Научная статья на тему 'Особенности формирования исследовательской компетенции обучаемых в образовательных организациях высшего образования'

Особенности формирования исследовательской компетенции обучаемых в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RESEARCH COMPETENCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩЕГО И ОБУЧАЕМОГО / INTERACTION BETWEEN TRAINING AND TRAINEE / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федулов Б. А., Зуев В. М., Заречнев Д. О., Стрелкова А. Е.

В статье раскрывается проблема внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях в новых социально-культурных условиях. Цель статьи выявить особенности формирования исследовательских компетенций. На основании анализа современных подходов уточняется сущность и содержание процесса формирования исследовательской компетенции обучаемых. В статье обоснованы условия взаимодействия обучаемого и обучающего в процессе учебно-познавательной деятельности, при решении поставленной задачи. Раскрыты функции адаптации, обучения, воспитания, развития, рефлексии, и выделены основные направления, обеспечивающие формирование исследовательской компетенции обучающихся в образовательных организациях. Выделены наиболее эффективные группы методов, такие как: рефлексивные, игровые, тренинговые, деятельностные. Обоснованы этапы, предложен алгоритм исследовательской работы и рекомендации по мотивации обучаемых на учебно-исследовательскую деятельность. В заключении выделены наиболее эффективные виды работы и представлены общие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федулов Б. А., Зуев В. М., Заречнев Д. О., Стрелкова А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION

The article reveals a problem of introducing a competence approach in educational organizations in new socio-cultural conditions. The task of the article is to reveal the features of how research competences form. The work is based on the analysis of modern approaches, the basics and contents of the process of forming the research competence in students are clarified. The article substantiates the conditions for interaction between the learner and the learner in the process of educational and cognitive activity, when solving the task. The functions of adaptation, education, upbringing, development, reflection are revealed, and the main directions that ensure the formation of the research competence of students in educational organizations are singled out. The most effective groups of methods are distinguished, such as: reflexive, game, training, activity. The stages are proved, the algorithm of research work and recommendations on motivation of trainees for educational and research activity are offered. In conclusion, the most effective types of work are identified and general conclusions are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования исследовательской компетенции обучаемых в образовательных организациях высшего образования»

рантность» (КЭТИ) (Г.Л. Бардиер), Тест Куна - Макпартленда «Кто Я?», авторская анкета. Методы математической обработки: описательная статистика, контент-анализ, корреляционный анализ Спирмена, вычисления проводились с помощью статистической программы SPSS Statistica v. 20.

Необходимыми психолого-педагогическими условиями, реализации программы формирования этнической толерантности студентов являются: включение в содержание аудиторных занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла, вопросов, связанных с формированием у будущих специалистов этното-лерантности; использование инновационных технологий; готовность преподавателей вузов к работе в полиэтнической группе, предполагающая высокий уровень этнической толерантности самого преподавателя, а также включающая его мотивационную и технологическую готовность; использование в работе со студен-

Библиографический список

тами тренингов, обеспечивающих овладения опытом межэтнического общения, развитие способностей личности к идентификации культурных различий, терпимости в общении; использование потенциала внеаудиторной деятельности в формировании у студентов этнической толерантности.

Реализация программы формирования этнической толерантности студентов будет способствовать формированию готовности студентов к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, к бесконфликтному сосуществования этнокультур; сохранению у личности позитивной этнической идентичности, пониманию других культур и этнокультур; формированию навыков конструктивного межкультурного взаимодействия; противодействию ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости в образовательной среде; повышению межкультурной компетентности субъектов образовательного процесса

1. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности, учебное пособие для слушателей системы дополнит. профес. пед. образования. Москва: Академический проект, 2004.

2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности: монография. Москва: Смысл, 1998.

3. Почебут Л.Г. Кросскультурная и этническая психология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2012.

4. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2007.

5. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психол. специальностей. Москва: Привет, 2004.

6. Hart R.P., Carlson R.E., Eadie W.F. Attitudes toward communication and the assessment of rhetorical sensitivity. Communication Monographs, 1980; 47: 1 - 22.

7. Логашенко Ю.А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014; 11: 73 - 81.

References

1. Klepcova E.Yu. Psihologiya i pedagogika tolerantnosti: uchebnoe posobie dlya slushatelej sistemy dopolnit. profes. ped. obrazovaniya. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.

2. Soldatova G.U. Psihologiya mezh'etnicheskojnapryazhennosti: monografiya. Moskva: Smysl, 1998.

3. Pochebut L.G. Krosskul'turnaya i 'etnicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.

4. Bardier G.L. Social'naya psihologiya tolerantnosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk Sankt-Peterburg, 2007.

5. Lebedeva N.M., Luneva O.V., Stefanenko T.G. Trening 'etnicheskoj tolerantnosti dlya shkol'nikov: uchebnoe posobie dlya studentov psihol. special'nostej. Moskva: Privet, 2004.

6. Hart R.P., Carlson R.E., Eadie W.F. Attitudes toward communication and the assessment of rhetorical sensitivity. Communication Monographs, 1980; 47: 1 - 22.

7. Logashenko Yu.A. Chuvstvitel'nost' k kul'turnym razlichiyam u studentov s raznym opytom mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. 2014; 11: 73 - 81.

Статья поступила в редакцию 12.07.18

УДК 378:001.891:057.875

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Strelkova A.E., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE SPECIFICITY OF THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION. The article reveals a problem of introducing a competence approach in educational organizations in new socio-cultural conditions. The task of the article is to reveal the features of how research competences form. The work is based on the analysis of modern approaches, the basics and contents of the process of forming the research competence in students are clarified. The article substantiates the conditions for interaction between the learner and the learner in the process of educational and cognitive activity, when solving the task. The functions of adaptation, education, upbringing, development, reflection are revealed, and the main directions that ensure the formation of the research competence of students in educational organizations are singled out. The most effective groups of methods are distinguished, such as: reflexive, game, training, activity. The stages are proved, the algorithm of research work and recommendations on motivation of trainees for educational and research activity are offered. In conclusion, the most effective types of work are identified and general conclusions are presented.

Key words: competence approach, research competence, federal educational standard, interaction between training and trainee, educational process, cognitive activity.

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

В.М. Зуев, канд., пед. наук., доц., Алтайский государственный институт культуры, г, Барнаул, E-mail: [email protected]

Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

А.Е. Стрелкова, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается проблема внедрения компетентностного подхода в образовательных организациях в новых социально-культурных условиях. Цель статьи - выявить особенности формирования исследовательских компетенций. На основании анализа современных подходов уточняется сущность и содержание процесса формирования исследовательской компетенции обучаемых. В статье обоснованы условия взаимодействия обучаемого и обучающего в процессе учебно-познавательной деятельности, при решении поставленной задачи. Раскрыты функции адаптации, обучения, воспитания, развития, рефлексии, и выделены основные направления, обеспечивающие формирование исследовательской компетенции обучающихся в образовательных организациях. Выделены наиболее эффективные группы методов, такие как: рефлексивные, игровые, тренинговые, деятельностные. Обоснованы этапы, предложен алгоритм исследовательской работы и рекомендации по мотивации обучаемых на учебно-исследовательскую деятельность. В заключении выделены наиболее эффективные виды работы и представлены общие выводы.

Ключевые слова: компетентностный подход, исследовательская компетенция, федеральный образовательный стандарт, взаимодействие обучающего и обучаемого, воспитательно-образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность.

Масштабные изменения, происходящие в мире, заставляют по-новому взглянуть на процесс формирования личности в образовательных организациях. Все больше исследователей, изучающих подготовку специалистов различных направлений, указывают на потребность приобщения обучаемых к научно-исследовательской сфере деятельности, имеющей большое значение для становления личности и её вхождения в мировое образовательное пространство.

Современный специалист должен реализовать возможность и способность к самостоятельному поиску и анализу информации, освоения научных знаний, обеспечивающих его успешную профессиональную деятельность, навыков и умений создания и претворения в жизнь новых стратегий профессионального поведения. Одним из главных в структуре подготовки будущего специалиста становится исследовательский компонент. В связи с этим, вопрос о формировании исследовательской компетенции становится одним основных требований к выпускникам высшей школы, что определяет актуальность данной темы.

Реализация компетентностного подхода раскрывается в различных исследованиях зарубежных и российских ученых: В.И. Байденко, Н.А. Гришанов, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Ю.Г. Тар-тур и д.р. Исследователи подчёркивают, что компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а компетенции рассматриваются как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностной и социально-значимой продуктивной деятельности [1, с. 38].

Исследовательская компетенция обучаемых, непосредственно анализируется в ряде работ, таких ученых как: Н.В. Ар-дашева, С.Н. Лукашенко, А.М. Митяева, Е.А. Пустовит, А.Т. Фа-ритов и др. В большинстве исследований определяется, что её специфика, состоит в том, что она рассматривается, как приобретенная в процессе познавательной и непосредственно исследовательской деятельности обучаемых, и позволяющая усвоить систему научных знаний, расширяющих объем сознания специалиста с высшим образованием [2]. Исследовательская компетенция обучаемых рассматривается, как способность получать и усваивать новые знания, умения, навыки и способы деятельности, а также применять их в нестандартных ситуациях, проявляя творческую самостоятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте выделены универсальные действия, которые обеспечивают способность обучаемого к исследовательской деятельности, включающей способность принимать и исследовать профессиональные смыслы и ценности, управление своей учебно-познавательной деятельностью, реализации способов познания окружающего мира и совокупности операций по получению, обобщению, систематизации и использованию полученной информации [3].

Особенности формирования исследовательской компетенции в образовательных организациях высшего образования нами определяются через уточнение сущности и содержание исследовательских компетенций, выделения условий, определение этапов, а также выявление соответствующих форм и метод их формирования.

Следует выделить следующие элементы исследовательской компетенции: конкретные знания исследовательской области, способность выявлять проблемы, выдвигать и обосновать гипотезы, умения ставить цели, оценивать и производить анализ информации, владения методами выбора оптимальных решений задач, способность интерпретировать результаты исследования и применять их на практике. Исследовательская деятельность неотъемлемая часть управленческой деятельности, без которой невозможна деятельность специалиста любой области [4].

Практически специалисты всех направлений, проходящие подготовку по бакалавриату, должны иметь сформированные профессиональные компетенции, включающие владение исследовательской деятельностью. Образовательный стандарт закрепляет это в следующих компетенциях: способность проведения научно-исследовательской работы, используя знания фундаментальных и прикладных дисциплин; способность анализировать и обобщать результаты научных исследований, применяя междисциплинарные подходы; способность реализовывать современные методологические принципы при проведении научных исследований; способность использовать в исследованиях электронные сетевые ресурсы, информационно-поисковые системы; овладеть опытом подготовки и проведения научных семинаров, конференций, редактированию научных публикаций.

Исследовательская компетенция включает в себя способности обучаемых, состоящих из: личностных, к ним относится саморазвитие, саморегуляция, самоконтроль и самооценка; регулятивных, это все компоненты, которые связаны с организацией исследовательской деятельности обучаемых; познавательных, это - моделирование, выбор учащимися наиболее эффективных способов решения задач, работа с информацией; коммуникативных, и к ним относятся, правила общения, реализацию речевой деятельности как в устной, так и в письменной формах.

Для формирования исследовательской компетенции обучаемых существенная роль принадлежит взаимодействию обучающего и обучаемого в процессе их совместной деятельности. Основными условиями эффективного взаимодействия обучающего и обучаемого, способствующими формированию исследовательской компетенции, следует считать: включенность в учебно-исследовательскую деятельность обучаемого с самого начала педагогического процесса; совместное планирование всех конечных и промежуточных исследований при решении творческих задач; определение личного вклада каждого участника исследовательской деятельности; разделение действий между обучающим и обучаемым с обеспечение взаимодействия через саморегулирование и самопобуждение. В соответствии с личностно ориентированным подходом усвоение содержания социального и профессионального опыта происходит не столько путем передачи информации, сколько за счет проявления собственной активности обучаемых, направленной на предметы и явления окружающего мира [5].

Организация исследовательской деятельности, реализующая данные условия, способна выполнять следующие функции: адаптации, обучения, воспитания, развития и рефлексии. Адаптация к научно-исследовательской работе реализуется через субъектно-объектные отношения между обучающим и обучаемым. Обучение включает получение знаний конкретных процессов исследовательской деятельности. Воспитание обеспечивает развитие мотивации к исследовательской деятельности. Разви-

тие обеспечивает совершенствование мыслительных и творческих способностей обучаемых. Рефлексия обеспечивает оценивать степень сформированности личных и профессиональных качеств обучаемых при выполнении исследовательской деятельности.

Организация воспитательно-образовательного процесса, реализующего особенности формирования у обучаемых исследовательской компетенции в системе образовательных организаций высшего образования, обеспечивает поэтапность перехода обучаемых от учебно-исследовательского характера деятельности к реальной научной, решающей существующие социальные и экономические проблемы, что в целом повышает уровень готовности выпускников к инновационной профессиональной деятельности [6].

Основными направлениями, обеспечивающими формирование исследовательской компетенции обучающихся в образовательных организациях являются: выбор набора образовательных факторов, определяющих прядок формирования исследовательской компетенции конкретных специалистов, и их реализацию в учебно-исследовательской работе; описание методов организации самостоятельной учебно-исследовательской работы обучаемых при изучении профилирующих дисциплин, способствующих максимальному раскрытию творческого и исследовательского потенциала обучаемых; внедрение комплекса организационных условий для формирования исследовательской компетенции, включающих мониторинг образовательного процесса; пропедевтическая подготовка, включающая формирование первоначальных умений исследовательской работы, освоение способов поиска и интерпретации научной информации, самостоятельную работу обучаемых в процессе усвоения нового учебного материала, включая самоконтроль и самоанализ.

К настоящему времени, педагогическая практика обогатилась значительным комплексом инновационных технологий, включающих активные и интерактивные формы, а также методы, средства и способы, позволяющие формировать исследовательскую компетенцию обучаемых. К основным из них, можно отнести технологии проектного, концентрированного, эвристического, контекстного обучения и другие. Существенное значение в достижении целей высшего образования отведено проектной технологии, поскольку она влияет на многие аспекты человеческой жизнедеятельности, в частности на исследовательскую деятельность, к которой также относится обучение. Метод проектов представляется как гибкая система организации образовательного процесса, которая благоприятно влияет на стремление найти правильные и исчерпывающие ответы, и умение проверять правильность полученных результатов в ходе проведения экспериментов.

Среди группы методов обучения, применяемых для формирования исследовательской компетенции обучающихся, наиболее эффективными являются: рефлексивные, которые базируются на самоанализе, самооценке и рефлексии; игровые, способствующие интенсивному усвоению группового и индивидуального опыта проведения исследований; тренинговые, позволяющие осуществлять корректировку достигнутого уровня сформированности исследовательской компетенции в созданных условиях исследовательской деятельности; деятельност-ные, объединяющие методики проектирования, алгоритмизации, и моделирования.

Особенностью формирования исследовательской компетенции следует выделить также то, что её следует осуществлять поэтапно. Первый этап - диагностический, он обеспечивает выявление исходного уровня сформированности исследовательской компетенции. Второй этап - ориентированный, включающий исследовательскую деятельность обучаемых, разделенную по степени сложности, вначале усваиваются алгоритмы проведения исследований, обучение планированию самостоятельной исследовательской деятельности. Далее обучаемые самостоятельно применяют методы и приёмы проведения исследований. В за-

Библиографический список

вершениу происходит совершенствование методологии исследовательской работы. Третий этап - корректирующий, который на основе выявленного уровня сформированности исследовательской компетенции, вносить коррективу в воспитательно-образовательный процесс.

