www.volsu.ru
ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 378.016:37.048.45 ББК 74.484.4
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ИНСТИТУТА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Юлия Сергеевна Половинкина
Старший преподаватель кафедры экологии и природопользования, Волгоградский государственный университет, [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Анна Викторовна Холоденко
Кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и природопользования, Волгоградский государственный университет a.v.kholodenko@bk. т, econecol@volsu. т
просп.Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
«ч о
г Светлана Николаевна Шевцова
К
О Ассистент кафедры психологии, Ц Волгоградский государственный университет
^ [email protected], [email protected]
Я просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
я.
Аннотация. В статье представлена динамика контингента студентов 1-го кур-
о
й са по направлениям подготовки института естественных наук за 5 лет. Рассмотре-
§ ны основные формы профориентационной деятельности, применяемые институтом
^ естественных наук Волгоградского государственного университета для привлече-
. ния контингента на направления подготовки бакалавров. Анализ эффективности при-
2 меняемых форм профориентационной деятельности по результатам анкетирования
§ студентов, поступивших в 2015 г., выявил приоритетные формы профориентации
| для естественнонаучных направлений высшего профессионального образования.
§ Также рассмотрены перспективы дальнейшего развития профориентационной дея-
§ тельности в институте естественных наук Волгоградского государственного уни-
^ верситета.
Ключевые слова: Волгоградский государственный университет, институт естественных наук, профориентационная работа, бакалавриат.
Привлечение абитуриентов является принятой практикой формирования контингента обучающихся и реализуется в рамках такого самостоятельного направления работы, как профориентационная деятельность. Профориентация была определена как одно из стратегических направлений при становлении института естественных наук в структуре Волгоградского государственного университета [4].
В настоящее время институт естественных наук (ИЕН) Волгоградского государственного университета (ВолГУ) обеспечивает подготовку бакалавров по 5 направлениям, магистров по 4 направлениям (рис. 1). С 2015 г. к реализуемым направлениям добавились специальность «Биоинженерия и биоинформатика» и бакалавриат, и магистратура по направлению «Инноватика».
Наиболее активно профориентационная работа ведется по направлениям подготовки бакалавров. В ИЕН реализуются следующие направления подготовки бакалавров: «Биология», «География», «Картография и геоинформатика», «Психология», «Экология и природопользование». Динамика контингента поступивших на курс за период с 2011 по 2015 гг. представлена на рисунке 2.
В период с 2011 по 2013 гг. изменений в количестве поступающих практически не наблюдалось. В 2014 г. отмечен рост числа студентов 1 курса в институте естественных наук. Это связано с открытием нового направления подготовки «Картография и геоинформатика», а также с выделением большего количества бюджетных мест по направлению подготов-
200
180 -
160 140 120 100 80 60 40 20 0
2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Количество студентов ИЕН, зачисленных на 1 курс
Психология Биология
А география X Экология и природопользование
Ж Картография
Рис. 2. Количество поступивших на 1 курс на направления подготовки бакалавров ИЕН за 2011-2015 гг. 5 4 Ю. С. Половинкина, А.В. Холоденко Анализ эффективности профориентационной работы института
ки «Экология и природопользование». В 2015 г. количество поступивших на 1 курс осталось примерно наравне с 2014 годом.
Основная часть контингента обучается за счет средств федерального бюджета на местах, выделяемых Министерством образования и науки РФ на каждый учебный год. На договорную форму приходится в среднем около 20 % от количества поступающих на 1 курс. Отношение числа договорников в 2011 г. составляло примерно 1/5 от числа бюджетных студентов. В 2012 г. в связи с уменьшением количества бюджетных мест наблюдалось увеличение количества договорных студентов 1 курса, в основном за счет поступивших на направление подготовки бакалавров «Психология» и «Биология». В 2013 г. большее количество поступивших на бюджетные места по сравнению с бюджетными осталось только по направлению «Психология». В 2014 г. отмечалось резкое снижение количества договорных студентов и возвращение данного показателя к цифрам 2011 года. В 2015 г. произошло резкое снижение студентов, поступающих на условиях полной компенсации затрат.
