This article seeks to investigate the effects of global challenges on cultural process and intercultural integration. With increased pressure on the culture, which emerged out of the global transformations, there also grow the risks and conflicts in intercultural relations. The article argues the prevailing statement that crisis is only alien territory and hostile inroad for culture. It contends that crisis has also great resource for creative renovation and requalification of cultural reality. In a globalization discourse the category of the whole loses the traditional value. There is a science and culture aesthetization, the science starts being considered as special type of text. Emergence of the Internet made knowledge available for all communicators and changed system of inter-generational transfer of experience. Key words: globalization, transformation, culture, science, crisis, communication, wholeness.
Original article submitted 07.06.2014;
revision submitted 21.06.2014
Anton I. Belkin, Professor, Department of Psychology.
Vladimir I. Ionesov, Doctor of Cultural Studies, Professor, Department of Psychology and Pedagogics.
УДК 159.9 (316.6)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ГРАМОТНОСТЬ) СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
А.Л. Бусыгина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 E-mail: [email protected]
Раскрывается проблема значения и сущности развития психологической компетентности студентов, составляющей основу профессиональной подготовки в вузе, в рамках сохранения психологического здоровья молодого поколения. Рассматриваются вопросы, связанные с содержанием внешних процессов воздействия, способствующих изменению уровня психологической компетентности студентов, а также профессионально значимых и личностных качеств специалистов, обеспечивающих в последующем профессиональное становление личности в учебно-педагогической деятельности. Предлагаются различные подходы к организации необходимых условий развития психологической компетентности молодых специалистов, позволяющих гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, и творчески подходить к решению профессиональных и личностных задач.
Ключевые слова: психологическая компетентность, развитие психологической компетентности студентов, уровень психологической компетентности молодых специалистов, понятие психологического здоровья, сохранение и поддержание психологического здоровья детей и молодежи.
Алла Львовна Бусыгина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Психология».
На сегодняшний день одной из основных задач высшего образования является развитие психологической компетентности студентов, составляющей основу психологического здоровья будущего специалиста, формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию и самореализации в инновационной деятельности. Данная проблема обусловлена различными практическими задачами достижения качественного уровня профессиональной подготовки студентов в системе высшего образования. Современные концепции образования предлагают отказаться от традиционных знаний, умений, навыков и переориентироваться на ключевые компетенции в общественно-политической, коммуникационной, интеллектуальной, информационной и прочих сферах. Психологическая компетентность студентов рассматривается как признанная в качестве важнейшего условия успешности профессиональной деятельности личности и показателя ее возможностей, что является одной из составляющих психологического здоровья будущего поколения.
Новая образовательная парадигма в качестве приоритета профессионального образования рассматривает ориентацию на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития, а также направлена на сохранение и поддержание психологического здоровья молодежи: компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческого начала и культуры личности. Таким образом, речь идет о переходе обучения от принципа «от науки» к обучению «от специальности». Такой переход представляет собой ведущую тенденцию в развитии профессионального образования в нашей стране. Наряду с ней актуальными становятся тенденции:
- демократизации образовательного процесса (или расширения пространства самоопределения учащихся и студентов, расширения организационных свобод и свобод в содержании образования);
- гуманитаризации образования (насыщения образовательного процесса различного рода гуманитарными техниками);
- методологизации образования (высокие темпы смены знаний и организационная динамика современной деятельности требуют создания новых единиц и форм организации учебного содержания, прежде всего обобщенных методов мышления и деятельности, то есть перевода образования с ориентации на усвоение определенного набора схем мышления и деятельности на освоение методов создания таких схем) [4, с. 3].
В связи с указанными направлениями изменения образовательной ситуации в стране складываются новые формы организации деятельности учителя, требующие основательной психологической подготовленности. Психологическая компетентность педагога в настоящее время приобретает особое значение, становится одним из основных критериев его профессионального мастерства.
Столь обостренная потребность в подготовке психологически компетентного учителя обусловлена рядом причин: с одной стороны - макропричинами объективного порядка (как уже указывалось): а) реформирование образования (его идеологии и нацеленности); б) современные требования к подготовке специалистов, с другой - требованиями и спецификой будущей профессии.
«Психологическая компетентность» в исследованиях Г.И. Метельского и Н.В. Кузьминой рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [1, с. 13].
Мы рассматриваем психологическую компетентность как сложное системное образование, проявляющееся в успешном решении жизненных задач. Развитие базо-
вого компонента психологической компетентности - аутопсихологической компетентности - позволяет актуализировать и восполнять, расширять индивидуальную ресурсность человека, использовать психологические ресурсы своего здоровья.
В настоящее время понятие психологического здоровья и условий его оптимизации относится к числу актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане социально-психологических проблем. Психологическое здоровье личности является существенным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих на уровне макросоциума, а также обеспечивает гармоничное развитие личности в условиях микросоциума. Сохранение и поддержание психологического здоровья, формируемого с детского возраста, осуществляется как в процессе социализации в целом, так и конкретно в рамках целенаправленной развивающей деятельности в специализированных учреждениях под руководством профессиональных психологов.
В широком смысле слова «психологическое здоровье детей рассматривается сегодня как смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма практических психологов образования» [2, с. 10]. Но закономерен вопрос: что школьные психологи могут сделать без основных субъектов образовательного процесса - учителей? Логичным является и ответ на него: вряд ли что-либо эффективное сможет сделать даже самый профессиональный специалист-психолог, если учитель не будет обладать системой психологических компетенций, необходимых в учебно-воспитательном процессе, если психологическое звено будет исключено из педагогического процесса.
В связи с этим возрастает потребность общества в совершенствовании психолого-педагогической деятельности специалистов образовательной сферы, которое предполагает, с одной стороны, повышение качества подготовки обучающихся всех ступеней образования, с другой - сохранение и поддержание их психологического здоровья. Наблюдая двустороннюю актуальность и значимость психологического фактора в образовательном процессе, важно выделить психологическое знание как базовую ценность - психологическое здоровье подрастающего поколения, а также как компонент психологической подготовки специалистов, призванных поддерживать это психологическое здоровье у своих воспитанников. При этом рост соматических и психологических нарушений у детей, с которыми работают специалисты, выводит на первый план проблему не столько методологической, сколько психологической составляющей в процессе их подготовки, в связи с чем мы признаем тот факт, что поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольников и школьников должно выступать одной из основных задач не только специалистов-психологов, но и главных субъектов образовательной деятельности, т. е. воспитателей и учителей.
Соответственно, на первый план выходит вопрос об уровне психологической компетентности молодых специалистов, выходящих из стен педагогического высшего учебного заведения. Нарастающая потребность общества в высококвалифицированных педагогах, психологах, логопедах, дефектологах обусловливает необходимость поиска путей и средств наращивания психологической грамотности специалистов с целью эффективного процесса сохранения и поддержания психологического здоровья детей в процессе направленной на них педагогической деятельности.
Оканчивая вуз, студент начинает ощущать себя взрослым, играющим особую профессиональную роль в обучении и воспитании детей [3, с. 18]. Очутившись пол-
ностью погруженным в педагогическую профессию, молодой педагог в первую очередь начинает ориентироваться на результат, получение от детей предметно-дисциплинарных знаний, а психологическая подготовка уходит на второй план, остается в виде фоновых знаний, зачастую так и не реализованных в практической деятельности.
Новые федеральные государственные стандарты, предназначенные для бакалавров высших учебных заведений, предполагают большое количество часов, отведенных на самостоятельную работу. В рамках данного времени психологические дисциплины должны ориентировать будущих педагогов на овладение навыками психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, методами и приемами социально-психологической деятельности практического характера, в которой, с одной стороны, студент мог бы проверить уровень своей психологической компетентности, с другой стороны, соотнести свой личностный потенциал с требованиями педагогической профессии.
Важно заметить, что психологическое здоровье индивидуалистично: каждому человеку свойственно собственное ощущение и видение собственного психологического благополучия, что опять же формируется и развивается в детском возрасте в условиях тех или иных микросоциальных ситуаций. В связи с этим встает вопрос о достаточно уже тривиальном для современного общества индивидуальном подходе будущего педагога к каждому конкретному ребенку, психологическом понимании и чувствовании его внутриличностной ситуации, умении проявить чувство эмпатии в нужный и важный момент времени. Вполне возможно, что проблема индивидуального подхода найдет свою реализацию в современных школах именно тогда, когда студенты будут обучаться его специфике с психологической позиции, нежели воспринимать его как педагогический подход.
Только психологически здоровая личность с высоким уровнем мотивации, умеющая справляться с трудностями, проявляющая волевые качества в достижении целей, может воспитать психологически здоровую личность.
В то время как работники здравоохранения стоят на страже сохранения здоровья как базовой ценности людей, работники образования должны нести миссию развития и укрепления у подрастающего поколения психологического здоровья.
Таким образом, анализ подходов к изучаемой проблематике позволяет нам отметить, что «компетентность» рассматривается психологами как психосоциальное качество: способность, обеспечивающая успешность человека как в профессиональной, так и личностной сфере. Социологический и педагогический аспекты понятия «компетентность» более соотносимы с определенным профессиональным опытом в социально-профессиональной деятельности, обеспечивающим зрелость мировоззренческих суждений. Психологическая компетентность является системным, интегральным образованием, проявляющимся на разных уровнях психологической реальности человека: во внутреннем плане - в саморегуляции, во внешнем плане - в социальном взаимодействии и деятельности, составляющей основу психологического здоровья будущего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андронова Н.В. Компетентности учителя. - Казань, 2005.
2. Шувалов А.А. Психологическое здоровье и образование человека // Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования.
Психология развития, 2012. - № 1. - С. 10.
3. Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
4. Першина Л.А. Формирование психологической компетентности у студентов педагогических колледжей: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovame-psikhologicheskoi-kompetentnosti-u-studentov-pedagogicheskikh-kolledzhei#ixzz31VnjuJZW
Поступила в редакцию 24.06.2014; в окончательном варианте 24.06.2014
UDC 159.9 (316.6)
PSYCHOLOGICAL COMPETENCE (LITERACY) OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AS A BASIS OF THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF A FUTURE TEACHER
A.L. Busygina
Volga region state social and humanitarian academy 65/67, M. Gorky str., Samara, 443099 E-mail: [email protected]
In the article the problem of value and the essence of development of psychological competence of students making a basis of vocational training in higher education institution, within preservation of psychological health of young generation is revealed. The questions connected with the content of external processes of influence, promoting the change of the level of psychological competence of students as well as the professionally significant and personal qualities of the experts providing in subsequent professional formation of the personality in educational and pedagogical activity are considered. Various approaches to the organization of the necessary conditions of development of the psychological competence of the young specialists allowing to flexibly react to changes occurring in society, and to creatively approach the solution ofprofessional and personal tasks are offered. Key words: psychological competence, the development of the psychological competence of students, the level of the psychological competence of young specialists, the concept of psychological health, the preservation and maintenance of the psychological health of children and youth.
Original article submitted 24.06.2014; revision submitted 24.06.2014
Alla L. Busygina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of psychology.