Научная статья на тему 'Использование приемов визуальной диагностики в деятельности преподавателя'

Использование приемов визуальной диагностики в деятельности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
40
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОКСЕМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / IMAGING TECHNIQUES / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / PROXEMIC FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоненко Н. А.

С целью повышения профессиональной компетентности на примере преподавателей Аэрокосмического колледжа предлагается изучать и использовать в профессиональной деятельности приемы визуальной диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING TECHNIQUES OF VISUAL DIAGNOSTICS IN THE TEACHING ACTIVITY

To improve the professional competence in teaching Aerospace College teachers are expected to learn and use methods of visual diagnostics in professional work.

Текст научной работы на тему «Использование приемов визуальной диагностики в деятельности преподавателя»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

References

1. Korzhanova A. A., Lavrik G. V. Approximate programme of general educational subject "English Language" for organizations of professional education. Moscow, Academia, 2015, 24 p.

2. Galskova N. D., Gez N. I. The Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology 4th edition. M. : Academia, 2007, 163 p.

3. Nosonovich E. V., Milrud G. P. Characteristics of an authentic text // Foreign languages at school. 1999. № 1. C. 5-10.

4. Kolesnikova I. L., Dolgina O. A. A Handbook of English-Russian terminology for language teaching. Saint-Petersburg, Russian-Baultic Information Centre Blits, 2001. 224 p.

5. Harmer J. How to teach English. London. Pearson. 2001. 212 p.

6. Using authentic materials. Available at: http:// www.teachingenglish.org.uk.

© AögynxaMeTCma H. H., 2016

УДК 159.98

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Н. А. Антоненко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева,

Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: antonenko.nataa@gmail.com

С целью повышения профессиональной компетентности на примере преподавателей Аэрокосмического колледжа предлагается изучать и использовать в профессиональной деятельности приемы визуальной диагностики.

Ключевые слова: приемы визуальной диагностики, профессиональная компетентность преподавателя, про-ксемические особенности.

USING TECHNIQUES OF VISUAL DIAGNOSTICS IN THE TEACHING ACTIVITY

N. А. Antonenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University,

Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: antonenko.nataa@gmail.com

To improve the professional competence in teaching Aerospace College teachers are expected to learn and use methods of visual diagnostics in professional work.

Keywords: imaging techniques, professional competence of the teacher, proxemic features.

Особенности современного этапа развития аэрокосмической промышленности предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов в этой области и предполагают новые нестандартные формы подготовки [1], что, в свою очередь, требует повышения качества взаимодействия в системе «преподаватель - студент».

Наблюдения за деятельностью преподавателей Аэрокосмического колледжа показывают, что начинающие преподаватели часто испытывают различного рода затруднения в своей работе, а опытные преподаватели, несмотря на быстрые и эффективные решения в своей профессиональной деятельности, не всегда способны поделиться своим опытом, так как он часто

не является осознанным, а многие решения принимаются интуитивно.

Предлагаем такой способ повышения профессиональной компетентности преподавателей, как изучение для дальнейшего использования в своей профессиональной деятельности приемов визуальной диагностики.

Визуальная диагностика - это изучение людей по их внешнему облику, которое основано на непосредственном наблюдении и интерпретации внешнего облика человека и его невербального поведения [2]. Кроме этого, выделяют особый элемент невербального общения - пространственные условия, т. е. размещение собеседников в момент их физического, визуального либо другого контакта - так называемые про-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

ксемические особенности. Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, маркеров, которые разрешают судить достаточно точно о социальном положении, установках и самооценке. Как и многие механизмы человеческого поведения, соблюдение пространства сначала было продиктовано биологической целесообразностью. До наших дней в поведении человека сохранились особенности, продиктованные старыми инстинктами, один из которых - территориальный [2; 3].

Таким образом, при использовании приемов визуальной диагностики, интерпретируя внешние признаки человека, можно оценивать его психологические особенности и психоэмоциональное состояние [3-5]. Также можно отметить, что использование приемов визуальной диагностики требует меньше времени, чем другие способы получения информации (опрос, беседа, тест).

Нами предлагается следующая структура изучения преподавателями приемов визуальной диагностики:

1. Схемы наблюдения в визуальной психологии.

2. Изучение возможностей интерпретации мимики (выражений лица).

3. Изучение возможностей интерпретации пантомимики (походка, осанка, жестикуляция, характерные движения тела).

4. Интерпретация жестов.

5. Интерпретация расположения собеседников друг относительно друга.

6. Успешность речевого взаимодействия.

7. Характерные ошибки при использовании приемов визуальной диагностики.

8. Изучение социально-психологических особенностей групп по расположению членов группы в пространстве друг относительно друга.

9. Тренировка в использовании приемов визуальной диагностики.

Предполагается, что такое изучение приемов визуальной диагностики будет проводиться в рамках повышения квалификации преподавателей Аэрокосмического колледжа.

Библиографические ссылки

1. Филатов В. В. Особенности современного этапа развития аэрокосмической промышленности и новые требования в подготовке специалистов // Вестник СибГАУ. 2006. № 5. С. 367.

2. Еремина Т. И. Визуальная психодиагностика: практическое пособие [Электронный ресурс]. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebook s310196#TOC_ (дата обращения: 20.03.2016).

3. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. М. : Эксмо, 2012. 448 с.

4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М. : Наука, 1980.

5. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия : учеб. пособие. М. : Рипол Классик, 2002.

References

1. Filatov V. V. [Features of the present stage of development of the aerospace industry and new requirements on training]. Vestnik SibGAU. 2006. no. 5, p. 367. (In Russ.)

2. Eremina T. I. Vizual'naya psikhodiagnostika: prak-ticheskoe posobie [Visual psychodiagnostics : a practical guide]. Available at: http://www.kniga.com/books/ preview_txt.asp?sku=ebooks310196#T0C_ (accessed: 20.03.2016). (In Russ.)

3. Piz A., Piz B. Yazyk telodvizheniy [Body language]. Moscow, Eksmo, 2012, 448 p.

4. Gorelov I. N. Neverbal'nye komponenty kommuni-katsii [Non-verbal communication components]. М., Nauka, 1980.

5. Klyuev E. V. Rechevaya kommunikatsiya: Uspesh-nost' rechevogo vzaimodeystviya: ucheb. posobie [Voice Communication: The success of verbal interaction : studies. allowance]. M., Ripol Klassik, 2002.

© Антоненко Н. А., 2016

УДК 378.1

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Д. А. Бархатова1, Г. М. Гринберг2

красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: 1darry@mail.ru, 2grinberg_gm@mail.ru

Рассматриваются проблемы развития научно-технического потенциала молодежи в современных условиях. В качестве одного из направлений решения проблем предлагается интеграция сил ученых, преподавателей, а также учащихся педагогических и технических учебных заведений. Описывается опыт сотрудничества Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева и Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева в области развития научно-технического образования и научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.