Профориентационная работа в ИЕН представлена следующими формами: распространение рекламно-издательских материалов по направлениям подготовки института (буклеты, листовки) посредством адресной рассылки по средним образовательным учреждениям г. Волгограда и Волгоградской области и персональной рассылки победителям и участникам предметных олимпиад университета и участникам Волгоградского областного учебно-оздоровительного лагеря для одаренных старшеклассников «ИНТЕГРАЛ» с привлечением выпускников школ, являющих-
ся студентами ИЕН; публикация материалов о направлениях подготовки в региональных СМИ; проведение Дней открытых дверей и ежегодного «Фестиваля науки» в Волгоградском государственном университете; реализация профориентационных выездах по школам г. Волгограда и Волгоградской области силами профессорско-преподавательского состава института; предоставление актуальной информации об институте и направлениях деятельности выпускающих кафедр на официальном сайте ВолГУ; работа со школьниками в рамках действующих школ «Юный географ» и «Юный биолог», кружков «Я - эколог» и «Практическая психология»; проведение открытых олимпиад «ШАГ в ВолГУ» по биологии, географии и экологии; участие преподавателей института в работе летних профильных смен «Интеграл» для одаренных старшеклассников.
В целях анализа эффективности форм профориентационной работы в ИЕН с 2013 г. проводится ежегодное анкетирование студентов бакалавриата, поступивших на 1 курс. В 2015 г. количество респондентов, привлеченных к анкетированию составило 120 человек из 135 зачисленных на 1 курс. Также в анкетировании приняли участие 27 из 28 студентов специальности «Биоинженерия и биоинформатика», поступивших в 2015 году.
В рамках анкетирования анализировались следующие вопросы:
1) выбор направления профессиональной деятельности;
2) мотивация абитуриентов по выбору ВУЗа и естественнонаучного направления высшего профессионального образования;
3) востребованность источников информации o направлениях подготовки;
Рис. 3. Количество студентов 1 курса ИЕН, принимавших участие в анкетировании в 2015 г.
4) география поступающих по муниципальным районам Волгоградской области, субъектам РФ и странам ближнего зарубежья.
Как правило, при выборе будущей профессии абитуриент ориентируется на мнение родителей, друзей, учителей, профессиональных консультантов от вуза. При этом результаты анкетирования показали, что превалирующее большинство опрошенных приняли самостоятельное решение по выбору направления профессиональной деятельности. Это подтверждается ранжированием приоритетов по ожиданиям от будущей профессии (рис. 4). Примерное равное значение получили 5 из предложенных вариантов ответа (интересная работа- 15 %, работа по специальности - 12 %, востребованность специальности и желание помогать людям/природе - по 8 % соответственно, высокий материальный доход - 6 %; совокупность указанных факторов - 15 %).
Актуальность самостоятельного выбора и профессиональное самоопределение расмат-ривается как наиболее значимый фактор в процессе принятия решения o будущей профессии. Что отмечается многими исследователями (Н.Ф. Гейтан, О.А. Зимовина, Т.В. Кудрявцев, К.К. Платонов, Л.С. Славина и др.) механизмов формирования профессиональных намерений у абитуриентов[6].
При этом свой выбор профессиональной деятельности студенты связывают с естественнонаучным направлением. Основным
фактором такой мотивации является интерес к изучению биологии, географии как предметов базового среднего полного общего образования, желание участвовать в решении экологических проблем и проблем во взаимоотношениях внутри общества.
Ключевой мотивацией при выборе вуза является его престиж и место в рейтингах. К другим значимым критериям относятся наличие бюджетных мест, в том числе на определенные направления подготовки, и качество преподавания [3]. Так считают 43,5 % проанкетированных студентов ИЕНа (см. рис. 5). Волгоградский государственный университет востребован абитуриентами, что подтверждается высоким статусом вуза, включенного в Т0П-100 лучших вузов по версии агентства «Эксперт РА», Национальный рейтинг университетов «Интерфакс» и международный рейтинг QS БРИКС. Второе место в приоритетах по выбору вуза обусловлено комплексом факторов, включая удобство расположения и близость к месту проживания, благоприятные личные впечатления от знакомства с университетом, положительные отзывы друзей и других обучающихся.
В профориентационной деятельности важным параметром эффективности является качество источников информации о вузе и направлениях подготовки. В настоящее время активно используются социальные сети как источники информации и средство професси-
Карьерный рост Высокий материальный доход Интересная работа Перспективность/... Помогать людям/природе Работать по специальности Научная деятельность Путешествия, экпедиции Другое Не ответил и Множественный выбор
■ 1
10
^КйН^ ■ 1 >
^■■■Msü 1)
\ \
.9
I Количествостудентов
О 5 10 15 20 25
Рис 4. Ожидания студентов 1 курса ИЕН от будущей профессии (количество человек)
Рис. 5. Выбор ВолГУ как профильного вуза по естественнонаучным направлениям
в Волгоградской области
ональной ориентации абитуриентов. Это обусловлено высокой значимостью ресурсов Интернета для общения в молодежной среде [2].
Большинство опрошенных отмечают высокую информативность и доступность информации официального сайта ВолГУ (см. рис. 6). Вторым по популярности ответом является комплексность источников информации от социальных сетей до рекламно-издательской продукции, акцентируя значимость консультации с представителями ИЕН в процессе выбора будущей профессии.
Результативность профориентационной работы хорошо иллюстрируется количеством поступивших, проживающих на территории Волгоградской области в различной степени удаленности от областного центра и других субъектов РФ. Так, в 2015 г. контингент обучающихся состоит на 52,4 % из жителей г. Волгограда и г. Волжского, 32 % - Волгоградской области, 14,3 % приехало из других субъектов РФ (см. рис. 7). Отдельную категорию представляют иностранные студенты, представленные гражданами республики Тад-
жикистан, поступившие на специальность «Биоинженерия и биоинформатика». Особого внимания заслуживает выявленная взаимосвязь между выездными Днями открытых дверей ВолГУ и количеством поступивших из соответствующих муниципальных районов Волгоградской области. География этих мероприятий охватила в 2015 г. Котовский, Михайловский, Камышинский, Палласовский районы, что обеспечило привлечение 10,8 % контингента от общего количества абитуриентов, поступивших в ИЕН.
Таким образом, наибольшую эффективность подтвердили контактные способы взаимодействия с абитуриентами во время проведения Дней открытых дверей, включая выездные формы. Не меньшую значимость представляют различные мероприятия, ориентированные на привлечение внимания абитуриентов к естественнонаучному направлению в целом и отдельным профессиональным видам деятельности. Что касается источников получения информации о программах подготовки и возможностях, предоставляемых
Рис. 6. Востребованность источников информации o направлениях подготовки ИЕН
1:1,11.1 I ■ ■ ■ ■ ■
Рис. 7. Представленность студентов из других регионов РФ в составе контингента 1 курса ИЕН
Волгоградским государственным университетом в их освоении, отмечается ярко выраженный приоритет интернет-ресурсов (сайт ВолГУ, страницы выпускающих кафедр в социальных сетях и др.) по сравнению с традиционными печатными вариантами (буклеты, листовки).
Дальнейшее развитие профориентацион-ной работы в институте естественных наук связано с применением форм, подтвердивших свою эффективность, и их совершенствованием. Приоритетом профориентационной работы должно стать привлечение абитуриентов к научной и социальной жизни университета (участие в вебинарах, проводимых преподавателями ИЕН, в Неделе науки ВолГУ и тематических конкурсах научных работ, деятельности профильных кружков, акциях студенческих объединений ИЕН и т. д.).
Повышению эффективности профориен-тационной деятельности может способствовать организация взаимодействия школ с учреждениями высшего профессионального образования [5]. Особое внимание следует уделять работе с одаренными старшеклассниками, направленное на их привлечение в вузовскую среду [1].
Не менее актуально освещение направлений деятельности ИЕН, основных результатов и достижений в региональных СМИ. Также не стоит полностью отказываться от печатной формы рекламно-издательской продукции, которая традиционно востребована родителями, учителями школ и служит надежным источником информации. Для абитуриентов в качестве источника актуаль-
ной информации предпочтительно развивать существующие электронные информационные ресурсы, включая обратную связь и online общение с профессиональным сообществом ИЕНа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абашкина, Е. В. Одаренный первокурсник: социальная и психологическая адаптация в вузе: монография / Е. В. Абашкина, В. В. Новочадов. -Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2011. - 99 с.
2. Голодова, А. А. Социальные сети как инструмент профориентационной работы вуза на рынке образовательных услуг / А. А. Голодова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. -№ 3 (31). - С. 31-34.
3. Илюхина, Н. А. Рейтинг вузов как этап планирования профориентационной работы со школьниками / Н. А. Илюхина // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. -2014. - № 4. - С. 241-246.
