Научная статья на тему 'Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи'

Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAREER GUIDANCE CENTER / CAREER-ORIENTED REGIONAL NETWORK / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER-CENTERED PERSON / SELF-REALIZATION / INDIVIDUAL CAREER TRAJECTORY / OLYMPIAD MOVEMENT / ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троешестова Дарья Анатольевна, Васильева Ольга Николаевна

В статье обосновывается необходимость организации профориентационной работы в многопрофильном региональном университете в условиях интенсивного развития системы российского высшего образования, формулируются цели и задачи этой деятельности. Раскрывается разносторонний опыт работы центра профориентации и центра по работе с одарённой молодёжью Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова по реализации проектов «Университетские субботы», «Университет для детей», «Инженерные классы», «Малый физмат ЧГУ», «Педагоги на производство». Описывается уникальный опыт организации олимпиад и творческих проектных конкурсов для школьников, проводимых совместно с инновационными предприятиями Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троешестова Дарья Анатольевна, Васильева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STUDENT CAREER GUIDANCE AND SUPPORT OF TALENTED YOUTH AT THE UNIVERSITY

The article substantiates the necessity ofcareer guidance work organization at multidisciplinary regional university. The paper formulates the goals and main tasks of this activity. The authors describe the work of the Career guidance center and the Center for work with gifted youth of the Chuvash State University on the following projects: "University Saturdays", "University for Children", "Engineering Classes", "Minor physical and mathematical faculty of the ChSU", "Teachers to Production". The article sums up the unique experience ofholding Olympiads and creative project competitions for schoolchildren in cooperation with innovative enterprises ofthe Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи»

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ПРИВЛЕЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ

ТРОЕШЕСТОВА Дарья Анатольевна - канд. физ.-мат. наук, доцент, руководитель центра по работе с одарённой молодёжью. E-mail: [email protected] ВАСИЛЬЕВА Ольга Николаевна - руководитель центра профориентации. E-mail: [email protected]

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия Адрес: 428015, Чебоксары, Московский проспект, 15

Аннотация. В статье обосновывается необходимость организации профориентационной работы в многопрофильном региональном университете в условиях интенсивного развития системы российского высшего образования, формулируются цели и задачи этой деятельности. Раскрывается разносторонний опыт работы центра профориентации и центра по работе с одарённой молодёжью Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова по реализации проектов «Университетские субботы», «Университет для детей», «Инженерные классы», «Малый физмат ЧГУ», «Педагоги - на производство». Описывается уникальный опыт организации олимпиад и творческих проектных конкурсов для школьников, проводимых совместно с инновационными предприятиями Чувашской Республики.

Ключевые слова.: центр профориентации, профориентационная региональная сеть, профессиональное самоопределение, профессионально ориентированная личность, самореализация личности, индивидуальная карьерная траектория, олимпиадное движение

Для цитирования: Троешестова Д.А, Васильева О.В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодёжи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 125-131.

В условиях интенсивного развития обра- многопрофильные университеты, которые зовательного пространства в России форми- берут на себя роль центров профориентаци-руется гибкая система непрерывного про- онной региональной сети [3]. фессионального образования, развивающая В федеральной целевой программе разви-человеческий потенциал, обеспечивающая тия образования на 2016-2020 гг. определены текущие и перспективные потребности со- задачи развития научно-образовательной и циально-экономического развития регио- творческой среды в образовательных органов. Перед региональными университетами низациях, эффективной системы дополни-стоит задача разработки и внедрения раз- тельного образования детей, определены личных форм сетевого взаимодействия с конкретные шаги. Эти меры, безусловно, предприятиями реального сектора экономи- должны способствовать формированию про-ки [1]. Вузы региона напрямую заинтересо- фессиональной направленности личности. ваны в целенаправленной подготовке высо- Стратегия опережающего образования пред-коклассных специалистов для предприятий, полагает такой подход к профориентацион-которая должна начинаться не со студенче- ной работе, при котором школьник имеет ской скамьи, а со средней ступени школь- высокий уровень профессионального само-ного образования [2]. В связи с этим «центр определения и достаточно чётко видит свое тяжести» профориентационной работы в место на рынке труда [4]. Именно поэтому регионах постепенно смещается от школ в одним из важнейших направлений профори-

ентационной работы университета является формирование эффективного взаимодействия со средними образовательными учреждениями, с одной стороны, и перспективными работодателями региона - с другой.

