in Russ.).
10. Kuznecova, V. N. (2008), Sovmestnaya rabota shkoly i vuza po professional'nomu samoopredeleniyu uchashchihsya [=Joint work of school and University on professional self-determination of students]: dis. ... kand. ped. nauk, Saratov, 144 p. (in Russ.).
11. Mironov, A. G. (2015), "Problemy organizacii proforientacionnoj deyatel'nosti obuchayushchihsya v sovremennyh usloviyah" [=Problems of organization of vocational guidance activities of students in modern conditions], in: Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [=Kazan pedagogical journal], Kazan', pp. 86-91 (in Russ.).
12. Mordovskaya, A. V., Panina, S. V. and Makarenko, T. V. (2010), "Koncepciya razvitiya professional'noj orientacii v YAkutskom gosudarstvennom universitete imeni M. K. Amosova" [=The concept of professional orientation development at Yakutsk state University named after M. K. Amosov], in: Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk state pedagogical University], CHelyabinsk, pp. 119-132 (in Russ.).
13. Moroz, E. A. (2005), Formirovanie gotovnosti starshih podrostkov k professional'nomu samoopredeleniyu v usloviyah predprofil'noj podgotovki v sisteme "shkola - vuz" [=Formation of readiness of older adolescents to professional self-determination in the conditions of pre-profile training in the "school-University"]: dis. ... kand. ped. nauk, Moskva, 204 p. (in Russ.).
14. Muhamedova, EH. F. (2005), Professional'no-pedagogicheskaya orientaciya starshih shkol'nikov v RossijskojFederacii i Soedinennyh SHtatahAmeriki (sravnitel'no-sopostavitel'nyjanaliz) [=Professional and pedagogical orientation of senior pupils in the Russian Federation and the United States of America (comparative analysis)]: dis. ... kand. ped. nauk, Pyatigorsk, 232 p. (in Russ.).
15. "Oficial'naya gruppa "PRONauka v KFU" v social'noj seti "V kontakte" [=Official group "Pronauka in KFU" in social network "Vkontakte", available at: https://vk.com/nightofsciencekfu, accessed 23.09.2018 (in Russ.).
16. Panchenko, E. N. (2006), "Sistema proforientacionnoj raboty na otdelenii «Social'naya pedagogika» Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta" [=Career guidance system at the Department of Social pedagogy of Adyghe state University], in: VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Adyghe state University], Majkop, pp. 160-161 (in Russ.).
17. Potemkina, M. V. (2014), "Mediarilejshnz v proforientacionnoj deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya" [=Media relations in career-oriented activities of the educational institution], in: Professional'noe obrazovanie i rynok truda [^Vocational education and the labour market], Moskva, pp. 42-43 (in Russ.).
18. Pshenichnov, A. N. (2009), Formirovanie gotovnosti k proforientacionnoj rabote s uchashchimisya u studentovpedagogicheskogo vuza [=Formation of readiness for career-oriented work with students of pedagogical University]: dis. ... kand. ped. nauk, SHuya, 190 p. (in Russ.).
19. Revyakina, V. I. (2002), Teoriya i praktika doprofessional'nojpodgotovki starsheklassnikov k pedagogicheskoj deyatel'nosti: na materiale pedagogicheskih klassov [=Theory and practice of pre-professional preparation of high school students for teaching: on the material of pedagogical classes]: dis. ... d-ra ped. nauk, Barnaul, 362 p. (in Russ.).
20. Sazonov, I. A. (2001), Teoriya ipraktikaprofessional'noj orientacii shkol'nikov [=Theory and practice of professional orientation of schoolchildren]: dis. ... d-ra ped. nauk, Orenburg, 386 p. (in Russ).
21. Saprygina, S. A. and Ignatova, V. V. (2015), "Kul'turnye praktiki kak sredstvo professional'nogo samoopredeleniya bakalavra" [=Cultural practices as a means of professional self-determination of bachelor], in: Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy [=Professional self-determination of innovative region youth: problems and prospects], Krasnoyarsk, pp. 21-26 (in Russ.).
22. Sardushkina, YU. A. (2013), Vzaimodejstvie shkoly i vuza kakfaktorpovysheniya rezul 'tativnosti proforientacionnoj raboty [=Interaction between school and University as a factor of increasing the effectiveness of career guidance]: dis. ... kand. ped. nauk, Samara, 177 p. (in Russ.).
23. Semenkova, T. N. and Leuhova, M. G. (2008), "Proforientacionnaya deyatel'nost' vuzov v usloviyah modernizacii sistemy obrazovaniya v Rossii" [=Career guidance activities of universities in the modernization of the education system in Russia], in: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [=Bulletin of Kemerovo state University of culture and arts], Kemerovo, pp. 63-68 (in Russ.).
24. Sencova, O. V. and YAdlovskaya, O. S. (2017), "Innovacionnyj proekt po proforientacionnoj deyatel'nosti: opyt realizaciiz" [=Innovative project on career guidance: implementation experience], in: Professional'noe obrazovanie i rynok truda [=Vocational education and the labour market], Moskva, pp. 42-44 (in Russ.).
25. Sibgatova, K. I. (2011), Proforientacionnaya rabota v integrirovannoj sisteme "shkola-kolledzh-predpriyatie" [=Career guidance work in the integrated system "school-College-enterprise"]: dis. ... kand. ped. nauk, Kazan', 202 p. (in Russ.).
26. Simakova, S.I. (2014), "Formirovaniye mediakompetentsiy shkol'nikov: vzaimodeystviye pedagogov i zhurfakov" [=Formation of media competence of schoolchildren: the interaction of teachers and journalism], in: Mediaobrazovaniye kakfaktor optimizatsii rossiyskogo mediaprostranstva: kollektivnaya monografiya, Otv. red. I. V. Zhilavskaya, T. N. Vladimirova [=Media Education as a Factor of Optimization of Russian Media Space: A Collective Monograph, Ed. ed. I. V. Zhilavskaya, T. N. Vladimirova], M.: RIC MGGU them. M.A. Sholokhova, pp. 265-271 (in Russ.).
27. Stepanenkov, P. V. (2010), Informacionno-kommunikativnye tekhnologii v proforientacionnoj rabote so starsheklassnikami [=Information and communication technologies in career-oriented work with high school students]: dis. ... kand. ped. nauk, Moskva, 180 p. (in Russ.).
28. Timoshenkova, O. A. (2014), "Kompleksnaya proforientacionnaya deyatel'nost' - zalog uspeshnosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya" [=Complex career guidance activity is the key to the success of an educational institution], in: Obrazovanie. Kar 'era. Obshchestvo [=Education. Career. Society], Moskva, pp. 50-52 (in Russ.).
Баканов Роман Петрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет.