Решетневские чтения. 2018
УДК 159.99
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Н. А. Антоненко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
На примере деятельности педагога-психолога Аэрокосмического колледжа рассмотрены подходы к развитию профессиональной и психологической компетентности преподавателя.
Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя, психологическая компетентность преподавателя, психологический клуб.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS
N. A. Antonenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
Approaches to the development of the professional and psychological competence of the teacher are examined on the example of the activity of a psychologist at the Aerospace College.
Keywords: professional competence of the teacher, psychological competence, psychological club.
Развитие нашего общества в данный момент характеризуется быстрой сменой технологий, что требует изменения и постоянного обновления системы образования. В этих условиях субъекты системы образования должны обладать инициативностью и способностью находить нестандартные творческие решения. Поэтому одно из перспективных направлений развития образования в России, в том числе в аэрокосмической отрасли - повышение профессионального мастерства педагога и преподавателя. Индивидуальный подход, новаторство, проектные формы, использование новых педагогических технологий требуют вложения больших интеллектуальных и эмоциональных ресурсов преподавателя, что в одних случаях способствует профессиональному развитию, а в других - ведет к эмоциональному выгоранию и профессиональному старению и может стать причиной серьезных социально-психологических проблем личности.
Проблему развития профессиональной компетентности исследовали многие философы, педагоги и психологи, но несмотря на достаточно широкую представленность исследуемого феномена в научной литературе, до сих пор нет однозначности в определении его структуры и условий развития.
Анализ теоретических источников позволил выявить ряд противоречий [1]:
- на социально-психологическом уровне: между новыми требованиями к преподавателю в связи с модернизацией и реформированием российского образования и несоответствием уровня развития профессиональной компетентности этим требованиям;
- на научно-психологическом уровне: между необходимостью развития профессиональной компетентности преподавателя и неразработанностью теоретических основ данного процесса;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью разработки программы психологического сопровождения развития профессиональной компетентности преподавателя и недостаточной разработанностью ее методических основ и технологий.
Выделенные противоречия обусловили постановку проблемы исследования. В теоретическом плане это проблема определения структуры профессиональной компетентности преподавателя и условий ее развития, в практическом плане - проблема разработки рекомендаций психологического сопровождения развития профессиональной компетентности преподавателя.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют следующие современные психологические теории и концепции: философско-психологическая концепция личности как субъекта жизнедеятельности С. Л. Рубинштейна, теория социально-психологического развития личности А. В. Петровского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, психологическая концепция профессиональной компетентности А. К. Марковой.
Профессиональная компетентность - это качество личности, позволяющее быть успешным в профессиональной деятельности, имеющее сложную муль-тикомпонентную структуру [2-6]. Важным условием развития профессиональной компетентности препо-
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
давателя, особенно, преподавателя колледжа, является развитие психологической компетентности [2-6].
В исследовании использовались следующие методы: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, сравнение содержания теоретических источников по теме исследования); эмпирические (метод непосредственного наблюдения преподавателей в профессиональной деятельности, метод управляемого психологического интервью с опорой на группу вопросов; анализ самоотчетов); экспериментальные (тренинг коммуникативной компетентности, психотерапевтические упражнения для профилактики психосоматических проявлений).
Результаты исследования показывают, что 73 % опрошенных преподавателей Аэрокосмического колледжа воспринимают профессиональную и психологическую компетентность как разные качества личности, практически не связанные друг с другом. Содержанием представлений о профессиональной компетентности чаще всего является только один элемент -знание преподаваемого учебного предмета. У всех опрошенных представления о психологической компетентности и условиях ее развития достаточно фрагментарны, но у 63 % есть мотивация к ее развитию. У 50 % опрошенных представления о психологической компетентности имеют мифологическую природу.
Достаточно высокая самооценка профессиональной и психологической компетентности некоторых преподавателей не соответствует данным наблюдений за их профессиональным поведением, в которых присутствуют неспособность выбрать эффективный стиль реагирования в конфликтных ситуациях, явления неадекватно избирательного эмоционального реагирования, приемы общения, не соответствующие коммуникативной цели и другое.
Поиск форм создания условий для развития профессиональной и психологической компетентности преподавателей, удовлетворяющих их потребностям в профессиональном развитии и требованиям в связи с модернизацией образования привел к созданию в Аэрокосмическом колледже психологического клуба для преподавателей. Цели создания клуба - развитие социальной и творческой активности, психологическое просвещение, повышение психологической и профессиональной компетентности в соответствии с выявленными в теоретическом исследовании компонентами. На встречах в клубе проводились тренинги и анализ текущих педагогических ситуаций.
Результаты опроса преподавателей колледжа -участников психологического клуба показали, что они считают психологическую компетентность одним из значимых элементов в структуре профессиональной компетентности и считают, что клуб дает возможности для их развития. Участники клуба обладают высокой инициативой в отношении движения в содержании работы согласно своими потребностями в профессиональном развитии, а также отмечают новые способы в своем профессиональном поведении, позволяющие более эффективно, чем раньше, решать возникающие педагогические задачи.
Психологический клуб дает большие возможности осознания для преподавателей своего профессионального поведения, профессионального пути, является инструментом, способом собственного профессионального развития, а также позволяет решать другие задачи психологического сопровождения педагогического процесса - например, оптимизацию социально-психологического климата.
На основе опыта работы психолога в психологическом клубе разработаны рекомендации по созданию специальных условий для развития профессиональной и психологической компетентности преподавателей.
Библиографические ссылки
1. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования М. : Логос : Университетская книга, 2006. 130 с.
2. Каменская Е. Н. Психологическая компетентность преподавателя вуза: понятие и структура // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. № 1. С. 95-99.
3. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
4. Гришечко О. С. Влияние психологической компетентности на профессиональный рост учителя иностранного языка. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ content/vliyanie-psikhologicheskoi-kompetentnosti-na-professionalno-lichnostnyi-rost-uchitelya-inost (дата обращения: 01.09.2018).
5. Алферов А. Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1999. № 4.
6. Алексеева Л. Ф. Психологическая компетентность преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2007. № 8.
References
1. Tatur Yu. G. Higher education: methodology and design experience. Moscow : Logos : University Book,
2006. 130 p.
2. Kamenskaya E. N. Psychological competence of the university teacher: concept and structure // Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics, No. 1/2009. P. 95-99.
3. Markova A. K. Psychology of teacher's work. M., 1993.
4. Grishechko O. S. The influence of psychological competence on the professional growth of a foreign language teacher. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://www.dissercat.com/content/vliyanie-psikholo-gicheskoi-kompetentnosti-na-professionalno-lichnostnyi-rost-uchitelya-inost (accessed: 01.09.2018).
5. Alferov A. D. Experience and problems of increasing the psychological competence of teachers // Questions of Psychology, 1999. № 4.
6. Alekseeva L. F Psychological competence of the teacher of higher education // Higher education in Russia,
2007. № 8.
© Антоненко Н. А., 2018