4. Мулик, А. Б. Перспективы становления факультета естественных наук в Волгоградском государственном университете / А. Б. Мулик, В. В. Новочадов, С. Н. Кириллов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2012. - № 13. - С. 111-118.
5. Сардушкина, Ю. А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы / Ю. А. Сардуш-кина // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2013. - № 2 (25). - С. 165-173.
6. Тажутдинова, Г. Ш. Профориентационная работа и профессиональный выбор старшеклассника / Г. Ш. Тажутдинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2013. -№2 (23) . - С. 86-89.
REFERENCES
1. Abashkina, E.V. Odarennyj pervokursnik: social'naja i psihologicheskaja adaptacija v vuze: Monografija [Gifted freshman: social and psychological adaptation in University] / E.V. Abashkina, V.V. Novochadov. - Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo, 2011. - 99 s.
2. Golodova, A.A. Social'nye seti kak instrument proforientacionnoj raboty vuza na rynke obrazovatel'nyh uslug[Social networking service as a universities tool of career-guidance work at the educational services market] / A.A. Golodova // Problemy jekonomiki i menedzhmenta. [Problems of economy and management] - 2014. - N° 3 (31). - S. 31-34.
3. ljuhina, N.A. Rejting vuzov kak jetap planirovanija proforientacionnoj raboty so shkol'nikami/ N.A. Iljuhina [University rating as a stage of planning a career-oriented work with school-leavers] // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. [ Bulletin of the Russian State Humanitarian University] - 2014. - № 4. - S. 241-246.
4. Mulik, A.B. Perspektivy stanovlenija fakul'teta estestvennyh nauk v Volgogradskom
gosudarstvennom universitete [Perspectives of the Faculty of Natural Sciences in the structure of the Volgograd State University]/ A.B. Mulik, V.V. Novochadov, S.N. Kirillov //Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 6: Universitetskoe obrazovanie. [Science Journal of Volgograd State University. University Education]-2012. - №№13. - S. 111-118.
5. Sardushkina, Ju.A. Vzaimodejstvie shkoly i vuza kak sredstvo povyshenija rezul'tativnosti proforientacionnoj raboty [School and University Interaction as the Means of Improving the Effectiveness of Career Guidance] / Ju. A. Sardushkina // Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravlenija. [Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management] - 2013. - № 2 (25). -S. 165-173.
6. Tazhutdinova, G.Sh. Proforientacionnaja rabota i professional'nyj vybor starsheklassnika / G.Sh. Tazhutdinova [Career guidance and vocational choice of high school] // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of DSPU] - 2013. -№ 2 (23) . - S. 86-89.
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF CAREER GUIDANCE INSTITUTE OF NATURAL SCIENCES OF THE VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY
Yuliya Sergeevna Polovinkina
Senior Lecturer, Department of Ecology and Nature Management, Volgograd State University [email protected], [email protected] Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Anna Viktorovna Kholodenko
Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor,
Department of Ecology and Nature Management,
Volgograd State University
a.v.kholodenko@bk. ru, econecol@volsu. ru
Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Svetlana Nikolaevna Shevtsova
Research Associate, Department of Psychology, Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article presents the dynamics of the contingent of students of the 1st course in the directions of training of Institute of Natural Sciences for 5 years. The article describes the basic forms of career guidance, the Institute of natural Sciences, Volgograd state University to attract of graduates of schools to obtain vocational education at the bachelor degree program. Basic forms of career guidance the Institute of natural Sciences include
mailing of printed materials for schools in Volgograd and the Volgograd region; the publication of materials about the educational activities of the Institute in the regional media; meetings with pupils at schools; work with Gifted freshman. Analysis of effectiveness of forms of vocational guidance activities were carried out on the basis of the results of the survey of students enrolled in Institut natural Sciences, Volgograd state University in 2015. Analysis of the results allowed to identify the priority form of career guidance for natural-science directions of higher education. Also, the prospects of further development of career guidance at the Institute of natural Sciences, Volgograd state University. Equally important to conduct competitions of research works of schoolchildren to attract them into the scientific activity of higher education. It is necessary to develop the existing electronic information resources for the organization of on-line communication with the professional community of the Institute of natural Sciences.
Key words: Volgograd State University, Institute of Natural Sciences, career guidance, bachelor degree.