Координацию деятельности органов власти, учебных заведений и предприятий республики в целях обеспечения методической и информационно-технологической базы для ранней профориентации, выявления и сопровождения талантливых детей и молодёжи в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова успешно осуществляют Центр профориентации и Центр по работе с одарённой молодёжью. Совместная работа этих центров направлена на решение следующих задач:

• создание системы ранней профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций Чувашской Республики, популяризация передовых научных знаний и перспективных профессий;

• развитие школьного и студенческого олимпиадного движения при участии ведущих инновационных предприятий региона по ряду образовательных областей, включая метапредметные олимпиады и конкурсы проектов;

• развитие системы сопровождения талантливых школьников, включающей в себя региональную сеть инновационных площадок по формированию у них навыков проектной и исследовательской деятельности и профильные «университетские» классы;

• формирование системы дополнительного образования, ориентированной на выявление одаренной молодёжи; расширение спектра реализуемых образовательных программ и повышение профессиональной компетенции педагогов.

Чувашским государственным университетом заключено более 50 договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями Чувашии и соседних регионов. В рамках соглашений о сотрудничестве в области образования и науки, заключенных с администрациями городов Чебоксары, Новочебоксарск,

Алатырь, Шумерля, университетом реализуется целый комплекс мер по организации системы профориентации школьников, выявления и сопровождения одарённой молодёжи.

В своей работе центры используют информационный, диагностико-консультаци-онный, проектно-развивающий и активизирующий подходы.

Информационный подход реализуется через информирование учащихся о перспективных профессиях, о направлениях подготовки и специальностях, содержании образовательных программ, особенностях учебного процесса, возможностях дополнительного образования на базе университета, предприятиях-партнёрах, предоставляющих рабочие места выпускникам университета, рынке труда республики и способах построения индивидуальной карьерной траектории. Кроме традиционных мероприятий, таких как дни открытых дверей, встречи со специалистами предприятий и представителями университета, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова использует новые формы работы со школьниками: «Деловой завтрак с ректором» - встречи за круглым столом учащихся выпускных классов с ректором университета; открытые лекции -например, «Введение в 1Т-специализацию»; круглые столы с призёрами университетских конкурсов и олимпиад. В рамках договора о сотрудничестве между администрацией города Чебоксары и университетом реализуется проект «Университетские субботы»: ведущие преподаватели университета выступают с открытыми лекциями для учеников 9-11-х классов школ города. Большой популярностью среди учащихся школ республики пользуются экскурсии на предприятия-партнёры университета, в факультетские исследовательские центры и лаборатории. Ведущие инновационные предприятия республики, такие как ЗАО «ЧЭАЗ», ООО «НПП "ЭКРА"», ООО «Кейсистемс», НПП «Динамика», ООО «Ре-лематика», НПП «Бреслер», ООО «Миконт», ЗАО «Чебоксарское предприятие "Сеспель"», активно сотрудничают с университетом в об-

ласти профориентации школьников. С 2016 г. университетом совместно с управлением образования администрации Чебоксар реализуется проект «Педагоги - на производство», в рамках которого для учителей общеобразовательных учреждений организуются экскурсии на ведущие предприятия региона. Цель экскурсий - знакомство с организацией современного производства, перспективными и востребованными профессиями, что позволит педагогам в дальнейшем более эффективно оказывать помощь в профессиональном самоопределении учащихся.

Диагностико-консультационный подход реализуется прежде всего посредством анкетирования, профтестирования, интервьюирования, собеседования. К этой работе привлекаются психологи-консультанты - преподаватели факультета управления и социальных технологий. В университете функционирует система психолого-педагогической поддержки абитуриентов, включающая в себя диагностику индивидуальных свойств личности абитуриента, подбор направления и профиля подготовки, проектирование основных элементов карьеры в предполагаемой профессиональной деятельности [5]. В помощь абитуриентам на сайте университета действует консультационная онлайн-систе-ма «Калькулятор ЕГЭ». Работает программа психолого-педагогической поддержки первокурсников [6].

Проектно-развивающий подход, направленный на формирование у школьников знаний, умений и навыков, необходимых для овладения будущей профессией, реализуется через их участие в различных тренингах, мастер-классах, интерактивных занятиях, квестах, творческих конкурсах. Большой популярностью у школьников пользуются тренинги и деловые игры, позволяющие им представить себя в различных профессиональных ролях, научиться работе в команде, развить лидерские качества. В качестве примера можно привести тренинги «Я и моя будущая профессия», «Развитие коммуникативных навыков и бесконфликтного обще-

ния», «Достижение цели», «Тренинг лидерства», «Секреты развития успешности».

Одним из масштабных проектов университета стал «Университет для детей», в рамках которого преподаватели и студенты разных факультетов выезжают в школы и проводят со школьниками мастер-классы, знакомящие их с разными направлениями подготовки в вузе, а также со сферой будущей профессиональной деятельности. Проект ежегодно охватывает около 2000 учащихся 3-7-х классов школ республики. «Безопасный Интернет», «Правовая азбука», «Профессия "врач"», «На приеме у стоматолога», «Занимательная география», «Математический КВН», «Энергия ветра», «Лингвистический бой» - такие игры и мастер-классы не только знакомят школьников с профессиями, но и развивают их познавательную и эмоционально-волевую сферу, навыки коммуникации и социальной адаптации.

Важным элементом профориентацион-ной работы, осуществляемой университетом, является деловая игра-квест «Траектория», которая проводится в дни открытых дверей. Квест представляет собой активную игру, в которой команда школьников, используя свои знания, интеллект, смекалку, должна выполнить ряд заданий и пройти по заданной траектории за минимальное время. Задания квеста разрабатываются студентами и ориентированы на знакомство будущего абитуриента со спецификой того или иного факультета, а заодно и на посещение учебных аудиторий и лабораторий вуза.

Активизирующий подход тесно связан с проектно-развивающим и используется в работе со школьниками по исследовательским и творческим проектам, подготовке к предметным олимпиадам. Его цель - формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному профессиональному самоопределению, к построению индивидуальной карьерной траектории [7]. На сегодняшний день университет проводит ежегодно двадцать предметных олимпиад для школьников. Ключевыми являются

Олимпиада Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по математике, физике, химии и русскому языку для учащихся 10-11-х классов при поддержке Инновационного электротехнического кластера ЧР и ПАО «Химпром»; метапредмет-ная олимпиада «Надежда электротехники Чувашии» по математике и физике - уникальный совместный проект с ОАО «ЧЭАЗ» и ООО «НПП "ЭКРА"». Победители и призёры при поступлении в ЧГУ им. И.Н. Ульянова получают 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ, возможность обучения по целевым договорам, дополнительную стипендию ректората ЧГУ и именную стипендию ОАО «ЧЭАЗ» и ООО «НПП "ЭКРА"».

Ряд университетских мероприятий ежегодно включается в Перечень мероприятий для школьников Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики: Региональный фестиваль студентов и молодёжи «Человек. Гражданин. Учёный. (Ч.Г.У.)», Всероссийская научная студенческая конференция по техническим, гуманитарным и естественным наукам (с участием школьников), Республиканская научно-практическая конференция-конкурс «Чувашская Республика в математических задачах» и другие. Совместно с Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики университетом организована работа по подготовке учащихся 9-11-х классов к муниципальному, региональному и заключительному этапам Всероссийской олимпиады школьников. На факультетах функционируют 33 кружка для школьников и 26 кружков для студентов, 14 студенческих конструкторских бюро.

В целях популяризации технических направлений подготовки, развития интереса к научно-техническому творчеству и инновационной деятельности Чувашский государственный университет проводит творческие конкурсы для старшеклассников и учащихся средних профессиональных организаций. Так, творческий конкурс «1Т-Ринг» собирает участников, увлекающихся информационны-

ми технологиями. Школьники, интересующиеся машиностроением, проверяют свои знания в области создания машин и материаловедения в конкурсе «Техно 21». Для тех, кто пробует свои силы в современных технологиях связи, устройствах сбора и обработки данных, проводится конкурс «Электроника 4.0». Школьники, углубленно изучающие математику, физику, информатику, состязаются в командном турнире «Битва лицеев». Организаторами подобных мероприятий совместно с вузом выступают предприятия-работодатели. Призёры этих конкурсов, помимо ценных призов, получают возможность к своим результатам ЕГЭ прибавить дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в университет.