Практика формирования исследовательской компетенции, позволила выделить следующие наиболее эффективные виды работы: 1. На учебных занятиях рекомендуется предлагать решение задач, подразумевающих комплексный анализ содержания проблем конкретных дисциплин. Проектирование проблемных заданий рекомендуется осуществлять в процессе анализа содержания учебных дисциплин на интегрированных и межпредметных занятиях, деловых и ролевых играх, факультативах, краеведческой и музейной работе. 2. Подготовка обучаемыми докладов по темам, подразумевающим проведение самостоятельного исследования, согласование планов рефератов и курсовых работ. 3. Выбор наиболее предрасположенных к научной деятельности обучающихся, совместная разработка перспективных тем исследования, подготовка тезисов выступления, статей, конкурсных работ. 4. Индивидуальная работа достаточно успешно протекает в рамках подготовки научных исследований, их апробация в рамках конференций, круглых столов, а также последующая публикация наиболее значимых результатов. 5. Взаимодействие преподавателей является необходимым для организации формирования исследовательской компетенции обучаемых в целостном воспитательно-образовательном процессе.

В работе апробирован и предложен следующий алгоритм исследовательской работы: определение реально существующего противоречия; выявление проблемы, исследование имеющихся способов разрешения; выдвижение и обоснование гипотезы; эксперимент по подтверждению или опровержению гипотезы; выработка практических рекомендаций по совершенствованию исследуемых процессов.

В то же время воспитательно-образовательный процесс в новых социально-экономических условиях требует учитывать факторы внешней и внутренней мотивации, а также в полной мере учитывать индивидуальное отношение обучаемого к освоению профессиональной деятельности [7, с. 20]. Поэтому, существенное значение при формировании исследовательской компетенции имеет мотивация, для её активизации рекомендуется: повышать самооценку обучаемого, его авторитет в образовательной организации, чему весьма способствуют победы на конкурсах и конференциях; показывать важность научной деятельности для составления в последующем резюме, портфолио, поступления в аспирантуру, назначения персональных стипендий за достижения в научной и учебной деятельности; объяснить, что наработанные материалы исследования в будущем могут составить значимую часть дипломной работы, диссертации; способствовать опубликованию наиболее успешных исследований, выдвижении полученных результатов на различные конкурсы и их внедрение в практику [8].

Таким образом, можно сделать выводы: 1. Исследовательская компетенция - важнейший компонент профессиональной культуры специалиста. 2. Формирование исследовательской компетенции - управляемый процесс, реализуемый в рамках всех видов учебных занятий. 3. Исследовательская компетенция обучаемого формируется в процессе его обучения, но наиболее эффективно - в рамках индивидуальной научно-исследовательской деятельности. 4. Навыки, полученные в ходе исследовательской работы обучаемого, существенно повышают эффективность его будущей профессиональной реализации. 5. Исследовательская компетенция обучаемых, формируется на основе следующих факторов: личностных, познавательных, де-ятельностных и коммуникативных при взаимодействии профессорско-преподавательского состава и обучаемых. 6. Система высших образовательных учреждений, становится основной ресурсной базой и источником, который определяет социально-экономическое развитие страны.

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 5: 34.

2. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С. Методы формирования исследовательской компетенции обучаемых высшей школы. Современные проблемы науки и образования. 2017; 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049

3. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов ВУЗа в условиях многоуровневой подготовки специалистов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2012.

4. Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул, 2014; 12-2: 128 - 130.

5. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи: монография. Барнаульский юридический институт МВД России. Барнаул, 2004: 108.

6. Фаритов А.Т. Модель формирования исследовательской компетентности обучаемых. Молодой учёный. 2016; 30: 410 - 413.

7. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогический университетский вестник Алтая. 2000; 2: 20.

8. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist, 1973: 287.

References

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5: 34.

2. Shnejder E.M., Dimitryuk Yu.S. Metody formirovaniya issledovatel'skoj kompetencii obuchaemyh vysshej shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049

3. Lukashenko S.N. Razvitie issledovatel'skojkompetentnostistudentov VUZa vusloviyah mnogourovnevojpodgotovkispecialistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2012.

4. Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti buduschego sotrudnika policii v processe professional'noj podgotovki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyamii inymipravonarusheniyami. Barnaul, 2014; 12-2: 128 - 130.

5. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'nojrossijskojidei: monografiya. Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii. Barnaul, 2004: 108.

6. Faritov A.T. Model' formirovaniya issledovatel'skoj kompetentnosti obuchaemyh. Molodoj uchenyj. 2016; 30: 410 - 413.

7. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskij universitetskij vestnik Altaya. 2000; 2: 20.

8. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist, 1973: 287.

Статья поступила в редакцию 19.07.18

УДК 378

Lukashevich E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Semilet T.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Fotieva I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected] Kulinkina T.Yu., senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

CREATIVE COMPETITION AS A PROJECTIVE EXPERIENCE OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF JOURNALIST STUDENTS. The article represents the experience of the creative competition "Direct Speech", which is held at the Depatment of Theory and Practice of Journalism at Altai State University and is a promising form of journalistic practice-oriented education. The authors note that these competitions solve a number of educational problems, related to the formation of professional competencies: stimulate the activity of students; create conditions for mentoring; help the future employment of graduates; contribute to the acquisition of professional skills; teach to work in a team and contribute to the manifestation of personal qualities, the disclosure of the creative potential of student journalists.

Key words: journalism, journalistic education, professional competence, creative competition.

Е.В. Лукашевич, д-р филол. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Т.А. Семилет, д-р филос. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected] И.В. Фотиева, д-р филос. наук, проф., Алтайский государственный университет, E-mail: [email protected] Т.Ю. Кулинкина, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ПРОЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

Статья представляет опыт проведения творческого конкурса «Прямая речь», проходящего на кафедре теории и практике журналистики Алтайского государственного университета и представляющего собой перспективную форму журналистского практико-ориентированного образования. Авторы отмечают, что данные конкурсы решают целый ряд задач, связанных с формированием профессиональных компетенций: стимулируют активность студентов; создают условия наставничества; способствуют решению проблемы будущего трудоустройства выпускников; способствуют приобретению профессиональных навыков; учат работать в команде и способствуют проявлению личностных качеств, раскрытию творческого потенциала студентов-журналистов.

Ключевые слова: журналистика, журналистское образование, профессиональные компетенции, творческий конкурс.

Известный медиа-аналитик В. Гатов отмечает серьёзные проблемы в подготовке современных журналистов: «...вещами, требующими довольно высокой интеллектуальной и профессиональной квалификации, занимаются люди, которые даже теоретически к этому не готовы» [цит. по: 1, с. 136-137]. Поэтому встает вопрос о разработке новых образовательных форм и методик, обеспечивающих качественное журналистское образование. В «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» зафиксирован ряд профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник с квалификацией «бакалавр», в том числе: способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа; способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие со стандартами, принятыми в СМИ разных типов и т. д. [2, с. 7]. То есть речь идет о формировании медиакомпетент-ности журналиста, которая предполагает «умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность,

умение "читать" медиатекст» [3, с. 35]. Кроме того, по мнению И. М. Дзялошинского, при вхождении в профессиональную среду начинающий журналист вступает в мир ценностей, обеспечивающих стабильность профессионального сообщества, и при этом «происходит все более глубокое усвоение профессиональных стандартов и ценностей данной профессиональной среды» [1, с. 170 - 171].

Как легко видеть, журналистское образование становится все более практико-ориентированным и требует развития соответствующих форм обучения. Одна из таких форм - общественно-профессиональное сотрудничество практикующих журналистов и вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы масс-медиа. В этом направлении в Алтайском государственном университете на кафедре теории и практики журналистики в рамках курса «Техника речи» реализуется профессионально-ориентированный проект - творческий конкурс профессионального журналистского мастерства «Прямая речь».

В журналистике на всех этапах ее развития присутствовал элемент творчества, который выделял эту профессию среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.