Совместно с управлением образования города Чебоксары университет начал реализацию значимого для республики проекта «Инженерные классы». Вузовские преподаватели проводят лабораторные и практические занятия для школьников как непосредственно в школах, так и на базе университета, а также на производственных площадках ведущих предприятий и организаций региона. Программа занятий включает в себя лабораторные занятия по физике, освоение языков программирования, изучение черчения, инженерной графики и 3D-моделирования, практикум по промышленной электронике, энергосбережению и др.

Значимым образовательным и социальным проектом для республики стал созданный в университете в 2014 г. Малый физико-математический факультет (Малый физмат ЧГУ). Он является уникальной образовательной средой развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся 1-11-х классов и средством введения одарённых детей в пространство науки. На занятиях Малого физмата широкоиспользуется материально-техническая база университета, позволяющая реализовывать прикладную направленность программ, развивать естественнонаучное мышление школьников и поддерживать их интерес к научному познанию [8]. Наряду

с образовательными мероприятиями, такими как физико-математические школьные форумы, научно-популярные лекции, круглые столы с участием учителей общеобразовательных организаций, Малый физмат проводит интеллектуальные праздники для детей и их родителей.

В университете успешно реализуется новый формат дополнительного образования детей - сезонные каникулярные школы. На сегодняшний день более 1000 детей ежегодно проходят обучение в осенних, зимних, весенних, летних школах «Математика+Ег^НзЬп), «Первый эксперимент», «Грамотей», «Занимательное литературоведение», «Школа медицины», «Школа юного предпринимателя», «Проба пера», «Юный архитектор», «Историко-туристический лагерь» и многих других. Эти школы - одна из форм созданной университетской системы по выявлению и сопровождению интеллектуально и творчески одарённых детей.

Представленный выше опыт Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова свидетельствует об актуальности и эффективности сетевого взаимодействия многопрофильного университета с образо-

вательными организациями и предприятиями региона в организации профориентационных мероприятий и работы по сопровождению талантливой молодёжи. Системный подход, реализуемый специальными структурными подразделениями университета: центром профориентации и центром по работе с одарённой молодёжью, - обеспечивает повышение мотивации при выборе школьниками профессий, востребованных в Чувашской Республике. Таким образом, успешно решается задача наращивания интеллектуального и человеческого потенциала региона путем сохранения талантливых абитуриентов и выпускников вуза в республике.

Литература

1. Александров А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 7-13.

2. Троешестова Д.А. Роль вуза в профессиональном самоопределении одаренных обучающихся - будущих кадров для региональной экономики // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект).

Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 62-64.

3. Стронгин Р.Г, Чупрунов Е.В. Университет как центр профориентации и социализации личности // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 5-13.

4. Александров А.Ю. Взаимодействие школы и вуза // Высшая школа XXI века: альманах. 2015. С. 115-125.

5. Петров Н.А, Троешестова Д.А. Организация психолого-педагогического сопровождения абитуриентов // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 90-96.

6. Александров А.Ю, Григорьева Н.В., Николаев Е.Л., Петунова С.А., Троешестова Д.А. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в образовательной среде вуза: учеб. пособие / Отв. ред. Е.Л. Николаев. Чебоксары. 2016. 236 с.

7. Троешестова Д.А. Система педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников на базе регионального вуза // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: материалы VIII Международной учебно-методической конференции / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. 2016. С. 465-469.

8. Троешестова Д.А., Васильева Е.В. Малые факультеты вузов в индивидуальном образовательном маршруте одаренных детей // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: материалы VII Международной учебно-методической конференции / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. 2015. С. 267-270.

Статья поступила в редакцию 02.06.17.

Принята к публикации 16.06.17.

SYSTEM OF STUDENT CAREER GUIDANCE AND SUPPORT OF TALENTED YOUTH AT THE UNIVERSITY

Dariya A. TROESHESTOVA - Cand. Sci. (Phys. and Math.), Assoc. Prof., Head of the center for work with gifted youth, e-mail: [email protected]

Olga N. VASIL'EVA - Head of the Career guidance center, e-mail: [email protected]

I.N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Address: 15, Moskovskii Prosp., Cheboksary, 428015, Russian Federation

Abstract. The article substantiates the necessity ofcareer guidance work organization at multidisci-plinary regional university. The paper formulates the goals and main tasks ofthis activity. The authors describe the work of the Career guidance center and the Center for work with gifted youth of the Chuvash State University on the following projects: "University Saturdays", "University for Children", "Engineering Classes", "Minor physical and mathematical faculty of the ChSU", 'Teachers - to Production". The article sums up the unique experience ofholding Olympiads and creative project competitions for schoolchildren in cooperation with innovative enterprises ofthe Chuvash Republic.

Keywords: career guidance center, career-oriented regional network, professional self-determination, career-centered person, self-realization, individual career trajectory, Olympiad movement Cite as: Troeshestova, D.A., Vasil'eva, O.N. (2015). [System ofStudent Career Guidance and Support of Talented Youth at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 125-131. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Aleksandrov, A.Yu. (2016). [Advanced Development Management ofEducational Space]. Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI]. No. 3 (58), pp. 7-13. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Troeshestova, D.A. (2016). [The Role ofthe University in the Professional Self-Determination ofGifted Students - Future Cadres for the Regional Economy]. In: Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya kon-ferentsiya "Professional'noe obrazovanie i zanyatost' molodezhi: XXI vek.. Problema operezhayushchei podgotovki kadrov dlya rossiiskoi ekonomiki (regional'nyi aspekt)" [Vocational Education and Youth

Employment: XXI Century. The Problem of Advanced Training of Personnel for the Russian Economy (Regional Aspect)]. Kemerovo: KRIRPO Publ., pp. 62-64. (In Russ.)

3. Strongin, R.G., Chuprunov, E.V. (2017). [University as a Network Center for Vocational Guidance and Socialization of an Individual]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2 (209), pp. 5-13. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Aleksandrov, A.Yu. (2015). [Interaction Between School and University]. Vysshaya shkola XXI veka: almanakh [High School of the XXI Century: Almanac]. Pp. 115-125. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Petrov, N.A., Troeshestova, D.A. (2014). [Organization of Psychological and Pedagogical Support of University Entrants]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11, pp. 90-96. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Aleksandrov, A.Yu., Grigor'eva, N.V., Nikolaev, E.L., Petunova, S.A., Troeshestova, D.A. (2016). Psikho-logicheskoe soprovozhdenie adaptatsii pervokursnikov v obrazovatel'noi srede vuza [Psychological Support for the Adaptation ofFirst-Year Students in the Educational Environment ofthe University]. Cheboksary: Chuvash University Publ., 236 p. (In Russ.)

7. Troeshestova, D.A. (2016). [The System ofPedagogical Support for Professional Self-Determination ofGifted Schoolchildren on the Basis of a Regional University]. In: VIII Mezhdunarodnaya uchebno-metodicheskaya konferentsiya "Sovershenstvovanie sistemy vysshego obrazovaniya: opyt i perspektivy" [Development of the System of Higher Education: Experience and Prospects: VIII Int. Educational and Methodical Conf.]. A.Yu. Aleksandrov, E.L. Nikolaev (Eds). Cheboksary: Chuvash University Publ., pp. 465-469. (In Russ.)

8. Troeshestova. D.A., Vasil'eva. E.V. (2015). [Minor Faculties of Universities in Individual Educational Routes of Gifted Children]. In: VII Mezhdunarodnaya uchebno-metodicheskaya konferentsiya "Vysshaya shkola Rossii fxred vyzovami sovremennosti: perspektivy razvitiya" [Higher School ofRussia Facing the Challenges of Modernity: the Prospects for Development: VII Int. Educational and Methodical Conf.]. A.Yu. Aleksandrov, E.L. Nikolaev (Eds). Cheboksary: Chuvash University Publ., pp. 267-270. (In Russ.)

The paper was submitted 02.06.17. Accepted for publication 16.06.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.